4 апреля 4943 г. четвер. № 96-(5447);*.

Воздушный. итальянский
«юбилей»

ВРАСНАЯ ЗВЕЗДА .

Война в Африке

ВОЕННЫЙ ОБЗОР

Последние дни марта ознаменовались

Гафсой. В двадцатых числах марта аме- @ пзителлерия

f Be PH: - : : - Наши летчики сбивали итальянсках пило=
активизацией войск наших союзников на  риканские подвижные части заняли Мак- й Enmsva —— ge На-днях в Риме в реа oe тов и в одиночку и групиами. Многве из
всех участках тунисского фронта. Бои в насси. С захватом Макнасси войска союз- =_/ новке фашисты ‘отпразднова итальянских фашистов были взяты в плен.
Тунисе после известного затишья вновь  ников вновь приблизились к восточному «ГромваЛЬЯ ———— ь шину создания своей авиации. ]Они не блистали ни в воздушных боях,
приняли ожесточенный характер. Войска  побережью Туниса, вследствие чего для ь. Sane Se Кислый получился праздник...

союзников добились ощутимых успехов по
сравнению с положением, существовавшим
несколько месяцев назад.

ни при совершении бомбардировочных на-
летов. Известен случай, когда немецкое
авиационное командование поручило боль-

сообщения между северной и южной ча-
стями Туниса в руках врага остался лишь

a Se be о

Муссолини, разумеется, нужно поднимать
настроение народа и создавать иллюзию

В течение истекшей зимы военная об-
становка в Африке претерпела серьезные
изменения. В ноябре прошлого года 8-я
английская армия, наступавшая в Египте,
была удалена от войск союзников, выса-
дившихся в Марокко и Алжире, на рас-
стояние свыше трех тысяч километров. И
хотя, несомненно, что каждый из этих
очагов борьбы являлся составной часть
- общего оперативного плана командования
союзников, боевые усилия одной из груп-
нировок не могли оказывать непосредствен-
ного влияния на успех другой.

В последующий период 8-я английская
армия под командованием генерала Монт-
гомери, нанеся итало-германским войскам
маршала Роммеля тяжелое поражение в
Египте, в течение трех месяцев преодолела
< боями свыше двух тысяч километров и
полностью очистила от врага всю терри-
торию Ливии. К началу февраля этого
года части генерала Монтгомери подошли
к южной границе Туниса. Таким образом
огромные оперативные клеши двух груп-
пировок войск союзников с двух сторон
охватили сравнительно уже ‚небольшую
площадь восточной части Туниса, которую
еще удерживают в своих руках итало-гер-
манские войска. :

Правда, наиболее благоприятным для
союзников разрешением вопроса при пре-
следовании армии Роммеля в Ливии яви-
лось бы ее ` окружение и изоляция от
итало-германских войск генерала Арнима,
действующих в Тунисе. Это-дало бы союз:
никам^ возможность разбить вражеские
группировки в Африке порознь. Но усло-
вия ливийского театра, где приморская
дорога является в сущности единственным
путем, пригодным в любое время года для
движения  моторизованного транспорта,
крайне осложняют организацию параллель-
ного преследования. В силу этого остат-
кам войск Роммеля удалось выйти из-под
удара англичан и отойти в Тунис. Во вся-
ком случае самое появление на террито-
рин Туниса хорошо оснащенной и закален-
ной в боях 8-й английской армии предве-
щало активизацию всех сил союзников
против этого последнего в Африке оплота
войск держав оси. =

Итало-германское командование почув-
ствовало угрозу, нависшую над войсками
держав оси в Тунисе. В создавшихся
условиях враг ле мог помышлять о ка-
ких-либо широких наступательных планах.
Он не обладал в Тунисе для этого доста-
точными силами. Кроме того ни расшире-
ние занимаемой итало-германскими  вой-
<ками площади, ни тем более наступление
за пределы Туниса не давало решающих
преимуществ. С точки зрения командова-
ния держав оси, стремящегося выиграть
время, удерживая в своих руках часть
африканского побережья, восточная часть
Туниса представляет наибольшие выгоды.
Наличие хорошо оборудованных портов и
аэродромов, развитая сеть железных и
шоссейных дорог, близость от баз и аэро-
дромов Сицилии и Сардинии — всё это
способствовало тому, что именно восточ-
ную часть Туниса враг избрал основным
опорным пунктом в Африке.

