>

`ния городской бани и хлебозавода. ;
geno 2 ropogexmx парка. При отступлении других, скульптуры Антокольского,

Чрезвычайной Государственной Комиссии по’ установлению и  расследован
= - ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР

``О злодеяниях немецко-фошистски
° (Сычевке Смоленской области и в гор. Ржеве_ Калининской

Окончание. Начало на 1. стр. .

фокельниов и минеров, которые юджи-.

гаи и взрывали жялые лома, школы, те-
атры, клубы, музеи, библиотеки, больни-
цы, церкви, магазины, заводы, оставаяя
по путн своего ототуиленна лишь пел
развалины. : igs =-
В Вязьме us 5500 зданий уцелел

лишь 51 леревлиный лол. Здесь с_20 фе-

враля по 6 vapra 1943 г. немцы произ-
вели 476 ворывов, которыми уничтожены:
2 больницы, родильный дом, женская и
детская конеультация туберкулезный. дис-
пансер, туберкулезный санаторий, 2 поли-
клиники и городская аптека, 15 школ,
учитезьский  инетитут, 2 медицинские
школы, горолекой театр, кинотеатр, цент-
тальная публтаная библиотека, дом пионе-
ров, 4 рабочих клуба, детский дом, 5 дет-
ских яслей и 4 детеких сада, дом учителя,
хом Красной Армии, летний театр, лбу
колхоэника, здания Госбанка, сберкасвы,;
Горсовета, райисполкома,  Горгорготдела,
Райсоюза, Нарсуда и Шмювуратуры, зда-
Выруб-

из Вязьмы немцы  отравяли  цианистой
солью больнтинство колодцев, взорвали Ду-

перковь в городе

ховсклю и Троицвую церкви; взорвали
Егорьевский, Зусвский, “Фроловский, Сус-
зенков и Смоленевий мосты.
В Гжатске из 1.600 зданий  уцелело
только 300 домов. Взорваны и сожжены:
городекая электростанция, водопровод, боль-
ница, сельскохозяйственный техникум,
общежития техникума, Дом учителя, дет
скио ясли, детекий дом им. Аенина; ки-
‘вотеатр, тородекой клуб, клуб ‚Юраеной
Аруинн; изкарпя, баня, завод промысловой
кооперащии «Металлист», дом  инвазидов,
районная ветадечебница, здание райвоенко-
мата и другие государетвенные предирия-
тия и учреждения.

Церкви в Гжатеке превращены были в
конюшни и склады. В Благовещенской
церкви немцы устроили бойню для рота-

того скота, Предтеченекая перкове и Ка-

занский собор взорваны. Колодцы в го-
роде отравлены и заминиреваны.

В Сычевке из 1.030 жилых домов взор-

вано и сожжено 770 зданий. Сожжен му-
зай, в котором погибло свыше 5.000 кар-
тин, среди них были полотна Репина, de-

витана, Перова, Айвазовского, Коровина и

3010-
THe, серебряные и бронзовые вещи рабо-
ты мастеров ХУП, ХУШ, ХХ веков. -

взорванная

é. я

В Историко-краеведческом отделе музея   домов. Так, фашисты разрупили и сожгли
погибла ценлая коллекция орудий доието- драматический театр, кинотеатр, краевед-
рического человека. ИЕ по   ческий музей, дворен пионеров, централь-

Взорваны и-сожжены. 8 средних и. 2  НУЮ библиотеку с 60.000 книг, 3 клуба,
гачальных школы школы $30, колхозный 22 начальных и ередних школы, 21. дет-
техникум, дом учителя, дом пноперов, би- ский сал, учительский институт, нааново-
блнотека:  больнана, столовая, . 2 летских экономический и сельскохозяйетвенный тех-

я т

лома, волонапорная башня, городекая ам- никумы, фельдшерско-акушереную школу,
булатория, телеграф, радиоузел и другие поликлинику, женскую консудьтацию, амоу-

латорию, бозьиичный городок, ‘баню, элек:
тростанцию и другие учреждения. Приве-
‘дено-в негодность железнодорожное хозяй-
ство и подвижной состав. Оборудование
‘промышленных предприятий вывезено в
Германию. а.
“Сожжены и разрумены корпуса. заводов:
№ 307, спиртозавола, маслозавода, меха-
нического завода, лесозавола и фабрик
тислко-крутильной, пуговичной и других.
Немцы взорвали железнохорожый моет че-
рез Волгу и 5 мостов через реку Холыеку.
_ В Ржеве gammerst вырубили вбе сады и
парки до последнего дерева. Разрушевы:
Успенский собор, Вафваринекая, Елиновер-
ческая, Екатерининская, Рождественская.
Ильинская, Смоленская, Казанская, Вторая
Покровекая Старообрядческая, Третья П9-
хровекая: Старообрядческая, Предтеченская,
Владимирская, Спасская, Благословаениая

