ДВОРЕЦ СОВЕТОВ

В ходе социалистического строительства перед архитектурно-строительной мыслью страны поставлена сложнейшая и специфическая задача - проектирование и сооружение Дворца советов.
В решение этой задачи бригада ВОПРА положила следующие основные идеи: Дворец советов должен быть органи
чески связан с центром - Красной пл. и в своей архитектурно-пространствен
ной композиции сливаться с системой городской планировки.
Здания и площадь Дворца советов должны быть местом приветствий съез
дов, местом демонстраций, митингов, массовых встреч и культпросветработы. Дворец советов - это трибуна пролетариата, строящего социалистическое об
щество. Дворец советов - это памятник периода создания фундаментов социализма, показатель технического и культурного роста страны.
Дворец советов должен быть максимально насыщен содержанием, для выражения которого в создании дворца должны участвовать в едином творческом процессе все пространственные искус
ства: архитектура, скульптура, живопись. Вместе с тем Дворец советов должен предоставить максимальные удобства для работы съездов, массовых собраний, конференций и т. д.
Решение комплекса дворца советов. Центром композиции являет
ся здание главного зала съездов. Осталь
ной комплекс зданий соподчинен ему. Остальные элементы выполняют роль композиционной подготовки, одновре
менно охватывая, ограничивая и тем самым организуя площадь. Ту же под
готовительную композиционную роль выполняют постепенно поднимающиеся площади, соединенные между собою пандусами. Таким образом на самом высоком месте развернутой площади расположено здание съездов. К нему подводится зритель ритмичным нарастанием как площадей, так и зданий. Площадь оформлена скульптурой, отображающей основные этапы революции.
Во всей композиции Дворца советов и площади ставилась задача выразить архитектурно-скульптурными средствами величие нашего строительства, памятника победы рабочего класса, памятника пятилетки.
Главный зал съездов устроен так, что в момент прохождения демон
страций раскрывается лицевая стена зала, и весь съезд во главе с президиумом, обращенный к потоку демонстраций, встречает приветствующих.
Зимою съезд выходит на трибуны впереди главного зала. Таким образом в поле зрения всего зала включается вся площадь, и весь мощный поток де
монстраций, направляющихся прямо на зал.
С другой стороны колонны демонстрирующих видят и приветствуют съезд в целом и в то же время, подымаясь по террасам площади, воспринимают
и всю массу демонстрирующих. Эта встреча колонн со съездом и единение их представит громадное зрелище, вы
зывающее подъем как приветствующей массы, так и съезда.
Террасы площади перед залом съездов дадут возможность остановок демонстраций для кратких митингов. Демонстрации проходят под залом съездов и об
текают его. В октябрьские, майские и другие празднества демонстрации проходят этой же площадью. Комплекс зданий Дворца советов, их стены используются для развертывания лозунгов, цифр.
В моменты эпизодических, массовых митингов на площади может развер
нуться колоссальный митинг. Дворец советов будет играть роль трибуны.
Основной подход к Дворцу советов намечен вдоль Александровского сада, по Моховой улице По этому направлению проектируется аллея пятилетки, кото
рая после Дворца советов вливается в Аллею Ильича, ведущую в Парк культуры и отдыха.
Аллеи пятилетки и Ильича оформлены скульптурой, бассейнами и фонтанами, открытыми теоплощадками, мемориаль
ными досками, диаграммами выполнения планов и т. д.
Против Дворца советов на острове Бабьегородской плотины - поле массовых действий и водные станции.
Таким образом Дворец советов решается не изолированно, а в связи с Красной пл. и Парком культуры и отдыха.
Главный зал съездов предназначается в основном для съездов, конференций,
массовых собраний, для деловой работы и приема демонстраций.
В основу решения главного зала положены следующие идеи:
1. Идея единства президиума и делегатов. Это достигается расположением мест делегатов и президиума
в единой площади и едином объеме здания. Это решение резко отличается от обычного театрального решения, где
президиум помещен в глубине сцены и отграничен от делегатов другим объемом - сценической коробкой.
2. Создание зрительного и психологического единства всего съезда. Это достигается расположе
нием делегатских мест амфитеатром без деления на ярусы с таким расчетом,
чтобы каждый делегат мог видеть со своего места весь съезд в целом и иметь непосредственный выход к трибуне.
3. Поставить всех делегатов в условия по возможности ра
вномерной видимости и слышимости. Элиптическая форма зала выявилась как наиболее удовлетворяющая
этим требованиям в результате целого ряда анализов.
4. Разрешить задачу организа
ции встречи демонстраций со съездом. Это решается не обычным путем, когда слабая струя демонстрантов проходила по сцене между прези
диумом и делегатами, разрезая зал, причём у демонстрантов раздваивалось
внимание: с одной стороны - президиум, с другой стороны - делегаты. В данном проекте в поле зрения всего съезда включается вся площадь с колоннами, с другой стороны весь съезд откры
вается для демонстрантов. Президиум, для того чтобы быть обращенным к де
монстрации и составлять со съездом единое целое, поворачивается на 180° путем вращения механизированной пло
щади, на которой расположены места президиума.
Диференциация присутствующих на съезде достигается следующим образом: делегаты помещаются в амфитеатре,
гости в ярусах, дипломатический корпус и иностранная пресса размещены сбоку, с расчетом видеть и президиум и де
легатов; против них, с другой стороны,
помещена советская пресса. Трибуна оратора выдвинута глубоко в зал. Стенографисты расположены вблизи трибуны.
Каждая группа съезда - делегаты, гости, президиум, дипломатический корпус - имеет свои обслуживающие помещения - вестибюли, фойе и т. д., свои входы и выходы, дающие возможность быстрой загрузки и разгрузки. Наряду с этим имеется связь помещений делега
тов с президиумом и делегатов с гостями. Конференцзал на 5 тыс. чел. ре
шен в отличие от зала съезда таким образом, что он, выполняя свои основ
ные функции зала конференций, может быть трансформирован в крупную ки
нофицированную аудиторию с демонстрационным полем для показа достижений науки и техники, работ отдель
ных заводов, районов и т. п., а также может быть превращен в театр массовых действий с механизированной сценической площадкой.
Аудитории на 500 чел. каждая спланированы с максимальным учетом рельефа местности: склоны использо
ваны под амфитеатр и ступенчатые фойе.
Комендатура расположена в цокольном этаже и может удобно обслуживать как главное здание, так и остальные помещения.
Конструктивная сторона Дворца советов разрешена с учетом последних достижений науки и техники.
К. АЛАБЯН А. КАРРА
A. МОРДВИНОВ П. РЕВЯКИН
B. СИМБИРЦЕВ