Война в

ВОЕННЫЙ ОБЗОР

проти  нимые в данных условиях потери в мате-

Военные действия союзников
итало-германских войск в Тунисе привле-
кают сейчас всеобщий интерес. Насту-
пление войск союзников развивается ус-
пешно. Настроения ‘солдат и офицеров
союзных армий, накопивших _значитель-
ный боевой опыт и принимающих ны-
не участие в боях, нашли свое отраже-
ние в обращении генерала Монтгомери к
частям 8-й английской армии: «Вперед к
Тунису, чтобы} сбросить противника в MO-
ре» :

Пока бои происходили к югу от залива
Габес, итало-германское командование мох-
ло еще питать надежды сдержать на из-
вестный срок наступление 8-й армии или
на сильно укрепленной линии Марет, или
в узком габесском проходе, ограниченном
с одной стороны заливом; а с другой —
озерами Шютт-Джерид и Шотт-эль-Фед-
жадж. Эти расчеты врага были сорваны
энергичным наступлением войск генерала
Монтгомери. Преодолев обе оборонитель-
ные линия, а затем прорвав и позиция
войск Роммеля у Вали-Акарита, части
8-й армии приобрели два важных преиму
шества, Во-первых, OHH получили план.
дарм для развертывания дальнейшего на-
ступления в северном направлении. Bo-
вторых, они смогли примкнуть свой левый
фланг к частям 2-го американского корпу-
са, наступавшим к востоку от Эль-Геттары.

Осенью прошлого года, когда войска
союзников, высадившиеся в Марокко и Ал:
жире, продвигались на восток, а части 8-Й
армии наступали с территорин Египта на
запад, было естественным сравнить эти
две группировки войск с концами огромных
клещей, которые в своем движении дол-
жны сомкнуться вокруг войск держав осн
`в Африке. Так в действительности и про
изогло, но продвижение с запада и с во:
стока было неравномерным. Силы союзных
войск, действующие в Тунисе, столкнулись
с упорным сопротивлением противника и

смогли лишь незначительно потеснить его.

к востоку, В то же время 8-я армия за
пять с половиной месяцев упорных боев
отбросила войска Роммеля свыше чем Ha
две тысячи километров, перенеся военные
действия на территорию Туниса. Достигнув
Габеса, генерал Монтгомери смог уже не-
посредственно содействовать успеху пра-
вого фланга союзных войск. В свою оче-
редь и американские войска, наступавшие
к востоку от Макнасси; создали’ угрозу
удара с тыла по позициям войск Роммеля
северо-западнее Габеса и этим способство-
вали продвижению 8-й армии.

С момента выхода частей 8-й английской
армии сезернее Габеса борьба за Туние
вступила в новый, решающий этап. Теперь
в боях приняли активное участие войска
8-й английской армии, имеющие большой
боевой опыт войны в Африке. После про-
рыва вражеских позиций у Вади-Акарит
перед 8-й армией открылись широкие воз-
можности. Она преодолела горные районы,
и лежашая перед ней прибрежная полоса
не имела вблизи естественных рубежей, ко-
торые враг мог бы использовать для обо-
роны. Этим в известной степени и об’яс-
няется, что, потеряв 6 апреля свои позиции
у Вади-Акарит, Роммель был вынужден
уже утром 10 апреля оставить важный порт
Сфакс, а 12 апреля порт Сус, расположевн-
ный на расстоянии свыше 200 километров
от Вади-Акарит.

Исходя из условий местности, о можно
было ожидать, что дальнейшее наступле:
ние 8-й армви в северном направлении бу-
дет развиваться быстрыми темпами. Даже
при наличии удобного рубежа было мало
вероятно, что Роммель попытается органи-
зовать прочную оборону в районе Суса
или к югу от него. Это было бы нецеле-
сообразно, так как войска союзников,   на:
ступающие со стороны Пишона и Уссель-
тиа, могли бы при дальнейшем движении
выйти в тыл итало-германских войск. Ио-
ходя из этих соображений, можно пола-
гать, что ближайшим рубежом, где Ром.
мель сделает попытку задержать’ насту-
пление 8-й армии, будет горный район &
северо-западу от Энфидавилля. .

Стремительное продвижение 8-Й англий-
ской армии на север резко сократило и. без
того незначительное пространство, контро-
лируемое войсками держав оси в Тунисе.
Но не в этом заключаются основные пре-
имущества, достигнутые 8-й армией. Если
Роммелю’и удалось в конце концов -отор-
ваться от войск генерала Монтгомери и
достигнуть северо-восточной части Туниса,
это дорого обошлось ему. Энергичные в
быстро следующие друг за другом удары
англичан лишили его возможности оття:
нуть большую часть своих войск, чтобы
усилить части генерала Арнима в районе.
Бизерты и Туниса, где несомненно будет
разыгрываться последний акт войны в Аф-
рике.

