i

13 Hon6pa 1949 r., воскресенье, №
————

Ko Дню артиллерии

Гордость советекс

Много влавных страниц вписали в воен-
ную историю нашей великой Родины HO-
ваторы артиллерийского дела. мастера мет-
ких пушечных залпов. На протяжении сто-
летий наша отечественная артиллерия раз-
вивалась независимо от Запада, ‘шла по
своему, самобытному пути. В области с0з-
дания материальной. части, организации,
метолов стрельбы и боевого использования
артиллерии наша Родина имеет бесспорное
первенство перед хрупими государствами.

История отечественной артиллерии бога-
та именами вылающихея пушкарей, изобре-
тателей, конструкторов, ученых, военных
деятелей. Своими изобретениями, иселедо-
ваниями, научными открытиями, умелым
использованием артиллерии в бою они в03-
величили военную славу нашей Родины.

Советские люди. помнят. имя русского
умельца Андрея Чохова, отлившего в 1586
тоду «Царь-пушку», сохранивитуюся и до-
ныне в Московском Кремле. Эта пушка по-
казывает, насколько высока для того вре-
мени была техника производства орудий в
России, какими искусными мастерами бы-
ли русские пупкари-литейщики.

Влиновой затвор впервые был изгото-
влен также в России. Тот же Андрей Чо-
‘хов делал бронзовые пищали 6 кли-
новым затвором. Двести лет спустя это
изобретение присвоили себе инженеры за-
водов Вруппа. Не только клиновой затвор,
но и нарезные орудия появились в России
задолго до того, как их начали применять
в зарубежных армиях,

Наша страна является родиной и скоро-
стрельной артиллерии. Еще в 1741 году
талантливый русский конструктор А. №.
Нартов изобрел скорострельную батарею.
Она состояла m3 44 мортирок, располагав-
шихея на горизонтальном круге, установ-
ленном па лафете.

Первое скорострельное орудие было также
изобретено в России. Конетруктор его —
В. С. Барановский. В 1877 году он спроек-
тировал 2,5-дюймовую скорострельную гор-
ную пушку. Идея Барановекого была поло-
жена затем в основу проектирования ско-
рострельных орудий как в России, так и
38 рубежом. Барановскому же принадлежит
честь изобретения поворотного и под’емного
механизмов, унитарного патрона, . поршне-
вого затвора, предохранителя от выстрела
при неплотно закрытом затворе.

Мировую известность и признание полу-
чили труды русских теоретиков артилле-
рийской науки. Основы ее заложил в 1621
тоду Описим Михайлов. Он написал, сочи-
нение «Устав ратных, пушечных и других
дел, касающихея до воинской науки». Этот
труд солержит в себе 633 параграфа. Ори-
тинальные мысли, высказанные в нем, ока-
Зали значительное влияние на дальнейшее
развитие артиллерии. Отметим, что суждо-
ция о применении, и значении. артиллерии
B TO время, за. границей, находилиеь на 69-
лее низком уровне.

Наши ученые на протяжении столетий
двигали вперед артиллерийскую науку.
Участник Севастопольской обороны mpo-
фессор генерал Н. В. Маиевекий первым 8)
мире разработал научно обоснованную тео-
рию стрельбы продолговатыми снарядами.
Он же исследовал давление пороховых га-
зов в различных сечениях канала ствола’
и движение снаряда в канале ствола. Тру-
ды профессора Н. В. Маиевекого «0 влия-
ини вращательного движения снаряда яз
полет продолговатых снарядов в воздухе»
(1865 год), «Курс внешней баллиетики»
(1870 год) и другие составили целую эпоху,
в развитии артиллерийской науки, Они co-
храняют свое значениё и до’ настоящего.
времени,

Заслуженный профеесор Артиллерийской!

и флота более современной техникой.

