Бои на уничтожение окруженных
немцев восточнее Минска

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Восточнее Минска наши войска ocy-
ществили третье по счету крупное окру-
жение немцев за время своего наступле-
ния в Белоруссии. Оно создалось в ре-
зучьтате стремительного продвижения
частей ‘3-го Белорусского фронта. © одной
стороны и 1-го Белорусского фронта —с
другой. Быстро идя вперед на двух на-
правлениях, наступающие обошли ^ бюль-
пиие силы немцев, которые продолжали 069-
роняться на значительной территории, рас-
положенной восточнее Минска. В западне
оказалась часть войсЁ противника, отету-
павитих от Днепра, а также часть ето
войск, отброшенных в район восточнее
Минска соединениями 3-го Белорусского
фронта © севера и 1-го Белорусского
фронта © юга. Здесь были части 12-го и
27-70 армейских корпусов и 39-го тан-
кового корпуса.

Rak только было завершено окружение
противника, наши части со всех сторон
начали ежимать  кольшо. ° Одновременно
было предпринято несколько ударов с
целью расчленения окруженных немецких
войск. Эти удары оказались особенно эф-
фоктивными и уже в самом начале дали
хорошие результаты. Например, части
М№ соединения, тшательно разведав боевые
порядки крупной группировки немцев,
атаковали ев сразу с нескольких направ-
лений и рассекли на несколько отдельных
групп. Затем последовали удары на унич-
тожение расчлененных вейск противника.
Bom разыгрались в большем лееньм Mac-
сиве, где наступление наших частей было
связано в немалыми трудностями. К тому

На Виленской _ магистроли

На развилке дорог еще сохранились   учреждения. Еще тлеют сожженные нем-

немецкие указатели: «Вильно — 200 ки-
лометров; Молодечно — 74». Молодечно
в наших руках, наши части ушли даль-
ше на ‹<еверо-запад.

Надолго запомнят немногие
немпы дороги Белоруссии в июле
года.

у скрещения дорог перед нами откры-
лась картина большого побоища. Убитые
немцы валяются wa 10ссе, в `` кюветах,
сотни трупов устилают  поле, поднимаю-
щийся влево от Виленского тракта бугор.
Навалом лежат разбитые в щепы, разор-
ванные на куски немецкие машины,
пушки.

Южней перекрестка — та же картина,
с той только разницей, что здесь была
разбита не отступающая колонна, а разг-
ромлен оборонительный рубеж врага. Тес-
нимые со всех сторон, немцы всеми сила-
ми старались удержать важный для них
узел лорог. На холмистых южных  под-
ступах к перекрестку они выставили при-
крытие-—танки, пехоту. Но недолго держа-
лись гитлеровцы на этом рубеже. Наши
танкисты и пехотинцы емяли  обороняв-
шегося противника. Вот прямо на дороте
застыл. подбитый немецкий танк, за бу-
торком стоит другой, лобовая броня его
пробита тяжелым <нарядом. Тут же ва-
ляются разбитые пулеметы, перевернутая
BEEDX колесами пушка,

`Полбитыми немецкими танками усеяна
дорога в Радошковячи, `Красное. Немцы
бросали. их в контратаки, чтобы прикрыть
столпившиеся на дороге обозы, чтобы хоть
на короткое вгемя залержать  поодвиже-
яие наших войск. Но было уже поздно.
Немцы узнали, что наши войска перерес
зали им путь отхода в районе Красного,
и, спасая свою шкуру, пытались уйти на-
легко. У Радошковичей валяются брошен-
ные кухни, яшики с боеприпасами. Поле
устлано бумагами какого-то тылового

выжившие
1944

Заподнее а,

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 5 июля. (По те-
леграфу от наш. корр.). После взятия на-
шими войсками Петрозаводска бои быстро
перекинулиеь на десятки километров Е
западу от него. Отступая, финны всеми
способами стараются закрепиться в меж-
озерных дефиле. Однако наши части,
энергично продвигаясь вперед, ебивают
противника © его позиций.

