Франпузские квислинги
«перестраиваются»

События на советско-германском фронте
оказали двойное воздействие на’ положение
BO Франции. — Во-первых, гитлеровскому
командованию пришлось спешно’ перебро-
сить оттуда на Восток значительную часть
оккупавнонных войск. По данным, опубли-
ковавным Совинформбюро, с ‘ноября по
февраль на наш фронт было переброшено
Т пехотных и 4 танковых дивизии, ранее
расквартированных в прибрежных районах
„Ла Манша и Атлантики, a также во’ вну-
тревних департаментах Франции. Второе
следствие немецких поражений и потерь—
под’ем национально-освободительного дви-
жения французских патриотов, ‘выражаю-
шийся в росте сопротивления, в переходе
их к активным методам вооруженной, пар-
тизанской борьбы. :

В. этих условиях немецкие оккупанты,
проводящие «тотальную мобилизацию» ра-
бочей силы в вассальных ‘и оккупирован-

адмирал Деку, генерал-губернатор `Индо-
Китая, и адмирал Робер, губернатор Мар-
тиники, в состоянии лишь платонически
выражать свою приверженность маршалу в
одних только радифграммах. 3

Иной, не столь открыто шутовской ха-
рактер носит вторая реформа вишийскоге
кабинета — обединение’ военного мини-
стерства и статс-секретариата авиации в
единое ведомство обороны. Правда, своей
авиации у французских капитулянтов нет,
и даже все аэродромы страны с оборудс-
ванием вплоть до последнего винтика на-
ходятся в руках немецких оккупантов. Нет
у вишийского правительства и армии. И
всё же, назначая генерала. Бриду на ност
статс-секретаря обороны, Гитлер пресле-
дует определенные цели.

Не так давно в газетах промелькиуло
сообщение о том, что немцы собираются
частично восстановить петэновскую армию,

ных странах, ноставили перед вииийскими имея главным образом в виду  использова-

правителями задачу: содействовать экспор-
ту в Германию нескольких COT .тысяч
французских рабочих, а по сообщению
швейцарской газеты «Бунд» одного
миллиона человек.

Методы добровольной вербовки, пред-
принятой оккупантами и петэновцами еше
с июня прошлого года, не оправдались.
Французские рабочие остались глухи к
лавалевским призывам к «смене» военно-
пленных и к его посулам о мнимых
«благах», ожидающих их за Рейном.

Сейчас Гитлеру не до уговоров. Лавалю
приказано было об’явить трудовую мобили-
занию для насильственной вербовки про-
мышленных рабочих, молодежи, а также
солдат бывшей армии «перемирия», демо-
билизованной из-за ее ненадежности по
приказу командующего оккупационными
войсками фон Рундштедта. Но ни угрозы,
ни тем более лишение пайка в 100 грам-
мов хлеба, установленного теперь для на-
селения Франции, ни массовые облавы на
дают должных результатов. Явке на реги-
страционные ‚пункты тысячи’ французов
предпочитают бегство из городов в дерев-
ни, где им оказывают приют. и помошь
местные крестьяне. По утверждению берн-
ского корреспондента «Нью-Йорк Таймс»,
число таких беглецов доходит до ста
тысяч.

Сейчас во Франции в центре событий
стоит Верхняя Савойя. В этом горном де-
партаменте, расположенном на стыке гра-
ниц © Италией и Швейцарией, формиру-
ются отряды  партизан-франктиреров. Их
кадры составляют французские патриоты,
укрывающиеся от лавалевско-гитлеровских
вербовшиков. Но Верхняя Савойя не един-
ственный очаг повстанческого движения.
Группы и ‘отряды франктиреров действуют
и в Эльзасе; и в департаментах Вар“Нор
и Па-де-Кале. Число партизанских бое-
вых выступлений — пуска под откос не-
менцких поездов, взрывов, поджогов и на-
падений на гитлеровских солдат и офице-
ров. -— растет с каждым днем.

В свете этих событий надлежит рассма-
тривать. только что состоявшуюся новую
реорганизацию правительства Лаваля. По
сообщениям из Виши, вышли в отставку
министр юстиции Бартелеми, статс-секре-
тарь по морским делам адмирал Абриаль,
статс-секретарь авиации генерал Жаннекен,
статс-секретарь колоний Бревье, статс-се-
кретарь при главе государства адмирал
Платон,

Подверглась изменению и структура ви-
шийского кабинета. Ведомства колоний и
флота об’единены В единый статс-секрета-
риат, во главе которого поставлен лава-
левский «выдвиженец» контр-адмирал
Блео. В данный момент этот пост являет-
ся чистейшей синекурой, поскольку Вии
располагает ныне таким же морским фло-
том, как, скажем, Венгрия. Что касается
торгового флота, то его остатки, застигну-
тые немцами в портах после их вторже-
ния в неоккупированную зону, были немел-
ленно захвачены и поставлены под кон-
троль оккупантов. С колопиями обстоит
столь же просто: фактически Виши не рас-
полагает ни одним дюймом колониальных
владений: все заморские владения Франции
порвали с Петэном и участвуют в борьбе
на стороне  об’единенных наций. Исключе-
ние, только формальное, составляют Индо-
Китай и Мартиника, но оба петэновца —

