„ОДНА ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ВОЕННЫХ ПОБЕД“

Отклики ‘английской печати на

° ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Весть об
освобождении советскими войсками столи-
цы Советской Белоруссии — Минска про-
извела в Англии огромное впечатление.
Как сообщает агентство Рейтер, заголовки
помешенных в утренних газетах сообще-
НИЙ .0б этой победе отражают радость, с
какой встречена эта новость. Английская
печать считает быстрое падение Минска,
презвращенного немцами в главный барьер,
который должен был преградить Красной
Армин ‘путь на запад, свидетельством
серьезной дезорганизации германской обо-
роны на советско-германском фронте.

Газета «Дейли мейл» рассматривает
занятие Минска Красной Армией как
«одну из величайших военных побед» и
подчеркивает, что «германская армия, на-
конец, разваливается».

«На восточном — пишет газе-
та «Таймс», — сегодня открывается зре-
лише разгрома германской армии».

Газета «Дейли телеграф энд Морнинг
пост» подчеркивает, что характерной чер-
той боев в Белоруссии являются` огромные
потери германской армии. Огромная гер-

_ „РЕЗУЛЬТАТ МАСТЕРСКОЙ СТРАТЕГИИ КРАСНОЙ АРМИИ“

Американская печать и радио об освобождении Красной Армией Минска

НЬЮ-ЙОРК, 4 июля. (ТАСС). Вчера,
немедленно после получения сообщения
об освобождении Красной Армией столи-
цы Советской Белоруссии Минска,
американские радиостанции прервали свов
передачи, чтобы об’явить эту важную но-
вость.
`Радиообозреватели в своих выступлени-
ях подчеркивают большое военно-полити-
ческое и стратегическое значение этой но-
вой крупной победы Красной Армии. Ком-
ментатор Марио Верди, выступая по нью-
Воркскому радио, заявил, что занятие
Минска является радостной‘ вестью. На-
ступление Красной Армии в Белоруссни
He имеет себе равного в истории. Исклю-
чительный полководческий талант совет-
ских тёнералов, руководивших наступле-
HHEM, смелость предпринятых ими опера-
ций, военное чутье при введении в бой
хрупных сил всех родов войск — всё это
и обусловило. успех этого наступления.
«Тучи, нависшие над Германией, — заявил.
комментатор, — становятся всё более чер-
ными и всё более зловещими, и’никакие
призывы Гитлера и его своры к населению
Германии не могут рассеять эти тучи».

Сообщение о занятии. Минска было опуб-
лкковано вчера в поздних выпусках всех
вечерних газет под огромными заголовками.
На следующий день это сообщение было

„СОВЕТСКИЕ АРМИИ ОДЕРЖАЛИ БОЛЬШУЮ ПОБЕДУ, КОТОРАЯ
ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАТИТ СРОКИ ВОЙНЫ

Канадская печать о победоносном наступлении Красной Армии

ОТТАВА, 4 июля. (ТАСС). Канадские
газеты продолжают помещать на видных
местах ‘сообщения о наступлении Красной
Армии. ` Газета «Оттава ситизен» в  передо-
вой статье’ заявляет, что «Гитлер, несом-
ненно, поддался: тому же соблазну завое-
вать ‘непобедимую- Россию, что и Наполе-
OH, но судьба гитлеровского вторжения
уже ‘предрешена».

Виннипегская газета «Трибюн» заявляет,
что’ «второй - захватчик выброшен за исто-
рический- водный барьер — реку Берези-
ну. Наполеоновские потери кажутся’ ми-
зерными по сравнению с’ потерями, поне-
сенными. немцами». — .

Щ`

Налет авиации союзников на

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер при
штабе средиземноморских сил союзников
сообщает, что сегодня тяжелые бомбарди-
ровшики из состава авиации союзников
вторично на этой неделе совершили налет
на’ нефтепредприятия в Румынии. Бомбар-
дировке подверглись нефтеочистительные

Константина Серге-

столицы Советской Белоруссии — Минска

освобождение Красной Армией

манская армия численностью ‘свыше
200 тысяч солдат и офицеров полностью
уничтожена за период немногим больше
недели, пишет газета. Газета’ отмечает,
что нынешнее наступление Красной Армии
имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, русские продвигаются на ши-
роком фронте со скоростью 20 миль. в
день. И это ие потому, что германская
линия фронта слабо удерживалась, а по-
тому, что фактически были уничтожены
сильные немецкие гарнизоны. Вторая ха-
рактерная черта происходящих боев, со-
стонт в том, что общее число германских
солдат и офицеров, попавших в плен, пре-
вышает общее число убитых немцев.
Третьей чертой этого наступления, по мне-
нию газеты, является то, что немцы были
разбиты на участке, имеющем для них
исключительно важное значение. В неко-
торых пунктах русские находятся не 60-
лее чем в 150 милях от Германии.

