Ч элрелл 1943 г., чэтверг, № 76 (5447).

ЗАБОТА О СЕМЬЯХ

На Северном Лоние

ФРОНТОВИКОВ
Как гвардейское соединение генерала’ Тихонова отбило ` Лейтенант Пучко потерял связь. ео
наступление немецкой танковой дивизии ~ eee ee ees

занятого немцами.

Ках сообщало Советекое о Информбюро,
Ha оном участке в районе среднего Te-
чряия Северного Донца немцы силами тан-
KOBOH дивизии предириняли ‘наступление,
пытаясь прервать нашу оборону. Настун-
ление вражеской танковой дивизии подлер-
живалоеь сильных огнем артидлерни и
бозыших количеством авиации. Ba танка-
ми шла пехота. Вражеекие атаки отлича»
Wich большим упорством и повторялиеь
одна 5а другой. Немцы вели наетунление
на очень узком участке, и их войска
двигались виеред несколькими эшезонами.

Первая атака была предпринята силами
нескольких десятков танков побле  оже-
сточенного артиллерийского огня и интен-
сивной воздушной бомбардировки, После
того, как эта атака захлебнулаеь, немцы
взели в бой свежие силы. Теперь уже к
назним позициям двинулееь значительно
большее количество танков,

Как тозько вражеские танки, разбившие-
с; в ходе боя на небольшие группы (по
3—4 машины в каждой), появлялись ва
днетанции прямого выстрела, наша артил-
зерия всех калибров и  брюнебойщики
внозь открывали огонь. Противник сразу
же лишился нескольких машин. Лишь от-
дельным танкам удалось проникнуть в
наше расположене, но OHM BCE ло одного
были уничтожены  бронебойщиками, Не-
бодышие отряды немецкой пехоты, просо-
чившиеея было за. танками, попали под
перекреетный огонь ручных и станковых
пулеметов. Кроме тоге по пехоте неприя-
теля били из засад гранатометчики.

Потеряв больше десятка танков и не-
сколько самоходных орудий, немцы  вре-
\енно остановилиеь, но вскоре вражеские
атаки возобновилиеь, Противник бросил в
бой свежие силы. В этот момент как
раз был введен в Geil nam  подвиж-
ный противотанковый Тезерв. Его. удаг,
расечитанный на внезапноеть, был  на-
целен на фланг одной из двух танковых

im, Этого бызю достаточно, чтобы б9е-
вой порялок немецких . танков  оБазалея
дезорганизованным. Они лишились общего
управления и блуждали, стараяеь вырвать
ся из зены огня. В 9т0 время было под-
бито еще около десятка вражеских брени-
рованных машин. Одновременно ©’ дейет-
вияхи противотанкового резерва перешли
в контратаку HAI стрелковые подразде-
ления, сосредоточив свой огонь по живой

ей денежный аттестат:

Обороны,
картотеку,

организовав

начальствующего состава,

нансовое управление. Таким

ким-либо причинам неизвестны,
ления, уже
SHAH, у

‚ Однако, несмотря на то, Что противник
бросих в наступление на’ узком участка
крупные вилы танков, артиллерии и пе-
хоты и его атаки носили исключитель-
HO ожесточенный характер, части  гвар-
дейского соединения, которых командует
тенерал-майер Тихонов, отразили немецкое
наступление. В течение целого дня они
стойко обореняли свои позиции и нё 0т-
ступили ни на шаг. Ни одного оборони-

своих жен ин детей, матерей,

Е рубежа не удалось занять про- еиле врага. Потерпев неулачу, нежцы ста- их семей.
. ь Ти отходить, преследуемые нашей частью.
Ках видно из показаний пленных, не\-  рой этот позшиедлен тем, что иниииаи.   ОДИННАДЦАТАЯ ПОБЕДА

цы ставили перед собой цель — прервать
Ha этом участке нангу оборону и захва-
тить район, который можно было бы ие-
пользовать в качестве плацдарма для даль-
нейшего наступления. Бои ; разверну-
зись за участки, занимаемые Hain
частями на правом берегу реки. Злесь
имеется рях выгодных высот. ИНрахприни-
мая наступление, немцы стремились выйти
= переправах, имеющим для обенх сторон
весьма важное знамение, а также  захва-
THTh излучины, вдающнеся на большую
тлубину в сторону расположения наших
войск. Каждая такая излучина. будь она
в руках противника, явилаеь бы св060б-
разным клином, вбитых в напгу оборону,
Она могла бы служить местом разверты-
вания наступательных действий, соередо-
точения резервов.

