Запретить атомное оружие, сократить на одну треть

вооружения и вооруженные силы пяти великих держав
Речь А. Я. ВЫШИНСКОГО в Первом комитете
_— - Генеральной Ассамблеи 11` ноября 1948 2.

Первому комитету предстоит рассмотреть
итоги работы подкомитета, образованного в
связи с предложениями Советского Союза о

‘запрещении атомного оружия и о сокраще-›

нии вооружений и вооруженных сил пятью
‘великими державами на одну’ треть,

В подкомитете фигурировали предложения,
внесенные, кроме делегации Советского (0-

юза, также делегациями Сирии, Соединен-
ного Королевства, Сальвадора, Ливана, Бель-
гли, Франции и Польши. В конечном итоге
на рассмотрении подкомитета `осталиеь . про-
вкты Советского Союза и Польши, а также
бельгийский проект, который теперь фигу-
рирует в качестве. проекта большинства
подкомитета.

1. Англо-американский блов нарушает постановления

Генеральной

Советская делегация считает бельгийский
проект неприемлемым и ‘не соответствую-
щим постановлениям Генеральной Ассамблеи
`от 24 января и 14 декабря 1946 г. Бель-
тийский проект не соответствует этим поста-
-новлениям, потому что. он уходит от реше-
ния вопроса о запрещении атомного оружия.
’ограничиваясь одной общей фразой. об ‘этом
в преамбуле. Между тем, Генеральная Ac-
самблёя, принимая свои постановления “OT
24 января и 14 декабря 1946 г., в сущности
говоря предрешила вопрое о запрешений
` атомного оружия и 0б исключении атомного
оружия ‘из национального вооружения.
<Вельгийский проект не соответствует и при-
`нятому Генеральной Ассамблеей решению: 0
- необходимости разработать практические уе-
зроприятия по общему регулированию й с0-
кращению вооружений и вооруженных сил,
так как и по этому вопросу в бельгийском
проекте нет никаких существенных иредло-
жений. а.
Эти постановления явились выражением
стремлений и чаяний всех миролюбивых вз-
родов, выражением их решимости провести
в жизнь провозглашенные Уставом ООН прин-
-ципы укрепления мира й международного
‘сотрудничества. Долг каждого члена органи-
зации Об’единенных наций повелительно
требует поэтому принятия таких мер, кото-
рые обеспечили бы проведение в жизнь укз-
занных выше резолюций в отношении 38-
‘прещения атомного оружия и других основ-
‘ных видов вооружения, которые могли бы
применяться в’ настоящее время и в буду-
mem для массового уничтожения, ‘и требует
‘скорейшего ‘установления международного
контроля надатомной энергией и технически-
ми усовершенствованиями для обеспечения
их использования лишь для мирных целей.
Долг каждого. члена организации 0б’единен-
ных наций также повелительно требует и

всеобщего желания, всеобщих.

‚ жений

‚В этом вопросе создалось ввиду

‚ Ассамблеи

принятия всех мер к выполнению той части
указанной резолюции Тенеральной Ассам-
блеи, которая призывает в разработке п
принятию мер по скорейшему сокращению
вооружений и вооруженных сил.

Так обетоит дело’ у нае е постановления-
ми Генеральной Ассамблеи. Эти  постановле-
ния перед нами; они ясны, они точны, они
определенны, они являются выражением
стремлений
запретить атомное оружие, сократить воору-
жения и вооруженные. силы.

Между тем, — об этом необходимо сказать
с самого же начала, — бельшинство чле-
нов атомной комиссий и-комиссни по обыч-
ным вооружениям ‘не ° выполнило своего
долга. несмотря на то, что’с тех пор UPOTLIO
более двух лет и в международных отноше-
HAA 38 это время еще ‘резче определилось
напряжение, вызванное бешеной гонкой
вооружений и -пропагандой новой войны в
ряде стран и; в первую очередь, в США и
Великобритании. В результате, разработка
мероириятий, направленных на запрещение
атомного оружия ‘и на сокращение” воору-
и вооруженных сил, уперлась в ту-

в о а
Мы уже приводили немало фактов, сви-
детельствующих о том, что такое положение
позиции,
главным образом, представителей США и
Англии. Вместо того, чтобы стремитьея &
согласованным решениям, в результате че-
го могло бы быть достигнуто соглашение и
могли бы быть подготовлены конвенция или
конвенции о запрещении атомного оружия

`и сокращении вооруженных сил и воору-
жений, они явно пренебрегали этой задачей,

нагрюмождая одну трудность на другую, г0-
здавая новые и новые’ препятетвия к дости-
жению возможного соглашения.