Военный обозреватель «Дейли экспресс»
пишет, ° что благодаря сильному удару,
нанесенному русскими, война может зна-
чительно приблизиться к своему заверше-
нию.

напечатано на первых страницах всех
утренних газет, посвятивших новому успеху
Красной Армии многочисленные коммента-

и.
т азета «Нью-Йорк Таймс», напомнив
хвастливые заявления иёмцев об «уничто-
жении» Красной Армии после захвата ими
Минска в 1941 году, пишет, что теперь
Красная Армия, освободив Минск, нанесла
немецкой армии удар, равносильный ката-
строфе для нее. Как отмечает газета, овла-
дение советскими войсками Минском CBH-
детельствует о том, что линия германской
обороны разорвана и что немцы не ©мо-
гут задержать русского наступления. Га-
зета особо подчеркивает исключительную
быстроту наступления Красной Армии и
указывает, что с занятием Минска перед
Красной Армией раскрываются ворота для
широкого наступления на запад.

Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» пи-
шет в передовой статье, что за полторы
недели „Красная Армия нанесла врагу
огромное военное поражение, освободила
большую территорию и вышла. на дорогу,
ведущую на запад. Это, заявляет газета,
одна из крупнейших побед в войне. В ны-
нешней всемирной борьбе, в которой судь-
бы всех союзников так неразрывно пере-
плетены между собой, победа под Мин-
ском является победой для всех их.

Воздав должное искусной сталинской
стратегии, монреальская газета «Стар» от-
мечает «падение основных крепостей не-
мецкой обороны в невиданно . короткие
сроки». © ЕЕ
_ В обзоре обстановки на советско-герман-
ском ‘фронте военный обозреватель ‘торонт-
ской газеты‘ «Стар» °Плюмен пишет:
«Советские армии одержали большую
победу, которая значительно сократит сро-
ки войны». Плюмэн. считает нанесенный
немцам в Белоруссии удар таким тяже-
лым. поражением, какого еще никогда не
терпела «непобедимая» германская армия.

нефтепредприятия в Румынии

заводы в Брашове и железнодорожный
узел в Питешти (к замаду от Плоешти).
Истребители, пролетавшие над районом
Плоешти, встретили лишь слабое сопроти-

вление CO стороны авиации противника..

Сбито несколько вражеских самолетов.
Отмечены прямые попадания в нефтеочи-
стительные заводы в Брашове.

елевек из Минска

> ; два человека, а затем
эгвича  Мещанинова — взвод автоматчиков
немпы расстреляли в РАССКАЗ расстрелял его неда-
двенадцать часов но- a леко от полотна же-
зи. Мещанинов =— eater лезной дороги, KOTO-

советский человек из

рую Мещанинов лю-

Минска, почти два года был хозяином всех бил всю жизнь и которую он уничтожал

железных дорог в области, И дороги во
многих местах заросли дурной травой, рель-
сы, согнутые взрывами, проржавели, мосты
упали в воду, будто пришедшие к водопою
огромные животные. Только магистраль
на Минск еще работала, и то немцы охра-
няли каждый метр этого пути; вместо пу-
тевых будок стояли бетонные и дерево-
земляные укрепления, а поезда двигались
только днем. Впрочем, и днем они также
исправно подрызались на минах Мещани-
нова. Тогда охрана начинала круговой об-
стрел из пулеметов, а солдаты из. органи-
зации Тодта копали могилы” для убитых
при крушении немцев и снова монтировали
нуть. А Мешанинов, бывший машинист
этой магистрали, уже готовил новый взрыв
где-нибудь верстах в пятидесяти от места
крушения.

И столько железа наломал этот <сорока-
летний человек, что, даже лоймав его, ко-
мендант не мог торжествовать: свою побе-
ду. Поэтому, получив приказ из Минска,
комендант немедленно отправил Мещанино-
ва вместе со всеми подозрительными, за-
хваченными при облаве, на расстрел. Ухо-
дя, Мешанинов напряг связанные руки и
тихо сказал человеку, который опознал во
время облавы и выдал его немцам:

`— Ничего, еще увидимся!

Человек побелел от страха, комендант,
понимавший русский язык, тоже не мог
удержать какой-то странной дрожи. Он
зскочил на ноги и ударил уходящего ру-
кояткой пистолета. Мещанинов только при-
гнулся еше ниже и так же спокойно ска-
зал: :

— Это вам,
зачтется!

