9 декабря 1949 г., пятница, № 290 (3394)

преступника Трайчо

Утреннее заседание‘ 6 декабря

< СОФИЯ, 8 декабря. (ТАСС); ` Сегодня на.

утрённем заседании суда по делу Трайчо
Костова ий его сообщников продолжался
допрос подсудимого Ивана Стефанова, ко-
торый подробно рассказал о своих велре-
чах © руководителями ютюславекой” фа-
шистокой ‘клики Тито. Во время этих
встреч подсудимый, по аоручению Трайчо
Востова, передавал  югославам” доклахы о
положении в Болгарии и получал 0 них
соответствующие инструкции.
— Так, в июне 1946 года, — заявил

Стефанов, — во время моего пребывания

в Бюлпраде, связанного ¢ урегулированием.
между двумя правительствами некоторых
вопросов, ‘я, ветрегилея ©. Карделем. Bo
время нашего разговора Кардель сказал
мне, что югославские руководители начи-
HAT политику ухудшения отношений ©
Советоким Союзом. Вторая моя встреча ¢
Фарделем  состоялась Bo время болгаро-
югославских ‚переговоров в. Бледе  (Югосла-
вия). Лю поручению Трайчо Костова я до-

ложил Карделю о том, как наша‘ группа’

практически выполняла Указания Тито и
ето сподвижников. Кардель заявил мно,
что в Югославии, по указанию Тито, раз-
вертывается пропаганда против Советского
Союза. Советский Союз изображается как
враг югославских интересов, стремящийся
превратить Югославию в свой экономиче-
окий придаток. Кардель мне сказал, —
продолжал Стефанов, — что Георгий Ди-
митров и другие руководители должны
быть ототранены от руководства партией
и государством даже путем их физического
уничтожения,

— Во время этой встречи, — продолжал
Стефанов, — мы условились, что в Болга-
рию будет назначен послом Югославии
«деятельный Цицмил», который уже проя-
вил себя в Венгрии.

Во время посещения Болгарии ютослав-
ской правительственной делегажией в 1947
году в парке Евкеиноградекого дворца со-
стоялась встреча между Стефановым и
Джилаеом.

— Джилае потребовал от нас, — зая-
вил Стефанов, — чтобы мы вербовали в
свою организацию военнослужащих. Трайчо
Костов, которому я доложил о требовании
Джиласа, заявил мне, что им уже завербо-
ваны Петр Вранчев — начальник военной
разведки, и Лев Главинчев — помощник
начальника штаба пограничных частей.

— В марте 1948 года, — показал да-
лее Стефанов, — я был приглашен на ужин
к Цицмилу. После ужина мы уединилиеь,
и он мне сказал, что в Белграде работают
очень интенсивно и спешат е подготовкой
людей и планов по оказанию помощи, кото-
рую обещал нам Тито. Тито лично следил
3* выполнением втих планов. осуществле-
ние которых было возложено на Ранковича.

— Па мой вопрое о перспективах раз-
вития  советско-югославеких отношений
Цицмил сказал мне, что они скоро лопнут,
как-мыльный ‘пузырь. Однажды в августе
1948 года на приеме во французекой мие-
сни в Софии я встретился © ютославоким
послом Джердже, оменившим Цицмила.
Джердже заговорил co ‘мной сразу о том,
что говорится и пишетея 06 Ютоелавии и
Тито в Совелеком Союзе и странах народной
демократии. При этом он добавил, что «юго-
славокие руководители. будут итти своим
путем»,

Следующая часть показаний Стефанова
посвящена его связям с оппозицией.

«Еще в апреле 1946 года, — сказал он,
— BO время одной из ветреч © Трайчо Ko-
стовым У меня возник вопрос о том, каким
должно быть наше отношение к оппозиции
и, в частности, к Земледельческому союзу
Николы Цеткова. Трайчо Костов подчерк-

фанов, — Цончев по моей рекомендации
был включен в качестве заместителя пред-
седателя.в состав болгарской торговой. де

скве. Я’дал ему указание поддерживать во
время переговоров в. Москве: антисоветский
курс. Я об’яснил ему, что по’ этим вопро-
сам Трайчо Костов придерживается тех же
взглядов, Не имея. возможности открыто

пропагандировать эти взгляды, мы должны

были находить  епособы для возбуждения
недовольства народа курсом внешней поли-
тики нашей партии».

