А, Ч, „>: о

13 июля 1944 г., четверг. №.

Артиллерийское наблюдение л
В ЛеСИСТО-бОлОтистой местности”.

При организации наземного наблюде- их заключалось в устройстве площалоЕ
ния характер местности играет сущест-  для наблюдения, рассчитанных ва двух
венную роль. Он диктует тот или. иной   разведчиков, и погечных лестний. ° Дая
вих разведки, ту нли иную ее структуру.   защиты бойнов от осколков и пуль стен
В частности,  лесисто-болотистая мест-  ки площадки обклазывалиеь мешками с
ность, весьма специфичная,
разведывательных органов артиллерии   обстрелнвал пункт H становилось невоз-
чрезвычайно большого внимания. сноров-  можно наблюдать, развелчики спускались
кн,  изобретательности,  настойчивости.  на землю и укрывались: в узких - ше-
Особенно это сказываетел в наступатель- лях с перекрытием. Лля быстрого’ енус-
ном бою, когла артиллерия лозжна сопро- ка имелиеь глалко обтесанные столбы.
вождать пехету на всю тлубину обороны   прикрепленные к площазке. Чтобы умень-
противника как огнем, так п  колесами.  шить шатание деревьев, особенно верху-
Мы коснемся здесь основных вопросов.   ней, ставилиеь упоры,
связанных © наземным наблюдением €/ Иногла наблюдательный пункт оборудо-
лесах и болотах. валея на двух рядом стоянтих ‘леревьях.

Прежде всего надо сказать о выборе   которые скреплялись балкой. Потёмные
и оборудования места для артиллеряйско- лестницы имели промежуточные площад-
го наблюдательного пункта. В ботышинстве  ки лля отлыха набтютателей п размеще-
случаев эти пункты приходится разме-! ния телефонистов. Примерно чак же ofo-
щать на деревьях или же на специально   рудовались и специальные вышки. Они
построенных вышках. Главная трудность! были более устойчивыми, чем пункты,
— найти такую точку в лесу, с которой   оборулованные на деревьях. что вполне
просматривалось бы нужное направление.   оправдывало затраченный трух.
Ha это уходит немало времени. От офи-  В лесу далеко не всегла найдешь до-
перов разведки и бойцов-развелчиков тре-  статочно точек, с которых можно было
Фуется отличное орнентирование, Умение  бы наблюдать. Это Поивотит к `скучен-
хорошо читать карту и сличать €8 © постн наблюдателей. Иногла пучкты мно-
местностью. Бели карта устарела ИЛИ ОНа  гит частей бывают расположены в рез-
мелкого масштаба, нужно в лерзую 0че-  хо ограниченном районе. Поэтому требует-
Тель оорашать внимание на лесные про-  ся строгая хисциплина работы на наблю-
секи, канавы. основные дороги, ПУНЕТЫ  уательных плошалках. максимальная мае-
тосударственной тригонометрической сети.   кировка пунктов с воздуха и от назежного
Этя об’скты почти всегда и ‘веюду по- наблюдения противника, хопотю соганизо-

стоянны. Исключительно важно умение ванная комендантская служба. Пелесооб-
пользоваться комнасом. Правильно ориен- разно назначать одного коменданта для

тироваться в лесу —— значит УскорИТЬ  веех наблютательных пунктов на терон-

изхожденне нужной точки. _ торли в 1.000 метров по Флонту и 600—
Практика боев в леснето-болотистой 300 мРтрев в глубину. Счелу развелан-