‚„Конвоиры звякнули оружием, партизана
увели. Но и комендант и предатель запом-
нили огромное тело, просвечивавшее сквозь
изодранную во время побоев и‘ допросов
одежду, сутулую спину, которая, казалось,
могла выдержать любую. тяжесть, так она
была широка и мощна. Недаром говорили,
что Мещанинов одинтустранвал свои взры-
вы, сам носил все принадлежности для
диверсии, тяжелые ящики со взрывчаткой,
инструмент и оружие, передвигаясь с не-
из’яаснимой скоростью по лесам и болотам
края, иногда взрывая по два—три поезда в

‚ разных местах ‘чуть ли не одновременно.
Такнм они запомнили Мещанинова, эти

господин комендант, тоже

вот уже два года. Потом согнанные на ре-
MOHT дороги жители станционного поселка
забросали могилу ржавым красным песком,

Вот уже два года имя Мешанинова по-
могало этим людям жить и переносить
весь ужас оккупации. О нем рассказывали
по вечерам легенды, к нему ходили иные
железнодорожники на свидание в потай-
ные места, но об этом не говорили даже
женам, через него мередавали секретные
сведения в армию, а от него получали ли-
стовки и газеты, что потом шли из дома
в дом по цепочке, все звенья которой
были <то раз проверены и ‘испытаны. А
вот ведь нашелся предатель, который вы-
дал Мещанинова немцам, когда партизан
пришел на станцию в очередеую разведку
узнать о новых эшелонах, отправляющих-
ся’к фронту. Во многих домах деповского
носелка не спали в эту ночь, многие жен-
щивы крестились и шептали молитву, а
‚старики и дети слушали в тысячный раз
рассказы о Мещанинове. Е.

И только немцы спали в эту ночь 6o-
лее или менее спокойно, спали в домах и
в казармах, спали в поездах и в охран-
ных укреплениях. Комендант сам дал те-
леграмму о расстреле страшного парти-
зана.

* ¢

: >

Поезд, на котором ехал человек, выдав-
ший Мещанинова, подорвался в шесть ча-
сов утра уже недалеко от Минска. Поезд-
ная охрана была перебита из пулеметов
раныше, чем немцы успели взяться за ору-
жие. Искалеченные танки пылали огром-
ными черными кострами, @огда брониро-
ванная дрезина коменданта приехала на
место происшествия. В стороне от груды
немецких солдат, убитых в коротком бою,
валялся труп мешочника с приколотой на
груди запиской: «Я выдал Мещанинова».
Болыше этот человек ничем не мог HO-
мочь коменданту, он не мог рассказать,
кого он увидел перед смертью, но лицо
его было искажено ужасом. Поезд был
взорван так, как это обычно делал Me-
щанинов. Мины были заложены на крутом
‘повороте, там, где высота профиля была
не’меныше десяти метров, так что вагоны
ринулись с откоса испуганным стадом, ру-
шась один На другой; перевертываясь на
ходу, — их уже нельзя было ремонтиро-
вать. Гамбургскне, берлинские, варшавские

американской делегации министра финансов
лем конференции, выступил руководитель

ни советской делегации он поддержал
предложение об избрании Моргентау пред-
седателем конференции.

Степанов, — происходит в исключительно
важный период, когда народы демократи-
ческих стран борются против агрессоров, н
вооруженные силы союзников наносят мощ-
ные, сокрушительные удары по гитлеров-
ской Германии < вобтока и с запада. Я
обращаю внимание на огромную работу,
проделанную министром финансов Морген-
тау, его помощниками и экспертами, рабо-
ту, которая сделала возможной настоящую
конференцию». 4

зильский министр финансов де Суоза Коста
также лоддержали предложение об иэбра-
нии Моргентау председателем конференции.
казначил следующие три комиссии: ман-
кандидатур на руководящие посты.

ТАСС). Опубликован текст письма госу-
дарственного секретаря Хэлла председате-

совой конференции Моргентау. Письмо да-
тировано 29 июня.

ся в письме, — будет одним из важней-
ших исторических международных совеща-
ний, и успешное выполнение Вашей миссии

два
борьбу с инфляцией. Хотя в первые годы

КРАСНАЯ

На валютной и финансовой
конференции 0б‘единенных
наций

БРЕТТОН ВУДС, 2 июля. (Опецкорр.
ТАСС). На первом заседании валютной и
финансовой конференции Об’единенных на-
ций, после того, как мексиканский делегат
Суарес предложил избрать руководителя

США Моргевтау постоянным председате-

советской делегации тов. Степанов. От име-

«Настоящая конференщия, — сказал тов.

Министр финансов Канады Илоли и бра-

Моргентау

Председатель конференции

датную, организационную и To подбору

БРЕТТОН ВУДС, 3 июля. (Спецкофр.
лю делегации США на валютной и финан-

«Предстоящая конференция, — говорит-

приведет к далеко идущим результатам,
которые окажут влияние на будущую ре-
конструкцию и восстановление мира. Вы
можете быть уверены в том, что мои кол-
леги и я будем счастливы оказывать Вам
и другим членам делегации всю возмож-
ную помошь. Желаю Вам наилучших ус-
пехов в этом трудном и ответственном
предприятии».