Судя по веем данных, план немецкого
наступления состоял как раз в том; что-
бы захватить эти важные районы, & 3а-
тем попытаться перейти реку. Но этому
плану не суждено было осуществиться,
хотя для выполнения ero немцы бросили
в Ho довольно значительные силы. Части
твардейского соединения под командовани-
ем генерал-майора ‚ Умело орга-
визовов оборону в трудных условиях,
сорвали план немецкого наступления.
нанесли врагу большой урон в танках и
живой силе. Гвардейцы показали, что для
стойкой” обороны не страшны никакие
танковые атаки врага.

Приведем некоторые подробности боев
против немецкой танковой дивизии.

Утром над распеложением боевых поряд-
хов обороняющихся твардейцев появилось
несколько десятков немецких пикирующих
бомбардировщиков. Их появление, однако,
не было неожиданностью. Наша зенитная
артиллерия и стрелковые подразделения
встретили вражескую авиацию сильным
отнем. Этот огонь был весьма эффевтив-
ным: немцы сразу потеряли около десятка
самолетов. Спустя некоторое время на
узком участке двумя группами двинулись
немецкие танки. Первая группа в 30 и
вторая в 40 машин. Когда атака не уда-
лахь, эти группы развернулиеь и поныта-
лись взять в клещи один Из главных
опорных пунктов, составляющих основу
всей назей обороны. Танки сопровождало
12 самоходных орудий. Немецкая  пе-
хота численностью свыше полка  про-
двигалась вслед за танками, Ей, очевидно,
была поставдена задеча закрешить успех

ва почти © самого начала и до конна нахо-
‘дилась в руках наших гвардейских
частей, поставивших неприятеля в He-
выгодное положение и о паздробившах
его силы на мелкие изолированные
друг от друга  групны. Помимо  проч-
ной обороны, ^ основанной на  правиль-
ном распределении огневых средств е уче-
том условий местноетя, немалую роль сы-
прах в этом бою маневр ими, Мы имеем
в виду не только своевременное использо-
вание противотанкового резерва, но также
й то, что часть артиллерии, нрелназначен-
ной для ведения огня е основных позиций,
своевременно перебрасывалась на угрожад-
ныв напразления. Умелый выбор момента
для ответного удара по врагу явилея ре-
пающим фактором, обеспечивитим. ‘успех
‘активной обороны. ste
Высокая стойкость, искусное маневри-
ревание огнем, своевременно предпринятые
контратаки — вот что обеспечило rBap-
хейцем генерала Тихонова успех.
Болыной интересе предетавляет бой,
провеленный одной нашей частью на с9-
седнем участке. Нехцы не раз атаковали
наши позиции, но ни разу не добились
уепеха. Измотав и обескрювив вражеские
подразделения, М часть перелила в контр-
атаку и сбила немцев в-важной. высоты.
Немцы потеряли здесь несколько танков
и большое количество солдат и офицеров.
В этом б0ю наши подразделения ‘успенено
применяли минные заграждения против
‘вражеских танков. Дело в том, что один
из флангов нашей засти было открытым.
Для заниты его было брошено больное ко-
личество огневых средетв и, кроме того,
поставлены заграждения. Несколько не-
приятельеких танков, пытавшихся пробить-
ся здесь, & затем канести удар с тыла,
пелорвалось на минах. $
Отмечелю, чо противник возлатает  с6й-
чае на свою наземную разведку, помимо
общих задач развелывательного халактера,
оборулование перетрав. Места для пере-
праз порой выбираются глухие, влали от
больших дорог. Делается это, очевилно, е
той целью, чтобы обеспечить более свобод.
ное просачивание мелких групи в раст-
ложение налней сборены. Олнако наши ча-
сти обнаруживают и истребляют эти мел:
кие группы противника,
Yuexo организуя оборону, наши чаети
тродолжают удерживать Bee евои позиции
в среднем течении“ Северного Донца.

ГЕРОЯ-ЛЕТЧИКА

ного боя,

ких дистанций.

четыре «Фокке-Вульф-190%
109».

леко от линии’ фронта.

лично одержал в воздушном бою.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ
`РАЗРУШЕННЫХ ДОРОГ

Сейчас в районах, очищенных от

дорог,

быстро
ным огнем, группа

ла мост.

