—— ie 8х =

(*

iT
[6*
НО,

15*
ЛИ,
бы
#08

Mae
ine
gas
fio
Це:

gut
ol
10%
p(t
Te
pat?
cH
ie
ре

_ 31 юоля 1943 г, воснресенье, № 162 (5533);

В партийной организации

- батальона

о

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Утром парторг батальона старший лей-
тевант Чиликин направился в первую
стрелковую роту. Прежде всего ен зашел к
пулеметчиках. Еще вчера член бюро пер-
внчной` организации красноармеец Блехен-
ков сообщил парторгу, что командир роты,
`проверяя боевое охранение. сделал замеча-
ние канлидату партии сержанту Шевченко.
Ошибка, совершенная сержантом Шевченко,
состояла в TON. что он не выставил допод-
нительного поста. Командир совершенно
правильно квалифицировал это как утрату
бтительности п счел свонм лолгом с006-
HAT 06 этом партийной организации,

Аналогичные сигналы доходили до пар-
торга в раньше. Таких образом, случай с
Шевченко лишь подтверждал предноложе-
НИЯ. 0 тох, что у бойцов, в том числе-н
у коммуниетов, стало несколько притуп-
лятьея чуветво -боевой настороженности,

Чиликин сделал из’ этого совершенно
правильный для себя вывод: нужно обяза-
тельно на очередном собрании первичной
изрторганизации поставить  BOUpOC о 38-
дачах коммунистов в обороне. С докладом
на собрании выступил командир батальена,
Он рассказал коммунистам о непоесредет-
веннох претивнике части, привел интерес-
вые призеры о`боевой работе снайперов и
иннометчиков, каждодневно уничтожающих
немецких захватчиков, о смелых развелчи-
ках, санерах и одновременно подверг суро-
вой критике тех коммунистов, которые не-
радиво относятся к сбережению оружия и
техники, нарушают требования уставов
и наставлений.

Это собрание сослужило хорошую служ-
6у. Каждый коммунист хорошое прочувст-
вовал здесь свою ответственность за 0б0-
рону участка, занимаемого батальоном. И
все участники собрания сразу же, как
Только разошлись по своим окопах и
блиндажам, сочли обязательным для себя
по душам погеворить с товаришами о всех
типячных недочетх в  несении боевой
службы. А за беселами тотчас же поеле-
довали и практические дела: каждый ста-
`ралея подготовить свой окоп, свой дзот,
свою пулеметную площадку так; чтобы
можно было отразить любой натиск врага.

Уже первые шаги бюро первичной орга-
визации батальена наглядно свилетельству-
ют 0 том, что оно правильно поняло свой
задачи: Становление батальонной оргавиза-
дии началось прежле всего ©

делений, чтобы ротные партийные
низации всегла были  належной

ческом воснитании краеноаруейцев.

Любопытный пример. Недавно команлир
лейте-
кант Воробьев пришел в тов. Чиликину с

второй стрелковой роты старший

просьбой помочь ему составить план пар-
тийно-подитических мероприятий в роте.
Чиликин откликнулся на эту просьбу не-
хелленно. Он схолил в роту сам, побесе-
довал е каждым коммунистом, со многими
кохсохольцахи, . с. беспартийным боевым
Уахтивом и только поеле этого сед вместе
© командиром и парторгом роты за плани-
рование партийно-полнтической работы. Та-
ких образом, эта его помощь командиру
POTH и руковолитедю  ротной партийной
организации вместе с тем послужила для
последних и ваглялных уроком, как еле-

дует подхолить к‘ такому делу в булущем.
Характерно и другое. После того, как план
батальона посчи-
для себя лачно при-
Он по-
мог парторгу роты подготовить и про-

был составлен, napropr
тал обязательным
нять участие в его реализации,

вести. ротное партийное собрание. Поео-
ветовал агитатораи как следует строить
беседы с бойцами по предуемотренных в

плане темам. Метод живого инструктиро- .

вания на месте в подраздедениях, метод
учебы партийного актиза практических по-

КЕ И

помощи
командиру в дальнейшем повышении бое-
способности батазьона. Бюро так планиру-
ет свою работу. чтобы охватить  партий-
ным влиянием весь личный состав подраз-
opra-
опорой
кохандиров свонх полразделений в поднти-

В. ИЛЬЕНКОВ

Ka30M — основной из методов в практизе-
руководства тов. Чиликина партийными ор.
ганизацнями. рот.

