Словачмкий Мальбрук

Несколько дней назад берлинские пра:
внтели решили напомнить миру+о сущест-
вовании в Европе «независимого» государ-
ства Словакии, а газета «Берлинер берзен-
цейтунг» предоставила свои страницы для
интервью словацкому военному атташе в
Берлине генерал-майору Малару. Тот ис-
пользовал эту возможность, чтобы превоз-
нести великие заслуги словацкой армии в
войне, против Советского Союза.

Генерал-майор Малар — весьма подходя-
шая фигура для выполнения порученного
ему немнами Задания. Уже 22 июня 1941
года, то-есть в первый же день нападения
гитлеровской Германии на Советский Союз,
этот словацкий Мальбрук, по собственным
его словам, «вступил в поход на Восток»,
Тогда он возглавлял вторую словацкую
дивизию. «Ее задача, — сообщает Малар,
_—- заключалась в очишений и охране тер-
ритории», захваченной немцами. Таким об-
разом эта дивизия выполняла чисто поли-
-цейские и карательные функций в отно-
шения советского населения. Затем в но
_ябре 1941 года Маларуз было поручено
командование словацкой дивизией, именуе-

‹ мой «Рихла дивизия» («быстроподвижная»).
Получив в январе 1942 г. награду от Гиг-
лера «рыцарский крест»,
Малар счел свою миссию благопслучно
законченной, поспешил вернуться во-свояси
и добиться там более спокойного. местечка
в Берлинё. Однако обе словацкие дивизий
продолжали оставаться на захваченной со:
ветской территории. Таким образом, в. уго-
ду Гитлеру, слованкие квислинги с самого
начала бросили против Советского Союза
половину своей армии: в целом эта армия
имеет в своем составе четыре ‘дивизии.

Действовавшая на советско-германском
фронте «Рихла дивизия» была сформиро-
вана из кадровых солдат бывшей чехосло-
вацкой армии. Национальный состав ее был
неоднороден, наряду со ‘словаками в
нее включены были судетские немцы.
В составе дивизии было известное число
от’явленных титлеровских агентов—словап-
ких бандитов ‘из шайки, возглавляемой
Глинкой. Многие офицерские должности
занимали судетские немцы. Слованким офи-
перам германское командование не доверя-
ло, — к каждому офинеру-словаку при:
ставлен был немец в качестве «совет-
ника».

Все это не спасло дивизию от разгрома.
В первые же дни появления на фронте,
куда она была переброшена из города
Добромполя, дивизия была разбита частя.
ми Красной Армии в районе реки Сан. В
дальнейшем эта дивизия получала неодно-
кратное пополнение, участвовала в боях
под Киевом, под Харьковом и везде имела
болышие потери. Во время летнего насту-
пления немцы бросали слованкую дивизию
куда им заблагорассудится, то под Красно-
дар, то в район Новороссийска и Туапсе.
Уже в течение первого года войны «Рихла
дивизия» потеряла 6.200 человек. Затем ле:
том и осенью 1942 г. она потеряла еще
свыше 2.000 человек Сильно потрепанназ
она в январе 1943 г. пол уларами Красной
Армии начала беспорядочное ‘отступлерие.
бросая на своем пути и вооружение и
автотранспорт. Началась массовая сдача
словацких солдат частям Красной Армии
Более того, когда Красная Армия погналя
словаков вместе с их немецкими хозяевами
назад, один словацкий полк, находившийся
в составе дивизии, готовился к организс-
ванному перехслу на сторону советских
войск. Однако немпы узнали об этом и
расстреляли каждого ‘десятого слованкого

солдата. Об этом сообщало агентство Рей.

тер’на основании сведений, полученных из
чехословацких кругов в Лондоне Этоз
факт подтверждают и многие пленные
словацкие солдаты. <

«Солдатская выдержка словацких войск
всегда была отличной», — заверяет гитле:
ровский лакей в званни генерал-майора Ма-
лар. На деле словацкие солдаты дрались
плохо и всегда стремились всеми возмож:
ными способами избежать участия в 6б0е-
вых операпиях: Оно и понятно! По словам
того же Малара, «Словакия участвует в

генерал-майор:

этой борьбе на Востоке без каких бы то
ни было _ политических целей, которые
были бы понятны простому человеку».
Ценное признание, в особенности если
вспомнить, что оно напечатано на стра-
ницах гитлеровской газеты! За этим сле-
дует еще одно признание: оказывается,
даже среди отборной дивизии, сформиро-
ванной по образу и подобию гитлеровской
агентуры в Словакии, нашлось «много меч-
тателей, которые пришли на Восток, сочув-
ствуя славянству в Советском Союзе»
Эти «мечтатели» при первой возможности
пытались перейти на сторону Красной Ар-
мии. При отходе OHH прятались у населе-
ния в ожидании, когда придут советские
войска, чтобы сдаться в плен.