С отходом войск Роммеля из Ливии над
ними нависала угроза полного разгрома у
линии Марет и в габесском проходе. Оба
раза Роммель бросал в контратаки круп-
ные силы и в том числе свои танковые
соединения. В результате только этих
двух сражений он потерял много солдат
и офицеров убитыми и ранеными и свыше
15 тысяч человек пленными, а его 15-я и
21-я танковые дивизии понесли невоспол-

ВОЗМУЩЕНИЕ В БОЛГАРИИ БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ
ВЛАСТЕН ПРОТИВ ЕВРЕЙСКОГО. НАСЕЛЕНИЯ

СТАМБУЛ, 12 апреля. (ТАСС). Посту:
пающие из Болгарии сведения говорят о
растущем возмущении широких кругов бол:
гарского населення фактами насилия и бес-
человечного обращения болгарских властей
в отношении евреев в Македонии и Фра-
кии. Как уже сообщалось, болгарские вла:
сти по указке немцев проводят эвакуацию
еврейского населения в Польшу. Нри этом
власти задерживают работоспособное муж-
ское еврейское население для использова-
ния его на’ тяжелых работах по строителяь-
ству дорог. и укреплений, а детей, стари-
ков и женшин отправляют в Польшу на
верную смерть.

Евреям ве дают времени на сборы и нз
разрешают почти ничего брать с собой из
имущества. Их перевозят в запечатанных
‘товарных вагонах, в пути совершенно He
дают воды и пиши. Больным о не оказы.
вается медицинская помошь, а трупы умер-
ших от голода не удаляются из вагонов.

Это организованное уничтожение евреев
вызывает возмущение в болгарском варо-
де. Во двореп и к министрам веоднократ-
но являлись делегации, главным образом

Зверства гитлеровских люлоедов в Польше

ЛОНДОН, 13 ‘апреля. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, в Лондоне полу-
чено сообщение о том, что гитлеровцы при-
ступили в Кракове к «ликвидации» еврей-
ского гетто путем истребления его насе-

АДРЕС РЕДАКЦИИ:
Г 113087. т

Москва,

КРАСНАЯ

НАЛЕТЫ АМЕРИКАНСКОЙ
АВИАЦИИ НА НЕАПОЛЬ

корреспондент агентства Рейтер передает
коммюнике штаба американских  военно-

воздушных сил на Ближнем Востоке, в
котором говорится, что 11 апреля самоле-

рнальной части. Несмотря на все усилия.
Роммелю не удалось сорвать планов ге-
нерала Монтгомери и задержать насту-
пление его войск. Вследствие же излин-
ней склонности этого «прославленного» ги-
тлеровского фельдмаршала к активным
методам борьбы его войска понеели круп-
ные потери, которые окажут свое влияние
на исход дальнейших боев за Тунис.

В связи с поспешным отходом остатков
войск Роммеля борьба переносится в гори-.

порт- Неаполь. Были отмечены прямые по-
падания в мол «Витторио Эммануэле» и в
районе верфи.

12 апреля американские
вновь атаковали Неаполь, а также Козен-
цу, Кротоне и Пицио. Во время налета на
Неаполь 1! апреля вражеские истребители
вступили в бой с американскими самоле-

истребителя ‘противника и пять по всей

ский самолет ве вернулся на свою базу.

ТЕЛЕГРАММА ЭБУЭ.
„ДЕ ГОЛЛЮ

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Бюро пе-
 чати Сражающейся Франции сообщает, что

альной Африки Эбуэ направил де Голлю
телеграмму, в_которой говорится, что всё
население `Франпузской Экваториальной Аф-
рики выражает свою. преданность де Гол»
лю и принципам, за осуществление кото-
рых он борется. Достижение единства всех
французов, говорится далее в телеграмме,
является абсолютно неотложным. Создание

ean Ах
аЭль-
ГАФСА

войне достойное место. В телеграмме вы-
‚ражается пожелание, чтобы в самое корот-
кое время все препятствия, стоящие на пу»
ти к достижению. этой задачи, были уст:
ранены.

Условные.
OGO3HA ЧЕНИЯ:

Территория,

gy) ЗАНЯТАЯ ИТАЛО-
> FOPMAHC KUM

50 100кы

at р BOWUCKAMIA

в.

Казнь трех студентов
Мюнхенского университета
лондон, (ТАСС).

