т? 2 а

\ {8 %K0 совершил удачный маневр на не-
‘оф Мельские тылы, и опорный пункт пал.   стала радиосвязь. Вё это также накла-

Т вая 1943 г., суббота. № 102 (5473).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Гвардии генерал-майор М. АНАШКИН
ие вай ое ВЫ Не фан

ry
PAT , гл гч
[актическое мастерство
Война научила нас многому и прежде! подвижными средствами. Никогда, ни в
Всего искусству современных сражений и каких других войнах, взаимодействие всех
боев. В ходе войны рбедо насъицение на-   родов оружия не играло такой роли, как
ших войск подвижными средствами. (о-  теперь. Это также — великая наука вой-
ответственно увеличивались возможности   ны, Опыт боев говорит: если все виды
маневра и возрастала его роль как основ-   огня не направлены в одной цели — ус-
ного условия оперативного и тактического   пех не будет достигнут; если огонь не со-
успеха. Преямущества тахтики маневриро- четается © движением войск — он будет
вания над линейной тактикой были ясны   затрачен впустую; ебли взаимодействие
вашим командирам уже в первый период! осуществляется не по строго расечитан-
войны. Однако понадобилось известное  ному времени и рубежам, — шенеы на
‚зремя для того, чтобы это сознание пре- выигрыш боя переходят к противнику. Вой-
а в практику. Самой серьезной на научила нас ечиталь секунды в бою.
предпосызкой успеха  истекшей зимней! Война научила пунктуальности - действий.
замтания Красной Армии и явилось отре- ‚ Известные ранее принципы взаимодейст-
шение комендного состава от глупой   BHA ныне усложнилиеь. Возникли новые
вредной линейной тектики и применение  принципы, соответствующие маневренноху
Емиихи войскажи тактики маневрирования.   характеру боев. ‘Таковы новые формы
Когла ва Дону была прорвана неприя- взаимодействия артиллерии с танками в№*
тельская оборона, одна наша дивизия 34.  глубине неприятельской обороны, артилле-
держалась на Фланге прорыва. Немцы  рии с пехотой при отражении танковых
вхраняли этот фланг, готовясь к контр- атак, пехоты е танками и т. д.
улару. Маневр соседней дивизии из глуби-  Инициатива теперь нередко переходит в
вы прорыва ве неприятельекий фланг, руки танкового командира, & если сохра-
зыброска пехотных‘ подразделений на тан-  няется за общевойсковых командиром, то
ух и автомашинах в тыл противнику  при условии, что он следует в бой е пе-
сорвали расчеты немецкого командования,   реловыми танковыми частями. Артиллерий-
виределив успешный ход всей этой насту- ские командиры предпочитают ныне нахо-
пательной операции. дитьея на наблюдательных пунктах —He-
На одном из пунктов у Сев. Донца два  хотного начальника, лично наблюдая зв хо-
батальона немцев прочно укрепились в дом боя и непосредственно руководя ог-
вдном опорном пункте. Стрелковый ба- нем. При нынешней скоротечности боев и
льон под командованием капитана Де- больших темпах передвижений войск един-
ственно надежным средством управления

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ Отваж-
„вый разведчик гвардии красноармеец
А. Уваров, отлично выполняющий зада-
ния команлованния.

Снимок нашего спец. фотокорр.
3 Я. Халипа.

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ
И МЕДАЛЕЙ СССР

Председатель Президиума Верховного
Совета СССР тов. M. И. Калинин вручил
вчера ордена и медали награжденным.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе с грамотой o присвоении зва-
ния Героя Советского Союза вручаются
майору А. И. Никитину, ‘старшему лейте-
нанту А. П. Позднякову и лейтенанту
Г. Г. Калинину. pr sie

Орден Суворова Ц степени вручается
генерал-лейтенанту артиллерии И. П. Ка-
мера и подполковнику А. А. Головачеву,
орден Кутузова II степени — генерал-
майорам Б. А. Пигаревичу, П. Г. Тихоми-
рову и гвардии полковнику Д. К. Гуме-
нюку.

