aT Se

°F Se et et

mnt =

ne
ay

oe

ee

‚ в Оталинграде в

‘gy героизма, ставшие боевой традицией.
‚№ боввых примерах своих героев

$ июня 1944-г., суббота, —_ № 131. (5811).

a

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Алексей ТОЛСТОЙ

Воспитание   ОФИЦЕРЫ-ТАНКИСТЫ
> молодых ОСВАИВАЮТ ОПЫТ
гвардеипев ВОЙНЫ

N твардейская стрелковая Рогачевокая
пижнознаменная дивизия обладает блестя-
met боевой историей. Ona родилась в
(ибири из омичей, новосибирцев, краено-
ярщев, барнаульцев. Формировал; учили
зепитывал её генерал Гуртьев.

Дивизия пришла в Сталинград в оллу
р октябрьских ночей и встала на самый
вотственный участок — на оборону за-
31 «Баррикады». - Дивизия еражалась
стойко и мужественно. Ha ее участок
фороны наступали 3 немецких пехотных
WIA WU ческолько танковых частей.
] безуспешно! Дивизия выстояла, ие про-
пустила врага. Воины-сибиряки отразили
течение месяца 117
яростных атак врага, ‘истребили 21 -ты-
(ячу немецких солдат и офицеров, сожгли
г подбили 143, танка, уничтожили много
зутиллерийских и минометных батарей.

Tay, под «Баррикадами», родились, а
тех в боях за Орел, за брянские зем-
м, за Днепр, за Рогачев  умножились
foepile традиции дивизии, выросли и за-
нллись офицеры и бойлы.

Дивизия помнит и чтит геройски пав-

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ, 2 июня.
(По телеграфу от наш. корр.). Командова-
ние N танковой части оргавизует учебу
офицерского’ состава < таким расчетом,

Затем в ротах или баталъонах opra-
низуются занятия на темы: «Боевые тра-
диции полка», «Традиции ссибиряков»,
«Бои за Сталинград», «Коммунисты пол-
ка в боях за Родину», «Комсомольнье пол-
ка в боях за Родину» и ‘др. Проводятся
отдельные совещания с коммунистами и
комсомольцами ‘из нового пополнения.

Для всей этой работы поак распола-
гает крепким костяком из офицеров и
сержантов, прошедитих < полком весь’ путь
от Сталинграда. 5

Заместитель командира полка по полит-
части Савчинский, агитатор полка Ахун:
зянов, офицеры ДЛятленко, Штый, Волков,
Никитин и многие другие составляют
тот кадр, который воплотил в себе боевые
традиции части, при помощи которого,
ках говорит М. И. Калинин, «в военное
время полк или дивизия быстро могут
восстановить свою мощь после любого
сражения».

Исключительное внимание в полку, как
в целом в дивизии, уделяется клятве вои-
на-гварлейца. Она изучаетея IRIAN с5-

усваивали всё новое,
Основное внимание уделяется
маневрирования танков на поле боя, дей-
ствиям в ночвых условиях, ведению раз-
ведки, организации связи и материального
обеспечения. Формы учебы различны: инди-
видуальные задания, контроль над самопод-
готовкой, лекции, практические занятия,
беседы участников боев.

Старшему лейтенанту Шумову было по-
ручено разработать тему: «Действия танко-
вой роты в наступлении». Офицер изучил
много материала, особенно статей из газет
и журналов, посвященных действиям тан-
ков в Последних операциях на Украине,
Разработка темы былая одобрена, и тов.

с офицерским составом батальона.

Основательно поработал над темой «Тан-
ковый батальон в наступлении с форсиро-

войны, он Ha занятии наглядно показал,
в чем состоят особенности наступления

танков с IODC ание; $ * г
ших за Родину старшего лейтенанта Ми-  СТазом. Блятву в торжественной -обота- [ден бы ал города, построенной еще в  ливонскую
хина, лейтенанта Шанина,  младшего  НОВке, под знаменем принимает каждый батальона, как строится его взаимодейст-  ВОЙНУ Иваном Грозным.
уеменанта Калинина, младшего  лейте-  606, вступающий в часть. Вопроё 0 вы- вие < пехотой. — — Наш будет город! —— сказал Мен-

полнении клятвы He сходит с повестки
дня партийных и комсомольских ©обра-
ний. Систематически на открытых пар
тийных и комсомольских собуаниях рот
и батальонов. специально обсуждается во-
прое о выполнении клятвы.

Время от времени проводятся общепол-
ROBLIS собрания: личного состава, на ко-
торых € докладом о. том; как полк вы-
полняет гвардейскую клятву, обычно вы-
ступают командиры полков.
> Практикуются спепиальные доклады 9
боевых традяциях дивизии на офицерских
собраниях. р

Важной и интересной формой воспита-
ния гвардейских традиций является пере-
дача оружия геройски погибщих товари-
щей достойным преемникам. Эта передача
совершается в торжественной обстановке
перед лицом всето личного состава подраз-
деления или части.