ние ее тщательно процеженных кадров для
полицейских нужд и для противовоздуш-
ной обороны. Эти. гитлеровские планы
имеют определенное основание. До втор-
жения в неоккупированную зону и до пе-
реброски из Франции на Восток 1! диви-
зий немцы занимали меньше 300 тысяч кв.
километров французской территории, а сей-
час они занимают всю страну, простран-
ство в 550 тысяч кв. километров.

Полицейский эрзац в виде «коричневой
милиции», созданной Лавалем, явно недо-
статочен, учитывая напряженную обстанов-
ку в стране. Генерал Бриду призван соз-
дать дополнительные военно-полицейские
кадры. Бриду — от’явленный гитлеровец.
До войны он был товарищем военного’ мя-
нистра, одним из активных ‘организаторов
поражения Франции/ Попав в немецкий
плен, он, как и ряд других генералов-ка-
нитулянтов, был освобожден и возвращен
во Францию для организации «сотрудниче-
ства», Одним из первых действий Бриду
после того; как он стал вишийским санов-
ником, было издание ниркуляра, в котором
он сулил чины, награды, пенсии француз-
ским офицерам и унтер-офицерам, из’явив-
шим согласие ехать в Германию. .

Не менее показательна и третья’ рефор-
ма — переименование ‹статс-секретариата
труда, руководимого Лагарделем, в мини-
стерство труда. Это, не просто повышение
в ранге и признание заслуг перед. оккупан-
тами бывшего анархо-синдикалиста, подлей-
шего ренегата „Лагарделя. Министерство
труда Виши должно стать еще в.болышей
мере, чем до сих пор, министерством уси-
ленной охоты на людей труда. В руках
Лагарделя концентрируются все рычаги
нажима на французские предприятия и на
рабочих для того, чтобы облегчить немец-
ким рабовладельцам их: погоню за белыми
невольниками.

В этом плане надлежит рассматривать и
назначение нового министра юстиции
Габольда, пришедшего на смену старому
чиновнику Бартелеми. Габольд до сих пор
состоял. прокурором департамента Сены (к
которому относится и Париж) и имеет. за
плечами проверенный стаж сотрудничества
с гестапо. Сейчас его опыт в преследова-
нии патриотов столицы и ее рабочих пред-
местий будет использован во всем фран-
цузском масштабе.

Реорганизацию вишийского кабинета‘ вен-
чает переход к Лавалю руководства про-
пагандой и Информацией. В итоге Лаваль
об’единяет теперь посты; заместителя
главы государства, премьера, министра
иностранных дел, пропаганды и информа-

ции, шефа полиции, «почетного руководи-.

теля» легиона бывших фронтовиков.

Политический смысл новейших перемен в
Виши расшифровывается ‘без затруднений:
речь идет об обострении террористического
полицейско-оккупационного режима, глав-
ной задачей которого, наряду с укрепле-
нием французского тыла, в связи © ожи-
даемым вторжением союзников на ‘европей-
ский континент, является усиление прину-
дительной отправки французской рабочей
силы в Германию.

Французские патриоты всё время срывали
эти планы. Новый ‘натиск на французский
народ может привести лишь к усилению
сопротивления французов.

Л. ВОЛЫНСКИЙ.

УГРОЗЫ ГИТЛЕРОВСКОГО САТРАПА

СТОКГОЛЬМ, 2 апреля. (ТАСС). Как
сообщает шведская газета «Свенска даг-
бладет», гитлеровский наместник в Эльзасе
Вагнер выступил недавно в Страсбурге с
речью, в которой цинично предлагал. эль:

засцам отречься от своей родины, своей
культуры, своих обычаев и об’явить себч
немцами. «Эльзасцы — это немцы, — зая-
вил Barnep.—Te, кто придерживается иной
точки зрения, будут жестоко наказаны».

КРАСНАЯ

ВЫСТУПЛЕГИЕ ИДЕНА

В ОТТАВЕ

ЛОНДОН, 1 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает оттавский корреспондент агентства
Рейтер, выступивший на совместном засе-
дании канадского сената и палаты пред-
ставителей английский министр иностран-
ных дел Иден: заявил, что полное  разору-
жение Германии, Италии и Японии являет-
ся необходимым условием для прочного ми-
ра после войны. «Я, — продолжал Иден, —
не питаю доверия к обещаниям государст-
венных деятелей этих стран, а также к
сладкоречивым заверениям их защитников.
В отношении их всех человечество м@жет
обеспечить для себя безопасность только
одним путем, а именно: добиться их пол-
ного разоружения и создать такие условия,
при которых они никогда больше не смо-
гут попытаться вновь померяться силами.
Только- после этого перед миром могут от-
крыться широкие возможности». Далее
Иден добавил, что для об’единенных на-
ций более полезным является постепенное
создание взаимопонимания и средств со-
трудничества, чем ‘разработка сразу всей
сложной структуры будущего.

