MG

ы-

пра
од

— такой `конеретной работой. Они рассуждают

15 апреля 1943 г., четверг. № 88 (5459).

Партийно-политическая работа
в общевойсковом штабе .

Четкость в деятельности любом штаба
в значительной мере зависит от уровня!
заботы его партийной организации. Однако

‹ далеко еще не все наии штабные Naprop-
`танизаций хорошо стравляются со своими

задачами. Этому во многом метнает сущест-
вующий разнобой в их ортанизацноннох
построения. Нередко они создаются произ-
вольно, без учета струбтуры штаба и ©ще-
цифики его отделов.

Охна первичная парторганизация об’ели-
Hila коммунистов всего полевого управле-
ния армии. Она была сиником многочислен-
ной и громоздкой. Коммуниеты находились
в разных местах на значительном расстоя-
нии друг от друга. В парторганизацию
входили работники оперативного отдела,
хоманхиры-разведчики, личный состав уп-
ревлений всех родов войск и довольет-
вующих органов. Тут были и военнослу-
хашие — 0т рядовых бойцов до генера-
лов и вольнонаемные. :

Разумеется, что при такой пестроте в
составе организадии бюро не могло глу-
боко и серьезно вникать в существо рабо-
ты каждого коммуниста. Опо занималось
HFEOBOACTBRON «вообще». Исключительные

трухности представлял созыв партайных В

собраний. Трудно было подобрать для всех
Участников собрания одинаково важную и
одинаково интересную повестку дня.
Неправильное организационное построение
сделало эту партортанизацию нежизненной.
Не единичны случая, когда штабные
парторганизации. воздаются  поэшелонно.
Например, в полевом управлении № соеди:
нения все коммунисты,  работелощие в
первом эшелоне, входят в одну организа-
цию, & во втором эшелоне — в другую.
Такое строение первичных парторгани-
заций также противоречит интересаж де-
ла, не отвечает бесвой задаче 10 ©кода-
чиванию птабов и управлений родов
войск. Такая организащия тоже не может
жить. полнохровной жизныю, поскольку и
здесь мы имезм дело е большой разобщен-
ностью коммунистов в своей служебной
работе. : :
Опыт войны настоятельно требует, FT0-
бы партийные организации в армейских и
фронтовых штабах создавались по иному
принцину: коммунисты всего общевойско-
вого штаба должны входить в одну пер-
вичную  парторганизащию, вобтоящую из
низовых организаций в отделах, & Ком-
мунисты - каждого управления должны
об’единяться в других совершенно самос-
тоятельных первичных парторгализациях.
Такое организалейониое построение сделает

задачах

ченно устранить их.

В повестку дня был включен конкретный
хачи парторганиеажии». И sro собрание He

на собраниях низовых оргализаций обсуже

`далея вопрос о куаьтуре штабной работы.

© хокладлами выступали начальниЕн отяеё:
308. Ha конкретных примерах своего
отдела, на примерах работы отдельных
коммунистов они смело вокрывали недо-
статкй и ставили задачи перед  евоями
нарторганизациями. Эти собрания пронси
© большой ахтивностью и принесли не-
малую пользу.

Несколько раньше на собраниях низо-
вых организаций обсуждались здесь и
другие вопросы. Например, в одном отделе
начальник поставил на обсуждение коми:
нистов вопрос о плане работы отдела и
парторганизация. И никаких
«дров» злёеь никто нё наломал.

Наскблько велика роль парторганизаций
в улучнении. всей деятельности отделов
штаба, достаточно убедительно говорит
хотя бы такей факт. В отделе, гяё секре-
тарем партбюро тов. Дунай, было немало
ошибок. Начальник штаба приказал немед-
Начальник отдела
правильно решил, что это ему удастся
сделать быстрее и лучше, если он привле-
чет к деау вею партийную организацию.
связи 6 этим провели ‘napreedpanne.

ponpec: «Приказ начальника пчаба и за-

только помогло мобилизовать вокруг глаз-
ного внимение всех коммунистов, но и
подсказало начальнику отдела ряд весьма
юлезных мероприятий.
В партийно-политической работе в шта-
бах болыне чем, где бы to ни был,
нетерпимы шаблон и казенщина. flepe-
стройка работы в соотвотетвин с переменой
в боевой обстановке, использование всего
многообразия форм воспитания и даже вы-
бор времени для проведения кажжото ие-
ронриятия имеют здесь 06060 важное зна-
чение. Надо всегда учитывать, что в. дан-
ный момент деладот войска -— ведут ли
они наступательные бой или находятся в
обороне. Когда войска ведут активные, б0е-
вые действия, значительная часть коман-
диров находится в частях, & оставшиеся в
итабе работалот знамительно напряженнее.
В этот период почти не представляется
возможным собрать Bei организацию. При-
ходится центр тяжести партийной работы
переносить зв низовые организации, прово-
дить больше индивилуальных бесед.
Необходимо приноравливаться к услови-
яи штаба и в проведении атитажионно-
пропагандистской работы. Ели состоялся

только ночью.

