О кончание речи А. Я. вышинского

(Начало см. на 3-Й стр.)

Но-речи о международном доверии, как
предварительном условии для сокращения
зооружений  или для. запрещения атомного
оружия, мы слышали и от других делега-
ций. И это, в сущности говоря, является
лейтмотивом всех возражений противников.
На это указывала и английская делегация.
‚В. качестве условия для установления
fakoro международного доверия английский
представитель, если я не ошибаюсь —
г-н Фалла, указал в подкомитете на не-
сколько пунктов и, среди них, на необ-
ходимость заверптить мирное урегулирова-
ние с Германией и Японией.
Но, во-первых, если вы обратитесь к ре-
‚ золюции Генеральной Ассамблеи от. 24 ян-
варя или к более полной, развернутой ре-
золюции на эту же тему от 14 декабря
1946 года, то вы убедитесь, что там нет
вообще никаких предварительных условий.
Следовательно, представитель Великобрита-
нии совершенно произвольно выдвинул но-
вые условия, как, например, «мирное уре-
гулирование с Германией». _
_ Мы, однако, примем этот вызов. Пусть
будет так. Пусть для того, чтобы завоевать
и укрепить международное доверие, дей-
ствительно нужно мирно урегулировать
вопрос с Германией. Но как же здесь об-

стоит дело?
Известно, что еще в ноябре 1947 года
советский министр иностранных дел

В. М. Молотов внес в Совет Министров

Иностранных Дел в Лондоне во время Лон-
донской сесспи предложение советской деле-
гации о мирном урегулировании германского
вопроса, о мирном урегулировании с Гер-
манией. Можно было бы напомнить, что В
советских предложениях по этому вопросу,
внесенных в Совет Министров Иностранных
Дел в ноябре 1947 года в Лондоне, говори-
лось: «...Руководствуясь ранее принятыми
совместными решениями напих прави-
тельств, Совет Миниетров Иностранных Дел
должен признать неотложной, поскольку это
касается Европы, необходимость приступить
к подготовке мирного договора © Германией
и рассмотреть пря этом как вопросы, отно-
вящиеся к процедуре подготовки мирного
договора © Германией, так и основные во-
просы самого мирного договора».

Факт это или не факт? Факт, который
лельзя опровергнуть, факт, который говорит
0 том, что советское правительство год
тому назад вноеило в Совет Министров
Иностранных Дел в Лондоне предложение,
которое ‘я сейчае огласил, по мирному уре-
гулированию с Германией. В силу этого со-
ветская делегация предлага.®а в первую оче-
рель расемотреть такие основные вопросы,
относящиеся к подготовке мирного договора
с Германней, как вопросы об образовании
общегерманского демовратичеекого прави-.
тельства. о созыве мирной конференции для
расемотрения проекта мирного договора ©
Германией и 0б основных директивах для
выработки мирного договора с Германией.

А какова была судьба этого советекого
предложения? Судьба его’ была такова: это
предложение было отклонено по инициати-
ве Соединенных Штатов Америки и Велико-
британии. Если представители Великобри-
тании считают, что мирное урегулирование
с Германией является одним. из важных
условий, епособных обеспечить международ-
ное доверие, то должно быть ясным, что
удар по международному доверию нанесли
именно представители трех правительств В
Совете Министров Иностранных Дел, откло-
нившие советские предложения о мирном
договоре с. Германией.

Что же получается? Мы вносим предло-
жение о мирном урегулировании ¢  Tepma-
нией; его отклоняют. Теперь, через год, нам
товорят: если бы вы сделали шаг по Ha-
правлению к мирному урегулированию ©
Германией, то тогда международное доверие
окрепло бы. Но мы сделали этот шаг; мы
внеели соответствующий документ. А вы
какой шаг сделали? Пошли ли вы наветре-
чу этому предложению? Согласились ли вы
с этим предложением? Нет, вы отклонили
его. Какое же вы имеете право говорить 0
том, что нельзя принять советское предло-
жение о сокращении вооружений, потому
что нет международного доверия, а между-
народного доверия нет потому, что нет мир-
ного урегулирования с Германией, и .9то
Советский Союз должен был. сделать в этом
направлении какие-то шаги, тогда как Co-
ветский Союз уже год тому назад сделал. эти
самые шаги? Е

Если вы считаете, что без такого усло-
вия нет международного доверия, TO вы
должны нести ответственность за то, что
нет этого международном ‘доверия, ибо,
отклонив советские предложения о’ мирном
урегулировании с Германией; вы тем еамым
подорвали то международное доверие, о ко-
тором. вы здесь липемерно вздыхаете.