Серьезно взялось бюро и за воспитание
молодых коммунистов, Специально для кан-
дидалов партии здесь проведен недавно
целый цикл бесед по таких, например,
темам, как «Организационное строение
парторганизаций Красной Арии», «Бое-
вые дела парторганизации нашего полка»
«Ответственность коммуниста за честь
своего подразделения». Когда батальон
облетела весть 0 награле медалью <За
отвагу» парторга второй роты сержанта
Поаякова. стараний лейтенант Чиликин лич-
но провел с молодыми. коммунистами бе-
селу о емелом. поединке этого товарища ©
превосходящими снаами противника, Бегела
тах и называлась — «За что коммунист
Поляков награжден медалью»,

Но беседы и личное общение членов
бюро и парторга батальона ¢ молодыми
коммунистами это, конечно, далеко еще не
Beé, что требуется дая большевистского
воспитания посдедних. Основным и решаю-
щих условием правильного воспитания
вновь принятых в партию является при-
влечение их к активной практической ра-
боте в своей организации. Партийные по-
ручения дисцинлинируют коммуниста, по-
вышают его ответственность перед  пар-
тией.

Чиликин обратил самое пристальное
внимание и на эту сторону деда, Выясни-
лесь. что те партийные поручения, кото-
рые были даны  модолым коммунистам
раньше, многих оказались HG под силу.
Например, кандидата партии старшего сер-
жанта Салахутдинова назначили редакто-
рем «Боевого листка», & он Плохо знает,
русский язык. Парторг батальона 0евобо-
дил его от этого дела и поручил тов. Ca-
лахутдинову вести агитадионную  0аботу
среди татар и узбеков. Это поручение
притилось молодому кохмунисту по вкусу
я вполне по силам. Сейчас Салахутлинов
справелдиве считается лучшим агитаторех
среди бойцов нерусекой национальности.
я любовно трудится нал воспитанием
своих товарищей и одновременно растет на
этой работе сам. . :

Немаловажную роль в воспитании ком-

мунистов играет также партийное  собра-
ние. При ныненгней структуре партийных
организаций имеются все возможности про-
волить их чаще. готовить лучше. Чиликин
старается использовать эти возможности
сполна. Он вдумчиво подбирает повестку
дня и выносит на обсужление коммунистов
только самые насущные‘ и животрелещу-
щие вопросы, Недавно, например, на пар-
тийном собрании батальона стоял вопрое
«0б обязанностях коммуниетов в обороне».
Собрание потребовало от каждого члена и
кандидата партии не только личного при-
хера, но и заботы о боеспособности всего
подразлеления в целом. Несколько позже
на таком же собрании стоял вопрое о ©0-
стоянии агитационно-пропагандистской pa-
беты в ротах.
- Партийная организация батальона живет
полнокровной ‘жизнью. Однако было бы
ошибочно считать, что’в практике ее ра-
боты, в деятельности ее бюро нет уже
никаких недочетов и всё идет глалко, без
сучка, без задоринки. Большим пробелом Р
еятельности бюро является в частности
забвение так называемых «мелочей».
Здесь не всё хорошо со сбором членских
взносов, с учетом коммунистов, с веления-
eM всего партийного хозяйства. А это He
просто «техника». Уплата членских взно-
сов, например, это одно из условий
членства в партин. Учет коммунистор тесно
свяван с изучением людей, с расстановкой
партийных сил. Следовательно, каждая
такая «мелочь», если о ней будут всё время
забывать, может впоеледетвии обернуться
очень крупными недостаткахи.

Старший лейтенант”В. КУДРЯВЦЕВ.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ,

Наши люди

_7. Петя Литвинов

Представьте себе паренька с юношеских
свежим румянцем на лице, с огоньком за-
дора в светлосерых живых глазах. Есть
даже что-то женственное в чертах его
юношеского лица, в гибкой фигуре; в лу-
хазой улыбке. В нем живет какой-то не-
утомимый бесенок, не дающий покоя: а ка-
хую бы штуку выкинуть? Удивить, оша-
рашить врага. учинить ему какую-нибудь
каверзу и бесследно исчезнуть! Пусть зна-
ют, что есть на свете Петя Литвинов, быв-
ший механик машинотракторной станции,
— он пройдет перед сачым немецким но-
сох, ватворит всяких дел, а попробуй его
поймать. Смерти он не боится, — он три-
жлы обманул смерть, посмеялся над ней,
оставил ее в дураках.

