за отсутствия достаточного в количественном и приемлемого в качественном отношении выбора фотокорреспонденций.
Чем объяснить такое состояние фотоработы в Красной армии? Коротко и без обиняков ска
жем: того грандиозного размаха фотоработы в красноармейской среде, которого ожидала редакция «Советского Фото» к нынешней годовщине Красной армии,1 фоторабота не получила. Достаточно указать на то, что некоторые клубы Дома Красной армии, которые, казалось бы, должны были быть центра
ми, организующими фотоработу, при наличии больших материальных возможностей - фото
аппаратуры, химикалий и пр., - держали все это мертвым грузом в своих кладовых.
Условия работы фотокорреспондента в Красной армии, правда, несколько отличны от условий работы гражданского фотокорреспондента. Условия работы в казарме, в лагере, в полевой и походной жизни часто предъявляют иные требования не только к фотокорреспонденту, но и к фотоаппаратуре, лаборатории и материальной части. Без учета этих условий и особенностей нельзя поставить как следует фотоработу в Красной армии.
Не следует, однако, равняться по «узкимместам, которые, как мы видим, имеются в красноармейском фотодвижении. Наоборот, чем шире неотложные задачи, чем больше мы проникаемся их важностью, тем скорее будут преодолены эти «узкие» места.
А эти задачи поистине широкие и неотложные. Прежде всего, необходимо совершить перелом в том смысле, чтобы фото не сколь
зило больше по поверхности красноармейской жизни и быта. Как откликается красноармеец на совершающиеся в деревне классовые
сдвиги, на коллективизацию, уничтожение кулачества, как класса, - вот трудные, правда, но неотложные темы для фотоработы в Красной армии.
Фотоработе в Красной армии необходимо придать такой размах, чтобы полностью обеспечить фотокорреспонденциями нашу красно
армейскую печать, начиная с ротной «Ильичевки» и кончая центральной газетой «Красная Звезда».
Затем, учитывая условия и особенности жизни Красной армии, необходимо сделать все возможное, чтобы приспособить материальную часть фотодела к этим условиям. Здесь необходимо проделать известную работу техническо-конструкторского порядка.
На фотолюбительство в Красной армии надо смотреть, как на один из важнейших видов
1 См. журнал „Советское Фото № 4 за 1929 г. ст. „Больше внимания Красной армии .
работы по продвижению техники в массы. Подчеркиваем это потому, что фотодело имеет довольно широкое соприкосновение с самыми различными областями знаний.
Не менее важным для жизни Красной армии является использование фотодела в учебных целях, как, например, иллюстрирование на экране некоторых моментов при изучении политических и военных предметов.
Следует иметь в виду, что в иностранных армиях фотоаппарат в руках командира вовсе не является роскошью или предметом люби
тельства. Он там является одним из видов оружия. Такой же взгляд на фотоаппарат необходимо внедрить и в Красной армии. Необ
ходимо практически изучать область его применения и приемы работы с ним в этой области.
И, наконец, перед нами задача педагогического характера. Речь идет о динамике в осве
щении жизни и быта Красной армии, о том, чтобы наши фотоаппараты не довольствовались только «местами» и «моментами» из жиз
ни красноармейца. Как бы удачны ни были эти моменты, как бы глубоко они ни освещались, они зачастую остаются только выхваченными
эпизодами, не имеющими связи с прошлым и не имеющими продолжения в будущем.
Для нас важна динамика роста красноармейца. Нам необходимо проследить за тем, каким
он приходит в Красную армию, как он в ней переделывается, каким он уходит из нее, как изо дня в день отражается на нем тот или иной процесс, совершающийся в стране, как растут и крепнут в нем те черты, которые характеризуют его как воина, как бойца на фронте классовой борьбы. Мы уже не говорим
о том, что впоследствии такой материал явится весьма ценным истерическим вкладом. Но для воспитателей Красной армии этот материал необходим уже теперь для практических целей, И эта задача теперь же требует своего практического разрешения.
Правильно разрешить эту задачу, направить, работу сможет только опытная рука чуткого политработника, командира и знающего свое дело педагога, от которых здесь требуется тщательное руководство и большое внимание.
Являясь воспитателями Красной армии, они не могут не интересоваться динамикой роста кра
сноармейца или части, ибо без этой динамики не может быть научно поставленной работы.
Таковы, в общих чертах, задачи фотоработы в Красной армии. Осознание важности этих задач является первым залогом того, что к будущей годовщине Красной армии имеющие
ся в ней «узкие» места в фотоработе будут преодолены и сами задачи выполнены.
Мало „провозглашать“ лозунг: „Фото - одно из орудий классовой борьбы“, - надо на деле, с фотоаппаратом в руках, участвовать в классовой борьбе, содействовать успеху социали
стической реконструкции, укреплять диктатуру пролетариата.