Тов. М. И. Калинин поздравил награж-
денных с наступающим днем   мая и вы-
разил уверенность, что ‚наши бойцы, ко-
мандиры, политические работники, закален-
ные в ожесточенной борьбе с немецкими
захватчиками и накопившие большой бое-
вой опыт, приложат все свой силы, зна-
ния и умение, напрягут всю свою волю,
чтобы в предстоящих сражекиях сохранить
за Красной Армией боевую инициативу,
вырванн”ю у германской ‘армии истекшей
зимой. В заключение тов. М. И. Калинин
сердечно поздравил получивших награды
товарищей и пожелал им полных успехов
в боях за Родину. (ТАСС).

Таковы типичные примеры тактики   дывает свой отпечаток н& взаимодействие
налеврирования, применявшиеся зимой   ролов войск, делая его иным, более; сов-
частями Красной Армии. Эта тактика не-   ременным.
обходиха пря высокой плотности фронталь-  Тактический опыт, почеринутый нами в
ото огня, достигнутой в нынешней войне.   войне, богат и разносторонен. Война, ут-
Теперь редко встретишь командира, кото- вердив господство наступательных  дейст-
рый, столкнувшись с упорным и хоронго   вий, заставила вместе с тем признать и
вуганизованным сопротивлением противни-   оборону нормальным видом боя. Ona ЛИШЬ
ха, упрямо идет ныпюлом. Наоборот, руко-   Изменила характер оборонительных боев, &
зохящей идеей боя становится поиск сла-  следовалельно, и их тактику. Основной
бых мест. Удары в стыки, фланговые 0б-  принции современной обороны — сочета-
тохы, выходы на тылы, стремление отре-   ние стойкости и маневра. Стойкость войск
зать, окружить и полностью уничтожить   всегда решала судьбы сражений. 0 стой-
Противниха — вот что начинает домини-   кость русских армий разбивались все уси-
фовать ныне в нашей тактике. лия иноземных захватчиков. Стойкость и

По керз того, как тактика маневриро- поныне остается важнейшим условием побе-
зания внодрялась в боевую  практику  лы. Великая отечественная война явила
Ераеной Армии, стала исчезать маневро-  нам немало примеров высокой стойкости
боязяъ, которой страдали многие команди-  войск. Одна назна стрелковая часть 42
ры в первый период войны. Эше- дня сдерживала натиск превосходящих
зоны развития прорыва  емело устрем- сил противника. На рубеже одного насе-
хялись вперед, не боясь обнажить свои   ленного пункта эта часть отбила все тан-
флантя и вместе с тем охраняя их. Воз-   ковые и пехотные атаки противника, вы-
ирЕли новые формы флангового прикрытия.   стояла перед массированным воздействием
Командиры стали обеспечивать  фавнги ® ‘воздухе, отразила все неприятельские
Тетупообразным построением боевых по-  попытки танкового 9бхода. Нанеся огром-
PHAROS, выброской подвижных противотан-  ные потери неприятелю, эта часть исто-
вовых груш в угрожаемых  налразвлениях   Щила его перед передним краем своей 0б9-

u np. Глубокие вклинения и рейды пере-  роны. Полк под командованием подполков-
еталя путать своей рискованностью. ника Береговских в течение семи суток

Разучеетя, в этом стремлении вие-  отражал непрерывные танковые атаки и
Тел должно быть чувство меры. Трезво   удержал свои позиции, дождавшись полхо-  -

оценивая обстановку, недо уловить момент,   46 наших тёнковых резервов. Сильной
котла натериальные возможности начина-  контратакой противник был отброшен, &
ют посякать и дальнейшее продвижение   затем обращен в беготво.
вперед становится неразумным. Такой мо-  Стойкость рождается в бою, выковывает-
мент настает, KOM сйлы  наступающего ся железной рукой командира. Стойкость
`вотощены Xo предела, либо тыловые базы поддераитвается активностью ‘действий. У
оторваливь настолько, ‘что yare “He p coc- BOHCR, находящихся в обороне, должен
`тоянии обеспечить дальнейшее наступле- быть наступательный порыв. Как в насту-
ние. Этот момент может наступить так- плении надо быть воегда готовым к 0б0-
ше тогда, когда противник, выдвинув ре-   Роне, так и в обороне нужно держать вой-
зервы, сумел сосредоточить силы, ©п0соб- т в постоянной готовности к наступле-
ные не только отразить налии атаки, Ho   HMO. г
и нанести контрудар. Тот, кто не способен! `Стойкая защита рубежей каждой честью
видеть назревающий ом и зарвется,   определяет общую прочность занятой вой-
— потерпит поражение. скажи обороны. Однако при современном
Опыт войны учит: идешь в наступление   Уровне развития наступательных ередетв
— обеспечивай операцию на всю глубину:   одной лишь стойкости войск недоствлючно,
наневрируешь в глубине неприятельской   чтобы отразить удар протявника. Оборона
обороны — закрепляй за собой местность,   должна быть маневренной. Формы мёневра
помни о флангах; наступая — будь всег- в обороне могут быть разными: контратехи
за готов к обороне. в флангов, контратаки из’ глубины, отне-