Вчера на одном из направлений pas-
торелись особенно напряженные: бои. 3а-
няв заранее подготозленпый рубеж между
двумя большими озерами, противник при-
крыл его густой сетью различных 3a-
траждений и, в частности, завалами ©
фугасными минами. Единственную  1юс-
сейную дорогу, ведущую в этому лефиле,
финны сильно разрушили. Только на
олЕом небольшом ее участке они взорва-
ли более 20 мостов, все об’езды замини-
ровали, чтобы затруднить маневр ваших
ПОЛВИЖнНЫх отрядов.

Здесь исключительную доблесть  про-
явили наши саперы. За один лишь час
твардейпы-саперы под командой  сержан-
тов Палагина и Зинченко сняли пот огнем
противника более 200 мин. Бельшую по-
ысшь оказали пехотинпам также саперы
офицера Павлова. Воспользотавшиеь уме-
лой и быстрой работой сапер, № часть
стремительно ворвалась в оборону  про-
тивника и окружила его опорный пункт.
В заврязатщейся схватке был уничтожен
большой финский отряд. Не выдержав на-

Эвэрства отступающих. немцев
В послелнюю минуту перех бететвом!

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 5 июля. (По

телеграфу ст наш. корр.). Воннотварлейцы

двигались вперед. Боевое охранение и до-
зоры шли опушками лесоз, ложбинами и
балками.

Влрут ветер дон стрекот пулеметов и
автоматов. Конногварлейцы встретились с
немецким батальском, пытавшихся прегра-
дить им путь. Развернулиеь эскадроны
и с разных направлений рванулись в
лихую атаку. Конникя смяли; уничтожи-
ли немецкий батальон, на-лету ворвались
в деревню Хатюхоро. Они помчались 10
улицам, догоняя последних немцев, тво-
ривших расправу над жителями деревни.

— Врача, санитаров!-—крикнул эскад-
ронный, полезжая к дому, откуда неслись
вопли и стоны.

Там лежала в лужах крови целая
семья — отец, мать, пятилетняя . дочь
Люся. Их сразили осколви гранаты, бро-
ттенеюй в окно: убегавиииы немцем.

же немщы оказывали упорное сопротивле-
ние и часто переходили в контратаки. Но
всё же бои длились недолю. Удары на-
ступающих оказались настолько сильны-
ми, что ни одна контратака не спасла от
разгрома хотя бы часть немецких CHI.
Это было настоящее побовше. В. лесу 00-
наружено сейчас несколько тысяч трупов
гитлеровцев. Взяты’ во плен сотни враже-
ских солдат и офицеров.

В другом районе наши войска отреза+
ли группировку ‘немцев, которая. насчи-
тывала несколько тысяч солдат и офицеров.
После того, как она оказалась изелиро-
ванной, паши войска начали тромить’ ее
в нескольких сторон одновременно. Бон
H здесь носили ожесточенный `харажтер.
Ho, несмотря на упорное сопротивление
немпев, наступающие уничтожили значи-
тельную часть их группировки и сейчас
проолжают ез добивать.

Такие же бои шли_в последние дни и
на лругих. участках. восточнее Минска.

Сейчас наши войска атакуют последние
районы, где еще обореняются остатки
двух армейских и одного танкорого кор-
пуса немцев. Бои почти повсюду идут днем
и ночью. Многие вражеские подразделе:
ния слаются в плен, но часть немпов ока-
зывает яростное сопротивление. Они орга-
низуют оборону в лесах и создают опор-
ные пункты ‘в селах. Ломая <опротивле-
ние врага; наши войска  добивают его
ожруженные группы.

Подполковник П. МИЛОВАНОВ.

ДЕЙСТВУЮПТАЯ АРМИЯ, 5 июля

(По Tener gabyy i

цами автомашины.

В поисках путей отхода заметались не
только немецкие пехотинцы, но и при-
крывавшие их танкисты. Отходя ночью
из Радошковичей, два немецких танка
свернули < дороги’ и вышли к еврейскому
кладбищу. Здесь они наткнулись на ста-
ринные каменные надгробия и увязли

в них, как в надолбах.

