13 апреля 1949 г., среда, № 86 (3190)

В. В. Коршак,

а
профессор. Премия присуждена за на:
учные исследования в области высоко-
молекулярных соединений.

КРАСНЫЙ ®

ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ _

А. В. Софронов,

драматург. Премия присуждена за пьесу
«Московский характер».

лот

Х. А. Рахматулин,

профессор. Премия присуждена за ра-
боты в области теории волн,

Б. П. Чирков,

заслуженный артист РСФСР. Премия
присуждена за участие в кинокартине
«Суд чести». `

Нафедра пе
свою

В Высшем военно-морском инженерном
училище им. Дзержинского воспитываются
будущие офицеры флота. Они должны вы-
ходить из училища обладающими глубоким
чувством советского патриотизма и совет-
ской национальной гордости, вооруженны-
ми современными, подлинно научными зна-
ниями, умеющими хорошо разбираться во
всех вопросах политической и культурной
жизни страны.

В «деле ‘воспитания у курсантов всех
этих качеств 060600 важную роль играет
профессореко-преподавательский состав ка-
федр. В этом отношении характерен опыт
работы преподавателей кафедры живуче-
сти корабля. Мы и хотим поделиться этим
опытом.

После исторических решений ЦК ВВП(б)
по идеологическим вопросам наша кафедра
значительно перестроила свою работу.

Прежде всего мы пересмотрели програм-
мы с идеологической и научной . точек
зрения. Все лишнее, чуждое, засорявшее.
курс устранили и вместо этото внесли
ряд новых вопросов, крайне необходимых
напим выпускникам при прохождении
ими службы на кораблях. Так, в програм-
му были включены: историческая справ-
ка предмета, PA специальных тем по
опыту Великой Отечественной войны и др.

Подготовка новых тем и вопросов потре-
бовала много усилий. Труппой преподава-
телей была написана лекция «Живучесть
корабля — учение, разработанное в Рое-
сии», Она получила. высокую оценку
командования. училища.

Опыт Великой Отечественной войны по-
казал, что в сохранении живучести кораб-
лей исключительно большое значение име-_
ет умелая борьба с пожарами. При чте-
нии курса на эту тему раньше отводилось
всего два часа. В’ настоящее время подго-”
товленный m0 этому вопросу материал
преподносится курсантам в течение 6—7
часов.

Читаемый нашей кафедрой курсе насы-
щен примерами из боевого опыта. Со по-
моью их мы показываем советских лю-
дей, в совершенетве овладевитих боевой
техникой, обладающих  чуветвом патрио-
тизма, проявлявших инициативу и Наход-
чивость в любых условиях современного
боя, и, кроме того, подробно рассказываем
о замечательных качествах советских при-
боров и механизмов, позволявших успешно
боротьея за живучесть корабля.

Сейчас каждый преподаватель нашей

кафедры —— слушатель вечернего универ-
марксизма-ленинизма.
классиков

Изучение
марксизма-

ситета
произведений

Не только нам, советским морякам, но
и всем исследователям истории развития
военного флота и его оружия B других
странах хорошо известно, что Россия яв-
ляется родиной мин заграждения. Известно
также, что первое их боевое ыи >
было осуществлено русскими
В о войну 1853—1856 гг. Однако
американским фальсификаторам. истории
невыгодно оперировать действительными
историческими фактами, Они’ предпочитают
искажать эти факты, чтобы, приписать
американцам приоритет` в создании ры
видов оружия, которые на самом деле изоб-

рели русские.

Например, nea
тье «Угроза и случай»,
одном из номеров журнала я
стейте нейвл инститют просидингс» .
ет. «..необходимо отдать должное амер

Персиваль в. ста-
напечатанной В

канской  изобретательности, a Mc
eno (Tak раньше называл
an мины. — В. Ш.), мин-

щие и дрейфующие

ные катера и подводные лодки не только

получили свое начало (зародились), ae
также впервые использованы B BO т
Е у война и и
верной Америке. —  Gr MM. 7 ;
oa, Но этих мени a
риканского псевдоисторика выступае а
бенно ярко, если мы обратимея Е
известным историческим фактам.