Наши части заняли станипу Анастасиевская

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 марта. (По [ся нескотько важных дорог, евлералощих
телеграфу от наш. корр.). Hanmi войска на ряд крупных увлов сопролевления против-
Вубыня продолжают вести на ряде учает-  ника. Вот почему немцы упорно
хов актизные боевые действия. Немцы всю-   оборонялиеь в этой станице. Здесь долго
AY оказывают упорное сопротивление. 069-   хлилея бой. Налии чести еще в начале на-
роно противника мюсобствует плохая по- ступления нанесли противнику большой

урен и сумели: потеенить ero. Ho через

года, из-за которой на Вубани до сих пор
нопрелазная грязь, затрудняжицая  а5тУв-  несколько чахов немцы подтянули сюда
свежие силы и предприняли несколько

ные действия наших войск. Вреис того
здесь имеется большое количество естест- контратак. Бой принял еще более ожесто-
ченный характер. В конце концов Hann

венных И которые сами по себе

являются ухобными оборонительными по-

SHIA. foam под умларами наших ee части снова усилили свои атаки и отять

тей, немцы вынуждены отетупаль. В пос.   аи теснить противника.

ледние дни части N соединения заняли! 18% отвоевывая рубеж за рубежом, по-

несколько  нахеленных пунктов. Сегодня   ЗИ ®Ю за позицией, наступающие предви-

они овладели станицей Анастасиевская.  Тались Bleper, & затем пиедириняли pe-
шителыную атаку олновременно на не-
скольких направлениях и овладели стани-
цей Анастасиевекая. ~~

был переброшен ‘новый мост.

ПВРВЫЙ ПОЕЗД
НА ОСВОБОЖДЕННОЙ ДОРОГЕ

изуродовали пути и стрелки.
Машивисты; кондукторы,

^ Станица иевская расположена,
западнее Славянской на шоссейной дороге

в направлении Ha Темрюк. Злесь ехолит- казская вышел первый поезд.

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ. Бойцы-лыжники подразделения, которым командует старший лейтенант Е. Чернов, отправ-
ляются на выполнение боевого задания. Снимок старшего лейтенанта С. Раскина.

озыском семьн лейте-
нанта занялось Финансовое управленне На-
родного Комиссариата Обороны. Здесь на-
вели необходимые справки и через неко-
торое время сообщили командиру точный
адрес его жены. Сейчас лейтенант Пучко
наладил переписку со своей семьей, послал

Уже более года один из отделов Финан-
сового управления Народного Комиссариата
централизовавную
ведет индивидуальный учет
тех командирских семей, которые прожи-
вают вдали от самих командиров, С по-
мошью районных и областных военкоматов
собраны точные адреса сотен тысяч семей
Как только в
какую-либо местность приезжают члены
семьи командира, военкомат немедленно бе-
рет их на учет и сообщает об этом в Фи-
образом,
многие командиры-фронтовики могут, разы-
скать езои семьи, если адреса их по ка-

Пользуясь услугами Финансового управ-
более 40 тысяч командиров,
находящихся на фронте, установили адреса
сестер,
братьев и завели е ними переписку. Свы-
ше 30 тысяч семей вачальствующего со-
става получило через Финансовое управле-
ниё денежные аттестаты, ие
В ближайшие дни в Финансовом управ-
ленин открывается специальная приемная.
Вход в приемную — свободный. Команли-

ры, приезжающие с фронта, смогут здесь помнят ‘имена товарищей, честно” еложив-
получить справки по всем вопросам, ка-
сающимся денежных аттестатов и адресов

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 31! марта,.
(По телеграфу). Прославлекный ленинграл-.
ский летчик Герой Советского Союза стар-
ший лейтенант Илья Шишкань известен
своими стремительными и точными ата-
ками. Мастерски владея техникой воздут-
он умело навязывает врагу.
схватку в выгодных для себя условиях ий
расстреливает вражеские самолеты с близ-

Так было и вчера. Шестерка наших’
истребителей, ведомых Героем Советского
Союза капитаном  Литавриным, встретила: м у
и два «МЕ- дИЦцИиИ русской армий, свято хранит память
Над линией фронта завязался воз-
душный бой. Отлично слетанная шестерка   СТВенно сражавшихся с врагом и отдавших
Литаврина дружно атаковала противника.
Вскоре старший лейтенант Богомазов под-   РД x
бил один «Фокке-Вульф-190», заставив его   Именами погибщих героев названы города
выйти из боя. Старший лейтенант Шиш-
кань провел короткую схватку с «МЕ-109».

