Начало заседания 18 час.
Конец 23 час. 30 мин.

слушали:

ПРОБЛЕМЫ ТИПИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ РСФСР PROBLEMЕ DER TYPENBILDUNG IM WOHNUNGSWESEN USSR

ДОКЛАДЧИК М. Я. ГИНЗБУРГ
VORTRAG VON М. GINSBURG
В стране строящегося социализма вопросы экономики жилья неразрывно связаны с вопросами повышения качества жилья под углом зрения поднятия производительности труда, под углом во
просов культурной революции, под знаком перехода к новым социально более высоким формам бытового уклада.
То, что предлагается сегодня вашему вниманию, есть результат 3-месячной работы Секции по типизации Стройкома в составе 4-х человек. Естественно наша работа не может представлять собой чего-нибудь закончен
ного и исчерпывающего. Мы считаем, что наша работа только начинается, и если мы все-таки решаемся про
демонстрировать перед вами начало нашей работы, то это сделано для того, чтобы подвергнуть обсуждению методику и методологию ее.
Несколько слов о целевой установке нашей работы. Основной ее базой является экономика. Наше затруд
нительное экономическое положение и необходимость обеспечения миллионов трудящихся жильем заставляют во
просы экономики выдвигать на первый план. Но вместе с тем мы старались разобраться в том, что представляет собою экономика в нашей стране, где нет распыленного хозяйства, а есть единое социалистическое плановое хо
зяйство. С этой точки зрения вопросы повышения качества жилья под углом зрения поднятия производительности труда, под углом вопросов культурной революции, под знаком перехода к новым социальна более высоким формам бытового уклада становятся воп
росами экономики. Мы настойчиво ставили перед собой установку учета изменений бытового уклада, замены зам
крупных бытовых процессов в жилище более высокими коллективными обобществленными формами. Другими словами, вопросы экономики мы понимали достаточно ши
роко, чтобы они не шли в ущерб качеству жилья, так как это необходимо делать в условиях единого социалистического хозяйства.
Прежде всего мы проделали аналитическую работу, разобрав ряд типов жилья старого дореволюционного доходного дома, т. е. квартир, расположенных вокруг лестнической клетки. Что представляет собой с экономиче
ской точки зрения этот старый тип квартир? После неко
торых примерных подсчетов кубатуры дореволюционных домов мы получили коеффициент кубатуры в жилой пло
щади 2,8—2,7. Правда, это барская квартира, но даже и в более экономной квартире дореволюционного времени коэффициент подходил близко к 3—4.
Если сравнить это с коэффициентом квартир нашего времени, то мы придем к выводу, что наше жилье экономически в 2 раза хуже, даже не принимая во вни
мание стоимости строительного куба. Что же из этого
следует? Это значит, что старое жилье вовсе не было плохим. Оно было прекрасным типом, отвечающим своей задаче обслуживать интересы средней и мелкой буржуазии, для которой предназначалось. Лишь механиче
ский перенос этого типа в наши условия делает его экономически невыгодным и социально непригодным. Но для того, чтобы сделать его хотя бы экономически сносным, пришлось заниматься урезываением, уплотне
нием. Мы давно уже отказались от второй лестницы, от комнаты для прислуги, но эти жертвы еще недоста
точны, потому что коэффициент возводимых ныне домов еще не достигает дореволюционного коэффициента.
Тщательная рационализация планировки квартиры старого дореволюционного типа, аналитическое изучение бытовых и трудо
вых процессов, протекающих в комнатах, в частности и в кухне — может привести к экономии около 10%.
До какой же степени мы можем продолжать уминание этого старого дореволюционного типа и за счет
чего? За счет жилой площади этого делать не приходится; остается только вспомогательная площадь, которую надо подвергнуть серьезнейшему анализу. Не
обходимо прежде всего свести к абсолютному минимуму все те переходы и коридоры, которые служат лишь
путями связи. Необходимо найти для них научно и практически проверенные габариты. Надо изучить переднюю, ванну, кухню, как изучают важнейшие и точ
нейшие организмы. Научный анализ этих помещений приводит к ясному выводу, что при рационализации проектировки этих помещений, а особенно их оборудо
вания могут быть безболезненно уменьшены их габариты. Мы обратили внимание особенно на те площади, которые при известном рациональном их оборудовании дают возможность более заметно снизить кубатурный коэффициент. Пример такой рационализаторской работы вы найдете здесь на доске, где нарисована рационализирован
ная кухня и рядом с ней показана обыкновенная кухня. Если проследить путь, который проделывает домашняя работница в кухне старого типа, то получится чрезвы
чайно не экономный график движений при выполнении
трудовых процессов. Этот график построен на частом пересечении. Кроме того в кухне имеется балласт совершенно излишней площади, образующийся потому, что оборудование размещено случайно, без анализа трудовых про
цессов. Поэтому мы пришли к построению кухни на иных основах. Мы смогли сократить ее размеры до 4,5 м2 только потому, что график движения в ней построен правильно на учете последовательности трудовых про
цессов в кухне. Наш анализ в сущности является не новым. Он имел своих предшественников в лице франк
фуртской кухни. Этот анализ показываей, что возможно повысить экономичность коэффициента обычного жилого типа по сравнению с существующими примерами или нормами ЭКОСО на 10—12%.

При использовании излишней высоты вспомогательных помещений (передней, ванной, уборкой, кухни) экономическая эффективность квартир старого типа может быть еще значительно увеличена. При квартирах с полезной площадью менее 50 м2 эконо
мическая эффективность заставляет заменять кухню—„кухонным элементом“, а ванные и душевые нескольких квартир—концентрировать в одном месте.
Пробуя дальше анализировать обычную квартиру и ее вспомогательную площадь, мы пришли к выводу о возможности еще большего уменьшения коэффициента
за счет высоты вспомогательных помещений—ванны, уборной, передней. Наблюдая то, что происходит большей частью в квартирах с этими помещениями, те обычно устраиваемые над ними палати, загромождаемые домаш
ним хламом—конденсаторами грязи и пыли,—поневоле приходишь к выводу, что высота этих вспомогательных помещений, равная высоте жилых помещений, есть лишь результат нашего технического неумения справиться с этим вопросом. Мы попытались справиться с ним. В известной степени нам это удалось. Располагая впере
межку на одной половине жилые помещения, а на другой вспомогательные, мы получаем возможность по своему усмотрению регулировать высоту и тех и других. За счет уменьшения высоты вспомогательных помещений мы повышаем высоту жилых комнат. Такой опыт мы про
делали на типе «В», имеющем, правда, свои некоторые
неудобства, но дающем экономию кубатуры сравнительно с обыкновенным типом или нормами ЭКОСО в размере 17%, а по сравнению с нашим собственным типом— А2—10%. Принимая во внимание ряд факторов, удорожающих этот тип (лишний стояк, лишний прогон), мы должны будем притти к выводу, что нам удастся все же достигнуть удешевления не менее чем в 15%. В этой работе уминания вспомогательных помещений