Но и здесь давала себя знать °бан-
дитская ‘натура гитлеровцев. В  Радош-
ковичах немцы перед уходом сожгли

несколько кварталов. В слепом бешенетве
врывались они в квартиры, выгоняли
жителей на улицу и учиняли разгром —
били посуду, ломали мебель. Только стре-
мительное наступление Красной Армии
спасало жителей деревень, прилегающих
& Виленскому тракту, от полного разоре-
НИЯ. Pa ae

Радошковичей

Из немцы ^ отступили
по двум дорогам: 00  леам в сто-
pony Врасноо и ‘обхохным большакох
— на Молодечно ‘Но уйти He yaa--

лось ни но первой, ни по второй дороге.
Наши подвижные механизированные Ча-
сти к этому времени уже заняли Красное
и вели бои в Мололечно, перерезав таким
образом дороги на Вильно и Лиду. Гитале-
ровпы свернули с трахта и в поисках
спасения углубились в леса. Вчера наши
пехотинцы и артиллеристы в лесах. при-
летающих к Красному и Молодечно гро-
мили разрозненные группы отступающих
немцев.

По  Виленскому ° тракту, преслелуя
немцев, идут вперед наступающие части
Красной Армии. Взлымая пыль, лви-
жутся на северо-запад тяжелые танки.
тягачи тащат длинностволые  дальнобой-
ные пушки. мерно шагает пехота.

Подполковник П, PUMORAES:
3-& БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, ‚ ИЮЛЯ.
(По телеграфу).

тиска наших частей, противник вынуж-
ден был поспешно отступать, бросая тех-
нику и вооружение. В результате наши
бойцы прошли вперед еще 15 километров
и полностью преодолели межозерное де-
филе.

Не менее упорные бои происходили и!
на соседнем участке, где советские воины.
уничтожили до двух рот финнов, захватив
при этом целую артиллерийскую батарею,
17 пулеметов, 36 автомашин и много
других трофеев.

Особенко сильное сопротивление ока-
зывает противник на побережье Ладож-
ского озера. Здесь он цепляется за каж-
дый водный рубеж и за каждое” селение.
Вчера М часть смелым обходным › ManeB-
ром окружила крупный ‘опорный пункт
финнов, в котором оборонялся усиленный
батальон неприятеля. Пелый лень здесь
шли жаркие бои. Наконец, наши подраз-
деления предприняли решнтельную . ата-
ку и в итоге полностью уничтожили вра-
жеский: гарнизон, овладев важным в так-
тическом отношении населенным пувктом.
На поле боя злесь было подочитано не-
сколько сотен вражеских трупов, захва-
чены минометные и артиллерийские батз-
реи, пулеметы, оклады с боеприпасами.

Этот успех № чаети открыл наступаю-
шим дорогу на районный центр Сальмт,
который после упорного ‘боя также был
очищен от противника.

Подполноаник В. ЯКОВЛЕВ,

озлобленные немцы стали, истреблять на-
селение деревни, ходили от дома к дому,
бросали гранаты в окна, двери, подвалы,
положгли лома на окраине, и. yuaan е
с0б0й 15 девушек.

Кровавая трагелия разыгралась и близ.
села Плескачи. Немцы гнали’ здесь” п
большаку тысячи мирных жителей, когла
чаши бойцы уже приближалиеь к селу.
Видя, что увести своих невольников. не
удастся, немцы ©тали расстреливать без-
оружную толпу. Началась зверокая pac-
права над женщинами, стариками и деть-
ми. Наши бойцы спасли многих из них,
но немало убитых мирных людей осталось
на пыльном болышаке.

Всё село хоронило погибиих, и бойцы
Красной ‘Армии возложили Венок на’ мо-
тилу безвеетных жертв фашистского тер-
рора.

‚  хорошо известен своими дерзкими вылаз-

КРАСНА

‚ МАСТЕРСТВО, И ГЕРОЙСТВО
ОФИЦЕРА) КОЛЬЧЕНКО!

2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 5 июля
(По телеграфу’ от наш. корр.). № стрелко-
вая часть, стремительно развивая наступле-
ние, вырвалась вперед, подошла к водно-
му  рубежу и <‘хода форсировала” его ‘на
подручных средствах Бойцы немедленно
закрепились на’ захваченном плацдарме.
Этим временем ‘немцы ‘подтянули ‘резервы
и предприняли ряд контратак силами пе-
-XOTH при’ поддержке самоходных орудий,
стремясь любой ценой отбросить наши под-
разделения за’реку. Сонетские ‘бойцы, ус-
певшие ‘хороню окопаться, решительно и
храбро ‘отражали натиск врага. Офинер
Кольченко всё время находился на пере-
‚довом. наблюдательном пункте и. умело ру-
ководил отражением контратак противника..