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 14 апреля. (По

телеграфу от наш. корр.).В тустом лесу ва
поляне собрались на митинг бойцы лыж-
ного батальона, которые только что приш-
ли из глубокой разведки. Будучи в тылу

врага, они видели страдания советских
зодей, попавших под ярмо финских зах-

ватяиков

Открывая митинг, заместитель командира

батальона по политической части старший
лейтенант Мазов pacckasai бойцам © но-

вых злодеяниях немецко-фанистеквих окку-

пантов и их финских холопов..

— 15 карта 1943 года отступающая под
ударами № подразделения банда’ финнов
зверски замучила работнипу банно-прачеч-

ного отряда Вдовину Августину Навловну:

Финны нанесли ей сквозные ножевые ра-
ны в область грудной клетки, изрезали ле-
вую груль, голову в упор проетрелили ав-

томатной очередью. Труп  замученной co-

Снимок ‘нашего спец. фотокорр. капитана ©, Левшина.

Митинг разведчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Оборудование регулировочного поста.

ветокой девушки фашистские изверги бро-

CHIH пох автомалгину.

— Товарищи бойцы, ответ на эти звер-

‘ства может быть только один — мстить и

метить врагу, беспощадно уничтожать его!

Слово взял старший сержант Бойко:

—= Мне несколько раз приходилось хо-
дить в глубокую разведку, в Тыл врага. Я
видел там замученных пленных краеноар-
‚мейцев. Недавно был обнаружен труп
младшего сержанта Романова. Что с ним
сделали финны, показал врачебный осмотр
трупа: уши отрезаны, руки вывернуты в
суставах, глаза выколоты лыжными палка-
ми. Я дал себе слово метить финёким за-
хватеикале 32 их злодеяния. :

— Уничтожить врага — значит кому-то
жизнь спасти, — заявил старший лейте»
нант Гальтерин. —= Смерть врагу!

— Смерть ‘врагу! — повторяют бойцы,
готовые & беспощадной мости ‘за кровь
советеких людей.

СЛЕТ СНАЙПЕРОВ

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 14 апреля.
{По тёлеграфу- от наш. корр.). В послед-

нее время на участке М соединения знач
тельно усложнились условия боевой рабэ-
ты снайперов. Немцы зарылись глубоко в

землю, не вылезают из окопов и ходов со-
общения. Пищу в окопы они. доставляют
Опытные мастера огня;
имеющие на своем счету десятки истреб-

партийно-политическую жизнь В игтабзх   доклад © международном положении, 10 ленных гитлеровцев, и` молодые снайперы

боле полнокровной и  целеустремленной.

Круг работы  паррганизации rela
исключительню многообразен. умело орга-
низованная партийно-политическая работа
сплачивает коллектив штабных команди-
ров, делает его елиным, монолитным, а

всю практическую деятельность коммунис-

тов более слаженной. Она должна быть

предметной, конкретной, направленной на

укрепление не пгтабов вообще, & какого-

то одного конкретного _нгтаба. Некоторые
наши политработники боятся заниматься

примерно так;
— Начнет партортанаязация заниматься

делами своего штаба и сразу же дров! того образованные, сами должны других

наломает, нарушит единоначалие, подорвет
авторитет командира.

Нридерживаясь такой неправильной точ-
хи зрения, иные политработники выносят
на повестку AHA партеобраний в иртабах  татам.
только общеполитические вопросы и `06-

суждамют их в сугубо абстрактной форме

вопросы стали достоянием каждого штаб-

чае, на который был назначен доклад, ка-
кая-то часть командиров была обязательно
занята неотложной работой и прибутетву-
вать на докладе не могла. Значи» для нее
этот доклад полезно повторить. На первый
ВЗГЛЯЛ всё Это как-будто мелочи, однако
они имеют значение, и политорганы обя-
заны их учитывать.