С отходом остатков итало-германских
войск из Ливии командование держав оси
стало проявлять беспокойство за коммуни-
кацни, соединяющие район Габеса, куда
отошли части Роммеля, с северо-восточ-
ным районом Туниса и действующими там
нсйсками генерала Арнима. Этим, без со-
мнения, и были вызваны ожесточенные
атаки итало-германских войск в централь-
ной части тунисского фронта, пелью кото-
рых являлось расширить коридор вдоль
восточного побережья Туниса. В середине
февраля неприятельская пехота, поддер-
жанная танками, артиллерией и авиацией,
предприняла наступление в направления
Tach, стремясь отбросить американские
войска в западном направлении. К 20
февраля передовые отряды войск держав
оси значительно продвинулись вперед и
заняли Сбейтлу, Кассерин, Фериану и не-
которые другие пункты. Под давлением
вражеских войск части союзников оставили
некоторые свои ‘позиции и севернее
Сбейтлы:

Трехдневное сражение, развернувшееся в
районе к северо-западу от Кассерина, яви-
лось поворотным пунктом боев в централь-
ной части Туниса. Американские и англий-
ские войска не только остановили насту-
пление противника, но и заставили его
начать отход. Инициатива здесь вновь пе:
решла в руки войск союзников. Француз-
ские войска генерала Жиро активизиро-
вали свои действия в районё Сбибы. К
концу февраля войска союзников вновь за-
няли Сбейтлу, а в первых числах марта
овладели Пишон, Сиди-Бузид. Позже бы-
ли заняты войсками союзников Тозер я
Метлауи. Развивая наступление, американ-
ские войска при поддержке франнузских
моторизованных частей 17 марта овладели

узкий коридор шириною несколько более
60 километров.

Ho ne это сейчас беейокоило итало-гер-
манское (командование. Внимание врага при-
ковали активные действия 8-й английской
армии, подошедшей вплотную к укреплен-
ной линии Марет, находящейся в южной
части Туниса. Как известно, линия Марет
была в свое время сооружена французами
вблизи ливийской границы с целью обес-
печения Южного Туниса со стороны италь-
янской Ливни. К марту 8-я английская ар-
мия овладела укрепленными пунктами вра-
га Бен-Гардан, Меденина и Фум-Татауин.
Дальнейшее наступление англичан в севе-
ро-западном направлении выводило их в
район Габеса — основной базы войск Ром-
меля. С целью сорвать удар, подготавли-
ваемый 8-й армией, противник на рассвете
6 марта перешел в наступление, стремясь
отбросить английские войска и лишить их
занимаемых выгодных позиций. В частно-
сти, немцы стремились овладеть Медени-
ной, где скрещивается несколько дорог,
обеспечивавших 8-Й армии возможность ма-
невра. Наступление войск маршала Ромме-
ля было легко отбито частями генерала
Монтгомери.

Это неудавшееся наступление итало-гер-
манских войск не смогло задержать подго-
тавливаемого генералом Монтгомери на-
ступления. В ночь на 21 марта части 8-й
английской армии атаковали вражеские по-
зиции. Вскоре англичане прорвали в неко-
торых пунктах расположение противника и
продолжали продвижение в направлении
Габеса. В последующие дни ожесточенные
бои развернулись за укрепленную линию
Марет. Одновременно с этим генерал
Монтгомери бросил свои. подвижные соеди-
нения в обход линии Марет с запада. Ус-
пешно продвигаясь в направлении Эль-
Хаммы, они своими активными действиями
заставили противника очистить этот район.
К 28 марта все основные укрепленные
пункты линии Марет сказались в руках
английских войск. Части маршала Роммеля
начали общий отход на север. Авангардные
части 8-й армии, преследуя отступающего
врага, утром 30 марта прошли через Габес
и заняли расположенные северо-западнее
Метуйа и Удреф.

Теперь наряду с 8-й армией серьезней-
шую угрозу войскам Роммеля создают аме-
риканские части, наступающие из района
Макнасси. Менее 50 километров отделяет
их от Грайбы, достигнув которой они смог-
ли бы перерезать железную дорогу, иду-
щую вдоль побережья. Севернее американ-
ские войска добились значительных успе-
хов, заняв Фондук, расположенный всего в
30 километрах от Кайруана — важного узла
дорог, прикрывающего подступы к порту
Сус. Таким образом, командование союзни-
ков обладает возможностями отрезать путь
отхода войскам Роммеля и уничтожить их.