Это была одиннадцатая победа, которую емерть
Герой Советского Союза Илья Шишкань

Нередко дорожникам приходится рабо-   Воинских похорон производит
тать в исключительно трудных условиях, и   впечатление на собратьев
они показывают образцы самоотверженного   укрепляет в них суровую репихость итти
труда. Бойцы Жиганов и Тураченко, не- на любые жертвы во имя победы, разжи-
у за пролитую их
Бровь ваших зюдей. Это всегда хорошо по-
нимали великие полководцы, лучигие воена-
дни самых

TR они не забывали воздать
дань уважения и почета пютибитих воинам.
павших
хоронил
Петр Т. «Первым распоряжением Пет-

смотря на сильный артиллерийский обстрел,  таёт жажду
привели в исправность переправу.
Работая в тёчение двух дней под миномет-
красноармейцев под
командой лейтенанта Смирнова восстанови-

На одном участке требовалось срочно пе.
рекинуть мост’ через реку, а нужных ма-
териалов не’было. Тт. Нишненко, Сизов и
Демкин раздобыли эти материалы. Стоя no   са“
пояс в воде, они вырубали изо льда брев-   р& после битвы, — пишег исследователь,
на и доски. Пример инициативных и реши- — бью приготовить могилы павшим во-
тельных бойцов воодушевил весь личный инам, положивним свою жизнь за честь
состав подразделения. Вскоре через реку! и славу родины.

На другой день, в шесть часов утра, в
совершен чин
отпевания, погребены тела ‘усотнних геро-
}eB W насытан холм, на котором Петр с60-
ственноручно водрузил деревянный крест

СТАВРОПОЛЬ, 3! марта. (ТАСС). Не- с9 слехующей надиисью: «Войны благо-

мецко-фашистские захватчики нанесли ог- честивые, за благочестие кровию венчав-

ромный ущерб железной дороге им. Во- шиеся, дета 1709 июня 27>.”
рошилова, взорвали все станции и мосты,

‘стрелочники,
начальники етанций и ‘их семьи энергично
взялись за восстановление разрушенного   В
железнодорожного хозяйства. Sa короткое   Товарище
время они привели в порядок отдельные  стой деревянный крест. как ва временный,
участки дороги. На-днях со станции Кав- и, желая увековечить память 0

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

На одном из фровтов произошел  сле-
дующий  онибанный  писалелем случай.
По заснеженной донецкой степи двигал-
ся измученный тажелым походом полк.
Запорошенные метелью, еле держалиеь в
седлах люди, понурили головы кони. Но
BOT за поворотом дороги показалея выо-
вий курган. Командир полка оглянулея и
отхал короткое приказание.  Эскалроны
подтянулиеь, спешилиеь, и люди увидели
большую братскую могилу © водруженной
на ней пятиконечной звездой. ` Когда по-
дошли ближе, разглядели на, могиле дошеч-
ву, прочли фамилии неизвестных имо бой-
цев и командиров, прочли номер своей
дивизии и дату: 1919 год. Стало тихо.
`Бойцы сняли щапки. и

У могилы не было митинга, ‘командир
полка не выступил © речью, но на веех
пахнуло горячим ветром далеких боев.
Чюди подтянулись, ощутили в вебе новую
силу. Оглядываясь на курган, где лежали
их отцы и братья, они тронулись в рейд
по тому же пути, no которому 23 года
назад шла с боями их дивизия. Этот рейд
покрыл дивизию новой славой.
`_ Священна память воинов, погибщих в
бою за родину! Она живет в сердцах 6о-
временников, He умирает в потомках.
В ней воплощается тероика великих битв,
она скрепляет боевое братство тех, кто
продолжает сражаться с оружием в руках.
В каждой роте, в каждом полку знают и
ших голову в борьбе за общее дело. Под-
виги их. и после смерти героев служат
источником гордости однополчан и приме-
ром хля подражания. Из рассказов 06 этих
подвигах, о геройской смерти людей, кото-
рые до последнего вздоха бились с врагом,
1евладывалются традиции. переходящие от
одного поколения бойцов к друтому. flo-
гибние воины ках бы незримо пролол-
жалот оставаться в боевом строю. Их mo-
гилы — полковая святыня, напоминающая
0 BOWHCKOM долге, зовущая к борьбе.
Русская армия всегда ‘чтила славу