Есть политработники, которые раесужда-
ют примерно так: —

— В штабе не обязательно вести вос-
питательную работу. Командиры там и без

воспитывать.
9% ‘неправильные рассуждения. He-
дооценка партийно-политической работы в
х приводит Е печальным  резуль-
В интересах дела  политорганы
обязаны коренным образом улушнить руко-

‚ водетво штабными парторганизациями. По-

нельзя считать, что освещенные в нех

Hore командира. Нри всех условиях в тот

№ соединения недавно были созваны на

слет, чтобы поделиться боевым опытом, об-!.

судить, как нужно истреблять фашистов в
создавшейся обстановке.

Снайпер Шатников рассказал, как он
действует ночью ‘и вообще в условиях
ограниченной видимости. (С наступлением
темноты Шатников пробирается за перед-

. >

ний край, устанавливает, по каким тропин-
кам и дорогам у немцев происходит дви-.
жение; намечает себе огневую позицию. На
следующую ночь он снова направляется
туда, уточняет ориентиры, опрелеляет нуж-
ные расстояния: Только завершив всю эту
подготовительную работу, снайпер’ начинает
вести огонь. Время, затраченное на подго:
товку, окупается успешными результатами
стрельбы. у ;
Свайперы Шульга, Дегтянь,
рассказали о приемах военной хитрости, с.
помощью которых они выманивают немцев
из блиндажей, о том, какими способами
заставляют они гитлеровского. снайпера
первым открыть огонь и тем самым вы-
дать свое расположение.

Использование трофейного оружия

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 апреля.
(По телеграфу от наш. корр.). В одном
бою дивизион, которым командует капи-
тан Савченко, захватил у немцев три
105-мм; гаубицы,  ’Одна из. них оказалась
вполне исправной и сразу же была пуще:
на в ход, две других вступили в строй
после небольшого ремонта. За короткий
срок огнем трофейных гаубиц артилле-
ристы уничтожили 17. вражеских блинда-
жей, 5 пулеметных точек, склад с бое-
принасами и немало живой силы’ против-
ника. Е

В дивизионе организовано изучение . тро-
фейного оружия. * Опытные  овужейники

совершенно отвлеченно от жизни, комму-  вселневный контроль за их практической
нистов. делает собрания скучными и  деятельностью, повеелневная помощь их
малодейственными, принижает вх воспита-  так же обязательны, как и дая парторга-
тельное значение. Имабная партийная   низаций в частях. Чех выше будет уро-
организация никак не должна бояться за- вень  партийно-политической работы в

старший техник-лейтенант Шибаев и сер-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 апреля.

СЕМИНАР АГИТАТОРОВ

трагивать вонробы работы своего  иттаба   итабной
„четче и

или своего отдела. Это ее прямая задача

В штабе, где отсекром партбюро тов.
Солодухин, прошло уже несколько парт-
хаха-
ющихся работы негаба. Недавно, например,

собраний с обсуждением вопросов,

SS ee eee

Авангард истребителей

парторганизациу, `тем лучше,

mrrad.
Полновних П. ФИСУНОВ,
заместитель по политчасти начальника
штаба Волховского фронта.

(Мысли о советских. ассах)

В воздушных боях с немцами среди
Hallux  аетчиков-истребителей выросла
группа тахих яюдей, которых НАЗЫВАЮТ
ассами. Советский асс — наиболее совер-
шенный тип  летчика-истребителя. Как
правило, он выходит победителем из каж-
дого воздушного боя, В совершенстве вла-
деет своих самолетом. При ветрече с
врагом наверняка сбивает его. Умеет He
только противостоять численно Превосхо-
дящему противнику, но и находит воз-
хожность нанести ему поражение даже в
невыгодных для ceda условиях. Ассов
можно по праву назвать специальными
летчиками, авангардом советских истреби-
rere. ’

Война показала, что Hamm atch превос-
ходят немецких пилотов самого высокого
класса и в боевой выучке, и в совершен-
стве тактических приемов, и в военной
хитрости, не говоря уже о мужестве, бес-
страшни и отвате. Недавно при. допросе
пленного немецкого летчика, награжденного
«железными крестами» первой и второй
степени, кандидата на получение золотого
рыцарекого креста, капитана Эргарла Пел-
лера произошел любопытный разговор:

— Могхг бы вы в воздушном бою от-
важиться на таран?

— В воздухе веетда рискуешь... Ho
есть риск и риск. При таране всё стано-
вится слишком явным. Сразу заносить
меч кад 6059й...

— Какую цель лично вы преследуете в
войне?

— Моя каръета...

— Вакая пель, по-вашему, у советского
аетчика, сбившего вас? Тоже карьера?

