и сумеют в этой борьбе опереться на рабселькоровударников производства.
Именно в этой связи в постановлении ЦК ВКП(б) от 16 апреля 1931 г. «О перестройке рабселькоровского движения» указано: «Рабселькоры, становясь передовыми ударниками в борьбе за промфинплан и колхозно-совхозное строительство, являются «командирами пролетарского общественного мне
ния, старающимися направить неисчерпаемые силы этого величайшего фактора на помощь партии и соввласти в трудном деле социалистического строительства» (Сталин).
Лишь исходя из этих задач печати и рабселькоров, мы вплотную сумеем подойти к перестройке фотодвижения. Фото-иллюстрация в нашей печати
не служит «украшением», картинкой для оживления газетной полосы. Фотография как произведение искусства не только рассказывает, но, и показывает и впечатляет, и эти ее особенности мы должны ис
пользовать, как агитационно-пропагандистское и организаторское средство. Для этого мы должны прежде всего отказаться от поверхностных штампо
ванно-парадных снимков. Мы должны суметь при помощи фотографии вскрыть внутренние про
цессы нашего социалистического развития; наря
ду с достижениями выявить и трудности; наряду с показом героев производства - разоблачить оппор
тунистов, бюрократов; наряду с демонстрацией ги
гантов социалистической стройки - вскрыть, там где оно есть, разгильдяйское и бездушное отноше
ние к нашему строительству. И положительное и отрицательное показать не только в его внешнем
виде, но прежде всего вскрыть источники наших успехов и причины наших трудностей, чтобы каж
дое такое фото мобилизовало зрителя на развитие успехов и преодоление трудностей.
Мы должны добиться, чтобы фото-иллюстрация, особенно в районной и низовой печати, была кон
кретна, связана с основными задачами данного района, завода, колхоза, чтобы фото-иллюстрация рука об руку с текстом помогала рабочей массе и ее авангарду - партии добиваться успехов в третьем решающем году пятилетки. Надо прямо сказать, что до настоящего времени эту свою почет
ную служебную роль фото-иллюстрация в нашей печати в достаточной мере не выполняла. В доказательство приведем два примера.
В своей знаменитой статье о задачах советской власти Ленин сказал:
«Печать должна служить орудием социалистического строительства, знакомя во всех деталях с успехами образцовых коммун, изучая причины их успеха, приемы их хозяйства, стажа, с другой стороны, «на черную доску» те коммуны, которые упор
но хранят «традиции капитализма», т. е. анархии, лодырничания, беспорядка, спекуляции».
За последний период почти ежедневно вступает в действие новый и новый гигант из числа «518»,
на отдельных строительствах мы достигли мировых рекордов рационализации и темпов. МТС, совхозы и колхозы осуществляют подлинно большевист
ские формы и темпы. Сумела ли наша печать на живых примерах, показав людей и вещи, дав об
разцы лучшего, сделать эти достижения достоянием миллионов трудящихся СССР не только путем рас
сказа, но и путем живого документального фотографизического показа? Нет, не сумела.
Далее. Партия выбросила лозунг: «Страна должна знать своих героев». Сумели ли мы по-настоящему показать живой образ живых людей, по-новому, по-социалистическому относящихся к труду, по
дымающих на бой и заражающих своим энтузиазмом миллионы трудящихся, неустанно складыва
ющих кирпичи социалистического здания? Сумели ли мы этим, путем еще раз доказать трудящимся
СССР и пролетариям всего мира, что в условиях нашей социалистической страны труд действительно превращается в «дело чести, дело славы, дело доблести и геройства»? Нет, не сумели.
Где же то основное звено перестройки всего фотодвижения СССР, ухватившись за которое, мы сумели бы вывести фотодело на широкую дорогу социалистической стройки? Мы полагаем, что этим звеном является реализация постановления февральского рабсельскоровского совещания при «Правде».
Руководство местных партийных организаций, редколлегий заводских, колхозно-совхозных и районных газет, местных отделений ОЗПКФ и массовых органов вновь созданной всесоюзной организа
ции «Союзфото» должно быть прежде всего направлено на то, чтобы фоторабселькор на производ
стве стал подлинным «командиром пролетарского общественного мнения», был в первых рядах ударничества и соцсоревнования.
Вторым условием перестройки фотодвижения является борьба за конкретность и оперативность снимка; ни один снимок не должен быть сделан «вообще», как не пишется «вообще» рабселькоровская заметка.
Всемерное поднятие газетной и политической подготовки фоторабселькоров обеспечит нам и полити
ческую грамотность и классовую выдержанность каждого снимка.
Особенность фоторабселькора заключается в том, что для выполнения своей классовой задачи он должен быть вооружен и техническими знаниями фотографического дела. Поэтому необходимы массовая фотографическая грамотность и систематическое поднятие фото-технической квалификации фоторабселькора.
Вместе со всем рабселькоровским движением основной формой низовой организации фоторабселькоров должна быть бригада, создаваемая при ред
коллегии газеты. Не отказываясь от фотокружка, целью которого служат систематическая учеба и вовлечение в фотодвижение новых кадров рабселькоров и передовиков рабочих и колхозников, не игнорируя, а наоборот, помогая работе фотокоров одиночек, стремясь всеми мерами вовлекать лучших из них в коллективную работу, основной опорой фотодвижения мы должны сделать фоторабселькоровскую бригаду.
Вот основные вехи перестройки, которая ведет к укреплению нашей рабселькоровской армии еще одним боевым отрядом. Для проведения этой перестройки в первую очередь должна быть мобилизо
вана сама печать, как организатор и руководитель фоторабселькоров. Во всей печати, в первую очередь в низовке, в тонких иллюстрированных журна
лах и в наших иллюстрированных приложениях к газетам пролетарское фото должно и может найти уже сейчас массовое применение.
«Рабкор (и фоторабкор. - Ред.) - ударник и организатор ударников - становится центральной фигурой рабкоровского (и фоторабкоровского в том числе. - Ред.) движения» а «селькор (и фото
селькор. - Ред.) колхозник - ударник и организатор колхозного движения - становится централь
ной фигурой селькоровского (и фотоселькоровского в том числе. - Ред.) движения» (из резолюции
февральского совещания при «Правде»).