`2. Ито и почему сопротивляется запрещению

- атомного

_ Все поведение представителей США и
Англии в Совете Безопаености, в атомной
комиссии, в комиссии по так называемым
обычным вооружениям и, наконец, на этой
сессии Генеральной: Асеамблеи и в`ее коми-
тетах подтверждает е неопровержимой силой
слова Генералиссимуса Сталина о том, что
«влохновители агрессивной политики В
США и Англии не считают себя заинтересо-
ванными в соглашении и сотрудничестве с
СССР. Им нужно. не соглашение и сотруд-
пичество, а разговоры о соглашении и со-
трулничестве, чтобы, сорвав оглашение,
взвалить вину на. СССР и «доказать» этим
невозможноеть сотрудничества е СОСР. Под-
жигатели войны, стремящиеся развязать но-
вую войну, более веего боятся соглашений и
сотрудничества с СССР, так как политика
соглашений е СССР подрывает позиции под-
кигателей войны и делает беспредметной
агрессивную политику этих господ».

Разве мы не были свидетелями всевоз-
можных маневров англо-американского бло-
ka на. протяжении всех 30 -месяпев работы
атомной комиссии и других комиссий, кото-
рые все большеи большезапутывали работу
этих комиссий и все более и более отдаляли
возможность достигнуть соглапение в` этом
деле в интересах укрепления мира и 6е30-

оруния?

пасности народов? Эти маневры вместе с
тем рассчитаны: на то, чтобы ответетвен-
ность 3& неудачу в ‘этом деле переложить
на Советский ‘Союз, изобразив именно его
виновником этой неудачи, несмотря на то,
чо никто больше Советского Союза не до-
бивалея успеха в этой рабу, проявляя
максимум сговорчивости и уступчивости.

Чтобы прикрыть свое нежелание догово-
ритьея о запрещении атомного оружия,
представители США и Англии нашли такой
повод. чтобы не допустить запрещения атом-
ного оружия, как необходимость раньше
веего договориться об учреждении междуна-
родного контрольного органа. Несмотря на
то; что более логичным было’ бы’ раныйа
всего договориться о запрещении атомного
оружия, а потом уже. о контроле над выпол-
нением такого запрещения, на чем перво-
начально настаивали советские предетави-
тели,  Совелекое правительство согласилось
нз одновременное подписание и вступление
в силу обеих конвенций — и о запрещении
эломного оружия и об учреждении между-
народного контроля. ‘ Е

Это. предложение Советского Союза устра-
пяло одно из препятствий к соглашению.
Но англо-американский блок отказалея при-
нять это предложение. Он открыто, таким

образом, занял позицию срыва соглашения
0 запрещении атомного оружия. Одновре-
менно этот блок еше более упорно стал
настаивать на принятии. Советским Союзом
американского плана контроля, что еше
больше углубляло и усиливало имеющиеся в.
этом вопросе разногласия между англо-аме-
риканской позицией и. позицией Советского
(Союза. Beem видно, Bak недружелюбно
встретили представители США и Англии
предложение СССР 9 запрещении атомного
‚оружия. Они, правда, не могут опровергнуть,
что атомная бомба — оружие нападения,
оружие агрессии, что совершенно бесспорно.
Но они энергично стараются отвергнуть ©0-
ветские предложения, паправленные против
этого оружия агрессии. т
_ Я хотел бы в подкрепление этого своего
определения атомного оружия, как оружия
агрессии, сослаться на`\мнение такого авто-
ритегного и видного ученого в области атом-
ной энергии, председателя консультативного
совета атомной комиссии Соединенных Шта-
тов Америки профессора Роберта Оппенгей-
мера, который в сборнике группы ученых
Йэльского о института по международному
вопросу в США пивал:. 3
«Атомное оружие является оружием аг-
‚рессии, внезапности и террора... Стратегия
ее (атомной бомбы.—А. В.) использования
‘может сильно отличаться от той, при кот-
рой она была применена против фактически
побежденного врага. Но она остается ору-
жием агрессии, и элементы внезапности и
террора являются такими же неот’емлемыми

её свойствами, как и распад атомного ядра».

Вот вам голое видного американского
ученого, голое человека, который является
председателем консультативного совета атом-
ной ` комиссии США, который на весь мир
об’явил, что атомное оружие является ору-
жием агрессии и террора. Хотя в деле етра-
тегического ее использования и могут быть
изменения, но атомная. бомба всегда остает-
ся  этим оружием агрессии. Причем террор
является таким же неот’емлемым ее свой-
ством, как распад атомного ядра. 4

Вот почему советская делегация требует
запретить это оружие агресеии. Атомной
бомбой не защищаются, а при помоши
этомной бомбы напалают.

