СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОТОМОНТАЖА

О. Л. КУСАКОВ
Как бы хороши ни были отдельные снимки советского быта и строительства -
они, в конечном счете, являются лишь отдельными, вырванными из жиз
ни кусками, а потому не могут претендовать на синтетическую полноту отображения жизни. Кроме того, отображая отдельный кусок жизни, про
извольно выбранный художником-фотографом, они, в значительной степени, несут на
себе печать индивидуализма. Соединение портретно-жанровых и пейзажных фоторабот в тематические серии не устраняет еще их разобщенности и не устанавливает диалектиче
ского взаимодействия отображенных жизнен
ных явлений. Проблема активной, синтетически организующей созна
ние зрителя фотографии, находит решение, по моему мнению, лишь в фотомонтаже.
Совершенно не случайным является неуклонное увеличение значения фотомонтажа как в полиграфии, так и в клубно-плакатных работах. Фотомонтаж вырос вместе с революцией.
Однако, было бы заблуждением думать, что фотомонтаж не существовал до революции. Фотомонтаж, как определенный вид фотоискусства, мы находим уже весьма давно в дореволюционных учрежденческих групповых пор
третах. Обыкновенно - это размещение на листе отдельных портретов сотрудников учреждений, на первый взгляд являющееся механическим суммированием. Но при анализе композиции мы встречаем определенное установление вза
имоотношений между входящими в состав композиции элементами. Портреты начальствую
щих лиц учреждения даны в большем формате и занимают центрально симметрические части листа. Часто размеры портретов имеют не
сколько градаций, при чем величина их и размещение на листе определяются степенью служебного положения. Портреты низшего служебного персонала даются в малом фор
мате и, сливаясь на некотором расстоянии в общую массу, становятся фоном для портретов начальников. Индивидуальность портретов стирается торжественной официальностью обязательной строго-фассовой характе
ристики. Композиция в большинстве случаев симметрична и носит «мундирно» - статиче
ский характер. Включение в композицию одного или нескольких снимков здания или виньеток с атрибутами учреждения является завершающим моментом композиции.
Рассматривая фотомонтажный групповой учрежденческий портрет, мы видим в нем не только определенную организацию чувства и сознания зрителя в сторону официальной торже
ственности, но и проведение определенных
идей. Так: увеличенные размеры портретов начальников на фоне мелких портретов низшего персонала утверждают в сознании зрителя идею господства начальников, иерархического подчинения и важности государственных
функций начальствующих лиц. Торжественностатичный стиль композиции, вместе с парад
ными фасадными снимками здания, знаменует благополучную неподвижность и прочность учреждения и всего строя жизни. Вся композиция в целом является характерным выраже
нием в искусстве социальных моментов монархически-феодальной формации.
Устанавливая за фотомонтажем возможность раскрытия диалектической связи моментов жизни и максимальной возможности организации созна
ния, - что невозможно в отдельном снимке, - мы должны тем самым признать за фотомонта
жем весьма солидную роль в поисках новых путей фотографии. Это выдвигает перед фотографией и фотографом целый ряд новых фор
мальных задач. Планы, ракурсы, неинтересные и мало выразительные в отдельном снимке, могут приобрести в фотомонтаже неожиданную силу и выразительность как центрирующих, так и фоновых элементов композиции.
Наш журнальный и клубно-плакатный фотомонтаж, зачастую, составляется художникоммонтажистом из работ разных фотомастеров. Композиция фотомонтажа зависит от того, - какой материал дан художнику-монтажисту
фотографами, а это значительно уменьшает
композиционные возможности. Работа художника-монтажиста должна быть объединена с работой фотографа. Это объединение уже само рвется в жизнь. Художник-монтажист журнала «Резец» В. М. Свеч
ников (полиграф. школы Лен. гос. худ:-пром: техникума), работая по фотомонтажу, давал
фотографу журнала определенные задания, непосредственно руководя его работой и определяя материал и точки съемок.
Низведение фотографа к роли фототехника, исполнителя заданий художника-монтажиста, не может быть признано удовлетвори
тельным решением задачи. Фотограф дол
жен быть не только исполнителем, но и творцом. Фотограф-общественник, желающий итти в ногу с запросами современ
ности, должен быть не только фотографом, но и фотомонтажистом. Еще до съемок он
должен иметь идею и план будущего монтажа, в зависимости от которых определяются моменты съемок.
Несмотря на то, что фотомонтаж не имеет еще резко очерченных канонизированных принципов композиции, мы можем уже гово
рить об общей задаче стиля пролетарскогофотомонтажа, как о задаче стиля динамического. В противоположность феодально-мо
нархической формации, пролетариат, как класс восходящий, не нуждается в утверждении не
подвижности и застылости форм. Наоборот, двигая жизнь вперед, утверждая динамику непрерывной стройки, он требует для орга
низации своего сознания форм динамических. Решение проблемы пролетарского динамического стиля фотомонтажа должно сочетаться