Как уже отмечалось В нашей и
честь создания первой в мире ple oH
лодки, предназначенной для ет
лей, принадлежит русскому р м
крестьянину Ефиму Никонову. ао
неопровержимые данные пов ры
первая якорная подводная т Fa
пытана в Кронштадте в о м
1829 г. русский изобретатель И
впервые в мире shi at a by

i ; ыва TLO TBO, 2 3
oie и Крымской войны такие, мины

уже практически применялись B Hamre

рестраивает
работу

ленинизма позволяет нам делать лекции
полноценными в идейном отношении и
проводить их более интересно и содержа-
тельно.

Читая раздел программы «Боеспособноеть
и живучесть», мы прежде всего говорим
курсантам о людях, которые успешно в лю-
бых условиях обеспечивают действие боевой
техники и механизмов. Мы подчеркиваем,
что боевой успех в действиях экипажа
обеспечивается его высокими моральными
качествами, преданностью Родине, делу
Ленина-— Сталина.

Еще совсем недавно, читая один из важ-
ных разделов программы, мы начинали его
с видов и методов боевой подготовки, Те-
перь же этот раздел нами начинается ¢
общего значения боевой подготовки. Здесь
мы обращаем внимание курсантов на ука-
зание товарища Сталина, что ‹«...сейчае,
как никогда раньше, требуется умение
хорошо обучать и воспитывать подчинен-
ных», что «..теперь все офицеры и гене-
ралы должны в совершенстве овладеть
мастерством обучения и воспитанияс войск
в мирной’ обстановке». Далее мы подтвер-
ждаем сказанное. примерами из т
войны, когда умелые и правильные дей-
ствия офицеров, старшин и матросов при-
водили к победе над врагом.

В лекции «Обеспечение живучести тех-
нических средств» мы обращаем внимание
курсантов на то, что еще в 1876 г.
С. 0. Макаров в статье «Средства против
потопления судов» первым в мире разра-

ботал проект трехвинтового корабля ©
эшелонным ‘расположением котлов и ма-

шин. Этот проект царские чиновники при-
знали абсурдным, & за границей on был

беззастенчиво использован. После того как
свои

русский инженер Ляхов натисал
«Очерки по борьбе за живучесть», в кото-

рых математически доказал преимунтества

подобного типа кораблей, эшелонное раепо-

ложение механизмов прочно завоевало себе

место.в мировой кораблестроительной прав-
тике. В настоящее время во всех капита-
листических странах, включая и Англию,
отдается предпочтение такому расположе-

нию механизмов на кораблях, хотя, конеч-
HO, иностранные специалисты всячески из-

бегают товорить о приоритете русских уче-
ных и моряков в этом важном вопросе.

В заключение отметим, что с тех пор,
как наша кафедра стала более глубоко и
тшательно заниматьея вопросами идеологи-
ческого воспитания, это стало существен-
но сказываться Ha повышении уровня ус-
певаемости будущих инженеров флота.

Инженер-капитан 2` ранга
П. ПАРФЕНКОВ.

извращения исторических фантоя

Минное оружие — руссное изобрете

стране для уничтожения ледяных заторов
на реках. В 1840 г. русский академик
 B. С. Явоби предложил оригинальную ми-
ну новой конструкции — ударную, пиро-
техническую. Он ‘использовал для этой

цели изобретенные в 1826 г. профессором.

Власовым Tak называемые «власовские

трубки».

К началу военных действий в Крыму
тот же академик ВБ. С. Якоби разработал
новую, гальваническую мину, образец ко-
порой сейчас выставлен в Центральном

военно-морском музее, Она, ‘наряду с его.

ударными минами, нашла широкое приме-
нение в войне,

Таким образом, Россия, первой в мире
приступившая к созданию минного ору-
жия, значительно опередила в этой области
другие страны.

К сожалению, в. некоторых книгах,
вышедших у Hac, неправильно  ocBe-
щаются использование мин заграждения в
Крымской войне, их значение и мас-
ииаб применения. Это можно об’яснить
только влиянием на авторов учебников и
книг буржуазно-дворянской историографии,
а также «трудов»  англо-американских
«историков», которые намеренно извраща-
ли этот вопрос и всячески старались при-
низить роль руеских минных заграждений
в ходе Крымской войны.

