Огонь полевой артиллерии
_ по самолетам врага

Налта полевая артиллерия стюсобна ye-
пепгно защищать собетвенные боевые по-
рядки от ударов вражеских бомбардиров-
щиков, применяя для стрельбы по ним
76-мм. полевые пушки всех систем и
122-мм. гаубицы образца 1938 года. Прав-
да, последние по скорострельности усту-
пают пушкам, но зато превосходят их мощ-
ностью огня.

Дая стрельбы по воздуниным целям тре-
булотся большие утлы возвышения ство-
лов. Как известно, полевая артиллерия та-
хим свойством не обладает. Для Того, что
бы прилать системам наибольшие верти-
кальные углы, мы оборудуем слециальные
огневые позиции. В обычном артиллерий-
ском окопе устраивается для сошников
етанин подкоп с аппарелью, имеющей ское
© последовательным углублением от центра
KX краю окопа. Величина углубления дово-
длится до 40—50 сантиметров, что поз-
воляет увеличивать угол возвышения на
10—15 градусов. Следовательно, предель-
ный вертикальный угол е 40—45 граду-
сов возрастет до 55—60, что дает под-
ную возможность стрелять по самолетам.

В зависимости от обетановки и боевых
залач артиллерии мы привлекаем к веде-
нию огня по воздушным целям по одному
или по два орулия от батареи. Но. бывали
и такие дни, когда для отражения масси-
рованных налетов приходилось использо-
вать pee пушечные батареи. Само 60600
разумеется, что орудия этих батарей долж-
ны быть соответственно подготовлены. На-
ло заблаговременно отрыть окопы, иметь
поблизости нужные боеприпасы, проверить
готовность расчетов к стрельбе по воздуш-
ным целям.

Известно, что самолеты противника мо-
гут появиться внезапно и с самых неожл-
данных направлений. Поэтому заранее вы-
бираются ориентиры в различных налрав-
лениях (на расстоянии 1—2 километров),
измеряются дальности, определяются при-
целы, и на основе полученных данных
составляется карточка противовоздутной
обороны отдельно для каждого орудия.
Наличие общих ориентиров у орудий 0б-
легчает командиру управление огнем при
отражении воздушных атак, позволяет ему
быстро сосредоточивать всю массу отия
на угпрожаемых направлениях.

Когда появляются вражеские самолеты, :

очень важно не ушустить момента откры-
тия огня. При этом следует открывать
огонь ес некоторым упреждением, т. е. ло
того, ках самолеты подойдут к ориенти-
рам. Это делается с тем расчетом, чтобы
разрывы снарядов преградили путь само-
летам противника, нарушили их боевой
порядок и заставили их сбрасывать бомбы
раныше, чем они подойдут к об’екту бом-
бежки. Поскольку момент открытия огня
исключительно ответственен, необходимо
вести неослабное наблюдение за воздухом в
любое время. Чтобы увеличить темп стрель-
бы, заранее готовят снаряды © трубками,
установленными соответственно дальности
до кажхого ориентира. Снаряды, уложен-
ные в ящики, целесообразно рассортиро-

ОПЕРАЦИИ МИНЕРОВ

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 3 июля. (По те-
лаграфу от наш, корр.). На-лнях минеры
М части осуществили успешную операцию
в тылу врага. За линию обороны против-
ника перешло несколько групи наших б0й-
цов. Олна из них д командованием стар-
шего сержанта Осипова после многокило-
метрового малина вышла на дорогу, явля-
ющуюся важной коммуникационной линией
немцев. Устроив засаду, бойцы стали ве-
сти наблюдение. Было установлено, что на
дороге скоро появятся болыцшие колонны
автомалиин.

Дождавииеь ночи, подрывные труппы
принялись за работу. Фугасы и мины бы-
ли расставлены ва’ шоссе, в кюветах, под
телеграфныйми столбами, Утрох показался
вражеский транепорт. Как только легковая

вать по направлениям, для которых они
предназначены.

