О ФОТОМОНТАЖЕ

и. АЛЬПЕРОВИЧ
Фотомонтажем сильно увлекались за границей и у нас как способом, соединять целый ряд более или менее удачных фотоснимков в одну композицию, на одну определенную тему. Возможности здесь очень большие. Путем соответствующего подбора и распределения материала, выделения отдельных элементов (помощью увеличительного аппарата), подбором тоновых соотношений возможно в фо
токомпозиции убедительно выразить любую тему, заставить фотографию подробно рассказывать, агитировать, объяснять.
Даже весьма удачные фотографические снимки обычно много уступают изображению ху
дожника, сделанному карандашем, кистью или пером, главным образом потому, что художник, обладая двумя глазами (бинокулярное восприя
тие), как бы обходит объект с разных сторон, благодаря чему получает возможность придать изображению пространственность, динамику движения, подчеркнуть наиболее характерное. Одноглазый фотоаппарат вместо передачи дви
жения фиксирует, может быть, характерный, но застывший, статический момент.
Фотомонтаж в этом отношении нас сильно продвигает вперед. Здесь мы можем сознательно собирать и организовать и одновременно - видеть несколько моментов, не останавливаясь на каждом в отдельности (как это бывает при рассмотрении ряда отдельных фотографий), а следуя за разнообразными впечатлениями автора композиции монтажа.
Кинокадры, сменяя друг друга, увлекают зрителя, передавая ему представление о вре
мени; сумма удачно смонтированных кадров заставляет его удержать в памяти сценарий (повествование).
Фотокомпозиция, конечно, во многом еще отстает от кино-картины. Во-первых, мы не можем перегрузить монтируемый лист обилием
последовательных изображений, - это утомит зрение: нужно выбирать лишь наиболее характерное.
Во-вторых, как правило, предъявляемое ко всем картинам, необходимо «организоватьлист, - подобрать фотоизображения формаль
но, так чтобы получился единый зрительный образ и в то же время - наиболее ценное и
интересное выделялось бы, заостряло на себе внимание зрителя, чтобы монтаж рассматри
вался в строгой последовательности и в памяти закреплялось все виденное на нем.
Фотограф, не только предоставляющий своему объективу протокольно фиксировать все случайное, а владеющий им как средством закрепить наиболее интересное из своих наблюде
1) Образцы фотомонтажных работ автора статьи см. на стр. 6 и 7 этого номера.
ний, реагирующий фотоаппаратом на все явления общественно-политического характера, - несомненно заинтересуется фотокомпозициями. Последние дадут ему возможность не только изобразить отдельные моменты, фиксируемые объективом, но и суммировать впечатления.
Например: местную стенгазету интересно иллюстрировать фотографиями, рисующими жизнь и быт отдыхающих данного предприя
тия или профсоюза. У вас большое количество снимков, сделанных в доме отдыха. Снимки освещают ряд моментов: отдыхающие внимательно слушают радио, читают газеты и жур
налы, играют в шахматы, делают утреннюю
зарядку, проводят экскурсии, обедают, играют в волейбол, пляшут в кругу и т. д. Но досадно портят снимки «любители позировать», упорно глядящие в объектив; некоторые во время съемки шевелились и вышли смазанными, что тоже портит снимок, хотя во всем остальном снимки удачны. Иногда и другое, лишнее, ненужное мешает увидеть сразу в снимке то интересное, что хотелось вам запечатлеть.
Интересно показать, как подписывался договор соцсоревнования, показать работу по ра
ционализации производства и другие моменты строительства и быта, но если на снимках в качестве «приложения» фигурирует немало случайного, не имеющего прямого отношения к затронутой теме, - ваши снимки очень много теряют в своей выразительности.
Другое дело, если из отпечатков вырезать ножницами лишь наиболее характерное и типичное, увеличить наиболее интересные нега
тивы (может быть, даже небольшую часть негатива), увеличить то, что по условиям съемки оказалось невозможным заснять крупным пла
ном, и составить из этих вырезок одну или несколько композиций так, чтобы каждый пор
трет, фигура или предмет подчеркнул и дополнил картину.
Необходимо, повторяем, выделение наиболее важного (в разрезе данной задачи) момента, привлекающего наше внимание, от которого зритель как бы отталкивается при рассматрива
нии всего в целом. Несколько таким образом выделенных мест в листе не усилят, а наоборот, распылят внимание, поэтому нельзя допу
скать, чтобы второстепенные по своей значи
мости моменты яркостью своих тонов и т. п. отвлекали бы зрителя от основного, от главного.
Лучше всего подбирать вырезки так, чтобы получились мягкие переходы тонов. Контрасты и просветы небольших промежутков между вырезками можно заретушировать акварельной краской или разбавленной тушью.
Композиция в монтаже играет огромную роль, но писать о композиции - большой и сложной науке - не задача настоящей статьи.
РЕДАКЦИЕЙ „СОВЕТСКОГО ФОТО ПОЛУЧЕНА СЛЕДУЮЩАЯ ТЕЛЕГРАММА:
„Первая Окружная конференция ОДСК Артемовщины на Донбассе шлет редакции „Советского Фото пламенный пролетарский привет. Водружаем над нашей конференцией и ее работой знамя социалистического соревнования“.