и гренадерских полках солдаты, павиие на

черщей поверке. И когда произносились их
имена, кто-нибудь из новобранцев  откли-
кался словами: «Нал смертью храбрых»,

Ерасная Аруия, преемница лучших тра-
6 командирах и красноармейцах, муже-
свою Жизнь
bog не

родине.
забывает своих лучших сынов:

и сёла, площади и улицы, заводы и кол-

хоторые завоевали ` победу,
щих в бою. Имена тероев, ветретивших
на поле брани уже в дни Отечест-
венной войны, таких, как Гастелло, Пан-

ны ореолом веенародной славы Бесомер-
 тье храбрецов, не дрогнувших во 6on,
утверждается новыми подвигами WX преем-
‘ников и соратников. Подвиг 28 папфилов-

`щев повторялся “не pas Ha многих ydacr- ~

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 31 мар- КАх Фронта. 910
та. (Пе телеграфу). Отступая под натис- ЦЫ гордятся слав
ком наших частей на отдельных участках   УЧалоя у них отвате, презрению к смерти,
Северо-Западного фронта, немцы взрывали
дороги, разрушали мосты и переправы.   посмертного. доброго

говорит 0, том, что бой-

слова. Их праху

т врага,   должны быть отданы достойные воинские
днем и ночью идет дорожное строительст-   почести. В какой бы обстановке ни застиг-
во. Бойцы и командиры дорожных подраз-
делений быстрыми темпами восстанавлива-
ют пути, строят вновь мосты и переправы.
Так, например, подразделение, возглавляе-
мое капитаном Боеадчим, за шесть дней

ла героя смерть, теле его должно

вечно его память.

по

+

меети в
чатьники русокой армии.
горячих

Русских солдат и офицеров,
в знаменитой Полтавекой битве,

присутетвии Петра был

Полтавской битве.
Ценя высоко заслуги своих
Полтавском б0е, отдал приказ

Прошло много десятков лет, а на кресте,

увенчавтием могильный холм, люди всё

еще могли прочесть имена героев Полтав-
ской битвы — полковника Нечаева, под-
полковника Козлова, майора Кропотова и
многих других полтавцев, погребенных на
браннох поле, ставшем священным для
России. Е а.
Суверов строго следил за тем, чтобы
«го чуло-богатыри, павише в бою, были
похоронены ¢ ‘полобающей  торжествен-
ностью. Суворовец, полковяик Яков Ива-
 нович Старков 3-й в своих «Рассказах
старого воина о Суворове» так описывает
погребение  соллат и офицеров, убитых
 8 сентября 1794 г, в жарком бою под
Bpeerou: He
«..Дая натих убитых солдаты Halil,
по усердию своему, приготовили к свету
9 числа могилу. Начальники полков, офи-
церы и часть солдат с каждого полка ¢
оружием стали близ могилы;  отелужено
обычное погребальное моление. №е быв-
шие тут простилиеь с убитыми и енесли
их в могилу... Отдали военную  почесть
павиних и заеыпали землею... ® вечеру на
этом огромном кургане стояло ужё множе-
JeTRO крестов, поставленных каждою 19100
ий каждым эскадроном, в вечную память
ПОНИ.
Рано утром 10 сентября с кажлой рты
и эскадрона при офицерах © титаб-офице-

погибиих в бою. Во многих гвардейских

давних полях брани, вызывалиеь на ве-

‘советекий на-

хозы. К могилам погибиьих @текалиеь ты-
Заняв выгодное положение для атаки, он! СЯЧИ людей, чтобы воздать должное  Oop-
близко подошел к противнику и зажег   Цам,
вражеский самолет. «МЕ-109» упал неда-

Забо-
той и почестями окружаются семьи погиб-

филов, Сафонов и многие другие, овруже+

ой погибитих товарищей,

Павише воины заслуживают не’ только

‘быть
предано земле с соблюдением соответ-
етвующего ритуала, символизирующего лю-
бовь воиновк своему погибшему товарищу,
восстановило 22 километра разрушенных   Почитание ето заслуг и клятву хранить
Торжественный акт
сильное
оружию.

_ Этот холм с крестом был первым памят-
HUKOM воинам, погибиим в столь славной

} боевых
ii, Петр Г смотрел на этот про-

славном

соорудить
—_—_—_ А   КАННЫЙ памятник, & возле ного храм...»

Генерая-майор С, ГАЛАДЖЕВ.