Так в дивизии воспитывается у каж-
лого воина твардейское чувство ответе
ственности за предстоящие бои, так здесь
добиваются тего, чтобы каждый воин не
только по названию, но и на деле был
твардейцем.

Гвардии капитан ©. `ЛЕВЕДЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

данта Косых, гвардии старигего сержан-
та Сергиенко, твардии рядового Петра
Пономарева и многих других.

Ёровью своей написали эти люди зако-

опыта оказывают офицерам лекции,
организуются регулярно и охватывают
как основные вопросы общевойсковой так-
тики, так и особенности действий танко-

вос-
ритывается сейчас Bech личный состав
sus, 06 UX подвигах слава передается
13 уст в уста, а клятва воина-гвардейца
зодушевляет на новые решительные бои
¢ врагом.

На примере одного полка, где замести-
телем командира по политчасти твардии
олюлковник Савчинский, проследим, как
проходит воспитание нового пополнения в
ухо гвардейских традиций.

Раждая вновь  поступающая в полк
труппа солдат и сержантов вызывается
г командиру полке. Происходит  беседа-
знакомство, в процессе которой людям ко-
рико рассказывается боевая история пол-
к, В основе этой истории лежит Сталин-
may. В беседе принимают участие парт-
т, комсорг и агитатор полка.

Знакомство с людьми дает возможность
учитывать особенности пополнения, eno
бозвую подготовку, политический уровень,
настроения и т. д. Эти данные служат
иновой для составления плана работы с
пвичками,

части прослушали следующие: лекции:
«Сталинградская битза», «Ликвидация бло-
кады Ленинграда», «Орловско-Курская опе-
ракия», «Фланговые удары частей Крас:

Сталинградского  _ танкового = корпуса»,
«Танки в боях за Днепр» и` другие. :

Важное место в подготовке офицерского’
состава занимает изучение уставов.

«Здесь жили, боролись
народные мстители»

ЧЕРНИГОВ, 2 июня. (ТАСС). На ‘бере-
гах. Десны и ee притоках раскинулись
широкие лесные массивы, хранящие следы
мужественной борьбы украинского народа
против немецких оккупантов. По инициа-
тиве Черниговского обкома ВКП(б) здесь
приводятся в порядок многочисленные ме-
ста стоянок народных мстителей, уцелев-
игие партизанские. землянки,   наблюдатель-:
ные пункты.

вали партизанские отряды дважды Героя
Советского Союза тоз. Федорова; Героев

Критикаи АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА
виблрозрария В ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ )

Изучение методов артиллерийской раз-  материалов сборника. Интересный, све-
заки противника преследует  двойную жий материал подается часто в сыром ви-
цель. Прежде всего оно позволяет своевре-  де, без теоретического обоснования и об’-
хенно и эффективно парировать действия яенения приведенных фактов. Нет также и
неприятельской разведки; с другой сторо-Танализа, позволяющего определить основ-
HN, оно помогает глубже изучать тактику   ные направления современной артиллерий-
азвеки и соответственно улучшать ий  ской разведки, новые пути ев. Это не поз-
развивать ее. Книга, вылущенная Воениз-  Боляет читателю, особенно не искушен-
„том, составлена по материалам, имею-   ному в артиллерии, достаточно ясно пред-
щимся в наших артиллерийских штабах,   ставить себе сущность вопроса, оценить
Ha основе изучения трофейных докумен-   описанные методы и их практическое зна-
тов, опроса’ военнонленных и личных на-  чение. В результате нарушается основная
бтюдений командиров штабов ‘на фронтах   целевая установка книги -—— дать серьез-
(изчественной войны. Она’ представляет   ное пособие нашему офицеру. Так, говоря
‹0бой первую попытку создать пособие для  0 организации звуковой разведки в не-
пучения нашими офицерами методов ар- мецко-фашистской армии, необходимо было
тиллерийской разведки противника. хотя бы коротко рассказать 0 ee роли в

Составителям удалось в небольшой кни-   контрбатарейной борьбе пои современном
18 охватить основные вопросы организа-  насыщении боя артиллерайскими соедет-
ции артиллерийской разведки в герман- вами. Работу немецкой разведки следова-
ской армии и методы ee работы. Внига  ло показать не общим планом, а по трем
мет общий обзор этих методов и указы-  главным этапам работы всякой разведки
ет ряд специфических особенностей, ха-  (собирание сведений, обработка их и ин:
рактерных для, гитлеровской армии. В  формация о результатах ее). Это сделало
большом разделе о наземной войсковой  бы каждую главу. более лоходчивой и
артиллерийской разведке подробно освеще-  практически более полезной.