а

РОСТ АНТИВОЕННЫХ

НАСТРОЕНИЙ В ИТАЛИИ

СТАМБУЛ, 2 апреля. (ТАСС). Итальян-
ская печать вынуждена признать, что в
последнее время в. Италии значительно
усилились антивоенные настроения, причем
подобные настроения проникают даже в
фанистскую ‘партию. Газета
делла Сера» опубликовала недавно ряд со-

общений об исключении из фашистской

партии многих лиц за «пропаганду пора-
женческих взглядов».

исключено за то, что «они должным обра-
зом не реагировали на распространение по-
раженческих настроений». Но‘ сообщению
«Пополо’ д’Италиа», главарь‘ фашистской

организации: в Венеции исключил из фа-.
шистской партии владельца ресторана в

Венеции, в котором собирались : «поражен:
чески настроенные лина».

Та же газета опубликовала недавно со:
общение о том, что в Бриндизи была аре-

стована группа итальянцев, мобилизован-

ных на работы по ликвидации последствий
воздушных налетов. «Эти лица, — пишет
газета, — демонстративно покинули ра-
боту».:   :

Волнения в Орхусе .
СТОКГОЛЬМ, 2 апреля. (ТАСС). Копен-

гагенский корреспондент шведской газеты’

«Стокгольмс тиднинген» пишет, что’ в дат-
‚ском городе Орхусе имели место крупные
волнения, вызванные бесчинствами гермав-
ских войск. Недавно проходившие через
город немецкие воинские части опустоши-
ли все магазины и склады города. Другой
причиной волнений являлись бесчинства
солдат созданного гитлеровцами из всякого
сброда так называемого датского «добро-
вольческого корпуса». Один из этих «до
бровольцев» устроил стрельбу в одном из
общественных мест, причем ранил не-
сколько датчан. Другой «доброволец» за-
шел в ресторан и демонстративно положил
перед собой револьвер. Так как он отка-
зался убрать оружие, его удалили из ресто-
рана. На следующий день этот «доброво-
лен» с группой в составе 50 человек со-
вершил нападение на ресторан и полно-
стью его разгромил.

ГИТЛЕР ТРЕБУЕТ -
«ПРАВИТЕЛЬСТВА» ВИШИ ЕЩЕ
150 ТЫСЯЧ РАБОЧИХ

ЛОНЛОН, 2 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер. передает из Цюриха, что, ‘как здесь
стало известно, гитлеровский «генеральный
уполномоченный по вербовке рабочей си-
лы» Заукель потребовал от «правитель-
ства» Виши еще 150.000 французских ра:
бочих, из которых 50.000 будут отправлены
на остров Сипнилию, а остальные сто ты-
сяч будут использованы на строительстве
немецких оборонительных сооружений на
средиземноморском побережье Франции.
Французские: трудящиеся всеми. силами со-
противляются отправке на немецкую катор-
гу. Происходит массовое бегство францу-
зов в Швейцарию. Чтобы помешать этому,
немцы   апреля установили вдоль всей
франко-швейцарской границы - запретную
зону глубиной в 3 километра.

У

«Коррьере

Газета указывает,
что еше большее число фашистов было

ЗВЕЗДАХ.

ны. 8

3 апреля 1943 г., суббота. № 78 (5449).

Военные действия в Тунисе

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). В коммю-
нике штаба союзных‘ войск в Северной
Африке сообщается, что 1 апреля опера-
при на. Тунисском фронте в общем носили
менее интенсивный характер. На северном
участке войска союзников продолжали
продвигаться на север и на восток от
Седженане.

В ночь на 1 апреля бомбардировщики
союзников атаковали доки Бизерты.
  апреля днем крупные силы средних и
легких бомбардировщиков атаковали аэро-
дром у Сфакса. Кроме того, легкие бом-
бардировшики атаковали две. вражеских
посадочных площадки, где возникли пожа-
ры. Плохне атмосферные условия ограни-
чивали воздушные операции Ha северном
участке фронта. Истребители союзников
патрулировали над’ районами Фондука ни
Эль-Геттара и совершали ‘налеты на Bpa-
жеские машины: Во. всех операциях было
уничтожено 9- самолетов противника. Со-
юзники потеряли четыре машины.

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Как пере:
дает агентство Рейтер, английский король

случаю 25-летней годовшины королевских
военно-воздушных сил послание, в кото:
ром говорится: «Не так давно, имея делс
с значительно превосходящими силами
авиации противника, королевские военно-
воздушные силы отбили мощные армады,
брошенные в наступление против Британ:
ских островов; наступление, которое долж-

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, днем   апреля са-
молеты. английской бомбардировочной авиа-
ции. совершили налет на железнодорожные
мастерские в Трире и важный железнодо-
рожный узел Эранл в Западной Германии.

