У

еже

ony
rene
во

coe
BOM

eat

Ме

¥

Смерть немецким оккупантам!
—ы=—ы—ы—=—»=»—<—»—»—»=»—=—=—»—»»—ы“5»_»_—_3_—_—_—_—_—»—_»_5=—=ы=—=—=ы=—-—.—.

1 мая 1

ЗА SS

‹ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮШЩ
№ 195

’ Товарищи красноармейны и краснофлотцы, команди-

1 мая 1943 г,

ры и политработники, партизаны и партизанки, рабо-
чие ‘и работницы, крестьяне и крестьянки, люди ин-
теллигентного труда! Братья и сестры, временно под-
павшие под иго немецких угнетателей!

_ От имени Советского Правительства и нашей боль-

шевистской Партии приветствую и поздравляю вас с.

днем 1 Мая!

В суровые дни Отечественной войны встречают на-
роды нашей страны день 1 Мая. Они вверили свою
судьбу Красной Армин ‘и не ошиблись в своих надеж-
дах. Советские воины грудью встали на защиту Роди-
ны и вот уже почти два года отстаивают честь и
независимость народов Советского Союза,

` За, период. зимней кампании 1942/43 г.г. Красная
‘Армия нанесла серьезные. поражения гитлеровским
войскам, уничтожила огромное количество живой си-
лы и техники врага, окружила и ликвидировала две
армии врага под Сталинградом, забрала в плен свыше
300 тысяч вражеских солдат и офицеров и освободила`
от немецкого ига сотни советских городов и тысячи.
сел.

Зимняя кампания показала, что наступательная сила
Красной Армии возросла. Наши войска не только вы--
шибли немцев.с ‘территории, захваченной ими летом
1942 года, но и заняли ряд городов и районов, нахо-
дившихся в руках врага около. полутора лет. Немцам
оказалось не под силу предотвратить наступление
Красной Армии.

Даже для контрнаступления на узком участке фрон-
та в, районе: Харькова гитлеровское командование ока-
залось вынужденным перебросить более трех десятков
новых дивизий из Западной Европы. Немцы рассчиты-

` вали окружить советские войска в районе Харькова

и устроить. нашим . войскам «немецкий Сталинград».
Однако попытка гитлеровского. командования взять
реванш. за Сталинград. провалилась.

Одновременно с этим победоносные войска наших
союзников разбили итало-германские войска в районе
Ливии и Триполитании, очистили эти районы от вра-
гов и теперВ продолжают их громить в районе Туниса,
а доблестная англо-американская авиация наносит со-
крушительные удары военно-промышленным центрам
Германии, Италии, предвещая образование второго
фронта в Европе против итало-немецких фашистов.

Таким образом, удар по врагу с востока, со стороны
Красной Армии впервые за время войны слился с уда-
ром с запада, со стороны войск наших союзников —
в единый общий удар. oe

Все эти обстоятельства, взятые вместе, потрясли до
основания гитлеровскую военную машину, изменили
ход мировой войны и создали необходимые предпо-
сылки для победы над гитлеровской Германией.

В результате враг оказался вынужденным признать
серьезное ухудшение своего положения и стал вопить

о военном кризисе. Правда, враг старается прикрыть  .

свое критическое положение шумихой о «тотальной»
мобилизации. Но никакая шумиха неможет отменить

того факта, что лагерь фашистов действительно пере-

живает серьезный кризис.

Кризис в лагере фашистов выражается, прежде все-
го, в_том, что враг оказался вынужденным открыто
отказаться от своей первоначальной установки на мол-
нислосную войну. В лагере врагов теперь уже не в
моде говорить о молниеносной войне, — крикливая
болтовня о молниеносной войне сменилась’ унылыми
причитаниями о неизбежности затяжной войны. Если
раньше немецко-фашистское командование хвастало
тактикой молниеносного наступления, то теперь эта
тактика отброшена прочь, и немецкие фашисты хва-
стают уже не тем, что они провели или намерены
провести молниеносное наступление, а тем, что. им
удалось ловко улизнуть из-под охватывающего. удара
английских войск в Северной Африке или из окруже-
ния со стороны советских войск в районе Демянска,
Фашистская печать ‘пестрит хвастливыми сообщениями
о том, что немецким войскам удалось удрать с фрон-
та и избегнуть нового Сталинграда на том или ином
участке Восточного или. Тунисского фронта. Повиди-
мому; больше нечем. хвастать гитлеровским стратегам,

