<

13 ноября 1949 г., воскресенье, № 268 (3372)

‚ Учить пропагандистов
методике проведения занятии.

Поошрение-

действенное

средство воинского
воспитания

В числе важных средств воспитания во-
еннослужащих серьезное значение имеют
меры поотрения. В Диециплинарном уста-
ве указывается, что командир, непримири-
мо относясь к нарушителям воинской дис-
циплины и порядка, обязан в то же вре-
мя поотрять лучших воинов. ‘Замечая и
поотряя их инициативу, их ‘усердие,
командиры тем самым поддерживают и раз-
вивают у подчиненных патриотическую
ревностность к службе и учебе,  добросо-
вестность, честность, исполнительность,
стойкость, глубокое понимание ими своего
воинского долга.

При этом следует избегать крайностей.
Крайности эти выражаются B TOM, Чю
командир бывает или слишком скуп на по-
хвалы, на благодарности, или чрезмерно
щедр на них. И то и другое, несомненно,
пользы принести не может.

_ Роваюе, всегда и во веем справедливое
отношение командира к  подчиненному,
Когда ни один промах, ни одно положи-
тельное качество не остаются без внима-
ния, играет большую роль в воспитании у
личного состава сознательной дисциплины.

Примером в этом отношении может слу-
жить офицер Росляков — командир. одного
из подразделений. Он известен как опыт-
ный воспитатель, умело пользующийся ме-
рами ‘дисциплинарного воздействия. Стро-
гий и требовательный командир, т. Росля-
ков не прощает ни одного проступка, но
В 10 же время всегда по заелутам отме-
чает воина, еели тот действительно заслу-
живает поощрения.

Получить у офицера Рослякова похвалу
не так-то просто.  Но уж если человек за-
служил похвалу, то т. Росляков всегда су-
мезт найти способ выразить свое одобрение

его действням.

Как-то т. Росляков поручил старшему
matpocy Байкову составить описание од-
ного учебного прибора, нужного для 0бу-
чения личного состава. Эта задача для
т. Байкова была не из легких. Он хотя и
знал устройство прибора, но опыта в е0-
ставлении описаний не имел. Однако, ок-
рыленный доверием своего командира, стар-
ший матрос горячо, с душой принялся 3a
_ работу. Задание было выполнено им очень
Xopomto, :

— Молодец! — похвалил его командир
в присутствии подчиненных. — Работа,
сделанная вами, подстать инженеру,

Эти простые слова похвалы, сказанные
сердечным тоном, принесли старшему мат-
росу Байкову большое удовлетворение.

Недавно имел место и другой интерес-
ный случай. В подразделение прибыл мат
poe Зубарев. С первых же дней службы
матрос проявил ‘себя недостаточно  энер-
THUHEIN воином.

Несколько раз т. Росляков вынужден
был указывать ему на эт6. В то же вре-
мя он внимательно присматривалея к мат-
росу, стараясь понять, в чем причины Ta-
кого поведения. Скоро офицер увидел, что’
матрос Зубарев при желании может нести
службу совершенно. иначе, Следовало толь-
Ко найти с10е0б чем-нибудь «встряхнуть»
ero. :

°И такой способ он нашел. Мичман Бело-
конь, которому предстояло проводить заня-
тие по изучению оружия, незадолго до
назначенного дня выбыл в командировку.
Офицер Росляков решил поручить ’прове-
сти занятие т. Зубареву.

‘

присутствовал и офицер Роеляков, прошло
успешно. : Г

— Вот какой, оказывается, матрос 3y-
барев, — одобрительно заметил т. Росля-
ков, обращаясь к воинам.

Он тут же вынес благодарность матро-
су. Вечером это пюошрение было об’явлено
перед‘ строем всего подразделения.

Весь день матрос ходил в приподнятом

настроении; Он: понял,  что может.и должен
нести службу лучше, быть более  актив-
ным, более инициативным. Протило некото-

рое время, и т. Зубарев етал передовым

воином подразделения.