— Мне кажется, у него что-то другое...

— 40?

— Это политика... Я всегла сторенилея
политики.

Фалиист, может быть. сам не сознавая
этого, сказал правлу. Да. у наших луч-
ших летчиков-истребителей, у наших с9-
веских 8сс0в на нервом плане стоит по-
литика. Важдый их бой, каждый сбитый
WMH немец — это политическая борьба
советского человека с фашизмом. Молодой

советский 866, гвардии калитан Дмитрий
Татаренко, на боевом счету которого 23
сбитых фалнистеких самолета, говорит: —

— Идеал моей жизни — беспощадное
истребление немцев. Во мнё, пока я жив,
не перестанет бушевать ненависть к фа-
шистам, осквернившим мою Украину, мой
Донбасс...

Эта тяга к священной мести, в воору-
женной политической борьбе ¢ врагами
свосй родины выковала из Татаренко лет-
чика-асса, поставила его из рядовых пило-
тов в авангард советских ° истребителей.
Его становление весьма характерно для
многих советских ассов, К воспитанию ко-
торых должен стремиться каждый авиаци-
онный команхир. .

Веего только два с половиной года на-
зад Татаренко прибыл в одну из наших
звиадионных частей. . За это время он стал
из пилота командиром эскадрильи, трижды
награжден орденом Красного Знамени.

Вначале, когда он был еще только пи-
лотом, он не отличался высокой  чехни-
кой пилотажа, да и со стрельбой в то
время у Татаренко делооне клеилось. В
части было порядочно старых, ‘опытных
летчиков, уже побывавших в боях. При-
глядываясь & ним, Татаренко постепенно
рос и к началу Отечественной войны при-
обрел качества, необходимые для воздуш-
ного бойца: хороший пилотаж, отличную
стрельбу, веру в свое оружие, готовность
итти на риск. В первых же боях с нем-
цами он показал себя новатором, дерзким
воином, умеющим находить новые тактиче-
ские формы борьбы, умеющих: молниенос-
но разгадывать уловки противника.

Еели проанализировать воздушные бои,
проведенные Татаренко, то окажется, что
большинстзо их проходило при численном
перевесе на стороне немцев. Несмотря на
это, Татаренко и его товарищи всегла вы-
холили победитегями. Это определялось той
наступательной тактикой воздушного bos,
которой они придерживались с первой же
схватки, решительно отбросив метод  пас-
сивной обороны.

Спокойный, уравновешенный, даже мед-

a ee a ae ee ee a ВЕНЕ Е ЕЕ ЕД

(По телеграфу). В М части состоялся. се-

согласованнее будет работать  минар агитаторов Для участников cemu-

нара были прочитаны лекции: «Война оте-
чественная и война тотальная», «Экономи-
ческое полажение Германии и вассальных
государств», «О тёкушем моменте».

лительный на земле, Татаренко” преобра-
жалея в воздухе. Мастер пилотажа, в
совершенстве познавший искусство меткого
огня, он умеет удивительно точно расечи-
тать удар и нанести 6% 6 потрясающей
стремительностью.

Много месяцев Татаренко воевал на са-
молете «И-16». Имел успехи, однако по
всему было видно, Что в кабине этого са-

молета ему тесно. Полностью развернулось

его MACTEPCTEGY когда он освоил скоростной
истребитель. За всё время войны Татз-
ренко произвел около 600 вылетов, сбил
в воздушных боях больше двух десятков
вражеских самолетов. Но здесь нужно
раскрыть скобки и показать, что Татаренко
лишь в песледнее время по-настоящему
начал бить немцев. Овладев скоростной
малиной, он за время прорыва вражеской
блокады пох Ленинградом принял ‘участие
в 15 воздушных боях. Во время этих боев
он, сбил лично 12 вражеских самолетов (в
mS числе 8 бомбардировщиков) и еще 4
самолета противника в группе. Таким об-
разом получается, что за последнее время
у Татавенко не было такого боя, в. кото-
pom бы он не сбил вражеский самолет.
Иными словами, он стал подлинным ©9-
ветским &ссом в полном смысле’ этого
слова. AR

Опыт многих боев Татаренко говорит,
что асс должен драться в паре с другим
специально натренированным летчиком. Ве-
домый асса обязан прикрыть хвобт маи-
ны ведущего от звнезапного наладения
истребителей противника. Лишь в том слу-
чае, когда ведомый убежден, что никакая
опасность не угрожает ведущему, он помо-
гает ему бить противника. У Татаренко
имеется постоянный напарник — гвардии
сержант Рябушкин. Пунктуально точно я
6 болыним мужеством выполняет он в 000
евои обязанности и, уже несколько pas
помогал велущему с честью выйти из тя-
желого положения,

