13 мая 1949 г., пятница, № 111 (3215)

и

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В БЛОКНОТ МОЛОДОМУ ЛЕТЧИКУ

(Физическая

трениповка,

перед полетом

Пара истребителей выйолняла упражне-
ние в воздухе. Неожиданно ведущий пары
заметил, что его, ведомый летчию К. вдруг
«отвалил» и повел свой самолет к аэродро-
му, На запрос го радио: «Что произошло?»
— ответа не последовало; Когда летчик, К,
произвел посадку и вылез из кабины, ли-

по его было бледно и, несмотря на холод,  У

покрыто потом.

Что же заставило летчика К. произвести
вынужденную посадку?

Bo время полета нескольких
маневров К ощутил головокружение
и тошноту. Отесняяеь доложить 0. пло-
хи самочувствии ведущему, К. старал-
вя преодолеть недомогание.  Убедивщиеь,
что самочувотвие не улучшается, летчик,
опасаяюь потерять сознание, произвел по-
cathy.

Прн дальнейшем изучении этого случая
выяснилось, что в ночь, предшествовавшую
полету,   не отдыхал. Утром, почти ничего
не noes, №. явился на аэродром, Чувство-
вал ои себя плохо, но, но желая пропу-
стить полетьм не заявил об этом ни врачу
части, ни командиру подразделения. В ре-
зультате №. вскоре вынужден был прервать
выполнение учебного упражнения, так. вак
его организм не справился с возникшими в
полете перегрузками.

Почему же возникают. перегрузки opra-
низа летчика в полете?

Перегрузками, или ускорениями, назы-
ваютея инерционные силы, возникающие в
ввязи с изменением скорости полета, Уеко-
рения различают по величине, продолжи-
чельности их воздействия на организм и
направлению действия по отношению к те-
лу летчика. Важные © физиологической
стороны ускорения можно’ разбить на три
основные группьи возникающие ши пря-
молинейном движении, при движений по
кривой и добавочные ускорения, возникаю-
щие при вращении головы’ или изменении
положения туловища летчика при полете по
кривой, f

Паиболее часты в летной ‘практике
центроопремительные ускорения, — возни-
кающие при изменении паправления поле-
та. С ними летчик ветречаелхя при’ любой
эволюдии самолета. Типачным
воздействия центроетремительного уекоре-
ния является испытываемое телом летчика
давление при выводе самолета из пикиро-
вания, В этом случае сила действует в
направлении «голова-—ноги», вдоль верти-
кальной оси. тела. мы

Величина ускорения (и. центробежной
силы, действующей на ‘оргайизм летчика)
будет зависеть от скорости пикирования и
радиуса вывода из него самолета, Tipu
установившейся скорости сила тем больше,
чем «круче» будет летчик выводить ‘из
пикирования самолет, (На современных
самолетах она может достигать” восъми-
кратной и более. Перенесение перегрузок
Такой величины, даже Ha протяжении
очень небольшого времени, требуст от ор-
танизма большой стойкости и может быть
достигнут лишь специальной ’Фистемой
тренировки,

Физиологическая сушность воздействия
ускорений в первую очередь заключается
B перераепределении крови B орпавивме,
которая стремитея еместиться в направле-
нии действия перегрузки. Поэтому пря
значительных ускорениях кровь устрем-
лая в крупные сосуды брюшной по-
лотй и нижних конечностей. В резуль-
18 уменьшается ‘кровонаполнение поло-
(ей сврдна-и круяных сосудов верхней
половины туловища.” Это связано с обедне-
нием кровью сосудов мозга, что, в свою
очередь, может привести к обморочному
coctotumio, Первым симптомом близкого
обморока является расстройство зрения, так
называемое «потемнение в глазах»,

после

примером

Более серьезны последствия перераепре-
деления крови в организме, происходящего
под влиянием перегрузок, действующих в
направлении «ноги-—толова». При таком
направлении страдают от чрезмерного кро-
вониюлнения сосуды верхней части туло-
вища и в первую очередь головного мозга,

же трехкралная перегрузка (которая легко
‘переносится организмом при действии в нА-
правлении «голова—ноги») при направле-
нии «нНоги-—голова» может вызыва зри-
тельные расстройства. В тлазах появляется
«красная пелена», возникают сильные
головные боли. № счастью, в летной
практике с этим видом перегрузок летчик
встречается ‘очень редко. Они имеют место
только при «перевернутом» топоре, `об-
ратной петле и «бочке» в перевернутом
положении. м

Воздействие перегрузок на’ ортанизм, по-
мимо смещения крови, сказывается и в
раздражении  вестибулярного аппарата—
основного анализатора пространственного
положения тела. Симпитомами являются
свойственные «укачиванию» тошнота, рво-
та, побледнение или покраенение лица,
зердцебиение, & в редких случаях и обмо-
рок.