Такое вдумчивое отношение к людям,
знание их личных качеств, ‘умение найти
наиболее подходящие меры воздействия

позволяют офицеру Рослякову успешно
воспитывать подчиненных.

К сожалению. не все командиры столь
умело применяют дисциплинарные права.
Бывает и так, что поошряют «огулом», не
выделяя отдельных людей. Так, например,
офицер Кокорин чрезмерно часто применяет
групповое поошрение. Он не разбирает-
ея, кто из воинов как работал: один, ска-
жем, более энергично, друтой — менее.
Й получается одинаковая для всех оценка,

Подобная система поошрения создает у
воинов неправильное представление о том,
что можно быть отмеченным даже не за
свои заслуги, а за хорошие действия това-
рищей,

Неправильна практика и офицера .беме-
нова. Он в большинстве случаев поошряет
своих подчиненных не тогда, когда они это-
то заслужили, а спустя две—три недели.
Поошрение должно быть своевременным,
только в этом случае оно даст нужный pe-
зультат. qe

При‘ оценке действий  подчиненното!
командир обязан учитывать ето’ отну-
шение к службе, к выполнению своих обя-
занностей. Вместе с этим следует прини-
мать во внимание и способности человека,
срок его’ ‘военной службы, уровень разви-
тия. Если одному легко дается вынолнение
Того или иного задания, то другой, даже
при самой добросовестной работе, To же
самое задание будет выполнять с огромным
напряжением. Следовательно, ‘и оценка
должна быть. соответствующей.

Не последнюю роль играет й разнообрз-
зие мер поощрения. Некоторые офицеры не
стремятся к этому. «Благодарность» —
вот их стандарт. Выполнил ли воин боль-
не, серьезное задание или’ его поступок
просто заслуживает похвалы, все ‘равно он
получит благодарность. Именио тах посту-
пает лейтенант Вуликов. Естественно, что,
эта мера поощрения для некоторых воинов
его подразделения стала привычной и по-
теряла ту воспитательную силу, которую’
имела раньше. ‘

Старшина 1-й статьи Бугров за. свои
успехи по службе и учебе получил от лей-,
тенанта Куликова шестнадцать  благодар-
ностей. Своим образцовым выполнением
воинских ‘обязанностей т. Бугров заслужи-
вает высокой оценки. Но разве может oc-

таватьея действенной одна и та же форма!

поощрения? Вряд ли. Старшина привык к
благодарностям. А ведь можно применить и
другие меры поощрения. { ;

Всегда нужно помнить, TO поошрение
подчиненного есть признание командиром
его заслуг, ‘усердия, подвигов. Поошре-
ние — сильное средетво воинского воспи-
тания. Попменять его надо вдумчиво и’

Охазанное командиром доверие вначале
смутило матроса, но затем он е жаром при-
нялся за подготовку. Занятие, на котором

разборчиво.
Инженер-капитан 1 ранга

чественной войны ‘матроса Сергея Дмитриевича

Накануне 39-й годовщины Великого Октября‘ в семью погибшего в годы Оте-

Васильева пришли. моряки

корабля: Н. Они принесли вдове матроса Татьяне Павловне праздничные по-

дарки для ее детей Лени, Вани, Вовы, Лиды и Павлика.

средства; собранные экипажем корабля.

других погибших воинов. и

Подлинно хозяйское.

Личный собтав нашего авиационного
подразделения обслуживания добился в те-
вущем году заметных успехов в борьбе за
экономию государственных средств и мате-
риалов. Стремление внести свой вклад в
общенародное движение за увеличение бо-
татств родной страны с каждым днем дает
все большие результаты. Наши передовые
водители машин матрос Трусов;’ старший
сержант Макаров, матрос Полуянов довели
пробег своих машин без капитального ре-
монта до 132 тысяч километров. Автомо-
биль матроса Шмелева, уже прошел 42
тысячи километров без среднего ремонта.