Мвневренный характер нынешних боев вые мешки и т. д. Цель же одна: co-

обусловливаат особые задачи пехоты, сре-  хранить рубежи, измотать и ИТЬ
хи которых важнейшая — закрепление на   противника, превратить его победу в его
завоеванных рубежах. Выполнив ближай-   Поражение.

шую и последующую задачи, пехота не  Между стойкой позиционной защитой
ввертывается, а переходит Е обороне на рубежей и маневром есть глубокая евязь.
хостигнутых рубежах. Стойкая оборона на переднем крае обее-

Война научила нас по достоинству це-  печивает маневр из глубины, Как бы труд-

нить пехоту, как рох войск, без которого   Но ни было, надо’ держать свой и
чанки и авация бессильны. Но война по-  ЦИИ. Дрогнул сосед — стой на oe po-
требовала, чтобы и сама пехота целиком   ТАВНИЕ прорвался — He отходи 38 при-
еостветотвовала новому характеру боевых   Каза, иначе серветиь маневр и ‚ поставишь
действий. Побеждает тот, кто скор и под- Пох удар свои войска. И maodopor, Не
ватен. Еще Суворов учил пехоту HCRYCCT- BpeMe маневр резерва. усиливает сто =
ву стремительных перехолов. Совремев- Е0 обороняющиеся войска. В случае про-
ные бои убыстрили суворовские марши.  РЫВё противника на одном из участков
Зимой, по бездорожью, ната пехота, на- обороны резерв восстанаваивает положение
етупая за танками, делала по 30 километ-   Контруларом из глубины. Надо иметь глу-
Тов в сутки с боями. Боевое питание шло  б0вую противотанковую оборону в сильным
перекатами, через промежуточные базы. В И подвижным резервом. Нужно умело вво-
момент торотких пауз была одна забота:  Хить в бой резерв, выступив в тот м9-
подтягивать тылы, не давать им отры- А еще не успел ре-
Prepac ey Pet ‚ Таковы некоторые тактические уроки,

Полвижноеть пехоты решает успех на- преподанные нам войной. Наука, современ-
етупления, Отсюла. преимущество xo-  HOH войны, похнятая товарищем Оталивым
хоризованной пехоты перед обычной. По- Н& уровень, достойный налией великой xep-
елелняя незаменима при прорыве, но уету- жавы, созланная и воплощенная в прах-
пает моторизованной при маневре в глу- ТИКе повседневных боев Втасной Армии,
биту дает нам верное оружие победы.

Сила пехоты — в ее взаимодействии   ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Wy

НАРОДНЫЕ СКАЗИТЕЛИ — ФРОНТОВИКАМ

Для обслуживания бойнов и командиров! русского «народа против фашистских за-
в первомайские дни выехала вчера на хватчиков, выступят перед фронтовиками
фронт бригада Всесоюзного дома народного! сказительницы Е. В. Волкова из Москов-
творчества им. Н. К. Крупской. ской области, А. А. Суховертова из Ар-

С новыми сказами, новийами и частуш-  хангельской области и А. В. Анисимова
ками, отражающими героическую борьбу!из Пензенской области.

ПЕРВОМАЙСКИЕ СОБРАНИЯ.
ТРУДЯЩИХСЯ СТОЛИЦЫ

Позавчера и вчера в райовах столицы
состоялись торжественные вечера, посвя-
щенные первомайскому празднику.

‚ В Дворце культуры автозавода имени
Сталина” собрались стахановий, рабочие и
инженеры Пролетарского района. В. Цен:

исходило собрание трудящихся Дзержин-
ского. района, i :

С большим под’емом прошли вчера мо-
лодежные митинги, посвященные перво-
май му празднику на предприятиях Ки-
ровского района. На собраниях присут-
ствовали делегаты из подшефной райкому
комсомола части с Западного фронта. В
Бауманском районе состоялась встреча
трудящихся района ¢ защитниками Сталин-
града — делегацией бойцов и командиров
прославленной 62-й армии.