Ha основная область этого вида разведки! yoo, указать и ‘на gpyrae Munyctr

г наблюдение. В нем приводится РЯД  нити, вытекающие из недостаточного

а pat Heme cee
el doles р ay дений ‘0 разведке артиллерии танковых

наблюдательных пунктов в условиях раз- соединений, составители книги не фик-

и т а сируют внимания офицеров на важности и
О ee место отведено -передовому   СЛозбноети этого ‘вида разведки и на основ-
наблюдению ных требованиях, оспа успех
  ь :   словий наблюдения и
` Много внимания уделено в книге вртил- ыы be fee ЕЕ nee fe cite
перийской инструментальной разведке. Как ея Е оба rabies rt
TBCCTHO, до ВОЙНЫ разведывательные   oe танковых соединений. Этот вид
артиллерийские дивизионы входили в штат и I. :
f артиллерийской разведки, выброшенной с
терманской пехотной дивизии. Сейчас эти ВЯ ЗАЛОВ о Ооо ибо

mr с-
ИОНЫ, Изрядно УМОВ о проникаемости и мобильности приобретает
> ООО, В: ОВО ey ._   исключительное значение.

вания. Книга останавливается на зада- д
чах п методах действий артиллерийской   - В главе об управлении разведкой под-

инотрументальной разведки в различных робное описание так называемого «пункта
зах боя и на взаимодействии ee в на-  сбора» дает очень туманное представление
звиными наблюдательными пунктами И 0 его роли. \А между тем при вниматель-
артиллерийской авиацией. , ном рассмотрении этот «пункт» является
Воздушной артиллерийской разведке в обычным разведывательным отделением
брошюре отведено меньше места, хотя артиллерийского штаба, осуществляющим
этот вид разведки в германской армии   не только сбор сведений, но и все прочие
применяется широко. В книге содержатся   функции разведки — обработку их и 50
данные о техническом оснащении самоле-   ставление информационных документов.
10, применяемых для артиллерийской! Перечисленные недочеты книги не мог-
Тазведки и корректировки огня, перечис-  ри не сказаться на систематизации мате-
ляются методы целеуказания летчикам“   изза. Вопрое o взаимодействии всех
ваблюдателям, методы постановки задач   сподств разведки рассматривается почему-
авиации и т. д. то применительно в разведке огневых по-
В ряде тлав освещены вопросы иеноль- зиций (глава 7) в то время, как он оди-
зования артиллерийских разведывательных   наково важен для всех видов разведки.
средств, в том числе средств артиллерий- требует особого внимания разведчиков и
ской инструментальной разведки. Отдель-   заслуживает, чтобы ему было отведено
ная глава посвящена методам Разведкй   особое место. Данные о маскировке разбро-
огневых позиций  стреляющих батарей   саны в двух-трех местах, нет разграниче-
противника. Эта глава важна Тем, что   ния между обитирной областью разведки
дает описание документов, регистрирую-  противника и сравнительно узким участ-
щих и анализирующих огневую деятель-  ком работы на разведке (а a и
ность нашей артиллерии. рекогноспировке) позиций своей артилле
Однако книга не лишена некоторых #6`   рней (глава 2).

снарядов. : i

Бережно охраняется Tak называемый,
«мадьярский проспект» — лесная просека,
на которой Герой Советского Союза тов.
Артозеев, тогда еше ряловой боец-пулемет+
чик, известный среди партизан-под ‘клич-

в неравном бою против 60 мадьяр. Еше и
сейчас просека завалена остатками обмун-
пирования ‘и костями венгерских солдат.

Сохранившиеся землянки, бани, лесная
пекарня свидетельствуют о быте народных:
мстителей. Особый интерес вызывают под-
польная типография, приспособления и при-
митивный станок, на котором партизаны
Героя Советского Союза тов. Популренко
отпечатали 100 тыхяч подпольных газет и
листовок.
отражающих героические действия пафти-
зан, передаются в‘организуемый в городе
Черкигове музей. В лесу, на отдельных ме-
стах стоянок, устанавливаются мемориаль-
ные доски с надписью: «Здесь жили, бо-
ролись народные мстители».

Фронтовое совещание
‘комсомольских
работников

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 2 июяя.
{По телеграфу ост наше, корр.). Состоялось
совешание комсомольских работников фрон-
та. С докладом об итогах Всеармейского <о-.
вещания комсомольских работников высту-
пил подполковник Бучурин. В развернув-
шихся оживленных прениях помощники на-
чальника политотдела по ‘комсомолу оста-
зовились на практике организации работы
комсорга полка, батальона, говорили об ор-
ганизации воспитания комсомольцев.