ры

268 (3372)

математике и геометрии, физике и химии,
технологии и в других областях науки и
техники. Вот почему, когда мы говорим
06 отечественной. артиллерии, то с благо-
дарностью называем имена М. В. Ломоно-
сова, Н. И. Лобачевского, П. J. Чебышева,
М. В. Остроградекого, Д. В. Чернова, Д.И.
Менделеева и других ученых. На базе их
трудов складывалась стройная наука 06
артиллерии, вырабатывалея технологиче-

ский процеес производства, орудий, боепри-
пасов, порохов. : :

‚ Столь же успешно развивалась. и кора-
бельная артиллерия русского военно-мор-
ского флота. Естественно, что. ее развитие
зависело от достижений и новшеств в ар-
тиллерийской науке вообще, от появления
новых образцов сухопутных орудий, бое-
припасов и т, д, Вак в армейской ‘артил-
лерии, так и в корабельной первенство в
разработке и применении многочисленных
образцов оружия принадлежит нашей Ро-
дине. Остановимся на нескольких приме-
рах. ;
В середине ХХ века, значительно рань-
ще, чем во флотах других: стран, на кораб-
лях русского флота были установлены бом-
бические 68-фунтовые орудия. В Синопекам
сражении эти орудия’ действовали весьма
эффективно. Значительным событием яви-
TOCh также вооружение ` кораблей скоро-
стрельными пушками В. С. Барановского.
Автоматические. приборы . управления
огнем сейчае представляют собою целую от-
расль военной техники. Начало этой от-
расли положил замечательный русский
изобретатель А. П. Давыдов. В 1871 году
он впервые. в мире разработал и предложил
Русскому морскому ведомству приборы
автоматической стрельбы из корабельных
орудий. Изобретению первого «аппарата»
автоматической стрельбы, как назвал при-
бор изобретатель, предшествовали долгие
годы теоретических исследований. Приборы
А. П, Давыдова намного опередили зару-
бежные приборы и позволили вести отонь
в учетом качки, хода и маневра, корабля.

Славную. память в нашем народе оста-

вил адмирал 0. 0. Макаров, замечательный

флотоводец, ученый и смелый новатор в

кораблестроении, в минном оружии, в ар-

тиллерии. В 1892 году он предложил ена-
ряд, снабженный специальным  наконеч-

ником. Этот снаряд пробивал броню даже

B TOM случае, если попадал в нее под не-
которым углом. В дальнейшем изобретение
С. 0. Макарова было заимствовано и при-
менено на боевых кораблях всех стран.

Наш народ. по праву гордится учеными
и новаторами, внесшими свой вклад в раз-
витие отечественной артиллерии и повлияв-
щими на развитие артиллерии в армиях и
на флотах всех стран мира. Вместе с тем
мы не забываем, что в условиях дореволю-
ционной России артиллерия не могла полу-
чить всестороннего развития. Царизм ду=
шил творческую активность народных
масс, губил таланты, которых в нашем
народе неиссякаемый родник. Вонсерватизм
военного и военно-морского ведометв, рабо-
лепие цареких чиновников перед всем ино-
странным тормозили перевооружение армии

Подлинный расцвет нашей отечественной

зртиллерии наступил только после Великой
Октябрьской социалистической революции.
Опираясь
листической промышленности.
ные
ветские артиллеристы,
превратили артиллерию в главную,
ударную силу армии и флота. Части и ко-
рабли
образцами артиллерийской. техники.
дающиеся < a
В. Г. Грабин, Ф. Ф. Петров, И. И. Иванов оптическая промьшиленноеть, в чем состоит
и многие другие создали такие артиллерий- превосходство наших приборов над прибо-
ские системы, которые превосходят по ево-
им качествам артиллерийскую технику ка-
 питалистических армий.

победы  социа-.
воспитан-
партией Денина —— Сталина, co-
ученые, инжене-

на великие

сейчае первоклассными
Вы-
конструкторы

оснащены

артиллерийские

В Великой Отечественной войне совет-

anagem A. В. Гадолин применил теорию! кдя артиллерия, как и все наши Boopy-
упругости в расчетам прочности орудий. OW кенные Силы, е честью выполнила свои
He Предложил усиливать ствол орудия На- задачи перед Родиной, Могущество И раз-
деванием на него в горячем состоянии ЦИ- уупрительная сила огня наией артиллерии
линдров. Изготовленные ио Этому  МЕТоЛУ являются ненревзойденными. Тесно взаимо-
стволы орудий выдерживали огромное дав-   действуя с другими родами войск, советекая
ление пороховых газов. Теория многоелой- Зртиллерия сыграла важнейшую роль. в

НЫХ стволов позволила увеличить
ность и лальнобойность орудий, не повы-
шая общего веса системы;

Большой вклад в артиллерийскую науку
внее русский баллистик профессор Havay
Забудекий. Совместно е профессором Н. В.
Маиевеким он исследовал сопротивление
воздуха при полете снарядов и разработал
приемы вычисления их траектории.