Первый раз он встретился со смертью в
финских ненролазных лесах; она долго го-
нялась за ним. полетерегая за каждым ку-
стом, пыталась заморозить: его, когла он,
усталый, падал на снег, но и финекие сне-
та бесепльны, если человека согревает
любевь Е Родине. Петя вернулся на Укра-
ину с орденом на груди н непогасшей
улыбкой, .

Ho на Украину пришел враг, Петю схва-
тили и до казни посадили в заброшенный
завол. Ярко светило милое соанце, а Пе-
тя силел в темном, сыром каменном ящи-
хе и слышал, как возле двери шагает не-
моцкий часовой. Сквозь щель Петя видел
широкую реку, она сверкала в лучах
солнца. ханила Е себе, во между рекой п
Петей стояла каменная стена; У него не
было ни молотка, чтобы раздробить вир-
DWYH, HH куска жедеза, ни обыкновенной
палки. Быди только молодые крепкие ру-
Ев, и Петя за ночь подкопалея под стену.
выгребая землю руками, выцарапывая ее
ногтяин. Он вылез из каменного мешка и
е наслажлением прыгнул в ходолную во-
ду. Река подхватила его и понесла, — на
том берегу была жизнь.

Второй раз Петю схватили немецкие сол.
даты, связали руки и повели Тасстрели

См. «Красную звезду» №№ 157 и 159.

вать К яме в саду, на берег реки. Вместе
с Петей шли на казнь двое таких же мо-
лодых, здоровых парней.

Поставив обреченных на смерть людей
лицом к яме, немцы — их было четве-
рю —- приказали раздеваться: одежда уби-
тых имела ценность, ее можно отправить
в Германию.

Пок% немцы мечтали 0б одежде, Петя
раздевалея. Он снял с себя ватник и 610-
сил на землю, хотя и жалко ему было
расставаться с ним: в подкладке было за-
шито орденское удостоверение. Потом
Петя не спеша снял гимнастерку, стягивая
ее через голову так, чтобы He  свадился
картуз, Картуз был дороже; чем ватник:
в козырьке был спрятан партийный билет.

— Шинель! Шнель! — торопили Петю
немцы.

Товарищи уже разделись и стояли в од-
них кальсонах, Петя стаскивал сапоги. Ов
бросил один сапог, ‘и немец поднял его,
рассматривая добротные подметки. Второй
сапог снимался ¢ трудом, Петя кряхтел и
немцы терпеливо ждали. ‘ у

`Наконец Петя вытащил ногу из сапога и
вдруг ударил им по липу вемпа. Тот от-
шатнулея, схватился: руками за лицо, a
Петя бросился бежать, и двое его това-
рищей стремительно понеслиеь, делая зиг-
заги между яблонями. Защелкали затворы,
раздались запоздалые выстрелы. но Петя
уже кинулся в реку и поплыл. Трое бег-
лепов, ‘тяжело дыша, фыркая, захлебыва-
ясь, плыли, & по ним стреляли немцы. Пе.
тя нырял, ватные брюки намокли и тянули
ко дну, но всё ближе и ближе спаситель-
ный берег... Намовмний драгоценный кар-
туз прочно сидел на голове. Выбравшись
на берег, Петя побежал к синеющему вда
ли лесу. за ним второй бегаец, — третий
остался в реке, г

Стояла осень, под босыми ногами хру-
стели льлинки, врезаясь в кожу, но Петя
был счастлив: ей снова жив, цел картуз,
а в поясе брюк то боевой орден за фин-
скую кампанию...

Работал на нашем заводе до войны ин-
женер-немен. Когда пришля на Украину,

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

3 OP-IGBCKO-KYPCKOE HAMNPABJIEHHE,~ Лейтенант Я. Шингеров и стар-
ший сержант И. Злобин ведут огонь по. танкам противника.

Снимок Е. Копыта (Фотохроника ТАСС).