‚ Эти успехи об’яеняются. прежде всего
тем. что передовые шоферы’ значительно
повысили культуру  экеплоатации своих
машин. Они по-государетвенному, по-хозяй-
ски берегут технику. !
‚Благодаря грамотной эксплоатации авто-
мобилей в последнее время вновь заметно
снизилея расход горючего. Сейчас  нашз
полразделение при выполнении задания, о
перевозкам ежемесячно расходует нз 150

Командование и партийная организация
натего: ‘подразделения уделили в этом го-
ду большое внимание вопросам экономии
материальных средств. У нае были орга-
низованы снециальные занятия, на кото-
рых наиболее подготовленные офицеры рас-

нальных методах сокращения расхода го-
рючего. Используя на практике получен-
ные знания, отличных результатов добился
коммуниет т. Жилинский. Он сэкономил
значительное количество горючего. На’ его
самолете полностью ликвидированы потери
Ficecaity. В Рей

Большой экономии бензина в воздухе
добился летчик Котляр. Его экипаж сбере-
гает горючее благодаря технически грамот-

{Корр. «Краеного Флота»). В матросеком

Л. ФИЛИППОВ.

Юбилей Архангельского мореходного училища

АРХАНГЕЛЬСК. (Корр. «Красного Фло-

В этом училище овладевал знаниями

та»). Архантельскому мореходному учи- В. И. Воронин, знаменитый ледовый капи-

лищу исполнилось 50 лет. За эти годы из  Тан. участник многих полярных

его стен вынили сотни квалифицированных
штурманов дальнего плавания. Многие из
питомцев училища стали проелавленными
советскими мореходами.

плава-
ний. Олин из выпускников училища —
Д. Г. Пономарев, находясь в годы Вели-

кой Отечественной войны в рядах Военно-
Морских Сил, был удостоен звания Героя
Советского Союза. :

SS aes ee

ПО РОДНОЙ СТРАНЕ

Меняется облик.
колхозного села

29-й год существует ордена Ленина кол-
хоз имени Сталина в Геническом районе.
Этот один из стазейших на Украине кол-
х03 был создан группой красноармейцев и
партизан вскоре после разгрома Врангеля
под Перекопом.

3а выдающиеся успехи в развитии о6-
щественного хозяйства колхоз накануне
Великой Отечественной войны был на-
тражден врденом Ленина.

Гитлеровские захватчики целиком pas-
грабили и разрушили колхоз. После войны
пришлось заново все отстраивать и в0с-
станавливать. Для этой цели государство
выделило значительные — ассигнования.
Большую помощь украинским колхозникам
оказала -сельскохозяйственная артель се-
ла Шрома, Грузинской ССР. Эта помощь
явилась закономерным явлением в социа-

листическом соревновании между укрзин-
скими и грузинскими колхозниками, ко-
торое ведется уже много лет. Тотчас же
после освобождения Генического района от
фашистских захватчиков грузинские кол-
хозники прислали своим украинским дру-
зьям хлеб, цитрусовые, одежду и много
другого добра.

Колхоз имени Сталина стал быстро в0з-
рождаться. Сейчас он один из самых боль-
ших и передовых на Украине, В нем
12 бригад, возделывающих пшеницу, хло-
Tok, фрукты, овощи. Больших успехов до-
стигли животноводы. По крупному рогато-
му скоту и овпам колхоз превысил уже
свой довоенный уровень. Сейчас тут нз-
считывается десять ферм, в том числе ко-
неформа племенных рысаков, для которых
HMeCTCA специальный ипподром.

Широкого размаха достигли в артели ра-
боты, направленные на. преобразование
природы. 12 снециализированных звеньев
выращивают защитные лесополосы.

Орденоносный колхоз располагает сетью
культурных, бытовых, производственных
учреждений и предприятий. Здесь есть свой
клуб, шесть школ, радиоузел, библиотека,
электростанция, сельмаг, амбулатория, га-
раж, различные мастерские. ;

Артель имени Сталина дала стране
большое число квалифицированных кад-
ров. Отсюда вышло 250 учителей, 80 вра-
чей, 65 агрономов, немало офицеров С0-
ветской Армии и Флота.