Кризис  в лагере фашистов выражается, во-вторых,
в.том, что фашисты начинают все чаще поговаривать
о мире. Если судить по сообщениям иностранной пе:
чати, можно прийти к выводу, что немцы хотели бы
получить мир с Англией и США при’`условии их отхо-
да от Советского Союза, или, наоборот, они ‘хотели
бы получить мир с Советским Союзом при’ условии
его отхода от Англии и США. Будучи сами до мозга’
костей вероломными, немецкие империалисты имеют
наглость мерить союзников на свой аршин, полагая,
что кто-либо из союзников попадется на удочку. Ясно,
что не от хорошей жизни болтают немцы о мире. Бол-
товня о мире в лагере фашистов говорит лишь о том,
что они переживают тяжелый кризис. Но о каком мире
может быть речь с империалистическими разбойниками
из немецко-фашистского лагеря, залившими кровью
Европу и покрывшими ее виселицами? Разве не ясно,
что’ только полный разгром гитлеровских армий и без-
оговорочная капитуляция гитлеровской Германии могут
привести Европу к миру? Не потому ли болтают не-
мецкие фашисты о мире, что они чувствуют прибли-
жение грядущей катастрофы? a

Немецко-итальянский фашистский лагерь пережи-
вает тяжелый кризис и стоит перед своей катастро-
oi.

Это еше не зпачит, конечно, что катастрофа гитле-
ровской Германии уже наступила Нет, не значит. Гит-
леровская Германия и ее армия потрясевы и пережи-
вают кризис, но они. еще не разбиты. Было бы наивно
думать, что катастрофа придет сама, в порядке само-
тека. Нужны еще два-три таких мощных. удара с
запала и востока, какой был нанесен гитлеровской
армии последние 5—6 месяцев, для того, чтобы ката-
строфа гитлеровской Германии стала фактом.

Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

048 r

‘силы дальнейшему усилению военной мощи советской!

лыми гитлеровскими поработителями.

Да здравствует 1-е Мая—лень смотра
боевых сил трулящихся! Трудяшиеся всех
стран, соединяйтесь для борьбы против
  немецко-фашистских захватчиков!

ЕЕ Е eee ees a

суббот

В

ЦЕН

Г. Москва

Поатому народам Советского Союза и их Красной
Армии, `равно как нашим союзникам и их армиям пред-
стоит еще суровая и тяжелая борьба за полную побе-
ду над гитлеровскими извергами. Эта борьба потре-
бует от них больших жертв, огромной выдержки, же-!
лезной стойкости. Они должны мобилизовать все свои
силы и возможности для того, чтобы разбить врага и
проложить таким образом путь к миру.

Товарищи! Советский народ проявляет величайшую
заботу о своей Красной Армин. Он готов отдать все

страны. Менее, чем за 4. месяца, народы Советского
Союза внесли в фонд Красной Армии более 7 мил-.
лиардов рублей. Это еще раз показывает, что война!
против немцев является действительно общенародной
войной всех народов, населяющих Советский’ Союз.
Рабочие, колхозники, интеллигенция, не покладая рук,
стойко и мужественно перенося. лишения, ` вызванные
войной, трудятся на предприятиях и в учреждениях,
на транспорте, в колхозах и совхозах. Но война про-
тив неменко-фашистских захватчиков требует, чтобы
Красная Армия получала еще больше орудий, танков,
самолетов, пулеметов, автоматов, минометов, боепри-
пасов, снаряжения, продовольствия. Звачит необходи-
мо, чтобы рабочие, колхозники, вся советская интел-!
лигенция работали для фронта с удвоенной энергиейг_

Нужно, чтобы все наши люди и все учреждения в ты?
лу работали слаженно и четко, как хороший часовой ме-  .
ханизм. Вспомним завет великого Ленина; «РАЗ ВОЙНА
ОКАЗАЛАСЬ НЕИЗБЕЖНОЙ — ВСЁ ДЛЯ ВОЙНЫ!
Й`МАЛЕЙШАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ И НЕДОСТА:
ТОК ЭНЕРГИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАРАЕМЫ ПО!
ЗАКОНУ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ». a

