*

Бои за

Войскам 1-го Белорусского фронта; ко-  наши подразделения

Пинск

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

нагнали о главные

° торые сегодня при поддержке Днепровской (силы одной немецкой части.

речной военной флотилии отбили у врага

областной центр Белоруссии город- Пинск,   боев оказала

пришлось преодолеть огромные трулноети
еще на пути к этому городу. Местность,
тле продвигались и вели бои наступаю-
щие частн генерала Белова, исклюзитель-
но своеобразна. Шо обе стороны Припяти
на север и на юг ‘простираются на десят-
ки километров известные Пинские боло-
та, в ряде мест непроходимые.

Отнако нн в олном месте немцам не
удалось оторваться от наседавших войск
генерала Белова. Прюбиваясь сквозь боло-
та и дремучие леса Полесья, наши части
неотступно шли за противником и навя-
зывали ему бои. Они ‘тромили немцев,
брали их. в паен, захватывали оружие и
другую технику. освобождали большие
групны советских граждан, угоняемых из
немецкую каторгу.

Чтобы можно было наглядно  предета-.
ВИТЬ, Как шло здесь наслупление, расска-
жем об одном бое, проведенном подразде-
лениями офицера Полетаева. Наступаю-
щие бойцы подошли к’ реке Случв.г Мост
через реку был взорван. Разведчики . ис-
следовали берег реки, стараясь отыскать
место для нового моста, но веюду нона-
дали в трясину. Наконец, правее старого
моста двоим бойнам удалось добраться де
берега, но он оказалея ‘заминированным.
Кроме того, немцы открыли сильный ну-
леметный и минометный: огонь:

Офицер Полетаев‘ решил пойти на тхит-
_роеть. Он приказал части бойцов. пилить
деревья и делать настил к реке, a catie-
рам — взорвать минное поле. Разведка
реки не прекрашалаеь ни на один час.
Создавалось- впечатление, что часть хочет
переправиться обязательно в этом месте.
Но в то же время Полетаев послал раз-
велку на север и на юг. Вскоре‘ северная
труппа донесла, что в восьми километрах
вверх по реке есть хороший брод. Не прё-
кращая работу у старого моста, Полетаев
повел свои основные силы: на’ ‘север, ‘где
вброд перешел реку. Его бойцы на руках
перетаскивали пулеметы, минометы, 60е-
припасы. Потом грушпа Полетаева разве-
ханной тропинкой спустилась на Wr и
напала на немцев с тыла. Так был от-
крыт путь до следующей реки, x BeKope

Неоценимую услугу на всех этапах
войскам генерала Белова
Днепровская речная военная флотилия.
Она выбрасывала десанты в тыл врага,
огнем пушек и пулеметов громила отхо-
  дхящие колонны немцев или их ‘огневые
точки, перевозила через Припять целые
части наземных войск. Действия флоти-
лии помогли настунающим захватить мно-
го важных мостов. узлов дорог, складов
противника. В тому же суда флотилии
транспортировали тяжелую технику  на-
ших” частей, когда невозможно было пере-
бросить ее по берету.

Олин 38 другим падали под ударами
наших войск немецкие опорные пункты на
Припяти, Когда был взят город Тунинец,
открылась дорога на Пинск, являвнтийся
наиболее важным опорным пунктом obopo-
ны немцев на Брестском каправлении.
Бесспорно, немцы защищали бы Нинек еще
яростнее, если б не обстановка, сложив-
шаяея на соседнем участке. Стремитель-
ное ‘продвижение других войск 1-го Бе-
лорусского фронта, глубоко обходивших
Пинекие болота в фланга, грозил» окру-
жением всей пинской группе немнев.
Неприятелю ‘пришлось бросить все резер-
вы на ‚угрожаемые направления. . По-
скольку наши части наступали одновуе-
менно на ряде направлений, противник
вынужден был распылять эти резервы.
Когда наступающие подошли вплотную к
тороду Пинек, они усилили свои атаки,
развивали ‘темп наступления, Это дало в03-
можноеть наступающим быетре прорвать-
ся к Пинску, причем на подступах к го-
роду им удалось разгромить несколько
вражеских частей; на которые немецким
командованием была возложена задача
обороны ‚ближних подстуюв к Пинеку.
Некоторые немецкие части были смяты и
вынуждены отетупать до camoro Пинска.

