ВСТРЕЧА -МОСКОВСКИХ ФОТОЛЮБИТЕЛЕЙ и РЕПОРТЕРОВ с ДЕЛЕГАТОМ ВСЕГЕРМАН- СКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОЧИХ-ФОТОГРАФОВ Вилли Циммерманом (справа) Лагман
(«серебрили»), после чего пластинка промывалась и обрабатывалась смесью альбумина (яичного белка) с иодистым (или бромистым) ка
лием. Перед употреблением такая пластинка
вновь «серебрилась», промывалась и высушивалась. Приготовленная таким способом пластинка могла сохраняться в течение несколь
ких недель, что для эпохи коллодиона было уже значительным достижением.
Годом позже - в 1856 году - в Англии была уже сделана попытка выпускать «сухиеиодосеребряные коллодионные пластинки в продажу. По этому способу кол
лодионные пластинки приготовлялись как обычно, но после промывки обрабатывались еще раствором желатины или гумми-арабика, или в смеси того и другого.
Нельзя сказать, чтобы этот способ, в котором впервые использовалась желатина (в ка
честве некоего заполнения пор коллодионного слоя), чем-либо превосходил предыдущий, од
нако в 1861 году, когда Руссель заменил в этом процессе желатину танином (дубильная кисло
та), «сухие» коллодионные пластинки начали пользоваться некоторым успехом, чему отчасти способствовал впервые введенный этим же автором (в 1863 году) щелочный проявитель.
Благодаря присутствию танина, являвшегося предохранительным средством в коллодионном слое, «сухие танинные пластинки» Русселя могли до известной степени сохраняться.
Идеал, к которому были направлены все стремления в области получения «сухой» пласти
нки, сводился в то время лишь к тому, чтобы ее чувствительность хотя бы только приближалась к чувствительности мокрой коллодион
ной пластинки. Однако этого достигнуто не было.
Эдер в своей «Истории фотографии» рассказывает, что во время одной научной экспеди
ции съемка на танинных пластинках Русселя потребовала экспозицию продолжительностью в 1 1/2 часа при полном солнечном освещении (!).
В 1864 году предложили коллодионную эмульсию, политые которой пластинки считались чувствительнее предыдущих. Коллодионная эмульсия была изготовлена путем прибавки к коллодию алкогольного раствора бро
мистой и иодистой соли 1); в эту смесь затем прибавлялось азотнокислое серебро, раство
ренное в возможно малом количестве воды. Коллодионная эмульсия, содержавшая излишек азотнокислого серебра, оставлялась стоять на один или несколько дней (одна из первых попыток в направлении повышения чувствитель
ности путем «созревания» эмульсии), затем политые ею пластинки промывались, как и пластинки Русселя, в «предохранительном» растворе (из эмульсии вымывался некоторый излишек серебра) и сушились.
1) Для изготовления фотографического коллодия обычно употребляют соли (бромистые или иодистые) кадмия. Соли этого металла сообщают коллодию густоту и встречаются во всех рецептах коллодионного способа.