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Штаб аме-
`риканских вооруженных сил на европей-
ском театре военных операций сообщает,
что в марте американские тяжелые бом-
бардировщики: сбросили ‘на. об’екты держав
оси в Европе более 1.600 тонн взрывчатых
веществ. Наиболее’ успешной операцией
был интенсивный налет на верфи подвод-
ных лодок в Фегезаке (Северо-Западная
Германия). В течение марта американские
бомбардировщики уничтожили 142 самолета
держав оси, вероятно уничтожили 22 ма’
шины и повредили 51! самолет. Потери
американской авиации составляют 19 бом.
бардировшиков. i i

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что,
как теперь стало известно, во время на-
лета английской авнации на Эссен в ночь
на 13 марта были разрушены или сильно
повреждены заводские здания предприятий
Крупна на территории в 196 тыс. квадрат-
ных ярдов. Зарегистрированы попадания в
48 цехов и административных зданий, ‘в
том числе в паровозостронтельный цех.

‘Большой ущерб нанесен также промыш-
ленным об’ектам в других частях города.
Бомбы попали в шахтные сооружения и
постройки в. 10. угольных копях. Выведен
из строя крупный завод ‘серной кислоты.
В северной части города повреждены жа
лезнодорожные магистрали и запасные пу-

‘ти, в результате чего нарушено сообщение

с Оберхаузеном.

Помимо  машиностроительных заводов
Круппа в центре Эссена;, сильные повреж-
дения нанесены вспомогательным заводам
Круппа, находящимся севернее. Разрушено
много корпусов литейных заводов в. Фо-
гельхеймском ‘районе. Прямыми попада-
ниями повреждены новые электропечи и

ская печать приводит ряд
свидетельствующих ‚о том,
оккупанты в Норвегии испытывают по-
стоянный страх перед высадкой десанта
союзников на  норвежеком побережье.
Шведское телеграфное бюро. передает, что
всё норвежское плоскогорье Хардангер-
видда об’явлено запретной зоной. Немцы
конфисковали все ‘отели и’ частные дома
в этом районе. По приказанию немцев,

должны быть вывезены городские ‘архивы
из Бергена, Тронхейма и Кристнансанда.
Шведская газета «Социал-демократен» пи-
шет, что эти мероприятия свидетельствуют

К ЮБИЛЕЮ АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ

направил министру авиации Синклеру по

Гитлеровские оккупанты опасаются
десанта союзников в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 2 апреля. (ТАСС). Швед- о том, что немцы опасаются десанта союз-
сообщений,   ных войск в Западной Норвегии, особенис
что немецкие   воздушного: десанта на плоскогорье Xap-

Как передает агентство Рейтер, радио
сегодня сообщило, ‘что 8-я ‘армия
с войсками

Роммеля в 40 кнлометрах к северу от

Алжира
находится  в соприкосновении

Габеса.

В коммюнике штаба французских сил
говорится, что «верблюжий корпус» занял
пункт Кебили, расположенный к югу OT
участке
французские патрули продвинулись в глубь
долины
Уссельтиа передовые французские части

Шотт-Джерида. На центральном

долины ’Вади-Кебир. В ` районе
продвинулись Ha несколько километров к
Пишону.

ЛОНДОН; 2 апреля. (ТАСС). Как пе-
редает женевский корреспондент агентства
Рейтер, во многих итальянских портах
реквизированы рыбачьи лодки,. буксирные
пароходы и другие небольшие суда. Все
эти суда собраны в караваны, которые. бу-
дут направлены на остров Сицилию. По
полученным, в. Женеве сообщениям, 9TH
суда будут использованы для эвакуации
германо-итальянских войск из Туниса.

(

но было явиться подготовкой к вторжению
и нашему уничтожению. В настоящее: вре*
мя мощные и хорошо вооруженные эска-
дрильи королевских военно-воздушных сил
повсеместно переходят в наступление».
Подчеркнув далее взанмодействие авиации
с морским флотом и сухопутными силами,
король в своем послании пишет, что анг-
лийские военно-воздушные силы «достигли
неоспоримого превосходства над нашими
врагами». я

Действия союзной авиации

корпуса нового прокатного цеха, Сгорели

склады вдоль канала Хафен, связывающего

заводы Круппа с портом.

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Канадские

газеты отмечают, что канадская авиация

играет. значительную роль в операциях

-ссюзной авиации над Германией и оккупи-
рованными территориями. Недавно сформи-
рованное соединение канадской бомбарди-

ровочной авиации, в состав коТорого вхо-
дят тяжелые четырехмоторные «Галифак-
сы» и «Веллингтоны», принимало участие

в крупных налетах на Лориан, Кельн;
Вильгельмсхафен, Сен-Назер, Берлин и
Эссен.