Интересным было выступление капитана
Дейчина, который рассказал о практике ра-
боты < комсомольцами — молодыми офице-
рами. Майор Татарников посвятил свое вы-
ступление воспитанию актива. Всего в пре-
ниях выступил 21 человек. ; (
`В конце совещания с большой речью
выступил генерал-майор Холостов. :

Участники совещания посетили выстазку
«Героическая оборона’ Ленинграда» и про-
слушали концерт Краснознаменного ансам-
а красноармейской песни и пляски Союза

Республиканское совещание
работников гособеспечения

ФРУНЗЕ, 2 июня, (ТАСС). Вчера закон-
чилось длившееся два ‘дня республиканское
совещание заведующих отделами гособес-.
печения областных, городских и районных
советов депутатов трудящихся, совместно с
работниками военкоматов и заведующими
отделами женработы обкомов и райкомов
ВКП(б).

С докладом выступил заместитель пред-
седателя Совнаркома тов. Ершюв, он <00б-
nina, что в прошлом году 17.000. членов.
семей фронтовиков устроены на работу.
Для семей военнослужащих заготовлено и
выдано 563 кубометра топлива. они
обеспечены индивидуальными огородами.
Многие получили квартиры, материальную
помощь ‘деньгами, вещами, продуктами.
8.000 детей фронтовиков приняты в детские
сады и ясли. Огромную помошь оказывают
комсомольцы и пионеры. В республике ра-
ботает 748 тимуровских команд. В Ки-

дочетов. ® ним следует отнести прежде  Toy не менее книга BC Же СЫтРаеТ  5ском районе по инициативе комсомоль-
его недостаточно глубокую обработку полезную роль в деле изучения Тактики  пез созданы 3 Межколхозных детских
——_ дома для сирот. ;

pays: В прениях по докладу выступило более

30 человек. Жена фронтовика ‘тов. Тем-
кина поделилась ценным опытом Джалал-
Абадского женсовета, пою инициативе кото-
рого создан первый в республике сельхоз-
‘коллектив жен офицеров «Боевые подру-
ти», В прошлом году этот коллектив не
купа лнили в ГОР. Со-  только обеспечил все семьи продуктами, но
И anne Е нано, и взял на свое содержание детский сад.
Cassaers B короткий срок своими силами  Такие коллективы организованы в шести
‘орали станцию на 100 номеров. С  Районах области. р # НК
CORT BPO На совещании выступили” секрётарБ
12- районами налажена радиосвязь, в Торо”   к(б) Киргизни тоз. Джавадов и председа-
дах Сороки, Бельцы, Рыбница ‘возобновили тель Президиума Верховного Совета тов.

Г скобаев,
  рабору радиоу mate т

_*) «Артиллерийская разведка в герман-
ской армии». Воениздат..

Полковник Э. ИДЕЛЬСОН.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ В ГОРОДАХ
? И РАЙОНАХ МОЛДАВИИ

СОРОКИ (Молдавская . ССР), 2 мон,
(ТАСС). За короткий, срок В Молдавии
проделана большая работа по ony
нию связи в республике. В ET ate
районных центрах и крупных населе 7
пунктах создано 85 почтово- телеграф ых
контор и отделений, в 16 файонах s Py:
дованы телефонные станции. Отступая, “

лена сторожевая вышка, Петр Алексеевич
чтобы офицеры в первую очередь глубже   соскочил с коня и полез по крутым пере-
чему Учит война. кладинам на плошадку. За ним — Чам-
вопросам   беж, Меншиков, Аникита Иванович Реп-
ВИН
Малвеевич, — этому весьма мешала туч-
ность и верчение головы: шутка ли взле:
зать на такую страсть, — сажень на де-
сять над землей. Петр Алексеевич, при-
выкший взбираться на мачты, лаже не
задохнулея, вынул из-кармана ползорную
трубу, расставя ноги -—= стал глядеть:

блюде, — все ее ‘приземистые батини,
воротами и под’емными мостами, на за-
воротах
Шумов провел по ней интересное занятие   Ложенных из. тесаного камня,
старого замка с. круглой пороховой батш-
ней, извилистые улицы
л острые кровли киров, вздетые, как гвоз-
ванием водных преград» капитан Кузьмин.   ди, к небу. На другой стороне реки под-
Использовав богатый материал из опыта  нимались восемь ирачных башен, покры-
тых свинцовыми шапками, и высокие сте-
ны, пробитые ядрами, — крепости Иван-

Большую помошь в’ освоении боевого   ШИКОВ,- Тоже тлядевший в трубу.
Они   Алексеевич ему — сквозь зубы:

мени.
вых войск. За последнее время офицеры TH

1рогатками, He прикажешь ли еще для бе-
режения и рвы копать, ставить палиса-
ды? — ‘спросил Аникита Иванович Реп-
нин. Человек он был осторожный, разух-
ный и бывалый в военном деле, отважный
без задору, но готовый — если надо для
великого дела — и умереть, не пятясь.
Не вышел он только лицом и дородетвом,
хотя д свой считал древнее царя Пет-
pa, — был плюгав и поделеповат, одна-
Большой интерес ‘представляют Елинские. KO же маленькие глаза его за прищурен-

дачи — обширные лесные массивы, в кото-  ными веками поглядывали весьма,
рых зародились и долгое время действо- HOHBKO.