Ликвидация группировки войск Роммеля
является на данном этапе борьбы в Тунисе
лишь частной задачей. Судя по ходу воен-
ных действий, командование союзников на-
мерено полностью очистить от вражеских
войск территорию Туниса. Об этом свидё-
тельствуют активные действия войск союз-
ников на всех участках тунисского фронта.
В частности, большое значение приобре-
тает начавшееся наступление 1-Й англий-
ской армии генерала Андерсона, действую-
шей в северной части Туниса. Эта армия,
наступая на широком фронте к востоку от
возвышенности Джебель-Абиод, достигла
района Тамера, а затем захватила Седже-
нане. Боевые действия показывают, что
план командования союзников заключается
в организации концентрического наступле-
ния одновременно с нескольких направле-
ний, так удачно примененного в свое вре-
мя англичанами при ликвидации вражеских
войск в восточно-африканских владениях
Италии.

В данной обстановке такой план имеет
несомненные преимущества. Прежде всего
противник, обладающий меньшими силами,
чем союзники, вынужден распылять свои
войска, парируя одновременные удары на
многих направлениях. Огромное значение
имеет и то обстоятельство, что противник
теперь не обладает достаточным простран-
ством, чтобы маневрировать, и вынужден
вести бой там, где его к этому вынуж-
дают войска союзников. Всякое отступле-
ние даже на десятки километров ухуд-
шает положение итало-германских войск.
Потеря каждого пункта становится для
них весьма ощутимой.

В Тунисе, видимо, назревают решающие
события. Наши союзники обладают там до-
статочными силами и боевыми средствами,
чтобы сдавить кольцо своих войск вокруг
итало-германских частей и уничтожить их.
Превосходство союзников в воздухе и в
омывающих Тунис водах позволяет рассчи-
тывать на успешное завершение такой опе-
рации. :

Полковник М. ТОЛЧЕНОВ,

ДАТСКИЕ ГАЗЕТЫ О ПРОВАЛЕ ФАШИСТОВ НА
ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В ДАНИИ

СТОКГОЛЬМ, 31 марта. (ТАСС). Дат:
ские газеты комментируют итоги состояв-
шихся на-днях выборов в датский парла-
мент, закончившихся, как известно, пол-
ным провалом датских фашистских групп,
собравших, несмотря на давление, произ-
водившееся оккупантами на избирателей,
всего два процента голосов. :

Газета «Националь тиденде» пишет в
передовой статье, что выборы осведомили
немцев о действительной позиции датского,
народа. Газета «Политикен» отмечает, ‘что
выборы являются уничтожающим ‘пригово-
ром датским фашистам. Выборы показали,

что ‘датский народ верен демократии
«Клаусену (главарь датских фашистов)
придется, — пишет газета, — умерить

свою заносчивость и прекратить открытые
угрозы. Даже во время оккупации датский
народ подтвердил свою верность родине и
ндзалам свободы».

«Эти выборы, — пишет газета «Бер-
сен», — раз и навсегда свели на-нет по-
пытки фашистов изображать себя в виде
партии, имеющей право говорить о на-
строениях и желаниях датского народа.
Несмотря на войну и оккупанию, эти вы-
боры были самыми патриотическими в
исторчи Дании».

Таким образом датская печать конста-
тирует позорный крах первой попытки
немцев допустить» в оккупированной ими
стране парламентские выборы в расчете на
то, что им удастся своим давлением до-
биться избрания в парламент достаточного
числа своих сторонников и продемонстри-
ровать вместе с тем свое «великодушие».

СТОКГОЛЬМ, 31 марта. «{ТАСС). Ко-
пенгагенский корреспондент шведской га-
зеты «Дагенс нюхетер» сообщает, что за
последнюю неделю в Копенгагене и дру-

Г 113076.

АЛРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16, Телефоны:

гих городах Дании было совершено не-
сколько крупных актов антигерманского
саботажа. 21 марта произошел взрыв и
пожар на  машиностроительном заводе
братьев Гансен в Копенгагене. 22 марта
патриоты организовали три взрыва на ма-
шиностроительном заводе в Вальбю. На
той же неделе была подожжена крупная
фабрика готового платья в Фредерикс-
борге. Z

Тот же корреспондент сообщает, что
22 марта была брошена бомба в казарму
гермаНских войск в Орхусе. Взрывом пол-
ностью разрушено здание казармы и pa-
нено 3 солдата. Оккупационные власти
закрыли на следующий день все кино и
театры в городе. Жителям города запрз-
WeHO появляться на улице позже 21 ч.
30 мин. Как сообщает корреспондент,
27 марта возник большой пожар на ста-
дионе в Орхусе, где были размешены 500
германских солдат. Огнем уничтожена по-
ловина здания казармы. Оккупационные
власти издали новое распоряжение о за-
прещении появляться на улицах позже
AQ час. и о прекращении трамвайного дви-
жения с этого же часа. Немецкие патруля
арестовали на улицах несколько сот дат-
чан. -