Продолжая свои признания © проведен-
ной под его руководетвом о вредительской
деятельности во финанеовой и хозяйствен-
ной областях, ‘Стефанов полностью - изобли-
чил предательскую деятельность Трайчо
Костова, направленную против националь-
ных интересов. Народной ‘республики - Бол-
гарии. Shes ae

‚— В области финансов, mo указанию
Костова, — заявил Стефанов, — мною был
совершен еще один вредительский акт с
помощью. Пончева — управляющего Бол-
гарского народного банка. В 1947 году во
время обмена старых банкнот была уста-
новлена сложная и запутанная процедура,
что вызвало большое недовольство насе-
ления, sed

— Закон о ‘бескассовых ‘платежах был
построен также воедительски ¢ тем, что-
бы возбудить недовольство населения. Я
оставил страну без резерва банкнот; из-за
чего наше правительство испытывало боль-
шие затруднения. Сильное недовольство на-
селения вызвала также нехватка размен-
ной монеты.

— Шри продаже золота  Швейцарекому
банку, — продолжал Стефанов, — мною
был сознательно создан стимул для боль-
шего роста товарооборота е западными етра-
нами, что шло вразрез’ с политикой партии
и правительства, стремивитихея к расшире-
нию торговли © Советеким Союзом и стра-
нами народной демократия,

`В 1947 году при продаже болгарской
пшеницы Румынии Стефанов потребовал от
Румынии, чтобы она внесла в Швейцар-
ский банк залог в золоте. Это неблаго-
приятно отразилось на дружественности от-
ношений между двумя братскими респуб-
ликами,

— Через Ангела Тимева, бывшего глав-
ното директора Тосударственной табачной
монополии, которого’я завербовал в нашу
труппу, — сказал Стефанов, — мы про-
вели ряд вредительских актов в
табачной промышленности. =~

— Вуедительская деятельность в мини-
стерстве промышленности, — продолжал Сте-
фанов, — проводилаеь под руководством
бывшего министра Петко Вунина. Вапитало-
вложения в строительство были завышены.
Почти все об’екты двухлетнего и пятилет-
него народнохозяйственных планов не’‘име-

`ли проектов” смет. Для ‘вредительской дб:

ятельности в министерстве промышаленно-
сти нами также были привлечены ‘и ис-
пользованы Борис Симов и профессор Гера-
сийюв. проводившие антисоветский курс
во время торговых переговоров в Москве.

— Трайчо Костов сообщил мне, — го-
ворит Стефанов, — что Боню Петровский
является агентом английской разведки и
что, участвуя в составе болгарекой тор-
товой делегации в Москве, он саботировал
переговоры и предлагал слишком низкие
цены лля советских товаров и елишком
высокие для болгарских.

— Тоайчо Костов, — заявил Стефанов,
— неоднократно говорил мне о том, что в 0б-
ласти внутренней торговли проводится ши-

нул, что оппозиция и, в частности, °Зем-
педельческий союз Николы Петкова поддер-
живаются англичанами и американцами и
представляют для нае интерес и что мы
должны поддерживать связь с ними. Я 60-
тласился с этим. Мы с Трайчо Востовым ре-
шили, что нужно переговорить с Николой
Петковым. Позже, в октябре 1946 года,
Трайчо Костов сообщил мне о его перегово-
pax в Николой Петковым. Последний, по
словам Костова, заявил, что оппозиция пой-
дет на открытую борьбу против Отечествен-
Ного фронта и коммунистической партии и
будет вести ее самостоятельно».

В своих дальнейших показаниях Стефа-
HOB рассказал, что для расптирения вреди-
тельской деятельности им были завербова-
ны Никола Начев и Георгий Петров. Вак
показал далее подсудимый, Георгий Петров
неоднократно проявлял враждебность ® Co-
ветскому Союзу. «Я понял, — сказал Cre-
фанов, — что его можно привлечь к вреди-
тельской деятельности, что было и осуще-
ствлено. С его помощью я проводил вреди-
тельские действия в министерстве финан-
COBY; hast Зуи
- Вредительская. деятельность в министер-
стве финансов, которую проводил Стефанов
в течение 3 лет, заключалась, главным 00-
разом, в замораживании кредитов. на. капи-.
тальное строительство. Возможности для
накопления средетв для строительства не
изыскивались и не использовались, расхо-
ды же неуклонно росли. ,

Другим крупным вредительским актом
было ‘умышленное. замедление составления
единого государственного. бюджета, которы
был так необходим при ведении планового
хозяйства. В бюджет 1948 год» не были
включены бюджеты Института социального
обеспечения, Болгарбкого Красного Креста
и другие. Вредительекие действия имели
место и в сборе подоходных. налогов. 0т-
Сутетвовал контроль за обложением кулац-
ких элементов, i

В ответ на вопрое председателя суда,
Ууведомлял ли Стефанов Трайчо Костова 0
своих вредительских действиях, последни
ответил утвердительно.