Советского Союза тт; Попудренко и Арто“! для того сюда пришли. —— за палисадами
зеева. Почти каждый куст, каждое дерево  сидеть, — буркнул Петр Алексеевич, по-
изрешечено здесь пулями и’ осколками  ворачивая трубу дальше на запах,

выпивать для бодрости духа добрый ¢ra-
кан водки, просипел горлом:

разуваясь; при ружье... Пустое! Если до-
кой «Жора. Бородач», вышел победителем: стоверно;-что- генерал Шлипенбах стоит в.
Везенберге —= раньше; как через неделю,
нельзя ожидать его сикурса...

учены! — странным
Петр Алексеевич.
грубо засмеялся. Чамбер задрал к нему
8з-под. огромной шляпы kKPWIROHOCOE

Ряд документов, фотоснимков,

Петр Алексеевич, расстилалось море,

елены, дремлющей в потоках света. Там,

площадки, сказал;

выручил, — не дал

На бугре, где только что была постав-

ом

последним — Апраксин Петр

Нарва была видна, будто на зеленом!
с.

стен — выступы больверков,
громада

нового города,

Петр.
— А ты не раздувайся раньше вре-
Ниже города, по реке, в том месте,
е на ручье Россонь стояла

CKBOSb OJHATYO ими

верстах в пяти OT города.

— Огмродились мы только телегами да

ум-

— Ppp да палисады нё спасут. Не

Чамберс, имевший привычку ¢ утра

— Можно велеть солдатам спать не

— Я уж. так-то здесь один раз под-
жидал шведского сикурса... Опасибо, на-
голосом ответил
Меншиков о коротко,

лицо: Е
— Не лонимаю...
Подумаешь, поймешь...

западе, куда © жадностью

На ° глядел
НИ
малейший ветерок не рябил его-сероватой

Ha отчетливой черте края. моря, +. можно

было различить, напрягая зрение, много

корабельных мачт с убранными парусами.

Это стоял в мертвом штиле флот ахмира-

ла ле Пру, е серебряной рукой.
Апраксин, вцепясь в перильца зыбкой

— Господин. бомбардир, как же мне
не испугаться. было этакой силы — пол-
сотни кораблей, сам вилишь, и адмирал
такой. отважный... Истинно — бог меня
ему,  ПрОБлЯТОму,
ветра с моря...

— Сколько добра пропадает, эх! —
Менитиков ногтем считал мачты на гори-
зонте. — Трюмы у него до верху, чай,
забиты угрями копчеными, рыбой  кам-
булой, салакой, ветчиной, ревельской...
Ветчина у них, батюшки! Уж где едят —
так это в Ревеле! Всё протухнет у него
в такую жару, всё покидает за борт, чорт
однорукий... Апраксин, Апраксин, а еще
у моря сидишь, задница сухопутная! По-
чему у тебя лодок нет? В такой штиль —
посадить роту гренадер- в лодки, — Je
Пру и деваться некуда.. Досадно!.,

— Чайка на песок садится! — крик-

]шул вдруг Петр Алексеевич. — Ей, ей,

садится! — Лицо у. него -было задорное,
глаза круглые. — Бьюсь о заклад на, де-
сять ефимков, — жди шторма... Кто хо-
чет биться? Эх вы, моряки! Не стони,
Данилыч, — весьма возможно и. попро-
буем адмиральской ветчины. › ‘

Й он, сумув трубу за пазуху, бегом
стал опускалья с вышки. Нолковнику
Рену, подскочившему к нему, чтобы по-
мочь — спрыгнуть . на землю, сказал:
«Олин эскадоон пошли вперед, ©. другим
следуй за мной». Он перевалилея в сед-
лю и повернул в сторону Нарвы. Ero
верховой — рослый тнедой мерин, с
большими ушами, подарок фельдмаршала
Шереметева, взявмието этого коня в битве
при Эрестфере, будто бы, из-под самого
Шлипенбаха, — шел крупой рысью:
Петр Алексеевич не очень любил верхо-
вую езду и на рыси высоко подскакивал,
Зато. Александр ‘Данилович  горячил
своего белого, как сметана, жеребца, тоже
отбитого у шведов, — и конь с веселы-
ми глазами и всадник точно играли, —
то проходя бочком, коротким галопом по
евежему лугу, то конь осаживал, . садясь
на хвост, бил черными копытами по воз-
духу и взвивался, ин махал, и мчался, —
алого сукна короткий плащ, навинутый
на одно плечо, на стальные латы, взви-
вался за спиной Александра Даниловиза,
вились перья на шляпе, концы шелкового
шарфа. Хоть жарок, ко хороше был\день,
— в небольших рощах. в покинутых сей-
час садах  распелжь, ‹ раекричались
птицы;