В боях непосредственно за город совет-
ские войска снова разбили ряд Bpa-
жеских подразделений. Te же немецкие
части, которые пытались оборфняться в
самом. городе; были разгромлены и наши
пигурмующие войска заняли тород Пинск.

Майор П. ТРОЯНОВСКИЙ.

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 14 июля.
(По телеграфу).

Волковыск

В боях за Волковыск, пожалуй, самым
характерным этапом является борьба на
рубеже реки Зельвянка. Берега этой реки
сильно заболочены, Форсирование её свя`
зано с огромными трудностями. Прежде
чем добраться до самого русла реки, нуж-
но преодолеть широкую трясину. Учиты-
зая эти особенности  Зельвянки, немцы
`нолытались остановить на этом рубеже
наши наступающие войска. На реке были
сосредоточены свежие силы противника.

На ряде участков он’ предпринял
ожесточенные контратаки.  Разгорелисв
серьезные бои. Учитывая  трудноети

форсирования PeKH, (а также наличие
свежих CHI у противника, наши чз-
сти, отбивавшие немецкие контратаки и
привлекавиие к этим участкам внимание
противника, одновременно сосредоточили
силы на тех участках, гле противник был
более слаб. Опрокинув переловые непри-
ятельские подразделения, наступающие
форсировали Зельвянку на двух направ-
лениях — севернее и южнее Зельвы.
Переправившись на западный берег pe-
ки, наступающие, не теряя времени, на-
чали энергично продвигаться по обе сто-
роны Волковыскекото шоссе. Они наносили
улары по сходящимея направлениям ес
нлаплармов на западном берегу; Зельвян-
кп, и группировка противника, обороняв-
шаяся в районе Зельва, была поставлена

ОИ ЕЙ ee

под угрозу окружения. Как только нем-
цы почуветвовали эту угрозу, обстановка
сразу же изменилась. Сопротивление нем-

цев на  Зельвянке ослабло. Это дало
возможность нашим войскам еще бы-

стрее продвигаться в направлении на
Волковыск. Вскоре наступающие `прорва-
лись в район севернее города и начали
обтекать его. Нослеловало несколько вра-
жеских контратак, которые были успешно
отбиты. Видя, что здесь не удастся оста-
новить наступающих, противник <нова.
начал перебрасывать свои силы с одного
участка на другой. В этому времени на-
ши части подошли к Волковыску и с
других направлений.

Теперь уже’ подверглись атакам враже-
ские позиции, непосредственно прикры-
вавшие город, а еше спустя некоторое
время бои перенеслись в Волковыск.
Хотя немцы располагали здесь значитель-
ными силами, ожидали удара со стороны
наших частей и готовились к обороне,
им все же не удалось долго продержаться
на заранее подготовленных позициях. На-
неся противнику отромный урон, наши
части выбили ero u3 Волковыска и се-
тодня очистили город от немцев.

Подполковник П. МИЛОВАНОВ.

2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 14 июля.
(По телеграфу).

ПЕК, ео. ee ee eee oe

в эти жаркие июльские дни Ha за-
пал. Советские войска цвигаютея и
по тропам, и’ по проселкам, по пе-

‚ 1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.
дивизиона гвардии майора А. Голосова

Снимок нашего фотокорр. капитана  А. Капустянского:

ПО ИЮЛЬСКИМ ДОРОГАМ

(От специального корреспондента «Красной звезды») й

Напти части бьют врага днем и ночью.
Советские воины проделывают невероятные
марши, выходят врагу в тыл, перерезая
ему пути отхода. Команлиры бросают в
тылы врага десанты не только на тан-
ках, мотоциклах, самоходных пушках, но
и на автомашинах, везущих за, собой на.
прицене артиллерийские орудия, Появление
таких подвижных грунп в глубоком тылу
врата всегда неожиданно для него. В одном
тыловом городе наш внезапно натрянувший
десант взял в плен в числе многих дру-
гих немецкого офицера, который спбо-
койно шел утром на вокзал, имея в кар-
мане отпускной билет. Олин из важ-
ных мостов был спасен потому, что
две наших самоходных пушки влились
ночью с. глухого проселка в поток враже-
ских танков и автомашин, шедитих к боль-
шому Тороду. Когда мост был пройден, ав-
томатчики, сидевшие на самоходных ору-
диях, опрыгнули и  Перерезали провода
соединения © взрывной станцией.