Многие колхозники орденоносной артели
служили, а некоторые и сейчае служат в
Советской Армии и Военно-Морском Фло-
те. На Черноморском флоте несет вахту
Павел Величко, на Тихоокеанском — Ва-
силий Белик. В Военно-Морских Силах. на-
ходится также Павел Гордиенко. Между
колхозом и военными моряками. поддержи-
ваются активная переписка и живая связь.
Колхозники рассказывают землякам, охра-
няющим мирный ‘труд советских людей, о
своих успехах в сельском хозяйстве. В
свою очередь, воины флота сообщают зем-
лякам о своей боевой и политической
учебе.

На самых ответственных участках в
Еолхозе работают демобилизованные воины
армии и флота. Председатель колхоза Гри-
торий Литовченко — майор запаса. Под
его руководством крупнейший колхоз
Украины становится образцовым  хозяйст-

оказывали летчикам. и механикам о рацио-

1 Подарки куплены на
Моряки вручили детям отрезы на платье,

одежду, обувь. Личный состав этогоскорабля сделал также подарки и семьям

На снимке: моряки корабля вручают Татьяне Павловне Васильевой подарки.

Фото П. Михайлова;

отношение к технике

—200 килограммов бензина меныше, чем
положено по нормам. Подлинно хозяйское,
государственное отношение шоферов и тех-
ников позволило довести ходовой парк до
94 проц. списочного числа машин.

Сейчас, готовясь к зиме, мы стремимся
сделать все для отличного содержания `тех-
ники при неблагоприятных метеорологиче-
ских условиях. Уже заканчиваются: строи-
тельство пункта технического обслужива-
Гния и водомаслогрейки, утепление боксов
и автомастерской. :

Успехи, достигнутые ‘в борьбе за эконо-
  мию материалов и средств, во многом 0б’-
‘ясняютея тем, что у нас достижения пере-
довиков быстро становятся достоянием вее-
го личного состава. В подразделении регу-
лярно проводятся технические ’ ‘конферен-
ции, посвященные вопросам эксплоатации
автомашин. Особенно умело и активно 0б-
общают и распространяют опыт передови-
ков офицеры подразделения тт. Василюк,
Ананьев и Маканов. :

Старший лейтенант А. ВАЙДМАН. `

Экономят горючее

ной. эксплоатации винтомоторной группы и
умелому подбору температурного режима
двигателя в соответствии © высотами поле-
та, направлением и силой ветра.
Вместе с летчиками за экономию горю-
чего упорно борется и технический состав,
в том числе матросы, сержанты и старши-
ны служб обеспечения. Много сотен кило-
граммов бензина сэкономили, в частности,
водители автомашин. Сокращения расхода
по сравнению с нормами они добиваются
благодаря. помощи офицера Андронникова,
который терпеливо учит пюферов правиль-
ной тарировке карбюраторов, подбору жик-
леров и умелому использованию профилей

дороги.
Капитан Л. МАКАРОВСКИЙ,

СЕАНС ОДНОВРЕМЕННОЙ ИГРЫ В ШАХМАТЫ
ТИХООКЕАНСЕИЙ ФЛОТ, 12 ноября.   ане‘одновременной игры на лвадцати досках.

`’Сеане длилея три часа. Тов. Васильев

клубе Н-ской части шахматист первой все- 18 партий выиграл, одну свел вничью п
союзной категории офицер Васильев дал се- ‘одну проиграл ефрейтору Юрченко.