Порядок стрельбы следующий. При по-
явлении в воздухе вражеских самолетов
старший Ha батарее командует: «Запад
(или «север», «юг», еели самолеты пол-
вились оттуда), высота цели 600, взводу
(батарее) огонь!» Командир орудия в
евою очередь подает‘ команды: «Ориентир
пятый, высота цели 600, огонь!» Навод-
чик с помощью панорамы наводит орулие
на цель, придавая ему заданный угол воз-
выпения действием под’емного механизма.
Угломер ставитея при этом всегла на 30—
00, а отражатель — на 0— 090. Поймав
цель в перекрестье об’ектива, наводчик
самостоятельно произволит выстрел.

Опытным путем мы рассчитали епеци-
альные таблицы. Определив высоту само-
лета и его скорость, командир сможет с
помощью таблицы быстро найти соответ-
ствующую установку прицела_и трубки, а
также среднее время полета снаряда на
эту дистанцию. Такая таблица намного
облегчает работу стредяющего, освобождая
ето от сложных расчетов в процессе боя,
A значительно повышает теми стрельбы.
Ясно, что для темпа“ отня важна также

хорошая  натренированность  орулийных
расчетов, — Умение быстро перемещать

орудие по кругу при горизонтальных до-
воротах, мгновенно придавать ему угол
возвышения, быстро и точно вводить 1п0-
правки и т. д. Эти навыки мы прививагм
расчетах с помощью частых учебных тре-
HIEPOBOR.

Иные командиры оценивают эффектив-
ность. стрельбы полевой артиллерии по
воздушные целям количеством сбитых ва-
молетов. Такая точка зрения неверна в
корне. Орудия полевой артиллерии не
имеют специальных зенитных пристособ-
лений и поэтому достигнуть прямого ‘по-
палания в самолет здесь горазло сложнее.
Но отсюда вовсе не следует, что стрель-
ба полевой артиллерии по вражеским са-
молетамх ничего не дает, В доказательство
хожно привести факты. За время. боев
пох Великими Луками противник в течение“
15 дней пычалея бомбить боевые порядки
нашей части; ‘но каждый pas терпел
неудачу. Нани полевые орудия создавали
в воздухе такой заградительный огонь, что
немецкие летчики не рисковали прорвать-
вя сквозь него и сбрасывали бомбы, He
долетев до цели. Немцы так и не сумели
добиться успеха.

Пражика показывает, что есть прямой
емыюел применять полевую артиллерию ддя
борьбы © авиацией противника. Надо толь-
ко хорошо организовать это дело. Коман-
дир не должен всецело. надеяться на 3e-
нитные средства. Он обяван также поза-
ботиться о противовоздушной обороне своих
боевых порялков средствами полевой артил-
тернии, и тогла нападение противника с
воздуха будет иметь еще меньше шансов

на успех.
Майор Ф. ЛАРИОНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА

Malina, в которой находились офицеры,
наехала, на, фуга, сапер с помощью шиа-
гала. выдернул чеку из взрывателя. Раз-
дался взрыв, и в стороны полетели куски
металла. В этот момент минеры, находив-
шиеся в захаде, открыли огонь из авто-
Малов по гитлеровцам, выскакивающим из
автомалшин, двигавшихея позади. Истребие
16 солдат и офицеров, налши бойцы скры-
лись в лесу.

Одновременно на другой коммуникации
противника действовал отряд, возглавляе-
мый старшим сержантом Беляевым. Здесь

минеры подорвали грузовую автомашину и

истребили несколько гитлеровцев.

Выполнив задачу, вое группы благопо-
лучно возвратились в расположение своей
части,

6S SS В СИЕ

КРАСНАЯ

Боевая учеба танкистов

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 июля, (По
телэграфу от нашего  корр.). В соедине-
нии, которым командует генерал. Ротмист-
ров, ищет напряженная учеба. Расширяя
свои тохнические познания, ‘танкисты не-
прерывно совершенотвуются и в области
тажтики. Тактическая учеба проводитея в
условиях, максимально приближенных к
боевой обстановке, пюд зваком ионользо-
вания опыта, накопленного танковыми и
механизированными войсками в ходе оте-
чественной войны. В этом смысле пока-
залельно одно тактическое учение с 00е-
вой стрельбой, состоявшееся на-днях под
руководетвом командира соединения. На
этом учении отрабатывались вопросы вза-
пуюдействия танков, мотопехоты, артилае-
рни и авиации. ;

Обстановка, учения была несложной. От-
ряд, состоявший из тамвов, мотомехоты и
средств усиления, должен был овладеть
важный тактических рубежом. Натолкнув-
шиеь Е сопротивление противника (069-
значенного мишенями), уточнив его силы
и расположение, командир отряда немед-
ленно вызвал по радио свою авиацию и
прметупил к подготовке атажи.