В книге М. А. Петрова «0бзор глав-
нейних кампаний и сражений парового
флота»*) на етранице 49 хотя и указы-
вается, что русские. впервые применили
мины заграждения Bb, С, Якоби, но в 10
же время утверждается, что «они, однако,
были еще чрезвычайно слабы». Одновре-
менно М, А. Петров не скутится на по-
хвалы американцам и считает, что «в 0б-
ласти минного оружия в этой войне (т. е.

*) Издание РИО BMC PKKA, 1927 р,

й  Ленинград.

опыта   -

то время американцами якобы были вы-

войне. Так,

НОВЫЕ

КНИГИ

В. И. Ленин „О праве наций на самоопределение“,
° „Крах ИП Интернационала“

Государственное издательство политиче-
ской литературы выпустило в свет 200-
тысячным тиражом брошюру с текстом
статьи В. И. Ленина «0 праве наций на
самоопределение», написанной в февра-
ле— мае 1914 года. С подписью В. Ильин
она была напечатана в апреле-июне
1914 года в №№ 4, 5 и 6 ежемесячного
большевистекого общественно-политическо-
го и литералурного журнала «Просвеще-
ние», созданного по указанию В;
Ленина вместо закрытого царским прави-
чельством большевистского журнала
«Мысль», выходившего в Москве, Журнал
издавалея легально в Петербурге с де-
кабря 1911 года и накануне первой ми-
ровой войны в июне 1914 года был
закрыт царским правительством.

В. И. Ленин из-за границы руководил
«Проевешением». Ёроме статьи «0 праве
наций на самоопределение», в этом жур-
нале были опубликованы его работы: «Три
источника и три составных части

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ©ЛО-
ТИЛИЯ, 12 апреля. (По телеграфу). Моря-
ки-амурцы готовятся широко
150-летие со дня рождения тениального
русского поэта А. С. Пушкина. На кораб-
лях и в подразделениях проходят ли-
тературные вечера,  пушкинские чте-
ния, лекции и доклады, посвященные
жизни и творчеству великого поэта.

Большой нитературный вечер состоялся
p H-crom подразделении. Доклад «Пуш-
вин — гордость русской национальной
культуры» сделал т. Шаломов. Комсомоль-
цы Баранов, Бутовой, Сатановский высзу-
пили с характеристикой различных перио-

писательская общественноеть столицы че-
ствовала поэтов, драмалургов, прозаиков,
удостоенных звания лауреатов Сталинской
премии. :

`Ноздравив награжденных от имени сек-
ретариата Союза советских писателей,
В. Горбатов пожелал им новых творческих
успехов.

Тепло встреченные присутствующими,

‘выступили лауреаты Сталинских премий

М. Исаковский, Е. Мальцев, К. Федин и

другие.
Поэт. Н. Грибачев заявил, что новая

победа советской науки и искусства имеет!

и международное значение. Она ободряет
наптих друзей во всем мире, нагляхно по-

И. В. И. Ленина, 4-е издание, том’ 20.

‚отметить.

марксизма», «Принципиальные вопросы
избирательной кампании», «Итоги выбо-
ров», «Критические заметки по нацио-
нальному вопросу» и другие.

Во время своего пребывания в Петер-
буре в 1912 и 1913 годах в работе
журнала «Просвещение» принимал бли
жайшее участие И. В. Сталин. ;

Статья «0 праве наций на вамоопреде-
ление» ‘печатается по’ тексту Сочинений

RO *

Тосполитиздатом издана также брошюра
с текстом статьи В. И. Ленина «Крах П
Интернационала», написанной во второй
половине мая — первой половине июня
1915 года и напечатанной за подписью
Н. Ленинв 1915 году в №1—2 журнала
«Коммунист». Печатается статья по тексту
Сочинений В. И. Ленина, 4-е издание,
том 21.