Нормально развитый человеческий орга-
низм хорошо приспособлен к борьбе < вред-
ным воздействием перегрузок. Он «пускает
В ход» сложную систему сосудистых ped-
лексов, обеспечивая доставку необходимого
количества крови к сосудам головного м03-
та. Переносиместь ускорений в очень боль-
цой степени зависит от состояния ортаниз-
ма в момент воздействия на него ускоре-

ния. Особенно большое значение имеет со-
стояние сордечно-сосудистой и вегетативной
нервной системы, & также вестибулярното

аппарата летчика.

Сопротивляемость организма резко @ни-

жается при полете натощак, при употребле-

нии алкоголя, излишныем курении, после

бессонной ночи или недавно перенесенных
заболеваний. Вее это снижает полноцен-
ность сердечно-сосудистой системы, на ко-

торую ложится главная роль в общей борь-

бе организма с перегрузками,

Наиболее действенным средством повы-
шения <опротивлясмости ортанизма пере-
прузкам является физическая подготовка.
Она должна быть построена таким образом,
чтобы, наряду < развитием мышечной си-

стемы брюшного пресса и малого таза, все.

время тренировались и развивались зало-
женные в сосудистой системе механизмы,
уменьшающие сдвиги, связанные © переме-
щением в организме крови при действии
ускорений в полете. В частности, особен-
HO большой эффект дают водные процеду-
ры -— душ, плавание, прыжки в воду, &
также упражнения, сопровождающиеся бы-
стрыми переходами тела из горизонтального
положения ‘в вертикальное: упражнения

на турнике, брусьях, кольцах, партерная

гимнастика и акробатика. Немалое значе-
ние в повышении переносимости организмом
перегрузок имеет также тренировка на сие-
циальных. снарядах — лопинге, ‘ренеком
колесе, центрофуге. ee

Летная. тренировка, в особенности моло-
дых летчиков, должна <троиться по прин-
пипу «втягивания» Постепенного перехо-
да от упражнений с умеренными по вели-

чине перегрузками к более интенсивным.

При. условии раз’яснения физиологических

явлений, возникающих при ‚перегрузках, а
также при массовом развитии прикладных

видов спорта Такое постепенное втягива-
ние летчика позволяет своевременно подго-

товить его к безболезненному выполнению
всех эволюций в воздухе, закалить его ор-

ганизм. }

Майор медицинской службы
И. ДОЛИНСКИЙ,

КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ О СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНАХ

Всесоюзный комитет по делам Физиче-

ва. Н. Думбадзе, Т. беврюкова, Н; Вараку-

cxolt кульгуры и спорта выпустил ряд  лов. А. Пугачевокий и другие.

короткометражных спортивных фильмов, В
вянокартине
лутшие спортемены стран

er aR

= 28:

Бригады

высокой культуры

земледелия

На полях страны широким фронтом. раз-
вернулись сельскохозяйственные работы;
Идет борьба за проведение сева в сжатые
ри и на высоком  агротехническом
уровне. (Советское крестьянство на прак-
тике реализует свои обязательства, взятые
перед Родиной, перед товарищем Сталиным,
— быстрее закончить весенние полевые
работы. На 5 мая колхозы посеяли яро-
ВЫХ культур на несколько миллионов тек-
Tapos больше. чем на ту же дату прош-
лого года. Советское социалистическое сель-
Ков хозяйство продолжает вооружаться но-
выми машинами, Только в первом квартале
1949 года сельское хозяйство получило
тракгоров в 1,7 раза больше, чем за пер-

BB квартал прошлого года.

