(Oe
yt
=

at
iis

HO:

me

Het

ду

` удары гаубиц слились В

‚ 8 июля 1944 г., суббота, № 161 (5841).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Вас. ГРОССМАН

Советская

i Le

День п час наступления рождаются в
золикей тайне. Но, конечно, тысячи ты-
сяч людей, вся Красная Армия, весь со-
ветский народ знали, что наступление бу-1
дет, и ждали его. Фротивник тоже томи-
тельно ждал нашего наступления,  гото-
внлел к нему, лихорадлочно велушиваясь
в заманивающую ‹стрельбу наших пушек,
вызывавших на ответный огонь немецкие
батарен, скрытые в лесах, рощах, высо-
кой зеленой ржи.

з, немцы ждали и готовились к на-
пему наступлению. Отборные  хивизии
фельдмаршала фон Буша ‘должны были
отразить атаку армии 1-го  Белорус-
ского фронта. Фон Буш лично,  неза-
долго до нашето наступления, ‹б’езжал
дивизии и полки, призывая к  стойко-
сти солдат. С солдат была взята под-
пиека, что они умрут, не не отступят
HE на шаг. Им об’явили, что отступив-
шие будут расстреляны, а семьи их В
Германии жестоко репрессированы.

Немецкая оборона на феке Друть ухо-

(От специального корреспондента
«Красной звезды»)
>

лоточенное в лесу, всем своим стальным
телом поползло к месту нового сосредоточе-
ния, готовясь войти в прорыв вражеской
обороны. Машины шли замаскированиые
срубленными ветвями и стволами молодых
березок и осин. Миллионы молодых зеле-
ных листочков трепетали в воздухе, мо-
лодые лица тамкистов глядели из люков.

Припьти минуты, когда грохот артилле-
рии, гул самолетов, рев танковых MOTO-
рюв слились в один потрясающий небо и
землю звук—и казалось, то поднялся Урал,
до которого собирались дойти захватчики,
поднялся и зашагал на запад, прогибая
землю и небо. И ничего так не хотелось,
как чудом перенести сюда в этот час ты-
сячи тысяч великих, скромных тружени-
ков, рабочих и инженеров, чьей бессонной
работой, чьими золотыми честными рука-
ми, чьим тяжелым потом созданы пуш-

В ки, танки, самолеты Красной Армии. Их
дила в глубину Ha многие километры. [не было здесь, они не могли быть здесь,

Шесть ЛИНИИ траншей, минные поля, про- HO пусть знают они, aT) в эти ДНИ не
волока, артиллерия всех калибров — 866] раз приходилось слышать от многих и мно-
age подготовлено. для ne ata гих тенералов, офицеров, красноармейцев-
кн. Немцы ждали удара. Офицер, захва-   пехотинщев слова великой блатодарности и
ченный нами в плен $8 › Несколько   великой любви, обращенные к нашим ра-
что единственной темой разговоров среди   крови. крови тех, кто шел вперед.
немецкого офицерства было предстоящее
наступление советских войск. Офицеры та- Ш.
дали о направлении русских ударов. В  ров а

орят — пехота царица полей. Вэти
обороне были подготовлены новинки. Так, ни пехота была а олНих ТОЛЬ-
вапример, в прехвидении нашей аРтил1е-  , полей, она парила в лесах, на болотах,
рийской подготовки немцы помимо мощных   „а реках. Ren poi mitee « cayenne ok
HO H OHa служит им всем. Велика сила

многонакатных блиндажей устроили. в
траншеях специальные купохы #3 ГофрИ-   ыы брови, огня, механизмов. Пушка
борется с пушкой, осколки снарядов рвут

рованного металла. Тажой металлический
колокол, сверху засыпанный песком, в“-   „оз о ны оном
ют проходы в минных полях. Страшная

держивает удар снаряда среднего калибра

крытиел я пулемета и пу-
ЕЕ ОЕ БЕ у это работа — в 30—50 метрах от тран-

леметчика на время артиллерийской под-
тотовки. Едва кончается огонь артилле-   Шей противника во время нашей артилле-
pa nysevertix fucka tinser es eben рийской подготовки ползком пробираться
oes вперед — обезвреживать мины, резать
проволоку. Здесь мы встретились со ста-

оружием по специальному лазу я ведет

; He пулеметы в некоторых тран-
gee: Teneo. Sah a рыми сталинградцами-гуртьевцами,  сапе-
рами майора  Рывкина — мастерами