Но. вот офиперу Кольченко доложили,
что боеприпасы подходят ›к ‘концу. Коль-
ченко знал; с часу на час ‘должны к реке
подойти наши. части, и плацдарм надо удер-
жать во что бы то ни стало. Немцы, на-
седали В этот критический момент Коль:
ченко принял смелое решение. Приказав
бойцам укрыться в окопах, он вызвал ар-
тнллерийский огонь на себя. И когда гит-
  леровцы вновь пошли в контратаку, расечи-
тывая, наконец, отвсевать“ллацдарм, на их
толовы обрушился шквал артиллерийского
огня. Потеряв убитыми много’ солдат и
офицеров, немцы в беспорядке отступили.
С нашей стороны. потерь не` было.

Вскоре подошли наши главные силы” и
стали переправляться. через реку.. Часть
офицера Кольченко, получив боепринасы,
тут? же возобновила набступлевие. За день
она, прошла сбоями более 20 километров,
нанеся противнику болыной урон в живой
силе и технике.

ВНЕЗАПНЫЙ УДАР

ПО ВРАГУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ° АРМИЯ, ИЮЛЯ.
{По телеграфу от наш. корр.). Группа
бойнов под комавдованием лейтенанта
Краснова, усиленная автоматчиками, дол-
жна была внезапным ударом выбить нем-
цев из населенного пункта и закрепиться:
в нем.

Первыми выдвинулись на наш. передний.
край саперы красноармейцы Козлов, Ефи-
мов, Казанцев и Дмитриев, за ними сле-
довали . автоматчики. Тшательно маски-
руясь в кювете шоссейвой дороги, по-пла-
стунски преодолев. болото, бойпы скрытно,
подползли к вражеской обороне.

До траншей врага оставалось 30. метров.
Здесь было тихо, лишь вдалеке изредка
строчил пулемет. Саперы быстро обезвре-
лили минное поле и earn проход в
спирали Бруно.

Лейтенант Краснов поднялся во весь
рост и бросился вперед. За ним с кри-
ками «ура» устремились все бойцы, ведя
на ходу сильный автоматный огонь и за-
брасывая гитлеровцев гранатами. Немцы,
застигнутые врасплох, в панике’ бежали.

Первая траншея была в наших руках.
Храсноармеен Хорошилов, захватив враже-
ский пулемет, ‘открыл из него меткий
эгень по убегающим. гитлеровнам, другие
бойцы . использовали трофейные автоматы.

воины заняли в 10 траншею противника
и продолжали’ дзигаться ‘ВНёрёд. Шаг 3a
шагом они очищали зражеское ЛОГОВО...
Выбив. : «гитлеровцев из населенного
пункта, ‘ваши бойцы прочно закрепились
на зонятом. рубеже. Они’ захватили два!
вражеских пулемета, автоматы, много бое-
припасов и другие трофеи.
к и шишков;

x ЗАХВАЧЕНО,
° ОДИННАДЦАТЬ

> „ЯЗЫКОВ“

1-й. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 5 июля.
(По телеграфу от наш. корр.). На фронте

ками в тыл ‘врага замечательный развед-
чик гвардии старший сержант Шакбазов.

Недавно группа. которой он командует, по-

лучила задание проникнуть в расположе-
ние врага. и доставить контрольного плен-
ного. Ночью разведчики отправились на
выполнение боевого задания. 7

Гвардии стариий сержант Шакбазов вел
группу по топким, болотистым местам, u¢-
рез. густые заросли. Вскоре разведчики
проникли в тыл противника. Шакбазов вы-
вел свою группу к высоте. на которой

метров. По сигналу своего командира они
забросали ручными гранатами траншеи
врага. Среди немцев поднялась паника.