стую северо-восточную часть Туниса. Сей-
цас итало-германские части генерала Ар-
нима и фельдмаршала Роммеля, об’единен-
ные, видимо, единым командованием, попы-
таются упорной обороной занимаемого ими
горного района противостоять. усилиям
войск союзников, чтобы как можно доль-
ше затянуть военные действия в Тунисе.
Однако в создавшихся условиях это дале-
ко не легкая задача. Силы держав оси в
Тунисе значительно уступают по своей
численности и . техническому оснащению
силам союзников, которые с трех сторон
сжимают кольцо своих войск. По целому.
ряду причин итало-германские части не
могут рассчитывать на увеличение свойх
сил. Гитлеровское командование, несомнен-
но, понимает, что кампания в Африке про
играна и никакие пополнения уже не мо-
гут спасти положения. Так же несомнен-
но, что Гитлер готов пожертвовать ос-
тавшимися в Тунисе войсками, чтобы вы-
играть время и задержать осуществление
дальнейших планов командования союзни-
ков. Не исключены, конечно, попытки эва-
куании некоторой части германских войск,
но они связаны с огромными  затрудне-
HHAMH,

Итальянский военно-морской флот, поте-
рявший в ходе войны половину своего ко-
рабельного ‘состава, вряд ли в состоянии
обеспечить переброску войск из Туниса.
Морские базы союзников вплотную при-
близились к центральной части Средизем-
ного моря, и действия англо-американских
кораблей заставили. итальянский флот
укрыться в своих портах. Что касается
возможности эвакуации итало-германских
войск по воздуху, то рассчитывать на ши-
рекие масштабы переброски ве приходит-
ся из-за превосходства авиации союзников.
Англо-американские воздушные силы уже
сейчас надежнс блокируют воздушные пу-

13 апреля.

Вскоре в университете были. обваруж

действуя по доносам предателей из числ
студентов университета.

Среди арестованных были студенты

«подготовке акта
действиях B

обвинение в
ственной измены и

стою ‘сейчас я». Немёлленно после выне-
сенвя смертного приговора студенты были
казнены. see

а

НАСЕЛЕНИЕ АВСТРИИ
ОКАЗЫВАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ
«ТОТАЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ»

ти через Сивилийский пролив. Об этом р
свидетельствуют многие деся%и сбитых ca rhe eo Е ce
германских транспортных самолетов, пы- у errs age ИН

полученным из Австрии, население страны
оказывает твердое сопротивление «тоталь-
ной мобилизации», проводимой  гитлеровца
ми. Уклонения от мобилизации приняли
массовый характер. Гитлеровский намест
ник в Зальцбурге Шеель, совершивший не-
давно инспекционную поездку по своему
округу, вынужден был признать, что на
селение не проявляет никакого желавия
работать на Германию и.что каждый при.
званный находит всякие предлоги? чтобы
увильнуть от мобилизации. Шеель угро-
жает принять самые строгие меры против
подобных лин. Е

Газета сообщает также, что усиление
репрессий оккупационных властей против
населения Австрии вызвало в стране рост
саботажа. По признанию гитлеровской. га-
зеты «Фельквшер беобахтер», саботаж в
Вене, особенно в городском _ транспорте,
принял такой большой размах, что местные
оккупапионные власти об’явили специаль-
ную кампанию по борьбе с саботажем.

тавшихся поддерживать связь между Ty-
висом и Игалней. :
Боевые действия в Тунисе вступили в
решающую фазу. Выигрыш времени — вот
единственная цель, которую преслелуег
теперь враг, пытаясь. сохранить свой по-
следний оплот в Африке. Настунающим
войскам союзников предстоит преодолеть
известные трудности, связанные. с веде-
нием военных лействий в горном районе.
Однако оги обладают всеми условиями,
чтобы достигнуть победы’ численное пре-
BOCXOACTBO B живой силе и технике, вы-
годное расположение, позволяющее HaHO-
сить врагу удары с трех сторон, превос-
ходство в воздухе и боевой опыт войск
н командного состава, приобретенный в
борьбе на африканском континенте. Слело:
вательно,, речь идет только о сроке окон:
чательного изгнания войск держав оси из
Африки. Надо полагать, что командование
союзников ‘приложит все усилия, чтобы
сократить этот срок. И чем быстрее
территория Туниса будет очищена от вра-
га, тем рациональнее могут быть исполь-
зованы крупные силы войск наших союз- .
ников, прикованные в настоящее время к
этому фронту
Полковник М. ТОЛЧЕНОВ.

ОТКРЫТИЕ В ЛОНДОНЕ ИМПЕРСКОЙ.
КОНФЕРЕНЦИИ: ТРЕД-ЮНИОНОВ`

‚ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, 12 апреля в Лон-
доне открылась первая’ имперская конфе-
ренция  тред-юнионов ‘(представляющая
профсеюзные организации британских до-
 MHHHOHOB и владений). Конференция была
созвана конгрессом тред-юнионов. Ее - це-
лью является обмен мнениями и опытом по
вопросу о военных усилиях, а также об-
суждение общих вопросов, связанных ©
войной и послевоенной реконструкцией.