Другое канадское авиационное соедине-
ние, сформированное в феврале этого года
в составе трех эскадрилий истребителей типа
«Мустанг», известно под названием «истре-
бителей поездов». Действия этого соедине-
ния направлены, главным образом, на
уничтожение неприятельских поездов ий
железнодорожных узлов.

ское министерство информации сообщает,
что налет 100 бомбардировщиков «Летаю-
щая крепость» на остров Сардиния, совер-
шенный 31 марта, был самым крупным из
всех налетов, когда-либо произведенных
американскими тяжелыми бомбардировщи-
ками. «Летающие крепости» ‘сопровожда-
лись . истребителями «Лайтнинг».

Бомбардировщики появились над тремя
крупными аэродромами и гаванью Кальяря

в середине дня’и ‘сбросили на об’екты ты-
сячи бомб. В гавани Кальяри были. отме-
чены прямые попадания в 5 торговых су-
дов. Кроме’ того, на двух других судах
возникли пожары. Новреждения нанесены
также 19 небольшим судам. Атаке под-
вергся промышленный район, угольные
склады в районе пристани; ремонтные: ма-
стерские и другие об’екты на железной
дороге. На‘одном из аэродромов были. -но-
вреждены 44 из 115 находившихся на
земле самолетов: На. другом: аэродроме
уничтожено 12 из 44 самолетов, :

:

i

дангервидда, которое может ‘быть успешно
использовано норвежскими партизанами.
О` нервозности ‘немцев свидетельствуют
их террористические мероприятия. По со-
общению шведской газеты «Свенска даг»
бладет», за последние дни в! городе Рью-
кан было арестовано по подозрению в со
участии в организации взрывов на. заводах
Норск гидро около 200 человек. Во время
полицейских облав было убито и раненс
много норвежцев.

i

HHKe

ВОЙНА: НА ‘THXOM
’^ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 9. апреля. (ТАСС). В коммю+
штаба об’единенного командования
вооруженными силами союзников в юго-
западной части Тихого океана указьзается,
что на Новой Гвинее, в секторе Мубо
авиация союзников совершила налет ва
японские позиции в районе Китчен Крик.
В результате налета возникло много по-

жаров.

НЬЮ-ЙОРК, 2 апреля. (ТАСС). В ком-
мюнике, морского министерства США. гово-
рится, что утром 30 марта американская
авиация совершила налет на японские по-
зиции на острове Кыска  (Алеутские
острова). В тот же день американская
авиация атаковала расположения японцев

‘на острове: Атту. Все американские само-

леты вернулись на свои базы. Вечером то-
го же дня американские бомбардировщики
в сопровождении истребителей совершили
налет на главный японский слагерь на
о. Кыска. Огнем зенитной артиллерии сбит
один американский бомбардировшик. —

30 марта американская авиания атако-
вала позиции японцев в Мунда (0. Новая
Георгия). Бомбы упали в районе намечен-
ных целей, Возникли пожары. Все амери-
канские самолеты вернулись. на свои

‘базы.

JIQHHOH, 3`апреля. (ТАСС). В коммю-
нике английского командования, опублико-
ванном в Дели, сообщается, что утром
31 марта английская авиация совершила
эффективный налет на нефтяные промыслы
и другие об’екты японской базы в Бамо,
расположенной на р. Ирравади, восточнее
Ката (Бирма). Были отмечены прямые по-
падания в ‘главные ‘нефтехранилища, а
также в японские казармы: Возникли мно-+
гочисленные. пожары. ‚Английская авиация
совершила также налет на Мандалай.

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ
ВОЙНА

По данным китайского командования, в
северной части провинции Хунань китай-.
ские войска продолжают ‘контратаки. против
японских позиций вееточнее Хуажуна, а
также в секторе Шинюу. 30`марта’ китай-
ские войска атаковали японцев в районе
Оучжикоу и ворвались в город. На сле-
дующий день японцы при поддержке ар-
тиллерии и авиации вытеснили китайские
войска из. города. В предместьях города
продолжаются бои.

На Юньнань-Бирманской

Е ( границе про-
должаются бои. (ТАСС). :

ПОТЕРИ СУДОХОДСТВА
ДЕРЖАВ ОСИ

дает агентство Рейтер, выступивший в па-

лате лордов парламентский заместитель
морского министра лорд Брантисфилдзая-
вил, что с начала войны и до конца фев-
pana 1943 года общий тоннаж потоплен-
вых, захваченных или поврежденных гер-
манских : торговых ‘судов составляет 3.365
тыс. регистровых ‚брутто-тонн, а общий
тоннаж потопленных, захваченных или по.
врежденных итальянских торговых судов
4.027 тыс. регистровых .брутто-тонн. Лорд
Брантисфилд указал, что К этим потерям
необходимо добавить суда общим тонна-
жем`в ,626 ‘ты@: реёгистровых `брутто-тони,
принадлежавшие вассалам держав оси.

