БАЛИХИН БУДО

ПРОХОРОВА ИОДКО

СЕВОРТЯН ТУРКУС

АСНОВА

В 1924 г., когда широкая общественность Москвы обсуждала вопрос о формах увековечения памяти Ленина, коллектив АСНОВА выдвинул идею постройки на месте храма Христа Дворца советов, который, осуществляя постановление I съезда советов СССР, был бы лучшим памятником Ленину в формах монументальной архитектуры.
Исходя из основных идей проекта 1924 г. бригада АСНОВА поставила центральной проблемой - создание революционного образа, выражающего динамику борьбы мирового пролетариата за свою диктатуру, за Союз советских социалистических рес
публик, создание образа, выражающего героическую эпоху боев пролетариата Советского союза на фронте социалистического планового строительства и новые социалистические формы труда. Создание образа не как статического монумента, но как живого, действующего организма, живущего единой жизнью с демонстрациями и революционно-политическими массовыми празднествами. Эти демонстрации определили и выбор места постройки Дворца советов бригадой АСНОВА и основные идеи планировки и его форму.
В архитектурных пространствах, решаемых в проекте бригады АСНОВА, демонстрации разворачиваются в массовом действии, ярко демонстрирующем революционную мощь пролетариата.
Пройдя через Красную пл., колонны тремя потоками - проспектом Ильича, через Кремль и по обеим берегам Москва-реки - вливаются на просторную площадь перед Дворцом советов.
Чтобы создать потоки по этим магистралям при условии прохождения всех демонстраций через Красную пл., единственным решением является устройство на месте Исторического музея и Охотного ряда системы параллельных пандусов, посред
ством которых является возможным, устраняя пересечение, пропустить через Красную пл. одновременно все 10 районов Москвы двумя встречными потоками.
Устройство разгрузочных пандусов между Свердловской и Красной пл., решая главнейшую задачу движения демонстраций, решает одновременно задачу архитектурного оформления входа на Красную пл. и проспект Ильича. Не являясь ни в какой мере пассивно декоративными, пандусы своей формой выражают маршевый ход демонстраций и подчеркивают революционную функцию Красной пл. и проспекта Ильича.
Постройка против мавзолея Ленина здания Центрального комитета партии решает задачу приветствия обоих потоков де
монстраций, с одной стороны, - с трибуны мавзолея, с другой - с террас дома ЦК партии. Вместе с этим новое здание ЦК и сооружение пандусов внесут в архитектурный ансамбль Красной пл. то новое архитектурное качество, которое должно подчинить существующую историческую архитектуру.
Бригада АСНОВА считает необходимым решение в генеральном перспективном плане массового поля для больших военных и физкультурных парадов, военизированных и спортивных зре
лищных постановок, политических карнавалов и т. п. В связи с массовым полем возможны посадочные площадки и причальные мачты для дирижаблей.
Бригада считает наиболее подходящим для такого массового поля пространство противоположного берега Москва-реки про
тив Кремля и будущего Дворца советов со сносом в перспективном-плане всех существующих сооружений. Широкий фронт
действия на массовом поле и широкий фронт для наблюдения с холма Кремля и высоких площадей и террас дворца дают все преимущества намечаемому участку. На площади Дворца советов 3 скульптурных группы в символических образах выра
жают борьбу за пролетарскую диктатуру (Парижская коммуна, 1905 год, Октябрь), регулируют движение демонстраций но
площади и служат трибунами для приветствия демонстраций. Полноты развития и выразительности революционного образа эти скульптурные группы достигают в интернациональных моментах самого Дворца советов.
Колонны, идущие через Кремль, в знак величайшего отличия за революционные заслуги перед мировым пролетариатом или
за досрочное выполнение и перевыполнение социалистического плана, проходят двумя широкими пандусами в большой «ленинский» зал Дворца советов, омывают двумя потоками амфи
театр президиума, приветствуют сидящих в зале делегатов и выходят на высоте 40 м на «Мост ударников», с которого двумя пологими пандусами, охватывающими с северной сто
роны дворец, спускаются на берег около плотины, вливаясь в общий поток остальных колонн демонстраций, которые, охва
тив красным кольцом дворец, направляются обоими берегами в Парк культуры и отдыха.
Ударные бригады мирового Октября: СССР, Рот-фронт, китайская Красная армия на гордо поднятых руках и боевых зна
менах показывают пролетариату Красной Москвы, Союза и всего мира «лучших из лучших».
Мост ударников в монументальном образе выражает идею интернационального революционного значения великого плана строительства социализма, осуществляемого пролетариатом СССР. По кривой моста горят слова Интернационала: «Мы наш, мы новый мир построим».
Дворец советов решается в форме куба (сторона 100 м). Куб сечется наклонной плоскостью, которая образует внутри куба амфитеатр мест делегатов, а продолжаясь вовне, образует открытый амфитеатр, на который выходят делегаты съезда для приветствия демонстраций. Плоскость внешнего амфитеатра
конструируется уступами и служит стеклянным перекрытием кулуаров делегатов. Низшая точка внешнего амфитеатра распо
ложена на высоте 4 м и решается в виде трибуны президиума
съезда. Плоскость куба с фигурой Ленина трактуется как красная доска мирового союза советских республик, на которую зано
сятся новые республики, строящие мировой СССР. Начинаясь снизу датой 1923 г. - датой образования Союза и I съезда советов СССР, список существующих советских республик, входящих в Союз, будет пополняться снизу вверх записями но
вых советских республик, пока в верхней строке не загорится алым дата мировой революции - дата СССР мира.
Фигурой Ленина завершается колонна ударников мирового Октября, получающая закрепление и продолжение в миллионных массах демонстрирующих колонн, сливаясь с ними в единый гигантский революционный образ.
Поверхности куба строятся из листов нержавящей стали, освещенные солнцем или прожекторами, стальные поверхности куба с разных точек зрения будут сверкать различным светом, приобретут ту жизнь, динамику в напряженность, какой не обладает ни одна поверхность, построенная из старых архитектурных материалов. Отличаясь высокий устойчивостью против механических и атмосферных влиянии и давая возможность достигать богатейших фактур, поверхность нержавящей стали, противопоставляясь украшенческой роскоши архитектуры эксплоатирующих классов, будет идеологически выражать индустриальный характер эпохи диктатуры пролетариата и веду
щую роль металла в плановом социалистическом строительстве. Большой «ленинский» зал Дворца советов вмещает 15 тыс. чел. Амфитеатр занимают делегаты. Гости располагаются на двух смежных вертикальных плоскостях куба.
Учитывая значение пролетарской прессы в работе Дворца советов, бригада отводит ей отдельный небоскреб со своим вестибюлем, с системой рабочих кабинетов и других обслужи

дворец советов