от различных групп интеллигенции, в том
числе н из провинции, с протестами про-
тив нечеловеческого отношения к евреям.
Депутаты парламента продолжают  полу-
чать. многочисленные письма из своих .ок-
ругов с требованиями прекратить эти по-
зоряшие Болгарию действия властей.
Отражением этих протестов явилось не-
давнее бурное заседание болгарского пар-
ламента, где обсуждалось письмо 42. де:
путатов, требовавших срочно рассмотреть
вопрос об антисемитских действнях болгар-

ГИТЛЕРОВСКИЙ ТЕРРОР

В ГОЛЛАНДИИ

ЛОНДОН, (13 апреля. (ТАСС). Газета
«Войс оф Недерланд» сообщает, что. гла-
варь голландских фашистов Муссерт на-
днях был вынужден официально признать,
что «отношение значительной части гол:
ландского народа к немецким солдатам и
офицерам является крайне враждебным».

ских властей. Сейчас стало известно, чт
это. письмо-требование к болгарскому В связи с покушениями на голландских
правительству ‘было подписано первона: Фашистов и представителей оккупационных

властей германская полиция произвела не-
давно. массовые аресты голландеких сту-
центов. Агенты полиции ‘врывались в уни:
верситеты с винтовками и пулеметами в
хватали студентов. Было арестовано более
600 человек. Студентов арестовывали так-
же прямо на улицах и в кинотеатрах. Ты:
сячи. студентов были отправлены. в кон-
центрационный лагерь в Фегте, рассчитан-
ный на 25 тысяч человек. В настоящее
время в нем томится уже 15 тысяч гол-
ландских натриотов. :
СТОКГОЛЬМ, 13 апреля. (ТАСС). ute
леровская газета «Дейче. цейтунг ин Ни:
дерланден» сообщает, что в голландском
городе. Баксем в своей квартире «неизвест-

чально 112 депутатами. (из 132), но 70 че-
ловек под давлением правительства сняли
свои подписи незадолго до заседания пар:
ламента: 2

Премьеру Финлову удалось, поставив во-
прос`о доверин правительству, ‘отклонить
требования 42 депутатов. Протесты болгар-
ского народа против антисемитских меро-
прнятий болгарских властей, идущих по
стопам гитлеровцев, не прекращаются,

ления В течение трех дней агенты геста-
по убили в Кракове свыше 1.000 евреев, а
остальных отправляют Ha грузовиках в
коннентрационный лагерь в Освециме, где
их умерщвляют с помошью газов ‘и элёкт-
рического тока. :

мистр горола Геттершейл. Оккупацнонные
власти назначили крупную награду за по:
имку покушавшихся.

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Каирский

ты «Либерейтор» подвергли бомбардировке

бомбардировщики

тайи, в результате чего было. сбито три

вероятности уничтожено. Один американ-

генерал-губернатор Французской Экватори-

французского правительства на одной из
французских территорий крайне необходимо
для того, чтобы Франция заняла в этой

Газета
«Дейли мейл» сообщает, что в начале ны-
нешнего года гитлеровский областной ру-
ководитель ‘Гиселёр выступил в Мюнхен-.
ском университете с резкими нападками`на
студентов университета за уклонение от
мобилизавии. на работу на военных заво-
дах. В ответ раздались возгласы” недоволь-
ства. Многие из присутствовавших студен-
тов демонстративно встали и покинули зал.

ны антигитлеровские листовки, в. Которых
Гитлер был чазван убийцей. Несколько не-
дель спустя власти обнаружили антигит-
леровские лозунги, написанные на стенах
некоторых. зданий фашистской партии в
Мюнхене Листовки. найденные в Мюнхен-
ском университете, получили широкое: рас-
пространение в самом Мюнхене и других
частях Баварии Гестапо’ произвело аресты,

Ганс
Шолль и Христоф Пробст и студентка Со-
фия’Шолль Всем трем было пред’явлено
государ-
Г пользу
противника». Во время процесса’ Шолля и-
Пробста обвиняемые проявили. большое му-
жество. Ганс Шолль, обращаясь к судьям,
заявил: «Скоро вы будете: стоять там, где

ными. лицами» был убит немецкий бурго-  .

6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 ло 74, для справок — К-4:42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВ

ЗВЕЗДА

ЛОНДОН, 13 апреля: (ТАСС). В. коммю-
нике штаба союзных войск в Северной
Африке сообщается, что 12 апреля вдоль
всего тунисского` фронта войска  союзни-
ков на многих’ участках продвинулись впе-
ред. 12 апреля утром был занят Сус. Па-
трули 1-й и 8-й армий продолжают прод-
вигаться на север между берегом и при-
брежными высотами. Французские’ войска
продвигаются в горном районе’ на ток
от ‘долины Уссельтиа. Далее на север, в
районе операций 1-й английской армий,
войска союзников также продвинулись впе-
ред в районе Меджез-эль-Баба и Мюнша-
а.