Что касается’ японских потерь, сказал
Брантисфилл, то, как заявил 17 марта

американский морской министр Нокс, япон-
ский торговый флот потерял суда общим
тоннажем”в 1.857 тыс. регистровых брутто-
тонн. ]

Международная хроника

$ По сообщению английского ‘министер-

ства информации, командующий английской
бомбардировочной авиацией
ции Артур Гаррис назначен исполняющим

маршал авиа-

обязанности главного’ маршала авиации.
Вице-маршал авиации Артур Коннингхэм,
командующий военно-Боздушными силами
союзников в Тунисе, назначен исполняю-
шим обязанности маршала авиации.

33 Австралийские   газеты ‘сообщают о
‚гибели известного австралийского летчика
Кейт Траскот. В воздушных боях над Анг-
лией он уничтожил 15 самолетов против-
ника.

+ Авиационная промышленность Австра-
лии выпустила к концу марта 1.000 авиа-
моторов типа «Джипси», массовое произ-
водство которых началось 6 месяцев тому
назад. :

Б. ГАЛИН.

Хутор в огне

Бывают такие явления и события в ли каждому, кто выдаст Сорокина или

жизни людей, которые как-то разом, слов-
но яркой молнией, освещают истинную
силу народного духа. Может быть к таким
именно явлениям относятся события Ha
хуторе Гео`гиевском, —— события, связан-
ные с одной русской семьей. Может быть
нужно было пройти через горнилю штести-
месячных ‘испытаний немецкой оккупации,
чтобы решиться: на то, что сделали люди
этого маленького хутера в 50 дворов —
тлухого хутора, затерянного в стени, 0.
котором никто вчера не знал, & сегодня с
уважением и с чувством национальной
тордости говорит вся Кубань, веё каза-
чество-

Рядовой георгиевокий крестьянин Дмит-
pun Семенович Сорокин ночью ушел. в
партизаны. Сперва он партизанил один,
потом он взял к себе в свой маленький
отряд Хилько, Сташенко и Барабанова.
Это были пожилые люди. Они действова-
ли по собственному почину. Ни or koro
не получали директив, никто не давал им
оружия, — эти. люди  об’единилиь по
собственной воле.

Зимней ночью Сорокин и его товарищи
выволокли немцев из. дому. Они подняли
их с теплых постелей и вывели на хо-
л0д — жалких, оробевших... Это были
первые шесть немцев, ‘с которыми pac-
правилея Сорокин. Но немцев еще было
много на соседних хуторах, и всех их
нужно было истребить. У Сорокина было
мало оружля, только Te шесть винтовок,
которые он добыл у казненных. им HeM-
цев. Он разослал своих гонцов по району
и дал им наказ: ;

— В топору зовите народ!..

Высокий, седой крестьянин, чуть согну-

TH в широких плечах, с лицом, изборо-

жденным морщинами и горькой складкой у
pra, Сорокин был одержим олной лишь
страстью: истребить ‘немцев. Немцы пы-
тались действовать посулами, они обеща-

Г 113078.

его семью, десять тысяч рублей и трид-
цать десятин земли.
Баратели оцетидн хату Сорехиных. Там
была его дочь, 19-летняя Дуся Сорокина.
Мать и сын успели скрыться у соседей.
Немцы увезли с собой Дусю. в recranos-
ский дом пыток. Девушка была на BHI
хрупкой, но характер у нее был отцов-
ский, сорокинский. И она дала им это по-
чувствовать. есть, угрозы, обещания
лучшей жизни, пытки, —— гестаповцы веб
пустили в хол, чтобы заставить девушку
выдать отца. Она стояла лицом к стенке,
забрызганной кровью. Руки ее были етя-

нуты ремнем. От неб требовали: выдать
этого Сорокина. Они не говорили — вы-
дать отца, они говорили — этого Сороки-

на, словно речь шла о чужом для. нее че-
ловеке. Они рисовали ей облик этого Со-
рожина: он опутал своими сетями казаков,
он вовлек их в партизаны, он нарушает
спокойную жизнь теруанских войек, он
разрушитель германского порядка. Такие
люди должны быть уничтожены, вырваны
с корнем. дна слушала их, и душа ее пр>-

‘исполнялась гордостью за отца: «Вот ка-

кис мы, Сорокины...».

