Эти пластинки, названные «бромосеребряными коллодионными», употребля
лись главным образом для наружных съемок, для остальных их считали недостаточно чувствительными.
Однако когда впоследствии Альберт применил эритрозин в качестве оптического сенси
билизатора бромосеребряных пластинок - они нашли применение в репродукционной фотографии, где иногда ими пользуются в этом виде и в настоящее время.
Желатина в качестве замены коллодия была впервые рекомендована Годеном еще в 1851 году, но практические опыты ее использования были впервые опубликованы в 1868 году Гар
рисоном. Растворяя желатину в теплой воде и получив раствор, по вязкости приближающийся к раствору коллодия, он вводил в него бро
мистый (или иодистый) кадмий и азотнокислое серебро и стремился получить сухую пластинку без последующего «серебрения» и промыв
ки. Опыты Гаррисона не дали практически удовлетворительных результатов; как он сам указывает, желатина в его эмульсии теряла вязкость (повидимому, от образовавшегося в результате химической реакции азотнокислого кадмия) и бромистое серебро оседало на дно, т.-е. не оставалось во взвешенном состоянии, как наблюдаем мы это в современной светочувствительной эмульсии.
Несколько дальнейших лет неудачных опытов Годена и Гаррисона закончили эпоху сухого коллодионного процесса.
В 1871 году английский врач Медокс (1816 - 1902) опубликовал свой способ изготовления сухих желатиновых пластинок, и с тех пор эта дата считается годом их изобретения. Предполагается, что Медокс не был в курсе предыдущих опытов изготовления сухих пластинок, или не знал о необходимых предпосылках для получения желатиновой эмульсии; он первый из врачей, занимаясь бактерио
логией, применил фотографический метод в микроскопических исследованиях. Медокс сам для своих научных работ готовил мокрые коллодионные пластинки, но принужден был искать другую, вместо коллодия, среду для эмуль
сии, так как пары эфира вредно действовали на его слабое здоровье. Остановившись на же
латине, он растворял ее в небольшом количестве воды и смеси растворов соляной и азотной кислоты 1), прибавляя к раствору броми
стый кадмий, а затем - раствор азотно-кислого серебра. Полученная броможелатиновая эмульсия оказалась хотя и равномерной, но по чувствительности едва превосходила чувствитель
ность мокрых коллодионных пластинок; полив эмульсией стекло и высушив пластинку Медокс сделал опыт печати на ней (как на современ
ной диапозитивной пластинке) и убедившись в ее чрезвычайно малой чувствительности, все же надеялся, что она обладает достаточной способностью к сохранению. В то время еще не было известно - в том числе и Медоксу, - что излишек азотнокислого серебра должен быть вымыт из эмульсии промывкой перед поливом (основное условие сохраняемости пластинки) и что для повышения чувствительности
1) Смесь из 4-х частей соляной и 1-й части азотной кислоты носит в химии название „царской водки (растворяет благородные металлы), эту именно смесь и употреблял Медокс.
эмульсия должна быть подвергнута последующей обработке («созреванию»).
Несмотря на всю ценность изобретения сухого броможелатинового способа, статья Медокса не произвела никакого действия; его опытами никто не интересовался и работа его вначале не была оценена. Впоследствии, когда приготовление сухих желатиновых пластинок приняло характер фабричного производства, когда восторжествовали основные принципы Медокса, ему была присуждена Франклинским Институтом в 1889 году золотая медаль - «за замену коллодия для фотографических эмуль
сий желатиной». Медокс не извлек никаких выгод из своего изобретения, и умер в бедности.
Сухие броможелатиновые пластинки появились впервые в продаже в 1873 году, после того как Кинг ввел промывку эмульсии для удаления из нее излишка азотнокислого серебра. Несмотря на увеличившуюся (от этого) спо
собность к сохранению и указанные в том же году принципы ортохроматизации (Фогель), броможелатиновые пластинки все же не могли еще вытеснить из широкой практики фотографа - коллодионные; по сравнению с последними сухие пластинки давали вялые и завуалированные негативы. Причину этого впослед
ствии пытались объяснить тем, что фотографы, привыкшие к коллодионным пластинкам, считали, что броможелатиновые не могут превосходить по чувствительности первые; действи
тельно, обработка первых броможелатиновых пластинок велась, как и коллодионных, при оранжево-желтом свете. Вследствие этого пла
стинки Кинга вуалировались, очевидно имея фактически чувствительность большую, чем сухие коллодионные.
Броможелатиновые сухие пластинки начали одерживать победу только лишь с 1878 года, когда Кеннет а затем в 1879 г. Монговен - указали способы повышения чувствительности желатиновой эмульсии, а также способы обра
ботки сухих пластинок; первый указал способ «созревания» эмульсии при повышенной тем
пературе (30 - 35° Ц), второй ввел в эмульсию аммиак. Проявление пластинок начали вести при рубиново-красном лабораторном фонаре.
С этого момента сухая броможелатиновая пластинка стала быстро завоевывать успех, вытесняя из практики коллодионный метод. Организовались технически хорошо оборудованные фабрики массового производства пластинок, и одновременно с достижениями оптики и развитием физико-химических знаний фотография зашагала вперед гигантскими шагами.
Восьмидесятые годы можно считать эпохой усовершенствования броможелатиновой пластинки; целый ряд ученых, - среди них Эдер, Фогель, Абней, Монговен и многие другие, - внесли в процесс изготовления эмульсии те именно ценные методы, на основе которых стало возможным изготовление того негатив
ного материала, каким мы пользуемся в настоящее время.
С 1890 г. начинается новая эпоха, характеризующаяся стремлением заменить стекло новой, более портативной и легкой, подложкой (введение пленки), еще большим повышением чув
ствительности эмульсии и расширением сферы ее использования в фотографической практике.