Мало, мизерно мало сделано и по части пропаганды социалистического соревнования, про
паганды ударничества. Не исчерпаны благоприятнейшие условия для использования фо
тографии и в пропаганде военных знаний и вообще во всей работе по укреплению обо
роны страны, в развитии и укреплении международной пролетарской связи, в вербовке новых и новых друзей СССР за рубежом.
В краткой статье не перечислишь всего, куда должно быть привлечено, на чем должно быть со средоточено внимание нашего массо
вого фотодвижения, - мы выделили основные, главнейшие участки социалистического строи
тельства, на которых в первую очередь - неотложно, немедленно должна развертываться фотопропаганда.
Широкому и углубленному охвату тем социалистического строительства должно сопутствовать непрестанное обновление и усовершенствование методов работы, способов подачи этих тем. Здесь прежде всего следует отме
тить недостаточное развитие и использование у нас метода серийного снимка. Ведь неоспоримая преимущественная действенность ки
но по сравнению с фото как раз и заключается в том, что кино подает темы в развернутом
виде. Частично это осуществимо и средствами обычного фотоаппарата. В серии снимков на одну и ту же тему можно глубже захватить темы, шире их развернуть, - - действеннее пропагандировать. Работа над яркой, последовательно развертывающейся серией, подача се
рии в минимальном количестве максимально впечатляющих снимков, - трудная, но интереснейшая работа, необычайно способствующая поднятию фотоквалификации, приближаю
щая фоторепортера или фотолюбителя к высокому искусству кинорежиссера или киноопера
тора. Мы горячо призываем наших читателей - поработать в области создания серийных снимков на большие вышеперечисленные темы.
Дальнейший рост массового советского фотодвижения, все большее вовлечение в него про
летарских слоев, самая непримиримая борьба с мелкобуржуазными, подлинными правооппортунистическими течениями в советской фото
графии, творческий энтузиазм наших фотолюбительских масс, целиком направленный в сторону активнейшего участия в социалистическом наступлении, - должны обеспечить пол
ное и совершенное выполнение кратких, но тем более ценных нам ленинских указаний о фотографии.
ИСТОРИЯ СУХОЙ БРОМОЖЕЛАТИНОВОЙ ПЛАСТИНКИ
К 40-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРИЗНАНИЯ ЗАСЛУГ МЕДОКСА Н. Д. ПЕТРОВ
Прежде чем говорить об этапах развития современной сухой броможелатиновой пла
стинки, следует посвятить несколько слов тому негативному материалу, который ей предшествовал.
Так называемая «мокрая коллодионная пластинка», долгие годы служившая в фотогра
фическом процессе единственным негативным материалом, не была сразу заменена тем имен
но типом «сухой» пластинки, какой пользуются в настоящее время; поиски и опыты в области изготовления именно такой пластинки шли па
раллельно с общим развитием физико-химиче
ских знаний, исходили, как увидим ниже, исключительно из принципа «коллодиона», и только примерно через 20 лет (после первых опытов) завершились изготовлением сухой бромо-желатиновой пластинки, усовершенствован
ный тип который мы используем в настоящее время.
В старом коллодионном способе приготовление пластинки было делом довольно кропотливым и выполнялось оно самим фотографом непосредственно перед процессом съемки; колло
дий 1) смешивался с раствором бромистой или
иодистой соли (кадмия) и полученной смесью («иодированный коллодий») поливали предварительно хорошо вычищенную стеклянную пла
стинку. Полученный таким образом слой «се
ребрили», т.-е. купали пластинку в течение нескольикх минут в растворе азотнокислого се
1) Коллодием называют раствор пироксилина (хлопчато бумажный порох) в смеси спирта и эфира.
ребра (ляписа); процесс серебрения происходил в темной комнате при желтом свете. В резуль
тате химической реакции между бромистой (или иодистой) солью и азотнокислым сереб
ром в слое пластинки образуется бромистое или иодистое серебро, - пластинка делалась чувствительной к свету. Приготовленная таким образом пластинка не могла сохраняться; она во влажном состоянии (отсюда и название спо
соба - «мокрый») вкладывалась в кассету и тотчас экспонировалась.
Будучи почти до начала восьмидесятих годов единственным, мокрый коллодионный способ - ввиду чрезвычайно малой чувствитель
ности пластинок, отсутствию у них способности к сохранению и сложности приготовления - в широкой практике фотографа сейчас не применяется 2). Неудивительно, что в течение почти всего времени пользования мокрым коллодионным способом делались различные попыт
ки к изготовлению «сухих» пластинок - таких, которые могли бы приготовляться впрок.
Первой попыткой такого рода был способ Топено (Taupenot), разработанный им в 1855 году. Путем комбинации коллодионного способа с альбуминным он получил «сухую
пластинку, давшую довольно хороший по тому времени результат.
Способ Топено заключался в том, что посеребреную коллодионную пластинку подвергали действию раствора азотнокислого серебра
2) Мокрый коллодионный способ в настоящее время употребляется в репродукционной технике; он дает там прозрачные негативы с чрезвычайно тонким зерном.