’Бой партизанской засады
с карательным отрядом

На заре партизанокий отряд «За роди-
ну», действующий на Украине, неожиданно
налетел на местечко Н. Завязалея бой -с
местным немецким гарнизоном, Гитлеров-
цы, засевшие в подвалах каменных зда-

на мушку своего противотанкового ружья
немецкую танкетку, выстрелил. Фашиет-
ская машина остановилась. В` колонне про-
изошло замешательство. Но вот один сред-
нии танк немцев обогнал подбитую танкет-

„

Удары нашей авиации по войскам
и аэродромам противника

`В ночь на 10 июля ‘авиация дальнего
действия продолжала наносить удары по
войскам и технике противника на Орлоз-
©ко-Курском и Белгородеком ‘направлениях.
Наши воздушные силы бомбардировали так-

же аэродромы противника. Уничтожено и
повреждено болышое число находившихся
на земле немецких бомбардировщиков и ис-
требителей. Два наших самолета не вер-
нулиеь © боевого задания.

Их наступление

Вот что сообщали вчера немцы:

«Советское наступление между Орлом и
Курском провалилось».

«Советские части попытались  проник-
нуть в наше расположение, во их атаки
отбиты».

: «Наступление налиих войск не является
болыним наступлением».

«Началось крупное наступление наших
войск». }

«В основном наши части удерживают
все свои позиции». =

Титлер задал фрицам головоломку:
читают на той же полоее

OHH
газеты самые

разноречивые сообщения.  Радио-Берлин
бормочет: «Мы  обороняемся». — Радио-
Донау кричит: «Мы наступаем». Радио-

Рим ликует: «Мы прорвали вражескую
оборону». — Радио-Будапешт вздыхает:
«Русеким не удалось нас опрокинуть».
Между тем фрицы, которые не читают
газет и не слушают радио, а покорно гиб-
нут у Белгорода, великолепно знают, что

третье наступление. На этот раз Гитлер
наступает втихомолку, как вор. . :

Hamu части на Белгородеком и Opx0B-
еко-Курском направлениях ведут суровые
бои. Гитлер бросает одну танковую дивизию
за другой. Он торопится. Он хочет, чтобы.
немцы забыли Сталинград и Тунис. Он то-
ропитея: его’ подгоняет западный ветер. Он
торопит  евонх солдат: живее, на восток!
Но фрицы видят перед собой советские’
танки. Но фрицы видят перед собой совет-
ские укрепления, Но фрицы видят перед
собой советских бойцов.

Мы знаем, как выросло о мастерство
Красной Армии. Мы знаем, что у Hac те-
перь плеяда прославленных командиров и
уного бывалых солдат. Мы знаем, что
образами Красной Армии  вдохновляются
офицеры и солдаты союзных стран.
1941 году вооруженный, но неопытный
народ отбивал мощные атаки врага. В
1943 тоду атаки немцев отражает бамая
сильная армия мира: нана.

ний, упорно сопротивлялись.

В разгаре боя партизанам стало извест-
HO, UTo H3 ‘еоседнето ‘населенного пункта
на помощь осажленному ими гарнизону спе-
шит карательный отряд: 7

Командир партизанского отряда, выде-
лив неболыную группу бойцов, приказал
EM задержать карателей на пути, пока’
гарниаон не булет разгромлен полностью.

ку изоткрыл огонь из орудия.

Раздался один, а затем второй выстрел
партизана-бронебойщика. Танк вздрогнул,
остановилея, а затем задымил.

Подбитая маптина преградила путь всей
колонне. Следующий выстрел из противо:
танкового ружья зажег автомашину. Гит-
леровцы заметили; откуда ведется огонь, и
открыли стрельбу по ‘кладбищу, а часть

Гитлер приказал им наступать. Если в рай-
оне Орла немцы не продвинулись вперед, то
это не потому, что фадно-Берлин твер-
дит 06 обороне, & потому что Красная
Армия отбила атаки фрицев.

5 июля › немецким разведывательным
самолетам было поручено «следить за
отходом русских». В тот самый день Гит-

Если немцы несколько продвинулись на
TOM или ином участке, они заплатили за
каждый метр земли жизнями своих соллат
  сул5бой своей техники. Отбивая атаки
врага, изнуряя его, нанося ему раны,
Красная Армия не только обороняет  ру-
бежи, она готовится к наступлению. Зим-
ний огонь, огонь Касторного и Мидллерова

Пятеро партизан  залегли ‘на старом’
кавпбище, расположенном чуть в стороне
от местечка, на бугре. Оттуда херошо была!
видна дорога, по которой ожидался Rapa-
тельный отряд.