Развитие артиллерии всегда зависело от
развития промытиленности, a Также OT
разрешения многочисленных проблем в

\

В лектории Дома офицеров

В Таллине у балтийцев нет специально-
1) лектория для военных моряков. Органи-
запией публичных лекций для них зани-
узется Дом офицеров флота. Тематика орга-
низуемых там лекций довольно разнообраз-
ная, В прошлом учебном году в системе
партийного просвещения в помощь изучаю-
щим марксистско-ленинскую теорию прово-
дилиеь лекции по теории и истории боль-
шовизма, по отдельным трудам В. И. Ленина
иИ. В. Сталина. Читались также лекции И
доклады о международном положении.
Рилышой популярностью пользуются орга-
низувмые Домом офицеров выступления те
ных Ленинграда, руководящих работнико
Эетонекой ССР ит, д. Запомнилея интерес-
НЫЙ вечер моряков с докторами техниче-
дих наук тт. Еветихеевым и Малининым,
торые рассказали о приоритете русских
и советеких ученых И изобретателеи,

б

МоШ-   уногочисленных сражениях
ственной войны. В битве под Москвой, в народу, стремление глубоко изучить и ма-
обороне Севастополя, Ленинграда, Одессы,
в историческом Сталинградеком сражении,
в битве на Орловско-Вурекой дуге, в па-
мятных операциях 1944 года, названных
народом десятью сталинскими ударами, на-
конец, в штурмах Венигеберга, Будапешта,
Берлина и других крепостей противника
советская артиллерия продемонетрировала
несокрушимую силу, способную преололеть
любые вражеские укрепления. «Своим со-

советской военной
стве над буржуазной военной идеологией, o

CRUX Booby ase i
альны

вата кинофильмов, посвя-

щенных отдельны

Советского Союза.

¢

Доме офицеров был

лекций-концертов
сической и советской музыки.

своих стенах лектория,

Великой Отече-

Ольгой Лауристин и профессором Когерма-

HOM
семей, старшины ий
делегатов Всесоюзной конференции были

выслушаны собравшимися © огромным вни-
манием.

офицеры ‘и члены ‘их

собрались
матросы. Выступления

кии 0
В Ломе офицеров читаются ле
: идеологии, ее превосход-

х Совет-
вых и революционных традиция

i . Сил. Следует отметить
«Наша Роди-

м республикам великого
Помимо пропаганды есте-

вое время в
  т0-научных знаний вс
aie 1 проведен также цикл

по истории русской влас-

Домом офицеров в

азние Таллинеким
и безусловно, боль-

Не так давно в Москве состоялась Bee-  Но необходимо, чтобы
CowsHan инфвренция сторонников мира.  шое и Дм офицеров проявляли
Известно, с каким интересом следил НА оне заботы 06 улучшении деятель-
светский народ за ходом этой конферен- еще Ё сожалению, еще

ции, Большой интерес к ней проявили И

моряки-балтийцы. И когда в и ad
BPATHANGh делегаты Всесоюзной конфер

Цин сторонников мира, к = ‘Uk
BY эсто ародом, Таллине
тонским народ ия

ицеров Балтийского флота приг

® свбе для беседы с моряками. НЕ
На встречу с делегатами конференции

чинистром кинематографии Эстонской

ности этого лектория. 6

не изжиты случаи предоставления трибу
bIM

ны плохо подготовленн

лекция т. Бурмистрова 0б экономике

ветекого
венной войны
и вызвала лиш
слушателей в адрес и лектор

Так,

Co-
течест-

Союза в период Великой 0

была весьма поверхностной

ь справедливые нарекания

лекторам.

РАСНЫ

К

ге народа

крушающим. огнём артиллерия  убпешно

расчищала путь пехоте‘и танкам в вели-
чайших сражениях Отечественной Boil-
ны...» (Сталин). 5
Ни один род оружия не может создать
такую мощь огня, какую создает артилле-
рия. В этом ве преимущество перед друтимл
родами ‘войск. Приведем несколько цифр,
характеризующих  ‘робт могущества налей
артиллерии. ана :
Старая русская армия могла в первой
мировой. войне собрать на участках глав-
ного прорыва ‘фронта or 200 xo 1.000 opy-
дий. В ту же войну англичане и французы
могли сосредоточить для прорыва от 2.000
до 5.000 ‘орудий. А в штурме Берлина (9-

41.000 ‘орудий и минометов. ” Это почти
вдвое превышает количество орудий, с ко-
торыми армии всех стран вступили в пер-
вую мировую войну. В некоторых опера-
циях Великой Отечественной ‘войны наши
артиллеристы за один день боя выпускааи
по противнику больше снарядов, чем израе-
ходовала их вся русская армия за вею вой-
ну с Японией в 1904—1905 гг.