Над полем боя появились пикирующие
бомбардировщики. Наземные подразделения
обозначили свое положение серией гакет.
Пока цели подвергались интенсивной 05-
работке с возлуха, мотопехота, и танки вы-
двигались в исходное положение. Когла
послышалиеь разрывы последних domd,
сброштенных тикировщиками, вступили в
дело артиллерия и минометы наступающих.
Огневой налет артиллерии был коротким,
HO мощным. : a

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 mors, (Me
телеграфу от наш, корр.). Батарея, кото;
рой командует старший лейтенант М. Хо-
менко, вела стрельбу по позициям против-
ника. Немцы открыли ответный огонь из
тяжелых орудий. Вражеский снаряд попал
в боеприпасы, в результате чего вспыхнул
пожар. Пламя охватило находивиихея ря-
дом бойцов.

Отариий лейтенант Хоменко, красноар-
зейцы Беляков и Рымарь, рискуя жизнью,

СЛЕТ СНАЙПЕРОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 июля. (По
телеграфу ‘от наш. корр.). В части, ко-
торой командует гвардии подполковник
Гринев, недавно состоялся слет снайперов,
ва котором собравшиеся обменялись своим
боевым опытом. Участники слета. приводи-
ли в своих выступлениях яркие примеры
боевой работы снайперов. Вот, один такой
пример. Снайпер гвардии красноармеец Ко-
нотоп договорился с командиром орудий-
‘ного расчета, чтобы он открыл огонь по
вражескому блиндажу. Когда артиллеристы

начали стрельбу, гитлеровцы выбежали из

Авиационная разведка в интересах
наземных войск

В современной маневренной войне среди
различных видов разведки особая роль при-
надлежит разведке авиационной. Она яв=
ляется важнейшим средством общевойско-
вого командования, позволяющим собрать
данные о группировке противника и его
намерениях. Чтобы скрыть свои планы,
ввести в заблужиение наши войска, про-
тивник нередко прибегает в дезинформа.-
ции. В таких случаях данные других ви-
дов разведки могут быть проверены ‘авиа-
ционной разведкой. Она смособна также
уточнять разведывательные” данные He
только перед боем, но и на всех этапах
его. Сошлемся на конкретные примеры.

Известно, что немцы дая спасения своих
армий, охруженных под Сталинградом, coc-
редотозили в районе Вотельниково броне-
танковую группировку. Имевшиеся данные
о переброске танковых дивизий с Северно-
го`Вавказа и с направления Ростова были
подтверждены авиаразведкой, которая в
районе Котельниково обнаружила скопле-
ние танковых частей. С помощью авиации
удалось определить направление главного
удара этой группировки, что позволило на-
шему командованию своевременно принять
контриеры. Наши части, ранее наступав-
шие в этом направаении, получили приказ
перейти к обороне. Тем временем сюда бы-
ла подтянута другая достаточно сильная
труппа наших войск. В тот момент, когда
контрнаступлевие немцев. казалось, должно
было завершиться успешно, нал части
нанесли решающий удар по бронетанковой
трунпировке врага, отбросили ее далеко на
запал, а затем разгромили. В. продолжение
зсей этой операции воздушная разведка ве-
лась непрерывно. Она давала точные дан-
ные о путях отступления немцев, о пере-
группировках вражеских войск.

Значение возлушной разведки особенно
Фолико в наступательном бою. Она дает
обычно достатечно полную картину сяете-
мы обороны противника, что достигается
сплынным фотографированием оборонитель-
ой полосы. В ходе наступления авиараз-

>

Генерал-майор И. ВИНОГРАДОВ
=

ведка постоянно наблюдает за подходом
вражеских резервов и районами их воере-
доточения. Зачастую только она бывает в
состоянаи определить начало отхода про-
тивника, который сперва отводит тылы и
0б0зы, скрытые от наземных наблюдателей.
В период преследования © помощью в0з-
душного наблюдения выявляются пути: отхо-
да основной и второстепенной группировок

противника, рубежи, которые он подготов-!