„Налоги с общих доходов, по признанию
Стефанова, взимались неправильно Для
TOTO, чтобы вызвать ‘недовольство трудя-
щихся.

(Свою вредительскую деятельность Ore-
фанов проводил при помощи специалистов»
враждебно настроенных по отношению Е
Отечественному фронту. В Болгаревом на-
родном банке, например, Стефанов вредил ©
помощью своего двоюродного брата Цонче-
ва, который был назначен им Ha пост Уп-
рэвляющего Болгаревим пародпым банком.

‘
er

Уи

рокая врелительская деятельноеть,  глав-
ным образом в области снабжения город-
ского населения  сельскохозяйственныйи
продуктами и сельского населения —
промышленными товарами. ‘
— Трайчо Кюстов уведомил’ меня,
сказал Стефанов, — только не помню ко-
гла. в конце 1945 года или в начале
1946 года, о том, что Василь Марков, быв-
ший главный директор болгарских. желез-
ных дорог, ставший впоследствии  заме-
стителем министра транспорта, также за-
вербован в нашу труппу для развала
транспорта, что он и делал. а
— В. области строительства, — пока-
зывает Стефанов, — вредительство ocy-
ществлялось бывшим. министром етроитель-
ства и дорог Манолом Сакеларовым. В ок-
тябре 1948 года я, Востов и Павлов ветре-
тились в, целью подвести итоги нашей под-
рывной деятельности. Мы установили, что
проникновение наших людей в партию
незначительно и что итоги нашей  вреди-
тельской деятельности как в хозяйствен-
ной, так и в политической областях недо-
статочны. При этом положении, сделал вы-
вод Трайчо Востов, нужно попытаться ис-
пользовать для осуществления наших це-
лей пятый с’езд, Болгарской — компартии.

Трайчо Костов пояснил, что мы не можем
выступить на с’езде с какой-либо ‘собет-
венной программой. Мы могли бы исполь-
зовать пятый с’езд партии, продолжал Ко-

Й бы курс партии. Однако,

стов, только имея на своей стороне боль-
шинетво делегатов. В этом случае мы.
могли бы сделать следующее: выбрать свой

Й руководящие органы с’езда, включить в по-

веству дня доклад Трайчо Востова, принять
нужную нам резолюцию и после этого
сконцентрировать наше внимание на созда-
нии партийного руководства, пригодного
для осуществления наших целей. После
этого мы прибрали бы к ввоим рукам пар-
тию, сохранив ее старое наименование. Че-
рез два года нашей ‘успешной работы. мы
смогли бы созвать новый; с езд, на котором
приняли бы ‘новую программу и изменили
заявил Трайчо
Костов, мы не имеем за собой большинства
делегатов и поэтому должны делать вид,
что поддерживаем политическую линию
Политбюро. и.

— Вскоре после этого на пленуме ЦЕ
партии последовало частичное разоблачение
Трайчо Костова, а немного позже он был
арестован. Тогда я,-— заявил Стефанов, —
прервал всякую связь с нашими сторонни-
ками. Некоторое время спустя был аресто-

я. — ove
ae Так, — сказал в заключение “Cre-
фанов, — окончилась ‘попытка заговора,

области  н

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Судебный процесс болгарского государственного

который подготовлялся в полном. контакте  демократическим = странам провалились,

с Тито и его ближайшими сотрудниками   несм
«В начале 1947 года, — сказал Сте- ПРИ активной помощи английской разведки вх

и ее агентов у нас.
Наши попытки противопоставить Болг&-

СОФИЯ, 8 декабря. (ТАСС). После до-
проса Ивана Стефанова суд перешел к до-
просу подсудимого Николы Начева, быв-
шего  замбетителя председателя Государст-
венного комитета по экономическим и фи-
нансовым вопросам при совете министров.

«Я, — заявил Начев, — полностью
признаю. свою вражескую › деятельность,
‘совершенную. мною. по отношению в роди-
не и болгарскому народу. В своих покЗ-
заниях на предварительном следствии я
подробно описал все, что соверигил, уча-
ствуя в преступном заговоре против На-
 родной республики Болгария,

Я родился в семье крестьянина-середня-
ка, по профессии апроном. В 1932 году я
стал членом рабочей партии (коммунистов).
В 1933 году, после получения высшем
образования, я с помощью моего тестя
Спаса Задгорского поступил на. работу Е
круяному промьитленнику Жириллу Caa-
BOBY, еблизилея с ‘ним и его`ередой. Мой
тесть Спас Задгорский был  троцкиетом».