‘Аникита, Иванович  Репнин;

спокойно =—— бочком — трясся в высоком
седле на мелкой,
Апраксин обливался потом под огромным
париком, в котором для русского человека
He было ни Улобства, ни красы. Далеко
впереди шнырял между зарослями рассы-
павшийся эскадрон драгун. Позали — в
строю — шел второй эскадрон, = перед
ним поскакивал полковник Рен, красавец
И запивоха, — так же, как генерал Uan-
бере — в поисках счастья по свету, —
отдавший парю Петру честь и шпату,

стремя о стремя © ним Чамберсу на рвы
и ямы,
бурьяном и кустарником, на полусгнив-
пгие колья, торчавшие повсюду из земли:

он просто. — На этих
Карл нашел великую ‘славу.
силу.
конца надо редьку есть, да похоронили
навек закостенелую
едва ве восприяли конечную погибель...

ваясь,
хомишко
Стал придерживать коня. Круглое лицо
его‘ сделалось злым. Меншиков, под’ехав,
сказал весело:

Помнить? \

земляная
крепость Петра Матвеевича Апраксинз,
медленно двигались 0бозы и войска, пло-.
хо различимые
ной Армии», «Действия 5-го Гвардейского  пыль. Они переходили пловучий мост, и
конные и. пешие полки располагались на
левом берегу и ‹
Там уже белелись палатки, в безветрии
поднимались дымы, по луговинам броли-
чи расседланные кони... Доносилея стук
топоров, — вздрагивали вершинами, ва-
лились вековые с5сны.

порами коня и опять залрыгал в селд-
ле. Как было не помнить той бессонной
ночи перед разгромом. Он сидел тогда в
этом
чу: Алексашка лежал на кошме, молча
плакал. Трудно было побороть в себе от-
чаяние, и срам, и бессильную злобу, и
принять то, что завтра Нарл неминуемо
должен побить его... Трудно было
питья на неслыханное,
— оставить в такой чае армию, сесть в
BOSOK HW скакать в Нозгород, чтобы там
начинать вс8 сначала... Добываль деньги,
хлеб, железо...
иноземным купцам истюднюю рубашку,

ра... самое важное, — люди, люди,
люди! Вытаскиваль людей из векового
болота, разлеплять ‘им глаза, фасталки-

вертываться из тысячи бед в европей-
‘ской политике. Оглядываясь — ужасать-

рону рва, полного воды. Испуганные жа-
тели, бегая и крича, торопливо загоняли

привык-!
ший с малых лег ездить по-татарски, сюда загоняли овец и воз на ночь. Сел,

уходистой  лошадке.

Петр Алексеевич указывал ехавшему

на высокие валы, заросшие

— Здесь погибла моя армия, — сказал
местах король
а мы —
Здесь мы научиляеь — с какого
старину, от коей
Он отвернулся от Чамберса.
заметил невдалеке
по

Отляды-
заброшенный
провалившейся крышей.

— Тот самый домишко, мин херц.
— Помню...
Насупяеь, Петр Алексеевич ударил

домишке, глядя на оплывшую све-

ре-
неперенюсимое,

Исхитряться продавать

чтобы купить оружие. Лить пушки, яд-

вать их под микитки... Драться, обла-
мывать, учить... Скакать тысячи верст по
снегу, по грязи... Ломать, строить... Вы-

ся: — «Эка громада какая еще не про-
ворочена...». ^

Передовые драгуны выскочили из го-
рячей тени сосен на широкий луг перед
стены Нарвы, поднимавшиеся по ту сто-

скот в город. Луг опустел, цепной мост
загремел, тяжело поднялся и захлопнул
ворота. Петр Алексеевич шагом  вз’ехал
на холм. Опять все вынули подзорные
трубы и оглядывали высокие крепкие
стены, поросшие травой в трещинах меж-
ду камнями. nse)

Наверху воротной башни стояли шведы,
в железных касках, в кожаных панпы-
рях. Олин держал — отставя на вытя-
нутой руке — желтое знамя. Другой че-

м

‘ловек, весьма высокий ростом, подошел к
  краю башни, уцер локоть на каменный

зубец и тоже стал глядеть в трубу, сна-
чала воля ев по всадникам на холме, по-
том прямо уставил на МШетра Алексее-
вича, 5

— Люди какие все здоровые, на баш-
н6-то их увидишь, ужаснеться, — He-
громко говорил Апраксин Аниките Ивано-
внчу Репнину, обмахиваясь шляпой. —
Сам теперь видишь, что я вытерпел в
уеть-Нарове один-то, © девятью пушка-
ми, когда на меня флот навалился... А
этот, длинный; — в трубу глядит, —— ох
=— какой вредный человек... Перед самым
вашим прибытием я с ним встретился в
‘поле, хотел его добить... Ну, где же...
=~ Ero stor высокий на башне? —
хрипло спросил Петр Алексеевич,

‚— Государь, он самый и есть, генерал
Горн, нарвский комендант...