шеях находились друг OT друга ва рас-
дела, в котором ошибиться можно лишь

стоянии 10—15 метров.
раз. Так же, как на заводе «Баррикады»,

В чем же тайна наступления, если всё
мы, и не только наши ba, но и враги

] узы, ползал перед брустверами пемецких око-
пов сухощавый старший сержант Ефим

наши ждали его?
Тайна наступлетия была в том, что нем-
цы не знали дня его и часа, ме знали   ЕФимович Дудников. В руках его-——пожни-
направления тлавного и вспомогательных   ЦЫ, шуш, ® брезонтовой сумочке гранаты,
 яров на боку пистолет лучшего сапера Сталин-
: ; I града легендарного Брысина, погибшего
Войска тенерала Горбатова начали ар-

несколько месяцев тому назад. Этот пи-

столет был передан Дудникову командо-
тиллерийскую подготовку в четыре Часа   занием дивизии. Проходы в минных полях
утра. Дул порывистый, холодный  Зетер   перед фронтом
рассвета. Возху язбы в пустой деревне,   толь тщательно, что за весь период про-
деревья, земля, не по-летнему низкие 0б- рыва вражеской обороны ни олян человек
лака казались серыми, словно Весь МИР   не подорвался на вражеской мине.
в этот расеветный час был очерчен скуч- Полковая
ными водянистыми чернилами. На деревь-  пушки, танки поддержки пехоты <опут-
ях, торопя приход солнца, кричали пТИ-   стновали стрелкам в0 всё время прорыва.
цы. Серый свет без солнца тревожил # Упорпое, бешеное сопротивление немцев,
пугал их. В это утро было две зари. Небо   хлившевся 30 часов, было сломлено, и к
Нд. западе осветилось мерцающим, сплош-  юлудню на второй день наши войска за-
ных и беспрерывным огнем, он спорил ©   уватили вее 6 линий немепких траншей.
огнем солнца, всходившим с востока. Свя-  Сильны моторы и броня танков, сохруши-
той огонь Отечественной войны! тельна сила артиллерийского огня; Сила

Тяжкие молоты артиллерии Главного   моторов и пулеметного огня помогла пе-
командозания, рев дивизионных  пушех,   хоте. И пехотинец, идущий в тоненькой
едяный по-   гимнастерочке по железные полям битвы,
трясающий землю звук. Облака, поглощая   щедро оплатил ту помощь, что оказали ему
В себя огонь, начали светиться, 10980 И при прорыве обороны врага. Он не остал-
в самом деле еще одно солнце взошло на  ся в долгу ни пере артиллерией, ни
небе. перед танками, ни перед салерами.

В грохот артиллерийской молотьбы в9-  Стрелковые полки, вырвавшиеь вперед,
рвался свистящий звук, словно огромный   не знали ии дня, ни ночи. Их бессонное
паровоз выпускал пары, и в 960 подня-   боевое лвижение, их страсть, их нена-
лись сотни огненных серпов и обтрие\   висть не дали врату закрепиться ни ва
свони воззились в немецкие траншен —

дейских минометов... Кошка, метя хвостом

ла самоходным пушкам скрытые в зарос-
пыль, бежала по пустой улице деревни,

лях «ферлинанды». У сапер не стало

она, видимо, пронзительно мяукала, но её   работы по разминированию дорог и строи-