В ‘борьбе за дальнейший расцвет сель-
ского хозяйства pee шире применяются ме-
ды коммунистического труда, рождаются
новые формы социалистического соревнова-
ния, Почин московского  Текстальщика
Александра Чутких положил Начало ©03-
данию бригад отличного качества  про-
дувции; инициатором такого патриотиче-
ского движения на селе выступил бригадир
тракторной бригады Ящиковской МТС, Во-
рошиловгралекой области, коммунист Григо-
ий Иванович Евдомашенко. Коллектив
бригады г, И, Евдомащенко поставил своей
задачей ’ провести полный — комплекс
агротехнических мероприятий, обеспечи“
вающих получение высоких урожаев Ha
Bee посевной площади в обслуживаемых
Ям колхозах,

0 легкой атлетике засняты   ге;
ы — И, Сечено- ‘спорта. .

По ро

Специальные выпуски посвящены штан-
борьбе, фехтованию’ и другим видам

Тов. Евломащенко и ето тракториеты
обязалиев на каждый 15-сильный трактор
выработать № 900 гектаров и получить
на всех площадях урожай зерновых не ме-
нее 19 центнеров, с гектара.

Инициатива Григория Евдомащенко была
`‘подхвачена. В соревнование на звание
бригады отличного качества в сельском хо-
зяйстве вступили все тракторные’ бригады
области. _ : ¢

Как и всякое патриотическое начинание,
это движение распространилось по всей
стране, стало массовым и подлинно всена-
родным. ‘Тысячи тракторных и полеводче-
ских бригад Украины, Белоруссии, Кубани,
Ставрополья, Сибири, Урала, Средней Азии,
Московской, Курской и других областей и
республик включились в социалистическое
соревнование за высокую культуру земле-
делия. В каждой области, крае, республике
появились последователи этого замечатель-
ного почина. В Казахской ОСР инициативу
т. Ивдомащенко подхватил депутат Верхов-
ного Совета республики т. Аширбаев. на
Кубани — И. Шацкий и П. Гордич, в Бе-
лоруссин — А. Козел, в Брасноярском
крае — А. Toon, в Узбекистане —
М. Азизова, в Свердловской области —
Н. Парамонов.

(оциалистическое соревнование бригад
отличного качества отвечает задачам, кото-
рые ставят перёд колхозным крестьянством
партия‘ и советское правительство. Оно’ на-
правлено на практическое претворбние в
жизнь решений февральского Нленума Цен-
трального Комитета ВКП(б) и сталин-
ского плана преобразования природы. Ра
ботники  машинно-тракторных = станций,
включивииеся в соревнование, обязуются
перевыполнять сменные нормы выработки
при отличном качестве пахоты й сева каж-
дым трактористом, сеяльщиком, прицепщи-
ком, выполнять все виды тракторных pa-
бот в сроки, установленные договорами ме-

одной ст

Из писем в редакцию

Волокита
с вручением приза

6 марта команда лыжников Н-ской ч4-
сти Тихоокеанского флота завоевала пере-
‘ходящий приз газеты. тот приз должен
был быть вручен на итоговом вечере. участ-
ников зимней спартакиады.

Прошел вечер, но ни приза, ни грамот
мы не получили; Представитель редакции
лейтенант Вайков об’ясния нам, что это
недоразумение произошло из-за отсутствия
хороших грамот, которые не были готовы
к вечеру. Тов. Байков» заверил наш кол-
лектив, что. через десять дней мы получим
й приз. и грамоты.

Но вот прошли обещанные десять дней.
Я. обратился к т, Байкову с вопросом о
призе и снова услышал шаблонный ответ
с назначением нового @рока, Затем срок
переносилея еще четыре раза. Волокита ¢
получением завоеванного приза затянулась
до сегодняшнего дня, когда физкультурни-
ки, убрав лыжи, занялись уже летними
видами спорта.

Капитан команды лыжников
главный старшина Г. БУГАЕВ,

Тихоокеанский флот.

По следам.
неопубликованных писем

Офицер Г. Готманов в письме в редакцию

сообщил о незаконном расходовании. неко-

торыми военнослужащими государственных
средств. Письмо было послано на расследо-
вание. Как сообщил в редакцию прокурор

Военно-Морских Сил, факты, сообщенные
т. Готмановым, подтвердились. Виновные в
незаконном расходовании государственных
средств привлекаются к уголовной и мате-
риальной ответственности.

я

В своем письме в редакцию главный
старшина Заман жаловался на задержку
ему выплаты под’емного пособия,

В ответ на запрос редакции офицер Буд-
ников сообщил, tO под’емное пособие
т. Заману выплачено. `

se ©

В Н-ском подразделении отсутствовал
катер, тем не менее там содержался воль-
нонаемный моторист Белоусов, использовав-
шийся на хозяйственных работах. Письмо, в
котором сообщался этот факт, было посла-
но в органы юстиции.