Тажов боевой путь одного из лучших
летчиков-истребителей, по’ существу завое-
вавшего без чьей-либо помощи и воспита-
ния право быть названным советским ac-
сом. Таков, к стыду некоторых авиацион-
ных команлиров, путь многих других от-
личных воздушных бойщюв, которые ра-
стут и совершенствуются, но которым еще
не бозлают таких условий, чтобы они
могли во всем блеске проявить боевые

Z

жант Дьяконов знакомят артиллеристов с
материальной частью трофейных орудий, с
правилами ухода’ за ними: - cee
’Велед за артиллеристами начали исполь-
зовать трофейное оружие и стрелковые
части. В М стрелковом полку имеется
семь ручных и два станковых немецких
пулемета. Все они находятся на переднем
крае; и расчеты их’ в совершенстве овла-
дели техникой стрельбы. Немцы терпят
большой урон от огня своего же оружия.
С успехом применяются в частях так-
же трофейные” раций, различные ‘приборы
и имущество связи. Специальные команды
занимаются сбором трофейного оружия и
другого имущества. ; ‘

С интересным докладом на’тему «Как
вести агитацию на полё б0я» выступил
командир части подполковник Архипов. Он
подчеркнул большое значение личного
примера агитатора, его мужества и уме-
ния. в бою... = Е ‘

В заключение агитаторы обменялись
опытом. ваботы в своих подразделениях.

качества советского acca. Как снайперу на
переднем крае обороны командир прело-
деле свои навыки, свое умение, таки в
должна быть создана обстановка,  позво-

ляюшая им увеличивать боевой счет сби-
THX самолетов врага. А пока еще, Е co-

в общей массе летного состава, и тем са-
мым снижается их роль как авангарда,
истребителей.

Правильно
торые освобождают своих лучших летчи-
ов, СВОИХ а8560в от обычных заданий, вы-
полняемых любым пилотом: от сопровож-
дения бомбардировщиков, патрулирования.
Они предоставляют ассам большую свободу
действий, хобивалотся от них постоянной
тренировкой высокой боевой готовности,
слетанности, отличного понимания друг дру-
га в воздухе и ставят им спепиальные
задачи. В числу этих задач относятся, на-
пример, свободный полет для поиска в0з-
лушного противника, перехват вражеских
бомбардировщиков, вылет «по зрячему» на
немецких разведчиков и т, п.

Прекрасно использовал несколькых луч-
ших мастеров воздупгного боя один коман-
дир, когда на налием фронте немцы пу-
стились на новую хитрость. Они старались
подстеречь группы налних самолетов, воз-
вралцающихся с боевых заданий, и навя-
зать им бой. Расчет свой номцы строили
ва том, чтобы задержать наних летчиков
до полного израсходования горючего и
таким образом добиться легкой победы.
Естественно, что в таких, условиях в03-
душный бой носит весыма скоротечный ха-
рактер ин в воздухе получается, как го-
ворят летчики, нечто вроде свалки.

В этой части за несколько минут до
возвращения своих самолетов с задания
поднимались в воздух два-три лучших лет-
чика части. Они своевременно подходили к
очагу завязавиегоея боя, вмешивались в
него и, настойчиво атакуя немцев, давали
возможность уже устанмним своим пилотам
произвести посадку ло окончательной вы-
работки горючего. В данном случае ассы
как бы несли службу прикрытия &90дро-
ма. Использование их в STO роли дикто-
валось необходимостью пресечь новые прие-
мы тактики немцев и нанести врагу боль-
пюй урон малыми силамя.

Жалейко

ставляет все возможности применить на

частях истребительной авиации для асов.

жалению, во многих частях асеы теряются:

постулот те командиры, ко-

ПОПЫТКА НАЛЕТА НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ НА КУРОК

14 anpeat немещкая авиация  пыта- были рассеяны и к городу не допущены.

‘лась совершить налет на г. Курск.
`Налиими. истребителями и огнем , зенит-
‘н0й артиллерии самолеты

противника   пемецких самолетов,

В воздушных бях и огнем зенитной
артиллерии в районе г. Курска сбито 9

ШВОЛА МУЖЕСТВА И MACTEPCTB

Сталинградские сборники Политуправления Южного фронта *.