Пока производятся непрестанные, дезор-
ганизующие набеги на вражеские тылы,
наши основные силы, теоня противника,
не давая ему закрепиться, гонят ет

кам здешних грейдеров, по  булыжни-
ку и асфальту дорог. Сплошные тучи пы-
ли, словно туман или дымовая завеса,
етоят над землей. Крыши домов, сады,
поля стали серыми от пыли. Жители 9во-
бождаемых сёл стоят влоль дорог с крын-
ками молока, со жбанами воды, протяти-
вая их проходящим бойцам. Враг вынужден
отступать на некоторых участках настоль-
ко поспешно, что старые его методы сожже-
ния сёл при помощи «факельщиков» ока-
зались нелействительными. Он механизи-
ровал эти методы и стал поджигать сёла
стрельбой из танков. Впрочем, большин-
ство сёл уцелело: наши танкисты в своем
стремительном движении вперед разбивают
эти танки-факельщики:

Навстречу вам плетутея колонны плен-

НЫХ.

Небольная изба. На стуле силит немец-
кий полковник © выпушками на ворогни-
ке, с витыми погонами из шнура. Ето до-
прашивает наши офицер. Полковник. гово-
рит:

-— Теперь при одном лишь елове «рус-
ский котел» моем солдата охватывает
дрожь. % -

Это понятно. На белорусской земле
очень ‘явственно можно увидеть celiac
очертания болыших и малых «котлов». Вот
сюда устремились немцы, стараясь вы-
рваться из окружения, здесь встретила

Артиллерийсксе наступление

На лолю артиллерии, действовавшей на
Карельском перешейке, выпала сложная
и ответственная задача: расчистить путь
пехоте и танкам в условиях мощной дол-
говременной обороны финнов. Артиллерия
должна была обеспечить прорыв первой
укрепленной полосы, помешать финнам за-
крепиться на второй и помочь нашим
войскам сбить их затем © линии Ман-
нергейма, парализовав любую попытку
врага к сопротивлению на ° каком-ли-
бо промежуточном рубеже или в узловых
опорных пунктах. Известно, что эта за-
дача была выполнена блестяще, несмотря
на то, что местность Карельского пере-
шейка крайне. неблатоприятна для‘ приме-
нения крупных: массе артиллерии;

В. том, что войска Ленинградекого
фронта сумели в столь короткий. срок
пройти сотню километров, сокрушив три
оборонительных полосы; построенных по
последнему ° <лову о инженерной науки,
немалая заслуга артиллеристов о генерала
Охинцова. Артиллерия в тесном . взаи-
молействии © авизцией осметала. вра-
жеские заграждения, разрушала доты и
хоть, прижимала живую силу  противни-
ka к земле, обеспечивая непрерывную под-
держку пехеты отнем. у

В сражении на Карельском перешейке
боевое использование артиллерии основы-
валось на принципах массирования и точ-
ности огня батарей всех. тактических
групи. Эти принципы тверло ‘осуществля-
лись на всех этапах наступления, к чему
Личный состав артиллерийских частей. го-
тевился заранее. Именно этому и была по-
священа учеба в период, прелшествовавттий
наступлению. В № соединении, например,
производился сбор веех наводчиков и 3a-
ряжающих. Командир соединения генерал
Жданов лично показал на’ сборах, как
меткость стрельбы зависит от четкости
наводки орудия в цель и заряжания. Рас-
четы в этом соединении полностью поня-
ли свою роль и достигли отличных успе-
хов на учебных стрельбах. Интересно от-
метить, что лица, натражденные за `образ-
повые показатели в учебе, отличились за-
тем в боях и были удостоены правитель-
ственных награл.