. B How Ha 12 апреля крупные силы тя-
желых и легких бомбардировшиков. ата-
ковали вражеский аэродром в Сент-Мари
дю-Зит. Возникло много пожаров и былв
отмечены прямые попадания в аэродромные
сооружения. 12 апреля днем  соединениз
самолетов «Митчелл» и «Бостон»  продол-
жали совершать налеты на аэродромы

противияка в Тунисе. Бомбы разорвались

среди ‘самолетов, находившихся на. земле.

Возникло много’ пожарав. Самолеты’ «Лг-

тающая крепость» продолжали совершать
налеты ‘на неприятельские порты и суда.
В Бизерте было отмечено прямое попада-
ние в торговое судно противника. В рай-
оне пристани возникло несколько пожаров.
В Трипани бомба попала в болыное нефте-
наливное судно. Были отмечены также раз-
рывы бомб среди ‘скоплений вражеских
барж. В результате этого налета возник
сильный пожар. Во время этих операций
истребители «Лайтнинг» сбилн 4 неприя-
тельских самолета. В. течение всего дня
12 апреля истребители союзников продол-
жали действовать ‘над районом передовых
позиций и сбили один вражеский самолет.
Истребители береговой ‘авиации, патрули-
руя в районе побережья Алжира, уничто-
жили два самолета противника. Из всех
операций не вернулись два самолета союз
НИКОВ. _

По дополнительным сведениям, 10 апрг-
ля было уничтожено, помимо указанных,
еше пять вражеских самолетов. Таким об-
разом в. этот день всего было сбито 63
машины противника.

Агентство Рейтер передает сообщение

алжирского радио о том, что сегодня, 13
апреля, авангарды 8-й армин достигли Эн-
фидавилля. Алжирское радио также пере-
дает, что англичанами захвачена в, плен
почти вся итальянская дивизия «Витториа»
(«Витториа» по-итальянски означает «Побе-
да»). : :
ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, в сообщении
игтаба союзных войск в Северной Африке
говорится, что войска ыы занявшие
аэродром в Ла Фоконньер, расположенный
на дороге к западу от Сфакса, захватили
не менее 30) самолетов, оставленных от-
ступивиими войсками держав оси. Аэро-
дром’ был одной из баз истребительной
авиации держав оси и состоял из трех
посадочных площадок. ;

JIOHJIOH, 13 anpens, (TACC). Kax пеё-
редает английское министерство ‘информа-
ции, 13 апреля части 8-й и 1-й английских
армий соединились в районе Кайруана.

По: сообщению алжирского радио, войска
держав оси, перед тем как оставить Кай-
руан, уничтожили водопровод, . главную
электростанцию и подожгли много зданий.

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСОА Агентст:
во Рейтер передает сообщение штаба: со-
юзных войск в Северной Африке о том,
что, начиная с 20 марта, одна только 8-я

НЬЮ-ЙОРК, 13 апреля. (ТАСС). Амери:
канская печать высмеивает заявления гер-
манской пропаганды о том, что Германия
создала на европейском континенте якобы
неприступную ‘оборонительную линию про-
тив. англо-американского ‘вторжения. Каса-
ясь хвастливого заявления Гитлера о том.
будто возведена «непристунная стена» на
125 миль длиннее, чем китайская стена, га-
зета «Нью-Йорк таймс» заявляет, что ни

итайская стена. ни какая-либо линия ук:
реплений никогда не уничтожит решимо-
сти союзников к наступлению.

Возможно, пишет газета, что германская
пропаганда ставит своей задачей подобны-
ми заявлениями укрепить ухудшающееся
моральное состояние германского народа.
Ешеё более вероятно, что она стремится
запугать союзников. Однако надежда на
китайскую стену не сможет спасти Герма-

НЬЮ-ЙОРК, 13 апреля. (ТАСС). В Чи-
каго состоялось заседание Комитета аме-
риканского славянского конгресса: Коми-
тет ‘вынес резолюцию, в которой говорит-
ся: «Наступил решающий момент войны
против ‘германской агрессий; После_ побед
в Сталинграде и’ в’ Африке, воодушевив-
ших весь мир, инициатива ‘на поле боя

перешла в руки об’единенных наций. Гит-

леровская военная машина становится всё
более слабой благодаря мощным ударам
Красной ‘Армин. Сейчас заложена основа
для окончательнсго ` ‘разгрома Гитлера и
его партнеров по оси». —

«Если мы, — говорится далее’ в резолю-
ции, —в ближайшее время не нанесем -co-
крумительный удар, собрав всю свою
мощь, созданную нами во время передыш-
ки, которую предоставило нам великолеп-
ное сопротивление наших русских братьев;
то нам нечего будет освобождать кроме
кладбищ. Американский славянский кон-
гресс заявляет о своей глубокой уверен-
ности в том, что победа будет достигну-

.94 апреля 1943 г., среда. fie 87 (5458)...