Закончилась летняя военно-морская учеба досфлотовцев
Московской области

Закончилась летняя спортивная военно-
морская учеба досфлотовцев Московской об-
ласти; В’ клубах ‘и первичных организациях
Добровольного общества содействия Военно-
Морскому Флоту состоялиеь массовые вы-
пуски спортеменов. -—— сигнальщиков, ради-
CTOB и других епецпиалистов. . у

За время учебы члены ДОбФЛОТа — мо-
лодые рабочие и служащие фабрик, заво-

eee ee ee ЕЕ EEE ees

тенант запаса Борисе Петриченко возглав-
ляет животноводческую ферму, лейтенант
запаса Федор Немытов — бригадир, млад-
ший лейтенант запаса Федор Четвериков—
комбайне,

В колхозе успешно трудится более де-
сяти бывших военных моряков. Максим
Зимовод служил матросом на Черноморском
флоте, — сейчас он учетчик в тракторной
бригаде. Михаил Чумак — 6. матрос-черно-
морец — работает в полеводческой брига-
де, бывший матрос Кондрат Балахонов —
колхозный шофер. Демобилизованные воины
служат примером порядка, дисциплины,
они первые в труде.

Волхозники гордятся своими передовыми
людьми. Чабаны Савелий Бражко, Николай
Яринич, звеньевая Мария Гомон, свинарва
Галина Новицкая, бригадиры Николай Зин-
ченко, Филипи Сечин, Иосиф Нечипурен-
ко — лучшие стахановцы.

Артель уверенно идет к высоким `ур0-
жаям всех выращиваемых культур. Ha
полях колхоза работают 36 тракторов. Ши-
рокое применение получила передовая
агротехника. Осенний сев в Этом году про-
велен сортовыми семенами. В почву вне-
сено много минеральных удобрений. В
колхозе широко развернулась массовая
агрономическая учеба, Здесь учатся все.
52 звеньевых, 12 бригадиров и сотни ря-
довых колхозников. занимаются в агроно-
мических, зоотехнических и ветеринарных
Бружках.

Несмотря на неблагоприятные влимати-
ческие условия, черные бури — этот
бич  присивашеких ‘ районов, — колхоз
все же сумел в этом году вырастить непло-
хой урожай и досрочно рассчиталея с го-
сударетвом по хлебопоставкам. _

Председатель артели Г. П. Литовченко
был участником Всесоюзной конференции
сторонников мира в Москве. С трибуны
этой конференции он рассказал о мирном
созидательном труде украинских  колхоз-

вом, на опыте которого учатся другие
  сельхозартели республики. Старший лей-

и

ников, 0 планах великих преобразований

лов и учреждений — ознакомились с клас-
сами и типами военных кораблей, изучили
основы военно-морского и радиодела, полу-
чили знания по сигнальным средствам и
электротехнике. и
Большинство  спортеменов-досфлотовцев
закончило курс обучения с хорошими и от-
личными отметками. ae
(ТАСС).

природы, развития животноводства,
устройства сел.

По такому плану развиваетея колхоз
имени Сталина. Составленный по инициа-
тиве Н. С. Хрущева план нового строитель-
ства в. колхозе поражает своими масштаба-
ми. Шо проектам архитекторов, чертежам
инженеров нетрудно представить себе уже
сейчас новый облик социалиетического
села. В нем будут широкие улицы, покры-
тые асфальтом; кварталы двух-, трех- и че-
тырехэтажных домов, скверы и парки. В
центре села будут воздвигнуты театр на
600 мест, средняя Ликола, клуб, гостиница,
больница, почта, телеграф, стадион. В. ве-
ле будут водопровод и канализация. Кол-
х03 сумеет на собственных предприятиях
перерабатывать продукты животноводетва,
фрукты, овощи. В селу подведут железно-
дорожную ветку.

Грандиозная строительная программа,
‚рассчитанная на пять лет, уже проводится
в жизнь. Идет заготовка камня, завозятея
лес и другие материалы. Колхозники ©
большим энтузиазмом встретили постанов-
ление правительства об асситновании 70
миллионов рублей на социалистическую
реконструкцию их села,

По генеральному плану реконструкции
за пять лет будет построено 950 новых
зданий.