местности, натрямер, на Карельском пе-  кор_наблютателей елетхет
решейке, показала, что противиик Строит   как смену’ часовых, ‘не лаиуокая Нант
свою сФорону чаше всего по оПУШКам  око хождения. Зеулянки лля лютей це-
теса (тлавным образом у лорог) и тлубо- лесообразнее отнести на 100—200 чет-
Ro эшелонирует ее. Чтобы обеспечить ров в сторону от пупкта, чтобы не ле
пролвижение пехоты, артиллеристы  л0л-  заскировать ero. Обязательна охрана
RED видеть не только одни передние   зосто этого района от`возможного напале-
траншея и отневые точки неприятеля, н6  нид вражеских автоматчиков.
также и глубину его обороны. Между тем Организовать сопряженное паблюление
лесистая местность сильно сокращает 96-  в условиях лесисто-болотистой местности
зор. Бак выйти из положения? Приведем очень трудно, а иногда попросту невоз-
поучительный пример. „  можно. Мы старались, однако, использо-
На участке фронта, где действовало Ni вать все средства и возможности. чтобы
артиллерийское соединение, перелний Край   ицеть сопряженное наблюдение. Постами.
обороны противника проходил по мелкому   елетими его, являлись обычно’ наблю-
кустарниву в 100—200 метрах or опУШ-   хатедьные пункты батарей или дивизи-

ки леса, обращенной в сторону протиВ- снов, оборудованные на построенных
ника. Боевое охранение находилось В  вышках. Стереотрубы имели общий opa-
лесу. Наблюлать первые линия

я HHH траншей, снтир в расположении противника или
вражеской обороны нельзя было даже ©   позали постов. Показ ориентира обоим

самых высоких деревьев. Глубина %6 поблюлателям производил один офицер.
также не просматривалась. В этом случае   Посты сопряженного наблюдения и ори.
тчавную роль сыграли наши передовые, ентиры привязывались в единой‘ системе
боковые, & особенно позвижные наблюда-  координат. Чтобы получить более точные
тельные посты, находившиеся в передо-
вых подразделениях наступающей пехоты.
Параллельно переднему краю обороны
‘противника проходила дорога, позволяв-  ой базе: в
шая ему маневрировать своими силами и  себя.
огневыми средствами. Наши офицеры вы-  В заключение, следует немною  cka-
ставляли ночью  «слузачей», a днем зать о фотографировании местности и воз-
секреты для наслюдения 3a этой дорогой, душном наблюдении. Фотографирование г

что помогало своевременно Узнавать ®  наземных наблюдательных пунктов в ле-
вравеских перегруппировках, смене под- систых районах, как показал опыт, не

разделений инт. п. При организации ра386-  тает сколько-нибудь серьезных резульла-
дывательных поисков пехоты в поИСКо- тов. Между, тем. аэрофотос’емка позволяет
вые труппы включазнеь артиллерийские! изучить не только расположение перед-
разветчики, которые приносили пенные   нето`края, но и глубину обороны против.
сведения о дотах, доотах и других целях, ника. Практика подтвердила также целе.

треоующих разрушения. сообразность широкого использования при-
В этом артиллерайском соединении шИ-   разных азростатов наблюдения.

POKO применялись два виза наблюлатель-
Майор С. КРИВЕННОВ.

ных пунктов: на деревьях и на спепи-
альто построенных вышках. Оборудование ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

165 (5845). ee .

раз и брали средние результаты. Широ-

лесу этот способ оправдал

СМОТР КРАСНОАРМЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

я
‚1-4 УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 12 июля.
{От наш. корр.). Недавно в М co-
единении проходил cMOTp художествен-
ной самодеятельности. В этот день на
зелевой поляне у командного пункта ди-
визии царило необычайное оживление.
Здесь собрались участники красноармей-
ской художественной самодеятельности ча-
стей и подразделений. Первым выступил! В смотре художественной самодеятель:
баянист ефрейтор Колосков. Он мастерски ности приняли участие десятки бойцов и
исполнил на своем инструменте ряд лири-! офицеров. :

ческих песен. Колоскова сменил ‘сержант

Обухов: Он оказался хорошим: рассказчи-
ком и юмористом. Отлично исполнил рус-
скую пляску боец Саенко.

„На смотре выступил коллектив красно-
армейской песни и пляски № части. Этот
ансамбль с успехом ислолнил ряд народе
ных русских песен и плясок.