Тираж брошюры — 150 тысяч экземи-
ляров.

rr cD

Полготовка к пушкинским дням

‘дов в жизни и творчестве поэта.
Мноточисленную аудиторию ‘привлек
пушкинский вечер на корабле Н. Моряки
пригласили преподавалельницу _ литерату-
ры, действительного члена Всесоюзного
общества по распространению политиче-
ских и научных знаний т, Отородникову,
которая сделала обстоятельный’ доклад о
жизни Пушкина и значении его творче-
ского наследия для развития русской ли-
тературы: На вечере также были прочи-
таны ‘отрывки из произведений‘ поэта.
‘Состоялся однодневный семинар библио-
текарей кораблей и частей; ‘на котором
была прочитана лекция о Пушкине;

Праздник советских литераторов

Вчера в Центральном Доме литераторов! интеллектуальная жизнь народа,

руково-
димого коммунистической партией,

Мы заверяем сегодня партию, товарища
Сталина — самого большого и светлого
друга советских писателей, что, не успоко-
имея, не зазнаемся и приложим все силы к

тому, чтобы ответить на высокое призна- CHITA.

ние самозабвенным трудом ‘над новыми
произведениями. .

Секретарь правления Союза советских
писателей СССР лауреат Сталинской пое-
мии А. Софронов отметил, что большинство
произведений, получивших признание, но-
священо благородной теме советского пат-
риотизма.

С большим под’емом собравшиеся приня-
ли приветственное письмо товарищу И. В.

казывая, какого расцвета может достигнуть Сталину.

ние

в тражданекой войне 1861—1865 тг.
В. Ш.) были сделаны крупные успехи»
(стр. 66—67). Далее он указывает,
что во время войны Южных и (евер-
ных Штатов Америки мины получили
свою’ основную номенклатуру: донных,
ударных, гальванических. Кроме того, в

работаны образцы т. н. «наступательных»
мин —— шестовых и буксирных, которыми
снабжались катера.

Все эти рассуждения — сплошная фаль-
сификация, результат умиления и прекло-
нения М. А. Петрова неред всем иностран-
НЫМ. и

Можно привести и другие факты недо-
оценки роли минного оружия в Крымской
например, в вышедшей в
1945 г. книге академика Е. В. Тарле
«Крымская война» совершенно игнорирует-
ся значение русских мин заграждения. Во
второй ве части, в главе 14, например, го-
ворится: «Минная защита Кронштадта ни в
1854 г., ни в 1855 г. никакого резльного
значения не имела. Более или менее удач-
ные опыты с так называемыми минами ака-
демика Якоби (о чем, кстати, сохранился
интересный материал в архиве нашей Ака-
демии наук) могли бы заинтересовать и,
несомненно, заинтересовали в свое время
техников минного дела и историков военно-
морской техники в России, но к истории
Балтийской кампании в точном емыеле
слова мины Якоби прямого отношения не
имеют, потому что в 1855 г. дело с ними
отраничилось только опытами».

Необходимо Фотметить, чо и вы-
шедший недавно коллективный труд, под
редакцией доктора военно-морских наук
капитана 1 ранга Н. В, Новикова, «Бое-
вая летопись русского флота» *) также

*) Военное издательство Министерства
Вооруженных Сил Союза ССР. Москва.
1948 п,

слабо освещает использование отечествен-
ных мин в Ирымекую войну.

Как же обстояло дело е развитием мин-
ного оружия в действительности?

Появление больших сил англо-француз-
ского флота в Черном и Балтийском морях
заставило в целом не подготовленное к
‚войне царское правительетво спешно при-
нять ряд мер по организации обороны по-
бережья и баз. Создавались новые и уси-

Были приведены в боевую готовность все
корабли, началась срочная постройка соро-
ка винтовых канонерских лодок и т. д.

Наряду с этим было уделено большое
внимание постановке минных заграждений
для обороны портов и баз. Следует отме-
тить, что в то время в военное и морское
ведомство поступило очень много различ-
ных предложений, среди которых имелись
проекты новых образцов якорных и донных
мин, а Также дрейфующих «летучих» мин
(лвижущихея по поверхности моря наполо-
бие торпед). Кроме того, были предложены
проекты подводных лодок, броненосных
пловучих батарей и т. д.