Для ведения всех работ по реконетрук-
ции села создана  машиностроительная
станция. 40 автомашин, 20  под’емных
кранов «Пионер», транспортеры, растворо-
мешалки и многие другие механизмы
позволят ускорить и удешевить строитель-
ные процессы. Уже получены две автома-
шины, пилорама, трио деревообделочных
станка. Эта техника’ используется для 33-
готовки необходимых материалов. Одновре-
менно идет добыча  камня-ракушечни-
ка, из которого будут построены почти все
здания нового села. Массовая застройка
улиц и площадей начнется с весны 1950

теда.
Д. ГАУХМАН.

пере-

г. Херсон.

Олним из важнейших условий  плодо-
  творной‘ учебы партийного и  комсомоль-
ското актива является методическое Ma-
стерствю преподавателей, его непрерывно?
совершенствование, Но все ли делается ру-
ководителями партийной школы Н-екого
соелинения для того, чтобы правильно и
успешно репеить эту важную задачу?
  Работники политотдела и, в частности,
‚начальник школы капитан Андреев, гото-
 вясь к началу учебного года, провели боль-
шую работу. Подобран неплохой состав
преподавателей. До начала занятий в. пер-
вый месяц учебы были созваны два сове-
щания преподавателей. Отдельные лекции
‘и планы классных занятий обсуждены на
метолических ссвещаниях преподазателей.
Так, например, своевременно были ебсуж-
‘лены лекции на темы: «Социалистическая
индустриализация и ее значение для строя-
тельства социализма и укрепления военной
‘моти напето государства», «Общая харак-
теристика CCCP», «Природные условия,
население и админиетративно-политическое
деление СССР». Позднее обсуждались лек-
тии по истории СОСР и последующие темы
по географии. Эдесь практикуетея также
взаимное посещение пренолавателями лек-
ций и семинарских занятий. И весе же в
холе учебы выявляются серьезные ведо-
сталтки. :

° Как известно, одним из непременных
условий нормальной работы пколы являет-
ся правильное планирование занятий. Со-
ставление расписаний должно определять
последовательность изучения веех дисцип-
‘лин, предусматривать необходимое количе-
ство времени для подготовки слушателей к
классным и  семинарским занятиям.
Отнакю это требование не учитывает-
ся. Например, 9 ноября слушатели дневно-
то отделения полный, учебный день были
на лекциях по очередным темам, а © уча-
щимися в вечернем отделении проводилось
два лвухчасовых классных занятия по
истории ВЕ) и теография СССР.
Такое непродуманное планирование не удо-
влетворяет слушателей, отрицательно гка-
зывается ‘на усвоении ими изучаемых тем.
Именно этим следует об’яснить слабую под-
TOTOBEY большинства слушателей комсо-

смогли одинаково хороШо повторить Весь
материал. ;

Страдалот существенными недочетами ‘с
точки зрения методики и отдельные
лекции, хотя для повышения их качества
в школе уже были сделаны первые шаги.
Так, тт. Беляев и Шевчук не емогли сде-
лать  доходчивыми свои выступления.
06а они He обращали внимания Ha
TO, как слушатели воспринимают лекцию,

тем. Приходится сожалеть. что никто’ из
лекторов, которые выступали 9 ‘ноября, не
воспользовался художественной  литерату-
Той лля иллюстрации тех или иных поло-
  жений. Плохо и то, чо в заключение лек-
ции преподаватели не дают практических
советов ‘о методике самостоятельного изу-
чения рекомендуемой’ литературы.

Нало отметать, что преподаватели тт.
Беляев. Петров и Сиов равнодушно отно-
CATCH Е TOMY, что многие слушатели не
записывают основное содержание лекций.
Причинами этого является то, что они в0-
обще не интересуются конепектами ‘©лу-
шалёлей и, как уже указывалось выше, не
могут умело подчеркнуть в лекциях глав-
Hoe, причем читают их ‹ невырази-
телько. Это привело к тому, что младший
лейтенант ’Филатенков за шесть часов
занятий залтиеал в блокноте (не в. тет

ЛЕНИНГРАД. 12 ноября. (Корр. «Крас-
ного Флота»). Биографии Павла Трунова и
Василия Лыкенко во многом схожи. Oda
Начали войну ‘матросами, Залем первый
училея в Военно-мороком политическом
училище, второй закончил военно-полити-
ческие курсы.