Наступление войск союзников. в Тунисе

английская’ армия захватила 20. тысяз
пленных.
ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Алжир-

что. 8-я армия на-

ское радио’ передает,
10. километрах

ходится уже более чем в
к северу от Суса.

Часть роммелевских сил, по имеющимся
сведениям, уже достигла“. северо-восточной
части Туниса, однако неизвестно, предпо-
лагает ли Роммель. оказать здесь послед-
нее сопротивление, или же‘ собирается
эвакуировать свои силы. Несмотря ` на бы-
строту, с которой немецкий африканский
корпус удирает к. Тунису, авангарды 8-
армии продолжают находиться в соприкос-
новенни с ‘противником. Войска союзников
которые заняла Кайруан, находятся теперь
более чем в 20 километрах к северу. от
города и преследуют неприятеля. по. пятам:

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). По со0б-
шению американского радиокомментатора
a3 Алжира, многочисленные самолеты. со-
юзников непрерывно атакуют колонны, от-
ступающих к северу неприятельских войск.
Пока нет никаких признаков, которые
показывали,
эвакуировать‘ Тунис. В первый раз немцы
должны сражаться в условиях, когда по-
зади них находится море и когда OHH
испытывают на’ себе огромное превосход-
ство авиации союзников... Немцы в этом
последнем › сопротивлении ‘в Северной:
Африке подвергаются невиданным доселе
в африканской кампании бомбежкам и пу-
леметным атакам авиации. Никогда от-
ступление роммелевских войск не было
столь поспешным. как сейчас.

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер, находящийся
при штабе союзников в Северной Африке,
передает свои впечатления от посещения
им Сфакса, Но его словам, немцы при
отступлении из города предали огню всб,
что в какой-либо степени могло быть по-
лезно союзникам. Все важные железнодо-
рожные об’екты были взорваны. Вход в
гавань блокирован. Однако гавань была
приведена почти в полную негодность
предшествовавшими налетами авиации со-
юзников. : eas

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС).
альный корреспондент агентства
при штабе союзников в Северной Африке
пишет, что до сегодняшнего дня, герман-
ские и итальянские воздушные снлы  по-
теряли во Французской Северной Африке
1.253 самолета. В эту нифру входят само-
леты стран оси, сбитые авиацией и зенит-
ной артиллерией. За последние 14 дней
страны оси потеряли во Французской Ce-
верной Африке 318 самолетов, в том чис-
ле 88 транспортных. Большое количество
самолетов немцы и итальянцы потеряли на
земле.

Потери союзников во Французской Се-
верной Африке составляют 498 самолетов.

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). В. ком-
мюнике морского министерства говорится.
что английские подводные лодки дейст
вуют на. морских коммуникациях против-
ника) пытающегося снабжать. германские
и итальянские войска в Тунисе. Три
итальянских судна среднего тоннажа и 5
небольших итальянских судов были унич-
тожены; 7. других судов, в том чиеле
3 крупных, и 1 танкер были поражены. тор-

Слеци-
Рейтер

педами. Насколько можно было наблюдать.

результат этих атак, 2 из этих крупных

судов были, видимо, потоплены, а танкер

поврежден.

Суда противника подверглись атаке в
районе острова Липари у побережья Ce-
верной Африки, южной Калабрии и в
районе порта’ Палермо. p ;

нию, как не спасла Францию надежда на
линию Мажино. «Ни одна армия, — иншет
газета, — никогда не сможет защищать
оборонительную линию на 125 миль. длин-
нее китайской стены, если бы такая линия
и существовала. Но в действительности
такой линии вет».

Газета отмечает, что созданная немцами
систёма обороны вдоль’ обнаженных побе-
режий не является непрерывной. Эта си-
стема может быть прорвана во многих ме:
стах одновременно. «Неприятно, — пише:
газета, — иметь перед собою сталь; бетоя
и артиллерийский огонь. Союзные войска.
без сомнения, при вторжении понесут боль-
ие потери. Однако войска союзников 06-

ладают инициативой, ‘и они будут решать

вопрос, где и при каких условиях держа-
{вы оси вынуждены будут воевать». —

ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА АМЕРИКАНСКОГО _
^ СЛАВЯНСКОГО КОНГРЕССА

та, что она зависит от боевого содруже-
ства между США, Советским Союзом,
Англией и Китаем и от братского един-
ства между всеми славянскими народами»х-

В. своей резолюции Комитет приветствует
создание отделений американского славян-
ского конгресса в многочисленных центрах
военной промышленности США, в‘ част-
ности в Филадельфии, Нью-Йорке, Харт-
форде, Ньюарке, Сан-Луи, и др. Комитет
обязался проводить широкую кампанию с
целью устранения всех препятствий к -pe-
шительному ведению войны, Комитет обя-
зался также содействовать развитию’ еднн-
ства отдельных славянских групп в США,
проводя с этой целью всеславянские рай-
онные конференции, содействовать про-
грамме  расширения военного производства
аутем приобретения’ военных облигаций и
прозедения. других мероприятий н ‘‹публи-
ковать сведения о гитлеровских зверствах
4 систематическом истреблении гитлеров-
цами славянских наролов.` Комитет поста-
вовил организовать 22 нюня в США
празднование всеславянского дня.