Векоре на дороге показались танкетка,
за ней три вездехода, два срелних танка и
пятнадцать автомашин с немецкими солда-
таги,

солдат стала песком тушить автомашину,
охваченную пламенем. Тогда партизан тов.
У. застрочил из пулемета. Около десяти
гитлеровцев упали замертво. Танкист пы-
талея выбраться из горящего танка. но.
сраженный партизанской пулей, певис на
люке машины. Остальные каратели  пос-
`пеивно укрылись в придорожной канаве.
Разгорелаеь перестрелка. Вскоре на по-

лер, клялея, что немцы не наступают. Не-
мецкие «рамы» действительно не обнару-
жили никакого отхода рубских. Почему?
Да потому, что 5 июля Красная Армия
отразила неистовые атаки немцев.

Гитлер боится скаЗаль немцам правду:
он боится. что немцы вспомнят «поход на
Индию». гекатомбы фрицев у Моздока, на
Дону, в Сталинграде. Гитлеру нужно на-
ступать, он знает, что для Германии оборо-

горит в серлцах наших бойцов.
Наступление немцев у Белгорода это
отчаянная попытка грандиозной вылазки,
Гитлер хочет ослабить нас. Он хочет вкли-
НИТЬея в нашу страну, чтобы напоследок
попировать в русских городах. Но Красная
Армия покажет фрицам, что всему  стое
время. Не быть больше празднику ва не-
мецкой улине! Немцы наступают и думают
при этом 0б обороне. Мы обороняемся и

Подпуетив на близкое расстояние вра-
жескую колонну, партизан тов. П., возглав-
лявший группу, скомандовал:

3 Огонь!

Партизан тов. Т., давно уже взявший

мощь горетке партизан пришли их боевые
товарищи, полностью разгромившие вра-
жеекий гарнизон в местечке Н. Под при-
крытием минометного опня партизанский
отряд «За родину» ушел на свою базу.

„ВРУЧЕНИЕ ГВАРДЕЙСКОГО ЗНАМЕНИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 июля. . (Ро
телеграфу от наш, норр.). М стрелковая
дивизия ^ прошла славный боевой путь,
сражаясь на многих фронтах — пол Cra-
линградом, на Дону, на Украине. Ее бойцы
и командиры воюду проявляли мужество и
отвагу в борьбе ¢ врагом, +: в

За боевые заслуги перед родиной
№ стрелковая дивизия была преобразована
в гвардейскую. На-днях. состоялось  вру-
чение ей гвардейского знамени. Перед
строех бойцов и командиров  развевается
алое  бархатное знамя. Генерал-полковние
Кузнецов, зачитав постановление о’ пере-
именовании дивизии в гвардейскую, вручил

ЭНЕМЯ ‘ве командиру  твардин генерал-
зайору“Мбнахову. Склолившиеь ка колено,
генёрал  Нбцеловал знамя и произнее клят-
ву, ‘Бажлое слово которой повторяли бойцы
 1 командиры.

— Мы пронесем свое знамя через? все

“  EPYEHOCTH войны и, не жалея сил и жиз-

ни, будем уничтожать врага, посягнуванего
на’ честь и своболу нашей родины, —
звучат заключительные слова гвардейской
ЕЛЯТВЫ. 2
Поздравив личный состав дивизии е
получением гвардейского знамени, тенерал-
подковник Кузнецов пожелал ей дальней-
ших боевых успехов:

МЕДАЛИ «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА» ПЕРЕДАНЫ ЧЛЕНАМ
СЕМЕЙ ПОГИБШИХ ФРОНТОВИКОВ

ЛЕНИНГРАД, 10 июля. (ТАСС). Город:
ской военный комиссар г. Ленинграда пол:
ковник Расторгуев вчёра передал медали

«За оборону. Ленинграда» группе членов
смертью

семей фронтовиков, „погибщих
храбрых в боях за город Ленина.

Медаль, которой

летнему отцу. [
Старый ленинградский рабочий Дианов,
принимая медаль, взволнованно говорит:
— Несмотря на преклонные годы, я ра:
ботаю для фронта сколько есть у меня
сил. Своей специальности я обучил 80 жен-
щин, Понадобится — возьму винтовку и

фашистские тфазбойники, он встретил их,
как лакейский пес. Илет он однажды на
завод и встречает женщину. Она улыбну-
лась ему, подмигнула, немец-инженер от-
ветил ей сладенькой улыбочкой, но в тот
же миг раздалея выстрел, и немец растя-
нулся на дороге... :

Женщина отбежала. немного, огляделась
— никого вонруг, и начала раздеваться
—- 6бросила платок, платье и на дорогу
вышла в костюме деревенского парня. Это
был Петя, -

Дознались немцы, кто такой Петя. На-
лили мать -—— казнили. Нашли его сестру
— студентку — казнили. Потом расетре-
ляли его дядю и тетю. Узнали, что Петя
женат на студентке Люсе, и расстреляли
мать Люси. Прикончили всех `родетвенни-
ков Пети, а его поймать не могут. 0б’яви-
ли, что тому, кто поможет изловить Петю
Литвинова, назначается премия в 15 ты-
сяч и 5 десятин земли в вечное владение.
Не налилось ни одного предателя во всем
районе.