Едва Апраксин выговорил это иня —
Александр Данилович толкнул коня и
поскакал по лугу к бане... «Дурак!» —
бешено крикнул вслед ему Петр Алек-
сеевич, но он за свистом ветра в ушах
не слышал. Почти у самых ворот ова-
дил, сорвал с себя шляпу, и, помахивая
ею, затолосил протяжно: =

— Эй, там на баттне... Эй, господин
комендант... Из нежелания пролития Kpo-
ви христианской — предлагаю вам че-

лым флагом...

Генерал Горн опустил трубу, велуши-
Basch, YO кричит ему этот беснующийся
на белом коне русский, разряженный, как
петух. Обернулея к одному из шведов,
должно быть, чтобы ему перевели. Суро-
вое, стариковское лицо сморщилось, как от
кислого, он перегнулея через край баш-
ни и плюнул в сторону Меншикова...

— Вот тебе мой ответ, глупец! —
крикнул. — Сейчас получишь кое-что
покрепче, г

На бане обидно захохотали шведы.
Блеснул огонь, взлетело белое облачко,
— ядро, нажимая воздух, < шипом -про-
неслось над головой Александра Дани-
лыча.

— 9-э-э-й  — закричал с холма Ани-
китз Иванович Репнин тонким голосом, —
плохо стреляете, шведы, пришлите Hau
пупкарей, мы их поучим...

На холме тоже враз засмеялись. Алек-
canip Данилович, который знал, что ему
Beé равно не миновать плетки от Петра
Алексеевича, вертелся и прыгал на ко-
не, махал шляпой и скалил зубы шведам,
покуда 810006 ядро не разорваловь совсем
рядом и конь, шарахнувитись, не унес его
прочь от башни.

Окончив об’езд крепости, сосчитав на
стенах, по крайней, мере, до трехсот пу-
ппек, на обратном пути Петр Алексеевич
свернул к памятному домику, ©лез © ло-
шади и, велев всем ждать, позвал Мен-
гикова в ту самую комнату, где четыре
года тому назад он пожертвовал стыдом и
позором ради опасения государства рус-
ского. Злесь тогда была хорошая печь,
сейчас. валялась куча обгорелого кирпича,
на полу —= грязная солома, — видимо

On” посспел,

эти
Второй раз отступить от Нарвы нельзя...
Нарва — ключ ко всей войне...
Карл этого еще не понимает, — я пони-

стный аккорд... Высылай офицера в бе-

Отрывки из романа
‘Книга третья

на подоконник разбитого. окотечка. Алек
сашка виновато стоял перед ним.

Залюмни, Данилыч, истинный бог

— Увижу еще твое дурацкое щегольотво,
шкуру спущу плеткой, — сказал -
Алексеевич. — Молчи, не отвечай... Се-
годня ты сам себе выбрал долю... Я ду-
мал: кому дать начало над осадным вой-
ском, — тебе или фельдмаршалу Отиль-
ви? Хотелось в таком деле
своего перед иноземцем... Сам всё намюот-
THI, друг сердешный, плясал, как скомо-
рох, на коне перед генералом — Горном!
Срамота! Веё еще не можешь забыть ба-
зары московские! Всё

Петр

предпочесть

шутить хочешь,
как у меня за столом! А на тебя Европа
смотрит, дурак! Молчи, не отвечай’ —
набивая трубочку. — H
еще — второе: посмотрел я опять на
стены, — смутился я, Данилыч..,

Если

маю... Завтра мы обложим Topol Beew

войском, чтобы птида оттуда не пролете-
ла...