Первым в расположение ‘врага ворвалея
гвардии старший сержант Шакбазов, за
ним разведчики братья Владимир. и Миха-
ил Шапиро. Вдруг перед собой Шакбазов
увидел пулеметное гнездо. Еще не успели
опомниться гитлеровцы, как в них была
брошена гразата. Строча из автомата, Шак-
базов. бросился в траншею. Четыре пере-
пуганных гитлеровца подняли руки. Пе-
редав пленных ‘бойцам, Шакбазов бросил-
ся на немецкого офицера, который пытал-
ся остановить своих бегущих солдат, и
застрелил его. Отважно действовали раз-
ведчики рядовой гвардеец Тарасюк и Са-
мойленко. Они уничтожили 9 немецких
солдат. Братья Владимир и Михаил Ша-
пиро скосили меткими пулями 8 гитлеров-
цев. Всего группа Шакбазова уничтожила
24 гитлеровца.

Наши разведчики без потерь вернулись
в свою часть и доставили 11 пленных.

В МИНСКЕ.
правительства, найденные и обезвреженные нашими саперами. 3.

Продолжая развивать Ублех, советские   меж!

[Howes ‘© коротких ‘дистанций и точно

i Эзтальонов И. полков
: резерв, ‚Ботерый вводили в дело в момен-

1 Горят жилые дома, подожженные немцами

я. ЗВЕЗДА.

Наступление в

А нашими войсками немецкие”
оборонительные рубежи в районе Витеб»
oka HF Орши выделяются силой своих
укреплений средн Tex рубежей, которые,
противник где-либо создавал на лесисто-
болотистых участках советско-германского
фронта. Взаимосвязь искусственных оборо»

пительных сооружений с естественными   положительно сказалось
боев; которые она недавно вела.

преградами, главным образом водными,
определяла основу обороны немцев в этих
районах. Через Витебск,

часть больше не Новторяла,

например, и *  продвижением сопровождающей

6 июля 1944 г., четверг. № 159 (5839).

в лесисто-болотистой местности

ИЗ. ОПЫ РА а
`В БЕЛОРУССИИ
<>

на результатах

занялись
артилле-

Ротные командиры серьезно

северу от него протекает Западнзя Двина.  рии, выделяя специальные команлы, ко-

Южная. окрашна торода примыкает к из-
гибам рек Западная Двина и
Таким образом враг имел возможность кох-
финировать укрепленные линии < водны-

MH рубежами, -что облегчало ey шие
очати еопротивления противника и тем

самым обеспечивали высокий теми
движения наступающих рот,
и полков в. глубине немецкой обороны.

круговой обороны города:

‚На. других участках немцы прикрыза-
лись многочисленными озерами и болотны-
ми -топями. Так, город Богупевск, располо-
женный в межозерье, они превратили в.
крупный узел обороны. `Болотные

районе Осинстроя. Характерно, что гитле-
ровцы, боясь. прорыва наших танковых

разведывали пути, лю которым могли
пройти танки, ‘и устраивали завалы, уси-
ливали естественные преграды противо-
танковыми рвами и минными полями.
Олнако первый же день июньских. боев
пот Витебском и Оршей показал, что pac-

сильна была немецкая оборона, .
могла протиростоять советской технике и
тактике прорыва.

Наступление на сильно укреплевну
оборону в лесисто-болотистой местности
требует особого тактического умения и’ вы-
сокой организованности действий, что и
проявили в полной мере наши войска,

Наступлению предшествовала веесторон-
HA подготовка. Пехотные офицеры вме
сте с танкистами и артиллеристами учие
лись прорывать укрепленные полосы на
всю тактическую. глубину, причем едичьзм
ударом, не задерживаясь в первой тран-
шее, а стремительно продвигаясь в глу-
бину. 00б0е внимание уделялось отработ-
ке построения боевых  порялков` рот,
батальонов как Ha Отрытой  , местности,
так и в лесных массивах и на болотистых
участках. Главное, чего ‘добивались  ко-
манлиры в данном случае, — это. неуга-
саютнее огневое сопровождение: атакующей
пехоты ее собственными и приданными
срелетвами.