не было слышно. Листва белорусских кле-   тельству мостов: столь стремительных был
нов, дубов, тополей трепетала. натиск пехоты, что немцы не успевали
Когда сторонний человек под’езжает К  взрывать и минировать. Сотни мостов,
умоталлургическому заводу, то грохот ра-  мостиков, гатей остались делы. Путь тан-
зумного труда кажется ему хаюсом, ревом! кам был открыт. Пехота шла полями, в
моря. В этом сегодняшнем грохоте вашей   болотах fo пояс, темным лесом, колючими
артРллерин непосвященному. человеку т0-   зарослями, появляясь там, где не ждали
хе могло почудиться бушевание стихии,   ее немцы.
xaoc. Но то был грохот труда войны, тру-  В чем же заключалась идея операции,
да столь же умного, слежного и большого,  © которой мы рассказываем? После проры-
Еак труд тысяч инженеров, горновых, ста-   ва немецкой обороны главный удар дол-
леваров, чертежников, прокатчиков, дис-  жен был быть нанесен на неожиданном
петчеров на металлургическом заводе. Сот-  для немцев натравлении. Танки, войдя в
ни и тысячи часов кропотливой, н&тря-   прорыв и устреиившись перпендикулярно
женной работы предшествовали этому буй- к Березине, в определенном пункте меня-
ному пиршеству артиллерийского  отня.  ли направление движения и, выйля север-
Кажлюе из многих сотен орудий било по  ней Бобружка в тыл немцам, должны
заранее раззеданной и засеченной пели.  были, остановившись, превратиться в
Огромный трул разведчиков, командиров  стальную наковальню, на которой очутится
полков и ливизпонов, летчиков, топогра- 5 немецких дивизий. Шо этой наковалыне
фов и штабных офицеров предшествовал   надлежало бить беспущадным мощным мо-
иквальному отню артиллерии. Он, этот ра-   лотом наступавшей пехоты и артиллерии.
зумный я кропотливый труд, направлял   Успех операции сулил немцам жестокий
движение и удары огневого вала, и каж-  котел, смертное окружение. Сосредоточе-
дая из наших пушек била по пушке, по  ние танковых и артиллерийских сил на
пулеусту врага. И всё же не весь огонь   направлении главного удара происходило в
противника был подавлен во время артил-  величайшей тайне. Огромные переброски
лерийской помотовки. Немцы отлично п0- боевой техники шли в течение нескольких
нимали значение рубежа своей обороны,   недель в темные ночные часы. Пятьдесят
сли дрались за него ©0 страшным упор- опытных офицеров руководили движением.
ством. г бешенством отчаяния, с яростью   Артиллерийские и танковые полки далеко
самоубийц. Они выползали из-под гофри-  40 рассвета бесследно исчезали в лесах
рованных листов металла, устанавливали   на берегу Друти. Немецкие разведчики
в полуразрушенных траншеях пулеметы,   констатировали изо дия в день одно и то
и орудия и пулеметы заговорили. В этой   же: «по дорогам обычное движение».
бятве немцы напрагали все свои силы, И вот к полудню на третий день после
достигли высшего потенциала своего 909-  начала наступления танки ХМ соединения
ронительного уморства. Это был бой без  вошли в прорыв. Они ринулись по дорогам,
всяких ©клдок на «эластичность». которые пехота ие дала немцам замини-
Тяжело было наступать дивизиям Ёрас- роваль, нереправлялись по мостам, которые
1эй Армин по болотистой пойме Друти на   пехота не дала немцам взорвать. В тече-
высоты, занятые немпами, нз тянущиеся   ние нескольких часов марш танков был
одна за другой траншеи... В середине дня   закончен — группировка ненцев, отсту-
в воздух поднялась наша авиация. Ни- павшая под ударами наших пехотных ди-
когда не приходилось видеть мине такого   визий на занад от Други, была эгрезана
количества самолетов. Огромный престор  у восточного берега Березины. Этой части
Heda стал влоуг тесен, как становится тес- 9-й  немецко-фашистекой армии He уда-
ной Красная площадь в дни майского лось вырваться к Березине, как вырва-
празлника. Небо гудело — мерно рокота-   лась к ней некогда армия Наполеона,
ли пикирующие бомбардировщики, жест- Возмездие настигло немцев He на перепра-
KUM, железными голосами рокотали штур-  Ве, а на восточном берегу реки. Березипе
мовики, пронзительно завывали моторы  стныне суждено на века ужасать всех
истребителей. Луга и поля станови- помыесливших © вторжении в Россию. Бе-
лись пятнистыми от быстрых теней сотея   резина 1944 года стала рядом с Берези-
самолетов, летевших между землей и солн- Ной 1812-го.
цем. За линией фронта поднялась высо- IV.
кая черчая стена: дым казался тяжелым   Мне удалось видеть, как были сцемен-
и черным, ЕЗЕ земля. а земля легко шла   тированы стены бобруйского котла и как,
в небо. превращенная в лым. И в 910 Ррс- вели ухбжно так выразиться, действовали
ия новый тяжинй звук вошел в оркестр   пожом и чеопакох наши подразделения
fats. Танковое сеединение, тайно сосре- внутри самого котла. Нож рассекал связь

ухали разрывы немецких снарядов. Гене-

доски стола. Протирая платочком пенсне,

вые пушки, стрелковые батальоны, артил-
лерийские батареи
дорогах, мостах — всюду; где могли быть
попытки прорыва немцев из. окружения.

днвизии были сделаны

артиллерия и ‹амоходные

1 одном ‘из рубежей. Ни на Добысне, ни на
то начали свою работу дивизионы твар-  реке Оле, ни на Вири. Пехота указыва-

сила

и взаимодействие немецких армейских кор-
пусов с дивизиями, дивизий с полками,
полков с ротами. Нож уничтожал Tex, RTO
не складывал оружия. Черпак щедро вы-
черпывал пленных. Генерал Урбанович
сидел в немецком солдатском блиндаже на
опушке соснового леса. Солом& на нарах
еще сохранила отпечатки тел немцев, ле-
жавших здесь несколько часов назад. На
земляном полу валялись журналы, пух-
лые книги немецких романистов. Тради-
ционный в очерках телефонист упорно.
твердил:

— Резеда, слушай меня, Резеда, Резе-
да, Резеда. Я — Мак, я — Мак!