`Подписание Рузвельтом закона
о продлении программы.
стабилизации и контроля
над ценами

ВАШИНГТОН, 2 июля. (ТАСС). Руз-
вельт подписал закон о продлении сроком
на   год — до 30 июня 1945 года — про-
граммы стабилизации и контроля над це-
нами. В связи с этим Рузвельт сделал
заявление, в котором с удовлетворением
отметил, что конгресс продлил указанную
программу, но указал, что некоторые по-
правки, внесенные конгрессом, возможно
несколько затруднят контроль над цена-
ми. Имея, вероятно, в виду уменьшение на-
казания за нарушение установленного
контроля над ценами, Рузвельт заявил,
что если при осуществлении закона будут
встречаться трудности, то он попросит
конгресс исправить принятый закон.

Рузвельт указал далее, что за.истекшие
года правительство’ успешно вело

войны стоимость жизни значительно повы-
силась, она за истекший год в общем не
изменилась. Это стало возможным лишь
благодаря тому, что конгресс одобрил’ про-
грамму субсидий. sia :

ГЕРМАНСКИЕ САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ
Е НАД АНГЛИЕЙ   а

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в течение дня
3 июля самолеты-снаряды появлялись над
Южной Англией через равные промежутки
времени. Два английских летчика-истреби-
теля уничтожили вчера по три самолета-
снаряда. Один с‹амолет-снаряд упал ча
пункт медицинской помоши. Половина
персонала пункта убита. Несколько чело-
век ранено. Повреждены здания несколь-
ких гостиниц и жилых домов. Имеются
убитые и раненые. Разрушено несколько
домов. : й

вагоны превратились в груду железного
лома, это хорошо умел делать машинист,
который перестал водить поезда для того,
чтобы взрывать их. И комендант с посе-
ревшим лицом прошел мимо согнанных из
соседних деревень белоруссов, молча сел в
свою дрезину и укатил обратно.

А еще через день подорвался поезд сие-
циального - назначения, в котором ехал
важный генерал-для инспектирования фрон-
та. И мало того, что генерал был убит,
из поезда исчезли секретные документы и
приказы, которых генерал не мог доверить
даже шифрованной почте. И опять немцы,
ставшие экспертами по взрывам, прочли
почерк Мещанинова в этой катастрофе.
Партизаны — стрелки, пулеметчики, ко-
торые, как былое всегда, добивали своим
огнем спасшихся от крушений, располага-
лись точным. полукругом, чтобы никто не
мог уйти. Только на: этот раз, понимая,
что поезд с генералом немцы будут вы-
ручать немедленно, подрывник заложил
вторые мины и подорвал ремонтный состав,
прибывший на место катастрофы. И опять
партизаны исчезли, унося < собой раненых
н убитых, еслн только они-у них были,
в чем комендант сомневался; = слишком
опытные люди устраивали крушения Ha
этом. участке. А белоруссы, согнанные- на
ремонт пути и разборку поезда, усмеха-
лись угрюмо и -повторяли, уже He таясь:

— Мещанинов работал. То он дал нем-
цам жизни! : =a)

Лето уже вступило в полную силу,
липы шумели над могилой, густая трава
прорвалась через красный песок, насыпан-
ный угловатым холмом. Среди полуистлев-
ших трупов, которые вытаскивали один за
другим из могил и выкладывали на поля-
не, комендант, закрыв нос надушенным
платком, искал убитого партизана. Он за-
помнил число убитых в ту ночь, хотя ему
приходилось убивать многих. М когда все
трупы были вынуты из могилы, он закри-
чал:

— Там есть еще один! Еще!

Пуста была пахнушая тлением могила.
Комендант подошел к краю, ударил но-
ском сапога по красной земле и пошел к
поселку, опустив плечи. С того дня он
первстал появляться на людях; даже в
офицерском клубе; где работали русские
судомойки, его не видали позже‘ заката
<олниа, А на ночь вокруг здания комен-
AaTypbl, где была его квартира, стоял
усиленный наряд автоматчиков, и мимо
нее нельзя было пройти даже < пропу-
ском, потому что автоматчики по особому
приказу коменданта открывали огонь® без
предупреждения.