_ Тогда немцы увеличили премию 3& пре-
далельство: 30. тысяч и 5 десятин земли!
А Петя. емеется:

— Лешево вы меня цените. Вам же до-
роже: обойдется. Е

Ждут немцы: вот-вот ‘привехут Е нич
связанного партизана, А Петя ворвется в
село, занятое немцами, кого убьет, кого до
смерти перепугает, разгонит, всё. вверх
дном перевернет и опять исчезнет, _

Олнажды болышой — человек в триста
— отряд мальяр появился возле самого
партизанекого ’татеря. ^

Взял Петя е-собой 17 человек и при-
таилея в засаде. Десятка два мадьяр по-
казались на дороге. Петя с товарищами
отрезал им дорогу, обезоружил и поста-
вил на колени. Стоят мальяры на снегу,
дрожат от страха, В это время в стороне

застучал вражеский пулемет, и Петя бро-у

силея туда с двумя товарищами, & 0с-
тальные стерегут мальяр, стоящих коле-
нопреклоненно на снегу. _

Пуля ударила Петру в’ живот. Он
лег на снег, Пуля разорвала ему ки-
шечник и раздробила таз. Итти он не
уог, Один из партизан пох’ехал на лоша-
ди, взвалил Петю на cara Ww повез, на-
крыв его плащ-палалкой. Но выехать: уже
было трудно — веюлу на дорогах стояли

награжден  гвардий
младший лейтенант Михайлов, передается”
его сестре Валентине Михайловой, медалы
комсомольца Николая Дианова — его ,67-

выйду на боевой рубеж, где сражался и
серойски погиб мой. сын.

‚Лейтенант Огородников — сын старого
путнловского рабочего, чьим именем назван
один из проспектов Ленинграда, погиб, за-
щищая подступы к своему родному го:
роду. Принимая медаль брата, его сестра
даетбелово’свято хранить славные традиции
своей семьи, — не щадя сил и самой

NE porate Родине в ее великой
м.

емецкими захватчиками.

— Храните эти медали -в семье, — об-
ращается полковник Расторгуев к родст-
венникам погибших героических защитни-
ков Ленинграда, — как самую дорогую
память.о ваших сыновьях, мужьях, братьях,
доблесть и мужество которых никогда не
забудет наша Родина.

вражеские ‘заслоны. фошадь выбилась из
сил. Партизану показалось, что Петя умер,
— он не подавал признаков жизни, поте-
PAB сознание.

Партизан взял автомат Пети и ушел в
лес, бросив лошадь и свою: винтовку. Kor-
да Петя очнулся, он услышал какие-то кри-
ки, огляделся и увидел идущих к санях
врагов. Они кричали;

—— Сдавайся!

Петя пошарил вокруг себя — автомата
не было. Он схватил винтовку и, лежа на
санях, приготовился к стрельбе. Курок
щелкнут, но выстрела не последовало —
в винтовке не было ни одного патрона.
Враги подошли в ‹аням. Один из поли-
цейских узнал Петю, набросился на него
с криком: .

_ —- 910 ты спалил мой дом!

Немцы, узнав, что наконец-то неулови-
ый партизан попал в их руки, сообщили
0б этом самому главному начальству. Бы-
ло приказано отвезти Петю в больницу и
сделать ему перевязку, & потом доставить
в немецкий иггаб.

Врачи, осмотрев Петю, сказали, что ра-
на настолько опасная, что нужно немед-
ленно делать операцию и везти Петю ни-
кула дальше нельзя, иначе он умрет.

_ Петю положили на операционный стол,
защити ему живот и поместили в палату,
у дверей поставили часовото. Bexope
прибыл начальник  тестапо, ^ несколько
офицеров и с ними — представитель мест-
ного управления помещих Добровольский.

