в) открытую для текучего состава посетителей, дающую возможность сквозного прохождения демонстраций и ди
намического включения их в систему действия, происходящего внутри зала. Расположение мест зрителей нешироким амфитеатром вдоль площадки действия
вместо с моментами хорошей видимости и слышимости учиты
вает также и тенденции к сближе
нию зрителя и актера в массовых действиях.
Высокая часть перекрытия зрительного зала предназначена для устройства под
весных площадок, щитов и пр., представляющих возможность, с одной сто
роны, развивать предполагаемые в зале массовые постановки по вертикали и, с другой стороны, регулировать акустические условия зала.
Верхняя часть этой четырехгранной призмы является как бы особыми «коло
сниками», приспособленными для обслуживания массового действа. Там уста
навливается различная вспомагательная аппаратура (осветительная, механиче
ская, проекционная и т. п.), оттуда опускаются подвесные площадки действа и т. д. Наружные вертикальные плоскости призмы используются для широкой информации о работе съезда и про
паганды основных лозунгов текущего момента (в изобразительной форме, помощью световых эфектов, кино и т. п ). Место под трибунами предназначено в одном крыле для расположения 2 малых зал вместимостью от 700 до 1 000 чел., имеющих свои самостоятельные входы - выходы и обслу
живание, а в другом крыле - для размещения монтажной сцены, уборных дли артистов и служебных помещений.
На горизонтальной площадке зала расположены 3 группы плун
жеров, дающих возможность устройства площадок различных уровней. Между группами плунжеров предусмотрено
устройство бассейнов, предназначенных к использованию в сценическом дей
ствии. Монтажная сцена обслуживается конвейером монтажных площадок.
Снаружи по диагонали здания имеются 2 группы подъемников, ведущих на крышу зала, где запроектирован пандус в виде зигурата для возможности обозрения Москвы.
Нагрузка зала осуществляется через отдельно стоящую линию вести
бюля, которая соединяется висящими переходами с прямоугольником фойе, охватывающим амфитеатр и находящимся в уровне верхних мест амфи
театра. Из фойе посетители спускаются на свои места по проходам, являющимся продолжением указанных переходов. Этим планировочным приемом обеспечивается наискорейшая нагрузка - разгрузка зала (прямыми потоками).
Съезды и совещания в современных условиях тесно связаны с показом ма
териалов данного съезда. Поэтому в комплекс Дворца советов должно быть
необходимо включено выставочное помещение. Выставка имеет 2 отдела: постоянный и эпизодический. По
стоянный отдел находится в нижнем этаже, примыкающем к массовому залу, и имеет входы со стороны реки. Освещается выставочный зал верхним светом. Специальными лестницами постоянный отдел выставки сообщается с эпи
зодическим, который имеет кроме того особые входы-пандусы с уровня площа
ди. В эпизодическом отделе выставляется злободневный материал к происходящему съезду. Этот отдел в виде широкого коридора окружает зал массовых собра
ний по 2-му этажу и, имея свободный доступ с площади, легко доступен для обозрения.

Планировочная площадка
Специализация групп комплекса Дворца советов требует специализации участ
ков планировочной площадки с основным делением всей площадки на
динамическую и тихую зоны. В первой располагаются те части пло
щадки, которые должны лежать на пути движения масс (демонстрационная площадь как продолжение и расширение подходящей к ней Аллеи Ильича и участок, на котором располагается массо
вая группа, как бы крытое продолжение площади).
Во второй располагается делегатская группа, которая требует возможности
сосредоточенной спокойной работы (зал заседаний, кабинеты для занятий, библиотека, комнаты отдыха и т. п., расположенные в саду).
Являясь в то же время как бы трибуной, мимо которой проходят демонстри
рующие массы, делегатский зал выходит на площадь и имеет на крыше оборудование местами для размещения деле
гатов, вышедших из зала наружу для приветствия демонстрантов.
Обе основные группы координируются по двум взаимно пересекающимся осям. Пересечение осей определяет третий объединяющий элемент комплекса -
демонстрационную площадь. Нет никакой практической нужды для соединения двух укатанных основных групп какими-либо крытыми переходами или тоннелями, так как основной стержень, объединяющий обе группы, - мас
совое движение потока демонстраций, не нуждается в упомянутых средствах (этой объединяющей цели больше удовлетворяет открытая площадь), присутствие же делегатов съезда в одном и в другом зале бывает в разные дни
(день торжественного открытия съездов - в массовом зале, дни дедовых заседании - в делегатском зале).
Вопрос о замене квартала, предназначенного для ломки первой очереди, другим по увеличивает количества перво
очередной ломки, в дальнейшем же все равно потребуется расширение участка до предусмотренных в проекте размеров.
Гораздо важнее в данном случае вопрос правильного расположения отдельных частей комплекса Дворца советов, который должен явиться массовым плацдармом с большой пропускной способностью.
4 Дворец советов в общем плане Москвы
Основные подходы к демонстрационной площади перед сооружениями намечены со стороны Красной пл. Колонны де
монстрантов после посещения Красной площади направляются к Дворцу советов двумя путями: основным - через расширенный и приспособленный для массовых движений демонстраций Александ
ровский сад и подсобными - через Кремль (Спасские - Боровицкие ворота) и вдоль Кремлевской набережное.
Демонстрационные колонны собираются на площади Дворца советов перед за
лом заседаний съездов, по наружным балконам которого располагаются деле
гаты, приветствующие демонстрантов. Далее группы демонстрантов могут быть направлены в массовый зал и принять участие, если представится необходи
мость, в каком-либо митинге, собра
нии и т. п. или же в обход зала на магистрали ул. Крапоткина - Остоженка, уширенную Крапоткинскую набережную или через Новый Каменный мост по проектируемому бульвару в Парк куль
туры и отдыха. Участок Красная пл. - территория Дворца советов является начальным пунктом Аллеи Ильича, на
меченной в свое время к осуществлению и соединяющей центр порога с Парком культуры и отдыха, Ленинскими горами и пригородными зелеными массивами. Направление этой аллеи предположено проектом провести через Новый Каменный мост на территорию, предназначен
ную в будущем для размещения жилого городка при Дворце советов и затем через специальный мост у стрелки подвести к главному входу в Парк культуры и отдыха.
Таким образом Дворец советов как отдельное сооружение органически входит в план новой реконструируемой Москвы.
Бригада АРУ:

Н. БЕСЕДА

Г. КРУТИКОВ В. ЛАВРОВ В. ПОПОВ