®

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЕДИНСТВА НОРВЕЖСКОГО НАРОДА

редает агентство Рейтер, 9 апреля — день
3-й годовщины немецкой оккупации Нор-

вегии — норвежские патриоты отметили

различными ‘демонстрациями ‘единства в
своей борьбе против немецких оккупантов.
Еще задолго до этого: дня’ нелегальные
патриотические организации обратились к
норвежскому народу с призывом в знак
протеста против немецкой оккунации де-
монстративно не выходить 9 апреля на
улицы. По полученным сообщениям,
99 проц. населения ‘городов и сельских
местностей участвовали в этом. всенарод-
HOM протесте. 9 апреля улицы Осло и
других норвежских городов были’ пусты.
[lo HUM проходили лишь ‚германские пат-
рули и отряды квислинговских  штурмо-
BHKOB. :

Тайные радиостанции слушали передачи
из Лондона выступлений норвежского. ко-
роля Хокона и премьер-министра Нюгорс:
волда. :

ОТТАВА, 13 апреля. ° (ТАСС). Норвеж:
ское информационное бюро, находящееся в
Монреале, опубликовало в связи с третьей
годовщиной вторжения гитлеровцев в Нор-

А — К-4-00-70,

вегию сообщение о роли Норвегии в борь-
бе против! немцев. В течение двухмесячной
борьбы против немецкого вторжения нор:
вежские войска совместно с союзными эк-
спедиционными сялами истребили 69.000
немцев, потопили 6 военных кораблей и
много торговых судов. После вторжения к
союзникам присоединилось более 1.000 нор-
зежских судов. В настоящее, время нор-
вежская армия, военно-морской флот 4

авиация. значительно усилились и готовяг-:

ся к борьбе за освобождение родины, Нор-
зежская армия не велика, но хорошо осна-
щена- новейшими видамн вооружения. Ee
подразделения уже‘ принимали‘ ‘участие ‘в
рейдах на хонтинент. Норвежекий флот в
настоящее время более силен, чем перед
вторжением. немцев в Норвегию. Он насчи:
тывает свыше 60 эсминнев, корветов и дру:
гих судов сопролождения, которые ведут
успешную борьбу против подводных лодок
противника, Большое число норвежских
летчиков прошло подготовку в Канаде. Эти
летчики уже уничтожили. 35. германских
самолетов над Англией и много самолетов
над Европой.

доб. 33. Бюро жалоб подписной конторы — К-4-00-70 доб, 31
Тапография центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Ерасвая звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16. о

нять,
нужными».

ro,

ВОЙНА НА ТИХОМ

° ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). В ком?
мюнике об’единенного командования союз-
ников в юго-западной части Тихого океана
сбобщается, что 100 японских самолетов,
в том числе 50 бомбардировщиков и 50
истребителей, атаковали порт Морсби (Но-
вая Гвинея). В воздушных боях было сби-
то 19 японских бомбардировщиков и 10
нстребителей. Всего было сбито и по-
вреждено 37 японских самолетов. Потери
союзников относительно невелики.

>В коммюнике сообщается также, что в
последние дни в воздушных боях в севе-
ро-восточном ‚секторе ‘потери японцев в
воздухе составили не менее 52 самолетов,
а вместе с потерями, понесенными япон-
ской авиацией в воздушных боях в районе
залива Оро (Новая Гвинея), 76 ‘самолетов.
Самолеты союзников произвели налет на
японские аэродромы в Вунаканау, Лакунан
и Рапапо (остров Новая Британия). Союз-
ники потопили одну‘ японскую подводную

.

лодку. Бомбардировке подверглись япон-
бы  ские военные об’екты в -Уэйвейке и Ма-
что’ нёмцы готовятся: сейчас   данге (Новая Гвинея).

НЬЮ-ЙОРК, 13 апреля. (ТАСС). В ком-

мюнике морского министерства СИТА сооб-
щается,
ночь на
ровке японские военные об’екты в Мунда
(Новая Георгия). Днем 11 апреля. налет
американских
Бомбардировки вызвали
Американские самолеты
также в районе
ЛОНДОН. 13 апреля. (ТАСС). В ком- ъ
мюнике авгЛийского командования, опубли-
кованном в Дели, сообщается, что англий-
ские самолеты
железную дорог в
(Бирма). ss

что американские самолеты в
   апреля подвергли бомбарди-

самолетов был повторен:
взрывы и пожары.