‘ляет для организованного сопротивления.

Следует, кроме всего прочего, учесть,
что воздушная разведка оказывает неоце-
‘нимую услугу в моменты тяжелых боев,
когда нарушается связь между вышестоя-
щих штабом и частями. 0т воздушных раз-
ведчиков постоянно поступает информация о
ходе боевых действий на том или ином
участке фронта и о положении войск про-
Тивника.

Авиационную разведку можно разделить
на дальнюю, или оперативную, и ближнюю,
или тактическую. Дальняя разведка обычно
ведется в интересах фронтового и армей-
ского командования. Влижняя разведка, дей-
ствует на глубину до 40—50 километров,
а в периот налряженных боев— непосред-
ственно на поле боя. В ней привлекалотся
не только специальные самолеты-разведчи-
ви, но и вся боевая авиация. Расомотрим
вкратце, какие требования пред’являются
к возтушной разведке в бою и что меша-
ет порою вънюлнению этих требований.

Воздушная разведка только тогда дости-
сает цели, когда она ведется непрерывно,

[ хнем и ночью, как на поле боя, так ив

эперативной глубине. К сожалению, нельзя
сказать, что это правило повсюду соблюда-
етея. Иногда из-за плохого планирования
пазвелки, неправильного расчета ее сил и
средств действия противника “Ha длитель-
ное время ускользают от внимания обще-

войскового начальника. Отсутствие непрё-, личным признакам. Отеюда вывод:

‚рывного наблюдения за противником при-
водит к тому, что разведка He доводится
до конца. Бывает так: разведчик доносит
© движении колонны в таком-то месте, но
район ее сосредоточения указать не мож-т.
Подчаю удается определить и район cocpe-
доточения, но нет дальнейшего наблюлёлия
за колонной, и неизвестно, там ли она на-
ходится в данное время или перешла в
другой район. ch

Надо добиться того, чтобы постоянно “ве-
лось наблюдение за районами сосредоточе-
ния больших групровок или колонн про-
тивника, особенно танковых и моторизован-
ных. Это не значит, конечно, что разведы-
вательный самолет должен всё время сле-
довать за колонной. Непрерывность развед-
ки достигается повторными вылетами как
дневными, так и ночными. Эти вылеты пре-
дусматриваются в плане воздушной развед-
ки общевойскового штаба. Желательно так-
же, чтобы самолеты ближней разведки бук-
вально висели над полем боя. Непрерывно
наблюлая за всем происходящим на земле,
летчики должны подмечать малейшие изме-
нения в действиях неприятеля и движении
его резервов. При сильном противодействии
противника эту задачу могут выполнять
истребители.

Исключительное значение имеют точность
и достоверность данных воздушного наблю-
дения. Практика показывает, что и в этой
области есть еще недочеты. Нам приходи
лось встречать такие факты: воздушный
разведчик доносит о замеченной колонне ло
радио, а то и устно, ничего не сообщая 06
ee составе. Колонну он заметил, но He MO-
жет сказать, входят ли в нее артиллерия,
танки, мотопехота. Или же разведчик рас-
сказывает, что на Ттаком-то водном рубеже
имеется столько-то неприятельских  пере-
прав. Что касается характера их, штур-
мовые ли это мостики или же мосты на
понтонах, — он ничего не доклатывает.
г отественно, что подобные данные не дают
общевойсковому командованию ясной кар-

НА КУБАНИ. Воздушный бой «Яковлев-1» с «Фокке-Вульф-190»>. На снимке:
горящий немецкий истребитель «Фокке-Вульф-190», зажженный «Яком-1>».

Фото нашего спец. фотокорр. Я. Халипа.

ПОДВИГ АРТИЛЛЕРИСТОВ

ЗВЕЗДА 4 июля 1943 г. воскресенье. № 156 (5527).

Урски одного боя

(От. специального корреспонлента «Красвой звезды?)

