Н

ЕТ сомнений, что реконструктивный период, в который вступила Советская страна, на
стойчиво выдвигает перед фотокружками
предприятий, совхозов и колхозов требование: в
гораздо большей мере, чем прежде, усилить связь с местной газетой и свое участие в ней.
Фотолюбительство есть крыло рабселькоровского движения. Об этом нельзя забывать ни на минуту.
«Да мы и не забываем», ответят, пожалуй, иные кружковцы. «Подумаешь, какую новость вы нам говорите...» Что ж, тем лучше, если это для них не новость. Но тем не менее об этой «новости» приходится напоминать большими буквами, со всей решимостью потому, что фотолю
бительство отстает от рабселькории в большей степени, чем раньше. Рабселькоровская работа глубоко перестраивается и отливается в новые боевые формы, в частности, в бригадную форму. Она тесно связывается с ударным движением; роль и значение быстро увеличивается как в низовой и центральной печати, так и на предприятии; укрепляется связь рабселькоров с редакцией; руководство со стороны последней ста
новится все более практическим и определенным, и. наконец, деятельность самих рабселькоров подымается на высшую ступень: все более становится организаторской.
Верно, что не «новость» - связь фотолюбительства с рабселькорией. А вот пусть активные фотолюбители ответят: происходит ли в фотодвижении такая же перестройка, такое же изме
нение форм; возрастает ли роль фотокружка в борьбе за пятилетку в четыре года, за производ
ственный план своей фабрики, завода, шахты, дороги, совхоза, колхоза; оказывается ли фотолюбитель так же полезен газете, как рабселькор?
Да вайте сознаемся честно: слабо, медленно перестраиваемся, плетемся далеко в хвосте рабселькоров.
Попрежнему большинство фотокружков работают «сами по себе» (или вообще не работают), а газеты (стенная, печатная) - сами по себе.
Мы знаем случаи, когда газета предприятия вскрывает резкое повышение процента брака и кидается в бешеную драку за качество; а в это время фотокружок... подводит итоги летней ра
боты пионеров и наивно полагает, что он «занят самым общественно-полезным делом».
Спору нет, отражать работу пионеров - общественно-полезное дело... Но сейчас есть дела поважнее, дела главные, от которых зависят судьбы социалистического строительства.
Главное дело - это выполнение и перевыполнение производственных планов предприятия и кол
хоза. И тот кружок, который не включается в эту борьбу, заслуживает обвинения в оппортунизме.
Социалистическое строительство и рост производства протекает в громадных темпах. Развертывание их связано с большими трудностями,
но мы твердо знаем, что изжить трудности и лишения можно не замедлением темпов строи
тельства (о чем ноют оппортунисты), а только их развитием.
Сооружение новых предприятий и реконструкция старых, резкое увеличение посевных площа
дей, рост добычи топлива и т. д. - исключительно
эти пути дадут стране больше машин, товаров, хлеба, сырья, и тем самым трудности будут изживаться.
Поэтому необходимо не только не замедление темпов, а их непрестанное ускорение. Необходи
ма мобилизация вокруг генеральной линии партии всей творческой энергии и инициативы трудя
щихся, всех материальных внутренних ресурсов, всего пролетарского актива. Нужно защитить промфинпланы от наскоков оппортунистов и перекрыть их встречными планами и перевыполнением. Вот где главный фронт.
Те группы актива, которые не дерутся на нем, тормозят борьбу рабочего класса за построение социализма. И это в полной мере относится к фотокружкам.
Как же кружку включиться в эту борьбу? Ответ на это может быть только один: через печать, через местные стенные и печатные газеты. Этот путь - не единствен
ный; на ряду с ним существуют и должны все шире применяться и светогазеты, и витрины, и выставки, и лозунги, и пр. Но тесное включение в газету должно являться главным методом.
Многие кружки возразят нам: «Мы уже делаем это. Мы снимаем по заказу редколлегии; мы помещаем и снимки, сделанные по собственному почину. Чего же еще?»
Вот именно - «чего же еще...» Если просмотреть сегодняшнюю фотоиллюстрацию низовых газет, то обнаруживается, что она прежде всего на три четверти принадлежит платным фоторепор
терам и Пресс-клише ТАСС; и, во-вторых, она никак не удовлетворяет тем агитационным и пропагандистским задачам, которые стоят перед ней в настоящее время (в одной из ближайших статей мы показываем это на примере ряда пе
чатных газет). Эти снимки плохи не столько по технике, сколько по содержанию, а также потому, что они не связаны с текстом газеты.
Тут-то и лежит основной теперешний недостаток фотокружковой работы. Он не в том, что кружки помещают в газете мало снимков, а в том, что кружки в стороне от газеты, что они помещают снимки, не связанные редакционным
планом и теми кампаниями, которые проводит газета.
С этим можно покончить, только произведя перестройку работы фотокружков. В основном она должна заключаться в следующем: пере
ход на бригадный метод съемок для газеты; обязательное участие в каждой рабселькоровской бригаде одного-двух фотокружковцев, охват той политико-воспитательной работой, которую редколлегия ведет с рабселькорами, также и фотокружка и, самое основное, без чего все осталь
ное останется на бумаге, - тесная организационная и плановая связь фотокружка с редколлегией. Это значит: наиболее активный член кружка должен входить в редколлегию и принимать участие в разработке плана (месячного, кампанейского, отдель
ного номера); при составлении редакционных планов обязательно должны предусматриваться наперед задания для фотокружка; план работы

ФОТОКРУЖОК И РЕДКОЛЛЕГИЯ