В ответ на доверие и заботу своего народа Красная .
Армия должна еще крепче бить врага, беспощадно
‘истреблять немецких захватчиков, непрестанно гнать
их с советской земли. Красная Армия за время войны
приобрела: богатый военный опыт. Сотни тысяч бой-
цов в совершенстве овладели своим оружием. Многие!
командиры научились умело управлять войсками на
поле боя. Но успокаиваться на этом было бы нера-
зумно. Бойцы должны научиться хорошо владеть сво-
им оружием, командиры должны стать мастерами ве-
‘дения боя. Но и этого мало. В военном деле; а тем
более в такой войне, как современная война, нельзя
стоять на месте. Остановиться в военном деле — зна-
чит отстать, А отсталых, как известно, бьют. Поэтому
главное сейчас состоит в том, чтобы ВСЯ Красная
Армия изо дня в день совершенствовала свою. боевую,
выучку, чтобы ВСЕ командиры и бойцы Красной
Армин изучали опыт войны, учились воевать так, как
этого требует дело победы. р

Товариши красноармейцы и краснофлотны, коман-
диры и политработники, партизаны’ и партизанки!

Приветствуя ‘и поздравляя вас с днем 1 Мая,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Всем бойцам — пехотинцам, минометчикам, артил-
херистам, танкистам, летчикам, саперам, связистам,
кавалеристам — продолжать без устали совершенство-
вать свое боевое мастерство, точно выполнять прика-
зы командиров, требования уставов и наставлений,
свято блюсти дисциплину, соблюдать организован-
ность и порядок. _

2. Командирам всех родов войск и общевойсковым
командирам — стать мастерами вождения войск, уме-
ло организовать взаимодействие всех родов войск и
управлять ими в бою. Изучать противника, улучшать
разведку — глаза и уши армии, помнить, что без это-
го нельзя бить врага’ наверняка. Повысить культуру
работы войсковых штабов, добиться того, чтобы шта-
бы частей и соединений Красной Армии стали образ-
цовыми органами управления войсками. Поднять ра-
боту войсковых тылов на уровень требований, пред’яв-
ляемых современной войной, тзердо` помнить, что от
полного и своевременного снабжения войск боеприпа-
сами, снаряжением, продовольствием зависит исход
боевых операций.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 30 АПРЕЛЯ

В течение ночи на 30 апреля на фрон- а
‘тах существенных изменений не произо-  Западнее Ростова на Дону наши артил-
ино. * леристы уничтожили 7 немецких дзотов и
oe блиндажей, 3 apromammant и 9 повозок с
На Западном фронте происходила редкая   боеприпасами, рассеяли и частью уничто-
артиллерийско-минометная перестрелка с жили до роты пехоты противника.
противником. На одном участке разведы- .
вательный отряд немцев пыталея проник-
нуть в расположение наших частей. Нахо-  Партизанский отряд «За родину», дей-
дивншеся в боевом охранении бойцы  в0 ствующий в одном из районов — Орловской
тлаве с лейтенантом Жуковым подпустили области, 22 апреля взорвал железнохорож-
немцев Ha близкое расстояние и забросали  ный путь. Когда, немецкий эшелон © сол-
их гранатами. Противник понес потери и в! датажи остановился у разрушенного полот-
беспорядке отетупил. на, партизаны открыли по вагонам cocpe-
* доточенный огонь из пулеметов и винто-
вок. уничтожено много немецких соллат и
офицеров. В ночь на 25 апреля партиза-
ны отряда «За власть Советов» нанали на,

руеских районах небезопасно ездить по
железной дороге. Садясь в поезд, он не
уверен, что доедет хо еледующей станции.
Когда’ я ехал из Унечи в Гомель, мне
пришалоеь задержаться нё два дня в свя-
зи‘ е прекращением железнодорожного
сообщения; На этом участке партизаны
взорвали больнюй состав е горючим. В тот
же день на перегоне Гомель Брянск по-
дорвалея поезд, который вез на фронт во-
вые автомашины. По словам  железнодо-
рожников при крушении было убито 20
солдат».