Передний край обороны противника про-  В назначенный час артиллерия обрушила
ходил вдоль небольшой, но местами глу-  мощный огонь на передай край немецкой
бокой а очень извилистой речки. Немцы обороны. Танковые подразделения приняли.
сильно укрепили этот оборонительный ру- боевой порядок и двинулись в аТаву, 38.
беж. Ha высотах, за рекой они создали танками устремилась. пехота. B atu. per
опорные пункты и. узлы сопротивления,   шающие минуты и дала своя почувствовать
мощные в огневох и инженерном отноше-  плохая организация разведки. Танки, ка-
нии Наши войска занимали позиции перед! ступавшие в центре, неожиданно  наско-
рекой на равнине. Ha противоположном  чили на минное поле. Несколько машин
берегу реки они удерживали лишь одну   подорвалось как раз там, сде, по данным
пеболышую выесотку, захваченную в резуль-  разведки, имелись разминированные _ про-
Tate разведки боем. ходы. Левофланговая рота танков сбилась

Такое положенче сторон сохранялось с указанного ей ‹натразтения, взяла резко
довольно долгое время. Затем на протя-  влево, винила на участок соседней ae ;
жении нескольких дней наши войска вели  тоже натолкнулась на минное поле. т
злесь активные действия. № часть пред- нее действовала правофланговая pert. as
приняла ряд атак при поддержке танков т переправилась через реку по мосту, Е ae
артилаерии. Бои носили упорный хафак- денному саперами, смяла немецкую . ae
тер, некоторые -позации по нескольку pas) HY и, преследуя поспепино отетупа ae
переходили из рук в руки. противника, ворвалась в васеленный пункт.
N части! Однако позднее этой группе, не подлер-

В результате подразделения В
немного продвинулись вперед и улучшили  жанной соселями, пришлоеь отойти ae
epon moana. Но с поставленной им зала-  Вскрывая причины неудачной bs ge ce

чей они всё же не справились полностью.   втаки и потерь. понесенных танками
Противник удержал за собой ряд важных бы неправильно об’яснять всё это только
опорных пунктов и сумел восстановить плохой разведкой и отсутствием проходов
расстроенную нашими наступающими под- в минных полях. Не меньшую роль в лан-
. разлелениями оборону на ближайшем сле-  ном случае сыграло ч то, что тов. Арта-
дующем рубеже. Получилось это потому,   монов и его штаб плохо управляли боем
что командиры и их штабы в ряде елу-  своих танков. Они, можно сказать. без
чаев не сумели применить с должных эф- преувеличения, не наши своего места в
фектом все имевшиеся в их распоряжении   атаке.
силы и средства. Особенно неудачно вышло  Внешне как будто всё обстояло благо-
в OIHOM 60% с использованием уларной получно. Сам Артамонов, как и полагается
силы танков, на чем мы и остановимся в  командиру-танкисту, находился на подвиж-
настоящей статье. ном командном пункте. Он продвигался Ha

Танки действовали совместно с пехотой своей команлирекой машине за наступав-
ва направлении славного удара. За не- шихи танковыми ротами. Ero начальние
сколько дней до наступления в общевой-  штаба расположилея на артиллерийском
сковом штабе был разработан план пред-  наблюдательном пункте, рядом с общевой-
слоящего боя, определены задачи пехоты,   сковых штабом. Казалось бы, такая орга
танков, артиллерии. Согласно этому плану   низация управления вполне обеспечивала
боевые действия должны были разверты-  танкистам контакт с пехотой и поддержи-
ваться по следующей схеме. вающей артиллерией. Но взаимодействие

Пехота, как только стемнеет,  выдви- нарушилось в самом начале боя 13-36
гается к реке, ближе к переднему краю одной оплошности, допущенной Артамоно-
немецкой обороны, на рубеж атаки Танки  вым и его штабом. Неожиданно  выясни-
ночью переходят с выжидательных пози-  лось, что они забыли установить связь
ций на исходные Поскольку местность   между собой. В результате, на. общевойеко-
открытая и хоропю просматривается про- вом командном пункте долгое время He
тивником, исходные позиции танков были  знали, что происходит с танками. He

ВБлизилась минута, когда пехота и тан-
ки должны были пойти в атаку. В этот
момент основное внимание было уделено
тому, чтобы не допустить затухания огня.
перед атакой и в ходе ee. hak только
артиллерия перенесла, овой отонь в глу-
бину,  виеред  выдвинулиеь самоходные
орудия. Действуя иЗ-3%, укрытий, они на-
чали трямой наводкой обстреливать цели
Ha переднем крае обороны. Таким образом,
мощь огня продолжала натаестать.