Словацкие солдаты, которых Гитлер пы-
тался использовать в качестве пушечного
мяса, исполнены ненависти к немцам и к
своим собственным: правителям — предате-
лям интересов словацкого народа. Отноше-
ния словацких частей с немцами более
чем натянутые. Германские военные власти
отдают себе в этом полный отчет. Нашими
частями захвачен приказ, запрещающий
немцам -в одиночку появляться в располо-
жении словацких дивизий ввиду‘ участив-
шихся случаев убийства немцев. Большое
впечатление на словацких солдат ароизве*
ли вести о том, что на территории Со-
ветского Союза формируются чехословац-
кие воинские части для борьбы против
немецко-фашистских  поработителей. По
словам. пленного Харда (вторая рота полка
«Лавид»), «словаки вспоминают, как хоро-
шо им жилось в демократической Чехосло:
вакии. Поэтому сейчас словацкие солдаты
мечтают попасть в чехословацкие части.

Это служит одной из причин сдачи в плен,

так как солдаты слыхали, что чехослован-
кая армия формируется в СССР». Даже
находившиеся в глубоком тылу, в Белорус-
сии, солдаты первой словацкой дивизии,
будучи настроены враждебно к немцам,
стремились найти случай, чтобы перейти на
сторону советских партизан. Многим из
них, как сообщало вчера Советское
Информбюро, это удалось, и теперь вместе
с советскими партизанами `они- помогают
Красной Армии уничтожать неменко-фаши-
стских захватчиков.
заявили они, — что чехам и словакам с
немцами не по пути. Мы не хотим помо-
гать им жечь деревни и расстреливать He-
винных детей, женшин и стариков... Здесь,
в Белоруссии, мы боремся за освобожление
славян от фашистского рабства, за свобод-
ную и независимую Чехословакию».

Обо всем этом бывший

предпочитает умалчивать. Он предпочитает,
разумеется, умалчивать и о TOM, что
германское командование,
плохой боеспособности словаков и опа-
саясь, что большая часть солдат при пер-
вой возможности сбежит, решило разору-
жить слованкие войска, Немпы попытались
это сделать в коние февооля в райоге
Пашковское—Саратовское. Олнако отнять
у словаков технику и вооружение не уда-

лось. Словаки, воспротивившись немецкому
приказу, решили, что лучше самим уничто-

жить имеющееся у ннх вооружение, неже-
ли отлать его в руки ненавистных немен-
ких поработителей. Участне словацкой ди:
визии в гитлеровском «походе на Восток»
закончилось тем, что словаки имели огром-
чые потери, а те из них, кто остался жив,
были ‚ ввиду НЫ ‘спешно
эвакуированы немцами в глубокий тыл:

Ныне словацкий Мальбрук, находясь’ в
Берлине, снова призывает карликовую сло:

занкую армию продолжать  самоубий-
ственную авантюру. Не имея своих
слов, он межет только следовать поо-

писям немецко-фашистской пропаганды. Его
призывы отражают усиленный нажим гит-
леровского командования, которое, несмот-
ря на явную неудачу использования слова-
ков, вынуждено ныне ввиду огромных по-
терь германской армии требовать новых
поставок пушечного мяса. Поистине, куда

конь с копытом, туда и рак с клешней. -

А. ЕРУСАЛИМСКИЙ.

Успешные действия югославских партизан

ЖЕНЕВА, 3 апреля. (ТАСС). По. све-
Ддениям, поступившим из Югославии, круп-
ные партизанские отрялы, оперирующие в
Боснии, вновь заняли город  Гламоз
Партизаны ведут бои на’ фронте в 150
‘километров от города Невесине до
Горажды. Передовые отряды партизан
подошли к реке Дрина и у города Фо-
Ha, ведут ожесточенные бои с оккупа-
ционными войсками. :
Операции югославских партизан у города

Se Sa a a ne ee ПЕРО Е ЗЕЙЕ: Я ma eta

А. КРИВИЦКИЙ, П. КРАЙНОВ.

Кониц закончились разгромом противника,
который был вынужден отойти ‘на правый
берег реки Неретва. Бои на участке Ко-
ниц— Мостар—Прозор—Горни-Вакуф  про-
должались более месяца. Итало-немецкие
оккупанты понесли здесь огромные потери

Югославские партизаны е несколько
недель держат в своих руках город и же-
лезнодорожную станцию Грачац, на желез-
ной дороге Загреб—Сплит. Попытки окку-
пантов вернуть город провалились.