“Вы, господа. хотите сохранить атомную
бомбу, значит вы вынашиваете планы агрес-

сии. В этому еводятея рассуждения ‘ученых,

которые поднимаются выше официальных
позиций, которые они представляют. С
С высказыванием Оппенгеймера нельзя н
сопоставить заявление швелекого проф. Све-
на А. Хансона (журнал «Текнике = THI-
скрифт» № 29 от 14 августа 1948 г.) о
том; что «США твердо намерены сохранить
за собой ведущее положение в области атом-
ной науки и ее военного применения».
Вот где лежат причины саботажа работы
атомной комиссии, сопротивления со’ сторо-
ны правящих кругов США предложениям
Советского. Союза ‘о запрещении атомного
оружия. :
Вместе с заботой ‘о сохранении атомного
оружия и об обеснечений возможности даль-
нейшего неограниченного‘ производетва это-
го оружия правящие круги США ведут бе-
шеную гонку вооружений. В США с каждым
годом вее больше и больше ‘раздувают воен-
ные бюджеты, бешено увеличивают расходы
на. вооружение и вооруженные силы, ‘что
всей своей тяжестью ложитёя На миллионы
людей, на все трудящееся население. Никто
не может поверить тому, что этот громадный
рост военных бюджетов в США, эта бешеная
гонка вооружений и. настоящее поклонение
атомной бомбе, культивируемое милитари-
стекими кругами США, видящими в этом

`ЧЕХОСЛОВАКИЯ

ПРАГА, 11 ноября. (ТАСС). По случаю
Международного дня демократической моло-
дежи вчера в Праге состоялось массовое

‚  собрание молодежи, на котором присутетво-

вали представители ряда стран. С речью
выступил председатель Союза чешекой мо-
‘лодежи депутат парламента Гейзлер.

Поджигатели новой войны, заявил Гейз-
лер. пытаются’ расколоть единство Beemup-
ной федерации демократической молодежи,
но, несмотря на все происки’ реакции, ла-
герь демократической молодежи все больше
укрепляется.

Симпатии чехословацкой молодежи, про-
‘должал оратор, на стороне тех, кто борется
за свободу и демократию, за мир и дружбу
межлу народами. Молодежь всего мира. ви-
дит в лице Советского Союза верного защит-
ника, прав угнетенных, защитника мира и
безопасности народов.

_ Участники собрания приняли текст при-
ветствия Всемирной федерации демократи-
ческой молодежи. я

ВЕНГРИЯ
БУДАПЕШТ, 11’ ноября. (ТАСС). Вен-
герская молодежь отметила вчера Всемир-
ный день демократической молодежи празд-
ничнымия собраниями и ‘вечерами. _
--В связи е праздником Народный союз вен-
герской молодежи отправил привететвенные
телеграммы руководству Всемирной фелера-
ции демократической молодежи и молодеж-
ным организациям СССР, Болгарии, Чехо-
словакии, Румынии, Польши, Албании,
Франции и Италии. 5

АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 11 ноября. (ТАСС). Вчера в
честь Дня демократической молодежи в

Лондоне состоялся митинг, на котором было.

решено поддержать инициативу Междуна-
родного совета молодежи в Англии (совег
создан для укрепления и расширения. евя-
зей е зарубежной молодежью) и провести
среди молодежи кампанию по сбору 100 ты-
сяч подписей под декларацией: «Молодеже
в борьбе за. мир».

Всемирный день демократ
молодежи за Р

принятой декларации говорится:
«Мы — молодежь Англии — будем доби-
ваться: разоружения, прекращения  воен-
ных приготовлений и военной пропаганды,
уничтожения и запрещения атомного ору-
жия, установления международного вонтро-
ля над использованием атомной энергии.

Мы будем бороться за свободу и незави-
епмость всех народов, за запрещение раси-
етекой пропаганды. Мы будем работать нал
укреплением союза и дружбы
жи во всем мире и особенно за тесную
дружбу молодежи Советского (0138, Вели-
кобритании и.Америки».

БОЛГАРИЯ

СОФИЯ, 11 ноября. (ТАСС). Болгарская
молодежь се большим под’емом отметила
Всемирный день демократической молодежи.
Этот’ день прошел под лозунгом барьбы 38
прочный мир, 38 народную демократию,

В Софии состоялось торжественное засе-
дание, на котором с приветствиями болгар.
ской ‘молодежи выступили представитель
Всемирной федерации демократической  М9-
лодежи Френсие Деймон. & также предетави-
тели румынской и венгерской молодежи.