Осенью: 19ДЁ годы Кирили Славов но-
требовал`у Николы Начева сведения 00
урожае зерновых культур. Начев собрал
эти сведения в ‘министерстве земледелия,
гле он работал в то время, и передал. их
Кириллу Славову, получив 3a это 50 ты-
сяч левов. wR \

«Эта круаная сумма, — заявил Начев,
— соблазнила меня, несмотря на то, что
от Кирилла Славова мне было известно,
что сведения собирались для английской
разведки. Я согласился давать подробные
сведения и впредь». —

В 1942 году Начев дал. Славову сведе-
ния о балансе зерновых культур урожая
этого года. о В ЧЕ.

В. феврале 1943`тода он был вызван К
начальнику политического отделения 001-
тарской полиции Гешеву, который юотребо-
вал бт него сведений о его связях © комму-
нистами. Никола Начев обязался работать
для полиции.

После 9 сентября 1944 года Никола На-
чев работал в министерстве земледелия, а
затем в экономическом ‘отделе Центрального
комитета Болтарекой рабочей партии (ком-
мунистов), руководимом тогда Петко Вуниз

BIM.

Весной 1945 года, заявил Начев, Rupa
Славов посетил меня в ЦЬ и сказал, что
своим назначением в ЦВ я Обязан Трайчо
Костову. Пря этом Кирилл Славов потребо-
зал от меня личной ветоечи © Костовыи,
Эта встреча состоялась, сказал Начев, и я
был поражен дружескими‘ отношениями
межу” Кириллом Славовымеи Костовымг.
“RB апреле 1946’ года Костов“паручил-На-

шансы на соглашение между `Земледелтьче-
ским союзом Николы Шеткова и Болгарской
рабочей партией (коммунистов). все более
уменьшаются. г 7

В этом же году Кирилл Славов потребо-
вых культур. Начев выполнил это требо-
вание, То же самое произошло и в 1947
голу. В начале 1946 года Никола Начев
при содействии Кирилла Славова был наз-
 начен из работу в Государственный коми-
 тет по экономическим и Финансовым BO-
просам. председателем которого являлся
Трайчо Коетов. . т

«В это время, — заявил Начев, — Во-
CTOB Уже не скрывал своего вражеского
отношения к политике Центрального коми-
тета партии и болгарского правительства,
‘рувоводимых Георгием Димитровым, и на-
зывал эту политику односторонней пото-
му, что она не предусматривала раслгире-
ния экономичезких связей с западными
империалистическими государствами».

— Костов считал, что. без помощи Е&-
питалистических стран Запада мы не <м0-
жем восстановить налие народное хозяйст-
во и обеспечить его. правильное развитие.
Он находил, что Болгария напрасно лише-
на помощи, которую могла бы получать
от Англии и Америки, и что в этом отно-
шении Тито проводит. более трезвую и ре-
альную политику. Ш№ мнению  ЁКостова,
было бы лучше взять куре на смягчение

бледлующим. допрапивается подсудимый
Борис Христов, бывший болгарский торго-
вый представитель в Москве. Христов при-
знал себя виновным и дал. подробные по-
казания. Он рассказал суду, как стал со-
трукником полиции — агентом-провокато-
ром. как после сентябрьских событий. в
1944 голу по предложению Петко Вунина
стал работать в экономическом: отделе Цен-
трального комитета партии.

Во второй половине ноября, — по-
казал Борис Христов, — я был вызван
секретарем ЦЕ Трайчо Востовым, который
сообщил мне, что’ я буду послан  болгар-
ским торговым советником в Москву. В
своих инструкциях о моей работе в Моск-
ве’ Трайчо Костов сказал мне, что моя мис-
сия в Москвё состоит из двух частей, офи-
цпиальной и ‘неофициальной. Это-его с00б-
щение очень меня поразило. Трайчо Востов
тут же сказал мне, что ‘по моей официаль-

чеву сообщить Кириляу Славову о. TOM, ‘что,

вал от Начева сведений 0б урожае зерно-.

отря на все наши усилия и старания.
онечном результате, мы предстали пе-
ред судом болгарского народа, чтобы‘ отве-

рию Советскому Союзу и другим народно-‘ТИТЬь за наши преступления.
легации, которая вела переговоры в М0- ры

_ Допрос Николы Начева

классовой борьбы в стране и на поошрез
ние и ‘Укрепление  частно-хозяйственного
сектора. Это позволило бы установить в
Болгарии такой же режим, какой сущест-
вует в запалных капиталистических стра-
нах, еблизило бы нашу страну со страна-
ми англо-змериканского блока, т. е. все
произошло бы так, как было проведено в
Югославии.