С первыми выстрелами самоходных ору-
qui дринулись CO своих исходных тюзи-
ций танки. Скоро они обетнали пехоту B
поили впереди нее, ведя огонь из пушек
и пулеметов. Bene] 3a танками, ведя
сильный огонь из своего многочисленного
оружия, пола цепями мотопехота. Сила
отневого воздействия на противника до-
стигла, наивысшего напряжения и остава-
лась такой ло KOH боя.

Это занятие довольно полно отображает
те возможности, какие приобретаются при
умелом сочетании усилий подвижной пехо-
ты, артиллерии и танков. Важно добить-
ся, чтобы их маневр был обеспечен мощ-
ной поддержкой всех огневых  средетв,
чтобы огневое воздействие ‘на, противника
Bra непрерывным и в6ё нарастающим.

позволяет танкам и пехоте провести
атаку в высоком темпе и с верными шан-
сами на уенех. Стремление к такому 00-
разу действий и пронизана тактическая
подготовка танкистов соединения. Прове-
денное учение показало, что здесь достиг-
ли уже немалых успехов в деле даль-
нейшего совершенствования своей такти-
ческой выучки. $

Подполковник П. КОЛОМЕЙЦЕВ.

танковых рот, особенно фланговых. Радио
ся артиллерийская подхотовка. Танки вы-  надлежащим oOpasom He использовалось.
холят с исходных позиций е таким рас-  Только, поэтому одна рота совершенно вы-
четом, чтобы к моменту переноса артил- шла из-под влияния старшего начальника
дерийского и минометного огня в глубину и сбилась соваправления, а другая в 1е-
пройти боевые порядки своей пехоты, по-  шающий момент осталась без поддержки,
вести ее за е0бой в атаку, а затем про-  Мошь танкового удара неизбежно ени-
рвать передний край обороны противника.   жаетея там, где царит неорганизованность,
В: период подготовки к атаке всем ро-  отсутствует четкое управление, плохо ве-
дам войск надлежало провести  болыную детея подготовка к предстоящему бот, где,
подготовительную работу, а в первую оче-  наконец, нет надлежащей увязки действий
редь — хорошю изучить местноеть  и  между танками, пехотой и артиллерией. В
противника. Танкисты ‘имели достаточно  этих уеловиях атака нередко срывается,
времени, чтобы досконально разведать   танки””Весут потери. В bow, © котором
местность, по которой им на расевете пред-  здесь пела, речь, за, неудачную танковую
стояло итти в атаку. Но танковый коман-  атаку, наряду с командирами-танкистами,
дир тов. Артамонов и его штаб пренебрег-   несомненно, несут ответетвенность и взаи-
ли  тазведкой. Целиком полагаясь на  модействовавиие с ними пехотные и ар-
старые данные  общевойсковой разведки,   тиллерийские командиры. Они ‘очень no<
тов. Артамонов и его штаб ничего не верхностно занимались обеспечением танко-
сделали, чтобы. уточнить, насколько про- вой атаки. 06 этом говорит хотя бы уже
ходимы для танков указанные им марш- тот факт, что для разминирования прохо-
руты, где именно  расстевил противник! дов была выделена небольшая группа мино-
минные поля и другие заграждения. метов, которой было явно He под силу
Предполагалось, что проходы в обнару- выполнение этой задачи.
женных минных полях проделают ‘ночью   Примитивно былая разрешены также воп-
приданные танкам саперы, & перед самой  росы взаимодействия атакующих  танко-
атакой их ‘работа булет завершена мино- вых подразделений со стрелковыми рота-
метным огнем. Этот план  обеспечения  ми. Под взаимодействием по сути дела
движения танков потерпел неудачу из-за   подразумевалось лишь одно: пехотинцы не
неорганизованности. Саперы всю ночь про-  должны отставать от танков. Но пользуясь
искали тов. Артамонова и его штаб. Толь-  броневым прикрытием боевых машин, ие-
ко к утру они явались в район исходных   хотинцы почти ничего не сделали, чтобы
позиций и поэтому ничего не уепели сде-  обеспечить проход танков через’ препят-
лать. Не сумев установить контакт с ствия, устроенные противником. А между
саперами, танкисты понадеялись на мино- тем, они смогли бы оказать танкам весьма
метный огонь. Но они не удосужилиеь под-  ценную помощь, еели бы своевременно,
считать, насколько реально Такое ‘обеспе-  совместно © саперами, занялись разведкой
чение проходов в минных полях при огра-  и раечисткой минных полей. Г
ниченном количестве выделенных для этой Майор Н. ПРОКОФЬЕВ.
цели тяжелых минометов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