С докладом о Веемирном, дне демократи-
ческой молодежи выступил секретарь цент-
рального комитета Союза наролной молоде-
жи Болгарии Станко Тодоров.

Болгарская молодежь, сказал он, встре-
чает этот день значительными достижения-
ми. В стране осуществлено полное единство
молодежи. Юноши и девушки Болгарии ак-
тавно участвуют в экономическом возрож-
дении республики. Создана 250-тысячная
национальная молодежная бригада, члены
которой строят водохранилиша и электро-
станции, железные и Шоссейные › дороги,
Произволственные бригады молодежи Ha
предприятиях и в сельских кооперативных
хозяйствах показывают образцы нового, со-
пиалистического отношения к труду.

РУМЫНИЯ

“По случаю Международного дня молодежи
и четвертой годовиины Co JHA

В

лодежи Национальная федерация демокра-

молоде-`

создания
Всемирной федерапии демократической мо-

ической

убежом

тической молодежи Румынии направила
Всемирной федерации демократической не
лодежи телеграмму, выражающую солидар-
ность Федерации. е. молодыми борцами за
мир и демократию против империализма,
В заключение в телеграмме  говоритея
Мы обязуемся отдать вее  илы борьбе по
руководством румынской рабочей партии за
построение социализма в нашей стране, ад
тивно поддерживать деятельность Beewpp.
ной федерации демократической молодежи и
способствовать укреплению боевого един.
ства демократической молодежи всех стран,

ФИНЛЯНДИЯ

ХЕЛЬСИНКИ, 11 ноября. (ТАСС). Тезыь
газеты отметили вчера Всемирный день
демократической — молодежи. «Тюэканез
саномат» опубликовала в связи © эти
заявление генерального секретаря Демокра-
тического союза молодежи Финляндии
Миккола, который сказал, что перед союзоу
стоят. большие залачи в области просвеще-
ния, быта и других жизненно важных в.
просов, затрагивающих юношество страны,
Мололежь не удовлетворена развитием 19-
ложения в Финляндии за последнее время,
ибо условия существования все ухуди-
ются.

Лозунгом налиего союза, продолжал Миг.
кола, является: «Прочные дружественные
связи с советской молодежью».

ГЕРМАНИЯ

БЕРЛИН, 11 ноября. (ТАСС). В Берливе
состоялась конференция активистов органи:
зации «Свободная немецкая молодежь»
Большого Берлина, на которой было решено
поелать письмо Всемирной федерации демо-
‘кратической молодежи в связи с годовщиной
ве создания.

«Мы еше не добились победы над врага-
ми молодежи, —говорится в письме, — Мы не
успокоимся до тех пор, пока не будут унич-
тожены поджигатели войны и пока во воем
Берлине не будут созданы предпосылки дя
мирной счастливой жизни берлинской ноло-
дежи и берлинского населения.: Палачи яи-
когда не должны получить возможности еще
раз ввергнуть нашу молодежь в новую
войну».

_ От’езд зарубежных молодежных делегаций

По. приглашению Антифаниетекого во-
митета советской. молодежи в Советский
Союз на празднование 30-летия ВЛЕСМ
‘приезжали делегаты Всемирной федерации
демократической молодежи,  Междунарол-
ного ` союза ‘студентов и организаций
Польши. Болгарии, Чехословакии, Румы-
нии, ‘Венгрии, Франции, Норвегии, Фин-
лянтий, Дании в Италии. - :

Зарубежные гости были в СССР также и
в лни празднования 31-й годовшины Вели-
вой (Октябрьской  социалистичеекой рево-
люций. Они присутетвовали на торжествен-
ных собраниях в Москве, Ленинграле, Бие-
ве. Львове. Одессе, посетили театры, му-
зеп. выставки. яворцы культуры, были на
фабриках, заволах; в учебных завелениях.

Уезжая, представители демократической
молодежи выразили  призвательноеть за
гостеприиметво, оказанное им в СССР.

«Советская ‹ молодежь, — сказал перед
от’езлом из Москвы презилент’ Всемирной
федерации демократической молодежи Ги пе
Вузегон, — всегда’ шла в явангарле mpo-
\ грессивного ‘межлународного ‹ юношеского
лвижения. Вот почему юбилей советского
комсомола превратилея“в праздник демо-
кратической молодежи всех стран.