здания. у ‘
В. ночь е 5 на 6 Марта, накануне от-
ступлевия из Сычезки, Яемецине оккупан-.
ты взорвали все 7 церквей, в том число:
старинную Старообрялческую и Кладбищен-
скую церкви, собор. и монастырь. ^_
Фалнисты гауматся над религиозными
чувствами русских людей. В Сычевке они
разрешили открыть для богослужения
кладбищенскую церковь. Верующие при-
шли в церковь в праздничной олежде, тол
тла немны окружили церковь, вывели из
нее верующих и отрабили их. i ;
В Сычевском paiione us 248 7e вень
немецкие оккупанты сожгли дотла 137 ле-
ревень. — те ee
Старинный русский город — Ржев пре-
вращен немецкими оккупантами в труду
развалин. Из 5443 здавий осталось только
495 более или менее сохранившихся

Одна 23 улиц города Гжатска, разрушенного немецко-фашистскими захватчиками. ^

х захватчиков в г.г. Вязьме,

ию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщник

Старообрядческая церкви и польский ко-
cred. ee т
Покровскую церковь немцы разграбили
и увезли вое ценности. В церкви они ует-
ровли казармы для  соялат. Священника
Андрея Попова расстреляли. Перед отетуня
лением фашисты заминировали Покров-
екую церковь и согнали в нев 0коло 200
хирных жителей. Тех, кто отвазывалея ит-
TH, Ham не мог дойти до церкви — муж-
чин, женщин и детей, фашиеты расстрези-
вали «3%  неновиновение немецкнм ва9-
сетям». Согнёв жителей в перковь, они
наглухо закрыли двери, но церковь взор-
вать не успели, — ворвавшиеся в город
части Красной Аруии помешали им осуще-
“CEBHTS это_ преступление.
Чрезвычайная Государственная Комиссия
по установлению. и расслелованию злодея-
HUH неменко-фанттских захватчиков и их
сообщников и причиненного ими ушерба
тражданам, колхозам, общественным орга-
низациям, государственным предприятиям и
учреждениях СССР считает отвезственными
за инстязание и истребление мирных граж-
лан и военнопленных, за увод советеких
людей в немецкое рабство, за произведен-
ное разрушение городов Вязьмы и Гжат-
ска, Сычевки и Ржева, & также еёл и де-

ов`и причиненного

Гжатске и_

области. о

ревень командующего 4-й германской ар-
мией генерал-полковника Хейнриц и коман-
диров 7, 35, 98, 252, 268 пехотных ди-
визий и жазлармекого корпуса, входящих в
эту. армию: генерал-майора Ропперт, гене-
рал-майорэ’ Меркер, тенерал-майора Tapane,
генерал-майора Шефера, генерала Грейнер,
командира занлариского корпуса генерала
Шимана; командующего 9-й германской ар-
зией генерал-полкавника Модель, команди-
pa 27 армейского корнусь тёнерал-маиора
Вейс, команлиров 56,12, 87102 129.
337 пехотных дывизий; входяших в эту
ариню: генерал-лейтенанта Гросман, геве-

рал-майора ° Мюдлаер. генерал-дейтенанта
Пиулний, теверал-майора Физлер, генерал-

хайора Браун, генерал-майора Шонеман,
генерал-майора Эвердин: бургомистра горо- +;
за Вязьмы Арнольда Штамзи, назальнийа
Гестапо барона Аллер;. коменданта города
Сычевки  обер-лейтенанта Кислера, началь-
пиков лагорей для военнопленных, старших
унтер-офинеров Фокс и Рауутенберг; воен-
ного коменданта “тгорола Ржева _ манора
Кургфель, коменданта города Taarexa
обер-лейтенанта ИЛейман. Они должны по-
нести суровую ответственность и. заслужен-
20 наказание за все их неслыханные 310
деяния и преступления, совершенные про-
тив народов CCCP.

Npexcexsrein `Чрезвычайной Государственной Комиссии H M Вани (4-й слева) ‘и член Up звычайн а :
BS AAS SEE i те ой Г it =
Киевский и Галицкий (1-й слева) у разрушенной немецко-фашистскимн захватчикамн Кладбишенской ме в ЧЕ to Комиссин Николай, Митрополит

:

*