Но смерть бродила в`ночи-Она попреж-
нему караулила поезда. Она взяла в свои
руки шоссейные дороги, потому что немцы
Beé чаще стали пользоваться ими, не до-

Нормандии после занятия
Шербура, внесли некоторые изменения в
обстановку. Союзники в последних боях в
районе Кан—Сен Jo продемонстрировали
умелое сочетание стойкой
одних участках © методическим наступ-
лением на важнейнгих направлениях. Ca-
мое главное состоит в TOM,
американские войска сумели противопо-
ставить свежим резервам Роммеля доволь-
но сильный бронетанковый кулак и в
значительной мере обескровили
ника. Перемалывание
продолжается. Это создает благоприятные
перснективь: для предстоящих
союзников. Но и в шюведенной за неделю
операции явно наметилея успех союзни-
ков.

рон было сконцентрировано Ha борьбе за
город Кан и прилегающие к нему важные
в тактическом отношении пункты. Здесь
2-я английская армия под командованием
генерал-лейтенанта
систематический нажим на противника к
северу от Ван и
ствляет маневр с целью обхода города с
юто-востока. В тезультате ожесточенных
боев
оборону немцев, форсировали реку Одов и

ра назревает угроза пересечения осталь-

` что их окружил Мещанинов

ЗВЕЗДА’

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В СЕВЕРНОЙ ФРАНЦИИ

Перемалывание немецких резервов
(Военный обзор)

обозначившегося клина союзников. Немцы PACE
предпринимают контратаки одну за ADY-
той, иногда по тринадцать раз в день, но
безрезультатно.

Боевые действия, развернувшиея в
COW3HEKAME

обороны на

что антло-

протиз-
немецких резервов

действий

На левом фланте внимание обеих ©то-

Демпеи производит

одновременно осуще-

англичане прорвали тактическую

пересекли важные коммуникации против-
ника.
При дальнейшем Фазвитии этого манев-

ных дорог, идущих от Кана в южном
налтравлении, что было бы Тазвносильным
потере немцами самого города. Вот поче-
му Роммель бросает свои резервы и преж-
де всего танковые для ликвидации резко

Сообщения штаба верховного-командования
экспедиционных сил союзников

ЛОНДОН, 4 ‘июля; (ТАСС). В опубли-
кованном сегодня утром сообщении штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«Утром -3-июля войска союзников, нахо-
дящиеся у основания полуострова Котан-
тён, продвинулись в нескольких - пунктах
на расстояние до 2,5 мили, несмотря на
сильные дожди, ограничивавшие масштабы

поддержки с воздуха. К вечеру 3 июля по-

года несколько улучшилась, и истребите-
ли-бомбардировщики совершили успешный
налет на вражеские укрепленные пункты,
арзиллерийские позиции и склад горючего
в Лессе. Позиции в выступе на реке Одон
прочно удерживаются нашими войсками.
В течение вчерашнего дня средние бом-

бардировщики совершили успешный налет

на склад горючего близ Аржантана. Само-
леты, снабженные ракетными установками,
произвели. налет на электростанцию близ
Мюр де. Бретань, на Брестском полу-
острове. В ночь на 4 июля продолжались
налеты на железнодорожные коммуника-
ции противника к югу от района боев. В
районе Орлеан—Клуа—Монфор было под-
вёргнуто” бомбардировке несколько поез-
дов». г ee

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). В вечернем
сообщении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников, опублико-
ванном вечером 4 июля, говорится: _

«Сегодня утром наши войска предари-
няли две крупных атаки. В районе Кана
наши войска, продвигаясь в юго-восточном
направлении по обеим сторонам железной
дороги и шоссе Байе—Кан, заняли Кар-
нике. На аэродроме в этом пункте про-
должается сражение.

Другие союзные части, продвигаясь от
восточного фланга предмостного укрепле-
ния на реке Одон, прошли несколько миль,
заняли Версон и соединились с нашими
войсками, действовавшими слева.

веряя поездам. И уже не один Мещани-
Нов властвовал над путями сообщений, а
‘тысячи Мещаниновых преградили их, по-
тому что в участившихся схватках ¢ пар-
тизанами ‘все ‘раненые русские и белорус-
<ы; прежде чем умереть, гордо говорили,
что’Мещанинов жив! Он отомстит за них!
И в шпионских донесениях всё чаше встре-
чалось имя Мещанинова, причем оказыва-
лось, что в один и тот же день Меща-
HHHGB Подрывал поезд под `Нагорным и
азтоколонну возле Несвята, был на собра-
нии в селе Казары и раздавал хлеб жи-
‚телям Дзержинского района. И: когда нем-
цам удавалось окружить отряд Мещани-
нова около Казар, из Несвята другие не-
мецкие батальоны просили подмоги, потому
со своими
партизанами.

