опыт

применения метода материалистической диалектики к построению учебной программы по архитектурному проектированию

целевая установка

Кафедра по жилым и общественным зданиям ставит своей целью подготовлять архитекторов—проектировщиков, специалистов по жилым и общественным зданиям,—архитекторов орга
низаторов нового быта, активных работников» в деле строительства соци
ализма. Выбор заданий, проработка заданий и проработка проектов ведется согласно целевой установке кафед
ры с учетом перспективного плана строительства социализма.
В основу архитектурного проектирования ставится метод диалектического материализма

I. отрицание отрицания

Архитектура рассматривается в ее историческом развитии, обусловленном производственно-трудовым развитием общества. Развитие архитектуры под
чинено закону всеобщего развития (природы, истории, мышления) через борьбу противоположностей, путем отрицания. Правильное конкретное применение закона отрицания отрица
ния в архитектуре указывает путь для разрешения проблем социалистической архитектуры. Классическая ар
хитектура и буржуазная архитектура Запада снимается, т. е. преодолеваются, отрицаются не абсолютно, не пол
ностью (анархическое отрицание), а так, чтобы отрицаемое в своей положительной части заключалось в последующем развитии.
Необходимо указать на две опасности ложного применения диалектики:
а) Оппортунистическое отрицание— отрицание без отрицания по существу, сглаживание противоречий, отрицание без преодоления. В архитектуре—сгла
живание противоречий между новым социальным содержанием и старой архитектурной формой — эклектизм, модернизация стилей.
б) Анархическое отрицание — отрицание полное, абсолютное, при котором в новом не заключается элементов предыдущего развития. В архитектуре анархическое отрицание, не учитывающее вековых достижений архи
тектуры, приводит к «изобретениюдавно пройденного или к индивидуалистическому фантазерству.
Правильное применение проектирующим закона отрицания отрицания развивает его мышление и организует самый процесс проектирования. Не
знание этого метода или неумелое пользование им приводит одних про
ектирующих к тому, что они после первого, совершенно непроработанного эскиза начинают выполнение про
екта (отсутствие отрицания отрицания), других к тому, что они хаотично пе
ребрасываются от составления одного эскиза к составлению другого, целиком вычеркивая проделанную ими ра
боту, часто содержащую необходимый материал для дальнейшей проработки (анархическое отрицание).

2. единство формы и содержания

Нельзя рассматривать форму изолированно от содержания и содержание
изолированно от формы. Изменение формы непосредственно влечет за со
бой изменение содержания, и изменение содержания — изменение формы.
«Вся органическая природа является одним сплошным доказательством тожества или неразрывности формы и содержания. Морфологические и фи
зиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг дру
га. Диференцирование формы (клетка) обусловливает диференцирование ве
щества в мускуле, коже, эпителии и т. д., а диференцирование вещества обусловливает, в свою очередь, диференцирование формы».
(Фридрих Энгельс—«Диалектика природы». Стр. 24. Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. Госиздат. 1929 г.)
Под содержанием в архитектуре следует понимать:
1) Организацию процессов индивидуально-бытовых, общественно-быто
вых и производственных, протекающих в данном сооружении.
2) Организацию психофизиологических процессов человека, поскольку на эти процессы влияет окружающая материальная среда (психическая и физическая гигиена, жизненный тонус человека, работоспособность и т. д.). Все эти процессы выражаются слож
ной функцией, которая должна быть точно диференцирована. Под формой в архитектуре понимается способ ор
ганизации пространства и материала, конкретизирующий данное содержа
ние. Диференцирование содержания обусловливает диференцирование формы, а диференцирование формы обусловливает диференцирование содержания.
Идеология формы и идеология содержания обусловливают взаимно друг друга.
едином архитектурном синтезе. Индивидуально-бытовые, общественно-быто
вые и производственные процессы, протекающие в проектируемом соору
жении, рассматриваются как противо
положности, взаимно проникающие и взаимно поддерживающие друг друга. Невозможно развитие индивидуальности без коллектива и развитие коллектива без включенных в него развитых индивидуальностей.
Невозможно высокое развитие коллектива и индивидуальности при неорганизованных производственных про
цессах, и невозможны высокооргани
зованные производственные процессы при низком уровне развития коллектива и индивидуальности. Задача проектировщика заключается в том, что
бы найти такую организационную и пространственную систему, которая как единство, включала бы в себя все данные противоположности. При про
ектировании недопустимо подменять диалектическое разрешение противоположностей компромиссным сглаживанием противоречий, противоположно
стей или вычеркиванием отдельных противоположностей. Например, при проектировании домов-коммун одни проектирующие игнорируют индивидуально-бытовые процессы (вычеркивают их, по существу формально остав
ляя), другие недооценивают значение общественно-бытовых процессов) затруднительное пользование общест
венным сектором коммуны, неверная организация общественно-бытовых про
цессов и т. д.), третьи сглаживают эти противоречия, разрешают задачу компромиссно.

5. движение

Общественно-бытовые, индивидуально-бытовые и производственные про
цессы, протекающие в проектируемом сооружении, рассматриваются в их диалектическом развитии. Проектирующий должен ориентироваться на дальнейшее развитие этих процессов. Например, при проектировании клуба не
достаточно знать клубную работу в данный момент, необходимо знать прошлое и дальнейшее развитие клуб
ной работы и вести проектирование с учетом этого развития.

3. качество и количество

Пространственные изменения, вносимые проектирующим в проектируе
мое им сооружение (увеличение или уменьшение размеров помещений, количества освещения и т. д.), в известные моменты коренным образом изменяют сущность проектируемого со
оружения как с социальной, так и с архитектурной стороны. Через количественные изменения пространствен
ных величин, изменение системы пространственного построения, через изменение пространственных величин элементов инженерное сооруже
ние переходит в определенный момент в архитектурное и наоборот. Напри
мер, Ангар Фрасине, некоторые мосты, аэропланы, автомобили и т. д., римские акведуки и т. д.

6. всеобщая связь явлений

Все процессы данного сектора социальной жизни должны быть неразрывно связаны между собой, с про
цессами остальных секторов и со всей системой организации жизни. Например, при проектировании данного социалистического индустриального го
рода должна быть установлена связь процессов индивидуально-бытовых, об

щественно-бытовых и производствен

ных в отдельных элементах города, т. д. в жилых, общественных зданиях, в зданиях специального назначения и т. д. должна быть установлена связь эле
ментов города между собой, связь города с производством, связь города с окружающими его совхозами, колхозами и т. д.

4. единство противоположностей

Архитектурное проектирование рассматривается как процесс диалектического разрешения ряда взаимно проникающих противоположностей. Противоположности моментов архитектурных, функциональных, конструктивных, экономических разрешаются в