В кампаниях 1854 и 1855 гг.
выставлялись для обороны Ёронштадта,
Ревеля, Свеаборга, Динамюнде (Рига),
Керчи. Подводными фугасами (донные ми-
ны) были заграждены устья Дуная, Дне-
провского и Бутского лиманов. О масшта-
бах минных постановок убедительно гово-
рят цифры. Так, минные заграждения
(веаборга насчитывали в своем составе
4А гальванических и 950 пиротехниче-
ских (ударных) мин.

Броме ‘того, в районе Порвкала-Удд
испытывалиеь мины рубских изобретате-
лей Лавыдова и Вонлярского — «винто-
взрывы». Сущность действия этих мин
была такова: вражеский корабль нама-
тывал на свой винт сеть или трос, кото-
рые были прикреплены к мине.

В то же время на Черном море, у Ени-
кале и Керчи, было поставлено три мин-
ных заграждения общим количеством B
сто мин. На Дунае одновременно применя-
лись подвижные плавающие (лрейфую-
щие) мины, изобретенные офицерами Бо-
ресковым и Бальцовым. В конце ‘войны
была принята на вооружение новая дон-

пивались старые береговые укрепления..

МИНЫ

„Речь Энвера Ходжа
на митинге в ТГиране.

ТИРАНА, 12 апреля. (ТАСС). Бак пере-
дает Албанское телеграфное агентство, гла-
ва Албанской правительственной делегации
Энвер Ходжа по прибытии в Тирану из
Москвы выступил е речью на митинге.

«Албанская правительственная делега-
ция, — заявил Энвер Ходжа, — которая
три недели тому назад выехала в Совет-
ский (Союз; была встречена в славном то-
роде Москве с исключительной сердечно-
стью. Советское правительство и его руко-
водитель великий Сталин выразили в са-
мых теплых выражениях свою большую
симпатию к нашему трудящемуся герои-
ческому народу. Они выразили, как обыч-
HO, CBOI0 готовность помогать албанскому
народу в экономической и культурной об-
ластях.

Просьбы Албанской делегаций были
встречены советскими руководителями с
большим пониманием и доброжелательно-
стью. Они выразили готовность удовлетво-
рить нужды нашего народа самым cupa-
ведливым, бескорыстным и скорым обра-
зом». ee:

«Кредит, который Советский Союз щедро
предоставил на исключительно‘ благоприят-
ных условиях нашему народу, — про-
должал Энвер Ходжа, — создает прочную
основу для строительства нашей экономи-
ки: он означает правильную ориентацию
усилий, которые нашу народ делает и будет
делать для строительства своей промышлен-
ности, для ее развития с целью увеличить
наши ботатства и таким образом удовлет-
ворить потребности населения. Кроме того,
советское правительство предоставило на
условиях товарообмена предметы птярокого

потребления для нужд народа на чрезвы-

чайно благоприятных условиях.
Всея эта огромная помошь вместе с He

менее важной помощью в культурной и

технической областях должна послужить
для нашего народа” прочным исходным
Пунктом в строительстве основ социализма
и вместе с тем могучим стимулом для уве-
личения его усилий в росте производетва.
Помощь Советского Союза должна иметь
отромное значение для рабочих, крестьян,
интеллигенции, для всех албанских патрио-
тов.

Опираясь на эту большую помощь Co-
ветекото Союза, в первую очерель, и брат-
ских стран народной демократии: Польши,
Чехословакии, Венгрии, Румынии и Бол-
тарии, наш народ должен взяться за дело е
удвоенной энергией и укрепить трудовую
дисциилину.

Наша делегация, — продолжал Эн-

вер Ходжа, находилаеь в Мосв-
ве длительное время, и мы имели
возможность видеть великолепные  техз
нические и культурные достижения
Советского Союза. Только большевики
под руководством великого Сталина 610-
собны создать и построить все, что мы
вихели на фабриках, заводах, в научных
учреждениях, в театрах, кино и во всех
областях экономической и общественной
жизни. Нехватает слов, чтобы описать
необыкновенный трудовой пох’ем советеких
людей. Работа идет четко и слаженно.
Планы и нормы перевыполняются, техника
достигла уровня высшего совершенства,
Культура и искусство не знают предела в
своем развитии, они служат массам в пол-
ном смысле этого слова. Советский нарох
живет счастливой и радостной жизнью,