‚Болота почти совсем пересохли, между-
речья и поймы поросли травой в рост че-
ловека, даже крестьянская лошадь могла
спрятаться в травах. И в этих травах, бо-
лотах, ‘лесах всё чаше встречались оди-
ночки и группы людей, искавших дорог и
тайных троп к партизанским отрядам. И
среди этих людей шел воскресший к но-
вой жизни Константин Сергеевич Мещани-
HOB.” . : :
Был он худ и прозрачно бледен. Он ча-
сто останавливался, поднимал  обросшее
длинной бородой лицо к небу, медленно
вдыхал пахучий воздух, слушал голос
травы и деревьев, ветра и воды. Три дол-
тих месяца пролежал он в подвале Ha
станционном ° поселке, ‘лёча ` свои раны.
Только воля к жизни да шедрая - удаль
друзей спасли его. Когда он, еше раз пе-

менно с выстрелами, он думал, что спа-
сен. Но офицер, закончив расстрел, подо-
шел к краю могилы и разрядил свой пи-
столет в мертвецов. Две пули из этих
случайных попали в Мещанинова, одна
пробила грудь, вторая ногу. `Партизан ни-
чем не выдал себя, однако теперь он уже
He Mor, как надеялся при своей богатыр-
ской силе; отрыть могилу и выйти из
нее. Как ни слабо была набросана земля,
но она была тяжка, один из трупов упал
поперек его тела. И он, разрывая землю,
передвигая труп, лежащий на. нем, понял,
что на этот раз ему не спастись. Но вот
он услышал снова скрежет лопат по пе-
ску, Он -боялся стонать даже в тот миг,

когда лопата ударила его в раненую
грудь, только. услышав голоса, — все эти
страшные часы он был в сознании! —

Мещанинов застонал, он узнал людей. И,
застонав, потерял сознание. Люди, при-
шедшие за его трупом, чтобы достойно
похоронить партизана, унесли его живым,
но в каком состоянии! И вот теперь ‘он
возвращался к своим товарищам. =

И до него, в темное подполье, где он

доточили в секторе
одиннадцать дивизий. Для такого YSKOTO   разрыв
участка Фронта это весьма значительные

силы. Однако отсутствие дополнительных
танковых резервов заставляет  Роммеля
экономно

$ одной стороны имеют хорошую противо-
танковую артиллерию, & с другой — пра-
Вильно используют мощь морской артил-
лерии,
знать свое бессилие в борьбе © мор-
ской артиллерией союзников. Обозрева-
тель берлинского радио пишет:
Toro, Kak германское командование ввело
в действие крупные пехотные и танковые
силы, противник открыл ‘< моря
невиданной до сего времени  интенсив-
ности». 2 Е

союзников на правом фланге. Здесь в пос-
ледние хни американцы ликвидировали
остатки вражеских войск на мысе Де-ла-
Аг, и теперь вся северная часть конти-
пента находится под контролем союзни-
войска тенерала Бредли, произведя . необ-

решительное наступление против немеп-

рехитрив немцев, упал в могилу одновре-

Б июля 1944 г., среда. № 158 (5838).

Американская печать о разрыве
отношений между США
и Финляндией

канская печать продолжает довольно ши“
Троко комментировать разрыв Соединенными
Штатами отношений с Финляндией. Боль-

шинство газет заявляет, Что этот разрыв
оправдан. Многие газеты, подчер*
что финские фашисты давно cos
трудничают с гитлеровской Германией,
считают необходимым, чтобы США об’яви“

г ли войну Финляндии. Некоторые реакциов+
По английским данным, иемцы. ©0676- ные газеты продолжают выражать сочув-
Бан, Тизли-сюр-Сель ствие Финляндии, но даже они одобряют
отношений с ней, указывая, что это
мероприятие вызвано военной необходимо“
стью.

Газета «Пост диспетч» пишет, что новое
соглашение финнов с Германией должно
рассеять сомнения самых сентиментальных
сторонников «бедной маленькой Финлян-
дин» в том, что Финляндия является Bpas
гом Об’единенных наций. Газета отмечает,
что финны помогают гитлеровцам убивать
русских союзников США. «Остается вде-
лать еше один шаг — Америка должна
об’явить войну Финляндии».

Детройтская газета «Фри пресс» и бо-

кивая,

расходовать наличные. силы.

Опыт боев показывает, что «оюзники

Немцы сами вынуждены при-

«После
о разрыве дипломатических отношений ©
Финляндией. Согласие финского правитель-
OTOH   ства на прибытие в Финляндию  нацист-
советников —и войск, пишет «Фри
пресс», разоблачает «фикцию отдельной
финской войны против Советского Союза»,

Газета «Глоб» подчеркивает, что в войне
образовались два противоположных лагеря:
демократия ведет борьбу против фашист-
ских гангстеров. «С самого начала войны, —
пишет газета — финское правительства
пыталось заигрывать с обоими лагерями».
Указывая, что германские войска вели
операции против Ленинграда, опираясь на
перейдут в финские базы, газета заявляет, что» реше-
ние тосударственного департамента США ©
разрыве отношений с Финляндией вполне
оправдано.