Английский делегат заявил далее, что
стоило бы только советскому правительству
сотласиться представить, хотя бы в общих
чертах, сведения о своих вооруженных си-
лах и вооружениях, как уже сделан был бы
большой шаг в направлении ‘укрепления
международного доверия. Желая блеснуть
своей проницательностью, английский пред-
ставитель Е этому добавил, что советское

_ правительство, конечно, не сделает такого
шага и, конечно, отвергнет такое предложе-
ние. ыы

„Увы, наш предсказатель и здесь прова-
лился, так как советское правительство со-
вершенно ясно и определенно заявило и это
заявление облекло в конкретное предложе-
ние, включенное в проект советской резо-
люции, что международному контрольному
органу должны быть представлены всеми
пятью государствами, а следовательно, и
Советским Союзом, полные официальные
‚ сведения о вооружениях и вооруженных еи-
wax.

Но допустим, что прав представитель Ве-.
ликобритании, который говорил, что стои-
ло бы только Советскому Союзу дать согла-
сие на пред`явление всех своих данных 0
вооружениях и вооруженных силах, как
был бы сделан большой шаг вперед. Мы со-
гласны представить эти сведения. Мы 06
этом не только сказали с трибуны, но мы
записали это в проект нашей резолюции.
Значит, отпадает препятствие к тому, что-
бы принять наше предложение. В таком
‘случае, почему же вы его не принимаете?

Не ясно ли, что это опять-таки только
отговорка, предназначенная для того, чтобы
прикрыть свое нежелание осуществить со-
крашение вооружений, как это предлагает.
советская делегация. ;

Английский ‘делегат не оставил 063 впи:

АПРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 137. Улица «Правды», д, 24, 6.

резервов—Д 3-31
¥. } 2

Б 03431.

ние неискушенных людей, или действуют

лосорания в Совете Безопасности.
вать эти вопросы нельзя.

ный контрольный орган должен быть о без
будто бы хотим в международный контроль-
ный орган включить право
вожу документ, опубликованный в треть-.
ем ` докладе,   4 `Я вам привожу заявление:
авторитетнейшего руководителя  советекой

внешней политики ‘министра иностранных
дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова,

-Как же английские представители и некото-
рые другие представители позволяют себе

жупел, чтобы попробовать сорвать приня-

фода.

ветских предложений, которые представил

мания и вопрос о «вето», повторив старые,
заезженные аргументы против принципа
единогласия, которое, якобы, советское
предложение имеет в виду применить и в
работе международного контрольного органа.
Трудно понять, зачем понадобилось Макней-
лу тав изврашать дело, особенно после’ всех
тех раз’яснений, которые были уже’ даны.
советскими представителями по этому’ во-
mpocy. ;

Напомним, что в третьем докладе атом-
ной комиссии от 19 июня 1946 г. в том
месте, где излагается позиция по этому’ во-
просу советского правительства, прямо ‘го-
ворится: «...Вонтрольные’ органы и органы
инспекдии должны осуществлять свои KOHT-
рольные и инепекторские функции, дейст-
вуя на основе своих собственных правил,
которые должны предусматривать принятие
в соответствующих случаях решений. боль-
шинством голосов». —

Следует также напомнить 0 сделанном в
1946 г. на заседании Первого’ комитета [е-
неральной Ассамблеи заявлении главы е0-
ветекой делегации В. М. Молотова по этому
же вопросу. В. М. Молотов в ответ на по-
добные речи противников советских  пред-
ложений заявил, что «совершенно  ненрз-
Вильно изображать дело так, Что будто бы
‘какое-нибудь государство, располагающее
«правом вето», будет в соетоянии помешать
осуществлению контроля и инепектирова-
ния». В. М. Молотов продолжал: «Контроль-

ные комиссии — не Совет Безопасности, и   т
‘коить английского представителя, что ‘все

поэтому нет никаких оснований говорить,
что, пользуясь «правом вето», какая-либо
держава будет в состоянии воспрепатство-
вать проведению контроля. Всякая попыт-
ка,— говорил В. М. Молотов;— воепрепят-
ствовать проведению контроля или инспек-
тирования по принятым Советом Безопас-
ности решениям ‘будет не чем иным, как
нарушением решения Совета  Безонасно-

Значит, совершенно неправильно  тол-
вуется вопрос о так называемом «вето» В
применении к работе международного конт-
рольного органа, Конечно, ‘право «вето»
принадлежит Совету Безопасности. Hpa-
вится ли оно кому-нибудь или не нра-
вится (мы знаем, что есть делегации, кото-
рым это «вето» ке нравится), но это Устав,
это — принцин Устава, и мы вправе ero
защищать, пока он из Устава не’ исключен.
Мы вправе бороться за него всеми мерами,
всеми силами и средетвами, чтобы. OH. из
Устава не был исключен, ибо это. ‘крае-
угольный ‘камень Устава, краеугольный: ка-
мень всей организации 0Об’единенных на-
ций. и :

Но это другой вопрос, а здесь идет воп-
рос о том, что никто никогда, по крайней
мере, что касается Советского Союза, He
предлагал и ‘не ‘предлагает применить право
«вето» в работе контрольных органов.

