Юла. 1344 г., воскресенье № 156

(5836).

“3

Наши войска заняли’ Борисов
(От специального корреспондента «Красной  звёзды»). it

Войска 3-го Белорусского фронта одер-  наступающим удавалось ложными атака-

зали новую победу над
Энергично развивая успех

выпыи к реке Березина и форсировали ee
се хода на протяжении 110 километров.
Немецкая оборона, подготовленная по 38-
падному берегу Березины, была быстро
взломана, и вслед за этим сегодня,
1 июля, наши частя штурмом овладели

Городом и крупным узлом комууникаций

Боерисовем — важным
10м обороны немцев
Минску.

Немцы допо и тщательно создавали
‘оборону по Березине, и Борисов играл в
ee системе главную роль, как централь-
ный ‘узел сопротивленяя, прикрывающий
ряд магистралей первостепенной важно-
сти. Учитывая это, немцы готовилиев
оборонять Борисов не только  осталками
CBOUX дивизий, разгремленных под  Op-

опорным  пунк-

на  пюдступах к

шей и нз соседних участках фронта. Они

бросили сюда всё, что могли собрать в
ближнем тылу, вплоть до боевых групп,
наспех сфоруированных из тыловых под-
разделений, а кроме того, подтянули ча-
сти свежей дивизии, которые прямо с хода
были введены в бой.

Ho Bce эти попытки немцев задержать
наше наступление на Березине были г5-
зершенно безуспешны. Главную роль здесь
сыграло то обстоятельство, что отступав-
шие вражеские части подвергались  не-
прерывным ударам, преимущественно
фланговым, со стороны наших  подвиж-
ных войск, умело осуществлявших  пое-
следование. В беспорядке откатываяеь Е
Борисову, немпы терпели огромный урон
убитыми и пленными, теряли много бое-
вой техники. Отдельные вражеские под-

‘разделения, пытавшиеся оборонятья на

промежуточных рубежах, не могли звы-
держать натиска мощной лавины овет-
ских танков, кавалерии, мотопехоты. Та
же участь постигла и с<вежие немецкие
части, только что введенные в бой. Они
тоже быля разбиты на-голову и отброше-
HH в городу.

Одновременно наши наступающие  Boll-
ка предприняли глубокий обходный ма-
невр с севера. Части, продвигавшиеея ее-
зернее Борисова, < помощью  партизан-
ских отрядов успешно преодолели круп-
ный лесной массив, вышли к Березине,
форсировали ее на болышом протяжении
и продвинулись на 30 кялометров к за-
паду от реки. Таким образом, Борисов
был обойлен © северо-запала, и одна
труппа наступавших здесь частей быстро
приблизилась в городу,
реки.

Маневр — вот что лежит 8 основе
успеха наших частей, освободивших от
врага Борисов. Этот город, расположенный
на магистрали Москва— Минск, немцы при-
Ерывали крупными силами нехоты и тан-
ков. Они всюду оказывали унорное <опро-
тивление, стремясь преградить путь наету-
пающим на всех основных участках. На-
шим частям  приходилоеь нащупызать
наиболее уязвимые места в немецкой
<бороне, чтобы‘ наносить удары, Часто

Наступление войск

Фронта
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июля. (По!вали врага и уничтожили за день 23 не-

талеграфу от наш. корр.). Ни лнем, ни
ночью не утихают напряженные бои, раз-

лоруссни. Войска 1-го Белорусского фрюн-
та продолжают рассекать фронт врага. в
разных направлениях,  днЕктуя немцам
свою волю и угрожая наиболее важным
пунктам в их расположении. Несмотря на
возросшее сопротивление противника, на-
и части снова далеко продвинулись вие-
pel.