Значительно улучигилось положение

ков. Возможно, что уже в ближайшие дни
ходимую перегруппировку,

ких заслонов на линии Карантан-—Барн-
вилль. Не исключено, что это наступле-
ние будет согласовано © ударами в дру-
гих направлениях, в частности из района
Варантан и Сен-1о.

Полновник В. ДЕРМАН.

- - ВОЕННЫЕ. ДЕЙСТВИЯ
_В ИТАЛИИ
Войска союзников заняли
город Кортону :
ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Штаб войск
союзников в Италии сообщает, что со0юз-
к ные армии прежними темпами продвига«
У основания ‘полуострова Котантен <0- ются вперед на всем протяжении фронта,
юзные войска, продвигаясь ‘на юг,. заняли   Части. 8-й армии, наступающие северо-за-
сегодня утром высоту, расположеняую <се- паднее Тразименского озера, заняли город
вернее МЛа-э-дю-Пюи. Успешный штурм   Кортону, а также город Лучиньяно и Мар-
этой командной высоты последовал за  гано. Передовые части союзников находят“
продвижениями вблизи Сен-Рями-де-Ланд,  ся всего в 12 километрах от Ареццо. Ча
Бланшланд и Ла-Потри, тде достигнуты сти, действовавшие по обе стороны Трази-
значительные успехи. менского озера, соединились. В горном
Погода ‘продолжала препятствовать _дей- районе к востоку от Перуджи заняты го-
ствиям авиации с полуночи до полудня  Рода Сан-Севериво и Мателика. На уча“
4 июля. Однако в течение всего этого пе- СТке у Адриатического побережья отбиты
риода наши самолеты, используя временное  КОНтратаки противника на реке Музове.
улучшение метеорологических условий, ата- После захвата Сиены французскими частя-
ковали ряд об’ектов. Все типы истребите-   МИ 5-й армии союзные войска вновь про-
лей оказывали поддержку операциям на-  АВИНУЛИСьЬ вперед и перерезали дорогу,
земных войск в секторах Кан-—Эвреси на   Илущую к Ареццо. На участке между Сие
полуострове Котантен. Согласно получен- яой и тирренским побережьем войска co-
ным до сего времени сведениям, 12 наших   ЮзниКов продвинулись по всему фронту ва
нстребитёлей не. вернулись на свои базы.   НеСКоЛЬко километров. eS
Тяжелые бомбардировщики в сопровож- .
дении ` истребителей. соверлнили- сегодня
утром налеты на ряд аэродромов в Север-
ной-и в’ Северо-Западной Франции, ведя
бомбардировку с помошью приборов. Ни
один вражеский самолет в воздухе не по-
являлся. 2 наших бомбардировщика не
вернулись на свои базы. тж
Рано утром 4 июля легкие корабли
перехватили северо-восточнее - Сен-Мало
небольшой вражеский караван. Два враже-
ских судна потоплены, другим судам при-
чинены повреждения». : eas

Отказ 200 итальянских офицеров
_ OT службы в итало-фашистских
войсках .
ЖЕНЕВА, 4 июля. (ТАСС). По получен:
ным здесь сведениям, в Вероне (Северная
Италия) 200 итальянских офицеров укло-
вились от службы в фашистских войсках,
отказались принести присягу Муссолини и
перешли к партизанам.

Военный министр США Стимсон
прибыл в Италию
ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер при штабе союзни-
ков в Италии передает, что в Италию при-

был военный министр СИТА Слимсон.
будет инспектировать войска, госпитали и
военные сооружения на фронте и проведет
совещание с союзным командованием.

* & &

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение штаба зерхов-
ного командования экспедиционных сил со-
юзников о том, что утром 3 июля. амери-
канские войска выпрямили линию фронта,
ликвидировав несколько опасных выступов
юго-восточнее Сен-Ло—д’Урвиль. Подобные
же действия производились другими амери-
канскими частями к западу от Комона.

ВОЙНА НА ТИХОМ
ОКЕАНЕ

Войска союзников высадились `
на острове Ноемфур

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Штаб об’ е-
диненного командования вооруженными
силами. союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что войска co-
юзников высадились на острове Ноемфур,
расположенном в 100 милях к западу от
острова Биак (у побережья Голландской
Новой Гвинеи). Высадка была произведе-
на под прикрытием самолетов и огня ко-
рабельной артиллерии. Во время высадки
войска союзников не понесли никаких по-
терь и без боя заняли японский аэродром
< находившимися на’ нем 30-ю частично
поврежденными самолетами.