‚ Трайчо Востов не раз высказывал с0-
жаление о том, что не могла быть осу-
ществлена федерация с Югославией, проект
которой был. представлен югославекими ру-
ководителями еще в 1945 году. «И все-
таки, — товорил он, — мы должны про-
должать политику сближения с Югославией
 ц установить более. тесный контакт с Тито.
Без этого мы не сможем включить Болга-
рию в рамки федеративной Югославии».

‚ По требованию Кирилла Славова, пока-
зал далее Начев, я собирал сведения 0
ходе следствия по делу активного деятеля
оппозиционной группы земледельцев Петра
Коева, о ходе следствия по делу Николы
Петкова, а весной 1948 года, по поруче-
нию Кирилаа Славова, я добыл через Ни-
колу Задгорского, моего шурина, материз-
лы о различных отделах управления госу-
дарственной безопасности, о штатах и их
Личном составе, о размерах денежных
средств, расходуемых государством на ор-
ганы управления государственной безопас-
ности, Я должен заявить, продолжал Нз-
чев, что, когда Кирилл Славов послал меня
в первый раз к Николе Задгорскому, он
заявил, что я могу говорить. с Задгореким
‘свободно, так как он давно уже связан с
 знглийской разведкой.
“В конце 1947 года, после того, как Ти-
то посетил Болгарию, Вирили Славов по-
требовал от Начева’ устроить ему встречу
в Трайчо Костовым. Ветреча, на которой
присутствовал и Начев, состоялась в по-
мешении совета министров. Трайче Костов
заявил, что имел откровенный разговор ©
Тито, который потребовал принятия фепги-
тельных мер для отрыва Болгарии от Со-
ветокого Союза. A

.— Us дальнейшего разговора, проис-
шедшего между Востовым и
сказал Начев, — мне стадо ясно, что Сла-
вов был и ранее в курсе связи Тито с Ko-
стовым, а Тито, в свою очередь, был в
ной. деятельности в Болгарии.

`Трайчо Костов сказал Славову, что Ти-
т0 поручил ему быстро захватить во свои
руки государственный и партийный аппа-

a ¢ Teal, Чтобы ва руководящих - постах
 в Болгарии политику Тито и Костова. Кро-
ме этого, Востов сообщил Славову, что с
1Тито было достигнуто соглашение о при-

ской республике, входящей в Югославию.
Костов сказал, что мы можем вполне cor-
ласиться в этим приеоединением.

В своих дальнейших показаниях Начев

помощи Трайчо Хобтова; на ответетвенные
хозяйственные посты былн поставлены
тортовцы и промышленники, как-то: Коче-
мидов, Говедарекий, Димитр Стойнов. Через
них проводились мероприятия, ‹ пренят-
ствующие экономическому развитию госу-
дарства, а также осуществлялея саботаж в
министерствах земледелия.  промышлен-
ности, внутренней торговли и т. д.

`В заключение евоих показаний Начев
признал: «Нели нодытожить мою деятель-
несть и деятельность Востова и Стефанова,
зтакже лиц, выполнявших их кирективы,
те станет ясно, какой огромный ущерб’ на-
несен нами народному хозяйству страны.
Должен заявить, что нала вражеская дея-
тельность имела целью подорвать престиж
и авторитет Центрального комитета, партии,
руководимого Гёоргием Димитровым, а в
изоте осуществления конечной цели .за-
говора ® власти должно было притти. пра-
вительство Востова с его политикой ебли-
жения в катиталистическими” странами,
политикой отрыва от Советского Союза и
насаждения титовщины в Боагарии».

Допрос Бориса Христова

‚По мнению Трайчо Костова, еще не яс-
но, каким будет исход этого вооруженного
конфликта, и поэтому Болгария должна по-
ка держаться в стороне от него, чтобы не
потерпеть военного разгрома. Он подчерк-
нул, что в этом отношении наша страна
доажна начать’ курс‘ на’ ностепенный, но
решительный отход от политиви дружбы с
Советским Союзом. Он сказал, что Болга-
рии необходимо освободиться от односто-
ронних связей с Советским Союзом и уста-

HEM 0бразом с Англией и Америкой,

он, — ваше. сотрудничество

может быть полезным».