Значит, противники и критики советеких
предложений или сознательно смешивают
Эти два вопроса, чтобы ввести в заблужде-

по недоразумению; потому что они сами не
разобрались как следует в этих вопросах,
нё разобрались в том, что одно‘дело — ра-
бота контрольных органов, одно дело — ме-
ханизм голосования в международном  конт-
рольном органе, а другое дело — Совет
Безопасности, другое дело — механизм го-
Смеши-

Мы товорим ясно и точно: междунарол-

«вето», Совет Безопасности — с «вето».
Значит, никто не`смеет говорить, что мы

‘право’ «вето». › Нет,
этого’и не было 6 самого начала. Я вам при-

которое уже два года тому назад было про-
изнесено в Первом ‘комитете в Нью-Йорке.
После всего того, что было высказано,

вновь возвращаться к вопросу о’ «вето»,
пытаясь и на этот раз использовать этот

тие советских предложений. °^

Мы видим, однако, что все эти‘ попытки
Достаточно неуклюжи; и мы надеемся, что
эти попытки постигнет Такая же неудача,
Rak и многие другие попытки ‘такого: же

Есть еще другие возражения против ‘eo-

г. Макнейл. Он буквально ‘засыпал © cozer-
свую делегацию’ этими вопросами, вроде
того, как понимать выражение‘ «вооружен-
ные силы»? Определяется ли соотношение
в одну треть в соответствии с количеством
каждого отдельного вида. оружия или с ко-
личеством средств, затраченных на произ-
водство этого оружия? Как можно 0беспе-
чить спрзведливое проведение сокращения
вооружений и вооруженных сил и т. д.
ити. a

_Здесь сегодня бельгийский представитель
дошел до того, что он проеил pas ACHAT,
как можно сократить на одну треть один
крейсер? Я должен думать, что даже бель-
пийский представитель этого не’ раз’яснит,
Tem более, что никто и не предлагает один

крейсер сократить на олну треть. Я ‘видел,

правда, в одном Французеком журнале ка-
рикатуру, как ‘на одной лошади силят три
франпузеких кавалериста с надписью «со:
кращение армии на одну треть». Но с крей-
сером даже и это нельзя проделать. Но
зато я скажу — можно сократить три крей-
cepa на одну треть. Можно сократить
33 подводных лодки на одну треть и т. д.
и т. п. И это сокращение в течение года
должно быть произведено экспертами, све-
дущими в этих вопросах в большей степе-
ни, чем некоторые другие, Не будучи спе-
циалистом военного дела, я заранее могу
‘сказать, что вое это не представляет не-
преодолимых трудностей, тем более, что в
анналах даже еще печальной памяти Лиги

новоду, разработанных в свое время, ‘ибо в
течение двух десятков лет разрабатывалиев
вопросы ® сокращении вооружений, в том
числе и на одну треть. Еше американский
‚президент Тувер вносил аналогичное пред-
ложение ‘и вносила такие предложения о
всеобщем сокращении вооружений и ховет-
ская делегация двадцать лет тому назад.
Есть множества материалов такого“ рода,
‚которые дают. возможность технически спра-
‚виться < задачей, трудность. которой Tak

наций имеется ` иного  материалов по’ ‘этому’

подчеркивается сейчас противниками этого
предложения только для того, чтобы этой
трудностью отпугнуть от. принятия этого
предложения, . : :

Я кратко мог бы, пожалуй, об’яснать.
Я просто сослалея бы, скажем, на мирный
договор с Италией или. на мирный договор
с Болгарией а < Румынией, где употреб-
ляется термин «вооруженные силы» и где
в приложениях даже нет никакого об’ясне-
‘ния понятия этою термина, хотя имеетея
об’яснение ряда других терминов, но
ведь это же элементарно. Если г-ну Мак-
нейлу кажется очень трудным решить эту
задачу; то, я думаю, найдутся специалисты
этого дела, которые сумеют разрешить та-
кую проблему — определить, что такое в-
руженные силы. ‘

Но важно нам ответить на одно — Co-
ветский Союз говорит: все вооруженные си-
лы-—и сухопутные, и морские, и военно-
воздушные — пяти великих держав — все
„вооруженные силы подлежат сокращению
на одну треть. И говорят нам после этого:
‚970 неясно, это туманно, это нервально. Ну,
знаете ли, это можно говорить, ‘конечно, по
всякому решительно поводу. Можно тогда
вообще эту фразу раз навсегда затвердить
и повторять при каждом рассмотрении каж-
дого проекта для того, чтобы за эти; фразы
спрятать ©в0е отрицательное отношение
вообще Е самому принципу сокрашения
‘вооружений и вооруженных сил.