Веем быдо интересно взглянуть на’ зна-
менитого Иартизана: Добровольский спро-
сна;

— Ты знаешь,
Добровольский?   ЕВ
Петя посмотрел wa него и, скриня зу-
бами от боли, проговорил:

— Знаю, что есть на свете такая сво-
OU. Seay
Немцы приказали врачам лечить Петю
с тем, чтобы потом торжественно казнить
его на городской паощади. В самом деле,
неулобно же тащить его на носилках к
виселице, — это произведет  невыгодное
впечатление на публику. = ~~

`Нетя лежал и думал: «Теперь мое поло-
жение дрянь — расстреляют...» Можно
было бы ночью залушить часового, но нет

что с тобой говорит

думаем при этом о наступлении.

на равносильна смерти. Но Гитлер не сие-
Илья ЭРЕНБУРГ.

ет сказать немцам, что он назал в России

Командирское общежитие или ночлежка?

Темные коридоры. Комнаты заставле-
ны покрививтимися кроватями, ничем не
покрытыми столами кухонного типа. На
многих койках дырявые одеяла. Ни зана-
вееки, ни коврика. Тех выглядит общежи-
тие командиров, начальником которого яв-
ляется лейтенант Голосовский,

Ежедневно здесь останавливалотся сотни
приезжих средних и старших командиров,
преимущественно фронтовиков. Обелужи-
вание их поставлено безобразно. Коман-
диры часто получают грязное и фваногс
постельное белье, В общежитии нет самых
заементарных вещей — отсутствуют щет-
ки для. чистки одежды, нет ни -одноге зер-
кала, нет даже кружек для питья. Послед-
ние заменены консервными банками, но и
их нехватает. Почистить хромовую обувь
здесь также негде. Имеется комната «мел-
кой починки», но у портного нет ни пу-
говиц, ни крючков, ни утюга.

В этом общежитии, напоминающем вто-
роразрядную -ночлежжу, дены очень
странные порялки. Ровно в 7 часов утра
раздается ‘пронзительный звонок. Дежур-
ный ‘бегает по комнатам и будит всех
командиров, даже тех, кто только что с

Голосовского, при этом необходимы какие-
то «уважительные обстоятельства».
Другие процедуры в этом’ общежитии
также выглядят чрезвычайно странно. Таг
лончики на койку выдает оперативный
дежурный. Чтобы получить такой талон-
чик, надо выстоять в очереди два-три ча-
са. Потом начинается ежевечернее и еже-
утреннее томление в очередях. Дело в том,
что талончик выдается в обмен ва доку-
мент. Утром, чтобы получить документ об-
ратно, нужно представить жетон от де-
журной, удостоверяющий, что команлир
действительно сдал простыню и подушку.
Вечером. — опять очередь за-талончиком.
Ha каждом шагу постыдная подозри-
тельность. Даже в клубе командир может
получить шахматы или домино лишь пот
100-рублевый залог. Действительно, нравы
ночлежки, а не офицерского. общежития!
Ц суровым обвинением администрадия
общежития звучит запись твардии майора
Кузьмина в книге жалоб, сделанная их
8 июля: bs
..«Первый раз за всё время войны
после шестого ранения попал в тыл. Дали
грязное белье, сменить его наотрез отка-

дороги. Делается это для того, чтобы оби- зались, в комнате — грязь. Просто обид-
талели комнат не мешали... уборщицам. Но  но, что здесь в командиру такое олноне-
и после уборки вход в комнаты запне-  ние».

щаетея — нало ждать ни много ни мало
— шести часов вечера. Для того, чтобы
днем отдохнуть на своей койке, комантир чьем ведении находится это общежитие.
должен испросить разрешение лейтенанта А. ЕРИВАНЦЕВ.

ЕЕ] ПГ ИЕ МЕ ЕЕ ae ae

Странно, что со всеми этими безобразия-
ми мирится комендатура гор. Москвы, в.