«Виллисы»  стремглав, как по шоссе,
мчались меж сосновых стволов, останав-
ливались у входа в блиндаж. Потные от
жары и радостного возбуждения команди-
ры-артиллеристы, пехотинцы, офицеры
связи докладывали генералу обстановку.
В воздухе стоял грохот Hallux пушек,

рал Урбанович, худощавый человек < на-
чинающей лысеть головой, сидел за кар-
той, положенной на сосмовые, нетесанные

он склонялся над картой и, водя по ней
карандашом, отдавал приказания  окру-
жавшим его офицерам. Танки, самоход-

размещались им на

Спокойные движения, профессорски нето-
ропливая речь Урбановича были противо-
положньы возбуждению окружавших его
людей. Он спрашивал:

— Вам понятно? Запишите. Теперь по-
вторите. Повторите еще раз. Так. Можете
иТтИ.

Олна за другой перерезались дороги от-
хода немцев. Стены котла становились
всё плотней и непроницаемей, и, наконец,
немцы поняли постигшую их катастрофу.
Несколько раз немцы в первые часы’
окружения, когда управление армейского
корпуса-и дивизий ие было окончательно
нарушено, пытались; собрав танковый и
артиллерийский кулак, прорваться на се-
веро-запад. Огромной креви стоили им эти
попытки. И тищетными оказались они.
Тогда немецкое командование предложило
войскам вырваться из окружения отряха-
ми, применяя тактякуи обмана. Педняв од-
ну руку и держа в другой оружие, фаши-
сеты об’являли о сдаче, а затем, подойля
на близкое расстояние, бресались в атаку.
И вновь огромной кровью заплатили фа-
шисты за это веролометво. Июнь 1944-го
это не июнь 1941-го. Страшно выгляде-
ли белорусские леса в эти дни. Были ме-
ста в этих лесах, где Ke стало видно
земли под телами фашистов.

Наступил третий период ликвидации
котла. Немцы потеряли артиллерию. Тыся-
чи огромных откормленных артиллерий-
ских лошадей бродили срели сосен и в
высокой зеленой ржи. Штабели снарядов
одиноко стояли под деревьями. Брошенные
пушки смотрели на восток, на запах, на
север и на юг: в последние Часы артил-
лерясты-немпы ждали Hat со всех четы-
рех сторон:

Рассыпалиеь вражеские дивизии, полке
и роты. В котле начал работать наш чер-
пак. Пыль поднялась высоко в небо — тб
зашатали на восток тысячи немецких са-
пог. По десяткам белорусских дорог зады-
мились желтые столбы пыли, шли немец-
кие пленники — солдаты и офицеры. Лица
их были черны от грязи, мундиры оборва-
ны, головы опущены, глаза смотрели в
землю.

Каких только диковинных немцев He
пришлось повидать нам за эти часы, кот-

ла. Командира полка с-семью орденами,
убийцу с небесно-голубыми глазами и po-
зовыми губками жеманной девицы, в

страшных фотографий. На одной из них
изображен повешенный партизан и женщи-
на, обнимающая его мертвые ноги. «0,
э10 было в Польше», — сказал вам немец.
как будто равбой в Польше не наказуем.
«Но почему же на дощечке возле тела
казненного сделана русская подпись: «Ме-
pa наказания партизану!». «0, это ни-
чего не значит, это былв Ha гра-
нице России и Польши», — отзетил
убийца. Из глубины котла были вычерпа-
ны также интенданты, сельскохозяйствен-
ные офицеры, фашистские  чиповники,
дипломированные каратели. Немцев «выче-
сывали» из лесов, из рощ, из оврагов, из
ржи, из болот по одиночке, десятками,
сотнячи, огромными толпами.

(то часов нашего наступления понадо-
билось, чтобы довести отборные, звоевав-
шие три года ма Восточном фронте диви-
зии немцев, офицеров, расцвеченных мно-
жеством ленточек фашистских орденов, и
солдат до состояния потрясения и мараз-

ратить хоропю организованную, глубоко
закопавшуюся в землю, снабженную мош-
ной артиллерией и танками, бешено co-
противлявтгуюся немецко-фаттистекхую
группировку в огромную толпу, шагаю-
щую в желтых облаках пыли под конвоем
десятков наших автоматчиков. Bcé это
свидетельствует 00 огромном, решающем
превосходстве Красной Армии, советской
силы над титлеровскими войсками.