заметил мое смущение и поспешил

ной линии я ‘получу конкретные указания
от Георгия Димитрова, который тогдь на-
холилея в Москве. Что же касается неофи-
циальной стороны моей миссии, то по это-
му вопросу Трайчо Востов из’явил жела-
ние лично 60 мной поговорить;

Мое смущение нарастало. Трайчо Костов,
заметив это, ‘предложил мне присесть на
диван, и был особенно внимателен и лю-
Гбезен ко мне, располагая в откровенности.
Трайчо Востов начал разговор о междуна-
родном политическом положении. Он’ ска-
зал: Неемотря на то, что война между де-
‘мократическим лагерем и фашистской Гер-
манией еще не закончена, уже вырисовы-
вается новый вооруженный конфликт. —
межлу Советским Союзом и  англо-амери-
канцами. А :

МНОЙ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТо знает о моей ра-

боте в Центральном комитете партии и ему -— предложил снабжать его информацией
известны некоторые, как он сказал, «де- о ‘развитии болгаро-советских экономиче-
прошлого».   ских отношений.

ликатные моменты из моего
Трайчо Костов сказал мне, что он знает,
Ч я атент-провокатор; что я оказы-
вал услуги фашистской полиции.

— Это его сообщение изумило меня, —
показывает Христов. -— Я был страшно
сиущен, испуган, удивлен и расстроен.

Тайна, которая существовала между мной и Христов, — шли на уступки и решали то

порибиим после 9 сентября бывшим фа-
ШИетским полицейским Генчо Саваковым,
оформивитим мое сотрудничество в полиции,
оказалась известной секретарю ЦЕ партии.
Трайчо Жостов сказал, что при создавшемся
положении я должен о буду принять его

предложение о сотрудничестве по вопросам,   мосферы.

Славовым, —

Бурсе всей руководимой Костовым подрыв-.

besaiat ‚свои люди, способные проводить.

совдинении Миринокого края « Maxegon-

заявил, что, по указанию Славова и при

которые он поставил передо мной. Я чувст-
вовал, что вступаю на опасный путь, но не
нашел в себе силы отказаться. Я дал согла-
сие Костову выполнять возложенную на
меня работу. Тогда он продолжил и конкре-
тизировал задачи, которые будут поставле-
ны передо мной. Он сказал, что моя основ-
ная задача в качестве торгового поедстави-
теля в Москве должна заключаться в на-
рушении братских и дружеских отношений
между Болгарией и Советским Союзом, что
следует вбивать клинья в этом отношении,
работать на отрыв Болгарии от Советекого
Союза.

— Приехав в Москву, — говорит Хри-
стов, — я явился к Георгию Димитрову и
сообщил ему о возложенных на мени Трайчо
Костовым задачах. Конечно, я `сообщил
только 06 официальной стороне моей мис-
сии. :

— Георгий Димитров пои ветрече со
мной подчеркнул, что Болгария в настоя-
щий момент находится в тяжелом положе-
нии и нуждается в экономической, полити-
ческой и всесторонней помощи Советского
Союза. Он перечислил наши экономические
нужды и сказал, что в настоящий момент
Советский Союз может оказать огромную по-
мощь Болгарии и что такую огромную и
бескорыстную помошь Советский Союз by-
дет оказывать нам и в будущем и что ника.

зать налней стране такой бескорыстной по-
мощи. .

2 января 1945 года в Москву приехала
болгарская торговая делегация. бак извеет-
но, в то время Болгария находилась в пол-
ной экономической изоляции и только (0-
ветский Союз протянул нам братскую руку
помощи. on

Переговоры начались после приезда бол-
тарского министра торговли Нейкова и чле-
нов делегации Ивана Стефанова, Бориса
Симова и др.

° Трайчо Востов, говоря со мной ранее 0
составе нашей торговой делегации, — про-
должает показание Христов, — сказал, что
‘ B ee составе будет Иван Стефанов, которому
я должен оказать полное доверие. Стефа-
нов по приезде заявил мне, что по догово-
ренности © Трайчо Востовым мы должны
сделать. все, чтобы ерывать и затруднять
 ход переговоров. Главные затруднения на-
иочалось осуществить по линии цен на TO-
вары. Вычислением цен занялся сам про-
фессор Стефанов е помощью одного стати-
стика. Переговоры протекали медленно.
Сказались трудности, которые мы созда-
вали.

В этот момент в переговоры. вмешался
Георгий Димитров и сорвал нашу враже-
скую линию, которую мы проводили по от-
ношению к Советскому Союзу.

Советский Союз, чтобы не оставить Бол-
тарию без товаров, дал распоряжение своему
Министерству внешней торговли и другим
соответствующим органам  aBancupobaTh
Болгарию товарами. И в то время, как мы
саботировахи и ’ерывали переговоры, совете
ские. корабли везли товары для нашей
страны.