`Войска союзников на острове Биак рас-
Начальник караула  ширили свои позиции. Самолеты союзни-
ков сбросили более 75 тонн бомб на район
Уэйвейка :НЧовая Гвинея). Корабли союз-
ников обстреляли береговые сооружения
японцев в этом районе. Бомбардировщики
сбросили 87 тонн бомб на японский аэрод-
ром в Рабауле и на сооружения в других
пунктах острова Новая Британия,
Соединения средних бомбардировщиков
совершили налет на японский аэродром
Дилли (остров Тимор).

лежал эти месяцы, доходили -слухи, что
жив Мещанинов и еще злее мстит нем-
цам за всё горе-злосчастье, которое они
принесли людям. Константин’ Сергеевич
добродушно’ улыбался. = с  * =

И. вот он шел по зарослям таволожни-
ка, переходя болотные речки, питаясь по-
даянием по деревням, где не было немцев,
обходя те сёла, где’немцы имели комен-
датуры, пробираясь к знакомому лесу, где
когда-то была одна из его баз. Здесь он
надеялся встретить товарищей из своего
отряда, которые: считали его уже три ме-
сяца в списке мертвых.

Мещанинов услышал тихий оклик и с
большим недовольством, но достаточно
быстро поднял руки под дулом автомата.

Пришли в штаб.
громко сказал:

г Товарищ командир,
говорит, что ищет вас,
Мещаниновым.

От стола вдруг поднялся высокий чело-
век, повернулся, вскрикнул и обнял Ме-
щанинова:

— Константин Сергеевич! :

„Мещанинов вгляделся в его лицо, от-
ступил на’ шаг, высвобождаясь из его рук,
и воскликнул: . = Е а
‚ — Так это ты Мещаниновым назвался?

‚ — И не только я, — радостно сказал :
человек, — теперь уже по краю восемь  СТОКГОЛЬМ, 4 июля. (ТАСС). Швед
отрядов ходят, и во всех отрядах коман- <Кое радио передает, что во время BOF
диры Мещаниновы. Мы же’ не знали, что  чений в Копенгагене с 26 июня до 2 июля
вы живы, Константин Сергеевич! было убито 87 и ранено’ 664 человека, из

Начальник караула обалдело смотрел на ЧИХ ОКОЛО четверти ранено тяжело.
своего командира и на гостя. Вчера в-ряде районов Копенгагена пред:

— Садитесь, Константин Сергеевич, —   ПРИНИМались немецкими властями попытки
сказал хозяин, подвигая свой стул. —  ПОбудить рабочих приступить к работе.
Вчера еще один состав подорвали, а нын- Однако никто на работу фактически не
че - поймали коменданта, что вас рас- вернулся. Один трамвайный состав вышел
стрелял... То-есть, не расстрелял... из парка, но был, затем остановлен у бар-
_— Расстрелял, расстрелял, подлец, рикад и забросан камнями. К полудню
сказал `Мещанинов. — Где он? 3 июля на линии было выпущено около

— Судить хотели сегодня, да вы при- 100 трамвайных составов, шедших под по*
были, так уж вам придется... линейской охраной.

Через несколько минут привелн комен-  Немцы продлили срок своего ультима-
ава. : x ee тума до 4 июля и угрожают жестокими

Мещанинов увидел тусклые глаза немца,   РеПрессиями всем, кто не возобновит ра-
его трясущиеся губы, сказал: = :

— Вот и пришлось свидеться...

Комендант затрясся и упал на колени,
что-то вопя. В это время подошел дежур-
HER :

— Товарищ командир отряда, — доло-
жил он, — получено ’ сообщение о том,
что один из наших минских отрядов сое-
динился с Красной Армией, а советские
танкисты подходят к Минску. ®

Как бы в подтверждение рапорта де-
журного послышался Гул артиллерии, и
небо озарилось вспышками разрывов.

Николай АСАНОВ.

привел старика,
а себя называет

_ ПОЛОЖЕНИЕ В КОПЕНГАГЕНЕ ^

ГИБЕЛЬ ГЕРМАНСКОГО ГЕНЕРАЛА
НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ
ЖЕНЕВА, 4 июля. (ТАСС). Берлин:
ское радио сообщило о том, что умер от
тяжелых ран, полученных на советско-

германском фронте, генерал-лейтенант
Вернер Рихтер.

Ответственный редактор
Н. А. ТАЛЕНСКИЯ.

об. 31.

НЬЮ-ЙОРК, 4 июля. (ТАСС). Амери“.

стонская «Глоб» горячо одобряют решение.

_Г 542004.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 76. Бюро жалоб подписной конторы — К. 4.00.70 a
Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СОСР «Ерасвая aseata>, Mocxsa, Mazag Диитрова, 16.0  —

№4 #