Сейчас получено извещение, что за Hapy-
шение штатной дисциплины виновные при-
влечены к дисциплинарной и материальной
ответственности,

Ааа Она,

Первенство СССР по футболу

Победа армейских

футболистов

Десятки тысяч зрителей заполнили вчера
трибуны московского: стадисна «Динамо».
В очередном матче на первенство страны
по футболу встретились две первоклассные
команды. Против ‘чемпиона СССР --
команды Центрального Дома Красной Ар-
мии — выступили футболисты тбилисского
«Динамо». i ]

Матч начался атаками чемпиона. На
тринадцатой минуте’ нападающий ЦДКА
Николаев выходит вперед и, получив мяч
от Федотова, ‚обходит динамовскую за-
щиту и уверенно бьет по воротам. Счет
становится 1:0 в пользу команды ЦДКА.
Через несколько минут левый край нападе-
ния армейской Фоманды Демин; восполь-
зовавшись ошибкой динамовской защиты,
забивает второй гол xR ворота тбилисцев.

До конца игры счет не изменился, хотя
у ворот обоих противников не однажды
создавались острые моменты.

°Игра закончилась. победой команды
ЦДКА со счетом 2:0,
ke OR

` ему возможнобть

Русский способ проката брони

В защиту приоритета златоустовского, мастера В. С. Пятова

«Бывает й так, что новые пути науки и
техники прокладывают иногда не общеиз-

вестные в науке люди, & совершенно неиз-!3

вестные-в научном мире люди, простые лю-
ди, практики, новаторы дела» (Сталин).
Архивные довументы, отражающие историю
развития нашей отечественной науки и
техники, служат убедительным подтвержде-
нием этих слов товарища Сталина,

В то же время архивные документы рае-
сказывают о том, как царские чиновники
подавляли, творческую инициативу. русских
людей, отдавали в ущерб интересам Родины
их открытия за границу, обкрадывали pyc-
ский народ, отнимая у него приоритет в
науке и технике. История златоуетовекого
мастера Василия Степановича Пятова, изоб-
ретателя способа обработки тяжеловеесных
стальных плит (брони) прокатом, является
яркой иллюстрацией к, этому.

о официальным данным, прокатные ва-
лы для обработки брони были впервые вве-
дены в России на Ижорских заводах в
1863 году. Способ обработки был назван
«английским», и применение его стоило
русскому правительству немалых денег. Но
не англичане открыли этот способ. На са-
мом деле, — и это подтверждается бееепор-
ными архивными данными, — с1060б про-
ката’ был открыт В. С. Пятовым еще в
1859 году, когда на всех западноевропей-
ских и русских заводах применялась толь-
ко ковка стальных плит паровым молотом.

В фондах Центрального государственного
архива Военно-Морского Флота в Ленин-
граде найдены интересные документы,
не только неоспоримо подтверждающие рус-
ский приоритет в этом важном‘ для армии
и флота изобретений, но и еще раз пока-
зывающие, насколько были заражены цар-
ские чиновники идиотской болезнью низко-
поклонства и раболения перед всем иност-
ранным.

В. 0. Пятов. впервые в мире’ применил
610600 обработки броневых 4-дюймовых
плит прокатными валами в 1859 году на
Слободеких заводах в 6. Вятской губернии,
В июне’ того же года, составив подробное
юписание способа, Пятов обратилея в мор-
ское министерство с просьбой предоставить
провести необходимые
опыты, а затем организовать производство
брони прокатными валами на казенных за-

водах морского ведомства. Пятову разреши-
ли осмотреть Ижорские заводы. На оенова-
нии осмотра-он в августе 1859 года пред-
ставил проект оборудования цехов. завода
прокатными валами,

К проекту Пятов приложил прошение. В
нем сказано: «Понимая громадное значение

. евоего изобретения” для целого света и убе-

жденный собственным опытом в его воз-
можности, но желая принести особую поль-
зу своему отечеству, прошу допустить меня
выполнить свой проект на счет правитель-
ства, на одном из казенных заводов». Пя-
тов указывал, что, помимо технических
преимуществ, его способ лал бы «миллион-
вые сбережения для’ Нашего. государства,
миллионы звонкой монеты могли бы остать-
вя в нашем отечестве».