В БРЯНСКИХ ЛЕСАХ

1. Путь в воздухе.

„Партизанские тропы не кончаются у
кромки леса. Они идут и по земле даль
ие, в самые глубокие немецкие тылы, куда
забираются следопыты-разведчики, опыг-
ные подрывники; оны тянутся и через ли:
нию фронта, по темным лощинам и пере-
лескам, к штабам Красной Армии, fae
внимательно изучают ‘донесения партизан:
сообщающих о силах и планах_ противни-
ка; они поднимаются с земли и незримо
тянутся в воздухе, соединяя землянки лес-
ных воинов с «Большой родиной». -

Небо, как и земная поверхность, расчер:
чено бесчисленными дорогами. Раньше, дс
войны, это были широкие, просторные трас-
сы, оборудованные по всем правилам авна-
ционного «дорожного» строительства. Мо-
нотонно, как хронометр, тикали снгналы
радиопеленгации, вспыхивали сигналы све-
товых маяков. В черном небе точно по
расписанию проносились машины, и люди,
сидевшие за штурвалами и в штурманских
рубках, знали каждый километр проторен-
ных воздушных путей. На аэродромах за
горалось ослепительное «Т», выложенно
из электрических лампочек, и самолеты,
плавно опустившись, подруливали к наряд-
ным аэровокзалам. т

Война закрыла большие авиационные
дороги. Опустели оживленные трассы, хо-
polio знакомые летчикам и пассажирам.
Эскадрильи истребителей, штурмовиков и
бомбардировшиков вышли на воздушные
проселки. Они подкрадываются к врагу
незаметно. Новые, едва приметные воздуш-
ные пути возникли в военном небе. И в
заоблачной выси, так же как на земле, са-
мые потаенные стежки-дорожки, ‘самые
скрытные тропы, затерянные на просторах
бездонного океана, называются партизач-
скими.

Первую такую извилистую тропу в
Брянские леса проложил’ летчик Владн:
мир Ярошевич из твардейской части
майора Трутаева. Он был мирным пило-
том гражданских авиалиний, и его высо-
кая фигура’ часто мелькала на асфальто-

Г 113079.

вых лентах крупнейших аэропортов стра:
ны.

..Стемнело. Мы‘ сидим на ящиках из-
под снарядов возле землянки, где распо-
ложился КП командира’ эскадрильи майора
Цятова. И пока механики готовят само-
лет к старту, Ярошевич рассказывает нам
историю своего первого полета в парти-
занский лагерь. Этот огромного роста че-
ловек с ясными, смеющимися глазами по-
лон добродушного юмора. Он несколько
раз пробует начать свой рассказ, но; всно-
миная что-нибудь веселое, заливается сме-
хом:

— Вы знаете, в четырнадцать лет был
я ростом выше отна. Он говорил мне:
«Быть бы тебе гвардейцем, Володя». И
ведь исполнилось, ей богу, гвардейцем
стал. А знаете, мой штурман Протасов, вот

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ДЕЙСТВИЯ СОЮЗНОЙ

АВИАЦИИ

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). В коммю-
нике английского министерства авиации
говорится, что в ночь на 3 апреля само-
петы бомбардировочной авиации атаковали
базы подводных лодок противника в Ло-
риане и Сен-Назере. Кроме того, бомбар-
дировщики  минировали неприятельские
воды. Два самолета не вернулись на’ базу

нике штаба военно-воздушных сил союз-
ников на Ближнем Востоке говорится, что
в ночь на 2 апреля тяжелые бомбардиров-
щики совершили налет на Мессину. Были
отмечены разрывы бомб у паромной при-
стани. На рассвете 2 апреля самолеты
союзников вновь атаковали Мессину с вы-
соты менее 20 метров. Были отмечены
прямые попадания в пристань и паром.

Большой ущерб причинен также приста-
ни и парому в Сан-Джиовани, Над проли-.
вом Мессины был сбит «Юнкерс 52. Все
самолеты союзников благополучно возвра-
тились на свои базы.