вражеских укренаений. В 4 часа начинает-

начали спасать бойцов и тушить” разгорав-
шееся пламя. Они разбрасывали накалив-
шиеся от высокой температуры бооприпа-
сы, зарывали их в землю и заливали во-
дой. Таким образом были предотвращены
взрывы боеприпасов и спасена жизнь бой-
цов. Это дало возможность артиллеристам
вести непрерывный огонь по врагу и уни-
чтожить одну из его батарей. Командова-
ние соединения за проявленный героизм
наградило отважных артиллериетов.

блиндажа. В этот момент открыл огонь
Конотоп и убил троих немцев. Не менее
поучителен другой эпизод. Гвардии стар-
ший сержант Беспалов заметил немецких
солдат, несущих на себе какой-то груз.
Снайпер принял решение: выстрелить бро-
небойным патроном по грузу. Расчет ока-
зался точным: груз взорвался, а с ним по-
гибло шесть немецких солдат. Прибежав-
шие к месту взрыва два гитлеровца были
также уничтожены снайпером Беспаловым.

На слете лучшим снайперам были вру-
чены правительственные награды.

Sr SE

ЕЕ

тины, не позволяют выявить, что именно  Какую неоценимую услугу может ока- штаб  векрыл систему оборонительных
происходит в расположении противника.  зать вымшел, видно из следующего приме-  укреплений противника, места огневых по-
Чтобы данные воздушной разведки были   ра. Во время боев на Северном Кавказе   зиций артиллерии и минометов. Поскольку
правдивы и достоверны, разведчику следу-  № соединение прорвало оборону немцев на  дальняя авиаразведка велась непрерывно
ет быть упорным в наблюдении и умело оце-  их левом фланге и выдвинулось далеко впе-  днем и ночью, удаловь определить пере
нивать действия войск противника по раз-  ред. Несмотря на то, что оба фланга сое- броску вражеских резервов из глубины до
кадры   динения были открытыми, части его про-  250 километров. Тщалельйо просматрива-
авиационных разведчиков должны состоять   должали успешно наступать, отбивая контр-  лись районы сосредоточения войск против-
из командиров, имеющих высокую такти- атаки немцев. На второй день боев воздуш-  ника, места скопления его танков и мото-
ческую культуру, знающих организацию и  ный разведчик ебросил недалеко от штаба   пехоты.
тактику войск противника. Желательно вымпел, в котором сообщалось, что к. пра-

иметь в авиационных разведывательных   вому флангу соединения движется крупная Так быда установлена группировка про

выбраны в 6—7 километрах от линии  лучше была налажена связь с командирами.

подразделениях несколько экипажей, обла-  танковая колонна противника. Командир
дающих серьезным опытом. Им можно бу-  соединения. перебросил
дет поручать самые ответственные задания: фланг часть противотанковых средств. Не-
например, проверку 060бо важных сведе- мецкие танки встретили организованный от-
ний, поступивших от наземной и воздушной   пор и, потеряв почти половину своего сос-
разведки. тава, отетупили. Если бы летчик не сбро-
`Намболее достоверную картину располо- сил во-время вымпел, дело могло бы при-
жения вражеских войск в оборонительной! нять иной оборот.