Вот почему я и говорю, что можно успо-

ЭТИ вопросы нетрудио будет ретить в нро-
цессе последующей работы на протяжении

‘года. Ведь неправильно ‘делают *@` мои кол-

леги, которые утверждают, ‘что советская
делегация предлагает немедленно осущест-
вить вокращение вооружений и вооружен-
ных сил. Это неправильно. Мы не пред-
лагаем немедленно сократить, a говорим:
‘в течение, года. Вы, может быть, считае-

‘те, что год — ато очень маленький срок;
но я He слышу других предложений.

Тод— это срок солидный. Значит, не
немедленно, а в течение года.

Потом Бельгия говорит: «Мы не’ соглас-
ны на сокращение». Но ведь, господа бель-
гийцы, мы вас и не приглашаем к этому
делу. Мы предлагаем это пяти великим дер-
жавам, Мы знаем, что вы не согласны: ВЫ

‚й не решаете этого дела, потому что реша-

ют дело пять великих держав, у которых

подавляющая масса вооруженных, сил. По-
чему вы так горячитесь? Почему вы такую
зктивность проявляете? И резолюцию внес-
ли. Но было бы более понятно, если бы ре-
золюцию внесли бы США, или внесли бы
англичане, ‘или даже французы, или даже
Китай. Во всяком случае, эти доводы не
имеют решительно никакого значения.
Английский представитель говорил еще,
что он должен откровенно признать, что
«некоторые государства едва ли могут иро-
вести дальнейшее сокрашение, не’ подвер-
тая опасности выполнение своих основных
обязательств, таких, как поддержание по-
рядка, возможно, во Многих частях мира».
Значит, выходиг так, что во многих ча-
стях мира сейчае британские вооруженные

силы поддерживают порядок. В этих многих:

частях мира, как известно, почва горячая.
В некоторых случаях она даже горит под
ногами этих самых вооруженных сил и лю-
дей, которые наводят там порядок. Вот для
этого нужно держать вооруженные силы,
ий поэтому не могут эти государства сокра-
тить свои вооруженные вилы. Великобри-
тания здесь перекликается с Витаем, с той
только разницей, что Китай употребляет
эту аргументацию в порядке внутреннего

употребления, а Великобритания в порядке’

внешнего употребления.

`” В-этой связи вполне понятно заявление  .

г-на Макнейла о стратегическом интересе
Великобритании в Греции. Раз стратегиче-
ский интерес в Греции, значит войска. Раз
стратегический интерес в Китае, значит
войска. Раз стратегический интерес в Ин-
донезии, значит войска. Да, ну, Ran же
можно в таком случае сокращать войска?
Конечно, те государства, которые по уши
влезли во всякие военные авантюры в
разных чаетях мира,— они, конечно, не
хотят принять наши предложения.

Вот, в сущности говоря, главные возра-
жения противников советских предложений,
и вы сами можете теперь судить, насколь-
ко они выдерживают критику. Нам кажет-
ся; что они критики не выдерживают. Нам
кажется, что они не выдерживают критики
потому, что: онв неосновательны, потому,
что в этих возражениях упускается из ви-
ду тлавное и оснорное и вместо главного,
основного, выдвигаются на первый план
второстепенные вопросы, & главные вопро-
сы вуалируются и отодвигаются куда-то в
даль. р

5. Wtorn и выводы”

Нам говорят 0 том, что прежде чем ‘при-
нимать предложения Советского’ Союза 0
запрещении атомного оружия и о сокраще-
нии вооружений и вооруженных сил пятью
великими державами на одну треть, необхо-
димо обеспечить международное доверие.
Но международное довёрие должно быть

‘обеспечено и для принятия любых других

предложений. Кроме того, принятие  совет-

‘ских предложений ‘безусловно будет содей-

етвовать укреплению международного до-
Вес 3

_ Нам говорят, что необходимо предвари-
тельно иметь точные и полные сведения:о

количестве вооружений ‘и ргаоруженных:

сил всех заинтересованных государств: Но
советские предложения „ предусматривают
предоставление международному контроль-
ному органу именно всех этих необходимых
сведе: а А
Ham говорят о необходимости обеснечить
контроль за выполнением этих предложе-

ний. Но предложения советской делегации

точно указывают и на необходимость орга-
низовать контрольные органы — междуна-
родный контроль, на который в возлатает-.
ся настоящая. задача.