ЕЕ ЕЕ ЕЕ

Огневые средства вторых
энчелонов пехоты

*

Пря прорыве позиционной обороны бое-
вой поряхок стрелковых войск обычно эше-
лонируется в глубину. Стрелковый полк,
например, в зависимости от обстановки,
может ‘быть построен в 2—3 эшелона.
Огневые средства последующих эшелонов
нз резервируются. Они обязательно дол- вого эшелона заинтересован прежде весе-
хны участвовать в поддержке первых  го в том, чтобы во время движения бой-
эшелонов во время атаки переднего края цов в атаку противник не мог вести огня
обороны. В тот момент, когда в решению! в 400 и по флангам. Ероме того тре-
бозвых задач приступают вторые эшелоны,   буетея воепретить веякие передвижения
их огневые средства должны быть им воз-   противника, смену огневых позидий ero
Ерашены. пулеметов и минометов, выход стрелков

Вторые эшелоны следуют па некоторой   из убежищ, движение связных и п.
дестанции за первыми. Поэтому их огне-  Необходима также борьба с авиацией
вые ередства приходится выдвятгать впе-  противника. Для решения всех этих за-
pez, чтобы поддерживать бой первых эше-   дач могут привлекаться средства вторых
логов. Это одинаково касается и первого   эшелонов.
этапа действий, начиная © исходного п9-  Очень важно, чтобы вторые эшелоны
ложения, и последующего продвижения   обеспечивали атаку первых от флангового
всего боевого порядка. отия пулеметов противника, минометов, ав-

Минометы, противотанковые орудия и томатов и отдельных орудий. Подавление
стапковые пулеметы вторых эшелонов ли- уже выявленных. огневых точек поручает-
бо врехение передаются в полное распоря- ея определенным огневым средствам `вто-
жение командиров батальонов первых эше-  рых эшелонов, в зависимости от характера
лонов, либо остаются в распоряжении сво-   цели. Поиимо этото нало оставлять часть
их командиров. В первом случае исполь- ередств для быстром воздействия по вновь
зование огневых средств в целях прорыва появляющимеся пелям в процессе боя, в
перелнего края обороны явится более пол-  связи < чем организуется наблюдение за
ных и гибким. Однако затрудняется обрат-  противииком в заранее намеченных секто-
Hoe переключение их на обслуживание  рах.
вторых эшелонов. Если избран второй ва-  Ружейный и автоматный огонь против-
риант, то командив батальона первого   ника из окопов © близкого расстояния
эшелона должен дать соответствующую за-   наиболее опасен. Поэтому часть пу-
явку командиру батальона последующего   леметов вторых эшелонов” наступающих
эшелона. Дополнительные залачи огневым   должна не давать вражеской пехоте стать
средства в данном: случае ставит коман- к брустверам. Ту же задачу могут решать
дир второто эшелона, для чего ему нужно  и минометы стрельбой по заданным участ-
внихательно слелить за обстановкой. кам неприятельских стрелковых окопов.

Невозможно точно сказать, какой ме-  Огиевые точки противника в глубине
тод управления огневыми средствами вто-   обороны, прикрывающие неносрелственно
рых эшелонов наилучший. Тут веё будет! передний край ее, должны держаться пол
зависеть от обстановки-—харахтера оборо-!огнем с начала атаки первых эшелонов.

ны противника, степени подавления его
переднего края нашей авиацией и артил-
лерией, особенностей местности и т. д.
Какие же задачи и в какой последова-
тельности решают огневые средства вто-
рых эшелонов? Еомандир батальона пер-

требует от  землей и броненлитами. Когда неприятель  .

ко применялась засечка целей на кагот- .

вниманием

Бойцы. и офицеры № части горяч 010б-
ряют Указ Президиума Верховного Совега
СОР от 8 июля с. г. расненивая ero
как документ  болыпой государственной
значимости, как свидетельство  неустан-
HOH заботы советского государетва 0 лю-
дях, © женщинах-матерях и. детях.