полосе и укрепленных районах дают аэро-  Ко веему сказанному надо добавить, что
фотоснимки. Совершенно недопустимо суще-  уснех воздушной разведки во многом зави-
ствующее кое-где пренебрежение к этому   сит от того, насколько правильно ставит

на  угрожаемый

тивника перед фронтом. Данные авиаразвед-
ки и 0прос пленных показали, то немцы

зервов. Дешифровка снимков позволила 0б-
наружить сильные и слабые места вражес-
кой обороны, что помогло командованию
правильно` выбрать направленае главного
удара. За три дня до наступления команди-
ры полков и батальонов, действовавших на
главном направлении, получили фотосхемы,

Наши части успешно прорвали оборону

не имеют на этом участке оперативных ре-‹

ценнейшему виду воздушной  разведки.  перед ней задачи общевойсковой штаб. Немцев, и подвижные войска устремались
Правда, порою такая недооценка аэрофото-. Авнационный штаб иносла получает слиш- В Прорыв. Примерно через день авнараз-
снимков вызывается чрезвычайно длитель-  ком общую задачу: разведать такой-то рай- Ведка донесла, что противник начал пере-
ной и неполной депифровкой их.в авиаци-   он. Несомненно, что в’ этом случае развед- броску войск со своего левого фланга к
онных питабах. Но если есть дефекты в ка не даст должных результатов. Нужно Месту прорыва. Ясно было, что немецкое
этом деле, то надо их устранять, не делая   давать более конкретные задачи, указывая,   Командование, не обладая оперативными
отстода неверных выводов 06 аэрофотос’ем- что разведать и к какому сроку. Тогда воз-   Резервами, пошло на ослабление своего ле-
ке в целом. Нужно добиваться быстрой и душная разведка приобретет необходимую   Вого фланга. Стоявшее здесь № соединение

четкой работы дешифровальных отделений.   целеустремленность.
Особенно важно, чтобы во время подготов-
ки К наступлению командиры соединений и   выпол

подтверлило ‘эги данные наземной развед-

Когда перечисленные здесь требования кой, и тут же был нанесен удар по вновь
THATCH, командование всегда полу-  Образовавшемуся слабому месту. Вскове вся

частей, действующих на славном направле-  чает от воздушной разведки важные дан-  группировка неприятельских войск попала
нии, получили фотосхемы или карты круп- ные, позволяющие хорошо изучить против- В глубокий мешюк и начала беспорялочно
ного масштаба, показывающие систему 060-  ника и принять соответствующее решение.   ОТетупать, бросая массу техники и воору-

роны противчика на данном участке.
Необходимо подчеркнуть и значение свое:  ся управление войсками в бою. Приведем

временности донесений, особенно во время для иллюстрации следующий пример.

боя, когда летчик-наблюдатель сообщает  На одном участке фронта наше общевой-

000 всем замеченном по радио открытым   сковое командование, готовя наступление,

текстом, Его данные принимают олновре-  ‘ приступило к детальному изучению обороны   авиа

менно и авиационные, ч общевойсковые   противника. Похимо наземной разведки, бы-
питабы (иногда до пгтаба дивизии включи-  ла использована с этой целью разведыва-
тельно), действующие на определенном тельная, бомбардировочная и иетребитель-
направлении. Может оказаться, что не вее   ная авиация. Благодаря этому удалось gac-
иимбы будут иметь станции для UpHeMaluATE передний край обороны немцев перел
даяных авиаразведкт. В этом случае, а так-  всем фронтом, а также их позиции на глу-
же п тогда, когда разведчик обнаружил что-  бину ло 10 километров. Был еще заснят
1100 очень важное, нало, помимо патиолоне-   предполагаемый второй оборонительный
сений, сбрасывать вымпелы штабам частей беж противника. В итоге изучения аэро
й колоннам войск, идущим к полю бя. тоснимков и

При такой разведке значительно облегчает-   жения.

Систематическая дневная и ночная в0з-
душная разведка выявила пути отхоле нем.
цев, места скопления их живой силы и
техники. 9т0 дало возможность нашей
ции нанеети ряд сокрушительных уда-
ров по войскам и коммуникациям противни-
Ка, а наземному ‘командованию помогло пра-
Вильно организовать преследование. Можно
смело утверждать, что в этой крунной побе-
де большая заслуга приналлежит воздулие
ным разведчикам, а также боевой авиации,
которая, выполняя свои непосредственные

ру-  залачи, постоянно информировала наземное
i фо-   командование 060 всем
денных наземной хазведки! врага.

замеченном в стане

+.

ant