`’Нам товорят © ‘необходимости учредить
международный контроль, особенно в 0т-
ношении запрещения атомного оружия. Но
Советский Союз предлагал договораться об
одновременном заключении и введении в
хействие двух конвенций — о запрещении
атомного оружия и’ о контроле над атомным

оружием. Это предложение, однако, не было
  легации США, Великобритании, & вместе с

принято, и не было принято, несмотря
на то, что до внесения Советским Союзом
этого предложения ‘06 одновременности

двух конвенций делегации США и. Вели-*

кобритании настаивали именно на таком
решении этого вопроса. :
Нам говорят; что вообще для принятия
предложения Советского Союза не созрели
все необходимые условия и что поэтому ‘не-

обходимо получить предварительную ин-

формацию о состояний вооруженных сил, а
‘потом уже принимать те или иные решения.
по существу вопроса оо сокращении этих
сил. Но требование ‘такой информации пол-
ностью покрывается предложением Совет-

ружениях и о вооруженных силах. Это пол-
ностью исчерпывает весь данный вопрос.
Таким образом, нашим пунктом относитель-

пывается, в сущности говоря, вся бельгий-
ская резолюция, которая направлена на то,
чтобы обеспечить получение ‘предваритель-

дим полную информацию.

бельгийцы?

_ ТОВИО, 13 ноября. (ТАСС). 12 ноября
член Союзного Совета-для Японии от СССР
генерал-лейтенант - Деревянко направил
командующему американскими: оккупацион-
ными войсками в Японии генералу Макар-
туру письмо следующего содержания:

«В письме от 11 августа, а также в за-
явлении. на специальном заседании Cows-
ного Совета 28 августа сего года иеполня-
ющий обязанности члена Союзного Совета
от. СССР генерал-майор Кисленко уже ука-
зывал на то, что проводимые в. настоящее
время американскими оккупационными вла-

стями. и японским › правительством . меро-.

приятия по рабочему вопросу противоречат
Потедамской_ декларации и политическим
решениям Дальневосточной Комиссии. Они
направлены не. на возрождение и укрепле-
ние демократических тенденций среди япон-
кого народа, как это’ требуют упомянутые
решения союзных держав, а, наоборот, со-
здают препятствия для деятельности демо-
кратических организаций в Японии и в ря-
де случаев направлены на их ‘прямое по-
давление и на срыв демократизации стра-
‘НЫ: у i

ского Союза представить международному  .
контрольному органу все сведения и`о воо-`

но представления полных сведений ‘исчер-

ной информации. Так мы и говорим: да-

Чем же это хуже того, что предлагают.

Таким образом, каких-нибудь серьезных,
деловых, заслуживающих внимания сообра-
жений ‹ против’ принятия предложения Co-
ветекого Союза-о запрещении атомного ору-
жия, о сокращении вооружений и воору-
женных сил пятью державами —— нет.

„Дело, очевидно, не в тех возражениях,
которые были представлены. Дело не в тех
искусственных. причинах, на которые сеы-
лаютея противники советского -предложе-
ния. Дело совсем в: другом. Дело; очевидно,
В-том, что правящие круги США и Велико-
британии стремятся He только сохранить
свои: вооружения и вооруженные силы на
нынешнем уровне; но и стремятся обеспе-
чить себе возможность беспрепятетвенного
дальнейшего роста своих вооружений и во-
оруженных сил; которые им нужны, каки
атомная бомба, для осуществления своих
планов, не имеющих ничего общего е зада-
чами, целями и принципами организации
0б’единенных ‘наций. Это агрессивные пла-
ны. Но этим планам противоетоят силы ми-
ролюбивых народов:

Вот в чем заключаются действительные
причины сопротивления четырех великих

‘  держав. предложениям. Советского Союза,

Действительные причины сопротивления
‘советским предложениям заключаются в са-
мом направлении политики. руководителей
США и Англии, которая является, как ска-
зал Генералиссимус Сталин, политикой ar-
рессии, политикой развязывания новой вой-