Морской ученый комитет на двух заее-
даниях рассмотрел предложение Пятова. В
какой обстановке происходило это обсужде-
ние, можно судить по сохранившемуся
письму самого изобретателя. «Меня ни о
чем не спрашивали. и не давали мне гово-
рить, — писал Пятов, — я стоял более
двух часов, как подсудимый, а присутетву-
ющие как будто бы меня обвиняли, Ha
сделанный мне инженерами вопрос: чем я
докажу удобоисполнимость своего изобрете-

НИЯ, я ответил, что мы отправимея на 3a-
вод; где мною этот проект осуществлен уже
года и где приготовляются. изобретенным
мною 61060б0м тяжеловееные листы без’ па-
рового молота. На такие неоспоримые! фак-
тические доказательства они; конечно, ни-
чего не могли возразить и обратили’ все
сказанное мной в шутку».

орской комитет осенью 1859 года вы-
нес следующее нелецое решение; ‚ «...ч4то
касается предложения г-на Пятова, то-есть
производить выделку толстого листового
железа, именно в 4% дюйма толщины,
илющильными катками без посредетва па-
рового молота, который; как известно, при
означенном производстве принят везде за
границей, как-то во Франции, Англии и
других странах, комитет ечитает это новиз-
ной недоказанной опытами и неё имея дан-
ных, по которым можно. бы сделать поло-
жительное: заключение о возможности по-
добного производства, ‘положил пригласить
к участию в этом деле специалистов и чрез
посредетво агентов Морского ведомства за
границей узнать предварительно мнение
фазных заводчиков», ‹

Как записали, так и сделали. В конце
1859 года подробное изложение способа
проката брони вместе с запросами (тексты
запросов хранятся в архиве) было послано
в Англию, Швецию, Бельгию и Францию.
В начале 1860 года были получены ответы
от заводчиков Карлеунда и Розена (Шве-
ция), Даллеманя (Франция), Дюпре (Вель-
гия), Все они: признавали, что способ про-
ката является новым, но трудноосущеет-
вимым, дорогим и даже опасным.

Основатель Нвьючепингокого металлурги-
ческого завода в Швеции Розен считал, что
«вероятно катальная машина Пятова будет
отромных размеров, потому употребление
махового колеса будет не безопасно».

Русский военно-морской агент в Анг-
tun Путятин  доносил, что’ в Вуличеком
арсенале сейчас же были произведены
опыты; якобы доказавлиие, что «610606
выделки брони чрез прокатывание приз-
нан неудовлетворительным. ‘и заводчик го-
ворил мне, что листы (обычно) куются
«Под ударами парового молота, а не прока-
тываются». ;

Вполне понятно, что не в интересах
иностранцев было хвалить изобретение
русского мастера Пятова.“ Вибелелетвии в
одном из своих прошений он сам так оце-
нил отзывы иностранных специалистов:
«Овоими отзывами они вполне подтвердили
состоятельность моего проекта, ‘равно и
то, что ©1060б мой для выделки тяжело-
весных листов не был известен‘за грани-
цей. Ученый же комитет не уважая прав
изобретателя, без моего соглаейя, сообщил
MO проект запално-европейвким специалти-
стам и тем дал возможность воепользо-
ваться моим изобретением западным завод-
чикам». a

Ученый комитет, получив от иностран-
цев отзывы и раболепетвуя перед ними,
решил в феврале 1860 года «оставить де-
ло без послодетвий». А спустя. год. в Anr-
лии некий Д. Браун на заводе в. Шеф-
фильде не только успешно применил про-
катные валы Пятова, но и официально но-
лучил полент на это изобретение. Узнав
06 этом, морское ведомство совместно с
горным допартаментом специально, команди-
ровало в Англию групу инженеров для
ознакомления . 6 «новым изобретением».
Больше того, царское правительство отпу-
стило солидные денежные  средотва на
приобретение права использовать на рус-
ских металлургических заводах  «англий-