сбросили бомбы
Кахили (остров Шюортлэнд).

подвергли бомбардировке

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ
* ^ АВСТРАЛИИ

редает английское министерство информа-

ции, премьер-министр Австралии Коэртен

заявил, что война обходится Австралии в.

15 млн. Фунтов стерлингов в день. До-
военный бюджет страны составлял 198 млн.
фунтов стерлингов. В текущем Tony он
равен 653 млн. По словам премьер-минист-
ра, сейчас в армию призвано в два раза
больше австралийцев, чем в прошлую ми-

ровую ‚ войну.

ШВЕДСКАЯ ГАЗЕТА
О ГИТЛЕРОВСКИХ ПРОИСКАХ
В ШВЕЦИИ ©
СТОКГОЛЬМ, 13 апреля. (ТАСС). Швед-

ская газета «Дагенс нюхетер», касаясь по-
пытки тайного провоза военных карт Шве-
ции из Финляндии в Германию, пишет, что
«немцы располагают такими же точными
военными данными о Швеции, какие они

имелн о Дании, Норвегии и Финляндии,
когда они появились в этих странах».
Газета напоминает, что «незадолго до
войны немецкие эксперты участвовали в
картографических работах в Швеции, во
время. которых производились аэрофото-
с‘емки. Весной 1940 года при перевозке из
типографии таинственно исчезло большое
количество карт важнейших военных райо-
нов Швецин. Эти карты предназначались
специально для военных целей. Сообщают,
что позже часть этих, карт была отпечата-

на в Берлине. Очевидно, они считались не-
обходимыми для немецких -войск, находя-

Американская печать высмеивает германские ‘утверждения  тихся
’ © неприступности европейского побережья

в Северной Финляндии: Легко по-
в какой связи эти ‘карты считались

ЗВЕРСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
ГИТЛЕРОВЦЕВ С ПЛЕННЫМИ
z ICTOCJIABAMH

СТОКГОЛЬМ, 13 апреля; (ТАСС).
Шведская газета  <Арбетарен» сообщает,
что в конце прошлого года в лагерь воен-
нопленных около Кругстранда. (Норвегия)
были доставлены 150 пленных _ югославов.”
Из этого числа от болезней, холода и ис-
тязаний умер 4! человек. Охрана лагеря
иэбивала пленных палками до потери со-

знания, затем бросала их в снег, где они Е

часто замерзали.

МЕЖДУНАРОДНАЯ
‚ХРОНИКА `

3+ Государственный департамент об’явил
о том, что конференция Об’единенных на-
ций по послевоенным ‘продовольственным
вопросам; созванная первоначально на 27
апреля, перенесена на 18 мая ввиду To-
что некоторые делегаты не смогут
прибыть раньше. Конференция состоится в
городе Хот Спринге (штат Виргиния).

4+ По сообщению агентства АФИ, по:
сланник «правительства» Виши в Эквало-
ре Андрэ Буассье заявил о своей отстав:
ке, порвав всякие связи с властями Виши.

3+ Как сообщает агентство Рейтер, ту-
ренкая военная миссия, посетившая фронт
в Тунисе, вернулась вчера воздушным пу-
тем в Каир, -

10 апреля 1943 года после тяжелой _бо-
лезни скончался начальник железнодорож:
ных войск фронта полковник Иван Ивано-
вич Федоров. .

34 года назад начав работу на тран:
спорте, тов. Федоров последовательно ос

ваивал железнодорожное дело и стал ква- 8

лифицированным специалистом, От кочега:
ра до военного инженера-трансйортника, от
рядового солдата старой армии до началь-
ника железнодорожных войск фронта Кра:
сной Армии — такой путь пройден этим
замечательным и талантливым командиром,

Горячий патриот нашей родины, Иван
Иванович в дни великой отечественной
вонны отдавал все свои знания, опыт и
силы борьбе с немецко-фашистскими . за-
хватчиками. Свойм примером он вдохновлял
бойцов и командиров железнодорожных
войск.

Светлая память о чутком товарище, во-
левом командире, старейшем военном же-
лезнодорожнике надолго сохранится в
сердцах бойцов и командиров железнодо-

рожных войск. pee

Головко, Просвиров, Беляев, Крюков,
Соколов, Максимов, Федоров, Десят-
кин, Михайлов, Григорьев, Поляков,
Осташенков, Тронин, Стариченок, Ру-
чко, Рослов, Сулье, Федорович, Гу-
ляев, Дорофеев, Веревкин, Иванов,

Житков, Дубровский, Юшин, Попов, ©

Ответственный редактор Д. ВАДИМОВ,
Издатель НАРОДНЫЙ КОМИССАРНАТ
ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР,

районе Мьиткьина

„№