ны. Вот где действительные причины энер-

гичных усилий, которые делают здесь. де-

ними — Китая и ‚Франции, чтобы сорвать
советские предложения, 8

Нельзя сомневаться в том, что воля ми-
ролюбивых народов к миру и международ-
ному сотрудничеству одержит верх, что эта
воля устранит все препятствия, которые
воздвигаются на этом пути силами реакции
и агрессии. Как сказал Генералиссимус
И. В. Сталин, слишком живы в памяти на-
родов ужасы недавней войны и слишком
велики общественные силы, стоящие за
мир, чтобы ученики Черчилля по агрессии
могли их одолеть и повернуть в сторону
новой войны.
Вот те соображения, в силу которых со-
ветекая делегация, уверенная в правоте
своего дела и в. правильности предетавлен-
ных ею предложений о запрещении атомно-
го оружия и сокращении вооружений и во-
оруженных сил пятью великими держава-
ми на одну треть, уверенная в том, что эти
предложения соответствуют интересам всех
миролюбивых народов и будут способетво-
вать делу миру и безопасности во веем ми-
‘pe, будет настойчиво боротьея за свою ре-
золюцию и призывает другие делегации
юддержать проект. советской ‘резолюции,

„Однако положение в этом отношении
осталось без изменений до настоящего вре-
‘мени.

Не принято никаких мер к отмене указа
японского правительства от 31 июля о 3а-
прещении забастовок и заключении коллек-
тивных договоров, равно как не принято
никаких мер к прекращению репрессий про-
тив рабочих и служащих Японии, Наоборот,
факты свидетельствуют о том, что репрес-
вии против японских рабочих и служащих
продолжают иметь место в еще больших
масштабах. Производятся массовые аресты
не только. бастующих рабочих и служащих
государственных предприятий, но и рабочих
всех других. отраслей промышленности, не
относящихся к государственным  пред-
приятиям и учреждениям. Предпринимают-
ся незаконные. попытки запретить политиз
ческую деятельноеть японским студенче-
ским организациям, а студентов, протесту-
ющих против подавления их прав, группа-
ми исключают из учебных заведений.

Японская печать, особенно её правая, ре-
акционная часть, начинает все более от-
кровенно и прямо проповедывать идеи воз-

рождения докапитуляционных форм  поли-,

-Й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат -- Д 3-87-65; отдел пропаганды -— Д 3-37-22; ‘отдел  комсомольеной жизни — Д 3-31
-96; отдел учащейся молодёжи и пионеров-Д:3-37-43; отдел нрестьянской молодёжн-А 3-33-33; отдел литературы н искусства—Д 3-31-94, Д 3-38-18; отдел внутренней информации — Д 3-36-26;
Д 3-38-49; отдел обзоров печати = Д 3-33-05; отдел критики нм библиографии —Д 3-36-98; отдел писем —0 3-30-69; отдел местной `хети — Д 3:32-19; отдел иллюстрации — Д 3-30-22;

Типография газеты «Правда» Имени Сталина,

ТИРАНА, 13 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает Албанское телеграфное атентетво, про-
должая на первом с’езде компартии Албания
отчетный. доклад Центрального комитета,
генеральный секретарь партии Энвер Ходжа
подробно остановилея на истории борьбы
албанского народа за свою независимость.
Ходжа указал на попытки англо-американ-
ских империалистов свести на-нет победы
албанского народа в борьбе против Фашиет-
ских оккупантов, на их попытки восстано-

вить феодально-буржуазное правительство и
‘не допустить создания народной власти. Он
привел ряд фактов антипартийной деятель-
ноети Кочи Лзодзе и Панди Вристо, нахохив-
штихся в тесной связи с националистиче-
ской, прелательской группой Тито.

Х! пленум ЦВ албанской компартии, ска-
зал Энвер Ходжа, прошедший подо знаком
марксизма-ленинизма и под знаком резолю-
ции Информационного бюро коммуниетиче-
ских партий о положении в югославской ком-
партии, разоблачил серьезные ошибки, до-
пущенные в албанской компартии и поро-
жденные прямым влиянием националисти-
ческой группы Тито и тройкиестской дея-
тельности Кочи Дзодзе и Панди Ёристо.

На с’езде была отлашена приветственная

ПАРИЖ, 13 ноября. (ТАСС). Н& призыв
вб’единения профсоюзов Парижского рай-
она и на решение собрания делегатов пред-
приятий о проведении в Парижском районе

13 ноября всеобщей 24-часовой забастовки.

протеста против кровавой’ полицейской pac-
правы над мирной демонстрацией трудящих-
ся на Елисейских Полях, а также протеста
против нарушения демократических и проф-
союзных свобод и конфискации номеров га-
зет «Юманите» и «Се суар» откликнулся

“ Первый с’езд коммунистиче

ской партии Албании

телеграмма коммунистической партии (-
ветского Союза, встреченная бурными алло.
дисментами делегатов. В телеграмме гово-
pares: a
«С’езду коммунистической партии Алба-
НИИ, ‘

Центральный Бомитет коммунистической
партии Советского Сотоза шлет горячий при-
вет делегатам с’езда коммунистической пар-
тии Албании.