Больших упорством обеих сторон отли-
чаются бои на центральном участке, где
они идут на берегах реки. Подбросив сюда
крупные подкрепления, в том числе тан-
ки, немцы по нескольку раз в день
контратакуют части М№ соединения, захва-
тившие плапларм на западном берегу реки:
Сегодня бой в этом районе не прекраща-
лись ни на час. Наши атаки тут же вы-
зывали контратаки врага. Одну нашу тан-
Есвую часть немцы контратаковали триж-
лы. Сочетая отонь е умелым маневром,
советские танкисты всякий раз отбрасы-

Здесь была разбита немецкая дивизия

1. ТРОФЕИ

Нелалеко от Бобруйска, на левом бе-
регу Березины одна разгрохленная немец-
кая дивйзия бросила всё свое имушество
H вооружение. Большое, ровное поле з3-
ставлено машинами, орудиями, тятачами,
транспортерахи, повозками. По тразе и в
кустах разбросаны винтовки, автоматы,
протирогазы, каски, чемоданы и чемодан-
чики, ранцы, вещевые сумки, шинели,
глаши-накидки. Эта дивизия попалз вок-
ружение вместе < другими немецеими дн-
Ризиями. а потом была отрезана от них
и разбита.

После разбитого, умерщвленного немцами
торода Жлобина это поле радует глаз. Вы
Jame немного успоканваетесь, видя в не-
скольких десятках километров от Жлоби-
на, какова наша месть врагу.

Вот стоят в ряд восемь 105-мм. орудий.
Еще совсем недавно они стреляли Wo . немцы достигли танкового господства, по-

давляя своих противников числом и вне-

Полковник П. КОЛОМЕЙЦЕВ запностью (точнее — вероломностью).
+ Тогда танки являлись еще своего рода жу-

пелом, а противотанковая оборона былз
слабой. Но тенерь дело обстоит по-иному.
Танки утратили свою новизну, они пере-
стали быть пугалом. Методы и средства
борьбы со ними достигли наивыешего уро-
BHA, оборона усовершенствована. Именно
в этих, горазхо более сложных, условиях
советские танки добились прочного преиму-
щества нах кеприятелем, что свилетель-
ствует 06 их высокой боевой моши.
Вазалось, чо при нынешнем  ‹остоя-
нии противотанковой обороны исключает-
ся возможноеть глубоких танковых уда-
ров, что война как-будто перестает быть
маневренной, принимает малоподвижные
формы. Некоторые иностранные обозрева-
тели предсказывали, что бон на Дне-
нре примут стабильный характер. Что за-
тем произошло, — хорошо известно. Бон
на Украине отличались высокой  манев-
пенностью. Их сделали такими прежде
всего советские танки, проявивиие <побоб-
ность к стремительному маневру в крайне
неблагоприятных условиях (трязь, боль-
шая насыщенность обороны неприятеля
противотанковыми средствами).

Немцы бросили против советских тан-
ковых частей тысячи танков и самоход-
ных орудий. Разгром основной

эффекта, Wa который рассчитывали нем-
цы. Правда, они сделали более современ-
ным свой танковый парк, равняясь по со-
ветским танкам, но не превзошли эти пос-
ледние в каком-либо отношении. `Совет-
ская танковая техника продолжала и
продолжает оставаться ведущей в полном
смысле слова. В этом сказались мешь и
гибность нашей танковой промышленно-
сти, а также предвидение советского
командования, сумевшего правильно опре-
делить пути развития танков и намного
в этой области опередить немцев.

Конечно, не следует  преуменьшать
мощь немецких бронетанковых войск. Они
еще обладают немалой силой, которая мо-
жет проявиться в том или ином виде.
Однако при всей осторожности в оценке
противника нельзя пройти мимо Ражных
фактов последнем времени. Еще в ходе
битвы на Курской дуге обнаружилоеь па-
дение наступательной мощи вемепких
танков. Позже, в сражении на Правобе-
режной Украине, выявилась новая сла-
бость немецких танков: неустойчивость в
оборонительном бою.

Сражение на Курской дуге характерно

тем, что там произошло крупкейшее : мас
столкновение танков. Это был переломный   Ree ak бронетанковых сил. ва
момент борьбы советских и немепких TO в первую очередь

дело рук советских танкистов. Именно на
полях Украины произошли чисто танковые
бои, которые известИы в теории, но но
так Часто случаются на практике. Злесь
сз стороны немцев действовали почти ис-
ключительно тяжелые танки и самоход-
ные орудия, хорошо приспособленные. для
борьбы с танками (толстая броня, мощ-
Hoe пушечное вооружение). Этот сб-
новленный танковый парк неприятеля
всё же был разбит советекими танковыми
й механизированными соединениями! Та-
ков практический итог величайшего
столкновения танков на полях Украины.
Это своего рода итог ожесточенной трех-
летней борьбы за танковое господство.