14 марта 1945 тода был подписан тор-
DOPE ДОГОВОор, который был обоюдо выгод-
пым, но. более блатонриятным для Болга-
рии:

Вернувшиеь в апреле 1945 года обратно
в Болгарию, заявил ‘Христов, я посетил
Трайчо Вюстова, который меня принял в
своем кабинете в ЦЕ партии. Я хотел до-
ложить ему 0: холб торговых переговоров и
о доститнутых результатах, но он остано-
вил меня, сказав, что это излишне, так, как
профессор Стефанов подробно его осведомил
как 0б обстановке, тах и о ходе переговоров
в Москве и о достигнутом соглашении.

— Трайчо Бостов, — сказал далее 00-
виняемый Борисе Христов, — начал гово-
рить о международном положении. Он под-
черкнул снова, что противоречия между
Советоким Сбюзом и англо-американиами
все больше углубляются и что нам необ-
ходимо принять более определенный курс
на отрыв от Советекого Союза. Он мне ска-
‚зал, что по этому же пути идет Югосла-

правлений. .

Перед тем, как я ушел из его’ кабинета,

кая другая страна в мире не смогла бы ока-

Костова и его сообщников

Таким образом, все наши вражеские за
мыелы были сорваны Георгием Димитро-
вым. Торговое соглашение 19.46 года, ко-
торов было оценено как очень благопри-
ATHOe для нашей страны, было успелино,
заключено, несмотря на то, что. вместо за-
болевшего руковолителя делёгацщий, мини-_
стра торговли Нейкова, прибыл сам Трай-”
чо Востов. и

— После окончания переговоров, —
продолжает Христов, — меня посетил.
Жиберна и потребовал, чтобы я ему дал.
информацию о количестве, ассортименте,.
качестве и ценах товаров. Я передал ему.
и эти сведения. т

В начале 1947 года в Москву с торго-
вой делегацией прибыл снова для уча-
стия в торговых переговорах Боню” Нез
ровский и бывший тогда министром ‘тор-?
товли Йордан Божилов: “Но ‘словам “Пете?
ровекого, Трайчо Koctos jaa yRasanwe’ mpo-
водить вражескую работу B MBYX Hampas-~
лениях: требовать от Советского ‘Союза
большее количество, товаров, чем то, юото-
poe нам действительно было нужно ‘для’
нашей промышленности и сельского хо--
зяйства, и поддерживать старые цены”
торгового соглашения 1946 года, хотя н®’
международном рынке кон’юнктура’ изме
нилась в пользу промышленных т03ар087
На этот раз. переговоры ‚также затяну-
лись. но нам были направлены советские
товары авансом и наша промьииленность,
В особенности текстильная  промышлен-
ность. была спасена от кризиса и простоя.

— В этот момент. ко мне, — говорит
Христов, — снова пришел Жиберна. Он
‘олобрил наш куре и посеветовал быть. 00-
лее твердыми и более неуступчивыми. Он
сказал. что югославская торговая дёлега-
ция, которая в то время прибыла в Моек-
ву. занимает такую ке позицию.

В разгар переговоров руководитель де-
летации Вожилов заболел. Тогда в Москву
снова прибыл Трайчо Коетоз и вновь упор-
но продолжал защищать линию, которую
до тех пор поддерживали мы: я, Беню Пет
ровекий и Божилов, — линию препятот-
вий и срыва торговых переговоров. между.

Болгарией и Советским Союзом,

Трайчо Костов пожелал познакомиться,
в тгославским торговым советником >
берной, и я познакомил их в одном из н0-
меров гостиницы «Националь».

В это время Трайчо Костов ветречалея.
е  находившимея в Москве ютославским
министром. внешней торговли Петровичем,
который устроил в честь Трайчо Костова
обед, на котором присутствовал и Боню
Петровский, так как он находилея в тес-
ной связи с его югославоким коллегой,
помощником эгинистра внешней торговли
Цырпобырни. я 2
- Tosme Tpafito’ Rocros dam принят. юго-
славским послом в Москве Владимиром Поз
повичем. После этих встреч мне показа-
лось, что Трайчо Востов очень. упорно и
тверло проводит вражескую линию;>кото-
pol мы  придерживалияеь во врёмя через
товоров. . ae ESO ies Foe

Но ив 1947 году, продолжает показа-
ния Христов, наши усилия не оправдалясь,
Торговое соглалнение, очень благоприятное
для нашей стоаны, было заключено.

Прокурор Владимир Димчев: Но с боль:
шим ‘опозданием,

Подсудимый Борис Христов: Да, торго-
вое соглашение было подтисано с запозда-
нием и, если бы Советский Союз снова не
авансировал бы нас товарами, наша про-
мышленноеть осталась бы без сырья и это
вызвало бы затруднения в нашем народном
хозяйстве. ‘

Ната вражеокая работа в таком наз
правлении продолжалась и в 1948 году.
` Во время ведения переговоров я снова
навестил Жиберну, которого енабдил необ-
ходимой информацией. Торговые перегово-
ры по нашей вине опять затягивалиеь.