Датские рабочие усиливают борьбу про-
тив гитлеровских мероприятий, направлен-
ных на дальнейшее снижение заработной
платы. Газета «Свенска дагбладет» сооб-
шает, что собрание портовых рабочих Ко-
пенгагена 25 марта приняло решение ‘о
всеобщей забастовке. в копенгагенском
порту. Газета «Политикен» указывает, что
эта забастовка началась в связи с требо-
ванием рабочих об отмене введенной нем-
цами системы штрафов, отнимающих у ра-
бочих болыпую часть их заработка.

УССЕЛЬТИА
КАИРУАН
=: к e о
Ceusa wee

z ty
27) T MAD, J

р
bPUTF

оли,

ee —7
3 ФЭло-ГЕТТАРА
P= ГАФСА J,
eT Oser УДРЕФ! &
= eae (ABE :
Sey -=-=7Эль-ХАммА OULKEDBa
; МАБЕТ-- у
МАТМАТА, > — mF
— oF =
ОЗ.ШоТЕДЖеРИД ТУЖАЙ
: Sai МеденинАь, =)
Ben-fapfan a
, 50 100,
: eS ФумЛатауин С

т

Наступление войск

союзников в Тунисе.

Заняты Метуйа, Удреф, Седженане

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). В коммю-
нике штаба‘ союзных войск в Северной
Африке сообщается, что английская 8-я
армия, продолжая свое продвижение на
север, вчера рано утром заняла пункты
Метуйа и Удреф. В течение дня 30 марта
авангард 8-й армии продвинулся вперед и
находится в соприкосновении с противни-
ком, который стремится укрепиться на по-
спешно подготовленных оборонительных
позициях. В секторе Гафсы войска союз-
ников несколько продвинулись вперед,
преодолевая неприятельские минные поля.
На севере части союзников: заняли Седже-
нане; взяты пленные. ;

В ночь на 30 марта бомбардировщики
союзников атаковали дороги позади линии
противника. Вчера в секторе Макнасси
авиация союзников подвергла интенсивной
бомбардировке вражеские войска и мото-
транспорт. Истребителями в воздушных
боях сбито 4 «Фокке-Вульф-190» и 7 «Мес-
сершмиттов-109». В северном секторе фрон-
та самолеты союзников атаковали позиции
противника. Сбит «Мессершмитт-109». Лег-
кие и средние бомбардировщики совершили
налеты на вражеские аэродромы и на
Сфакс. Из всех этих операций не верну-
лось 7 самолетов.

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Алжирское
радио передает, что на тунисском фронте
идут ожесточенные бои в районах Уссель-
тии и Фаида. Немецкие войска‘ отступают
к Сфаксу. :

Алжирское радио также сообщает, ‘что
английский военно-морской флот подвер-
гает бомбардировке немецкие колонны, от-

ступающие вдоль побережья к северу от
Габеса.

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). По сооб-
щению специального корреспондента агент-
ства ‘Рейтер; находящегося при штабе
союзников в Северной Африке, вчера рано
утром ‘английские войска после артилле:
рийской подготовки совершили вылазку в
районе к северу от Меджез-эль-Баба. В
результате вылазки взяты пленные.

щению штаба союзников в Северной Афри-
ке, вчера американские войска начали про-
движение от Эль-Геттара, чтобы очистить
от остатков неприятельских войск район,
отделяющий американцев от  8-й армии.

ж
*

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Специаль:
ный корреспондент агентства Рейтер, на-
ходящийся при штабе союзников в Север:
ной Африке, передает, что в северном сек-
торе тунисского фронта ‘английские войска
достигли первоначально намеченных об’ек-
тов “и захватили много, пленных. Атака
англичан на этом участке была неожидан-
ной для немцев, которые под прикрытием
сильных арьергардов начали отступать:
Английские войска контролируют ‘сейчас
район Тамеры и теснят противника к Сед:

женане. Марокканские части находятся от

этого пункта всего в нескольких километ-.