Сейчас, когда поджигатели войны, врага
мира: и демократии усиливают свою пол-
`рывную деятельность, голое молодежи, де-
монстрирующей_ солидарность с `Советеким
Союзом — оплотом мира и прогресса, зву-
чит. грозным предостережением для межлу-
наролной империалистической реакции,

т имени пятидесяти миллионов юношей
и. девушек, об’единенных во Всемирную
федерапаю демократической молодежи, я

передаю юношам и девушкам советской
страны горячий привет и лучшие пожела-
ния в достижении вовых. успехов».

Председатель Международного союза сту-
дентов Иосиф Громан еказал:

«Покидая великий Советекий Союз. зем-
лю сопиализма, я хочу выразить чуветво
самой глубокой и искренней благоларностя
героической советской молодежи во главе
е ЛТенинско-Сталинским  комсомолом.
восхищен всем, что’ увилел в вашей стра-
He,—— счастливым настоящим и светлым
бутущим ‘юношей и девушек Советского
Союза, победоносно шествующего к комму-
НИЗМУ >:

«Покидая зёмлю Советского Союза. —
заявил генеральный секретарь Союза рес-
публиканской молодежи Франиии Леопольд
Фигер.— я хочу выразить ввою большую
радость по поводу того, что емог принять
участие в праздновании 30-летия вомеомо-
ла и 31-й годовщины Великой: Октябрь-
ской социалистической революции. ©

Приехав в СССР через 10 ‘лет после
моего первого. посещения страны. Советов,
я. мог легко судить об огромных успехах,
достигнутых во всех областях, что являет-
ся доказательством мощи советской страны,
огромной работы,  пролеланной народом й
мололежью под руководством партии
Ленина — Сталина.

Вы можете быть уверены, что, возвра-
тившись во Францию. мы будем еще более
неустанно укреплять дружбу между Фран-
цузекой молодежью и молодежью СССР и
выступать против поджигателей новой
войны, борясь за общее дело — дело мира и
демократии».

Что показали президентские выборы в США.

9 ноября в США закончилась избиратель-
ная кампания, В течение последнего време-
ни определавшая ` политическую жизнь
страны. Уже на следующий день, когда бы-
ла полечитана основная масса голосов, ста-
ло ясно, что победу одержал кандидат де-
мократической партии — нынешний прези-
дент Гарри Трумэн.

Согласно американской конституций : BbI-
боры президента США являются двухсте-
пенными, и 2 ноября был избран не сам
президент, а выборщики. Лишь через месяц,
13 декабря, эти выборщики соберутся для
того, чтобы своим голосованием завершить
процедуру избрания президента.

Однако решающей стадией выборов пре-.
зидента являетея избрание выборщиков, и
состав выборщиков предопределяет побелу
того. или иного кандидата.

Вольшинетво избранных. 2 ноября вы-
борщиков —— представители
ской‘ партии. Таким образом, избрание Тру-

изна президентом обеспечено. Проведенные,

в этот же день выборы нового состава пала-
ты представителей, одной трети состава се-
ната, а также губернаторов в значитель-
HOM числе штатов также принесли победу
демократической партии.

В  выборах приняло участие, по непол-
ным данным, 47 млн. человек — около по-

ловины общего числа граждан, достигших.

21 года: Значительная часть’ населения
не имела возможноети принять уча-
стиёо в выборах ввиду  многочиелен-
ных избирательных ограничений, 6у-
шествующих в СМА, По данным аме-
риканекого еженедельника «Юнайтед стейте
Ньюс‘ энд уорлло рипорт», 3.7 млн.
человек лишены избирательных прав в ре-
зультате существования в Южных штатах

избирательных налогов и других ограниче-_

ний; около 2.3 млн. отстранены от участия
в выборах в связи с тем, что они не умеют
читать и писать по-английски; около 2 млн.
не смогли пойти к избирательным урнам в
силу пействующего ‘во многих штатах так
называемого пенза оселлости (требуется,

чтобы избиратель проживал в данном рай-

оне в течение определенного периода до

выборов).
Эти данные лишний раз красноречиво

^АР`С РЕДАКЦИИ:

резервов—Д 3-31-96; отдел учащейся молодёжи и пионеров —Д 3-37-43;
Д.3-38-49; отдел обзоров печати — Д 3-33-05; отдел нкритини и библиографии —Д 3-36-98; отдел писем

Б 03429.

демократиче-.

свидетельствуют © подлинном характере
американской «демократии».