See a

SSS ЕЕЕРАЫНИ

— Можно вешать? нестерпимо — ведь Петя был в одном
— Нет еще, слаб, не стоит wa ногах,   белье. Немцы расшвыряли все дрова во
Немцы заставляли Петю подняться с по-  дворе больницы, обыскали все постройки,
отели, но он падал пластом, — приходи-  весь лес — каждую ямку, каждый ку-
10ь откладывать казнь. Так прошло еще стик, и вернулись к ночи ни с чем. Ча-
несколько дней. совых сняли — теперь они были не
Однажды ночью кто-то склонился над  нужны.
ним и тихо сказёл: Дождавшиеь ночи, Петя вылез из-по:
Orn В воскреселье назначена вала казнь. крыльца и пополз B лес. Он долго aa
явлено в газетах. четвереньках, бесшумно, по-кошачьи. Co-
Действительно, на другой день приехал

ены встретили его ласковым, одобритель-
гестаповец и приказал усилить охрану. Во-  ным шумом. Петя оперся на дерево, при-

зле двери поставили второго часового и поднялся и тах, — от дерева к дереву,
еще двух неё улице, возле больницы. ценляясь руками, — пошел в глубину
В этот день Петя приподнялся и сказал,   леса...
что он попробует на костылях пройти в  Он набрел на Яесную сторожку, она была
уборную. Едва передвигая ноги от нестер-  пуста. Петя обыскал ее в надежде найти
пимой боли, Петя вышел в уборную. Здесь   хоть какое-нибудь трянье, нашел рваные
было окно; стекла ветавили, видимо,  не- брюки, надел их и отправился дальше,
давно — замазка была мягкая, и Петя от- СОтралино хотелось есть, уходили последние
ковырял ее пальцами. - `   силы из обескровленного тела. Но Петя всё
Он возвратился в палату, думая о том,   шел и шел. К утру он был уже в восьми
что стекло укреплено р твоздиками и  километрах от своей виселицы.
теперь как-нибудь тащить их
а о Не и удь ВЫ 1 Петя зашел в один дом, старая сердо-
‚ 30а сольная женщина накормила его молоком.
До воскресенья оставалось три дня, и (на рассказала. что m3. 6
С ольницы сбежал
3& эти три дня Петя отковырят всю  34-  такой-то важный па а ЛЕНЕ
: ртизанский командир,
хазку и расшатал гвоздики. Ночью, пол немцы ищут его ло всем деревням
воскресенье, Петя попросился в уборную. Il =
3 as =: етя понял, что в. лохмотьях он He
акрыв за собой дверь на крючок, он вы» : 1
Agel во нем.  Пойдет —— нужно. одеться. Разговаривая
нул стекло и пролез в окно, оставив. нем- в . aon
Hak in velar в ба от. 0 старухой, Петя узнал, что ее соседи—
два брата—служат в полиции, один с вин-
Он пополз, потому что итти не Мог, ‘товкой ушел в рай
: : т в район, & Иван остался до-
ноги подламывались, и он падал. Он №6 уа что б
: ‚ Что братья живут хорошо, нажились
знал, куда ползти, Лес был недалеко, В  на’ чужом rope АЕ
километре, но добраться тула у него не- Е a `
хватило бы сил. Не знал Петя, что cua-  р он Петя постучался в ок-
ружи здание охраняют два часовых. Ов а
увидел их, затаился. Выждал, когда они  >— Иван, открой-ка, — сказал он спо-
прошли в другую сторону, и пополз к КОЙНо, поднимая с земли сучок. Полицей-
крыльцу главного входа в больницу. В гаа- ский ‘открыл, думая, что стучитея кто-то
за ему бросилась оторванная лоска под ЗНакомый, и тут Петя, наставив на Ива-
крыльцом. Он приподнял ее и залез под  На сучок, как револьвер, скомандовал:
крыльцо. — о — А ну, полезай на печь и не дви-
Тотчас же послышались крики, стук —   тайся!
это часовые ломились в уборную. Потом  Петя загнал на печь Ивана, 6го жеку,
раздались выстрелы, беготня поднялась ‘по отыскал. в сундуке хороший костюм, сбро-
всему дому. Приокакали немецкие власти.   сил CBOM лохмотья, приоделся, с’ел десяток
Петя слышал их шаги но приступкам,   сырых яиц’ и ушел. :
над своей головой, слышал разговор: На третий день Петя появился в парти
— Он убежал в лес. Нужно онепить лес,  занском лагере. На опавшем бледном лице
обыскать. Далеко он не мог убежать. его сияла улыбка, и только по этой лука-
`Цока его искали в лесу, Петя сидел пол вой улыбке можно было узнать Петю,

сил. Шюшло’ несколько дней, снова при-  крыльцом. Здесь было неудобно сидеть, а  воскресшего из мертвых для борьбы и но-

ехали немцы, спрашивают врачей:

тут еще навалились комары. Они жалили вых подвигов.