СЪЕМКА

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Из всех условий, в которых приходится работать фотокору, съемка на производстве является едва ли не наиболее трудной в техническом от
ношении. Трудности съемки заключаются в специфичности фабрично-заводских условий (особенности освещения, ограниченность точек съемки и т. д.), в организации самого момента съемки и умения избежать той сухой документальности, статичности и невольной позировки рабочих, которые так часты в производственных снимках.
Мы не будем останавливаться подробно на вопросах композиции кадра, тематики и содержательности снимка. Цель этой статьи рассказать глав
ным образом о технической стороне съемки на производстве.

ОРИЕНТАЦИЯ

В УСЛОВИЯХ ОСВЕЩЕНИЯ
Подавляющее большинство фабричных корпусов, особенно стройки последних лет, максимально насыщены светом, так как имеют почти сплошь остекленные стены. С одной стороны это весьма удобно, т. к. позволяет в значительной мере сокращать экспозицию и применять малые отверстия диафрагмы, вместе с тем это же обстоятель
ство затрудняет выбор наиболее удобной в световом отношении точки съемки. Где бы ни был по
ставлен аппарат, он неизбежно сталкивается с прямыми лучами света, что в конечном итоге при
водит к появлению ореолов, а иногда и силуэтности предметов, без всякой проработки деталей в теневых частях их. Обычно ореолы при разглядывании изображения по матовому стеклу не замет
ны, поэтому меньше всего следует полагаться на показания матового стекла и действовать согласно логических сопоставлений различных условий.
Весьма полезно на такой случай иметь в кассетах пару-другую противоореальных пластинок. Однако этого недостаточно - необходимо учесть и ис
пользовать все возможности в данных условиях. Прежде всего, надо учесть состояние погоды и характер освещения зданий снаружи. В основном могут быть три положения: когда съемка проис
ходит в солнечную погоду и лучи солнца падают внутрь здания, когда в такую же погоду лучи не проникают в здание и когда съемка происходит в пасмурную погоду.
В первом случае количество возможных точек съемки весьма ограничено и опасность появления ореолов велика. Наиболее безопасной в таких случаях была бы установка аппарата «спиной» к солнцу.
Во втором случае опасность появления ореолов значительно уменьшается, но не исключается.
В третьем случае также весьма возможны появления ореолов, но опасность эта еще меньше, чем в предыдущих.