лось по двадцати человек рядовых в пол-
нох вооружении к могиле убитых наших,
Вскоре прибыл туда и ‘Александр Василь-
евич»,

Суворов пройзнее краткую о надгробную
речь, которая впоследствии была выграви-
рована на металлической доске памятника,
воздвигнутого на мотиле.

«После этого, — продолжает автор Boe-
помиваний, — с каждого полка целого
корпуса по одному старику из лучших
воинов поднеели общую кутыю, и Алек-
canyp   Васильевич... ‘взял ложку кутьи,
окушал и сказал: «Помяние, братцы,
повойников честно, по-руебки», вел на

зареты к раненых...»
В этом прощании великого полковолца, с

благородная традиция почитания памяти
доблестных воинов. Суворов придавал
огромное значение самому порядку похо-
рон, лично принимал участие во всем тра-
урном церемониале, показывая
всем офицерам и солдатам. ° Хотя в 10
время ритуал похорон, естественно, носил
религиозную форму, но описанное выше
погребение суворовцев, погибших у Брес-
та, характерно чисто военными чертами:

место выступают традиции полкового, рот-
ного товарищества и героев провожают в
последний путь их прямые начальники и
представители своего полка, своей роты.
В гражданскую войну эти традиции

Красной Армии. Братсвие могилы бойцов,
цавигих в борьбе за честь и независимость
освобожденной от огов родины, стали евя-

с трибун, раздавалось пламенное слово
комвндиров и комиссаров, боевых товари-
щей, призывавиеих чтить память погибигих
и сеше большей отвагой продолжать их
делю. Политические органы ‘использова
все формы’ агитации, чтобы
храеноаряейцах пламя мести врагу.

отдела УН армии, обращенная к
Петрограда в дни исторической обороны

«Клятва, красного соллата».

Красному Петрограду.
на из лучщих страниц

бождение.
Бойцы,  подожившие
ли за великое дело.

ных борцов дай вебе твердую клятву:

Бить врага на смерть! Не давать
ни часа передышки!

от набегов помещичьей орлы!
Слава погибшим. товарищам! * °
Да здравствует Врасный Петроград!».

мецкнуи захватчиками

длится без потерь, Вюины Красной Армии,

пощадную борьбу.
чувства,
внелинее

выражение в

вых традиций части.

HHCKUX похорон, необходимо упомянуть

огня труш товарища,
воинские почести,
тероев, любовно убрать их могилу.

чуветва, у окружающих.

ставление о величии нашей борьбы?
В г. Калач, где был прорван

сквозь который пробились героп, еклоня-

CThIO.

ки стоят на братских могилах в Сталин-

ных бойцов очень часто убираются у нас
как попало. Не следует ли поручить на-
зиих художникам  пайти единообразную,
простую, но красивую форху
над могилой бойца? Может быть, стоит по-
думать 00 отражении в этих тиновых па-
мятниках рода оружия, в которому при-
надлежал погибший. Точно так же надо
подробно Тазработать ритуал погребения
советекого воина.
Самые могилы должны, на нали взгляд,
устраиваться в населенных пунктах. Бедь
их буит. посещать вдова и мать, чужие
люди прихут почтить прах тероя. Ясно,
что это им легче сделать, если могила, ра-
сположена в населенном пункте, & не в

поле. и степи. Другое дело — братская
могила ка месте большого и памятного

веет сражения. Она, конечно, булетг ме-
стом паломничества нарола, п сюда будут
проложены широкие дороги.

Достойным погребением, павших товари-

лошадь ‘и поскакал в Брест-Литовские ла-

павшими в бою соллатами ярко выражена

пример

Это солдатские похороны, те на первое

руеской аруии продолжали жить в рядах

тыней народа. С могильных холмов, как

зажечь в

Сохранилась интересная листовка полит-
бойцам

города в 1919 году. Она носит название

«Сегодня, —— говорится в листовке, —
красные полки опускают в могилу тела
бойцов, погибших на залците подетупов к

Тероическая залцита Петрограла — 0д-
: Ч в великой книге
войны рабочих и крестьян за свое 0сво-

свою ЖИЗНЬ. На
полетупах к Kpacnomy Петрограду, погиб-

Красный солдат! Над. могилой еражен-

‘Довести ло когца’ дело, за которое по-
гибли налии славные товарищи и братья!
euy