у,

Через три дня мы вернулись в штаб
генерала Горбатова, встретили людей, с
которыми в серый холодный рассвет слу-
шали артиллерийскую нодготовку, видели
плавный могучий ход нашей авиации,
слушали рокот наших ‘танков, сосрело-
точивавшихея для ввода в прорыв. Не-
ужели прошло только три дня © того ча-
са, ‘когда пехота пошла по пойме Друти в
атаку на немецкие траншеи?

Начальник штаба, ближайший по-
мощник Горбатова, сидит за своим
столом, ero большая курчавая  голо-

ва склонИлась над картой. Седеющий, вы-
сокий человек, генерал Горбатов обратился
к войскам © поздравлением, с призывом
после славных побех еще  сильпее бить
врага. Войска движутся вперед, далекий
путь лежит перед ними, велика ждущая
их слава. Успеха и счастья, товарищи!
1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОПТ.

(По телеграфу).

одержал несколько воздушных побед, и за-

ставал от него и продолжал вести огонь.

да черпак выбирал их из бобруйского кот-

бумажнике которого мы ‘увидели серии

ма. Ото часов понадобилось, чтобы прев-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Поле-
вой ремонт танков в части инженер-
майора И. Ремизова.

Снимок нашего фотокорр.
М. Пригожина.

ТАРАН ВРАВЕСКОГО
САМОЛЕТА

Старший лейтенант Поляков славился
как искусный, бесстрашный летчик. Он

коном его было — не выпускать врага жи-

BbIM, BO что бы то ни стало добиться
победы.

В этот раз летчик Поляков встретился
< врагом на большой высоте. Стрелка
альтиметра показывала восемь тысяч мет-
ров. Дышать на такой высоте было нелег-
ко, кислородная маска стесняла движения.
Экипаж немецкого разведчика старался
уйти эт нашего истребителя. Но Поляков
настойчиво преследовал противника. За-
вязался ожесточенный бой. Разведчик
искусно маневрировал, но Поляков не от-

Но вот у Полякова иссякли боеприпасы.
Создалась опасность, что «Юнкерс» уйдет.
Старший лейтенант решил итти на та-
ран. Выйдя вперед немецкого разведчика,
офицер Поляков развернулся и на боль-
шой скорости направил свой истребитель
прямо на вражескую машину. Самолеты
столкнулись. «Ю-88» разлетелся на куски.
‚Экипаж ‘уничтоженного Поляковым фа-
шистского самолета, как оказалось, состоял
из четырех «асов» немецкой разведыва-
тельной авиации дальнего действия.

Герой Советского Союза гвардии
подполковник В. БАЩКИРОВ.

ВОССТАНОВИТЕЛИ
® ТРОФЕЙНЫХ МАШИН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 июля.
(По телеграфу от наш. корр.). Автобаталь-
он, которым командует капитан Якушин,
прославился умелым восстановлением тро-
фейных машин. Здесь можно встретить ав-
томашины самых различных марок, трофей-
ные тягачи, вездеходы, мотоциклы. Они
доставлялись в автобатальон разбитыми,
почти. негодными. Их быстро привели в по-
рядок. ‹

Весь день роща, где разместилось хо-
зяйство батальона, оглашается рокотом мо-
торов ‘и станков. Здесь есть свои поход-
ные цехи; литейный, электросварочный, то-
карный, кузнечный, ремонтный, сборочный.
В автобатальоне возвращаются к жизни ма-
шины любой марки, здесь ¢ успехом про-
изводят ремонт, начиная от текущего и
кончая капитальным.

В автобатальоне есть свои мастера по
восстановлению т йных машин. Среди
них: старшина евочкин — специалист
по ремонту электрооборудования, механик
Дорош — специалист по ремонту моторов,
сержант Белошапка — лучший мастер по
кузнечным работам.

Трофейные машины широко используют-
ся для перевозок всех военных грузов.

`° ЖУРНАЛ «КРАСНОАРМЕЕЦ»
№ 11

Вышел из печати № 1! ‘литературно-
художественного журнала ГлавПУРККА
«Красноармеец». В номере напечатаны
статьи: С. А. МЛозовского «Итоги. и
перспективы», Е. Тарле «Воинские зна-
мена», В. Вересаева «Александр Cep-
геевич Пушкин»; отрывок из 3-H ча-
сти романа Алексея Толстого «Петр 1# —
«Весной 1704 — года»; рассказы: Вл.
Бахметьева «Радость» и Нины Емельяно-
вой «Во весь рост»; очерк Вл. Якубови-
ча «Индия»; поэма А. Барто «Никита», сти-
хи: Б. Карпенко «Мальчик», Андрея Ма-
лышко «Солдатская баллада», Ивана Мол-
чанова «Письмо»; ‘продолжение повести
Л. Шейнина «Лицом к лицу» и сатириче-
ское обозрение худ. Ю. Ганфа «Три года
«блиц-крига».