В чем же сила, в чви преимущество
советских танковых войск перед немецки-
un? В своей боевой деятельности совет-
ские танковые войска оппраются на пре-
восходную пехоту и ‘артиллерию. Взаимо-
действие между ними строится так, что-
бы каждый род войск мог в полной мере
проявить присущие ему боевые качества.
Известно, кзк трудно на практике еогла-
совать действия пехотных TanKo-
вых соединений, обладающих неодинако-
вой подвижностью. 06 умении советского
командования «примирить» противоречия
между боевыми качествами танков и пе-
хоты наглядно свидетельствуют последние
сражения на Украине. Там были созданы
все предпосылки -для «развязывания» ма-
невра танковых и механизированных сое-
дннений, наносящих глубокие удары. Там
был осуществлен один из принципов
взаимодействия в условиях маневренной
войны: равнение по таннам. Это придало
наступлению большую  стремительность,
позволило провести его в высоком темпе.
Гибкость и надежность взаимодействия
с пругими родами войск без всяного ущер-

для своей подвижности — это силь-
ная сторона советских танковых войск.
Во всякой обстановке они могут paccuH-

танков, определивший дальнейшее ее
развитие. Июльское наступление  нем-
ues. на Курской дуте является своего
рода отчаянной попыткой‘ вернуть тан-
ковую инициативу, которая в6ё  fo-
лее стала склоняться на сторону  совет-
ских войск. Самый придирчивый критик
не: сможет обнаружить каких-либо замет-
ных ошибок, допущенных немизми р орга-
низации этото наступления, в частности
танкового. Почти все боестособные тан-
ковые дивизии,  оснашенные новейшей
материальной частью, были стявуты к
Курской дуге и брошены вперед на сраз-
нительно узких участках. Танки  насту-
пали при мощной  полдержке с воздуха,
во взаимодействии © пехотными частями
и с артиллерией. И’всё же наступление
провалилось. То обстоятельство, что немцы
всё же проиграли сражение.  свидетель-
ствует о колобальной устойчивости на-
ших войск, о высоком мастерстве совет-
ского команлования. Разгром немецких
танковых дивизий на Курской дуге был
полной неожиданностью для гитлеровско-
го командования. Ставка немцев на удар-
ную силу своих танков оказалась битой.

Любопытно посмотреть, какую роль
сыграли. в битве пох. Курском совет-
ские танки, чем проявили они себя в
этом знаменитом оборонительном сраже-
нии, действуя совместно с другими родами
войск. Роль их была чрезвычайно велика.

кам огромные потери. Но этим борьба не
закончилась. Натиск крупнейших Mace
вражеских тзнков был настолько велик,
что им удалось вклинитТься в напу 0бо-
рону. Это вклинение и было ликвидирова-
HO советскими танками. Танковые резет-
вы, ‘во-время введенные в бой на реша-
ющем направлении, нанесли окончатель-
нов поражение ударной гоуппировке нем-
ues. Наступил переломный момент сраже-
ния в целом; исход его был в огромной
степени решен в результате столкновения

тывать на поддержку своей мошной ар-
танков. тиллерии и замечательной пехоты. И в
Это не было случайным явлением.   ОСУществлении массированных ударов, в

выборе момента и направления” для этих.
ударов, и в маневре на поле боя, ив ис-
пользовании своего огня — ро веех этих
вопросах советские танкисты  обнаружи-
вают явное превосходство над немпами.

Не подлежит никакому сомнению mpe-
BOCXORCTBO русских ‹ танкистов в смысла
приспособляемости к различным условиям.
Суровая зима 1941 года, распутица ны-
нешней зимы были для наших танкистов
столь же неожиданным и неприятным
сюрпризом, как и для немцев. Но ня
сильные морозы, ни непролазная грязь—
ничто не парализовало действий советских
танков, чего’ Нельзя сказать о немецких.
Надо по достоинству оценить тактический
диапазон советских танкистов, их уменье .
применять свое оружие в любых видах
боя, в разнообразной обстановке. Мы не
склонны недооценивать выучку немецкнх
танкистов, но’ не собираемся пн нереоцени-
вать ее. В начале войны немецкие танко-
выс войска имели довольно сильные кад-
пы. Но теперь они почти все выбиты.
Сегодняшние гитлеровские танкисты не
отличаются ни высокой выучкой, ни чув-
ством самопожертвования. 06 этом можно
судить по массовому бегству экипажей
«тигров» н «пантер» под Уханью. —