“Оградить навсегда Краёный Петроград

В суровой и ожесточенной борьбе с не-
советекий народ
приносит немалые жертвы на алтарь оте-
чества. Война есть война, и она не 06х0-

борясь с врагом, кровыю своей добывалот-
победу. Бойцы и командиры, погибщие в
бою с ненавистными вратами, заслужили
себе вечную память в налших сердцах. Их
смерть зовёт на новые ‘подвиги, на бес-

которыми полны сердца
советских воинов, должны найти и’ свое
торжественном
ритуале похорон погибших товарищей, Это
особенно важно и для выковывания 6б0е-

Но прежде чем говорить о ритуале во-
том, что вынолнение своего долга перед
погибшими товарищами, забота о преданий
их праха земле должны стать незыблемым
законом для каждого бойца, для важдого
начальника. Даже в самых тажелых усло-
виях надн долг вынести из-под вражеского
воздать. пюлибшим
достойно похоронить

У нае еще не выработалея единообраз-
ный ритуал похорон, по-разному убирают
и могилы воинов. Между тем, так же как
жизнь военного человека подчинена твер-
дым правилар, тах и погребение ето доляено
следовать определенной традиции,  прюду-
манной, облеченной в строгую торжествен-
ную форму, пробуждающую возвышенные

Еще сейчас по могилам древних вои-
нов мы узнаем об их подвигах и быте да-
BHO исчезнувшего народа. Разве могилы
налиих героев не могут быть такими, что-
бы и много лет слуетя они лавали. пред-

враже-
ский фронт, на могиле погибших танки-
етов стоит обожженный танк, на котором
‘начертаны фамилии  похороненных . здесь
бойцов. Таядя на него, чуветвуешь огонь,

ешься перед их самообладанием и храбро-
Такие же запоминающиеея памятни-

rpaje на Мамаевом кургане и на месте
ветречи двух фронтов. Но могилы отдель-

памятника

‘Слава погибших воинов

их памяти. Культ погибших в bow —
это одна, из важных форм воепитания м9-
лолых бойцов. Рассказы ©’ боевых делах
тероев привязывают бойца к своей части,
память, сохранившаяся срели оставшихея
в живых товарищей, сплачивает их ояды;
рождает жажду новых подвигов.

В рядах одной гвардейской части epa-
жалея скромный старший сержант чеченен,
Ханпана Нуралилев: Сначала он был ездо-
вым. За своими конями он следил лучше
всех з полку. Но вот удовлетворена его
просьба -— и Нурадилов назначен пуле
метчиком. В трулвые дни, когла поле ot
ходил, он прикрывал отход свонм пулеме-
том. У него было шесть лент, и он выпу-
стил все патроны до одного, скосив около
200 немцев. Вогла замолк пулемет, Хан-
пана слерживал врага автоматом, был ра-
нен, но не вышел из боя. В наступатель-
ном бою Ханпаша не дават противнику
поднять головы. Его пулемет был бельмом
на глазу у‘немнцев. Они ноелали спепиаль-
ный истребительный отряд уничтожить
его, но Нурадилов забросал врага граната-
ми и продолжал выполнять свою задачу.
Свыше 900 немцев уничтожил в течение
своей ратной жизнн отважный пулемеччик,

Смерть ен принял также мужественно
и горло. Он был дважды ранен, но не по-
кинул поста. Последниии его словами бы-
10: «Возьмите мой пулемет...».

Тотчас же его сосед передал по цепи:
«Погиб Нуралилов». Из ует в Усть пере-
ходило короткое сообщение, как пал Хан-
пална, тот, которого командир целовал пе-
ред строем за геройство, тот, который был
дважды награжден, пробиралея в тыл иро-
тивника 0 своим «Максимом» и бил вра-
га сзали, когда бойцы атаковывали ©
фронта.  Весть 9 смерти героя наполнил
сердца его одвополчан яростью, и они на-
несли сокрушающий удар врагу.

Почести, оказанные Нурадилову после
его’ смерти; торжественная передача ero
пулемета новому бойцу, пришедшему из
пополнения, способствовали тому, Ч
часть, в рядах которой сражалея Нуради-
лов, стала одной из наиболее сплоченных
и Сильных.