— ‘Советское правительство окружает
наших матерей, жен, детей, — говорит
офицер Иваненко, — тенлой заботой и cep-
дечным вниманием. Наше государство и
раныше отпускало большие срелетва Ha
дело воспитания детей, бережно охраняло
материнстве и младенчество. Моей жене
и четверым детям. перенеешим  невидан-
‘ные страдания под игом немецко-фалиет-
ских оккупантов и теперь освобожденным
Красной Армией, оказана большая  ма-
териальная помошь. Я от души благода-
рен родной советской власти. Теперь 1о-
хошь жерщине-матери еще больше возра-
стает. Каждый из нае, воинов Красной

‘Советская Родинатокружает:
- мать из ребенка величайшим

и. заботой

Слава и. достоинство женщины-матери

Аруни, от души благодарен советскому
государству за ето заботу о наших же-
вахои детях. °

Техник-лейтенант Маслов сказал:

— У моей матери десять детей: трое
из них сражаются в рядах Красной Ар-
мии. Вырастить и воспитать лесять сы-
новей И дочерей — это настоящий пол-
Bur! Я горжусь нашей великой страной,
тде так высоко подняты слава и достоин-
ство женщины-матери! :

— Указ. Президиума Верховное Сове-
ra CCCP — проявление величайшей го-
сударственной заботы о женщинах-матерях
и детях, — говорит ‘лейтенант ’Шаталин.
— Весь наш народ встретил его едино-
душным одобрением. Новый Указ еще боль-
ше укрепит советскую семью. Он создает
все условия для воспитания нового поко-
ления сильных, здоровых граждан нашей
великой страны.

ВЛАДИВОСТОК, 12 пюля. (TACC). C
чувством глубокой благоларчости партии
и Советскому правительству встретили
трудящиеся Приморья новый Указ Пре-
зидиума Верховного Созета CCCP. Ero
торячо обсуждают и етинодушно олобряют
зе работнины, труженицы колхозных по-
лей, рыбачки.

— У меня 11 детей, — говорит жена
стерожа  Рыйоловпетребоюза Алексанхра
Артемьевна Казанцева. — Мы ec мужем

проиэвохить г стараемся воспитать из них. честных, пре-

данных нашей Ролине лютей.
Большую поддержку оказывает нал (0-
ветекая власть. Моя старшая дочь учит-
схя.в институте, сын — фроятсвик-гвар-
десц, второй сын — моряк. Все остальные,

СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ!

кроме малышей, учатея в школе. В прош-
JOM году мы получили от государства
9 тысяч рублей. Горсовет обеепечил на-
ших детей премтоварами, продуктами пи-
тания. Четыре моих ребенка бесплатно
помещены в санатории. За всё это серлеч-
ное спасибо Советскому правительству,
нашему родному Сталину!

В селе. Кут, Красноармойското района,
проживает Мария Ивановна Боркова. На
воспитание своих 13 детей сна получила
от государства co дня существования за-
цена о позути многодетным матерям 91
тысячу рублей. }

Только за время войны в Приморском
крае выплачено многодетным семьям свы-
ше 27 миллионов рублей пособия.

СТАЛИНСКАЯ ЗАБОТА О ЛЮДЯХ

Бойцы и офицеры № части единодушно
одобряют и приветствуют Указ Прези-
днума Верховного Совета СССР 06 усиле-
нии помеши женщинам-матерям. *

— Самый факт появления этого Указа
в военное время — весьма знаменателен,—
говорит офицер Портнов, — онеше и еще
раз показывает силу советского народа,
его неиссякаемую мощь. Сталинская 3a-
бота © людях, о женщинах и детях ощу-
щается в каждом пункте этего историче-
ского Указа, =

Еапитан Семенченко говорит:

— Указ Президиума Верховного €o-

®

железнодорожную станцию.
(Сделан с борта самолета

Это — прямая задача огневых средств пе-
хоты вторых эшелонов. И здесь нужно
иметь в виду не только выявленные огне-
вые точки, но и те, что могут вновь по-
явиться в Тех или иных секторах. Сле-
дует при 370M учесть возможнееть веде-
ния отня из станковых пулеметов на ди-
станции свыше 1500 метров по брустве-
рах тех траншей, которые расположены в
глубине обороны и заняты пехотой, а таЕ-
же вдоль ходов сообщений, ведущих в не-
приятельский тыл. С этой‘ целью наиболее
эффективно вести огонь не одиночными пу-
леметами, х группами по 2—4 пулемета
в каждой.