пушки... А дальше как быть? Стены креп-

Через две недели придут осадные

ки, генерал Горн упрям, Шлипенбах ви-

сит за плечами... Будем здесь топтаться
— накличем и Карла из Польши со всей

армией... Город брать нужно бысто. и
крови нашей много лить не хочется..,
Это скажешь, Данилыч? °

— Можно, конечно, придумать хит
рость... Это — дело десятое... Но рав
фельдмаршал Огильви здесь олева — -
пусть он уж по книгам и разбирает —

что К чему... А что я скажу? Опять глу-

пость какую-нибуль — тяп да ляп —
по-мужицки. — Ментиков топтался, мял-
ся и — поднял глаза, — у Петра Алек-
сеевича лицо было спокойное и печаль-
ное, таким он. его редко видел... Алек-
сашку, как ножом по сердну, полоснуль
жалость. — Мин херц, — зашептал он,
перекося брови, — мин херп, ну — что
ты! Дай срок до вечера, приду в палатку
чего-нибудь придумаю... Людей наших,
что ли, не знаешь... Ведь нынче — не
семисотый год... Не кручинься, ей-ей. По-
едем, лучше, обедать... р pate

В просторном полотняном шатре, забо-
тами Нартоза, так же ка и в петербург
ском домике, были разложены на походном
столе готовальни, инструменты, бумаги,
военные карты. Через приподнятые  по-
лотнища, как из печи, дышало жаром зем-
ли, и — хоть уши затыкай проемолен-
Ной пенькой — востро, сухо трещали в
траве сверчки. :

Петр Алексеевич работал в одной py-
балтке, распахнутой на груди, в толланд-
ских штанах — по колено, в туфлях на
босу ноту. Время от времени от ветавал
H3-34 стола, и в углу шатра Нартов вы-.
ливал ему на голову ковлг ключевой во-
ды. За эти дни ‘нарвекого похода, — как

1 всегда впрочем, — накопилось великое

множество неотложных дел.

Секретарь, Алексей Васильевич Мака’
ров, незаметный молодой человек, недав-.
но взятый на эту службу, стоя у края
стола, у стопки бумаг, подавал дела, внят-
не шелестя губами, — настолько громко,
чтобы заглушать трещание сверчков. «Указ
Алексею Сихоровичу Синявину ведать
торговыми банями в Москве и других го-
родах», — он тихо клал перед государем
лист со столбцом указа на левой стороне.
Петр Алексеевич, скача зрачкзми по
строкам, прочитывал, совал гусиное пе-
ро в чернильнициу и крунно, криво, не-
разборчиво, пропуская за торопливостью
буквы, писал © правой стороны листа:
«Где можно при банях завести цырульни
хабы людей приохотить в бритью бороды,
также держать мозольных мастеров доб-
рых». a
° Макаров клал перед ним новый лист:
«Указ Петру Васильевичу Викину ведать
рыбные ловли и водяные мельницы BO
всем тгосударстве...». Рука Петра Алек-
сеевича” с кляксой на кончике пера 1-
висла над бумагой: .
Указ кем заготовлен?

— Указ прислан из Москвы от князя
Весаря на залу, милостивый  тобудаъь,.
своеручную подпись... Е

— Лармоелов полна Москва, сидят по
окошечкам, крызовник кислый жрут со
скуки, а для дела людей не найти... Лад-
Но; попытаем Кикина, заворуется — od-
деру кнутом, — так ты и оттиши князю
Кесарю, что я в сумнении...

— Из Питербурха с нарочным, от под
полковника Алексея Бровкина донесение,
— продолжал Макаров. — Прибыли из Мо-
сквы от Тихона Ивановича Стрешнева для
вашего, милостивый государь, огорода на.
Питербурхской стороне шесть кустов пио-
нов, в целости, да только садовник Ле-
BOHOB, не успев их посадить, помре.

— Как — помре? — спросил Петр
Алексеевич, — ‘что за вздот!..

— Купаясь в Неве — утонул...

— Ну; пьяный, конечно... Вот ведь —
добрые не живут... а гораздо был иекус-
ный садовник, жалко... Пиши...

Петр Алексеевич пошел в угол палат-
ки — обливать толову и, отфыркиваясь,
говорил Макарову, который, стоя, ловко
писал на углу стола: :

— Отрешневу... Пионы вали получе-
ны в исправности, только жалеем, что
мало прислал. Изволь не пропустить Bpe-
мени -—— прислать из Измайлова всяких
цветов и болыше таких, кои пахнут: ка-
нупера, мяты да фезеды.. Пришли ca-
довника доброго, с, семьей, чтобы не ску-
yal... Да отпиши, для бога, как здрав-
ствует в Измайлове Ватерина Василефская
с Анисьей Толстой и другие е ними... Не
забывай об сем писать чаще... Также из-
вель уведомить, как У вас © набором сол-
дат в драгунские полки, — один поле
возможно скорее набрать, — из людей
получше — и прислать сюда...

Он вернулся к столу, прочел натисан-
ное Макаровым, усиехнувшись про себя,
поднисал:

— Еще что? Да ты мне не по поряд+
RY подкладывай, давай важнейшее...
Нисьмю Григория Федоровича Доле
торукова, из Сокаля, о благополучном при-
быти наших войск.

— Читай! — Петр Алексеевич за-
крыл глаза, вытянул шею, большие в-ца-
рапинах, сильные руки его легли Ha
столе. :