“Эти небольшие книжечки появлялись на
переднем крае и переходили из рук в руки
в дни, когда решалась судьба Сталинграда,
и позже, когда сталинградны выполнили
клятву, данную народу, и враг был унич-
тожен. В грохотё многонедельного сраже:
ния с белых страничек звучал призывный
голос истории, голоса ветеранов обороны
Царицына, ‘участников’ сталинградской` бит*
вы — мастеров своего оружия и. героев
ожесточенных ‘схваток с немцами. Най
Волгой рвались снаряды, дни и ночи стоя:
‚ло дымное зарево. пожаров, в. развалинах
домов чнел нескончаемый, изнурительный
‘Got. И там; куда не то что газеты —
цтицы не залетали; — в. краткие минуты
передышек единственным собеседником
бойца: зачастую были эти ‘брошюры.

Сталинградец. -раскрывал. сборничек - «Ге-
роическая оборона’ Царицына», и слова
Ленина и Сталина, звучавшие на берегах
Волги 24 года назад, напоминали ему- 05
его воинском долге, звали стоять на-смерть
перед наступающим врагом.

Он раскрывал брошюру «Отстоять Ста-
линград», и каждое слово боевых приказов,
призывов его товарищей укрейляло в нём
решение: умереть, но неё отдать немцам
город Сталина. `В брошюре собраны, став-
шие историческими, приказы войскам
Сталинградского и Юго-Восточного фрон-
тов. Они дышат величайшей тревогой за
судьбы родины и непоколебимой верой в
победу. . : г.

Немцы у стен города. Военный Совет
призывает всех бойцов и командиров.
драться, не жалея сил и жизни. Помощь
близка: 2
«Товарищ Сталин, проявляя исключи-

тельную заботу о наших войсках, послал

нам большое пополнение, которое” уже

скоро подойдет к нам. o

Недалек тот день, когда враг будет
окончательно разбит и отброшен от го-
рода Сталинграда. ;

HH ШАГУ НАЗАД, ТОВАРИШИ!

ТРУСАМ И ПАНИКЕРАМ НЕТ НИ-
‚ КАКОЙ ПОЩАДЫ!

ЧЕСТЬ И СЛАВА ХРАБРЫМ 3A-

ЩИТНИКАМ СТАЛИНГРАДА!

СЛАВА НАШИМ ГЕРОЯМ!»

Рядом напечатано обращение: ветеранов
царицынской обороны и рожденная им бое-
вая. перекличка лучших частей всех родов
оружия. «Не сдавайте врагу наш любимый
город! Любой ценой зашитите город
Сталнна! Бейтесь так, чтобы слава о вас,
как и о защитниках Царицына, звенела. в
веках» — призывали своих сынов участни-
ки сражений гражданской войны. И : отве-
чали им гвардейцы генерала Родимцева:
  «Умрем, но отстоим Сталинград!»
Отвечали гвардейцы-танкисты: :

«Клянемся повторить подвиг Царицы-
на — у стен Сталинграда положить на-
чало окончательному  разгрому- гитлеров-
ского нашествия на русскую землю!»
Откликались отважные летчики:

«Мы не боимся смерти. Во имя победы
мы сделаем всё... пусть это будет вдеся-
теро превыше наших сил. Другого выхо-
да У нас нет. Драться так драться!»
Клялись гвардейцы-артиллеристы:

«Нам приказала родина: ни шагу на-
зад. Отстоять Сталинград. И мы будем
‘стоять и сражатьея до полного’ уничто-
‚ жения врага, драться, пока будут биться

наши сердца, но отстоим Сталинград, от-

стоим Волгу. pas

Tefieph MBI’ SH4eM, KaK свято выполнили
свою клятву сталинградны, и строки эти
волнуют нас, как документы недавних и
‘ужё ставших историческими днёй. Ho
какие живые пламенные чувства должны
были пробуждать они в горячие минуты
под вражеским огнем у непосредственных
участников вёликой битвы! Бережно доне-
сенные до каждого воина Сталинграда, они
‘сыграли свою роль в боевой закалке за:
шитников города. В
кументов немало сделали брошюры Полит
управления фронта.

ВЕЕЕЫЕ. ТЦ

* Сборники материалов: «Героическая
еборона Царицына» «Отстоять Ctaaun-
град», «Героический Сталинград», «Сталин-

град сражается», «Из опыта уличных бо-\
  eB», «13-я Гвардейская в ‘боях. за Сталин-

град» — издание Политуправления Сталин-
градского (Южного) фронта 1942—43 гг.