Каждому виду оружия полготавтивраютея
2—3 позиции. Легче все найти их для
минометов, отню которых не мешает пехо-
та первых эшелонов. Труднее подготовить
огонь пулеметов и орудий прямой наводки.

Если местноеть не допускает стрельбы
прямой наводкой через головы своей пе-
хоты, а расположение и направления атак
исключают ведение огня в промежутки, то
орудия и пулеметы вылвигаются на линию
передовых подразделений или даже не-
сколько далыне их. В процессе пролвиже-
ния пехоты огневые средства быстро пе-
ремешаются влеред.

В тех случаях, когда рельеф местности
благоприятен, огневые нозиции выбирают-
ся прежде всего так, чтобы можно было
вести отомь прямой наводкой при глубоком
вклинении ‘нашей пехоты в оборону про-
тивника. Огневые средства остаются на
своих позициях ло тех пор, пока можно
вести обстрел безопасно для нашей пехоты.

Бывает так, что огонь прямой наводкой
3ер0ез головы своей пехоты исключен, но
в промежутки между подразделениями пер-
вых эшелонов стрелять можно. В этом слу-
чае огневые позиции выбираются < учетом
промежутков и выносятся внеред на пре-
хельно возможное расстояние.

Из сказанного видно. что организация
огня средствами рторых эшелонов пехо-
ты — тело, требующее тихательной, едум-
чввой позготовки. От этого будет: завиееть
успех порджедия и подавления печей,

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. Самолеты «ИЛ-2» штурмуют занятую немцами
Снимок старшего лейтенанта А. Дмитриева.

вторых эшелонов

вета воспринят всем народом с благодар-
ностью и признательноетью советскому
правительству, которое проявляет  вели-
чайшее внимание и заботу о матер п
ребенке. Жена-мать в нашей стране ок-
ружена великим почетом. Во имя нашей
великой матери-Ролины, во имя счастья
всех советских людей геройски сражают-
ся воины Красной Армии И кажлый боеп
й офицер полон чувства искренней бла-
годарности советскому правительству, ве-
ликому Сталину за неустанную заботу о
наших матерях, женах, детях.

Ердинаты цели, ее засекали несколько   > =” : г 2

‹

Героя Советского Союза А. Немтинова).

Веё должно быть готово к началу артил-
лерийской и авиационной обработки оборо-
ны противника. Огневые средства пехоты
должны использовать
ложные переноеБе артиллерийского отня в
глубину. Противник, ожидая начала ата-
ки, будет покидать укрытия, его траншел
и ходы сообщений наполнятся  <олдата-
ми. В это время их и накрывает плотный
отонь первых и вторых эшелонов пехоты,
занимающей исходное положение для
атаки.

За одну-две минуты ло начала атаки
все средства первых эшелонов и части вто-
рых ведут огонь с предельным напряжени-
ем. В это время целей още нет. Противник
еще сидит в убежищах. Задача пехотного
огня будет решена блестяще, если против-
Ник окажется полностью прижатыми к зе-
Mile, не сумеет выйти из убежии и ли-
шитея всякой возможности маневра. Для
этого’ отневые средства пехоты ‘как пер-
вых, так и вторых эшелонов должны под-
держивать огонь полного напряжения
ВОТЬ ХФ захвата 0бетреливаемых об’ек-
тов.

Вопрос о времени переключения огневых
средетв вторых эшелонов пехоты на обелу-
живание своих подразделений решаетея в
зависимости от глубины задачи первого
эшелона. В момент выхода второго эшело-
на за линию траншей, занятых нервым
эшелоном, огневые средства второго эше-
лона’ должны перейти к обслуживанию
своих подразделений.