Приведем один из вариантов построения
боэвого Порядка батальона во время на-
ступления. Стрелковые роты, развернутые
в линию, двигались на штурм немецких
укреплений цепями. Непосредственно в

меты и пушки, стрелявние прямой навод-
кой. Для Toro, чтобы они Могли
отань; строго выдерживались  инторвалы
{У стрелковыми потразлелениями. Ми-
еты также были максимально прибли-
АНЫ К. ‘Февым“ порялкам › нехоты. В мо-

. ‚в aTany Ha минометные. под-
разделения. возлагалась” задача точным
отнем ‘ромить первую траншею противни:
3, затем вторую и. третью, `Стреляли -MH-

алали в ‘земеткие ‘траришей. Мины рва-
tee: во вражеских ‘окопах. :
~Oxanrn наступающих ~ Supe npaxpu-

oak вать самоходными орудиями, слеловав-

ими за пехотой. Кроме того; ‘командиры
сохраняли. огневой

‘наибольшего. напряжения боя. и при
  офажении вражеских. контратак.

`Тесное взаимодействие в боевой работе
пехоты и артиллерии — одно из  усло-
вий, обеспечивших успех штурма. Оенова-
го оно было на слелующих принципах.
Командир артиллерийской батарен.. сопро-
вождавшей своим огнем стрелковую ‘роту,
получал цели, обнаруженные предвари-
тельной разведкой и. зафиксиоованные
наблюдением самого офицера-артиллериста.

Командиры стрелковых рот обязывалиек
всеми мерами обеспечивать продвижение
артиллерии, что в условиях лесисто-боло-
тистой местности приобретает особое зна-
чение. Отна из частей, действовавигих

находилось боевое охранение немцев. Bares
Плотно прижимаясь к земле, разведчики   ЮЖАее DUTOOCKA, имела В свое _ втемя
подползли к вражеским траншеям на 20 торький опыт в этом деле. Она осуще-

отвляла частную боевую задачу по захвату
одного рубежа. Наступление это не увен-
чалось достаточным успехом только пото-
му, что пехота в кульминациоенный wo-
мент боя внутри обороны  поотивника
осталась без артиллерии сопровождения.
Пушки, следовавитие за боевыми поряд-
ками стрелковых рот, застряли в заболо-
ченнох овлажке и не могли полавить
неприятельскую и Эту ошибку

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ‘АРМИЯ, 5 июля:
{От наш. корр.). В ‘боях за  освобождение
Белоруссии бойцы и офицеры проявляют
образцы замечательного мастерства и ини-
пративы. Гвардии’ старший сержант Приле-
ла во главе своего взвода‘ преследовал-от-
ступавший немецкий батальон. Выйдя Ha
дорогу, прохолящую параллельно по боль-
шаку, по которому двигались немцы, Прн-

торые
Тучеса.   через леса ‘и болота. Поэтому пушки не-
прерывно участвовали
прямой наводкой, Они разбивали упелев-

топи еще’ отличной
прикрывали фланг’ обороны противника: в НИЮ

товила по нескольку.
ли шинельные скатки Ha гоплавковые,
частей на каком-либо участке, тнательно сделанные
делялись
но было скрытно и быстро провести K
реке ‘артиллерию и танки и переправить
] их.

мя прорыва немецкой обороны? `Поеле чз- mae os,
четы противника на непристущность ег совой артиляерийской о подтотовки пехота] ограниченностью вадзюления в

обороны пелностью провалились. Как пи   поднялась в атаку и отновременно прор-
она не  Зала оборону противника в нескольких ме-

сетах.
войсками в
к   Пемецких дивизий было. ‘утеряно. Враже-
ские батальоны и полки стали в беепо-

ве тактическую” ‘глубину и войти в район

бобвых порядках пехоты двигались гуле-

при отступлении. 2. Мины замедленного: действия,

помотали перета скивать пушки

в 600, стреляя

после артиллерийской подготовки

про-
батальонов

Выгокие Темзы прорыва обеспечирались
позготовкой к форсирова-
водных рубежей. Каждая рота зато-
лодок. Бойцы емевие

из плащ-палаток. заранее: опре-
MAPUPYTH, по.   которым  мож-

Как же в ‘пелом протекали бои во вре-

`В первые’ же часы боя управление
большинстве оборонявшихея

рялке отходить, He имея подчас связи
между собой. Произошло это потому, что
наступающие обогнали в действиях 0бо-
раняющихгя. На отном участке боев к нз-
чалу штурма немецкие” войска\ находились
в первой, второй и третьей траншеях.
Четвертая и пятая были’ подготовлены Е
‘сбороне, но войсками не занимались. На-
ша’ пехота достигла ‘четвертой ‘и пятой
траншей прежде, чем бежавигие гитлеров-
цы ‘успели привести в порядок свои ‘pac-
строенные  подразделения. Наши пехотия-
цы» флантовыми ударами перерезали вра-
гу пути ‘по холам сообщения. На других
участках отход противнику отсекали ми-
нометчики и пулеметчики.