Создание столь мощной артиллерии —
результат огромной заботы о ней больше-
вистекой партии и лично товарища’
Сталина, результат самоотверженного труда
всего советского народа.

Товарищ Сталин высоко оценил умелые
действия советских артиллеристов. «Всем
известно, — писал товарищ Сталин, —
что советская артиллерия добилась полного
господетва на поле боя над артиллерией
врага, что в ‘многочисленных боях с вра-
том советские артиллеристы и миномётчики
покрыли себя- неувядаемой славой исклю-
чительного мужества и героизма, & коман-
диры и начальники показали ‚высокое
искусство управления отнём».

Овладевать искусством метких, сокруши-
тельных ударов по врагу, непрерывно со-
вершенствовать военные знания, находить-
ся в постоянной боевой готовности — та-
кова задача артиллеристов армии и флота.
Необходимо. глубоко и всесторонне изучать
опыт Великой Отечественной войны, внед-
рять его в повседневную боевую учебу,
обязательно используя при этом и после-
военные достижения военной науки и тех-
НИКИ.

Большую роль в воспитании диециплини-
рованных, стойких, умелых воинов играет
пропаганда отечественной артиллерийской
техники, показ вклада наших ‘ученых,
конетрукторов, военачальников в развитие
нашей артиллерии.

Существует немало форм пропаганды 2р-
тиллерийской техники. Например, офицер
коммунист Дупров ‘по поручению партий-
ной организации оборудовал в части гал-
лерею портретов русских конструкторов и
изобретателей — артиллеристов. Коммуниет
капитан Перечнев и комсомолец младший
сержант Нехтий изготовили серию плака-
тов на тему «Развитие русской ‘артилле-
рии». На плакатах наглядно показан путь
нашей артиллерии на протяжении несколь-
ких ‘столетий. Эти ‘ередетва- наглядной  аги-
тации были широко использованы при про-
ведении тематических и литературных ве-
черов.

Помимо специальных вечеров, офицеры
и сержанты пропагандируют отечественную
артиллерийскую технику на занятиях по’
специальности. Старший лейтенант Уткин
проводил занятия по изучению оптических.
приборов. Прежде чем рассказывать лич-
ному составу об их устройстве, он кратко
остановился на том, как в годы сталинских
  пятилеток была создана в нашей страце

иностранных марок и т. д. Такое.
Но повысило интерес ко теме, сде-

рами

летнюю

ветекая Армия: одновременно ` использовала б

И ‘Флот

О запрещении атомного оружия

и о международном контроле .

США И АНГЛИЯ САБОТИРУЮТ РЕШЕНИЯ
` ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ

— В. нашей повестке дня. начал свою
речь А. Я. Вышинский, стоит доклад ко-

миссии по атомной энергии, посвященный
одному из важнейших вопросов. привлека-

ющих внимание организации. 0б’единен-
ных наций. Этот вопрос. имеет уже трех-
давность. (Срок. — достаточный
для того, чтобы решить этот вопрое. Меж-
ду тем, он все еще. не решен. И даже
ольше.-— сейчас он не ближе к своему
решению, чем это  было три и два тода
тому назад. И это несмотря на ряд резо-
Люций, которые были приняты Генераль-
ной Ассамблеей на протяжении этого вре-
мени, в которых выражено ясно и точно
единодушное стремление нашей организа-
ции решить этот вопрос, запретив иеполь-
зование атомной‘ энергии в военных целях

и из’яв атомное оружие из национального

вооружения. Приходится констатировать,
что все эти резолюции оказываттся’ пу-
стыми декларациями, что все они лишены
реального значения, превращены команлу-
юЮщим в организации 0б’единенных наций
блоком в пустую бумажку.