Могучий патриотизм преобладает над
всем в советском человеке. Советские лю-
ди окружают огромной любовью и призна-
тельностью свое правительство, своих
славных руководителей, свою взливую
большевистскую партию. Мы были свиде-
телями огромной любви, которую совете
ские народы питают к нашему народу.
Руководители, рабочие, инженеры, техни-
ки и другие обращались к нам е дружест-
венными словами по адресу нашего наро-
да, старались побольше узнать 0 нашей
стране, в любой момент они были готовы
оказать нам помошь. Это и есть могучий
интернационализм советских народов, ко-
торые любят другие народы и всеми cu
лами помогают им. :

Наш народ, — заявил далее Энвер Ходз
жа, — вечно благодарен Советскому Союзу
й питает сердечную любовь в советским
народам и взликому Сталину, потому что
благодаря им мы завоевали нашу свободу
и независймость, мы установили народную
демократию, потому что они оказывают
нам отромную помощь в етроительстве во-
циализма в нашей етранз. Советекий Союз
— верный защитник мира и человечест-
ва, которым угрожают империзлистические
поджигатели войны. Наш народ — за мир,
и он борется за мир. Жизнь и будущее
нашего народа тесно связаны с победой
дела мира. Поэтому наш народ последова-
тельно защищает великое дело мира, и он
останется до конца верным Советскому
Союзу, славному защитнику мира и всех
народов, величайшему защитнику нашего
народа.

Будем же любить всей душой Советский
Союз, будем постоянно укреплять тесные
дружественные отношения между вашим
народом и народами Советского Союза!».

Планы создания американских военных баз в Порвегии

Финские газеты 0б обязательствах корвежского правительства
по Северо-атлантическому договору

ХЕЛЬСИНКИ, 12 апреля, (ТАСС). Газе-
ты «Тюэкансан саномат» и «Вапаа сана»
опубликовали сообщение корреспондента де-
мократического пресс-бюро Финляндии из
Осло, в котором говорится: Согласно сведе-
ниям, полученным из Вашингтона, так на-
зываемая «американская транспортная де-
легация», прибывшая в Норвегию в сёре-
дине марта, состоит из американских воен-
ных специалистов. В ее состав входят во-
енные инженеры, офицеры-минеры, спе-
циалисты связи и другие «экеперты».

Задачей «делегации» является изучение
территории Норвегии и морских гаваней в
целях сооружения здесь военно-морских и
военно-воздушных баз. Одновременно ‘деле-
гация знакомится с состоянием транспорта
Норвегии, который американцы намерены
приспособить к потребностям военных сил

Для поврытия расходов, связанных ©

осуществлением всех этих планов, указы-
вается в сообщении, США, согласно сек-
ретным статьям Северо-атлантического до-
говора, предоставят Норвегии долгосрочный
‘кредит, достаточный для оплаты 65 про-
центов расходов. Остальные 35 процентов
затрат берет на себя правительство Норве-
тии.

По договору, армия США получит право
пользоваться упомянутыми военными 6a-
зами вплоть хо 1970 года:

«Тюэкансан саномат», комментируя это
сообщение, указывает, что, как видно,
правительство Норвегии, несмотря на все
его заверения противоположного хараклера,
обязалось предоставить США военные базы
уже в мирное время. «Это дает, — пишет
газета, — наглядное представление 06 ar-
рессивном характере Атлантического пак-
та».

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ВОЕННЫМ ПРЕСТУПНИКАМ
В ФИНЛЯНДИИ

ХЕЛЬСИНКИ, 12 апреля. (ТАСС). Вак]  1948 г. в Финляндию из-за границы.

сообщает «Хельсингин саномат», бывший   Высший военный суд,
генерал-   Араюури, притоворил его... к 15 суткам

начальник столичной полиции

разбиравиий дело

майор Араюури, замешанный в военных   ареста «за нарушение служебных обязан-

преступлениях,  возвратилея в

нами минные ‘заграждения создавались

{0X руководством талантливых отечествен-

ных ученых и изобретателей Якоби, Сер-

теева, Борескова, Зацепина и других.
Если первые русские мины имели недо-

остаточный заряд (в 10—15 фунтов), то

`ряжаться порохом до 35 фунтов, a Ha
Дунае закладывалиеь мины с полуторапу-
довыми и большими по весу зарядами.