Полное использование всех маличных
отневых срелетв пехоты, включая и ере-
ства вторых эшелонов, обеспечивает мак-
‹имальное подавление обороны противни-
ка. Око дает экономию времени при ар-
тнллерийской обработке обороны  против-
ника и средств, затрачиваемых на обра-
ботку. Вот почему организация: огня. вт0-
рых эшелонов пехоты: заслуживает боль-
шого внимания, На это не надо жалеть ни
времени, ии труда. Высокие фезультать
сторицей их окупят.

- Полковник `В. ПРУНЦОВ.

‚О партийны

х собраниях”

«па-коротке»

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Ерасноармейская газета
воин» (редактор Н. Филиппов) на-днях
выступила против партийных собраний
«на-коротке». Выступая против подобных
собраний, газета однобоко подошла к oc-
вещению вопроса, а следовательно, и ре-
шила его ошибочно. Указывая, что такие
собрания проходят «наспех, носят деля-
ческий характер и не воспитывают чле-
нов’ партии...» ‘газета упустила положи-
тельную сторону этой формы партий-
ной работы, указав только на отрицатель-
вые моменты, :

‚ Собрания коммунистов «на-коротке» со-
зываютлея преимущественно в  ротных
партооганизациях и впервые появились
как форма партийной работы во время
‘наступательных действий Красной Армии.
Вызываттся они исключительно боевой об-
етановкой, при которой невозможно собрать
коммунистов роты на длительный срок и
обстоятельно обсудить все партийные во-
просы. В таком случае парторг собирает
DOTHYIO партерганизапию ua 10—15—20
минут и подчас без соблюдения всех уста-
новленных правил — 0ез президиума,

докладчика, повестки дня ит. п. — ин-  Во

Формирует коммунистов о боевой задаче
подразделения, об’яеняет приказ командира
и распределяет партийные поручения.

Подобные собрания ни в коем случае
не слетует отождествлять; как это кое-
где пытаются делать, с общими  codpa-
ниями коммунистов первичной органи-
зации. Еще задолго до созыва общего
партийного собрания бюро обычно прово-
тит большую подготовительную работу.
Заранее определяется повестка лня. наме-
чаетея докладчик, готовится проект ре-
шения, оповещалтся коммунисты.

На таком собрании требуется выелущать
доклал по тому или иному вопроеу, обеу-
дить предложения и, наконец, принять
решение. Общие  партеобрания бюро
обязаны назначать, как только появляется
малейшая возможность, и обсуждать на
них наиболее злободневные вопросы.

Во время же боя приходится чаще всего
прибегать к оперативному решению ряда
партийных вопросов непосрелетвенно ¢
коммунистами роты. Причем нельзя за-
бывать, что коммунистов, как основных
воспитателей н вожаков бойцов, необхо-
димо систематически информировать, ин-
структировать по текушим военно-поли-
тическим событиям и проверять их рабо-
ту. И делать это можно только в мини-
мально сжатые ‹роки либо индивиду-
альто, либо на собрании «на-коротке».

Несправедливо обвинять ретные парт-
организации в том, что их собрания
«на-коротке» носят деляческий харак-
тер и не воспитывают членов партии.
Утвержлать так, значит не понимать су-
щества вопроса и путаться в совершенно
хоных вешах. Собрания «на-коротке» от-
нюль не противопоставляются общему соб-
ранию коммунистов первичной организа-
ции и не снижают его воспитательного

значения. Это’ во-первых. Во-вторых,
ротная парторганизация в cBow оче-
редь, как только позволяет обстановка

может созвать хорошо подготовленное ©0б-
рание и обстоятельно решить на нем
все партийные вопросы. Выходит, что
форма собраний «на-коротке» He заме-
няет и не исключает созыва общих соб-
  раний с соблюдением всех существующих
правил. Наоборот, такая форма, применяе-
мая в дни наступательных боев, лопол-
няет общие партеобрания и показывает
находчивость и гибкость наших партий-
ных работников в обстановке сражений.
Обвинять такие собрания в делячестве
— неуместно. Разве распределение пар-
тийных поручений коммунистам на время

«Советский  боя, об’яснение приказа командира,  моби-

лизация всей парторганизации на реше=
ние задач подразделения в целом являет-
ся лелячеством в партийной работе?