рах.
* * Е
*
ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер в- Северной

Африке передает, что к северо-востоку: от
возвышенности Джебель-Абиод войска со-
юзников продвигаются в направлении Та-
‘меры. Французские и марокканские войска
проникли глубоко в итальянское располо-
жение и продвигаются по пересеченной
местности. До сих пор захвачено прибли-
зительно равное число германских и италь-
янских пленных. Оттесняя войска против-
ника от важного в ‘стратегическом отно-
шении  узла дорог ‘Джебель-Абиод, части

генерала Андерсона ликвидируют опас-
ность,  грозившую флангу английских
войск. Английские саперы, продвигаясь
вперед через минные поля, расчищают

путь для английской пехоты. Атака войск
генерала Андерсона началась на широком
фронте под прикрытием  заградительного
огня тяжелой артиллерии. Английские
войска захватили много пленных.
= +
=

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Рейтер из
Каира, там официально сообщено о том,
что вчера в ‘результате обстрела англий-
скими самолетами отступающего транспор-
та Роммеля уничтожено не менее 50 и
повреждено около 300 мотоповозок про:
тивника на дороге между Удрефой, нахо-
дящейся севернее Габеса, и Сфаксом.
Истребители союзников сбили в районе
Удрефы и Сфакса шесть «Мессершмит-
тов-109», два  «Мессершмитта-20% и
<Юнкерс-88», не понеся при этом никаких
потерь. :

Военный обозреватель агентства Рейтер
пишет, что после сообщения о том, что
авангард английских войск прошел через
Габес и двигается вперед, стало ясным,
что немцы не пытаются удержать узкую
полоску земли между Шотт-Джерид и
морем, а быстро отступают на север.
Вдоль прибрежного района к северу от
Габеса не имеется удобных позиций, где
Роммель смог бы! остановиться. Сейчас его
главной целью должно быть соединение с
войсками Арнима на севере, и возможно,
что он попытается закрепиться на линии
Бизерта—Тунис, двигаясь к Сусу или к
Хаммамету по прибрежной железной до-
роге, проходящей в 40 милях юго-восточ-
нее Туниса. На позициях Марет в распо-
ряжении Роммеля имелись две немецких
танковых дивизии, одна легкая немецкая
бронетанковая и одна пехотная дивизии, а
также некоторое количество итальянских
дивизий. В сражении главный удар был
направлен против немцев. Поэтому их по-

тери в людях и материальной части дол-

жны быть весьма значительны.

25-летие английских королевских
военно-воздушных сил

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Английские
королевские военно-воздушные силы отме-
чают 25-летний юбилей своего существова-
ния. Они были сформированы во время
прошлой войны путем слияния корпуса
авиации и морской авиации. Газета «Санди
таймс» посвятила этому юбилею статью, в
которой говорится, что английские военно-
воздушные силы уже выиграли одну из ре-
шающих воздушных битв, одержав победу
в дневных боях над Южной’”Жнглией в ав-
густе и сентябре 1940 года. Теперь англий-
ская авиация ‘значительно продвинулась
вперед по пути к новой победе, на этот
раз в наступательных операциях против
Германии. Мощь ударов, наносимых англий-
скими бомбардировщиками по ночам, а аме-
риканскими — в дневных операциях, нара-
стает и держит оборону противника-в со-
стоянии напряжения. Двойные удары, на-
носимые врагу днем и ночью, не только

причинили крупные разрушения, но за по-
следние 6 или 7 недель вызывают в Гер-
мании растущее замешательство.
ЛОНДОН, 30 марта. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, английский министр
авиации Синклер выступил 28 марта по ра-
дио с речью по случаю 25-й годовщины
английских королевских военно-воздушных
сил. Он сказал, что налет на Берлин, про-
изведенный в вочь на 28 марта, является
сокрушительным ударом. Летчики Англии
и доминионов, заявил Синклер,  достиг-
ли на великолепных английских самолетах
превосходства в борьбе с летчиками дер-
жав оси. Синклер отметил, что в составе
британских военно-воздушных сил служат
граждане ряда союзных стран. «Английская
авиация, — сказал он, — об’единила лю-
дей многих. национальностей, и эта работа
должна продолжаться и в дальнейшем».

ЗАЯВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДЕРА

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Как a
дает агентство Рейтер, английский морской
министр Александер выступил в Лондоне!
с заявлением, в котором ‘сказал, что заня-
тие линии Марет и Габеса является пре-
людией к окончательному уничтожению
войск держав оси в Северной Африке.

# Касаясь борьбы английского флота с
дневными и ночными атаками подводных
лодок противника, Александер сказал: «За
последние месяцы не было дня, в течение:
‘которого не было бы произведено одного
или нескольких нападений на вражеские
подводные лодки. Им нанесены весьма тя-
желые потерн. Мы не щадим никаких уси-

лий в организации оборонительных и на-
ступательных мероприятий. Наши силы и
возможности в борьбе с угрозой со сто-
роны подводных лодок врага возрастают,
несмотря на тяжелые потёри, которые нам
приходится нести».