ОРУ

К югу от Ленинграда, y Пулковких
высот, безлунной весенней ночью  про-
изошло событие, которое вепелошилю нем-
цев на облеирном участке фронта. Время
было за полночь. Большие и яркие снопы
отня неожиданно взметнулись над Пулко-
вом. Гул тяжелых орудий заглушил собой

всё. Это затоворила дальнобойная батарея

старшего лейтенанта Владимира Амеличе-
ва. Эта батарея недавно была выдвимута
скрытно вперед и установлена едва ли не
У самого переднего края. Теперь ona
наносила свой первый внезапный ухар по
далекому, никогда еще не обстреливаемому
Гатчинскому аэродрому, по железнодорож-
ному узлу и штабу немецких войск. Ap-
тиллерийский самолет-корректировщик
«висел» рею ночь над Гатчиной и  на-
правлял в цель огонь батареи.

Начиная с этой мочи, немецкие тылы
лиитились сна и покоя. Дерзкая батарея
тромила станции, аэродромы, склады и
штабы, удаленные от линии фронта на
несколько десятков километров.

(С тех пор минул год. Олно. из орудий
героической батареи офицера Владимира
Амеличева стоит теперь в общирном зале
выставки «Героическая оборона Ленин-
града». Здесь собрано оружие многих: со-
ветских воинов, покрывших себя бессмерт-
ной славой в боях с немецко-фашистскими
захватчиками.

Против амеличевской пушки стоит ма-
ленький танк 1-60. На этой быстроходной
и верткой, как вьюн, машине Герой Co-

i wy = 8 чт бу

ми достоинствами,

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА РУССКОЙ АРМИИ.

(К 235-летию Полтавской битвы)

235 лет тому назад — 27 июня (8
июля) 1709 г. на поле под Полтавой рус-

ская армия под предводительством Петра

Великого одержала историческую победу
над главными силами шведской армии
Карла ХП. С этого времени название
«Полтава» стало символом торжества: рус-
ского оружия над врагом, пытавшимся по-
корить великий русский народ.

В начале войны со Швецией (1700—
1721 г.) русская армия, уступавшая про-
тивнику в организации и подготовке, по-
несла тяжелое ‘поражение под стенами
Нарвы. Это был суровый, но полезный
урок, которым Петр, как выдающийся
полководец, не замедлил воспользоваться
для полного преобразования русской во-
епной системы на нове лучших лости-
жений западно-европейского военного ис-
кусства и собственного опыта. В короткое
время русская ‘армия стала регулярной,
единообразно вооруженной, хорошо подго-
товленной, дисциплинированной и зака-
лившейся в боевой школе войны.

Первые же встречи с русскими войска-
ми, задерживавиими противник» после
его вторжения зимой 1707—1708 гг. в
Россию и по принятому Петром плану от-
ходившими в глубь страны, показали, как
мало Карл знал Россию —— нарол, стра-
ну и е6 вооруженные средства. Здесь, на
востоке Европы, ‘он виервые столкнулся с
новым фактором войны — с народной
борыбой. Шведская армия всё дальше
и дальше отходила от своих 6a3; путь
ве был устлан трупами людей и ло-
шадей. В России шведы: не нашли ни
давно жданного отдыха, ни хлеба, ни
фуража. Петр с поразительным искусством
использовал все возможности, чтобы  измо-
тать и обессилить врата. Но конечной
целью операции он ставил уничтожение
противника в`«тенеральной баталии», к
которой усиленно готовился.

Не достигнув Смоленска и почувствовав,
‘что зашел в тупик, Карл в начале сен-
тября 1708 г. резко повернул из юг. Од-

бородной украинской земле не оправда-
лась, как не оправдались обещания гет-
мана Ивана Мазепы, изменившего своему
наролу и России, поднять Украину про-
тив Петра. Украинский народ остался
верен исторически скрепленному братско-
му союзу с русским народом и встретил
INBeIOB, как своих вратов. Петр, зорко
следивший за растянутыми  шведскихи
коммуникациями, перехватил около р. Сож
зорпус генерала Левенгаупта, направляв-
шийся из Прибалтики на соединение с
королем. В ожесточенном бою 28 сентяб-
ря 1708 г. около дер. Лесной Левенгахит
был наголову разбит. Одержанная русски-
ми войсками победа имела двойное зна-
чение: она лишила шведскую армию бое-
вых припасов, в которых сильно нуждался
Карл, и, что было не менее важно, —
доказала готовность русской армии к «re-
неральной баталии». Цетр назвал это сра-
жение «пробой солдатской», которая «лю-
дей доБольно ободрила», и при эгом отме-
тил, что победа была олержана нал чис-
ленно ‘превосходящим ‘ противником
(12.000 русских против 16.000 шведов).
По <воему значению сражение при Лес-
ной, по словам Петра, явилось «матерью
Полтавской баталии» (оно произошло ров:
но за девять месяцев до Полтавской бит-
вЫ).