В этот момент в Москву прибыла 601
тарская. правятезьственная делегация во
главе в премьер-хинистром Георгими Ди-

‚митровым. Он предпринял все меры, благо-
вия, но у нее больше успехов в этом от-Гларя которым торговые
ношении, нежели у нае. Я пообещал Трайчо
Коетову приложить все усилия в этом Ha-!

переговоры были
завершечы очень быстро и весьма @лаго-
приятно для нашей страны. 1 алреля 1248
тода в Москве было подписано  тоуговое
соглашение на 1948 тод. Наряду с хоу-

Трайчо Коётов дал мне указание, чтобы по‚гими соглашениями, регулирующими эко-
возвращении в Москву я установил связь‘ номические и торговые отномения” между
с торговым советником Югославии Викто- Болгарией и Созстеким Союзом, еоглаше-
ром Жиберна и сотрудничал с ним по во- ние на 1948 год явилось широкой базой
просам наших экономических и торговых для восстановления и дальнейшего, разви-

новить связи © западными странами, глав- с ним близкий контакт и сотрудничество
и по. вопросам о торговых и экономических
«именно в этом направлении, — сказал   отношениях © Советским, Союзом. Жиберна
в качестве сказал, что это более чем. желательно. Он
болгарского торгового советника в Москве заявил, что. Югославия придерживается

— Такая установка Трайчо Костова, —   сказал Жиберне, что мои взгляды такие
продолжает Христов, — меня поразила. Он же ‘и что: в этом же духе я получил со-
р мне   ответетвующие указания и буду им. сле-
сказать, что решился на такой разговор. со   довать.

отношений с Советским Союзом..

В начале 1946 года в Москве меня выз-
вал по телефону д-р Тодорович и сообщил,
что югославский торговый боветник \и-
берна прибыл и приглашает меня в по-
сольство. Я в сопровождении работника на-
шего посольства Владова пошел в югослав-
ское посольство. Там состоялась короткая
любезная ветреча с Жиберной, носившая
чисто официальный характер.

— Тодорович пригласил, Ваадова Е се-
бе в кабинет, а я остался с Виктором Жи-
берна, — продолжает о Христов. — Я.
сказал Жиберне, что хотел бы установить

курса отдаления от Советского Союза. Я

— Жиберна, — показал Борис Христов,

Христов показывает далее, что пред-
принятые попытки ‘создать трудности в
экономических. отношениях между Болга-
рией и СССР — провалились.

— Советские представители, — говорит

один, то другой вопросе в односторонне
благоприятном для Болгарии направлении.
Георгий Димитров, внимательно следивший
за ходом переговоров, вмешивался в нау
работу и тем самым способствовал созда-
нию деловой, дружественной, здоровой ат-

неувязка между тем, что писал Тито
своем докладе, и тем, что в действитель-
ности происходило в Югославии. В своем
докладе Тито говорил о тесных евязях ме-.
жду Югославией и Советским Союзом, а.в
то же время Тито и югославекое
тельетво и все их органы рвали эти евя-
зи. В своем доклале Тито говорил о клас-
совой борьбе в Югославия и особенно
борьбе с кулаками, а На практике, как это
уже было известно всему свету, кулаки
стали опорой титовекой власти.

торговое соглашение с
товарооборот между обеими странами быт
увеличен по сравнению с‘
Ha 20 процентов.

тия болгарского народного хозяйства,

— ЯЖиберна, навещая меня тотда, гово-
рил, — показывает Христов, — что Юго-
славия надеется получить более дешевую
и лучшую помощь CO стороны американ-
цев и англячан; ay

После от’езда нашей торговой делегации
я с Виктором Жиберной вотречалея летом
1948 года, когда была опубликована резо-
люция Информбюро компартий о положении
В югославской коммунистической партии.
Виктор Жиберна передал мне тогда доклады
Тито и Кидрича — председателя плановой
комиссии Югославии. Я владею сербеким
Языком и прочел оба эти доклада. На. меня
они произвели плохое впечатление. В. них
было какое-то несоответетвие, какая-то
`В

прави-

В 1949 году наша делегация подписала
СССР, по которому

прошлым годом

После от’езда делегации меня опять Ha-

вестил Виктор Жиберна. Он сказал, что
Югославия решительно пошла
разрыва ‘© Советским Союзом и что Волга-
 рия тоже должна итти по этому пути.

по пути

(Окончание на 4-й стр.).