На всех собраниях с большим под’емом
были приняты приветствия товарищу
Сталину. (ТАСС).

ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МИТИНГИ ,
В ГОРОДЕ ЛЕНИНА

ЛЕНИНГРАД, 30 апреля. (ТАСС). На
предприятиях и в учреждениях Ленин-
града с болышим под’емом прошли. митин-
ги, посвященные 1 Мая.

Многочисленные митинги и собрания со-
стоялись сегодня в частях Ленинградского
фронта. В Н-ском соединении был прове-
ден ‘предмайский слет снайперов. Лучшим
снайнерам: старшему лейтенанту Мироно-
ву, истребившему 223 фашиста, старшему
сержанту Бедаш, ефрейтору Кутенкову н
другим представитель командования вру-
чил ордена, :

ПЕРВОМАЙ

В УЗБЕКИСТАНЕ

ТАШКЕНТ, 30 апреля. (ТАСС). Празд-
нично украшаются города и кишлаки рес-

ются красочные  транспаранты, портреты
руководителей партии и правительства.

1 мая в Узбекистане вступят в строй

новые промышленные и коммунальные
предприятия, культурно-бытовые и лечеб-
ные учреждения.
- Трудящиеся республики позаботились ©
том, чтобы семьи защитников родины по-
праздничному встретили день 1 Мая. В
Ташкенте, Пахта-Абадском и  Аимском
районах открываются столовые для детей
военнослужащих, при Ферганской tex-
стильной фабрике — молочная кухня. В
Ташкенте 800 семьям фронтовиков предо-
ставлены новые квартиры, 400 семьям —
отремонтированы старые, выдано 1.000
тонн топлива, 2.500 пар обуви и Т. д.

тральноь доме работников искусство про-  :

публики к 1 Мая. На зданиях вывешива-

Живописец написал бы ее портрет так:
Катя стоит и улыбается, тонкие волосы
растрепаны, будто ими шалит майский ве-
тер, ситцевому платьицу приятно быть на-
детым на такую стройную девушку, поза-
ди нее между облаками -—— теплые лучи
солнца сквозь лазурь, под ногами — что-
нибуль вроде подорожника с одуванчика-
MH, H самое важное — лицо, — вопроси-
тельно приподнятые брови, уверенно вздер-
нутый носик, сверкающие  неугасимой
жизнью,  мечтательные, умные, невинно
страстные глаза, свежий чуть-чуть при-
пухлый рот, — лицо такое, что живопи-
cel, даже не закончив портрета, сам бы
должен влюбиться в эту восемнадцатилет-
нюю девушку, если у него есть хоть капля
здравого смысла.

Ватя не любила ничего несправедливого,
жестокого и бурного. Иной человек от од-
ного пустого любопытства соскочит с трах-
вая, чтобы вмешаться в какой-нибуль
скандал на улице. Нет! Катя считала,
что хорошо тогла, когда кругом дружелюб-
ные люди, добрые, веселые, энергичные...
0т диких криков на улице у нее закаты-
Baloch сердце. Her a ner! — всё злое бы-
10 HH к чему в этой жизни.

К чему или ни к чему, но злые люди
существовали, и много кругом совершалось
тяжелого. Но Кате было восемнадцать лет,
и она еще продолжала расти, поэтому и
жизнь кругом нее также должна была ра-
сти, наливаться здоровьем и совершенст-
воваться. В это Катя верила, хоть режь
ве на куски. Всё тяжелое и темное должно
было иечезать так же, как на московских
улицах исчезали гнилые домишки и на ие-
сто их быстро вырастали громады или
«комплексы». Когла Катя рано поутру про-
бегала Красной площадью по пути в шко-
лу, ничто бы не могло убедить ее в том,
будто золотые стрелки часов на башне
двигаются в худой жизни. Ничего подоб-
Horo! — время вело стрелки часов к ка-
тиному счастью, а, тем самым, и ко всеоб-
щеёму счастью.

Катин отец елужил в тресте и ежегодно
есть € половиной месяцев терпеливо
ожидал времени, когда можно будет е на-
слаждением затустить руки во влажную
землю в огороде на даче под Москвой. Ке-
тина мала птила на дому дамское белье.
Целый день тихо жужжала колесом швей-
ной машинки, и тихо жужжали в голове
RATHHOH мамы заботливые мысли об отце,
9 Кате и о катином брате МЛеониде, cry-
денте физического факультете МГУ.