Бесполезно потеряв всю зиму, отличав-
шуюся в этом году необычайными моро-
зами, Варл в начале апреля 1709 г. оса-
дил небольшой украинский городок Полта-
ву, имевший важное стратегическое значе-
ние. Карл не сомневался в том, что он

небольшим гарнизоном (около 4.000 чел.)
п даже не имевшей постоянных укренле-
ний. Но доблестные защитники Полтавы
вместе с жителями отбивали приступ 38
приступом и наносили. тяжелые потери
шведам.

Цетр, внимательно следивший за со-
стоянием шведской армии, пришел в на-
чале мая Е решению, что давно жланный
момент «генеральной баталии» прибли-
зился. 20 июня главные силы руеской
армии перешли на правый берег Вореклы
ий заняли укрепленный лагерь в Б км. от
города.

За два дня до сражения. Петр прика-
зал построить понерек  прогалины между
двумя лесами 6 редутов, проход между ко-
торыми находился под перекрестным ру-
жейным ‘огнем. Система редутов (семкну-

женерното оборудования поля сражения
была впервые применена Петром.

Позиция, занятая русской ариней под
Полтавой, обладала большими тактически-
Петр, зная характер

ЖИЕ

ветского Союза лейтенант Дмитрий Осатюк,
январским утром 1943 года одним из пер-
вых пербсек в районе села Марьина шШи-
рокую Неву. Вскарабкавшись на крутой
левый берег, танк-малютка пошел © не-
хотой через немецкие линии обороны иа-
встречу войскам Волховского фронта, В
разгар боя ночью он встретился с немец-
кими средними танками.

«Малютка» начала вылелывать на сне-
TY самые причудливые и замысловатые
«па»: Она ловко увертывалась от вемеп-
кого танка, который мог пропгить ее на-
сквозь своим огнем или раздавить, и в
то же время заманивала немца поближе к
опушке лужа. У самых деревьев Т-60 сде-
лал крутой поворот под прямым углом ип
метнулся в сторону. Пека немец медленно
поворачивался, он получил в бортовую
броню два смаряда, посланных спрятанной
в лесу противотанковой пушкой.

Затем юркий ташк Дмитрия
вылетел на пригорок в ту пору, . когда
немпы уже готовы были навалиться на
нашу авангардную роту. Пушко и пуле-
мет танка скоро раскалились от огня.
Пятьсот немецких трупов насчитали потом
на этом клочке наши пехотинцет.

Самолеты лучигих воздушных бойцов
занимают на выставке почетное место.
Истребитель © бортовым номером 33 при-
влекает 0с0бое внимание ленинградцев.
Знаменитый русский ас, дважды Герой
Советского Союза гвардии подполковник

Осатюка.

нако надежда на спокойный отдых низ хле-

легко овладеет Полтавой, оборонявшейся

тых полевых укреплений) с пелью ин-

противника, мог с уверенностью ожидать,
что Карл поспенгит его атаковать, так как
в случае руссвого наступления шведы
цедвергались опасности одновременного
удара со стороны Полтавы и co стороны
главных снл ‘русской армии. Но, чтобы
подойти ‘к русскому укрепленному лаге-
рю по единственной дороге в узком лес-
ном дефиле, шведам необходимо было
или взять редуты, или прорваться в про-
межутки между ними. Не ограничиваясь
пассивной обороной этой передовой пози-
ции, занятой двумя  батальонами нехо-
ты, Петр выхвинул к редутам вею имев-
шуюся у него кавалерию в составе 17
полков под. командованием Меншикова.
Таким образом, по замыслу Петра в про-
галине между лесами должен был разыг-
раться встречный бой, целями которого
были: выигрыш времени, необходимого для
занятия главными силами боевого поло-
жения, расстройство противника и, при
последующем отходе конницы,  подве-
дение его под фланговый артиллерийский
огонь из укрепленного лагеря. После это-
ro Петр намеревался атаковать шведскую
армию на равнине, окружить и уничто-
Жить 6.

Тактический нлан Петра отличается по-
разительной ясностью и глубиной замыс-
ла. Он был основан на детальном изуче-
нии местности, прекрасном знании про-
тивника и возможности в наилучших ус-
ловиях использовать наступательную энер-
гию русских войск. Благедаря устройству
передовой позиции инициатива даже при
наступлении ттведов перехолила к русеко-
му командованию.