НЬЮ-ЙОРК, 3 апреля. (ТАСС). По. со-
общению каирского корреспондента агент-
ства Юнайтед Пресс, 9-я группа амерн-
канских военно-воздушных сил, действую-
щая на Ближнем Востоке, в марте сброси-
ла на об’екты держав оси в Тунисе, Неа-
поле и Месбине свыше 675 тыс. килограм-
мов бомб, уничтожила 10, по всей вероят-
ности уничтожила 7 и повредила не менее
11 вражеских самолетов. Американская

ЖЕНЕВА, 3 ‚апреля. (ТАСС). Гитлеров-
ские газеты вынуждены признать, что на-
сильственно’ завербованные для работы в
Германии иностранные рабочие доставляют
много беспокойства германским властям.
Усиление саботажа на германских пред-
приятиях, где работают иностранные рабо-
чне, вызывает страх у гитлеровских рабо-
владельцев. В связи с этим гитлеровская
газета \ «Мюльгаузер тагблат» -требует
«особенно зорко следить за иностранцами,
работающими на станках, дабы они свои-
ми злонамеренными действиями не причи-
нили серьезного вреда’ заводскому обору-
дованию». Газета «Фелькишер беобахтер»
указывает на опасность использования
иностранных рабочих. По`словам газеты,
пелый ряд операций Ma военных заводах
«может быть доверен только немцам». Не-
мецким властям, жалуется эта газета, при-
ходится всё больше ломать себе голову
над проблемой использования иностранных
рабочих. Судя по признанию газеты, труд-
ность положения заключается, в частности,
в том, что иностранные рабочие проявляют
всё большее недовольство тем, что они
вынуждены голодать. Газета сообщает о
том, что «многие иностранные рабочие пы-

СТАМБУЛ,  3 апреля. (ТАСС). Грызня
между Румынией и Венгрией по вопросу
о Северной Трансильвании продолжается.
В последнее время румынская газета <По:
специальный

«Мы убедились, —

командир
словацкой дивизии генерал-майор Малар

убедившись. в

молету потянулся

авиация потеряла 23 истребителя и бом-
бардировщика. :

С июня прошлого года 9-я группа аме-
риканских военно-воздушных сил сбросила
на об’екты противника 1.575 тыс. кило-
граммов бомб, уничтожила 110 вражеских
самолетов, по всей вероятности ` уничтожи-
ла 47, повредила 63; кроме того, потопле-
ны 43, повидимому потоплены 20 и повре-
ждены 27 вражеских судов. Американская
авиация потеряла за этот период 87 само-
летов.

ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ
В ИТАЛЬЯНСКИХ ГОРОДАХ,
ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ
БОМБАРДИРОВКЕ

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Лиссабон-
ский корреспондент газеты «Ньюс кро
никл» сообщает, что, по словам приехав-
ших из Италии ‚ граждан нейтральных
стран, в итальянских городах, подвергаю-
щихся воздушным бомбардировкам, наблю-
 дается  дезорганизания всей жизни. В
Неаполе, Палермо, Милане и Турине со-
вершенно дезорганизована работа предприя-
тий и коммунальных учреждений. После
каждого налета в этих городах фактически
прекранталась ‘на два дня всякая деятель-
ность.
  полинией и рабочими, отказывающимися
приступать к работе сразу же после на-
лета При об’явлении воздумной тревоги
` рабочие, несмотря на строгий запрет, не:
медленно прекращают работу и покидают
предприятия,

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЗРЫВА
‚ В НЕАПОЛЕ

НЬЮ-ЙОРК, 3 апреля. (ТАСС). Бернский
корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс»
сообщает, что в результате взрыва склада
боеприпасов в Неаполе было убито не ме-
нее 400 и серьезно ранено более 2.000 че-
ловек. Очевидцы, приехавшие из Неаполя.,
заявляют, что центральная часть города
разрушена. В Неаполе ощущается острый
недостаток продовольствия:

ПОКУШЕНИЁ НА
ГИТЛЕРОВСКОГО ГУБЕРНАТОРА

ВАРШАВЫ

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Как. пере-
дает агентство Рейтер, на-днях было про-
изведено покушение на германского губер-
натора Варшавы Густава Фишера. В одном
из помещений, занимаемых Фишером, про-
изошел огромной силы взрыв. Он был вы-
зван бомбой замедленного действия, спря-
танной в посылке, доставленной в рези-
денцию Фишера с почты. Взрывом. разру-
шены помещения административных отде-
лов и ранено несколько германских чинов-
ников. Гестапо немедленно предприняло
розыски, но до сих пор виновников взры-
  ва обнаружить не удалось.

крупнокалиберный
пулемет трассирующими бьет. Убираю газ,
меняю курс. Разрывы остаются справа и
сзади. Пронесло! Но, вдруг впереди вижу
белые клубы облачности. Это будет поху-
же немецких зениток. Решил пробивать.
`Прибавил газу — лезу вверх. Машину бро-
сает, как лодку во время шторма. Штур:
ман забеспокоился о курсе, а я и сам
вижу — компас «гуляет». Но лезу вверх,
высота уже 3000 метров, а звезд еще не
вижу. Решаю все-таки до исходного вре-
мени итти в облаках, и правильно решил—
вырвался, наконец. Илу на курс, но где
нахожусь, не знаю -- внизу черно, как бы
не проскочить. Вот, знаете, совы, они
ночью все хорошо видят, позавидовал я
тогда этой глазастой птине. Спускаюсь до
‘трехсот метров. Ну, ни зги! Вдруг, слышу,
штурман кричит:

— Володя, огни справа!