Состязание воюющих <торон в обла-
<ти танковой техники идет по линии
усиления брони и пушечном — во-
оружения боевых мапин; оно связано ©
утяжелением танка. Это сказывается, ко-
нечно, на подвижности боевых машин, а
следовательно, на их боевых качествах. И
вот, если сравнить соответствующие типы
сегодняшних советских и ‘немецких тан-
ков (тяжелые, средние), то советские boe-
вые машины, ничуть не уступая немеп-
ким в мощности брони и вооружения,
превосходят их в маневрённоети (скорость
движения, проходимость). Это наглядно
проявилось, когла шли бои зимой и в
распутицу. Потуги немцев лобитьея пре-
восходетва в боевых качествах танков
оказались бесплодными.

* * &

Ныненняя война — война моторов.
В современном сражении танкам принал-
лежит одно из важнейших мест. Этот
род войск является основным носн-
телем наступательной активности совре-
менных армий. Потеря превосходства в
танках, как и в авиации, неминуемо при-
водит к потере наступательной инициати-
вы. Вот почему борьба з& танковое пре-
восходство в нынешней войне имела

Вполне естественно, что’ танки’ являются
одним из важнейших факторов в coB-
ременнох крупном сражении. В тот мо-
мент, когда танки наступающей стороны
потерпели неудачу, можно считать, что
успех наступления поставлен под серьез-
ную угрозу, если оно не будет под-
держано свежими силами. To же самое
усжно сказать и 0б обороняющейся сто-
роне. Если обороняющийся вынужден вве-
сти в бой свои` танковые резервы и эти ре-
зервы не смогли отразить удары неприяте-
льских танков, —— крайне трудно избежать
неудачи обороны. Мы видим по ходу
войны, что, несмотря на огромный рост
артиллерии, роль танков в обороне всё б5-
лее повышается, Таким образом они ста-
HOBATCH HE только важнейшим оружием
наступления, но и мощным средством 0бо-
роны. Опыт показывает: пехотно-артилле-
рийская оборона на главных оперативных
направлениях достаточно устойчива, есля
она опирается на сильные танковые ре-
зервы (группировки).

Зимние бой 1943—44 гг. на Правобе-
тежной Украине прошли в значительной
мере под знаком наступательной зктивно-
CTH советских танков. (еновные силы не-
мецких бронетанковых войск располага-
лись мощными группами за своей пехот-
но-артиллерийской обороной, прочно под?
пирая ее, готовые к контруларам на лю-
бых направлениях. Нельзя не считаться с
сРЛОй` Такой обороны. Она обладает боль-
шой прочностью и упругостью, сокрушить
es весьма трулно. Но всё же это было
сделано советскими войсками, — и здесь
рыдающуюся роль сыграли именно совет-
ские танки. В битве 3a Украину на-
и ‘танки продемонстрировали свою Ha-
ступательную мощь, свою способность на-
посить глубокие удары. Если на Курской
дуге обнаружилось бессилие немецких
танков перед советской обороной, то на
Украине выявилось еще бессилие‘ немеп-
кой обороны (в своей основе —— танковой
и противотанковой), взломанной массиро-
ванными уларами советских танков. Имен-
по они придали широкий размах наетуп-
лению наших войск. Е:

Сопоставляя различные этапы войны.
нельзя не заметить, что наступательная
активность Красной Армии повышалась
по мере роста и развития ее бронетанко-
вых войск. Мошь их продолжает увели-
чиваться. Между тем относительное па-
дение мощи немецких бронетанковых сил
нарялу © другими известными факторами
вызвало кризис в наступательной такти-
ке немцев. Лишившись превосходства в
И немецкая армия быстро потеряла   толь ожесточенный и упорный характер.
и и вы борьбе против сильного врага

В ‘сражениях в Польше, в Западной Ерасная Армия добилась решающих успе-
Европе и на Балканах (1939—1941 гт.)  хов.