Как видим, вместо того, чтобы внестя
яеность в формы партийной работы во
время наступления, ‘газета «Советский
воин» внесла путаницу, чем незаслужен-
но охаила весьма нужное и полезное
дело.

Что же надо иметь в вилу при про-
ведении партийных собраний «на-корет-
ке»? Вот © чем говорит опыт ротной парт-
организации, где парторгом Иванов. ;

Здесь созыв партсобраний «на-коротке»
практикуется перед выходом части ва ис-
холное положение. Короткие собрания cee
зывались также накануне форепрования
водного рубежа, перед атакой.

Почти на всех собраниях присутствует
командир роты. Часто бывают политработ-
ники батальона. Например, 23 июня, на-
кануне форсирования водной преграды,
коммунисты собрались ровно на 15 минут.
Открыв собрание, парторг предоставил сло-
во командиру роты тов. Воробьеву. Тов.
робъев в течение пяти минут об’яенил
обстановку, кратко рассказал о действиях
подразделения и в конце поставил задачи,
связанные © форсированием реки. Эти 3a-
дачи сводились к тому, чтобы коммунисты
(а их было 7 человек) оказали TOMOnIB
бойцам, не умеющих плавать, расска-
зали им о гегоизёских примерах при фор-
сировании Днепза, а сами проявили смэ-
пость-и уменье в-решении. боевой задачи.

Поеле этого’ парторг роты лал потуеё-
HAA каждому члену и. кантилату ВЕЛ(С).

Часто созываютея короткие собравия
для обсуждения заявлений вступающех в
партию. Вак извеетно, ГлавПУРККА обя-
зало ротные  парторганизации высказывать
свое коллективное мнение по тому или
иному заявлению. Жлать, когда можно бу-
лет созвать собрание на более ппололжи-
тельное время — невозможно. И партор-
ги в таких случаях правильно поступают,
что выносят заявления вступающих Ha
собрания «на-коротке». Злесь коммуннеты
имеют возможность сказать свое мнение о
всех достоинетвах и недостатках това-
риша.

На собраниях «на-коротке» обычно на
избираетея президиум, не ведется’ и про-
токол, а все мнения и прелложения ком-
мунистов парторг заносит в свою запие-
ную книжку. Да по существу и решение
также носит своеобразный характер. В
нем главное — партийные поручения
каждому члену организации на время боя.

При этом на таких собраниях парт-
орг. не может уподобляться  началь-
Нику и диктовать свои предложения в
виде приказа. Как бы ни сложна была
обстановка, парторг обязан учитывать,
Что собрание коммунистов есть демокра-
тический орган и все вопросы решают
на нем его участники. Поэтому, об’яеняет
ли парторг задачу, распределяет ли пар-
тийные поручения, он обязан выелуши-
вать мнение присутствующих и коллек-
тивно принимать’ ренение. Малейшее про-^
явление администрирования в партайной
работе — нетерпимо.

Из всего этого видно, что собрания <на-
коротке» полностью оправдали себя как
форма оперативного руковолетва партий-
ной работой во время настунательного боя.
‚ Не умаляя исключительного значения
общих собраний, как школы болыневиет-
ского воспитания, ваши политооганы обя-
заны и впредь всячески поолтрять гибкие и
оперативные формы партийной работы.

Подполновник И. БЕРЕЗИН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Летчик на танке

Старший лейтенаит Александр Разгулов
прибыл в танковое соединение в тот час,
когда артиллерийские залпы возвестили 0
начале настуцления наших войек.

— Авиационный представитель стар-
ший лейтенант Разгулов, — отрекомендо-
валея он полковнику.

— Очень хорошо, сльмнал о вас. — И,
пожимая руку летчику, полковник доба-
вил. тоном, из которого трудно было понять,
спросил он или сказал утвердительно: —
3& взаимодействие < авиацией я мегу не
беспокоиться. .

Танки были двинуты в прорыв. Ha
большой скорости мчались они, еметая
веё на своем пути. В боевых порядках
шел танк 1-34 № 102, в котором на-
ходилея авиационный представитель.