Разворачиваюсь, смотрю — точно Tak,
всё, как было условлено. Делаю круг на
высоте пятидесяти метров и говорю Прота-
сову: «Приготовь автомат на всякий слу-

мы с ним и летали первый раз к парти- ahh a  ope co eka. Ma nas nee
занам, я ему едва ло плеча достаю. Ему  —~ Нолан одна ПР
на всех самолетах рубку в два этажз Куда там! (Сразу бросаются человек

строили, без перекрытия — не помещался.
А когда прилетели к партизанам, увидела
нас одна старушка в избе, всплеснула ру-
ками, подняла глаза кверху и говорит:

— Батюшки, родные вы мои, долгождан-
ные, это все у вас летчики такие высо:
кие.

А Протасов. пробасил:

это вас пока еше оби-

двадцать. Не уснел я оглянуться, а Про-
тасов уже целуется. Меня из кабины вы-
тащили на руках и качать начали. Вот
тут я страху натерпелся, я тяжелый, самя
знаете, долго ли уронить. Но всё благо-
получно обошлось. В жизни столько я не
целовался, сколько за эти двадцать минут
стоянки у партизан, а потом слышу кто-то

— Нет, мамо, кричит:
жают, для первого раза. самых низеньких   ‘>
и — Диспиплинку,  товариши, держите.
дисциплинку, давайте организованно, мы

Вот умора! Ну так, ночь была темная,

майская, сами знаете — в мае только Hal.

земле в этих местах хорошо. Получили мы
задание — найти партизан. Сказали мне
это и таксе у меня настроение получи-
лось, как будто орден я получил. Ну, ду
маю, вышел я в форменные солдаты, еслн
такую задачу ‚доверяют, Что и говорить.
дело нелегкое, но район мы знали при-
мерно. После &тарта сразу же, как в пре
пасть, провалились. Летим, летим и земля
под собой пе чуем. Машина идет по прв-
борам. До линии фронта всё было хорошо.
Потом, смотрим, возле нас белые цветочки
появились. Этот «райский сад» нам немпы
с земли подкинули--разрывы зениток. По-
том, знаете, такой серпантин красный к са-

`АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор K-4

их так повредить можем,

И вот выстроилась очередь, и мы с Нро-
тасовым стали партизанам руки пожимать,
знаете, как Михаил Иваныч Калинин, ко-
гда награды выдает. Но время на исходе.
Майская ночь короче воробьиного носа,
сами знаете. Нужно спешить на базу. Хо:
тел уже в кабину садиться. Смотрю, пол-
ходит ко мне старик, дернул за рукав и
манит в сторону. Отошли, и он так, знаете,
по-деловому спросил:

— Товариша Сталина часто видаешь?

— Видаю, — говорю, — случается.

— Привет ему наш, партизанский, мо-
жешь передать?

— Могу, — говорю.

Часто происходят стычки между:

рунка времий» ввела даже

На-днях эта газета поместила статью,

да судьба Трансильвании
«румынским оружием».
ступает с утверждениями,

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). `Коррес-
пондент агентства АФИ, находящийся при
8-й армии, передает, что французские части
под командованием генерала Леклерка при-
нимали участие в операниях по занятию
Габеса. Французы вошли в Габес вместе
© передовыми отрядами ново-зеландских
войск. ‘

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Штаб со-
юзных сил в Северной Африке передает,

лини заявил,

— Ну, вот, передай, значит, от всей
нашей кампании, всего общества, значит.
Скажи, что мы здесь и-воюем и будем
воевать всей силой, как следует, и что по-
ложено,: то и сделаем.

И так меня тронули эти слова... Ведь не
плакал я никогда, сами знаете, на мокром
месте престудиться можно, а тут просле-
зился и ведь, что интересно, не’ от горя, а
от радости. Вот, думаю, какая сила в на-
шем народе есть, сколько стерпел он за
эту войну, а стоит крепко, бьется. Взять
вот этого старика-партизана. Он и без
хлеба, бывает, сидит, и голодно ему, и вое-
вать-то ему на старости лет нелегко, а
дело своей души знает. Вернулись мы на
базу, майор Пятов говорит:

— Спасибо вам, капитан Ярошевич. От-
лично выполнили задание.