же

% х * :

Советские граждане, вырвавииеея из ох-
купиреванных немдами районов, рассказали
9 кровавой расправе гитлеровских мерзав-
цев над мирными жителями  Роесонекого
района, Витебской области. За три недели
немцы превратили в пепелище деревни
Антоново, Павлово. Казимирово, Жари, (3-.
вино и ряд других. Уничтожение деревень
сопровождалось массовыми убийствами
мирных граждан. В деревне Велье немцы
загнали в сарай 68 человек, в том числе
многих детей, и заживо сожгли их. В де-
ревне Межево немецкие солдаты  еобрали
стариков и заставили их вырыть могилы.
Фаптистские изверги затем расстреляли ни
в чем неповинных жателей деревни вместе
в их детьми.

* acs
Южнее гор. Белого наши артиллеристы,
@ также разведывательные группы и енай-
‘перы истребили до роты немецких солдат.
Paspymeno 14 дзотов и блиндажей, подав-  гарнизон противника и уничтожили более
лен огонь 5 ‚артиллерийских и 2 миномет-  100 гитлеровцев. Советские патриоты со-
ных батарей противника. Советские зенит- эжгли склад боеприпасов, уничтожили 2
чики сбили 2 немецких самолета, ‘орудия, миномет, 5 станковых пулеметов и
И ет 15 автоммпин. Захвачены трофеи: 2 ми-
is На Северо-Западном фронте артиллеристы   номета, 4 пулемета, 400 мин, 15 тысяч
3. Всей Красной Армии — закрепить и развить успе-  Н-ской части совершили огневой налет на  патронов и разное военное имущество.
хи зимних боев, не отдавать врагу‘ни одной пяди на-  скопление ‘немецкой пехоты. и нанесли про-
шей земли, быть готовой к решающим сражениям с тивнику серьезные потери. Снайпер гвар-
немецко-фашистскими захватчиками. В обороне прояв- дии лейтенант Николай Вознов 7 время
лять упорство и стойкость, свойственные бойцам на-  Войны истребил 160 ne в
шей армии. В наступлении — решительность, правиль-   ВИВ а ae ee, cn
ное взаимодействие войск, смелый маневр на поле  “URIS Comm (
боя, завершаемый окружением и уничтожением про-
тивника.
`4. Партизанам и партизанкам — наносить мощные
удары по вражеским тылам, путям сообщения, воин-
ским складам, штабам и предприятиям, разрушать ли-
нии связи противника. Вовлекать широкие слои совет- Е >
ского населения в захваченных врагом районах в  29 впреля частяхи нашей авиации на
активную освободительную борьбу, спасая тем самым   Различных УЧастках фронта уничтожено
советских граждан от угона: в немецкое рабство и от  Или Ре не менее 5 немецких тан-
истребления гитлеровскими зверями. Метить беспощад- oe ae ae 6 и Ри
ми, взорвано 3 склала боеприпасов, по
но немецким захватчикам за кровь и слёзы наших жен а от 188 арии ПАитей
и детей, матерей и отцов, братьев и сестер. Всеми противника. ^ т Е
силами помогать Красной Армии в ее борьбе с под- й

* * *

Добровольно сдавшийся в плен солдат
258 голка 112 немецкой пехотной диви-
зии Вильгельм Т. расеказал: «Любой немец-
кий солдат знает, что в оккупированных

i #

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 30 АПРЕЛЯ

В течение 30 апреля на, фронтах суще-  роны. Советские бойцы встретили гитле-

ственных изменений He произошло. °  ровцев пулеметным и минометным огнем.

Налг корабль в Черном море потопил не-   Не доститнув переднего края налней оборо-

мецкий транспорт. ны, противник поспешно отошел на, исход-
нк ные позиций.