Rava ходила е бролом в театр, в фи-

лармонию и кино, но даже больше всего

этого любила — после вечернего чая, —
забравшесь с ногами на старую отоманку,
— Фазговариветь шопотом с Леонидом о
разных фантастических вещах. Он расека-

зывёл; например, такие штуки, полулежа’

около Кати, aya мундштук  погасшей

«Вот тебе ближайшее достижение фи-
SURE, буквально через несколько лет: пу-
тешествие в междупланетное пространство,
нваример, — за неизвестной нам высочай-

шей культурой — на планету Маре. Для

этого тебе не потребуется самой лететь
триста миллионов километров, рискуя раз-
биться BCMSTRY при посадке... Мы присо-
бачиваем в междупленетному реактивному
снаряду Фотоэлемент в обективом и pa-
диопередатчиком. Он всё видит и посы-
ласт волны, которые мы принимаем Ha
земле и переводим через текой же фото-
элемент на экран... Вот здесь стоит у нас
приемник и экран... Этот гардероб и шир-
мы мы вывинем к чертям... Ты сидишь на
отоманочке, подобрав ножки, и комфорта-
бельно путешествуешь между звезд... Сна-
ряд приближается в Марсу, и перед тобой
на экране вырастает ни на что не похо-
жий пейзаж: яркокраеные пустыни, про-
резанные каналами шириной в сто кило-
метров... По берегам — вытянутые горо-
ia с круглыми домами... И — марсиане,
— четырехногие — заметь, но двурукие, ©
большими студенистыми лицами, необык-
новенного, нечеловеческого ума... Так... А
второе достижение, Катька, это уже будет
лет через двадцать, над этими еще при-
дется поскрипеть мозгази... 90 — ne-
редача материи Ha расстояние такими же
волналии, ках радио... Я, натример, должен
спешно послать тебя в Австралию, в
Мельбурн, к твоему жениху... Ввожу тебя
B ocoéyio кабинку, присоединяю к голове
и в пятке контакты, пускаю ток ` сверх-
частых колебаний, которые передаются на
аппарат, посылающий траноформированную
материю в виде радиоволн. Под действием
частых колебаний твое тело начинает рас-
падатьея, материя превращаться в энер-
гию, и в организованном порядке ты ле-
тишь ‘в Мельбурн. Твой идиотина-же-
них находится там в такой же кабинке
перед приемником, в котором ты — 06-
ратно — из энергии превращаешься в ма-
терию, — начинаешь появляться в виде
тумана, потох — во Boe Ерасе... Отракт-

Алексей ТОЛСТОЙ

РАССКАЗ
>

ный поцелуй, и вы отправляетесь в кафе...
Да, Батька, не успеем оглянуться, как
жизнь станет удивительным царством доб-
рого гения... Можно опоясать земной шар
по шестьдесят пятой параллели электричес-
ких кабелем толщиной сантиметров в пят
надцать, пустить по нему ток полмиалио-
на вольт, и тем самым размагнитить поле
земного магнетизма, которое, Kak извест-
но, задерживает корпускулярную  солнеч-
ную энергию, и на шестьдесят пятой
параллели, на тундрах, будет расти виног-
рад... Вее будет механизирювано -— толь-
ко нажимай кнопки... Работать будут два
часа в день, ну — четыре... Иногда мне
кажется, — чорт знает, что я способен
‘придумать и сделать.. Верно говорю...
Главное это — ни в чем не ограничивать
свою мыель... А сёмое главное — унич-
тожить основное ограничение — войну,
истребить самую причину войны... Налви-
гается  непостигаемый, — непередаваемый
ужас... Ты уж мне поверь... Над моим
мозгом, над гением человеческим нависло
нечто смрадное, жаждущее, свиретое...