Накануне сражения Петр лично об’ехал
зойска, беседовал с офицерами и солда-
тами, об’яснял значение предстоящей
битвы и тяжелые последствия в случае
поражения, так как «король, — товорил
Петр, — намеревается государство Рос-
сийское разделить на малые княжества».
Он предложил тех, кто в бою уступит
свое ‘место неприятелю; считать за «нече-
стных» людей, не принимать в свою ком-
панию, а жевщинам — гнушаться брака
© НИМИ. 7

Перед рассветом 27 июня ($ июля)
шведская армия начала наступление на
русских. Карл отдал войскам  рас-
поряжение прорваться между  редутами.
Находившаяся в укрепленном лагере рус-
ская артиллерия отлрыла им во флаяг
губительный огонь, который благодаря
неожиданности вызвал полное смятение в
рядах противника.

Инициатива на mote боя полростью
перешла к Петру. Русская армия была
выведена из укрепленного лагеря и по“
строена в боевой порядок. Желание сол-
лат и офицеров участвовать в сражения
было так велико, что оставленные для
охраны лагеря умоляли Петра вспомнить,
«Коликие труды и тяготы (они) несли,
ожилая сего дня», и поэтому просили раз-
решить им стать в боевую линию.

Решившись = атаковать противника,
Петр еще раз об’ехал войска. При этом,
возбужлая патриотические чувства, он
обратился к HEM < известными словами
своего приказа: «Воины! Вот пришел
час, который решит судьбу отечества...».

Русская пехота штыками проклалывала
дорогу вперед. Конница под начальством
Меншикова яростно рубилась со птвед-
ской кавалерией на левом фланге. «Хотя
й зело жестоко по отне оба войска
бились, — писал Петр, — однако % то.
всё далее двух часов не продолжалось,
ибо. непобедимые 10спода шведы скорз
хребет показали».

Шведская армия была совершенно раз-
громлена. На поле боя осталось 9.234
шведских солдата и офицера, тогла как
наши потери составили 1.345 чел, уби-
тыми и 3.290 ранеными. Часть шведской
армии ¢ фельдмаршалом  Рейншильдом
сдалась в плен; часть войск с Карлом
бежала к переправе через Днепр у Пере-
волочны. Через несколько дней эти дстат-
ви разбитой шведской армий положили
оружие перед подоспевшей кавалерией
Менпгикова. Только Карлу примерно ©
двумя тысячами человек удалось  пере-
правиться через Днепр и скрыткя 3a
турецкой границей — это всё, что оста-
Лось от ‘«непобедимой» армии швелского
короля, мечтавшего покорить Россию.

В Полтавском сражении русская армия
выдержала боевой экзамен перед всем ми-
ром. В нем она проявила вылающиеся ка-
чества сильного, зрелого и мужественного
организма. В истории военного искусства
Полтавская битва является классическим
примерюм — оборонительно-наступательного
сражения, завершившегося уничтожением
армии противника.

Проф. К. БАЗИЛЕВИЧ,

ГЕРОЕВ

этой машине 56 вездушных боев, во BDe-
мя которых он сбил 23 немепклх само
лета лично и 7 — в группе с товарища-
Ma.

Его сосед — штурмовик «Ильюшин-2»
№ 14. Первый раз он взмыл в небо ле-
Том 1941 года. Последний же свой вылет
самолет совершил в феврале этого года.
233 раза появлялся «Ильюшин» нал го-
ловами немцев, низвергая на них огонь и
смерть. ^

Вот стоит «Лавочкин-5». Ha stom
истребителе летал знаменитый ас Балти-
ки Герой Советского Союза гвардии капи-
тан Георгий Костызев. Первым немецкий
самолет юн сбил в июле 1941 года. Те-
перь на боевом счету героя 42 немецких
машины, сбитых лично и в групповых
боях.

Привлекает внимание зенитное орудие
младшего сержанта, ныне офицера Ranw-
бы, из которого в первые сутки войны на
подступах Ленинграда был сбит первый
немецкий самолет-бомбардировщик. На дру-
гом конце зала стоит ииномет виртуозов
минометной стрельбы  братьев-патриотов
Шумовых и много других интересных
экспонатов.

Тысячи людей побывали на выставке
«Героическая оборона Ленинграда». С
благоговением смотрят ленинградцы на эти
боевые реликвии и. уходят отсюда, почер-
пнув новые силы для борьбы и тула.

Майор Н. ШИТОВ.

Петр Афанасьевич Покрышев пред Ез’ ЛЕИДИТРАД.

¥ *

ке.