Победа Трумэна явилась для большин-
ства американских газет и обозревателей
неожиданностью. Любопытный факт. Га-
seta «Чикаго трибюн» в стремлении
опередить другие газеты, не дождавшись”
результатов голосования, уже поспешила
выпустить номер с поздравлениями... Дьюи.
В течение трех дней после выборов зару-
бежная ‘пресса не уставала печатать кари-
катуры и иронические комментарии, вы-
оменвая провал америкапского ‘«инетитута
общественного мнения» Галлуна; © «точно-
стью предеказавшего» неминуемую победу
Дьюи. Сейчае многие американекие’ обозре-
ватели оценивают итоги голосования. как

«избирательное чудо». A между тем ника-’

кого «чуда» не произошло. Расчет реепуб-

ликанцев на якобы происшедший после

войны сдвиг американского народа вправь
оказался явно несостоятельным. «Провал
республиканской партий и Дьюи, выетупав-
ших на выборах с откровенно“ реакпионной
й наиболее агрессивной программой, пока-
зывает, что большинство американского на-
рода отвергает эту программу» (Молотов).

Й. республиканская и демократическая

1 партия чвляютея партиями крупного моне-
полистического Капитала. Однако, в то вре-.

мя как в ходе предвыборной кампании рес-
публиканекие лидеры не ‘скрывали своих
связей с Уолял-стритом, лидеры демократов
в демагогических целях всячески нападали
На монополистаческих магнатов и: изобража-
ли из себя защитников «рядовых америван-
цев». ; { i

Американскому народу известны связи
Дьюи с воротилами Уолл-стрита, особен-
но ‘е ‘нефтяным королем  Рокфеллером.
1нз американская газета писала, чо в
случае прихода Дьюи в власти правитель-
ство будет «попахивать нефтью». Открыто
агрессивные высказывания главного совет-
ника р^епубликанекой партии по внелтне-
политическим. вопросам Даллесга, который к
TOMY же известен своими связями © гер-
  MaHCRUMA нацистами, не могли неё подорвать
позиций Дьюи. Трумэн, который ва- деле
проводил двупартийную внетнюю полити-
ку, в своих предвыборных высказываниях
по вопросу отношений се СССР был более

оружии агрессии последнюю надежду на
спасение, что все’ это’ осуществляется в
целях самообороны, в целях укрепления
коллективной безопасности. ©
(Продолжение следует).
осторожен, чем Дьюи. Несомненно, что
заявлениями 0 своем  миролюбии он

привлек к себе пемало избирателей. На-
пример, 18 октября Трумэн заявил:
«Наша политика ни сейчас, ни когда-
либо раньше не была направлена про-
тив Советского Союза». В эй же речи
Трумэн об’явил о своем намерении бороть-
ся за мир: «Мы не пощадих никаких уси-
лий, чтобы добиться мира».
` Незадолго до выборов Трумэн в широко
разрекламированной телеграмме Mapmaaay
заявил о своем намерении послать в Moce-
ву для перемворов с советским правитель-
ством председателя верховного сула США
Винсона. На фоне открытых призывов в
войне против СССР, делавтихся республи-
канскими лидерами, подобные заявления
немало содействовали привлечению избира-
телей. .
Другой причиной успеха демократиче-
ской партии является то, что ее руко-

усиленно прятались за тень Рузвельта и
щедро обещали избирателям проводить
политику рузвельтовского «нового курса».
«Можно сказать, — писал Липпман,— что

этот триумф, одержанный в 1948
является самым внушительным».
В победе демократической партии надо

году,

политики этой партии, сколько их недоволь-
ство республиканцами. Демократы иеполь-
зовали при этом недовольство нарюда дзя-
тельноетью конгресса, в котором республи-
канны имели большинство. Два гола. про-
шедшие со времени последних выборов. в
конгресс, принесших победу респубаикан-
цам; дали достаточно поводов для такого
недовольства. Реальная заработная платз
рабочих неуклонно снижалась, в TO. Ke
время прибыли капиталистов продолжали
раста. Достигнув в прошлом году почти
30 миллиардов долларив. Конгрессом был
принят ряд антирабочих законов, в том. чие-
‘ле. в первую очередь реакционнейший за-
кон Тафта — Хартли, утемляющий элемен-
тарные права трудящихся. Й хотя пемокрз-
ты ий в конгрессе прадерживалиеь «лвупар-
тяйной» политики. вовремя’ избирательной
кампании они всячески старались отмеже-

водители во время предвыборной борьбы.

из всех избирательных триумфов. Рузвельта.

видеть не столько одобрение избирателями.