ский» ©1006 проката брони, Журвал
«Морекой сборник» Ni 6 3a 1862 rox
услужливо перенечатал из журнала «Ме-
ханикс мэгазин» текет доклада Д. Брау-
на В институте инженер-механиков в Бир-
мингаме 0 «новом способе» проката бро-
НИ.
Эта заметка вызвала возмущение у тех
читалелей, которые были знакомы с0 всей
историей изобретения В. С, Пятова. В 81-
хизе . сохранилось любопытное частное
письмо управляющему ‘морским министер-
ством, написанное в 1862 г. Вот выдерж-
ки из него: «Это — дело русское, дело
патриотизма, дело собственной силы долж-
но быть каждому из нас близко к сердцу,
нежели все заморские улучшения, обходя-
щиеся нам иногда чересчур не по карма-
ну. Теперь напечатано, и даже в «Мор-
ском сборнике», что в Бирмингаме некто
раун открыл завод, выделывающий же-
лезо посредством вновь изобретенного (птод-
черкнуто автором письма. — В. П.) епо-
с0ба прокатывания, Каково же было рус-
скому уму услышать такое похитительное
открытие, которое к TOMY же еще и высо-
сет наши отеюда денежки, поставляя нам
т0, что мы можем дешевле и собственным
открытием добытое, — получать от евоих
иу 660я. Г. Патов в отчаянии, что pys-
CRU ум поставлен на запятки к англий-
екому»,

В 1863 году на Ижореких заводах бы-
ли установлены прокатные валы. Способ
проката получил повсеместное раюпростра-
нение. т

На все претензии В. С. Пятова морское
министерство неизменно отвечало, что на
Ижореких заводах применяется «англий-
ский ©10с0б, отличный от способа г. Пя-
това», хотя изобретатель привел бесепор-
ные факты приоритета своего способа,
ссылаясь Ha представление им еше в
1859 году подробного описания, подчерк-
нув, что слово «отличительный» могут
употребить только люди, не понимающие
сущности дела».

Такова грустная, хотя и поучительная,
история изобретения В. С. Пятова. В ска-
занному можно добавить, что нам не уда-

лось найти ето имени в каком-либо тех-

вическом или научном справочнике, даже
изданном в советский период. В наших
справочных изданиях вообще нет еведений
0 TOM, кто же изобрел этот ©10с0б обра-
ботки брони. Если же обратиться к ета-
рым комплектам журнала «Морской сбор-
Ник», 10 в № б за 1862 год, №4и
№ 11 за 1864 roa, Ni 3 3a 1866 год,
№ 4 за 1869 год можно найти имя ант-
личанина Д. Брауна, которому Hesacay-
женно было приписано это важное изобре-
тение.

Пора покончить с такой явной неспра-
ведливостью. Надо, чтобы имя В. С. Пя-
това заняло свое место в  собтвететвую-
щих справочных и других наших изда-
‘ниях. Мы тордимея тем, что обработка
брони способом проката, сылравшая столь
важную. роль в развитии  кораблеетрое--
ния, была внервые изобретена и практиче-
ски осуществлена в нашей стране pyc-
ским патриотом Василием Степановичем
Пятовым. Его приоритет бееспорен и под-
твержден многочисленными документами,

Наша задача — полностью восстановить
этот приоритет.

Научный сотрудник Центрального
й государственного архива

Военно-Морского Флота
В. ПЕТРАЩШ.

Мухтар Ауэзов. «Абай», Роман.
вторая. Авторизованный

ского под редакцией Л. Соболева,

Новые книги

Книга и самоотверженном труде и руководящей
перевод с’ казах- роли коммунистической партии. Действие
Изда-   происходит в тылу и на территорий; оккупи-

тельство «Советский писатель». 1948. Стр.   рованной немцам

423. Цена 13 руб. 50 коп.

Книга о великом казахском поэте Абае,   ное издательство

Вчера в Куйбышеве в очередном матче  жившем во второй половине ХХ века.

на первенство страны‘ по футболу встрети-

Вл. Попов. «Сталь и шлак». Роман.

М. Горький: <’ Америке». Государствен-

художественной литера-

туры. 1949. Стр. 81. Мена 1 руб. 25 коп.
В сборник включены очерки: В Америке—

лись команды «Крылья Советов» (Куйбы- Сталинское областное книжно-газетное из-  Город Желтого Дьявола; Царство. скуки,
шев) и «Торпедо» (Сталинград). Матч за-  дательство, 1948. Стр. 368. Цена 13 руб.
Роман о героической борьбе, патриотизме! республики, Жрец морали, Хозяева жизни и,

кончился вничью со ‘счетом 0:0.