Ей приказали повернуться лицом к ним,
6 гестаповцам. Она повернулась. Вероятно
они ожидали увидеть жалкую, изувечен-
ную девушку, которая наконец всё ска-
жет. Она улыбалась затекшим глазом, и
какая-то страшная черта упряметва  еко-
вала ее черные, опухшие губы. Это бы-
ло’ фамильное, сорокинекое. Ударем сапо-
га немец свалил ее с ног. Она. рухнула
наземь. Ее били долго и мучительно. Куча
тряпья и тела  зашевелилась на каменнох
полу. Гестаповцам посльинался се хриплый
шопот. Наконец-то она заговорила! Ее 00-
лили холодной водой, и над ней наклонил-
ся один из тех, кто пытал ее, —дличный, 6у-
хой немец с лицом хорька. «Мы Сороки-
ны, — шептала она, — мы Сорокипы...»

Поражение, нанесенное немцам дочерью
Сорокина, еще болыше  озлобило жестоких
палачей.

`А_ Сорокин продолжал действовать: о
устраивал немцам засады на больших до-
регах, он выволакивал их ночью теплых и
сонных из хат, он убивал их. Русская
семья бросала вызов немцам.  Нем-
цев поразило и привело в-слепое бешен-
ство: откуда это железное упорство, это.
фанатическое спокойствие передо лицом
смерти? Кто подлерживает эту семью, —
одну крестьянекую семью, кто стоит за
этой семьей?. Теперь это было вопрос
чести. Вто победит: германское командо-
вание, с его пушками, танками, автомата-
ми, с его гестано и болыним опытом на-
саждения «новых порядков» в оккупиро-
ванных районах, или русская семья,

В сумерках немцы нагрянули на хутор
Георгиевский, нагрянули с пушжами;, тан-
кетками и автоматами. Они придали эк-
зекуции характер военной операции. One-
пизжи хутор, согнали людей в одно меето.
Всех жителей хутора — 360 человек.
Старых и молодых. Никто не имел права
оставаться лома — никто. Те. вю He
Mor передвигаться по болезни, тех. выно-
сили на руках. Два немца под прикры-
THEM танка выступили перед толлой. Го-
ворил и распоряжалея худой, длинный
немец с сжатым в кулачок лицом и злыми
глазами. Второй немецкий офицер, 103080-
щекий и пухлый, жевал шоколал. Он снял
CBOH очки в желтой роговой оправе, ку-
сочком замши протер выпуклые цейсовские
стекла, надел очки и, двигая большим мя-
сиетым ртом (он жевал шоколадку), с лю:
бопытетвом разглядывал русских. Они т0-
ропились. Первый немец говорил коротко
и сухо. Этот сукин сын говорил чо-рус-
ски, — как-то странно отчетливо  выго-
варивая каждое слово. -

— Господа русские! — сказал он. —
Сию минуту мы отласим приказ герман-
ского командования: вам предлагается ` под
страхом смерти о выдать Сорокина и его
семью, указать их местопахождение.

Тридцать минут он дал толле. За это
время жители хутора должны веё обду-
мать, взвесить й вымать Сорокина и его

семью, У Сорокина ‘имеется жена, сын и
цве дочери. Немец показал на пальцах:
всего четверо. Это Ges Copormua. © Copo-
киных — пятеро. Всё! Он подумал и до-
бавил: сопротивление ‘бесполезно. И пока-
зал на танки и пулеметы.

Жена Сорокина стояла в центре толпы,
Rh ee коленам жались маленькие дочери
Мария и Нина и 12-летний сын Викто
Ей казалось, что сна стоит на самом высо-
ком месте в хуторе и’ что вокруг нее пу-
стота: все. отшатнулись, отодвинулиеь от
нее. Она потемнела лицом, руки ее Oec-
вильно повисли. Но это ей только каза-
лось, что она одна, и что вокруг ее нико-
го нет. Никто из окружавших ее не едви-
нулея с. места.

Qua заранее примирилесь со своей ги-
белью. Умирать странгно, но надо же ког-
да-нибудь умереть... И’ она ждала, когда
кто-нибудь. назовет ее имя, укажет Ha
нее: вот семья Сорокина, вот его жена,
его дети И не так странна была для нее
смерть, сколько ожидание ее. Она. сод-
рогнулась при мыели, что немцы не про-
сто убыют ee, — это была бы легкая
смерть.
трела поверх немца н& темневший вдали
лее. Небо над лесом было синее. Потом
она отыскала глазами свою хату. Они ког-
да-то сами строили эту ‘хату — она и
муж. Люди завидовали ей: дружно живут
Сорокины, говорили на хуторе. «Да, мы,
Сорекины, жили правильно», — © гор-
достью сказала она себе. Немец отнял у
нее всё — мужа, детей, семью. Onn pa-
зорили гнездо Сорокиных. Гле хозяин до-
ма, хозяин семьи? Он скитаетея в лесу.
Он сказал ей ночью, прощаясь, когда взял
в руки топор: «Или мне конец, или нем-
цу». У него много ненависти, много сил,
& она, слабая, болезненная женщина, и си-
лы ее уходят, вытекают капля за каплей.
С нею осталея ee самый младитий сын, но
и его они сейчае убьют. Сперва детей—
у немцев это принято, & потом мать. Она
примирилаеь с мыслью © смерти и даже
думала с некоторым облегчением: скоро
конец, конец горю, страданиям, слезам. Она
подняла глаза к небу. Солнце было чер-
ное. Или это ‘туча закрыла горизонт?