# я

Пленные немецкие солдаты, недавно по-
бывавшие в Германии, сообщают, что анг-
лийская авиация произвела опустонтитель-
ные разрушения в ряде городов. Пленный
солдат 21 немецкой авиапехотной дивизии
Вернгард Бауэр расеказал: «Гор. Мюнстер
наполовину разрушен. Во время одного на-
лета уничтожен металлургический завод и
ряд других промышленных. предприятий,
Район от Зонненииграесе до площади Гин-
денбурга представляет собою сплошные
развалины». Ефрейтор 252 немецкой пе-
хотной дивизии Рули Ннитценлэбель coob-
щил: «Когда ‘бомбили Ганновер, я нахо-
дилея в его пригороде. Зарево лолго стоя-
ло над городом. Были разрушены Конти-
ненталь Гумми-верке (завод по производ
ству резины лля автомобильной промьии-
ленности), бумажная фабрика и другие
здания», Обер-ефрейтор 2 роты 5 мото-
стрелкового полка 12 немецкой танковой
дивизии Иозеф Пульковекий рассказывает:
«В, Дуисбурге я на каждой улице видел
следы разрушений от. бомбардировок. Не-
мецкие солдаты, семьи которых проживают
в районах, подвергающихея частым нале-
там, с тревогой ждут писем из Германии.
Настроение в связи с этим у многих еол-

дат подавленное».
* # &

+

Западнее Ростова на Дону огнем нашей
артиллерии и минометов рассеяно и чА-
стью уничтожено до роты немецкой пехо-
‘ты, разрушено 6 дзотов и блиндажей,
взорван склад боеприпасов, подавлен огонь
4 зртиллерийских и2 минометных батарей
противника. На одном участке группа на-
ших разведчиков ворвалась в расположе-
ние противника. Разведчики овладели пя-
тью окопами и уничтожили свыше 50. гит-
леровцев. захвачены пленные и трофеи.

я x oe OR,

Ва Волховеком фронте группа наших ав-
томатчиков внезапно атаковала немцев и
овладела, несколькими дзотами. Чтобы вое-
становить положение. рота пьяных титле-
рювцев предприняла попытку выбить со-
ветских бойцов из этих дзотов. Встречен-
ные пулеметным и ружейным огнем, нем-
цы отошли, оставив на Поле боя 46 тру-
пов.

ee *

На Кубани части Н-екого соединения
овладели несколькими опорными пунЕтами
противника. Советекая авиация поддержи-
вала действия наземных частей и нанесла
противнику тяжелые потери. Нани штур-
MOBURU уничтожили несколько десятков
орудий п свыше батальона немецкой пе-
XOTHI.

Товарищи!

Враг уже изведал силу сокрушительных ударов на-
ших войск. Близится время, когда Красная Армия
совместно с армиями наших союзников сломает хребет
фашистскому зверю. :

ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАША СЛАВНАЯ РОДИНА!

ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАША ДОБЛЕСТНАЯ КРАС-
НАЯ АРМИЯ! _

жж
На Западном фронте нелши части вели.

разведку противника. Группа ий под

‘ if MUCHKORA

ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ ДОБЛЕСТНЫЙ ВОЕН-   пронихаа на передний край вражеской обо.

НО-МОРСКОЙ ФЛОТ! роны и атаковала гитлеровцев. Гранатами

:  и огнем из автоматов разведчики уничто-

a een Ua ОТВАЖНЫЕ ПАР т A+) scorn несколько десятков немецких солдат.
ЗА .

Захватив пленных, наши бойцы вернулись
СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ!

# *

Партизанекий отряд, действующий в Ле-
нинградекой области, ночью напал на не-
мецкий гарнизон в одном населенном пун-
кте. Советские патриоты истребили 60
гитлеровцев. Уничтожены склал боеприпа-
COB и склад продовольствия. Захвачены у
противника следующие трофей: миномет,
8 пулеметов, 4 тысячи патронов, 68 20-
шадей и различное военное имущество.

\

в свою часть. Снайперы Н-ской vacru rr.
Бобков и Мураликин уничтожили по 5 нем-
цев каждый, снайперы тт. Козлов, Крылов,
Ахметчин истребили 12 гитлеровцев.

* * #

Южнее Балаклеи пехота, противника пы-
талась боем разведать систему нашей 0бо-

Бельгийские вольные стрелки совернтили
смелый налет на немецкий военный склад
в районе Льежа. В середине дня патриоты \‘
проникли на склад, погрузили на грузовые
автомашины вооружение и взрывчатые ве-
щества и вывезли их на свою базу,