А у меня вырвалось:

— Вам спасибо, товарицЕ майор, что да-.
ли возможность партизанам помочь и уви-
деть такое...

Ярошевич ‘распахнул кожаное пальто и
полез в карман за коробком спичек. В
лунном свете на груди летчика блеснули
четыре боевых ордена. Подошел механик.
Самолет готов,

— Ну, пожалуйте в мою пролётку, —
сказал Ярошевич,—полетим помаленьку по
знакомой тропочке.

Мы сели в кабину. Рядом с нами новый
штурман Ярошевича — Лева Эйроджан.
Взревел мотор. Границы летного поля,
обозначенные. редким кустарником и едва
заметные белым днем, сейчас, ночью; даже
при щедрой луне, заливающей голубоватым
сиянием снега, не видны вовсе. Мы даем
из кабины, одну за другой, три ракеты. В
воздух, извиваясь, летят огненные змеи й
свертываются в ослепительные клубки. Пэ-
ле мгновенно озаряется лрожащим фаята-
стическим светом. Делаем круг над аэрод-
ромом, и машина ложится на курс. Идем ва
небольшой высоте. Под крылом самолета
расстилается белая, словно заколдовайная,
земля пустынные места. На rpe6uax
холмов посверкивает ледок. Мартовские
снега лежат, еще не тронутые робкой вес-
ной, и сверху земля похожа на вспененное
и внезапно окаменевшее море, застывшее в
причудливых очертаниях вздыбленных волн.

Самолет набирает высоту. 1000... 1500...
2009... 2500 метров... Приближаемся к ли-
нии фронта. Панорама земли как бы раз-

-00-70 до 74, для справок — К-4-42-19. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 33. Бюро жалоб поднисной
Типография центрального органа Народного комисеариать обороны СССР «Красная звезда», Москва, Малая Дмитровка
ь : 2

~

раздел «Румынская Трансильвания», в KO-
тором ‘публикуются антивенгерские статьи.
в
которой пишет, что Румыния потернела в
Трансильвании «лишь временное пораже-
ние». Газета призывает румын ждать, ког-
будет решена
Та же газета вы-
что   TpaHCHJIb-
ванский фольклор свидетельствует о «ру-
]мыяском характере этой области» «Порун-
ка врёмий» опубликовала недавно беседу

4 expen

Гитлеровцы боятся иностранных рабочих

таются нелегальным путем доставать про-
повольствие». Обрушиваясь с угрозами на
подобную «злонамеренностьз, «Фелькишер
беобахтер» сообщает, что недавно берлин-
ский чрезвычайный суд. пригеворил четы-
рех иностранных рабочих к смертной каз-
ни за «нелегальное приобретение» продук-
тов и одежды. :

По признанию гитлеровской Газеты
«Шварце кор», на германских предприя-
тнях, где работают иностранные рабочие,
получил широкое распространение саботаж.
выражающийся в замедлении темпов рабо-
ты. Описывая работу одной группы иност-
ранных рабочих, газета пишет, что; «по
какому-то молчаливому соглашению десят-
ки людей делают вил, что они необычай-
но энергично работают. Но это только
видимость, — указывает газета. — Все эти
уснлия направлены к тому, чтобы не за-
трачивать никаких усилий. Нужно видеть.
как они, например, поднимают рельс. Это
весьма похоже на темпы замедленного
кино. Немецкому старшине, — жалуется
газета, — к концу дня остается лишь
удивляться тому, как мало сделали иност-
ранные рабочие».

РУМЫНО-ВЕНГЕРСКАЯ ГРЫЗНЯ.

одного румыйского журналиста с генераль-
ным секретарем румынского министерства
культов Аурелом Поп, который жаловался
на «тяжелые испытания наших несчастных
братьев в Трансильвании». Но, указал Поп.
«изгнанники не забывают трансильванских
лесов и полей».

` Та же газета опубликовала статью ру-
мынского писателя Братеску Войнешть, в
которой автор обвиняет венгерскую пе-
чать в нелойяльном отношении к румынам.
Венгерская газета «Пестер Ллойд», отве-
чая на эту статью, квалифицирует ее как
«враждебный выпад против Венгрии, про-
тиворечащий сушествующим между Вен-
грией и Румынией договорам».

Военные действия в Тунисе

что на тунисском фронте из-за плохой по-
годы воздушные операции носили ограви-
ченный характер. К северу от Габеса лег-
кие бомбардировщики и истребители снова
атаковали скопления войск и транспорта
противника. Бомбы были сброшены также
на неприятельские аэродромы. В течение
дня уничтожено 6 вражеских истребителей
Из этих операций не возвратились четыре
самолета. :

«ТОРЖЕСТВО» ИТАЛЬЯНСКОЙ АВИАЦИИ

По случаю 20-й годовщины фашистской авиации Муссо-
что «итальянский воздушный флот может
крыльями своих самолетов закрыть солнце...» . ;

Рис. Вор. Ефимова.