жду МТО и колхозами. Они обязуются вы-

неуклонный под’ем культуры земледелия. линских артелей построили для ‘себя 125
Волхозное крестьянство, внедряя и обваи- усадеб и 46 хозяйственных и культурно-

Мов; Мои интервью — Один из королей

Ответ на анкету американского журнала.

«Маяковский об Америке». Стихи. Очер-
ки. Газетные интервью. Составил В. Ката-
нян. Издательство «Советский писатель».
1948. Стр. 165. Цена 6 руб. 50 коп.

Ив. Кожедуб. «Служу Родине». Рассказы
летчика. Детиздат;, 1949. Стр. 285. Цена
11 руб; 50 коп. `

Автор рассказывает о своем детстве, учебе
в авиационном училище и участии в боях
Великой Отечественной войны.

cel республики вызвали массовое движе-

ние. Во многих районах следуют примеру

вая агротехнический комплекс Докучаева— бытовых зданий. В селе сейчас имеются   карадаглинцев. В республике уже соетаз-

Костычева-— Вильямса, ведя сельское хо- 4 школы, библиотека, чилальня, врачеб-
зяйство на широкой научной основе, тем ный пункт.

самым не только добивается высокого уро-

ращивать‘высокие урожаи на всей площади  жая в этом году, но и закладывает еще

посевов. по всем культурам, строго соблю-
дая правила агротехники. :

И ‘они вызолняют свои обязательства.
Социалистические методы труда, которыми
работают травтористы, уже приносят пло-.
ды. Бригада Григория Евломащенко, напри-
мер, з& два ‘рабочих дня забороновала зябь
в два следа. Ранние. зерновые, многолетние
травы и подсолнечник посеяны за 3,5 pa-
бочих дня вместо 4 дней по плану. Вол-
лектив бригады раньше срока заканчивает
весновспашку и под’ем ранних ‘паров, По-
сажен один гектар лесных полос. Под осен-
ние посадки вепахано пять гектаров чер-
ных паров. Быстрее, чем предусмотрено
планом, ‘и с отличным качеством ‘провел
предпосевную культивацию зяби, завершил
весновспашку колововых, многолетних трав
и подсолнечника, а также провел другие
полевые ‘работы бригадир Михайловской
МТС, Краснодарского края, Иван Шацкий,

Й это не единичные выдающиеся успехи
на полях Советской страны. Десятки обла-
стей, краев и республик, в том числе вся
Украина, еще к 25 апреля закончили сев
колосовых культур. Быстрее прошлогоднего
завершили сев ранних колосовых колхозы
Крымской и,Николаевской. областей. На 15
дней раньше, чем в прошлом году, закон-
чили сев яровых колосовых колхозы Ёрас-
нодарского края. № первому мая закончили
сев колосовых культур более 50 крупней-
ших зерновых районов Ростовской области,
сократившие сроки свва по сравнению с
прошлым годом в Два раза. 30 районов
Сталингралекой области также закончили
сев к вовнародному празднику трудящих-
‘ея — 1 Мая.

вотественно,

укреплении колхозов,
хозяйственного производства,

Keun,
товарищ Сталин еще в 1934
de Церковью на самом видном мебте, с 6. тхозников на
лучшими домами урядника, попа, КУлака суотренного планом уже построено свыше
на первом плане, с ве полуразваленными  6) домов колхозников, около 20 культур-
избами крестьян на заднем плане — наЧИ-  (_бъювых и хозяйственных об’ектов. В
naer исчезать.’ На ее место выступает” Но „тхозах им. Орджоникидзе и им. Тельмана
зая деревия е е2 общественно-хозяйствей-   октябрьским торжествам войдут. в. строй
ными постройками, © ее клубами, радио,  ювые клубы. В колхозах уже

кино, школами, библиотеками И Яслями, с повые фруктовые сады. Вдоль, арыков бу-
вв тракторами, комбайнами, молотилками, лет посажено четыре тысячи тутовых де-
автомобилями». С тех пор, как были иро-   6въев. В ближайшее время начнется стро-
изневены эти слова, колхозная деревня до-

Социалистическое соревнование бригад билась новых и больших успехов. Происхо-

более прочные основы для высоких и
устойчивых урожаев будущих лет.

Сельское

строительство .

В результате победы. колхозного ‘строя

путь зажиточной и культурной жизни.

Но то, что бделано карадаглинцами; их

озаренными ярким.