Война обрушилась на человеческий ге-
ний. Немецкая душа вырвалась на, св0б0-
ду, чтобы досыта насладиться злом... Нем-
цу была, наконец, разрешена кровь, —
разрешено редкое удовольствие — убивать
людей... Настал богатый праздник древне-
германского пиршества: итти © засученны-
MH рукавами, жечь, взрывать, топтать, вон-
зать, глядеть н& дыхы и дыхы по гори-
зонту, на зарева, зарева, глядеть на лу-
жи крови, на искаженные предемертным
ужасом лица человеческие... Вперед! —
кричали немцы. — Xo-xo! Bor это полно-
ценная зкизнь

В это лето Катя окончила школу, но
вместо университета пришлось служить.
Война не пошадила ее семьи. Отец стал
жаловаться на тошноту и слабость, в сен-
тябре его отвезли в больницу, вскрыли жи-
вот, да и опять залили, через несколько
дней он умер. У катиной мамы стали после
этого так трястись голова и руки, что
пришлось швейную машинеу прикрыть че-
хлом. еонид ушел добровольцем с артил-
лерийским полком на фронт. Nara, как
большинстве московских девушек, добро-
совестно работала сначала в учреждении,

потом Ha оборонном заводе. Когла немцы

подходили в Москве, она копала вместе
с другими траншеи и противотанковые рвы.
Хотя одних фугасов да грохота зенитной
артиллерии было достаточно, чтобы вну-
шить ей вещественность войны, всё же
война. не была для нее ощутимо понят-
ной, должно быть потому, что такое
великое зло нё помещалось в. ее светлом
сердце. Катя не могла ощутить ни миллио-
нов смертей, ни возможности того, что де-
пали немцы, — ибтязания, набилия, убий-
ства. Верила всему этому, но предетавить
He Moria. Живописец теперь бы не стал,
пожалуй, писать катиного портрета. Она
стала молчаливой, ходила, глядя под но-
ги, сдвинув брови. У нее было таков ощу-
щение, как у мухи на оконном стекле, -——
преграда.

Леонид писал © фронта: «Наконец, кон-
чилось тяжкое время, когда мы зажимали
в 0ебе стыд, отступая перед этой своло-
чью. Теперь отступают они... С удоволь-
ствием вижу повсюду торчащие из сугро-
бов немецкие ноги, в одних носках, в про-
дранными пятками... Вообще мерзлых ган-
COB, шпансов валяется здесь, по всем до-
рогам невероятное множество. Навалим еще
больше. Немец влип в России, — oro on
теперь понял. Катя, живу злостью, каж-
дую ложку краеноармейского борща заедаю
злостью. Она во мне великолепно зреет —
физиологическая, национальная, филосод-
ская ненависть... Нет пощады разрушите-
лям добра... Много думаю о тебе, сестрен-
ка... Я видел таких, как ты, растерзан-
ных... Боже мой... Бойтесь нас, немцы...
И ты, Катя, живи, стиснув зубы злобой...
Ты девушка русская, значит умеешь аю-
бить и ненавидеть до конца...»

Однажды пришла открытка в фронта,—
Ето-то, подписавшийся неразборчиво, coob-
щал Кате, что ее брат, старший сержант
Леонид Иванов, пошел в разведку и не
вернулся.

Когда Катя читала эту открытку, война
со  всею яростью укусила её за сердце. У
Kara часто, часто затряслись губы. Ha нее
обрушилось невидимое,  неслышгимое. Co
всей силы сдерживаясь, перечитывала, и
слезы капали с открытки вместе с лило-
выми чернилами. Леонида болыше нет!
Это — невозможно! A map — без него
BCe же возможен, и соседская кошка так
же мяукает на лестнице... Катя почуветво-
вала войну.

Hata достала его письма и, разложив BS
старой отоманке, торопливо читала и пез
речитывала. В них всё было новое, весь
смысл иной. Ночью Феоних начал през
составляться ей так страшно, что Катя, 33
жав руками рот, тихо кричала в подушку:
От матери всё скрыла. На другой лень поч
ехала в военкомат. Ее взяли на Фронт 65

витаркой. Ё

3 Е.

Катя сидела, свесив ноги, на платфора
ме, груженной санитарным икуществою.
Поезд медленно двигался, останавливаясь 12
толкаяеь. Впереди чинили путь. Мартон
ское солнце топило снега, & по ночам нохз
хораживало. Повсюду близ полотна oTtaze
вали из-под снега грязные скорченные руе
ки, босые огромные ступни, целые туловиз
ща раздутых немцев. Сквозь лед вихне-
лись синеватые их лица, будто эти покой
НИКИ СИЛИЛиСЬ и не могли взглянуть остек=
леневшими глазами на весеннее солнце.
Ехали уже которую версту, и—всё те же

трупы валялись в кюветах. Много черных

птиц поднималось и снова садилось на них.
Повеюлу до горизонта чернели на снегу и
ржавели н& оттаявших буграх исковеркан=
ные, разбитые, сожженные, опрохинутыв
военные машины и пушки, груды ящиков,
и ветер отрывал от снега и гнал обрывки
писем, миллионы исписанных листков, —
запозлалых жалоб на затянувшуюея вой»
ну... Это был путь немецкого отетупления
сорок третьего года.