похожей на ги-
гантскую географическую карту. Внизу
чернеют скрещивающиеся нити укатанных
шоссейных дорог. Железнодорожные маги-
страли обозначены более светлыми линия-
ми — между рельсами лежит свежий снег
Темными пятнами вкраплены в белую снеж-
ную пелену роши и перелески. Эту карту
штурман Эйроджан читает наизусть и, ста-
раясь пересилить шум мотора, выкрикивает
нам названия рек, населенных пунктов и
дорог, над которыми проноснтся машина.

Линия фронта. Вдруг, словно на опроки
нутом вниз экране, перед глазами возникает
картина артиллерийской дуэли. Где-то да-
леко под нами сверкает пламя орудийных
выстрелов. В небе ясно виден красно-оран-
жевый след залпов наших тяжелых мино-
метов. Кажется, будто сквозь гул мотора
можно различить дикий скрежет раскален-
ного металла, рвущего в клочья воздух и
поднимающего на дыбы землю. Еще ниже,
видимо, над самой линией укреплений, вспы-
хивают бесчисленные огоньки. Их так мно-
го, что временами они сливаются в сплош-
ную огненную ленту. Это иде. ружейно-
пулеметная и минометная перестрелка. На
этом участке фронта Красная Армия насту-
пает. Там, на земле, артиллерия рушит вра-
жеские блиндажи и дзоты, обливаясь потом,
ползут саперы по горячему снегу и рвут
колючую проволоку заграждений, встают
пехотинцы для броска в атаку, а здесь,
под загадочным светом луны, легкий аэроп-
лан скользит в вышине, упрямо пробивая
себе путь к воинам лесов — родным брать-
ям тех, кто свершает великое дело боя.

Линия фронта остается позади. Мы идем
над территорией, занятой немцами. В ка-
бину самолета доносится едва ошутимый
сладковатый запах гари. Мы снова смотрим
вниз. Черные столбы дыма поднимаются в
небо. У их основания бушует пламя —
вдоль линии фронта горят деревни, подож-
женные немцами. Это об’ясняет нам штур-:
ман Эйроджан. Он безошибочно узнает
происхождение всех огней, возникающих
под самолетом на измученной и печальной
нашей земле, полоненной` врагом.

— Вон там, справа впереди, будет не-
мецкий аэродром, — кричит нам штурман.

Проходит минута, другая, и внизу вспы-
хивают две красные ракеты.

— Эго немец дает нам посадку. Услы-

шали мотор и ‘думают, что у нас на фю-
зеляже свастика.

двигается. Она становится

конторы

16.

сообщает корреспондент агентства
шиэйтед Пресс из Монтевидео, уругвайское

4943 г. воскресенье. № 79 К5450). 1

ВОЙНА НА ТИХОМ

ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). В ко’
нике штаба об’единенного комавдования во-
оруженными силами союзников в юго-за-
падной части Тихого океана говорится, что
в северо-западном секторе Новой Ирландий

Чавиация союзников атаковала японские су-

да к югу от пролива Стеффен. Авиация со-
юзников совершила также налет на япон-
ский аэродром в Кавиенге. Все самолеты
вернулись на свои базы. ;

`В секторе Новой. Британии авнация со-
юзников совершила налет на `Гасмату и
мыс Глоустер. На Новой Гвинее авиация
союзников соверщила налет на гавань Алек-
сиса, гавань Финша и Мубо.

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). В комую-
нике морского министерства США указы-
вается, что 30 марта помимо двух налетов,
о которых указывалось в ‘предыдущем ком-
мюнике, американская авиация совершила
еще две атаки’ на японские позиции на
острове Кыска (Алеутские острова). Во

время последней атаки были отмечены
сильные взрывы, возникли крупные цо-
жары.

В воздушном бою, имевшем место севе-
ро-западнее острова Гвадалканар (Соломо-
новы острова), сбито 16 японских самоле-
тов. Американская авиация потеряла 6 ca:
молётов. однако два летчика спаслись. ‘7

НЬЮ-ЙОРК, 3 апреля. (ТАСС). В ком-
мюнике командования американской авиа-
ций, опубликованном в Дели, сообщается,
что 2 апреля американская авиация под-
вергла бомбардировке `Ньинмана,  располо-
женный в 150 милях к югу от Мандалая
(Бирма). Отмечены прямые попадания в
военные склады, железнодорожные вагоны
и склады горючего. В завязавшемся воз-
душном бою сбито два японских самолета.

`ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА

По данным китайского командования, в #

#

—

западной части провинции Хубэй китайские ©

войска, атаковав на южном берегу реки
Янцзы японские позиции, добились некото-
рого’ успеха.

В северной части провинции Хунань ки-
тайские войска продолжают в некоторых
секторах атаковать японские позиции и за-
няли один населенный пункт.

В провинции Гуандун, в районе ‘северо-
восточнее Кантона, японские войска пыта-
лись пролвинуться вперед. Китайские `вой-
ска отбили японскую атаку. (ТАСС).

ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКИХ
  подводных лодок,
БАЗИРУЮЩИХСЯ НА МАЛЬТУ

\

- JIOHJIOH, 3 anpensx. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, флотилия англий-
ских подводных лодок, базирующихся на
остров Мальта, за последние лва года по-
топила 82 вражеских судна, в том числе
не менее 12 военных кораблей. Кроме то-
го, было повреждено много других судов.
Эта флотилия торпедировала 2 линкора,
потопила 4—5 крейсеров и нанесла повре-
ждения ряду других, потопила 8 эсминцев
и 70 торговых судов, в том числе 6 круп-
ных пассажирских пароходов.

СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН
ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В` ОБОРОНЕ
ЗАПАДНОГО ПОЛУШАРИЯ

НЬЮ-ЙОРК, ‘3 апреля. (ТАСС). Как

Ассо-

правительство создало в целях сотрудни-
чества с межамериканским «чрезвычайным
консультативным комитетом по обороне. За-
падного полушария» национальный коми-
тет из 13 лиц, включающий представите-
лей министерств обороны, внутренних дел,
иностранных дел и других правительствен-
ных учреждений. Указанный комитет будег
подробно информировать межамериканский
комитет`о мероприятиях уругвайского пра-
вительства по борьбе с подрывной  дея-
тельностью. агентов держав оси, давать со-
веты другим правительствам американских
стран и изучать предложения межамери-
канского комитета с целью проведения их
в жизнь.

Боливия. в принципе согласилась создать
аналогичный национальный комитет. Как
сообщают, межамериканский комитет наме-
рен рекомендовать всем правительствам
американских стран создать подобные Ha-
циональные комитеты для того, чтобы про-
водить в жизнь предложения межамери-
канского комитета. : ;

Самолет продолжает свой путь, отклоняя
‹любезное» приглашевие. Тучи заволокли
луну Погода начинает портиться, но доро-
га наша, видимо, подходит к концу. На го-
ризонте появляется красная точка. Мы на-
ходимся в районе цели. Еще несколько се:
кунд, и машина илет на снижение. Уже от:
четливо различимы костры ва площадке,
расположенные но определенной, на сегодня
условленной системе. Мы открываем верх-
нюю раму кабины. Холодный ветер бьет в
лицо. Самолет делает круг и как-то сра:
зу ныряет из окружающей нас тьмы к све-
гу костров, внезанно надвинувшихся на ма-
шину. По снегу бегут люди. Владимир
Ярошевич уже на земле и, подходя к ка-
бине, восклицает:

— Слезай, приехали!

Костер освещает нарисованную на. его
манине сову — ночную глазастую птицу.
Летчик прилетел партизанской воздуш 5
тропой. как по распнсанию, минута в tr
нуту, не. отклонивщись от курса ни Ha
мгновенье.

У ближайшего костра’ молча сидят, по-
сматривая на небо, трое — два крепких
старика, из тех, что живут до ста лет, и
шестнадцатилетний парнишка’

— Володя прилетел? — отрывисто спра
щивает он у. нас. — Я его посадку знаю!

— Помалкивай, сказано тебе, воздух
слушай, — отозвался один из стариков.

Возле костра лежит огромный железный
колпак. Немного позже мы узнали, что
«сторожа воздуха», заслышав шум немецко-
го самолета, мгновенно покрывают костры

такими колпаками, и летное поле. погру-
жается в мрак:

„..Послышался знакомый сигнальный ро-
жок. Подпрыгивая на снеговых буграх,
под ехала самая обыкновенная ‘эмка. Мы
пересели из самолета в автомобиль и тро-
нулись дальше. Машина идет по узкой,
темной просеке. Через каждые сто метров
она останавливается. Мигает лучик элект:
рического фонарика, и шофер, пошел. ав-
шШись с вырастающими словно из-под земли
вооруженными людьми, снова дает газ...

(Продолжение следует).

Ответственный редактор Д. ВАДИМОВ.
Издатель НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР.

— K-4-00-70 no6. 31.

=