кружка необходимо строить на основании плана газеты (чего нет почти ни в одном фотокружке); план его обычно строится по собственным соображениям. Наконец, кружок должен отчитываться перед редколлегией в отношении политического содержания своей работы.
Формулируя все это коротко и по существу, - редколлегия должна принять над
фотокружком политическое руководство.
Так и только так может быть осуществлена директива партии об увязке фотолюбительства с рабселькоровским движением.
Так и только так фотокружок может выйти на широкую дорогу борьбы за генеральную линию
партии. Л. МЕЖЕРИЧЕР

ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ СЪЕМКИ

З

ИМА в отношении фотосъемки для фотолюбителя обычно считается мертвым сезо
ном. Зимою любитель охотнее занимает
ся приведением в порядок всего заснятого летом, подковывается теоретически и т. д.
Отчасти это верно: уменьшаются строительства, укорачивается день, холодно, ветрено - где тут до съемки! Но в тоже время нельзя вычерки
вать из фотозаписи почти полугодовую жизнь своего предприятия.
Мы настоятельно советуем любителям не свертывать съемку до минимума, а серьезно по
работать этой зимою над техникой зимнего снимка.
Фотосъемка
Надо сказать, что съемка зимою имеет специфические особенности, неучет которых приводит к неудачам.
Проанализируем, в чем они замечаются.
Во-первых, что бросается в глаза, - это контрастность сюжета. Яркая красочность лета уступает однообразным серо-черно-белым тонам. По
этому при выборе экспозиции возникает вопрос: на что ориентироваться?
Если делать расчет по самым темным частям сюжета, то получится безнадежная передержка снега, и он выйдет на отпечатке белою однообразною массою.
При ориентировке же экспозиции на снег получится сильная недодержка темных частей сюжета. И хороший снимок с тонкой передачей фак
туры снега будет испорчен безобразными черными силуэтами недодержанных частей сюжета.
Значит, необходимо выбирать экспозицию так, чтобы для снега получилась небольшая передерж
ка, а для темных частей легкая недодержка. В этом случае при правильном ведении проявления можно получить прекрасные результаты.
Во-вторых, снег, кажущийся на первый взгляд белым, при внимательном рассматривании оказывается (особенно при ярком освещении) голубо
вато-белым, тени же на нем бывают не серого, а синевато-серого цвета. Это обстоятельство играет очень существенную роль при съемке, так как изобилие голубых лучей приводит к чрезмерно силь
ному разложению бромистого серебра, что ведет к «забиванию» форм снега, а в отношении теней - к увеличению их контрастности.
Следовательно, для уничтожения этого недостатка изображения снега необходимо применять ортохроматические пластинки со светофильтром. Светофильтр, избирательно поглощая сине-голу
бые лучи, понизит их активность в значительной степени, что позволит получить изображение снега с более широкою градацией тонов.
Если съемка связана в отношении величины экспозиции (например, при спортсъемке), то не
обходимо пользоваться светло-желтым фильтром, так называемым «моментальным фильтром»! Но этот фильтр дает хорошие результаты в случае достаточной цветочувствительности пластинок. Пластинки с малой ортохроматизацией для полу
чения должного эффекта требуют применения 4-кратного светофильтра. Но не надо забывать, что применение этого фильтра ведет к 4-кратному увеличению экспозиции.
Наконец, в-третьих, при ярком солнечном освещении на негативах могут получиться ореолы. Поэтому рекомендуется во избежание их пользо
ваться ортохроматическими противоореольными пластинками.
Не надо забывать о сильной рефлексирующей способности снега, почему надо при съемках соблюдать те же предосторожности, что и при фотографировании против света. Очень хорошие результаты дает применение картонных бленд, дли
ною в 3 - 4 см, надеваемых на объектив. Негативы, полученные при съемке с блендою, имеют особенную чистоту и сочность.
Здесь же уместно сказать, что существующее мнение о влиянии сильных морозов на величину экспозиции (в отношении ее удлинения) не имеет под Собою никакой почвы, так как скорость фотохимических реакций не зависит от изменений температуры в пределах, имеющих место в природе.
Этим мы и закончим рассмотрение особенностей собственно съемки. Перед тем как перейти к негативному процессу, скажем несколько слов об обращении с аппаратом на холоду.
Никогда не носи долго аппарат на морозе вне футляра. Это может привести к:
1. Выпадению лепестков ирисовой диафрагмы. 2. Отказу в действии шторного затвора.
Этот недостаток шторного затвора всегда дает себя чувствовать. Во всяком случае скорость дей
ствия затвора при слабом натяжении пружины в мороз почти всегда меньше обозначенной в табличке. Это происходит потому, что резина, кото
рой натягивается шторка, промерзает и теряет свою эластичность. Если затвор промерз, лучше перестать работать, так как иначе возможны изломы шторки.
3. Центральные затворы обычно действуют на морозе без отказа.
4. По возвращении со съемки камеру нельзя сразу вынимать из чехла, а требуется дать ей некоторое время обогреться. Затем только можно протереть мягкой тряпкою насухо все части ка
меры. Протирать холодную камеру нет смысла, так как на ней немедленно осаждается вновь влага из воздуха.