Пехота стремилась в <амый. в
срок прорвать немецкую оборону на всю

артиллерийских позиций. Насколько важ-
по ’это обстоятельство, можно судить по
некоторым боям, имевшим место, нескольке
месяцев назад. Однажды подразделения Х

вую траншею, затем во вторую. В ерав-
нительно короткий срок они продвинулись
на три четверти километра. Немцы удралй

уже деморализован, паступающая пехота,
продвигаясь впетед, не заботилась © связи
с артиллерией. Неожиданно на пятом ки-
лометре наступающие попали пот сильный
загралительный огонь немецкой артилле-
рии, а подавить ее не смогли.

Урок был учтен в июльских боях. Hamu
командиры поняли, на чем зиждется стой-
кость немецкой обороны. Гитлеровцы yx0-
лили из первых траншей под огневое при-
крытие своей артиллерии. Следовательно,
решающего успеха при прорыве немецкой
обороны: MOMHO добиться лишь в том слу-
чае, если будет выведена из строя ее ар-
тиллерия. Чтобы решить эту задачу, нуж-
но в высоком темпе прорывать вражескую
оборону и доб я непрерывното огневого.
сопровождения наступающей пехоты. В 09-
ях южнее Витебска наступающие стреми-
тельно выходили в район вражеской артил-

зерии. Они ликвитировали артиллерийские
наблюдательные пункты, вылвинутые про-
тивником вперед. Это- нарушало работу
немецких батарей. Затем подвергались раз-
грому и’ артиллерийские позиции.

Не более чем через чае наша пехота,
сопровождаемая артиллерией, уже углуби-
лась в немецкую оборону на четыре с
лишним километра. Еще через полчаса
она была в районе артиллерийских пози-
ций противника. Полхохы к огневым по-
зициям немецких батарей прикрывали
1зоты. Их громили орудня сопровожления.
Стрелковые подразделения тем временем
отрезали огневые позиции противника ¢
флантов. Минометы также выдвигались
вперел и шквальным огнем обрушивалис*
на вражеские батареи. Немцы стали бро-
сать орудия и разбегаться по лесам. С
потерей артиллерии противник уже на
мог оказать сильного огневого сопротивле-
ния на тыловых рубежах. Сульба немец.
кой укрепленной полосы была решена.

лепа со своими бойпами вскоре достиг на-
селенного пункта, к которому приближа-
лись гитлеровцы. Смелый маневр дал воз-
можность советским воинам неожиданно
обрушить огонь на врага. Вражеский ба-
тальон был разгромлен,

Другое наше подразделение преследова-
ло отряд немцев. Гвардии сержант Песко-
ватский, опередив гитлеровцев, притаился

*-

которыми.

Немецкое кладбище с тысячами могил в районе „Минска.

вятебеких и ‘оршанских

‘оборонительной тактики противника
сказывзаетея не только
что весъмалартиллерии, Ho HBO всей. нашей насту-

участке была нарушева.
вперед: по ‘лесам и’ болотам налии(  частя
угрожали не. только. флангу, 20 и тылу
немцев,
уже ‘не мотли ‘отираться на’ зтееные узлы
обороны и лишились . возможности  пред-
принимать флантовые контратаки. Пахо-
дивигим. резервам. врага прихотилось пред-
принимать только. лобовые
контратаки.

бине. обороны противника
организажия взаимодействия нехоты < аф-
тиллерней.

части, веля наступление, ворвались в пер-

‘  расположенные на флангах,

Успешный Прорыв немецкой обороны на
рубежах явился

прямым результатом . TOTO, -4TO . наши
комантиры ^`глубэко изучили я

в испол ьзований

пательной тактике.

