ФИЗКУЛЬТУРНИЦЫ
литература»). Понятно, что читателя ежедневной прессы удовлетворит информационный снимок и без высокохудожественного оформления.
Но то, что он примет в газете, уже не удовлетворит его в еженедельнике и вызовет воз
мущение в толстом журнале. С уменьшением необходимости и злободневности увеличивается необходимость в подчеркивании значимости, в художественном оформлении. Настой
чиво выступают эстетические требования. Это нормально и вполне законно.
«Наслаждаясь тем, что кажется ему прекрасным, общественный человек почти никогда не отдает себе отчета в той пользе, с представлением о которой связывается у него представление об этом предмете. В огромнейшем большинстве случаев эта польза могла бы быть открыта только научным анализом. Главная отличительная черта эстетического наслажде
ния - его непосредственность. Но польза всетаки существует; она все-таки лежит в основе эстетического наслаждения» (Плеханов «Французская драматическая литература»).
Можно и нужно ли снимать пейзаж? Можно и нужно - ответим мы, хотя пейзаж на первый взгляд и не утилитарен. Недалеко то время, когда рост промышленности, рост индустриа
лизации нашей страны заставит подумать об охране природы, о создании государственных парков-заповедников. А мощная, многообраз
ная природа нашего Союза стоит запечатле
ния - конечно не в типе манерных работ Э. Генделя (Фото-альманах 1929 г. стр. 229),
а в духе живых снимков П. Новицкого («СФ1928 г. № 7 стр. 301).
Несколько слов о наших вылазках заграницу («СФ» 1929 г. № 23 стр. 724 и 725). Ко
нечно не нужно возить за границу того, что изображено в верхнем ряду снимков. Но
нельзя посылать и все то, что изображено в нижнем ряду лишь потому, что эти снимки фоторепортеров и фотокружков.
В снимках, отправляемых за границу, как нельзя более, должна быть подчеркнута значи
мость советского сюжета и подчеркнута художественно. Ибо только произведение искусства остановит внимание заграничного посетителя фотовыставки.
Несомненно, что помещенные два снимка фотокружков безнадежно потеряются рядом с великолепными работами М. Альперта «За ра
боту» (пионеры) и С. Фридлянда «Перелет Москва - Ангора».
А какой смысл посылать снимок Д. Дебабова «На работу» (гудок), или смеющихся
«Молотобойцев» В. Гиршовича? У себя в СССР мы посмотрим эти прекрасные работы, но за границу мы должны посылать отображе
ние наших кипучих темпов - динамику труда, динамику нашей великой стройки, вроде «Днепростроя» Б. Кудоярова («СФ» 1930 г., № 6). Или нашу превосходную, крепкую символику - «Ответ на английскую ноту» П. Новицкого («СФ» 1927. № 4), «Вперед, заре на
встречу» Н. Белоцерковского и К. Лишко («СФ» 1929 № 17).
Итак советский фотоснимок должен отвечать трем требованиям: общественно-ценный сю
жет, подчеркнутая значимость основной идеи и художественность оформления. При правильном подходе эти элементы сольются в одно неразрывное целое.
Стабенов (Саратов)