Интересно, что в данном случае дело не
ограничилось популяризацией памяти Нура-
дилова только внутри части. На родину
героя было послано подробное письмо 0
его подвигах. Оно произвело большое вие-
чатление в Чечено-Ингушетия. Там были
изданы лиетовки о Ханпаше; созданы пе-
сни, колхозу, в котором ‘он работал, при-
своили имя Нураделова, в государственном
музее его жизни и смерти была посвящена
специальная витрина; Традиции героя быч
ли, таким образом, восприняты всеми че-
ченцами и ингунами, идущими в ряды
Врасной Армии. Уже на призывной пунет
вни приходили с одной мыслью, что дол-
жны и булут сражаться так, как сражал-
ся Ханцаша Нурадилов.

Вот ках можно и должно популяризиро-
вать память погибшего в бою товарища!

Е сожалению, не везде понимают это.
Некоторые командиры и политработники не
заботятся о том, чтобы павшему бойцу бы-
ли возданы воинские почести, чтобы о де-
дах ето знала вея часть, чтобы имя его
стало знаменем для всего полравделения,
чтобы на родине храбреца знали 0 его под-
вигах. Бывают такие  случам: боец из-
вестен своим геройетвом не только в с80-
ей роте, но во всей дивизии, & на родину
его посычается только кралкая отирьитка,
что он погиб тажого-то числа.

Такое отношение к памяти погибших
бойцов наносит. огромный вред моральному
состоянию части, оставляет неприятный
осадок У родных и близких, которые, про-
вожая воина на фронт, говорили ему:-
«Смотри, не посраля наану семью, Halll 3a-
вод, наш город». А как он погяб? Бынол-

нил ли их завет? Умалчивать этох
нельзя.
Слава  погибшем героя  безраздельно-

принадлежит не только ему, но и его се-
‘Mbe и, в первую очередь, его матери, ко-
торая его вынянчила, воспитала и отдала
родине. Никому тах не тяжела емерть вои-
на, как его матери, но каждый боец, идя
в сражение, чуветвует, что она одобряет
его, что’ велико мужество советской мале-
ри, что она всегда незримо с ним.

В ощну из частей прибыло из Вологды
письмо Екатерины Пановой. Она пишет:
«Добрый день, дорогие товарищи команди-
ты и бойцы! Я мать погибщего бойца На-
нова Николая Васильевича. Мне 65 лет.
Конечно, я тяжелое переживаю потерю вто-
рого сына, но еще трое сыновей у меня Ha
фронте, и они отомстят за погибитих брать-
ев. Прошу и вас, сыны мои, знавпие и
любившие Колю, беречь ero пример и
отомстить за него. Целую вас и благосло-
вляю на бой».

Чувства, Екатерины Пановой, как и чув-
ства многих тысяч таких же матерей, ко-
нечно, зиждятея на безмерной любви к
родине. ‘Олнако, кроме этого, сертца их
наполняет гордостью слава их детей, по-
тгибших за правое дело. От седых, от ста-
реньких матерей эти чувства передаются
Ha фронт оставшимея в рядах  Враеной
Армии сыновьям, бойцам подразделений, в
которых сражалиеь и е,

Тенлоту этих благородных чувств наши
командиры и политработники должны под-
держивать всеми способами. Мы уже го-
ворили о письмах родным. Кроме того, на-
до посылать родным снимки могил, где
похоронены их сыновья, сообщать им ©
почестях, возданных погибшими, подробно
описать место, где похоронен прах/ героев.

На примере героев, погибших 3B 0010,
вослитывалются народ и армия, и в первую
очередь новые кадры, только что пришед-
шие в поль. Митинг, на котором присут-
ствует прибывияй в подразделение ee и.
где он слышиит о храбрецах, вынолнивитих
евой долг, уголок в блиндаже, где запе-
чатлены на фотографиях те, о которых ©
блатотовением вепоминают командиры и
бойцы, оставляют неизгладимое впечатле-
ние в душе молодого воина. Если после

‘этого MY часто напюминалт 0б-этих лю-

дях, если он видит, что слава отличив-
нихея. бойпов остаетея жить и после их
смерги, то и он старается изо всех сих
быть таким же.

Почести, оказываемые погибшим BORHAS,
слава, которой горят их имена, воститы-
вают бойпов Красной Армии и весь совет-
ский народ в духе ненависти в неменеиле
захватчикам и уверенности в победе. 0т-
давая долг чести наним asia товари-
щадг, заботясь об их посмертной елаве, мы
умножаем евои силы в 601506 за понеч-
ную победу, которая обесемертит в веках

рами и полковыми начальниками отирави-°щей не ограничивается воздание должного   участников великой (чечественной войны,