ства, но и к другим вопросам марксистско-ленинской революционной теории и политики партии.
В книге М. Д. Царева «За развитие жилищной кооперации» (изд. Центрожилсоюза, 1930 г.) говорится: «Ныне мы имеем блестящий пример провала многих бюрократических аппаратных иллюзий. Аппарат ВСНХ по управлению промышленностью — лучший аппарат. Партия туда послала самых лучших орга
низаторов, хозяйственников и специалистов, но когда потребовалось в миллионных массах старых проле
тарских кадров и новых пришедших из деревни рабочих провести ответственные задачи по сниже
нию себестоимости и поднятию производительности труда, — аппарат оказался бессильным. Все прини
маемые им административные и организационные меры не давали нужного результата. Но вот за дело взялась сама пролетарская общественность, лучшие предприятия бросили вызов худшим, на митингах принимались договоры рабочих гигантских предпри
ятий, и «митинги» помогли. Машины стали работать лучше, лучше стало гореть топливо и т. п. Самые машины заговорили о преимуществах мето
дов общественного массового подхода к сложному делу перед бюрократическими методами аппарата». Это противопоставление «лучших советских аппаратов» «массам» и клеветническое обвинение со
ветской власти и партии в игнорировании борьбы с бюрократизмом полностью взято из троцкистского арсенала. На XѴ Всесоюзной партконференции т. Каменев, выступая в блоке с Троцким, говорил о бюрократизме так:
«Государственный аппарат, рассматривая это явление с классовой точки зрения, пытается собою за
менить и оттеснить непосредственное участие ра
бочих масс в управлении государством, пытаясь все
больше и больше подчинить самодеятельность этих масс бюрократическому аппарату».
Решениями XV партконференции это клеветническое обвинение в нежелании партии бороться с бю
рократизмом, выдвинутое троцкистской оппозицией, было полностью разоблачено, и в постановлении конференции говорится, что троцкистский блок «на словах — против бюрократизма, а на деле — защит
ники и проповедники бюрократизации государствен
ного аппарата». На XV съезде партии в политотчете ЦК т. Сталин говорил:, «В чем состоит сила нашего государственного аппарата? В том, что он связывает власть с миллионными массами рабочих
и крестьян через советы. В том, что советы естьшкола управления для десятков и сотен тысяч рабочих и крестьян. В том, что государственный ап
парат не отгораживается от миллионных народных масс, а сливается с ними через бесчисленное множество массовых организаций, всякого рода комис
сий, секций, совещаний, делегатских собраний и т. д., облегающих советы и подпирающих таким образом органы власти. В чем слабость нашего госу
дарственного аппарата? В наличии бюрократических элементов в нем, портящих и извращающих его работу. Чтобы изгнать из него бюрократизм, — а изгнать его нельзя в один-два года, — нужно систематически улучшать государственный аппарат, сбли
жать его с массами, обновлять его за счет новых преданных делу рабочего класса людей, переделы
вать его в духе коммунизма, а не ломать его и не развинчивать его». Царев, через два года после XV съезда партии, под маской скромной работы по жилищной кооперации повторяет троцкистскую клевету на партию и натравливает рабочих на со
ветский аппарат, заявляя, что даже бездушные «машины» вопиют против бюрократизма аппарата ВСНХ — «лучшего советского аппарата», который «блестяще» провалился вследствие отсутствия связи с рабочими массами. А гнилое либеральное редак
тирование выпускает в тысячах экземпляров эту книжку, в которой имеет место помимо указанного ряд других троцкистских клеветнических выпадов против партии,
Несмотря на крайнюю нужду, мы до сих пор почти не имеем учебников по вопросам соцрасселения и жилбытстроительства. В 1927 г. Гизом была выпу
щена книга Л. Велихова «Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства». Из предисловия к книге видно, что она предназначается «как пособие для вузов и для работников коммунального хозяй
ства», и что эта книга «является не только в СССР, но повидимому и за границей, первым опытом концентрированного академического курса, сжато излагающего муниципальную науку в ее целом». Раз
мер книги свыше 30 печатных листов, Весь этот «научный» труд представляет эклектическую мешанину, в которой под внешней формой «профессор
ского академического объективизма» содержится активнейшая борьба против марксистско-ленинской теории соцрасселения, гнуснейшая клевета на Ле
нина и партию, контрреволюционная пропаганда буржуазных и мелкобуржуазных политических и «муниципальных» теорий.
Говоря о капиталистической эксплоатации деревни городом, Велихов заявляет:
«Этот вопрос, специально разработанный Каутским и затем В. И. Лениным, принадлежит к числу спорных в экономической литературе. Одни (С. Булга
ков, Э. Бернштейн) отрицали упомянутую эксплоа
тацию, указывая на эквивалентность взаимных услуг города и деревни, а также на громадное значение города как рынка для сельского хозяйства и на его