. Советский представитель отметил, что

содержащиеся в резолюции Генеральной
Ассамблеи от 4 ноября 1948 года рекомен-
дации о консультациях шести постоянных
членов комиссии, по ‘атомной энергии с
целью установления того, имеется ли осно-
ва для соглашения о международном кон-
троле над. атомной энергией по обеспече-
нию ее использования исключительно в
мирных целях, оказались, как это и пред-

Нельзя не отметить, что одновременно
с представлением Генеральной Ассамблее
предварительного доклада этой комиссии о
консультациях шести постоянных членов
комиссии по атомной энергии, пять членов
комиссии — Соединенных Штатов Амери-
ки, Великобритании, Франции, Китая и Ка-
нады — поторопились опубликовать 6вое
заявление 0б этих консультациях. В этом
заявлении они тенденциозно изложили
сущность разногласий, которые возникли
между СОСР и пятью другими постоянны-
ми членами этой комиссии, и извратили
позицию Советского Союза, изобразив ее
так, будто бы эта позиция и явилаеь пре-
пятствием к достижению соглашения.

Советскому правительству  клеветниче-
ски приписывается, что оно «не желает
принимать мер, которые могут вторгнуться
в строгое осуществление им бееспренятет-
венного государственного ‹уверенитета или
помешать такому осуществлению». `

В этих «выводах» — что ни слово, то
передержка, извращение, фальсификация
фактов. :

‚ Представители пяти держав утверждают,
сказал А. Я. Вышинский, что они предла-
тали какие-то «нововведения». В действи-
тельности никаких «нововведений» они не
предлагали, если не считать, конечно, но-
вовведением в области суверенитета требо-
вание категорического, полного, беспрекос-
лвного и безусловного отказа от всякого

‚ суверенитета.

Отказ представителей Советекого Союза
принять такой план, отдающий на волю и
произвол так называемого международного
контрольного органа судьбы любого госу-
даретва, его экономическую и политиче-
скую независимость, изображается этой до-
стопочтенной пятеёркой, как якобы отказ
от международного сотрудничества и отри-
цание международного. контроля в атомном
деле.

лало занятие живым, доходчивым, подняло
  его воспитательную роль, t

Подобным образом изучает с подчинеч-
‘ными материальную часть артиллерии и
Hee aie Панферов.

Такая пропатанда помогает воспитывать

‘у воинов чуветво советской национальной

гордости, любовь в своему талантливому

стерски владеть боевой* техникой, Прибли-
жающийся День артиллерии должен послу-
жить новым ‘толчком к всемерному расши-.
рению пропаганды отечественной артилле-
рийской науки и техники, к более глубэ-
кому изучению боевого опыта доблестных
советских артиллеристов. : i

°_ Подполковник П. КОНДРАТЕНКО,

Имеются и другие претензии. Военные
моряки хотят, например, послушать  рас-
сказ о послевоенных новостройках, о совме-
стном труде ученых и стахановцев, о 3а-
мечательных патриотических начинаниях
советских людей-новаторов, о’ строитель-
слве высотных зданий в Москве, об электри-
фикации и радиофикации колхозной дерев-
ни, о борьбе за более высокие сталинские
урожаи и т. д. Однако эти запросы пока что
удовлетворяются недостаточно.

Необходимо далее улучшить оповещение
о’ предстоящей той или иной лекции.
Нередко’ о ней лишь ‘сообщалот по Te-
лефону или’ упомянут в ряду других
об’явлений Дома офицеров и тем ограничи-
ваются. А почему бы, скажем, не вывеши-
вать специальную афишу непосредственно
в подразделениях? Да разве мало способов
информации о’ намечаемой лекции, если к
этому подходить не формально?

В частности, данный недостаток нетруд-
HO устранить. Это ‘тем более надо быстро
сделать, поскольку план Дома офицеров на
осенне-зимний период предусматривает не-
мало интересных лекций с лривлечением
квалифицированных лекторских сил.

Капитан И, ЦАРТ,

‹и Дома
фицеров,

Балтийский флот.
(Корр. «Красного Флота»).

Можно таким образом сделать вырод,
0 американский ‘план’ так называемого
международного контроля остается все’ тем
же планом. каким он был три. года тому
‘Назад, ©0 всеми хвоими коренными. поро-
ками. из-за которых, и это хорошо знают
сами авторы этого плана, этот план обре-
чен на провал.