ваться от многих решений конгресса, за ко-
торые они сами в свое время голосовали,
как, например, закон Тафта—Хартли и др.
Стремясь добиться поддержки  избира-
телей, Трумэн обещал улучшить по-
ложение народа, в Частноети, установить
контроль над ценами, отменить закон Таф-
Та — Хартли, обложить налогами крупный
капитал, гарантировать неграм граждан-
ские права а т. д. В разгаре. предвыборной
кампании Трумэн созвал кенгресе для рае-
смотрения и принятия законопроектов отно-
сительно контроля над ценами, жилищного
строительства. отмены ‘избарательных на-
лагов, гражданских прави т. д. Большин-
ство предложений Трумэна было отвергну-
то республиканским большинством ковгрее-
са, что повысило его шансы на успех ий
подорвало позиции республиканцев Ha
выборах. :

`Демагогическая кампания руководетва де-
мократической партии в разгар предвыбор-
ной кампании достигла огромного размаха.
Тавались щедрые обещания, широко прак-
тиковалось «запмствование» популярных

лозунгов прогрессивной партии, Дьюи и ero

соратники — республиканиы подвергались
критике © невиданной доселе резкостью.
Так, ‘25 октября в Чикаго в одной из
етоих последних предвыборных речей
Трумэн обрушилея на «злобные силы» рес-
публаканцев, которые выполняют волю мо-

пополистов, «распгиряющих свою власть над

Соединенными Штатами, сжимающих в ти-
сках мелких предпринимателей».

В этой же речи он пообешал «приоста-
вовить и отбросить назад расовый и. рели-
гиозный гнет, ‘тосподетво крупных дельцов,
инфляцию».

Позорно знаменитая комиссия по раесле-
дованию антиамериканекой деятельности и
ве «герой» — республиканец Томас стали
излюбленной мишенью демократов. Нет
нужды говорить, что критика методов «ко-
миссии». осуждение ее «подвигов», разобла-
Чение омердительных деяний Томаса ветре-
чались с одобрением широкими массами
американцев. Вместе с тем не лиштне напом-
нить, что и демократы принимали посиль-
Hoe участие в активизации «комиссии», что
рядом © республиканцем Томасом стоит де-
мократ Рэнкин, что вееной этого гола боль-
щинство демократов в конгрессе поддержало
эешение 0б абсигновании нз нужды «комис-
сии». :

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

И демократы и реенубликанцы основной
огонь сосредоточили прежде всего против
молодой прогрессивной партии, не успевшей
еще за несколько месяцев своего существо-
вания создать по всей стране свои органи-
зации. Из 1.800 ‘американских ежедневных
газет только три оказывали поддержку
новой партий, которая’ не имела возможно-
сти широко ознакомить избирателей со сво-
ей. программой. а ;

С явным намерением нанести удар по
новой партии были проведены аресты 12, ли-
деров компартии. Комиссия по расследова-
нию антиамериканской деятельности, фе-
деральное бюро расследований, различные
комиссии, занимающиеся проверкой «лой-
яльности», и другие подобные организации
американской реакции все свои усилия на-
правили на то, чтобы ослабить позиции про-
грессивной партии, не допустить избирате-
лей отдать голоса за ее кандидатов. В ряде
штатов власти сняли в последнюю минуту
кандидатов прогрессивной партии из изби-
рательных еписков с помощью судебных ре-
шений и всяких других махинаций.

На результатах голосования сказалея п.
тот факт, что миллионы трудящихся аме-
риканцев были лишены возможности участ-
вовать в голосовании из-за существующих
в стране правовых ограничений. А именно
этой. нуждающейся части населения близ-
ка шюграмма прогрессивной партии.

Выборы закончились. Американские из-
биратели показали, что они против оголте-
лых проповедников новой войны типа [bon
й Даллеса, что они недовольны реакционной
деятельностью республиканского  койгреёс-
са, что они стоят за возврат в рузвельтов-
ской политике «нового курса», за проведе-
ние мероприятий, улучшающих положение
трудящихся масе, 3a обуздание монополи-
CTOB. ;

Программа, за которую выеказалея аме-
риканский народ, ясна.

По сообщениям американской печати,
многие общественные’ организации, проф-
союзы: организуют посылку Трумэну пети-
ций, в которых напоминают его прелвыбор-
ные обещания и требуют их выполнения:

Это свидетельствует 0 TOM, что массы
избирателей требуют - сейчас от лемокра-
тических лидеров выполнения взятых на
себя обязательств:

И; ГЕЕВСКИЙ.
Ю: ПОЛЯКОВ.