Александер сказал далее, что тоннаж
новых судов, построенных союзниками за
8 последних месяцев, превышает потери
свыше чем на 2 млн. тонн. В течение
ближайших месяцев; продолжал Алексан-
дер, флот эскортных кораблей, строящих-
ся союзниками по обе стороны Атлантики,
будет быстро возрастать.

Переговоры Катру с Жиро

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Полномоч-
ный представитель де Голля генерал
Катру, прибывший в Алжир, заявил кор-
респонденту газеты «Дейли мейл», что он
намерен пробыть в Северной Африке до
двух недель и, возможно, посетит Марок-
ко. Катру сказал, что с того периода, ко-
гда он в последний раз был в Алжире
месяц тому назад, достигнут большой про-

гресс в принципиальных вопросах, которые
являются предметом’ переговоров между
де Голлем и Жиро. Тем не менее до
того, как будет достигнуто соглашение о
слиянии французских административных
учреждений, де Голль и Жиро должны
притти к соглашению по некоторым во-

просам и точно выяснить позицию друг
друга.

Москва, Малая Дмитровка, 16.

того, что военно-воздушные силы Италич   ой группе итальянских бомбардировщиков

еше существуют и даже одерживают  „лет на Москву. Видимо; солидно напу-
победы. ‚  ганные” результатами, которыми обычно
Не впервые Муссолини обманывает свой   заканчивался каждый налет немцев Ha