Возникает вопрос:

Чем же об’яенить в таком случае уп-
рямство, © которым. англо-американское
большинство комиссии защищает этот
план? Уже слышатся голоса, и среди них
голоса авторитетных людей, специалистов
в области атомной энергии, что этот CyMa-
сбролный план для того и предназначен,
чтобы затруднить установление  какого-
либо контроля вообще. Слышатея голоса—
06 этом можно судить по американской и
английской печати, по крайней мере по.
некоторой части этой печати, — что этот
план являлся просто шахматным ходом.

ФЗритики этого плана из среды ученых-
атомников теперь открыто уже заявляют,
Что этот план был придуман с расчетом на
то, чтобы. будучи отвергнут, этот. факч
можно было использовать как предлог для
шумной антисоветекой кампании и Для
обвинений Советского Союза в том, что его
отрицательное. отношение к этому плану
ий является якобы единственным препят-
отвием к достижению этого международно-
To мира. Критики, которых становитея все
больше и больше, в настоящее время, 0с0-
бенно в связи в таким неоспоримым ‘фак-
Том, который нашел свое отражение в из-
BCCTHOM BAM BCEM сообщении» советского Te-
леграфного агентства от 26 сентября’ этого
тода, — критики эти вее больше и’ боль-
ше указывают на действительную по
доплеку этого американского плана. В
этом, указывают критики американского
плана, его авторы видели «весьма значи-
тельную победу, американекой, дипло-
матии». Известно, что этот план, несмотря
на вею свою неприемлемость JIA ряда
стран, с которыми. нельзя не считаться,
находит полную поддержку CoO стороны
ответственнейших  предетавителей’ Соеди-
ненных Штатов’ Америки. ” Вепомним
недавнее заявление президента США ‘0. том,
Что этот план «является единственным
планом. который отвечал бы техническим
требованиям контроля, который сделал бы
эффективным запрещение атомного ору-

„ КАК АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ БЛОК ИЗВРАЩАЕТ ФАКТЫ

СВОИМ ПЛАНОМ КОНТРОЛЯ. США ПЫТАЮТСЯ
ПРИКРЫТЬ ОТКАЗ ОТ ЗАПРЕЩЕНИЯ АТОМНОГО ОРУЖИЯ.

10 ноября 1949 года

видела в свое время делегация СССР,
нереальными, неспособными сдвинуть это’
важное дело е мертвой точки. Причина’!
этого должна быть ясна: из шеети постоян-.
ных членов этой комисени — пять чле-
нов, уже ‘ранее, толовуя ‘зао резолюцию
4 ноября 1948 года, признали необходи-
мым вообще приостановить работу комис-
сии, мотивируя это «безвыходностью поло-
жения» и бессилием комиесии примирить
возникшие в ее работе противоречия и
разногласия.

Такая линия поведения большинства
комиссии, ‘продолжал А. Я. Вышинекий,
вполне. отвечала политической линии в
атомном ‘вопросе правительства Соединен-
ных Штатов Америки, выраженной в из-
вестной речи президента Соединенных
Штатов Америки 6 апреля 1949 года; когда
он сказал, что не поколеблетея принять ре-
шение о применении атомной бомбы, если
на карту. будут поставлены благосостояние
Соединенных Штатов Америки или демо-
кратий мира. <

При такой. установке, естественно, He
могло быть надежды на успех работы ко-
миссии, которая была призвана разрабо-
тать мероприятия по запрещению атомного
оружия,

Теперь, сказал предетавитель CCCP,
официально сообщается, что шести по-
сетоянным ‘членам комисоии не удалось
найти основы для решения стоящей перед
ними задачи,

Пять держав во время так называемых
консультаций упорно продолжали навязы-
‘вать пресловутый план Баруха, как изве-
cTHO, изобретенный еше в 1946 году и
ветретивиий справедливое осуждение со
стороны ряда видных  ученых-атомни-
ков еще два года тому назад, ученых, ко-
торых никак нельзя заподозрить нё только
в коммунизме, но в самом даже отдален-
ном приближении к коммунизму,

‘международный  . контрольный

Речь А. Я. Вышинското в Специальном политическом комитете

НАШИ РАЗНОГЛАСИЯ

Основным принципом, на котором поз
строен весь так называемый американский
план, продолжал - советский представитель,
является принцин, еформулированный в
заявлении пяти держав следующим обра-
зом: «пять держав остаются убежленными
В ТОМ... ЧТО для обеспечения безопасноети
орган сам
должен оперировать и управлять опаснымя
установками и должен владеть опасными
атомными материалами и установками для
производства или использования опасных
количеств таких материалов по доверенно-
CTH от имени государств-членов». Как
я уже сказал, слова о «доверенности»,
ссылка на «доверенность» ничего не ме-
няют в существе дела, таё как междуна-
родному контрольному органу по этому
плану предоставляются фактически права
собственника.