Они будут глумиться. Она с0-

Она наклонилась к сыну: мать чуветво-
вала тепло его плеч. Ее поразило вытаже-
ние лица мальчика. Рот его был сжат. как
у отца — горькой, упрямей усмешкой. И,
опираясь о плечи сына, она невольно вы-
прямилаеь. Ей стало душно. И такое неи-
стовое чувство обиды; горя и ненависти к
этим немпам поднялось в ней, что она с
силой, ’задыхаяеь, рванула с себя платок и
шагнула вперед: бей, ирод! Но чьи-то
крепкие руки оттолкнули ее назад, в тод-
пу. Казаки ежали ее со всех сторон; и она
затерялаеь в толпе. `

Так прошло тридцать минут. Розовоще-
кий немец зевнул. Ему стало скучно, а
может быть стралино. Он взглянул на часы
и сказал: :

— Энде, конец!

Худой немец махнул рукой, и пулеметы

открыли огонь, — огонь поверх голов тол-
пы. Люди пригнулись, кто-то векракнул,
потом все еще. более плотно `прижались

друг к другу. Тогда худой немец закричал,

что он сожжет весь хутор.

Он сказал раздельно:
Вални дома, ваши фермы, ваше иму-
щество. у

И. дал на размьниление пятнадцать ми-
нут: Он коротко засмеялся и что-то. сказал
розовощекому немцу. Смерть не испугала
казаков, — хорошо, посмотрим, что они
скажут, когда дело коенетея личного: мое-
го дома, моей коровы, моего добра. Немец
думал, что он отлично знает крестьянскую
натуру. Его злые глазки рыскали по толпе,

застывшей в глухом молчании. Вот Ето-то

невельнулея, немец даже вытянул шею,
чтобы ‘лучше разглядеть. Чей-то голос (он

принадлежал женщине) сказал в отчаянии:

Не пропадать же всем...
Но тут же затих, точно рябь пошла ‘по
воде.

Люди с хутора Георгиевского, толна’ ‘в

360 человек, среди которой были и такие,

которые имели свои обиды и старые. счеты

© председателем колхоза Сорокиным,
они в эти минуты

Bee
отбросили личные оби-

ды и, как один человек, решилиеь, не вы-)
давать жены Сорокина с ее детьми. Немац,
с лицом хорька, похняющий руку на одну

АДРЕС РЕДАКИИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор. К:4-00-70 ло 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, ‘лоб; 33. Бюро жалоб подписной конторы — К-4-00:70 лоб. 31.
Типография центральноге органа Народного комиссариата обороны СССР «Красная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

e

=

семью, задел самое живое, национальное,
то, что жило в врови этих 360: человек, и
они ответили ему молчаливым презрением
на все его угрозы смерти:

Солдаты бросали в хаты зажигательные
гранаты, обливали стены горючим. Хутор
запылал с двух сторен. Отблески пожара
отражались на сумрачных лицах’ казаков,
безмолвно застывших. Повалил снег, круп-
ные, хлопья снега падали на черную от
сажи и’ пепла землю. Хутор горел долго,
До рассвета. Пожар виден был издалека. И
когда Сорокин увидел зарево, стоявшее
над лесом, сердце его дрогнуло. Он сказал
Григорию Сташенко: `

— Это у нае горит.

Сильный и хитрый, он поднимал в эту
ночь немцев с теплых постелей, .Быволажи-
вал их на божий свет и коротким, беспо-
щадным судом расправлялея с ними. А лю-
ди на хуторе точно окаменели от: ‘торя.
Мерой народного горя и гордости было
молчание толпы. Оно устрашило немцев.

..Спустя три онедели, когда немцы от-
ступили и на полях етаял снег, Сорокин
нашел свою дочь в’ овраге. Ее привезли на
хутор, подруги обмыли ее мертвое тело.
дети украсили гроб весенними цветами. В
мерзлую землю, взорванную  аммоналом,
опустили гроб. Бойцы, отдали дочери Соро-
кина последнюю воинекую честь.

Секретарь райкома Залозный стоял у
могилы рядом с Сорокиным, которого горе
состарило, но не согнуло. Хутор лежал
перед ними черный, обгорелый. След ру-
мяной зари бежал. по степи. Оки стояли
на площади, на той самой площади, куда
немцы так недавго’ согнали народ, пыта-
ли, мучали и, угрожая смертью, требова-
ли выдать семью ‘Сорокина. Теперь Сдро-
вин стоял рядом с Залозным, а вокруг
них. стояла одна большая русская семья..

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

—— Е}

Ответственный редактор Д. ВАДИМОВ.
Издатель НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ОБОРОНЫ КОЮЗА ССР.