ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПРОЯВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В своей повседневной практике фотолюбителю приходится работать с проявляющими растворами различного состава. Опыт показы
вает ему, что каждый проявитель обладает своим специфическим действием.
Вместе с тем у многих эти сведения, являясь результатом повседневной практики, не доста
точно полны и не систематизированы. Знание же основных свойств проявляющих веществ
во многом может помочь фотолюбителю в его повседневной работе.
Краткому разбору основных свойств проявляющих веществ мы и посвящаем настоящую статью.
Каждое проявляющее вещество, во-первых, характеризуется способностью более или менее быстро вызывать появление изображения на экспонированной пластинке.
Это свойство проявляющего вещества принято называть «скоростью проявления». Чем быстрее происходит образование изображения, тем короче будет время, необходимое для про
явления. Это свойство проявителя зависит главным образом от химической его природы, но на скорость образования изображения также в значительной степени влияет концентра
ция проявляющего вещества, вид щелочи, вводимой в состав проявителя, и температура раствора.
Употребляемые на практике проявители можно разделить на два класса: проявители, медленно работающие, и проявители, быстро работающие.
янии. Чем более растворима галоидная соль в том или ином растворе проявляющего вещества, тем легче будет восстанавливаться галоидное серебро в металлическое. Значит, восстанавливающая сила находится в прямой зависимости от растворимости галоидного серебра в проявляющем, растворе, т. е., чем боль
ше растворимость галоидного серебра, тем больше и восстанавливающая сила проявляющего вещества.
Восстанавливающая сила проявителя, помимо указанной причины, испытывает еще значительные изменения от присутствия в работавшем проявляющем растворе продуктов раз
ложения проявителя. Особенно сказывается увеличение концентрации бромидов (бромистого калия или натрия), образующихся в процессе проявления.
Наличие бромистого калия или натрия вызывает тенденцию к обратному соединению обра
зовавшегося металлического серебра с бромом, т. е. к процессу, обратному процессу восстано
вления. Этой чувствительностью проявляющих веществ к бромистому калию и пользуются для определения величины восстанавливающей силы. Последняя считается тем больше, чем мень
шее влияние оказывает присутствие бромида на процесс проявления. Сильный проявитель, т. е. обладающий высокой восстановительной способностью, будет восстанавливать бромистое серебро даже в присутствии большого ко
личества растворенного бромида, в то время как слабый проявитель в тех же условиях действовать не будет.
В общем же все органические преявляющие вещества обладают более значительной восстанавливающей силой, чем требуется для проявления негатива. В процессе проявления восста
навливающая сила проявителя используется только частично, поэтому для практических целей более важной является не восстанавли
вающая сила, а свойство проявителя давать вуаль - свойство, находящееся в некоторой зависимости от восстанавливающей силы.
При проявлении в проявляющем растворе со слабой восстанавливающею силою легче сделать видимою границу между слабыми и совершенно не освещенными местами, чем при проявлении с большою восстанавливающею силою. Это объясняется тем, что первое проявля
ющее вещество восстанавливает в меньшей степени неизменное светом бромистое серебро (то есть дает меньшую вуаль) и, следовательно, может лучше разграничить различно осве
щенные области, чем последний. Проявитель, обладающий большей восстанавливающей си
лой, восстанавливает обычно попутно с осве
щенным бромистым серебром и неосвещенное, то есть совместно с процессом проявления будет заметно образовываться вуаль.
Хотя надо заметить, что исключения из этого правила имеются: так пирокатехин с едкими щелочами, при непродолжительном проявлении дает негативы без вуали, а гидрохинон, наобо
рот, легко вуалирует пластинку, особенно при повышенной температуре.
В. ЯШТОЛД-ГОВОРКО
К первым относятся:
1Парамидофенол с поташем и содой. 2 Пирогаллол с поташем и с содой.
3. Глицин с едкими щелочами, поташем и содой, 4. Пирокатехин с поташем и содой. 5. Гидрохинон с поташем и содой. Ко вторым относятся:
1. Пирокатехин с едкими щелочами.
2. Метол-гидрохинонный с поташем и содой. 3. Метол с поташем и содой.
4. Гидрохинон с едкими щелочами. 5. Амидол с содой и поташем. 6. Адурол с поташем и содой.
В медленно работающих проявляющих растворах пластинки остаются довольно долгое время без изменения, затем показываются сначала самые яркие света, далее полутени, и, наконец, вырабатываются детали в тенях.
В быстро работающих проявляющих растворах на пластинке происходит почти одновре
менное образование светов и полутеней, затем через короткое время вырабатываются и детали в тенях.
Вторым характерным свойством проявляющих веществ является их восстанавливающая сила, зависящая от химического сродства между проявляющим веществом и галоидным се
ребром. Это свойство проявляющих веществ и является причиною образования видимого изображения из скрытого.
Восстановление галоидного серебра в металлическое может происходить только в том случае, если оно находится в растворенном состо