Москву, и не желая добавлять к облом-
кам немецких бомбардировшиков, которыми
были усеяны подмосковные районы, облом-
ки своих самолетов, командир группы
принял «оригинальное» решение. Он выле-
тел на операцию и не довел свою группу
даже до подмосковной зоны противовоз-
Перед итальянской авиацией всегда стави-  душной обороны, предпочитая, заблаговре-
лась задача завоевать господство в воздухе   менно свернуть в сторону и об’яснить свою
и затем своими ‘разрушительными налетами неудачу... потерей ориентировки(!). ;
на промышленные и политические центры! Вскоре поредевшие ряды итальянско
противника достичь победы, заставить еГО  авиации на советско-германском фронте
просить пощады. были сведены вместе и названы «итальян-
Итальянские фашистские главари мечта- ский авиакорпус». Он был подчинен коман-
ли с помошью воздушных армад покорять  дованию 4-го воздушного флота герман-
другие народы. Их не смущали неудачи в ской авиации. Этот «корпус» до сих пор
Абиссинии и в Испании в 1935 и 1937 го- влачит свое существование благодаря то-
дах, хотя тогда. уже вудно было, что ма- му, что но указке немцев действует только
териальные возможности Италии не соот- на относительно спокойных участках фрон-
ветствуют тем дутым планам, которые  та и то преимущественно выполняя зада-
строили себе фашисты. К исходу третьего  ния по транспортировке грузов.
года второй мировой войны Италия прихо- Военно-воздушные силы’и в самой Ита-
дит обескровленной, истощенной и обобран- лии уже давно потеряли самостоятель-
ной немцами. Ее пленоспособное. воинство   ность и находятся полном `подчинении
деморализовано и нелостаточно вооружено,   германского командования. Во всех штабах
остатки морского флота не могут. плавать   итальянских авиаэскадр находятся немен-
из боязни оказаться на дне морском, авиа-  кие офицеры связи, которые в сущности
ция неё может летать из-за нехватки са:   решают все вопросы боевого использова-
молетов, моторов и горючего. 7 ния подразделений. Без ведома и санкции
Вступив в войну в июне 1940 года, Ита-  этих офицеров связи не проводится. ника-
лия имела около 2.500 боевых самолетов,   ких воздушных операций.
входивших в состав пяти воздушных эс-  Точно так же и база итальянских военно-
кадр. Нынче от двух из этих эскадр оста- воздушных. сил — авиапромышленность,
лись одни названия. Состав остальных   насчитывающая около 30 авиазаводов, под-
эскадр сильно уменьшился. Еще в 1940 го- чинена немцам. Последние поставили ее
ду 1-я воздушная эскадра, состоявшая из в полную зависимость от поставок сырья,
четырех бомбардировочных и двух истре- которое дается только при условии выпол-
бительных полков общей численностью до нения заводами германских заказов. Две
320 самолетов, приказом Муссолини ‘была основные итальянские самолето- моторо-
брошена в Бельгию и в Северную Францию   строительные фирмы: Фиат и Бреда ра-
для действий против Англии. В этой эскад- ботают исключительно на немцев. Авиаза-
ре находились лучшие модели итальянских   воды Фиат изготовляют продукцию для
самолетов, в том числе «Макки С-200» и германских фирм Арадо, Даймлер-Бени
«Кант-1007». Однако уже в начале 1941 и Аргус. На других итальянских авиаза-
года жалкие остатки эскадры, растерявшие   водах изготовляются части к германским
всю технику, едва добрались домой, и не истребителям «Мессершмитт-109» и бом-
по воздуху, как подобает летчикам, а по бардировщикам «Юнкерс-87». В то же вре-
железной дороге. Английская авиация пол- мя подавляющее большинство квалифици-
ностью уничтожила эту эскадру. рованных рабочих итальянской авиапромы-
Другое авиационное соединение — 5-я  шленности вывезено в Германию, где они
воздушная эскадра «прославилась» еше работают на основных немецких авиазаво-
больше. Она была дважды разбита. в Ли:   дах. Число вывезенных из Италии рабо-
вии. Первые похороны ее состоялись в ЧИх настолько велико, что при каждом за-
1941 году, когда под ударами английских   воде в Германии, где работают итальянцы,
истребителей и бомбардировщиков  она  Для них созданы отдельные лагери.
фактически прекратила свое существование, Превращение итальянской авиапромыш-
а ее командующий генерал Порро вернулся   ленности в придаток к германской инду-
в Рим, успев удрать с фронта на одной стрни привело к резкому падению произ-
из, случайно уцелевших машин своей по- водства самолетов и моторов в Италии, к
кОЙНОЙ эскадры. Годом позже ценою боль-  полному прекращению работ по. конструи-
ших усилий 5-я эскадра была сформирова-   рованию самолетов и^моторов новых об-
на вновь. Участвуязв боях в значительно   разнов. За время войны итальянская авиа-
меньшем составе, чем прежде, она В период промышленность не выпустила ни одного
наступления 8-й английской армии в Егип-  самолета нового типа. Ведушие итальян-
те, Киренаике и Триполитании снова поте- ские фирмы смогли лишь только несколь-
ряла большую часть своих кадров и само  ко модифицировать свои ‘основные модели,
летного парка. Сейчас её остатки прикры-  Выпуск продукции этих фирм уже не в
вают Сицилию от налетов английских и  силах покрывать потери ‚в самолетном
американских бомбардировщиков. О резуль-  парке итальянских военно-воздушных сил.
татах этого «прикрытия» мы часто читаем   Эта продукция равна не более 100 само-
в сводках наших союзников. 2 летам ежемесячно, т. е. в-три раза меньше”
Но еще больше «прославилась» италь-   довоенного.
янская авиация на советско-германском   Затея с «великой авиационной держа-
фронте. Итальянские борзописцы немало  вой». которую проповедовал. в свое вре-
потрудились над измышлениями о «герои- мя Муссолини, провалилась. Однажды он
ческих» действиях итальянских истребите-   заявил, что итальянский воздушный флот
лей, бомбардировщиков и разведчиков в настолько силен, что он. может крыльями
борьбе с советской авиацией. Как изве-   своих самолетов закрыть солнне. Подоб-
стно, по требованию Гитлера Муссолини ные высокопарные слова были сказаны и
послал ‘несколько авиагрупп на южные  на нынешнем юбилейном торжестве. Одна-
участки советско-германского фронта. В ко всему миру известна действительная
составе их было несколько эскадрилий,   «сила» и подлинное «могущество» италь-
имевших в основном на вооружении само-   янской авиации, ‘растрепанной и. обескро-
леты типа «Фиат» и «Макки С-200». `   вленной на всех фронтах второй мировой
Первые же вылазки итальянских истре-   войны. ,
бителей окончились их полным разгромом.

народ. Празднуя авиационный юбилей, он,
по. существу, справляет тризну по своей
авиации, :
Итальянская. военная доктрина Ha MpoTA-
жении многих лет’ воспитывала своих лет-
чиков в духе идей сторонника самостоя-
тельной воздушной войны генерала Дуэ

Капитан В. ВЛАСОВ.