Под руководством коммунистической пар-
тии албанский народ достиг серьезных усие»
хов в борьбе за национальную независи-
мость и суверенитет страны и ее демохрати-
ческое преобразование.

Центральный Комитет коммунистической
партии СССР желает вашей партии — пере-
довому отряду рабочего класса и трудя-
щихся Албании — дальнейших успехов в
деле строительства и укрепления народно-
демократического. государства, в борьбе за
свободу и счастье трудящихся Албании,

партии Советского Союза».

Эту телеграмму с’езд выслушал етоя, ¢
глубоким вниманием.

ТРУДЯЩИЕСЯ ПАРИЖА БАСТУЮТ ~

весь трудовой Париж и его окрестности.
Сегодня © утра, а кое-где и со вчерашнею
вечера бастуют трудящиеся на всех пред-
приятиях Парижского района. В Париже
не вышло ни одной газеты, закрыты многие
матазины и учреждения, прекращена паи
сокращена до минимума подача газа, пара-
лизовано городское движение. Бастуют вое
коммунальные служащие, почти полностью
прекращено движение метро и автобусов.

`

Студенчество мира гот

овится к празднованию

Международного дня студентов

В секретариат Международного сююза
студентов, находящийся в Праге, из MHO-
гих стран мира поступают сведения об ак-
тивной подготовке студентов к празлнова-
нию Международного дня студентов, кото-
рый проводится 17 ноября.

Как известно, 17 ноября 1939 года в
Праге немецкие фашисты зверски расстре-
ляли грутиту чешеких студентов. злодеяния
фашистов вызвали протест и возмущение
демократической общественности всего ми-
ра, и день 17 ноября был об`явлен Между-
народным днем студентов.

В этом году в соответствии с решением
‘Совета’ Международного союза студентов,
который заседал в сентябре, 1948 года в

Париже, Международный студенческий тень
проводится не только как день памяти
студентов, замученных фашистами, но п
как день мобилизации студенчества на
борьбу за мир, демократию и дружбу меж-
ду народами всех стран.

Студенчество Чехословакии намерено
широко иавтивно отметить Международный
день студентов. Во всех учебных заведени-
ях состоятся митинги и собрания студен-
тов, на которых будут заслушаны доклалы
профессоров, общественных деятелей, ру-
ководителей студенческих организаций о за-
дачах борьбы за дело мира, демократии и
‚дружбы между студентами и народами вссх
‘ стран.

Третий с’езд Союза’ демократиче

ПХЕНЬЯН, 12 ноября. (ТАСС). Вчера в
Пхеньяне открылся третий с’езд Союза
демократической молодежи Северной Кореи,
на котором присутствует более 500’ хелега-
тов, & также представители народной ар-
мии, политических партий и общественных
организаций. :

(’езх открыл секретарь Центрального
Комитета Союза демократической молодежи
Северной Кореи Хен Ден Нен. В работе
с’езда принимают участие члены прави-
тельства Корейской Народно-демократиче-

ской молодежи Северной Кореи

ской республики Пак Xen En, Ким Чак,
лидер трудовой партии Северной Корен Xe
Гай, представители Союза молодежи Южной
Кореи и молодежи демократического Витая.
Под ‘бурные ‘аплодисменты ‘в. почетный
президиум ©’езда избраны Генералиссимус
И. В. Сталин и премьер-министр Корейской
Народно-демократической республики Вии
Ир Сен.

С’езд. единогласно под бурные а1пл0-
дисменты принял решение послать привет
ственное письмо И. В. Сталину.

— $ $$

Итоги всеобщей
забастовки в Бизонии

БЕРЛИН, 13 ноября. (ТАСС). Секрета-
риат об’единения профсоюзов Бизонии, анг-
  10-американской зоны оккупации  Герма-
  нии, сообщает, что во вчерашней 24-ча-
совой забастовке из 11,7 миллиона рабо-
чих и служащих Бизонии приняли участие
9.250 тысяч человек. В английской зоне
из 7,1 миллиона работников  бастовали
6 миллионов. Число бастующих в землях
американской зоны распределяется еледу-
ющим образом: в Баварии из 2,3 миллиона
работающих  бастовали 1,5 миллиона, в
Вюртемберг-Бадене из 1,2 миллиона ба-
‘стовали 900 тысяч, в Гессене из 1,1 мил-
лиона бастовали почти 850 тысяч. человек:

ПРАГА, 13 ноября. (ТАСС). Как передает
агентство Телепресе из Берлина, 85 про-
центов трудящихся Бизонии приняли уча-
стие во всеобщей забастовке, закончившей-
ся сегодня в полночь. Во время забастовки
не было отмечено никаких инцидентов, хо-
тя работа на промышленных предприятиях
ий в других областях экономической жизни
была почти полностью приостановлена. В не-
которых городах служащих государственных
учреждений и коммунальных предприятий
власти принуждали выйти на работу, од-
нако общая солидарность рабочего класса

оказалась сильнее угроз оккупационных и
немецких властей.

