ДИАПОЗИТИВЫ ДЛЯ СВЕТОВОЙ ГАЗЕТЫ

Цельность впечатления от световой газеты в первую очередь зависит от качества спроектированного на экран фотографического изо
бражения, - все равно, будет ли это текст или только фотография. Как бы хорошо ни был задуман монтаж световой газеты, в целом она не произведет впечатления, не будучи выполнена технически безупречно.
В задачу настоящей статьи входит лишь выявление тех основных технических момен
тов, которыми и следует руководствоваться при изготовлении световой газеты.
Одним из таких основных моментов является качество диапозитива, проектируемого на экран; другими словами, вся задача сводится к простому и достаточно старому вопросу: к изготовлению диапозитивов.
Диапозитивами называются позитивные изображения, изготовленные на прозрачной подложке - стекле или целлулоиде. Техника по
лучения диапозитивов совершенно одинакова с печатью на обыкновенной - бромосеребря
ной бумаге, с той лишь разницей, что на не
гатив (в копировальную рамку) кладут не бумагу, а диапозитивную пластинку.
Чувствительность диапозитивных пластинок (по сравнению с негативными) обычно не вы
сока от 12 - 19° (хлоробромосеребряные) и около 40° (бромистые) по Хертеру и Дриффильду.
Как и при работе на бумагах, окончательный результат печати на диапозитивных пластинках зависит от качества негатива; именно это условие и должно быть принято во внимание как при самой съемке, так и при про
явлении и дальнейшей обработке заснятых пластинок.
Для того, чтобы добиться максимума впечатления, техника производства диапозитивов должна быть совершенной. Только в этом случае общая идея номера газеты, основной
смысл и острота тем могут воздействовать на зрителя; в противном случае, технические не
достатки изображения, как таковые - будут отвлекать зрителя и сведут на-нет значимость и общий интерес газеты. Конечно, эти соображения можно отнести ко всякой фотографии вообще; однако, при проекции изображе
ния на экран в увеличенном масштабе, они должны быть особенно приняты во внимание.
Какие же негативы более всего подходят для печати на диапозитивных пластинках?
Вялые, с незначительно выраженными контрастами, а также и завуалированные негативы не подходят для печати на диапозитивных пластинках; диапозитива, хотя бы даже удовлетворительного, получить с таких негати
вов обычными любительскими средствами - нельзя. Мягкие, даже и с хорошей общей градацией, негативы дают также мало выра
зительные диапозитивы; мало подходят и негативы, у которых контрасты между светом и тенью весьма значительны.
Пригодным для нашей цели негативом будет тот, который не имеет резких контра
стов, обладает полной градацией, имеет в светах и тенях возможно больше подробно
стей. Вместе с тем, негатив должен обладать вполне достаточной общей плотностью. Все дефекты негатива - пятна, черные и светлые, точки и пр. - будучи увеличенными на экране, обычно портят впе
чатление. Если серия негативов разнообразна по плотностям, то лучше всего негативы раз
бить по этому признаку на несколько групп с тем, чтобы для каждой из них подобрать соответствующий способ печати. Подбирая тот или иной источник света (той или иной силы), увеличивая или уменьшая расстояние
между ним и копировальной рамкой, - можно до известной степени сгладить недочеты негатива и добиться удовлетворительного результата. В случае, если негатив обладает ис
правимыми недостатками, то перед печатью следует подвергнуть его тому или иному ме
тоду (химическому) исправления - усилить или ослабить, соблюдая при этом все правила, на этот счет существующие.
Есть несколько способов изготовления диапозитивов.
Здесь мы будем рассматривать наиболее употребительный и простой способ - непосред
ственную контактную печать с негатива. Так как фотографическая съемка в большинстве
случаев ведется на пластинках размером 9×12 или 6 1/2 × 9 см, а удобным для проэкционных аппаратов («волшебных фонарей») раз
мером диапозитивных пластинок является - 8 1/2 × 8 1/2 см, то при контактной печати приходится жертвовать какой-то частью негатив
ного изображения, т.-е. печатать не со всего
негатива. Если это обстоятельство заранее учесть при съемке, беря основное содержание сюжета не во весь размер пластинки, а сооб
разуясь с площадью 8 1/2 × 8 1/2, то этот единственный недостаток контактного способа печати практически не будет ощущаться.
Довольно трудным делом для начинающих работать с диапозитивными пластинками яв
ляется определение экспозиции при
печати; однако, этому поможет небольшая практика, несколько неудач, сознательное и осторожное отношение к работе. Диапозитивные пластинки не обладают достаточной гиб
костью в отношении экспозиции и поэтому для получения действительно хорошего диапози
тива, выдержку при печати на них приходится определять возможно наиболее точно.
Источниками света могут служить: дневной рассеянный свет, пламя свечи, керосиновая лам
па, лента магния, и, наконец, электрическая лампа. Дневной свет удобен для печати с плотных негативов и в особенности при большой партии их (возможна очень короткая выдерж
ка, а отсюда - экономия во времени). Точных указаний для определения времени экспозиции
Н. БЕТИН