Известно, что противник “mpemie всего
охраняет дороги: На отном участке дей-
ствий всё внимание врата было поглоще-
но тем, чтобы наши части не птрорвались
влоль минской автостралы. Но’ наши вой-
ска совершили глубокий прорыв на сосед-
нем лесисто-болотистом участке, что яви-
лось полой неожиданностью для ‘врага:
Таким образов в первый же день. боев
система. немецкой обороны Ha данном
Вылвинувшиеся

`оборонявших автостралу. Немпы

безуспошные

Большую трудность во время. боя. в глу-
представляла

Это об’яснялосв: прежде ме
‘Ho

даже ив этих условиях огневое сопро-

вождение наступающей пехоты не yraca-
20.

Артиллерию успешно  дублировала
пртурмовзя авиация. Она, наносила, удары
по. укреплекиям противника, возведенным
на тропах, полянах и опушках.

Штурмуя лесные опорные пункты: вта-
та, батальоны и роты стремились окру-
жить, изолифовать гитлеровцев; охватывая
их. с флантови. тыла, Батальон старшего
лейтенанта Конлратепко в ходе штурма
ликвихировал ‘олин опорный пункт против-
ника в лесу, Действовал юн Taki нафлан-
TH командир батальона. выдвинул: станко-

‘вые пулеметы, минометы и приданные

орудия. Сосредоточенным косоприцельным
огнем. он подавил гитлеровцев, нахохив-
щихся в траншее вдоль опушки леса.
Олна рота полнялась в атаку е фронта.
Бойцы наступали, ведя отонь © хода из
автоматов и винтовок. Тем временем дру-
гие роты обошли лесной массив и удари-
ли по немецкой обороне с тыла. Bexore
окруженный немецкий опорный пункт был
разгромлен.

Штурм витебского и оршанекого укреп-
ленных районов противника еще раз по-
казал, какое громадное значение приобре-
тает умение комантира использовать свой
отневые средства. Интересен в этом от-
ношении пример наступательного os,
‚проведенного батальоном” капитана Омель-

Вести  » глубь обороны. Считая, что противник   ченко..

‚ После артиллёрийской подготовки капи-
тан сосредоточил для подавления уцелев-
шей части траншен свои огневые ередст-
ва, `Артиллеристы выкатили орудия ля
стрельбы  прямой наволкой. .Пулеметчики,
тоже стали
обстреливать неразрушенный участок
траншей. Пехота тем временем начала
продвигаться вперед. Противник пытался
было вести огонь одновременно по пуле-
метам, пушкам и  наступавшей через
речку пехоте. Но на каждую вспышку
вражеской пулеметной очереди отвечали
артиллеристы. Они выволили  отневые
точки прогивника из строя. Через некото-
poe время отневая ‘мошь неразрушенного
участка траншей ослабла. Немцы попыта-
juch потбросмть сюда подкрепления. Ох-
нако им пришлось передвигаться по раз-
рушенным траншеям открыто. Враг лишь
понес большие потери от огня наших пу-
леметов. В конце концов гитлеровцы были
окончательно подавлены огнем и не смот-
ли оказать сопротивление пехоте, ворвав-
шейся в траншею.

Операция по прорыву зитебских и 0-
шаноких рубежей немецкой обороны была
проведена в строгом соответствии е пла-
ном, который был выработан заранее. Вне-
запность удара, образцовое взаимодействие
H высокие темпы обеспечили успешное вы-
полнение этого плана. Эти факторы опре-
делили успешные наступательные хейст-
вия наших войск и в последующие дни.
Высокие темпьр прорыва закономерно пе
реросли в» высокие темпы ‘преследования.
Обеокровяенный под Оршей и Вртебоком
противник не смог удержаться и на сле-

дующем волном укрепленном зубеже —

на Березине.
Подполковник Н. ПРОЯВЗЬЕВ.
3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.

ИНИЦИАТИВА НАСТУПАЮЩИХ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ

в засаде на изгибе шоссе. Когда  вемцы по-
дошли! вплотную к месту засады, храбрый
воин открыл огонь из автомата: Три нем-
па были убиты, остальные бросились к 60-
лоту. Но болото. было непроходимым. Сра-
зив еще одного гитлеровца, гвардеец Пе-
сковатский крикнул: «Хенде xox». Ll He
мецких автоматчиков сложили сружие 4H
сдались отважному советскому бойцу

гитлеровцы пытались взорвать Дом

Снимки нашего спец. фотокорь. А. Боровского.

eA