Это должно быть ясно из заявления
представителя Соединенных Штатов Амери-
ки г-на Осборна на 48-м заседании кдмис-
сии по атомной энергии 9 июня 1948 го-
ла, когда, отвечая на третий вопрос: предста-
вителя Советского Союза, он заявил, что
«международный контрольный орган дол-
жен иметь в своем распоряжении все источ-
ники атомного сырья, ядерного горючего и
опасных предприятий, вверенных ему уча-
етвующими странами, и что участвующие
тосударетва не могут иметь никакого пра-
ва собственности или права принимать
решения по вопросам, касающимся атомных
ресурсов и атомных материалов, располо-
‚женных на их территориях».

А. Я. Вышинский говорит, что в кратком
изложении плана контроля, предложенного
большинством комиссии по атомной энер-
гии (содёржащемся в третьем докладе Сове-
та безопасности от 17 мая 1948 гт.), прямо
указывается, что: «развитие и использова-
ние атомной энергии не являются по суще-
‘ству внутренним делом отдельных стран, &
имеют преимущественно международное
значение и влияние».

Конечно, ‘отметил советский представи-
тель, вся эта установка н6 выдерживает ни-
какой критики. Если коснуться последнего
момента, что развитие ‘и” использование

Правда, отметил глава советской деле-
гации, делаются кое-какие попытки при-
крыть клыки и когти этого ‘плана, заме-
нить некоторые слишком уже ‘циничные
формулировки другими, не столь одиозны-
ми и грубыми.

Чтобы прикрыть слишком грубую откро-
венность американских империалистов, меч-
тающих © том, чтобы взять В евои руки
все аломное  производетво и направлять,
 вею деятельность в этой области во веем
мире по своему усмотрению, указал А. Я.
 Вышинекий, пять держав пытаютея смяг-
  чить содержащиеся в докладах атомной
pares формулировки, говорящие
  Этом пресловутом праве. собственности ‘так
  называемого. международного контрольного
органа. В этих целях они  проделывают
рнекий маскарадный номер: они пытаются
полменить формулу о праве собственности
международного контрольного органа на
‘атомное сырье и атомные предприятия
 формулей — «владение по доверенноети»
‚или «распределение по доверенности».
  Мо это изменение чисто словесное, оно
‘ки в какой мере не меняет существа, дела,
‘тав как влаление или рабпределение атом-
  ной энергии по ловеренности предоставляет
  контрольному органу такие же широкие
  полнемочия, какие ‚ему предоставлялись и
  по первой формуле, говорящей о праве.

собственности;

жия и в то же время содействовал бы мир-
ному развитию атомной энергии на основе
сотрудничества». р 1 :

Все это дает основания считать, что’
имеют под гобой серьезную почву предпо-
ложения, открыто высказываемые в печа-.
‘TH, что авторы американского плана так
называемого международного контроля на
самом деле и не рассчитывали на то, что
этот план может. послужить основой для
решения вопроса о запрещении атомного
оружия. В этом отношении сыграла, ко-
нечно, свою роль иллюзия американских
правящих кругов, что `боехиненные Штаты
Америки являются монополиетами по про-
изводетву атомных 60мб. Эта иллюзия 060-
бенно была распространена в 1946 году,
в году, когда был создан план Баруха, про-
лолжающий еще владеть умами этих кру-
‘тов и в настоящее время. В американской.
печати открыто говорится и сейчас, что!
тогда ожидалось, что монополия будет cy-
ществовать, по крайней мере, в течение
нескольких лет. Это предположение оказало
значительное влияние на самый характер.
американского плана ‘так называемого ме-
ждународного контроля.