После войны старший лейтенант Трунов
и лейтенант Лысенко оказались на бовме-
стной работе. Они решили продолжать
учебу. Офицер Трунов поступил на заоч-
ный факультет Военно-политической ака-
демии имени Ленина, офицер Лысенко —
Ha заочное отделение экономического фа-
культета Ленинтрадокого государственного
униеерситета имени Жданова.

Много
офицеры в начале своей заочной учебы.
Требовалось очень пролуманно распреде-
лять время, чтобы ежедневно выкраивать
2—3 vaca для самостоятельной ‘работы
нал книгой. .

$ волнением лейтенант Лысенко шёл на
сдачу первых экзаменов по мафксизму-
лениниему и политэкономии. Он сдал. их
отлично. Это окрылило молодого политра-
ботника. Лейтенант стал еще настойчивев
овладевать знаниями и сумел добиться
тлавного в заочной учебе — систематич-
ности и регулярности в работе. надо вни-

Восемь лет назал, защищая город рус-
ской морской славы — Севастополь, храб-
ро сражалось с врагом Н-ское подразделе-
ние. В этих боях геройски погиб курсант
комсомолец Александр Мальцев. В Краено-
знаменном ‘артиллерийском училище бере-
товой обороны свято чтут память отваж-
ного воина. Здесь недавно состоялея ми-
тинг, посвященный увековеченйю подвига
героя.

В зале клуба в торжественном молчании
застыл строй курсантов и офицеров. Вее
взоры обращены к стене, где висит крас-
ное полотнище, обрамленное черным шел-
вом. Начальник училища, еняв полотнище,
открывает меморпальную доску. На сером
мраморе золотыми буквами высечено:

«В боях за Севастополь в ноябре
1941 года ‘курсант комеомолец Алек-
сандр Мальцев совершил  героичеёкий
подвиг. Смертельно раненный и окру-
женный врагами, он взорвал последней

„целиком. нривязан к вонспевту,

мольской группы’ вечернего отделения К пустил
классному занятию по географии. Готовясь   оптибок. помешавигих развертыванию ак
одвовременно по двум предметам, они Не тивности слушателей. Он_то и дело поправ-

трудностей встретили молодые,

ради, которых выдано вполне достаточно,
3 именно в блокноте) лишь  На-
звание и план лекций. Многие другие слу
шатели такие запиои делали просто Ha
листках бумаги, которые, разумеется, не
будут служить серьезным ‘материалом для
самостоятельной работы. Между тем препо»
даватели не обращают на это внимания,

Существенным  челостатком в методико
проведения ‘занятий является неумение рас-
четливо и ‘продуманно расходовать время,
отвеленное на учебу. Так, т. Беляев, будучи
закончил
текиию на, пятнадцать минут раньше ‹рока,
Потом он ничем не мог заполнить остав-
пееся время. Мосле него начал занятие ¢
опозданием на лесть минут т. Петров. За-
тем в течение восьми минут он занимался
развегиванием кафты, хотя это можно и
нужно было сделать во время перерыва.
Десять минут т. Петров  диктовал план
лекпии, Таким образом, непосредственно к
изложению ее, он приступил со значитель-
ным опозланием. Перерыв между лекциями
получился, более получаеа.