я
Москва, 137. Улица «Правды», д. 24, 6-Й этаж, ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: ‘справочный — Д 3:30-56; секретариат — Д 3-37-65; отдел пропаганды —Д 3-37-22; отдел комсомольсной жизни — Д 3-31-39; отде
: , ; мы 39; л рабочей молодёжи — Д 3-35-63;
отдел крестьянской мслодёжи—Д 3-38-38; отдел литературы и иснусства—Д 3-31-94, Д 3-38-18; отдел ннутренней информации — Д 3.36-26: иностранны а аа cao sie ae и ра ая орех
—Д 3-30-69; отдел местной сети —Д 3-32-19; отдел иллюстрации’— Д 3-30-22; бюро стенографии — Д 1-04-76 и ДЗ-35-20. О

®

КРОВАВАЯ РАСПРАВА
В ПАРИЖЕ

ПАРИЖ, 11: ноября. (ТАСС). Cerin
утром в Париже по случаю тридцатой г
довщины ‘ео`дня ‘прекращения военных дей.
ствий в войне с Германией 1914—18 гг.
состоялась официальная традиционная цере-
мония У «могилы Неизвестного солдата» 1
военный парад на Елисейских полях. В
второй же половине дня в районе Елисей
ских полей по. призыву Французекого сою-
за бывших участников войны стали собя-
раться колонны демонстрантов для участия
в демонстрации по случаю памятной годов-
щины. Демонстрация была организована
под лозунгами борьбы в защиту мира.

Когда колонны демонстрантов во главе в
бывшими участниками двух войн и инвали-
дами войны, многие из которых получили тя-
желые ранения во время войны и оередвя-
гались на колясках. двинулиеь в направле
нии Триумфальной арки к «могиле Шеиз-
вестного солдата», они встретили на своем
пути заграждения из деревянных барьеров
и полицейских цепей.

Однако демонстранты попыталиеь 1-
должать свой путь. Полиция пустила в 104

против них дубинки и автоматы. ‹Пронзо-
шла кровавая расйрава.
Защищаясь, демонстранты BO ‘многих

пунктах — на Елисейских полях и приле
гающих ‘улицах построили баррикады в 01
бивали камнями атаки полиций. Столкно-
вения полиции с демонстрантами продолжа-
лись несколько часов. С обеих сторон ва
считывается много раненых, в том чи
женщин. Полиция произвела среди демон-
странтов ‘многочисленные аресты. Среди
арестованных — раненпые  нолицейскими
депутаты Национального собрания Вийон и
Вильер.

В районе” Елисейских полей до поздней
ночи патрулируют усиленные наряды по-
лиции.

;
16-е первенство СССР по шахматах

Первый тур

5 часов 30 минут. Пущены часы. (де
ланы первые ходы. Началось 16-е первен-
ство страны по шахматам.

Каждое первенство Советского Союза яв
ляется крупным событием в мировой шах:
матной жизни. Партии советских” мастеров
перепечатываются шахматной прессой вее-
го мира. Их внимательно изучают как у
нас, в СССР, так и за рубежом. Чемпиона:
ты страны, начиная с Всероссийской олим-
пиады 1920 года, проводятся регулярно, 8
интервалами в один-два года.

Одиннадцатый раз начинает борьбу 34
почетное звание чемпиона страны rpoec-
мейстер Г. Левенфиш. Впервые в турнире
на первенство СССР принимают : участие
молодые — мастера-комсомольцы: — москвич
Ю. Авербах, чемпион Ленинграда М. Тайма-
нов и Р. Холмов (Вильнюс), а также чем:
пион Российской Федерации Г. Иливицкйй
и ленинградец С. Фурман... ;

Первой закончилась встреча Левенфии-
Бронштейн—самого старого и самого юною
из советских .гроссмейстеров. В дебюте че
тырех коней после многочисленных. разм
HOB, на 23-м ходу противники еоглаеллиеь
на ничью. Также с ничейным результат
окончились партии Флор—Толуш и Бонда
ревский—Лилиенталь.

В чешской защите ферзевого гамбит
гроссмейстер Рагозин, игравший черными ¢
гроссмейстером ВКотовым, предложил в дебю-
те интересную, но, очевидно, мало 0пав-
данную жертву пешки. Белые, приняв
MENTBY, повели партию до победы.

Пять партий осталиеь незаконченными.

Интересно ‘протекала партия молодых ма-
стеров Тайманова и Аронина. Она отложена
с преимуществом для -сервых «(Аронин),
Чемпион РСФСР мастер Иливицкий, играв-
ший Черными се Константинопольскиу,
имеет в отложенной. позиции лишнюю пепе
ку и более зктивное расположение фигу.

Сегодня играется второй тур.

SCA EE FE REE US STR CE Swe STE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

Изд. № 835.

Е

sali

rr