Во веяком случае любопытно напомнить
0б одной недавней статье в журнале «Нью
рипаблик», где можно прочесть следующее:
«Конценция монополии об’ясняет поста-
HOBKY условий в отношении стадий, нрин-
ции которых предусматривалея в заявле-
нии Трумэна, Эттли и Винга от 15 ноября
1945 года». Это верно. Но это верно также
и в отношении других основных. особенно-
стей американского плана. Иллюзия. амери-
канекой монополии на атомную бомбу
толкала” правящие американские круги на
создание такого плана, который мог бы
обеспечить ликвидацию всякого нацио-
нального соперничества в этой области; в
области атомного оружия, если придется
в конце концов пойти все-таки на какой-
нибудь международный ‘контроль. Известно,
однако, что’ иллюзии. гибнут; факты ocra-
ются. Теперь ‘уже всем Ясно, что иллюзия
американской монополии на атомное ору-
жие безнадежно погибла. Ясен в то же
время и тот. факт; что атомная. бомба
имеется в распоряжении и другого -госу-
дарства.

уже перестало

атомной энергии не  является по существу
впутренним делом отдельных стран, то это
опровертается рядом фактов, которые уже
имели место, несмотря на сравнительно
небольшой — в несколько только лет —
срок, в моей стране, где атомная энергия
используется как раз и в очень важных и
но’ масштабу и по значению хозяйственных
мсроприятиях в интересах мирного строи-
тельства. И поэтому говорить о том, что
развитие и использование атомной энергии
быть внутренним делом
страны, — это не соответствует  действи-
тельности, хотя нельзя отрицать, что проб-

06 лема атомного оружия и имеет международ-

ное значение. го \

Американский план идет так далеко, что
предусматривает передачу в собственность
международного органа также химических

и металлургических заводов под тем пред-

логом, ‘что на этой стадии производства
опасность утайки будет более серъезной,
чем на предыдущих стадиях.
Американский план ни с чем не считает-
ся. Он открыто требует признания за этим
международным органом права вмешивать-
ея в любую область экономической жизни
каждого государства. ‘Не только, — я это
прошу заметить, -—— в ту область, которая
в какой-либо мере связана © атомным про-

‘изволством, а в любую область.

АМЕРИКАНСКИЙ ПЛАН
КОНТРОЛЯ УНИЧТОЖАЕТ
СВОБОДУ НАУКИ

По американскому плану только между-
народному органу принадлежит исключи-
тельное право производить научные иееле-
дования и работу в области развития ис-.
пользования атомного оружия и атомной
энергии. }

Какие же можно сделать отеюда выво-
ды? — спрашивает А. Я. Вышинский.

Поставлена гигантская ставка, указы-
вает он, на отказ каждым государством от
своей государственной  самостоятельности
Во имя, как говорят авторы этого амери-
канского плана, — «высшего блага», —
то-есть спасения человечества от ужасов
атомной войны.

© соответствует, ли этому  американ-
ский план, который связан < нарушением
государственном суверенитета, е из’ятием
атомной энергии из распоряжения отдель-
ных государств, е закупоркой научно-ис-
следовательекой работы в этом отношении
и который—ни для кого не может быть в
этом сомнения — застопорит веякую’ воз-
можность использования атомной энергии
для мирных целей.

Мы в Советском Союзе используем атомз
ную энергию не для того, чтобы ‘навоплять
запасы” атомных бомб, хотя я убежден в
том, что когда — если, к несчастью. это
случится — они понадобятся, их будет
столько, сколько необходимо. Мы исполь-
зуем атомную энергию по нашим  хозяй-
ственным планам, в наших экономических
и хозяйственных интересах. Мы хотим по-
ставить атомную энергию на выполнение
великих задач мирного строительства, что-
бы взрывать торы, менять течение per,
орошать пустыни, прокладывать новые и
новые линии жизни там, где редко ступа-
ла человеческая нога. Это лелаем мы. хо-
зяева своей земли, по налпему плану, и мы
не обязаны ни подчиняться, ни отчатыь
ваться в этом деле ни перед какими меж
дународными ортанами. °

НЕПРИГОДНОСТЬ
АМЕРИКАНСКОГО ПЛАНА
КОНТРОЛЯ

Главный мотив в защиту американского
плана контроля, предуематривающего, пере-
дачу права собственноети . контрольному
органу, заключается в утверждении, что
контроль во всяком ином случае, при вея-
ЕОЙ ИНОЙ системе, контроля и инопектиро-
вания не будет эффективным.

(Окончание на’4 стр.).