ва, поручив Боресков заложил на фафвате-
ре фугае (донную гальваническую мину)
в 52 пуда, установив его впереди минного
заграждения.

Эти данные говорят, что минные по-
становки в нашей стране далеко выходили
за рамки «опытов» и представляли собой
совершенно новое явление в `военно-мор-
ском искуостве. Это был надежный ©10соб
обороны портов, баз и узкостей.

0 влиянии минных заграждений на
ход военных действий в период этой вой-
ны можно найти определенные указания
как в русских, так и в иностранных ис-
точниках. Но они почему-то очень часто
не учитываются некоторыми авторами
ом и других специальных  п0со-
ий.

В той же книге Е. В, Тарле при описа-
нии кампании‘ 1854 г. три 1838 В
сообщении английского адмиралтейства
командующему  экспедиционной эскадрой
адмиралу Непиру, в донесениях разведчи-
ков, & также в донесении после майской
рекогносцировки англичанами  Вронштад-
Та — говорится, что «...внутренний рейд
(Еронштадта. — В, Ш.) защищен минами,
взрывающимиея Посредством гальваниче-
ских батарей», что «...русские: расположи-
ли мины у входа не только в Ёронштадт-
скую, но’ также в Ревельскую и Свеаборг-
скую бухты».

Эти донесения и. сообщения влияли
на поведение британского адмирала и ог-
раничивали его воинственный пыл.  Про-

—

ная мина Давыдова. Bee перечисленные

в конце Крымской войны они стали ва-  «Файрфляй», «Вульчер», «Бульдог».

Например, на реке Буг, у города Николае-

декабре   ностей».

Вампания 1855 г. показала полный уе=
пех русских мин. 8 июня во время реког-
носцировки Кронштадта подорвались на
русских минах английский флагманский
пароходо-фрегат «Мерлин» (на борту ero
находились 0ба союзных командующих —
адмиралы Дондае и Цено) и пароходы
Эти
корабли, получив повреждения, были
поставлены в доки. Больше того, обнару-
жив значительное количество мин, в0ю3-
ное командование пришло к выводу 0
том, что осуществлять активные операции
с моря против Кронштадта невозможно, и
ограничилось только его блокадой,

Французский адмирал Пено, донося 0
повреждениях кораблей морскому мини-
стерству, писал: «Мы слоим против не-
приятеля деятельного, умеющего усиливать о
свои средства и наносить нам вред».

Английский адмирал Делафилд в книге
«Искусство войны в Европе» признал
минную оборону русских портов не толь-
ко удовлетворительной, но и сильной. Это
заставило ето приттй в заключению, что
мины составляют серьезное средство 00о-
роны гаваней.

Русские моряки, правильно оценив зна-
чение применения мин во время Крымской
войны, продолжали после нее дальнейшее.
совершенствование этого сильного оружия,

Были построены специальные корабли
для постановки мин, организованы мин-
ные учебные заведения и написаны сле-
циальные учебники по минному делу.
Еще в 1862 г. один из русских офицеров
предложил использовать минные катера,
вооруженные шестовыми минами, которые
и были испытаны в’ Вронииадие адмиралом
Г. И. Бутаковым. Минные катера затем
были приняты на воотужение. Данным
предложением и воспользовались амери-
канцы во время гражданской войны в
1864 г
Таким образом, подводя

итоги всему

сказанному выше, мы можем во всей оп-
ределенноетью утверждать, ° что

русским

тивник, опасаясь Hallux MMH, действовал   Морским офицерам, ученым и изобретателям
весъма осторожно. Следовательно, Е. В. По праву принадлежит не только приори-
Тарле этими примерами сам же опроверпает   ТбТ В области создания минного оружия,
свое утверждение о том, что «минная ва- КО И идея активного паступательного ис-
щита Кронштадта... реального значения не! ПОЛЬЗОВаНИЯ мин в войне на море.
имела». Капитан-лейтенант В. ШЛОМИИ.