лено около пятисот генеральных планов
реконструкнии сел и деревень.
В селах Азербайджана уже построено

уже не удовлетворяет. На состоявшейся в Свыше 50 сельских электростанций, 10
Карадаглах сессии свльского Совета был
обсужден и утвержден тенеральный план
реконструкции этого бела, разработанный
с помощью архитекторов. План’ предусма-
тривает в ближайшие пять-шесть лет по-
строить на месте нынешних Варадаглов но-
вый благоустроенный поселок городского
типа с широкими ровными улицами, уто-
пающими в зелени,
советское крестьянетво прочно стало на электрическим светом; © красивыми благо-
устроенными усадьбами, спортивными пло-

дворцов и домов культуры, 275 клубов и
изб-читален, 475 библиотек, 283 школы,
много детских яслей и садов. В ближайшие
годы все села и колхозы республики будут
электрифицированы и’ радиофицированы,
Широкие строительные работы ведутся

не только в селах Азербайджана. Они раз-
вернулись во многих областях, краях и рее-
публиках нашей Родины,
устроенные села и деревни со своими ра-
диоузлами, школами-десятилетками, клуба-

Новые’ блато-

каждым днем возрастают культурно-быто- щадками. Каждая усадьба будет совтоять из   МИ, больницами, детскими садами, парками,

вые потребности тружеников полей.

вели деревень, широкому

«Старая ‘деревня,
году, —

отличного качества знаменательно тем, что дит плановая перестройка сел и деревень.

оно не носит временный или местный ха-

тельный период» на, систематический и нувших года колхозники четырех карадаг- ‘широкому и планомерному переустройству

трех просторных Е cig he
Poe туры и просвещения, повыше-   кладовой, веранды и беседки. Мри усадь
ние и юн благовостояния, [будут построены хозяйственный ‘и’ скотный Можно встретить на Украине, Кубани, Ура-
вызывают стремление жить  дворы, бетонированные бассейны для от-
еще лучше, ещё кралие, видеть свои села стойной и поливной воды, навесы  дая
и деревни более красивыми и благоустроен-   инвентаря ио дров,
ными, Нартия и правительство, неустанно  сад_и ‘огород, Намечено построить новые
заботясь 06 организационно-хозяйственном   школы,
о развитии сельеко- сады, ясли, развести парки,
одновременно  дома отдыха, построить электростанции, ма-
уделяют много внимания коренному пере- стерские, спортивный городок.
устройству
строительству сельских культурных УЧР“ 1. карадатлинцы горячо взялись за дело.
—  TOBOPEL Чтобы не ослабить полевые работы,
составили помесячный трафик

ительство электростанций.

КУХНИ,

разведены ‚фруктовый

Утвердив план реконструкции своего се-

они
занятое
строительстве. Из преду-

заложены

домами культуры,
е различными хозяйственными постройками

ле;
стоке. Так, в колхозах Горьковской области
только за 1948 год построено и капиталь-
но отремонтировано 1.763 культурно-быто-
кинотеатры. Дом культуры, детские  ВЫХ Здания, >

организовать   ВОТноводческих постройки,
колхозников. Планом на 1949 год преду-
смотрено воздвигнуть в колхозах области
свыше ‘20 тысяч новых строительных, 00’-
ектов.

врачебными пунктами,

в Сибири, Белорусеии, на Дальнем Во-

6.303 хозяйственных и жи-
6.480 домов

Неузнаваемым стал облик многих зулов

ти  ® бел Казахстана. Вместо беспорядочно раз-
бросанных темных лачтг и юрт там
выросли новые аулы и села е прямыми
 широкими улицами. В прошлом году в сель-
ских районах республики было построено
20 тысяч жилых домов, 446 клубов, 130
детских садов и яслей, 41 больница и
‘зАбулатория, `9
утолков, 209 электростанций.

8 изб-читален и красных

На капитальное строительство тосудат-

CTBO отпускает колхозам средства в кредит.
Вроме того, рост
позволяет колхозам расходовать большие

общественных доходов

Почин карадаглиниев, их обращение ко средства на строительство различных п0-
Вот село Карадаглы, Агдамского района; [всем сельским Советам, ко всем колхозам строек и культурных учреждений, Все sto
рактер. Соревнование рассчитано на дли- Азербайджанской ССР. Только за три ми-  Азербайджана с. призывом приступить к родет к коренному изменению внешнего об-

дика наших сел, деревень, аулов.