Американские оккупационные власти не пресекают фашистскую   пропаганду в Японии

цейско-милитаристского господства и раз-
грома демократических сил в стране.

Естественно, что в этих условиях край-
ние элементы японской реакции в лице вся-
кого рода ультранационалистических и фа-
шистеких элементов начинают восстанав-
ливаться и развивать свою деятельность,
не стесняясь в некоторых случаях прямо
призывать к установлению фашизма в Япо-
НИИ».

Указав на серьезные последствия, к кото-
рым может привести подобного рода дея-
тельность фашиствующих элементов в Япо-
нии, генерал Деревянко подчеркнул, — что
наличие. фашистской деятельности и откры-
той пропаганды фашизма в условиях окку-
пационного режима стало возможным лишь
в результате. пагубной политики поошрения
реакционных сил, проводимой в настоящее
время в Японии. .

В заключение генерал Деревянко потре-
бовал принятия немедленных мер к пресе-
чению фашистской пропаганды в Японии.

Копии этого письма направлены членам

Союзного Совета от Великобритании и. Ки-
тая, } a

бюро стенографии—Д1

ский  — Толуш, Фурман — Холм

-39; отдел рабочей молодёжи — Д 3-35-63;
иностранный отдел — Д 3-37-48;

-04-76 н ДЗ-35-20.

Прибытие в Москву Норвежской
Торговой Делегации

13 ноября в Москву прибыла Норвеж-
ская Торговая Делегация, возглавляемая
Министром Снабжения и Восстановления
Норвегии г-ном Н. Хенсвальд.

На аэродроме делегацию встречали: 3а-
меститель Министра Внешней Торговли
CCCP C. А. Борисов, Торговый Пре-
ставитель СССР в Норвегии А. Н. Петроз
и Начальник Протокольного Отдела МВТ
СССР Н. И. Кузьминский, .

Делегацию. также встречали Чрезвычай-
ный и. Полномочный Посол Норвегии в
СССР г-н. Х. Берг. и члены Норвежского
Посольства в Москве.

(ТАСС).

ое estas

16-е первенство СССР по шахматам

День доигрывания

Вчера на турнире доигрывались неокон-
ченные партии. Без игры закончились три
встречи. Гроссмейстер Лилиенталь сдал ма-
стеру Фурману партию второго тура. Также
не возобновляя игры, Фурман признал себя
побежденным в партии с Лисицыным. Ала-
торцев и Панов согласились на ничью.

Только два хода было сделано в партии
Авербах — Флор. Убедившись, что Авербах
избрал правильную защиту, гроссмейстер
Флор предложил ничью, которая была при“
нята молодым мастером. На 42-м ходу сог-
лашение на ничью последовало и в партии
Бронштейн — Алаторцев. При доигрывании
партии Керес сделал неосмотрительный ход
королем. Холмов прекрасно воспользовался
оплошностью своего ‘противника и неожидан-
но предложил жертву ферзя. Белые откло-
нили предложенную жертву и потеряли
свою отдаленную проходную пешку, после
чего на 64-м ходу была зафиксирована ничья,

Свердловчанин Иливицкий точно реализо-
вал лишнюю пешку против Константино-
польского. Последовательной игрой он при:
нудил московского мастера к сдаче на 60-м
ходу. После 15-минутного отдыха Констан-
тинопольский приступил к  доигрыванию
партии с Пановым из второго тура. На 81-м
ходу противники согласились на ничью. Не-
точно защищавшийся Тайманов позволил
Аронину выиграть ничейный ладейный энд-
шпиль. Партия Аронин. — Котов из второго
тура осталась неоконченной.

Таким образом, после двух туров Лися-
цын имеет полтора очка, Иливицкий—1 оч:
ко ‘(из одного), Аронин и Котов—по 1 очку
и по одной отложенной партии.

Сегодня состоится третий тур,

в котором
встречаются: Керес — Авербах, т

Бондарев-
ов, Тайма-
нов — Лилиенталь, Котов — Лисицын, Ле-
венфиш — Аронин, Алаторцев — Рагозин,
Константипопольский — Бронштейн, Или“
вицкий — Панов. :

LENSES
’ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

отдел трудовых ==>
военно-физнультурный ‘отдел — Ч

Изд. 1 837.