Алексаняр Разгулов, увлеченный рабо-
Toll, внимательно рассматривал кодирован-
ную карту. Но вот ето вызвал полковник.
Командир части требовал вызова авиз-
ции. Не прошло и десяти минут, как
появились самолеты.

Микрофоном передается:

— Я Разгулов. Вы
нами.

Над танковой колонной
штурмовики.

_ — Справа дороги озеро, — указывает
Разгулов. — На ero южном берегу Ba
домика. Видите?

— Вижу, — отвечают с самолета.

-— VY домиков и 200 метров западнее
их — противотанковые орудия.

Воздух сотрясаетея от взрывов foud.
Вслед за первой серией взрывов доносится
вторая. Летчики повторили заход. Коман-
дир танковой разведки передает: «Пели
поражены». Колонна движется вперед.

Часть полковника Проценко девять
суток вела непрерывные бои. Пройдены
сотни километров, форсированы  лвенал-
цать малых и больших водных преград.
Какой бы маневр тамковая часть ни

находитесь над

низко проходят

производила, ее неизменно сопровождали
штурмовики, пикировщикн, истребители.
Были часы, когда в интересах танков ра-
оотали одновременно более 100. самолетов.
Неискушенному человеку трудно было ра-
зобраться в происходящем. Зато XOPOING BO
всем разбиралея Александр Разгулов. Его
танк с мощной радиостанцией, укрытый в
в лесу в 200 метрах от укреплений про-
тивника, точно нацеливал самолеты.
лесном бою трудно ориентироваться
не только танкам, но даже пехоте, еще
труднее нацеливать авиацию. В этих угло-
виях велика опасность поражения авиа-
цией своих войск. Танкистам несколь-
ко раз приходилось вести лесной бой.
Тогда авиационный представитель выезжал
в боевые порядки батальонов и на месте
нацеливал авиацию. В качестве ориентира
он давал небольшие поляны, просеки.
Танковые экипажи о месте  нахожления
противника сигнализировали серией ракет.
Цель указывалась двойным способем — по
радио и ракетами.
Ценную услугу оказывали летчики тан-
киетам, сообщая разведывательные

дан-
ные.. Летчики ‘постоянно разведывали
дороги, фланти ло маршруту движения

танков. 0 всем замеченнолв немедленно ло-
носили. В этом случае у старшег» лей-
тенанта Разгулова концентрировалиеь Bee
сведения о противнике. Приняв от лет-
чиков. донесения, он вместе ©. работникам
штаба танковой части капитаном
Винокуровым обрабатывал их, наносил
на карту, сообщал полковнику Пропенко.

Девять суток танковая часть Pera
бои. Девять суток находился в танке ави-
апионный представитель статший лейче-
нант Александр Разгулов, пемогая штур-
мовикам, истребителях належно прекры-
вать © воздуха танковую колонну, точными
бомбовыми, штурмовыюи ударами прокла-
дывать ей путь вперет.

Майо И, ГАГЛОВ.

ee

РЕМОНТ ТАНКОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 июля.
{По телеграфу от наш. корр.). Экипаж
танка старшего лейтенанта Борисовского
отличился при прорыве оборонительных
линий   финнов. Он уничтожил два дзота,
две артиллерийских батареи и более ста
солдат и офицеров противника. В бою за
крупный опорный пункт финнов танк был
псзрежден. Машину доставили на подвиж-
ную ремонтную базу, где начальником ин-
женер-майор Ремизов.

Танк требовал заводского ремонта, одна-

Тко ремонтники решили исправить повреж-

дения своими силами в походной мастер-
ской. За дело взялась бригада тов. Ман-
жай. С завода приехал инспектор тов.
Гугнавый. Совместными усилиями они сде-
лали приспособления для сложной работы.
Танк был отремонтирован.

Ремонтная база сфицера
вестна в танковых частях своей быстрой
и доброкачественной ‘работой. Особенно
высоким качеством работы на базе отли-
чаются. бригады Михайлова, Горчукова,
Манжай и других.

Ремизова. из-