ЕЕ ЕЕК М

_Перечиелить все виды боевой работы
ассов трудно. Всё зависит от конкретных
условий воздушной обстановки, от общего
наличия своих сил, от тактики —— своей

что использование. этого авангарда истре-
бителей должно быть особенно четким,
Работу вхса; как показывает опыт, ли-
митирует одна весыма существенная де-
таль. Речь идет o его боевом самолете.
Несомненно, ‘266 обязан уметь летатв на
машинах различной конструкции, знать
летные качества каждого самолета, но
драться он должен ‘только на какой-то
одной малнине, досконально изученной им
casa в боях. Насколько важно мастерское
овладение техникой пилотирования и огня
на какой-либо определенной машине, пока-
зывает хотя бы опыт. одного из наших
асов — Героя юго Сотоза калита-
на Бринько. В течение долгого ‘времени

типа, и это позволило ему оваадеть малии-
ной до тонкостей, выжать из нее всё; что
было заложено в самолет конегруктором.

и виртуозны атахи Бринько с ux
внезалностью,  стрехительностью,  точно-
СТЬЮ.

Однажды мне пришлось быть свидетелем
влаюсически проведенного капитаном Бринь-
KO воздушного боя с четырьмя «МЕ-109».
Соотношение сил — олин к четырем. Но
как блестяще атаковал немцев Бринько!
Его машина то стремительно неслась вниз,
то молниеносно взмывала вверх и сразу
же переходила в максимально допустимый
вираж, то ложилась на спину. Снова кас-
кад фигур — и всё время короткие, точ-
ныю пулеметные очереди. Бринько в тече-
ние нескольких минут фазогнал немцев,
двух из них дерьезно подбил, а сам при-
землилея на аэродроме с несколькими не-
существенными пробойинами в самолете.

В другом случае Бринько заметил noq-
ходивимй Е аэродрому «Юнкерс-88». Pe-
пение возникло мгновенно. Капитан взле-
тел и сразу пошел в 20бовую атаку. Фа-
шист не выдержал и резко. отвернул. Че-
рез минуту Бринько атаковал ем с. хвос-
Ta, лав вторую очередь. «Юнкерс» зато-
релея. Немцы выбросились на паратиютах
ий приземлились вместе с самолетом Бринь-
ко на аородром. Поединок длилея всего
семь т, включая взлет и посадку.
Это. бым бой асса!

пропаганде этих до-

и противника. Следует только упомянуть,

он летал на самолетах одного и того же.

‚всех

Материалом для других сборников -no-
служили статьи и очерки из центральных
и фронтовых газет, выступления бойцов и
командиров частей фронта. Среди ` них
выделяются два сборника, вышедшие уже
после разгрома немецких войск под Ста-
линградом, — «13-я Гвардейская в боях за
Сталинград» и «Из опыта уличных боев».
Это первые книжки, обобщающие боевей
опыт сталинградцев, пропагандирующие их
славные традиции. Насыщенные яркими
эпизодами стодневной борьбы за город, они
содержат массу ценных наблюдений и вы-
водов из боевой практики,

Книжка, посвященная знаменитой диви-
зии Родимцева — стальному костяку про-
славленной 62-й армии, — в статьях, очер-
ках, стихах создает облик гвардии Сталинз
града. Эпеграфом к ней можно было бы
поставить слова генерала Родимцева из
его статьи, открывающей раздел «Слово
гвардейцев», слова, нанисанные в самый
напряженный момент сталинградской  бит-
вы: t
«Какие бы суровые испытания ния ожи-
дали нас впереди, мы бодро смотрим в
будущее и говорим: в городе Сталина
никогда не жить фашистам». ;

Известный снайпер гвардия. сержант
А. Чехов, гвардии ‘красноармейцы В. Кома-
ров и Г. Малышев, бронебойщик А. Суво-
ров; минометчик 11. Ищенко, политработни-
ки Г. Орделов ‘и Г. Марченко и многие
другие. люди дивизин просто и запоминаю-
ще рассказывают о боевых делах, делят-
ся своим опытом. Книжка удачно показы:
вает рождение гвардейской дивизии в ‘боях
за Сталинград. ; : ‘ с

Сборник «Из опыта уличных боев» —
одна из первых попыток собрать крупицы
ценнейшего опыта боев в крупном городе,
накопленного  сталинградцами. Значение
этого. важного дела для предстоящих
штурмов—огромно. В прекрасной статье ге-
нерал-лейтенанта Чуйкова  «Штурмовая
группа — главное звено городского боя»,
которой открывается книжка, справедливо
говорится об этом: = =:

«Впереди много еще советских горо-
дов, стонущих под немецким ярмом. Впе-
реди—большие штурмы. Учиться искус-
ству 6б0я, неустанно совершенствовать

Удар по врагу — такова задачах.
` Статья командующего 62-й армией гене-
рал-лейтенанта Чуйкова замечательна по
своей четкости, новизне материала, просто-
те изложения. Она написана в суворовской
манере — образными, динамичными фраза-
ми и является своеобразной наукой побе-
ждать в городском бою. Вот несколько
выдержек, дающих представление 0б ee
стиле: ‘ ae

= @Oneir yuut: $

сближайся с ‘противником траншеями,

двигайся ползком, используй воронки и

развалины.

Траншеи нужно рыть ночами, маскиро-
вать их на день. Накопляться для броска

в атаку незримо, без шума, через тран-

шей — в воронках и развалинах. Авто-

мат — на шее, 10 гранат — под рукой,
отвага — в сердце. Действуй! В таком
случае и время и внезапность — твои!»

Много полезных сведений находит чита-
тель в статьях майора Проценко «Особен-
ности уличных боев», майора Маковенцкого
«Бой за расширение плацдарма», полков-
ника Бубнова «Танки в уличном бою»,
генерал-майора авиации Хрюкина: «Взаимо-
действие авиации с наземными войсками»
и других. Сборник открывает только не-
многие ценные факты из сталинградской
сокровищницы боёвого опыта, но и эта пер-
вая попытка несомненно обогащает и раз-
вивает командира-фронтовика, вооружает
его практическими знаниями.

Политическое управление Южного фрон-
та делает большое и нужное дело, забот-
ливо собирая‘и пропагандируя боевой опыт
частей, героизм и мастерство лучших бой-
цов и командиров Здесь правильно поняли,
как нужно сохранять и популяризировать в
массах сталинградские` традиции, которые
надолго останутся лучшей школой муже-
ства, стойкости и умения для нашей ap-
мии. Это особенно важно теперь — в пред-
дверии новых ожесточенных битв с вра-

oe P. MOPAH.

if Stee ee ee a

Сама жизнь требует от Hac создания
специальных групи летчиков-ассов, рабо-
тающих в 0собых условиях по заданиям
своего командира. Мы сейчае располагаем
достаточных количеством летчиков, обла-
дающих. отменными  качествааи о воздуш-
ного бойца и являющихся прямыми канди-
датами на эту боевую работу. Мне кажет-
ся; что для асс0в и летчиков, которые
проявляют качества, свойственные ассам,
весьма полезны будут специально провохи-
мые командирами краткие сборы, на KOTO-
рых нало отрабатывать с этихи летчика-
ин главным образом выеший пилотаж. в
воздушную стрельбу, обмениваться боевых
опытом.

Нал соверненствованием высшего пило-
тажа асеы должны работать ненрерызно.
Их нужно ‘владеть самолетом так, чтобы
их узнавали по похолке. по стилю полета,
по классическому выполнению любой фи-
гуры, по тому, как послушна в руках
летчика боевая машина. Ho этого мало.
Ренталотним фактором в каждом бою являет-
ся всё же меткость стрельбы: В этом от-
ношения асс лолжен быть на голову вне
летчиков. Стрелять наверняка пало
уметь. из любого положения, даже Coan
самолет оказался вверх. колесами, а про-
ТИРНИХ ПОЙМан на прицел.

В заключение мне кажетел. что сё:
дует привести несколько интересных цифг.
Летчики-истребители на нашем участке
фронта с начала войны сбили в розу.
ных боях свъние 800 фалистских самоле-
тов; Значительная часть этого. количества
падает на возлуштные победы, олержанные
аесами. Например, на боевом счету левяти
наци лучших летчиков-истребителей =
Героев Советского Союза Ефимова, Бринь-
хо, Антоненко, Голубева, Васильева. Цоко-
лаевь и гварлейцев Татаренко, Сухова,
Львова ‘и Каберова значатся 262 уничто-
женных фашиетежих самолета: 86 сбиты
ими лично и 176 в трупповых боях. Ре-
зультат внупительный! Он еще раз пол-
черкивает, что нам нало смелее и энер-
гичнее создавать нужные советским ACCAM
условия — организационные, технические
и моральные, используя этих смодей в 09-
ях как авангард всей массы напшх лет-
чиков-истребителей. :

Flonnoscme - Vi. CEPBHH.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ==