вать им сколько-нибудь ценного совета, -
что снимать, как снимать. От редакционного работника на эти вопросы обычно следовал ответ: «Снимите что-нибудь поинтересней, по
живее»... Необычайная нищета сопутствовала периоду зарождения советской фотографии. Когда появились у нас иллюстрированные
журналы, снимали преимущественно группы - группы вождей, группы участников боев, группы участников съезда и т. д. Когда все это на
доело, редакторы стали умолять: «Дайте нам динамику». И вот начинается знаменитый пе
риод «динамики». Если приезжает делегация, то члена делегации снимают только тогда, когда он поставит ногу на подножку машины
или вагона. Это и называется - «динамика». Мы можем теперь смеяться над убожеством руководства «того времени», когда во всех редакциях о фотоснимках говорили: «Вот это динамично».
Потом начался период веселых снимков - знаменитый период зубастых комсомолок с улыбающимися лицами. Во всех журналах мы может видеть эти исключительно-веселые лица. Но прошел и этот период. Тут как-будто бы все сговорились снимать сверху, снимать так решительно все. Я хочу быть справедливым и хочу сказать, что со стороны редакций, в большинстве случаев, руководства фоторепортерами не было. Говоря здесь о товарищах Шайхете, Фридлянде, Микулиной и других, я должен сказать, что они учились сами. У кого же они учились? Я не знаю. Может быть, посе
щали кружки, может быть, говорили друг с другом, может быть, учились у старых товари
щей. Но, в общем, систематической учебы у них никакой не было. Все то, что вы сейчас видите, является тем более ценным, что все это очень искренно. Эти товарищи, несмотря на молодой свой возраст, умели вглядываться в жизнь. Один учитель у них бесспорно был. Этот учитель - сама жизнь, наше строитель
ство, сама логика нашего строительства, сама логика нашей жизни».
Ядро должно обрасти массами
Тов. С. Евгенов отметил:
- «В одном из недавних номеров «Советского Фото» мы ставили вопрос: нужна ли нам
художественная фотография? И вот эта маленькая выставка говорит о том, что у нас уже есть художественная советская фотография, подлинно художественные снимки, черпающие свое содержание в нашем повседневном социалистическом строительстве, в наших праздни
ках и буднях. Недаром Третьяковская галлерея закупила 15 снимков с этой выставки!..»
Тов. Евгенов дал следующую оценку фотоочерков, представленных на выставке:
- «Я думаю, что эти фото-очерки еще несовершенны. В них нет еще необходимой тес
нейшей связи между отдельными снимками - такой связи, которая не допускала бы изъятия хотя бы одного снимка из серии. Еще не вы
полнены все требования, которые мы предъявляем к серийным фотографиям. Но начало большого дела здесь налицо. Несомненно, что серийным снимкам принадлежит будущее. Не
сомненно, что серийные снимки станут еще более сильным орудием агитации и пропаганды».
- Что нужно пожелать фоторепортерам, показавшим на этой выставке свое блестящее мастерство, свое упорство в обновлении фото
графических форм, свое умение схватить
насущнейшие вопросы нашей общественной жизни и нашего строительства? Нужно поже
лать, чтобы участники выставки активнейшим образом работали в фабрично-заводских фотокружках в качестве руководов, чтобы тот богатый опыт и знания, которыми они распола
гают, они перенесли в массы. Нужно пожелать, чтобы ядро талантливых ищущих фоторепор
теров, которым располагает «Огонек», обросло массами фотолюбителей, чтобы следующая фотовыставка «Огонька» была демонстрацией работ тех фотокоров, тех массовых фотолюбите
лей, которых должен привлечь «Огонек» на свои страницы. Фотолюбители подхватят опыт Шайхета, Фридлянда, Микулиной и еще больше разовьют его.
Тов. Володин, приветствуя «огоньковцевот МОСОДСК, подчеркнул ту же мысль, высказав пожелания, чтобы содержательная, выдержанная и поучительная выставка была передвинута на предприятия и послужила материалом для учебы фотокружковцев.
ПРЕССОВКА ЛЮЦЕРНЫ В ХЛОПКОВОМ КОЛХОЗЕ „ПАХТА-АРАЛ
М. Пенсон (Ташкент)