Зрелость и методическое мастерство’ пре-

подавателя, особенно заметно проявляются в

руководстве классными занятиями. Тов,
Медников,  подводивший в этот день
итоги изучения темы «Образование

Российской социал-демократической рабо-
цей партии. Появление внутри партий
фракций большевиков и меньшевиков», по-
казал себя способным методистом, Вопреы
OH ставил конкретно, давая возможность
выступать по ним не одному слушателю,
& всем желающим высказаться. Это в зна-
чительной мере способствовало высокой ак-
тивности занятия. Слушатели по-деловому
дискутировали, поправляли друг друга,
осле чего т. Медников делал заключение.
Но. к сожалению, при этом он He давал
оценку выступлениям отдельных слушате-
лей. В частности, он не отметил хорошее;
глубокое по содержанию — выступление
т. Хрулева, не указал на неточные и по-
верхностные ответы тт. Назарюка и Куль-
ЧИЦкоГО. ,

Преподаватель т. Сиов, проводя клас-
cHoe ‘занятие по географии COCP, до-
несколько других методических

IAA слушателей, если они допускали в от
ветах отдельные неточности. Так было, на-
пример, с комсомольцем т. Дурдыевым, 50-
торый кое-что указал на карте  непра-
Вильно. Это заметили многие слушатели.
Вместо того чтобы обратиться к ним ©
просьбой поправить и дополнить выступле-
ние т. Дурдыева, т. Сиюв часто \ прерывал
его рассказ излишними наводящими воп-

не выделяли отдельные узловые Вопросы росами и уточнениями. Вообще на этом за-

HATH сам преподаватель говорил примерно
столько же, сколько все слушатели, ‘вместе
взятые. ,

Полобное проведение классных занятий
— свидетельство методической  неопытно-
сти,  мешающей   глубокому усвоению @
прочному закреплению слушателями  31a-
ний.

Bee эти недостатки являются следствием
того. что некоторые преподаватели этой
паугийвой школы мало требовательны в
себе, терпимо относятся к своим совершен-
HO очевидным промахам, не заботятся © с0-
вершенствовании методики преподавания. А
это отрицательно влияет на качество уче-
бы партийного и комсомольского актива.

Н. СМИРНОВ.

Офицеры-заочники

гой. Он составил план самостоятельных
занятий‘ и твердо придерживался его. Бла-
годаря упоретву и энергии т. Лысенко су-
мел за три года Успешно сдать экзамены
по всем дисцитлинам за полный курсе уни-
верситета. Сейчаю лейтенант Лысенко пи-
шет дипломную работу на тему «Социали
стическая индустрия COCP», готовится в
тосударственным экзаменам.

Заочная учеба растлирила кругозор мо-
тодого офицера, помогла ему лучше вы-
полнять свои служебные обязанноети. Он
провел немало интересных бесед с подчи-
ненными по вопросам политической эконо-
мии, руководит группой политических 38-
нятий с мичманами и главными старигина-
ми. На проверке политических занятий
группа т. Лысенко получила хорошую
оценку:

Успешно идет заочная учеба и у стар-
шего лейтенанта Трунова. Сейчае он го-
TOBUTCH K сдаче последних экзаменов 3а
третий курс. Военно-политической акаде-
мии имени Ленина.

Для более глубокого изучения маркоист-
око-ленинокой теории старший лейтенант
Трунов посещают  лекторий Всесоюзного
общества по распространению научных п
политических знаний.

ПАМЯТИ ГЕРОЯ

`пранатой себя и гитлеровцев, пытавиих-

ся взять его в плен. Вечная слава ге-

рою-куреанту!».

Слово берет офицер Костышин, бывший
командир фронтового подразделения, Он рас-
оказывает о незабываемых ноябрьских днях
1941 тода, вспоминает, с какой отвагой и
умением воевал Александр Мальцев. *

В мемориальной доске подходит курсант

первого курса Берибасов. Он клянется
любить свою Родину, быть преданным
@ольшевиетской партии И товарищу

Сталину, как терой-комсомолец Мальцев.
0 подвиге т. Мальцева как ярком при-
мере честного выполнения воинского долга,
о воспитании на боевых традициях говорил
в своем выступлении начальник политотде-
ла училища. Он призвал курсантов упорно
и настойчиво овладеваль политическими и

военными знаниями, крепить воинскую ди-
сциплину.

РИГА, (Корр. «Красного Флота»).

i