ПРИБЫТИЕ ИДЕНА
В ОТТАВУ
ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает, что английский министр

иностранных. дел Иден: прибыл вчера в
Оттаву (Канада). С

ВЫСТУПЛЕНИЕ УОЛЛЕСА
В ЧИЛИ -

НЬЮ-ЙОРК, 31! ‘марта. (ТАСС). По со-
общению ‹ корреспондента. агентства Ассо-
шиэйтед Пресс из Сант-Яго (Чили), нахо-
дящийся там вице-президент США Уоллес
в -речи на массовом митинге заявил, что
страны Западного полушария несут серьез-
ную ответственность за’ сохранение совре-
менной . цивилизаций. Уоллес отметил вы-
сокие достоинства руководителей Совет-
ского Союза, Англии, Китая, США и Сра-
жающейся Франции, Присутствовавшие на
митинге встречали овациями каждое упо-
минание Советского Союза .Уоллесом и
другими ораторами. Председатель «Союза
за достижение свободы» Мар, организовав-
щий ‘митинг, заверил Уоллеса в том, чте
рабочие и интеллигенция Чили об’единены
в своей решимости поддержать народы
США, Англии, СССР и Китая. Они убе-
ждены, что борьба этих народов приведет
к созданию лучшего будущего, Член
аргентинского парламента Араххо заявил,
что парламент и народ Аргентины поддер-
живают борьбу Об’единенных наций за
свободу.

274 ТЫСЯЧИ ИТАЛЬЯНЦЕВ

В АНГЛИЙСКОМ ПЛЕНУ
ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). Как сооб-
шает английское › министерство информа-
ции, английский военный министр Григг
заявил в палате общин, что. к настоящему
моменту в пределах Британской империи
находится в общем итоге 274 тыс. италь-

янских военнопленных.

ОГРОМНЫЙ ВЗРЫВ В НЕАПОЛЕР

ЖЕНЕВА, 31! марта. (ТАСС). Как сооб-:
шают из Рима, там опубликовано офици-
альное сообщение о том, что 28 марта в
Неаполе во второй половине дня взорвался
склад боеприпасов. В результате взрыва из
гражданского населения и военных погибло
72 человека и ранено 1.179. Из общего чи:
сла жертв убиты 7 немцев и ранен 31. Для
расследования причины взрыва создана ко-

миссия под руководством адмирЯла флота
Каваньяри. ~

ПРЕДСТОЯЩАЯ ВСТРЕЧА
ИНДИЙСКИХ ЛИДЕРОВ
С ВИЦЕ-КОРОЛЕМ ИНДИИ

ЛОНДОН, 3! марта. (ТАСС). Как пе-
Дели, бывший премьер-министр Мадрас-
ской провинции Раджагопалачария напра-
вил вице-королю Индии лорду Линлитгоу
письмо, в котором содержится предложе-
ние, намечающее выхол из. создавшегося в
Индии политического тупика. Полагают,
пишет корреспондент, что вице-король
примет 1 апреля делегацию. индийский ли-
деров. В ее состав войдут член государ-
ственного совета Индии Кунзру, бывший
министр внутренних дел Бомбейской про-
винции Мунши, член центрального законо-
дательного собрания и руководитель кон-
гресса профсоюзов Джоши, представитель
деловых кругов Бомбея Такурдас и Рад-

ЯНОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА

По данным китайского командования, ки-
тайские войска отбили несколько японских
атак в секторе бирмано-китайской гранипы.

В боях южнее Даншаня, расположенного
ва Лунхайской железной дороге, в север-
ной части провинции Цзянси, где китайцы
23 марта начали наступление, японцы поте:
ряли убитыми 600 человек.

В провинции Гуандун японские атаки,
предпринятые ими на полуострове Лоэйч-
жоу, отбиты. (ТАСС).

НЕМЦЫ ТОРПЕДИРОВАЛИ
ШВЕДСКИЙ ПАРОХОД
СТОКГОЛЬМ, 31 марта. (ТАСС). ЧИвел-

ское министерство иностранных дел сооб- жагопалачария. Лидер либералов Сапру
шает о гибели шведского теплохода   одобрил предложения Раджагопалачария,
«Индустрия» в 2940 тонн, торпедированного  но заявил, что не может войти в состав
германской подводной лодкой. пелегации.

.
ГРИБЫТИЕ В СССР МЕНСИКАНСКОГО ПОСЛАННИКА г, Л, КИНТАНИЙА

31 марта с. г. вгор. Куйбышев прибыл! На аэродроме г. Л. Кинтавийа был
Чрезвычайный Посланник и Полномочный   ВСТРечен Зам. Зав. Отлелом Американских
Министр Мексики в СССР т. Пти Вань. Стран НКИД тов. Д. С. Чувахиным и от
нийа..

Прогокольного Отдела, HAW тов. Г. И. Ф0-
миным. (ТАСС).

Ответственный редактор Д. ВАДИМОВ.
Издатель НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР.

доб. 33. Бюро жалоб подписной конторы — К-4-00.