Кате наскучило глядеть на мертвецов.
Поверх халата у нее на запястье были на=
деты трофейные часы. Она стала следить
за тем, как минутная стрелка незаметно
ползет между делениями, и вдруг обнаруз
жила, что часто, коротко вздыхает. Вепокя
нились другие — золотые стрелки кз
другой жизни. Это еще что Taxoe, мать
moa! Катя тряхнулв головой и опять при-
нялась считать немцев.

В санитарном отряде Катя считалась
твердым и даже жесткими товарищем, пое-
16 того, как однажды в метель, етав на
дороге, одна остановила несколько грузе
виков, пригрозив, что будет стрелять née
головному вожатому, и повернула иашины
в полевой госпиталь за ранеными. Катя
любила всё сильное, жесткое, бурное. Ёв

не напугать было стрельбой в тылу проеб=
чившихея автоматчиков. Сама браль ав
томат.

ЗКалко — не находилось живопиепа на
фронте — написать Катин портрет: в на-
гольном бело-грязном полушубке, грубых
сапогах и, все же, стройна была уливя-
‘тельно, — глаза большие, суровые, яеные,
Ha щеках — смуглый румянец, из-под с6-
рой шапки — прядь тонких волос, кото=
рым было тесно под шапкой. ;

<7,

}

Бои шли на Украине. Фронт Sux xpy-
гон. По ночам горизонт кругом горел выз
сокими заревами, и земля, и небо сотра=
сались таким военным громом, какого ня
когда еще не слыхали люди.

Катя получила медаль 3a храбрость, —
утрох около санитарного грузовика ей
вручил эту медаль майор, тоже по фамя-
лии Иванов. Сказав официально веё, что

положено, он ни с того ни с сего приба».

вил от себя: «Очень горд и очень рах 2%
Bac, Катя, ведь вы наша аюбовь». А Tol
же ночью Катя попала под немецкяй une
Homer. После полуночи поелышалаеь где-
то на фланге отчаянная стрельба, крихи
«Ура», полетели трассирующие пули,
взвились ракеты, жестяным, ярче еолнеч
ного, четким светом стало освещаться неё
бо. Это наша, оказавшаяся в соседстве,
небольшая часть, окружая немцев, самы
попала в окружение и теперь пробивалась.

В горячке боя Катя в двумя санитарка»

‘ми поползла подбирать раненых. Под epee

том повисшей в плоского неба ракеты
один раненый, в стеганом ватнике и же»
лезном шлеме, силилея ползти в нашу стд-
рону, — поднимался на руках и ложился.
Kara, низко нагнувшись, подбежала х Hee

му, легла рядом и только завела его руки.

себе за плечи, — проклято светящеевся
небо просверлила мина и рванулась, и
Ватю перевернуло несколько раз.

Когда она очнулась — не сразу поня=
ла, почему ее салюги носками царапают по
мерзлым кочкам. Оказывается, тот же р
неный, в шлеме и ватнике, постанываях
волочил Катю в нашим окопам. Она ска-
зала, ему: :

— Слушай, брось. Давай полежим. Я
сейчас отдышусь, иеняотолько упнебло. Я
тебя доволоку.

Они легли рядом, щека в щеке. бн
болыше не стонал, только нет-нет да и
поскрипывал зубами. Несколько минут лё-
жали в темноте. И снова небо разверз
лось жестяным светом.

— Ты что зубами скрипишь, больно?
спросила Катя и повернуле голову, не по
дымая ев от земли, и тот повернул голо
ву. И Катя не сразу узнала, что это —
Леонид, ее брат. И он не сразу узнах
Катю. А может быть им уже потом стало
казаться, что они не сразу узнали дру?
друга. г: i

танки движутся к исходным позициям, .

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Мотомехпехота и

‚ Снимок наших спец. фотокорр. капитана А. Капустянского и Я. Халипа.