СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

БР. ВЕСНИНЫ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

ИМ. В. И. ЛЕНИНА В МОСКВЕ ВТОРОЙ ВАРИАНТОсновная задача конструктивизма в ар
хитектуре—работа над выявлением новых социальных типов сооружений. В краткой фор - мулировке трудно указать все много
образие проблем, связанных с этой громадной задачей. Не одному поколению новых архитекторов хватит здесь богатой возможностями и интересней

шим содержанием работы. Причем кон

структивисты—архитекторы понимают эту задачу не как временную и удар
ную кампанию, а как непрерывный процесс напряженной борьбы за прод
вижение вперед социалистического сектора во всех отраслях нашего хо
зяйства, культуры и быта. С этой точ
ки зрения очевидна вся трудность и ответственность этой работы, связ
анной неразрывно со всем темпом социалистического строительства работы требующей непрерывного ан
ализа, полной освобожденности от косности и традиций, революционной готовности к постоянной проверке социального содержания своей задачи.
В нашей быстро растущей действительности не успели еще наметиться основные контуры нескольких новых типов сооружений как уже становится необходимым пересмотреть их класси
фикацию, пересмотреть терминологию типизации, пересмотреть содержание вкладываемое в то или инсеархитектурное понятие. Революционная переоцен
ка архитектурных ценностей, которую начал конструктивизм делеко не закон
чена. Общественные здания, жилье и фабрично-заводские сооружения — вот

СОЗДАДИМ ФЕДЕРАЦИЮ РЕВОЛЮЦИОННЫХ АРХИТЕКТОРОВ

Перед архитектурой Советского Союза непрерывно ставятся все более ответственные и сложные задачи. Интенсивно развертываю
щееся строительство во всех направлениях и областях общественной жизни требует яс
ной идеологической установки, твердых социально-классовых принципов и правильной целеустремленности.
Проблема правильного руководства архитектурной жизнью страны—проблема назрев
шая и неотложная. Однако, огранизации, которой можно было бы доверить задачу руководства (лишенного однобокости) совет
ской архитектурой, не имеется. Предпосылки же и ее созданию существуют.
В Москве работают несколько передовых архитектурных объединений всесоюзного зна
чения. В настоящий момент объединения эти замкнуты в себе, а их организационная и

идеологическая работа носит узкогрупповойПРЕЗИДИУМ ОСА

три кита старой классификации. Они теряют свое значение с обескураживаю
щей их друзей быстротой. Дом-коммуна жилье это, или общественное соору
жение? Кинематограф с его как часы заведенной, машиной сеансов—обще
ственное сооружение или фабрика? И сама фабрика — фабрика ли она или общественное сооружение, с характерной для последнего величайшей куль
турно-просветительной и политической значимостью? А дом отдыха? Санато
рий предназначенный для жилья и по сути являющийся фабрикой здоровья? Архитектурный мир стал слишком бы
стро вертеться, что бы три дряхлых кита могли с ним справлятся. Им пора нырнуть в спокойные глуби истории архитектуры. Помещая в № посвящен
ном общественным сооружениям вещи, из которых не все принято рассматривать под этой рубрикой, мы напоминаем о необходимости пересмотра ста
рой системы классификации, которая до сего дня механически переноситься на явления, не укладывающиеся в ее рамки. Помещаемые проекты кроме этой проблемы поднимают и еще ряд других, причем эти проекты, конечно, не являются законченным ответом на поставленные задачи. Но они представ
ляют интерес, как характерная для конструктивистов попытка революци

онно-заново подойти к старым (по

названию) задачам. И при этом решать их не только как строительную задачу, а органически, как задачу по органи
зации определенного куска жизни в целом. Редакция
характер. Естественно, что в таких условиях творческая и энергетическая зарядка этих организаций, как организаций, постепенно ис
сякает и неизбежно сведется на-нет, если не будут предприняты шаги, в корне изме
няющие существующее положение. Создание федерации революционных архитекторов, поз
воляющее установить постоянный контакт и тесное сотрудничество всех передовых архитектурных сил страны, вольет новую энергию в каждую организацию.
То обстоятельство, что различные архитектурные объединения ведут—подчас оже
сточенную — идеологическую борьбу, ни в какой степени не может помешать созданию федерации, при соблюдении известной организационной самостоятельности каждого объединения в рамках федерации. Резкость имеющих сейчас место теоретических дискус
сий совершенно необходима и неизбежна, когда проверяются и заново устанавливаются основные вехи материалистического миропонимания в применении к архитектуре. Обо
стренная борьба взглядов и мнений идет, ведь не только между отдельными группи
ровками, но и в пределах каждой из них и с не меньшей резкостью.
Таким образом обстоятельство это не должно являться тормозом в деле создания федерации. Наоборот—оно должно придать федерации исключительный интерес и общественную значимость.
Вынося свое предложение на широкое обсуждение, считаем, что основной задачей федерации революционных архитекторов должно быть на первое время:
Борьба с эклектизмом и беспринципностью в советской архитектуре. За реорганизацию конкурсного дела. За действительное снижение стоимости и повышение качества строительства. За непрерывное увеличение социалистического сектора в строительстве. Борьба с «халтурой» и «рвачеством». За привлечение взимания советской общественности к архитектуре. За организованное руко
водство архитектурной жизнью страны. За надлежащую постановку архитектурного образования в высшей школе.