—

Из опыта боев на Карельском
перешейке
>

\

лерийской подготовки решались следующие
главные задачи: завоевание огневого пре-
восходетва над артиллерийско-минометной
системой противника; разрушение траншей
< попутным уничтожением живой силы и
техники; доразрушение дотов и дзотов, ко-
торые уцелели накануне. Требовалось раз-
рушить оборону на всю тактическую глу-
бину (4—6 км.). Важдое орудие полу-
чало свою цель на вражеской траншее —
огневую точку, пулеметную площадку, ме-
сто соединения траншеи © ходом сообще-
ния ит. п. Огонь каждого орудия коррек-
тировалея. 91%, конечно, презявляло вы-
сокие требования к стрелковой подготовке
командиров батарей. Чтобы  воспретить
противнику маневрирование и ведение от-
ня из тлубинь, каждая траншея разруша-
лась одновременно на разных участках.

Огневое превосходство над противником
было завоевано не столько количеством ap-
тиллерийских средств, сколько умелым ис-
пользованием их. Разумеется, что на на-
правлении главного удара еосредоточива-
лась основная масса батарей. Тут. соотно-
шение сил было для нас явно выигрьин-
ным. На вопомогательных же направлени-
ях недостаток в количестве стволов ком-
пенсировалея гибким управлением. Бата-
рей обрушивалиеь на цели массированно
и последовательно, исходя из того, в какой
мере эти цели в данный момент тормозят
прелвижение наших войск.

Стрельбе, на разрушение было уделено
исключительное внимание. Накануне дня
атаки первой полосы оборомы на это от-
вели целый день. По силе укреплений пер-
вая полоса уступала послелующим, но
роль ее была важнейшей, поскольку здесь,
по существу, решалея темп наступления
и последующий результат всей операции,
В целях маскировки направления главного
улара стрельба на разрушение проводи-
  лась одновременно по всему фронту — от
(Финского залива до Ладожского озера. Воз-

Массирование и точность огяя состав-   действию подвергались 0с0бо важные дол-
°ляли сущность планов и практической! говременные. сооружения. Вея эта работа
деятельности артиллерии. В период арт ‚была строго спланирована по времени я

участкам с таким расчетом, чтобы дать
возможность каждому командиру батареи
вести наблюдаемый огонь.

Местоположение наблюдательных 4H
командных пунктов противника, его шта-
бов и узлов связи было точно определено.
Но до поры до времени их не трогали,
чтобы затем ударить по ним с больтой
силой. Тактическая внезапность отневых
ударов достигалась еще и тем, что огонь
на разрушение вела не вся ‘артиллерия,
для этого предназначенная, а лишь часть
ее. Остальные в это время, маскируясь гу-
лом канонады, производили приестрелку и
контролировали данные по реперам. 0б’ект
считался разрушенным не по числу пря-
мых попаданий, а по видимым признакам
полного уничтожения цели. Стрельбе ap-
тиллерийских групп разрушения предше-
‘ствовал пулеметный огонь по всему фрон-
Ту, что заставило противника замять свой
боевой порядок. Последовавший затем мощ-
вый пятиминутный огневой налет по тран-
шеям изнес огромный ypoH финнам в
живой силе. 2

Насколько эффективио работала артилле-
рия в этот день, показывает тот факт, что
надежному разрушению подверглись 180
мощных сооружений противвика. Поэтому
к иехолу дня подразделения, которые вели
разведку боем, вклинились в оборону про-
тивника Ha pale участков и захватили
много пленных, что, кетати: сказать, не
всегда удавалось до этой операции. Чтобы
воспретить противнику восстанавливать
разрушенные об’екты, несколько батарей
вело всею ночь методический огонь, соглае-
HO 060б0му плану. В

Артиллерийская полготовка атаки стро-
илась необычно. Не было характерното че-
редования интенсивного огня с почти пол-
ным прекращением ето. Стрельба велась
методически, одновременно по всему фрон-
ту и по всей глубине тактической обороны
противника. Цели были строго определены.
Нредусматривалось He подавление, а раз-
рушение траншей, долтовременных и Jepe-
во-земляных точек. Кроме того в опреде-
ленные моменты внезапно и быстро сотни
орудий вели огонь по наблюдательным и
командным пунктам, штабам и узлам
связи.

Естественно, что лаже с помошью зэро-
статов, корректировочной авиации в ши-

Артиллеристы

валиеь в обочины, стремясь обогнать одна

в землю пушки, автомобили, куски стали,
разбросанные разрывами бомб по полям -—

цы наткнулись на противоположную

‘ком. На этом месте вы увидите «опшели»,
‘ «мерседесы», кастрюли, автобусы, зеще-

ордена ` Ленина отдельного
ведут огонь. :

их наша артиллерия;
машины, малетая друг на друга,

метнулись назад
скаты-

тругую, ломались, их бросали, Вот здесь
немцы попали под бомбежку наших само-
летов: всюду воронки бомб, вдавленные

стволы летких орудий; колеса, капоты
моторов, обломки пулеметов. А здесь нем-
сте-
HY «котла»: опять клубок автомалгин,
снова видно, как немцы метнулись назад,
и вот, наконец, место, где противник по-
бросал всё, пытаясь уйти из мешка петш-

вые мешки, танки, папки © бумагами и
бронетранспортеры, шинели, одеяла, кух-
ни, журналы, аккордеоны, шлемы, пер-
чатки, ящики с продовольствием, награб-
ленное советское добро, фотографии игри-
вого жанра, цистерны с горючим, банки ©
сардинами.
Отличные, обсаженные деревьями доро-
ги ведут мимо белорусских сёл. И веюду

— B каждом населенном пункте — мы
слышим, как яростно проклинает народ
немцев — черных злодеев. Всюду нам

рассказывают © чудовищных  преступле-
ниях гитлеровпев. ее
 Немцы всячески сеяли вражду между

белоруссами и поляками обитателями го--

poten uw сёл. Но и тех и других они го-
няли поголовно на тяжелые работы. не
кормя их ничем.

И белоруесы и поляки с восторгом го-
ворят о действиях партизан. По несколь-
ку разв месяц, а в последнее время почти
ежедневно, взлетали на воздух немецкие

эшелоны, стоявитие в Барановичеком узле.

Не так давно партизаны убили в Барано-
вичах «товариша торотского головы» на
его собственной квартире.

...Мелькают города, старинные замки,

еёла с болышими деревянными крестами   вели. Плацдарм и лорога были удержаны

ское командование
ным офицерам

тум советского

15 июля 1944 г., суббота. № 167 (5847),

2 : КРАСНАЯ ЗВЕЗДА —_—_——

Остатня окруженной группировки

ПРИКАЗ НЕМЕЦКОГО ГЕНЕРАЛА _
МЮЛЛЕРА 0 КАПИТУЛЯЦИИ

противника прявяли yAbTHMATY EA

советского командования и капитулисовали

В начале июля наши войска, в 1е-
зультате стремительного обходного манев-
ра, окружили в районе восточнее торода
Минск крупную группировку  немецко-
фашистских войск. Развернув бои по лик-
вилации вражеской группировки, совет.
пред’явило окружен-
и солдатам противника
ультиматум о немедленной капитуляции.
Командир 12 немецкого армейского кор-
пуса тенерал-лейтенант Мюллер, исполня-
ющий обязанности командующего 4 не-
мецкой армией, 8 июля принял ультима-
командования. и. излал
приказ по немецким войскам следующе-
го содержания:

(Перевод. с немецкого).

«Приказ генерал-лейтенанта
Мюллера немецким войскам,
окруженным восточнее

реки Птичь `
8.7.1944 г.

Солдатам 4 армии, находящимся вос-
точнее реки Птичь!

После недельных тяжелых боев и
маршей наше положение стало безвы-
холным. Мы свой долг вытюлнили. Ha-
ша боеспособность пала до минимума и
нет никакой надежды на снабжение.
Русские; по’ сообщению ° Верховного
Командования, стоят у торода Барано-
вичи. Последние пути через ближай-
ший водный рубеж кам перерезаны. Нет

никакой належды выбраться отеюда
нашими сплами и средствами. Наши
соединения беспоряточно рассеяны. Ro-
лоесальное число раненых брошено без

веякой помощи.

Русское командование обещало:

a) Медицинекую помощь раненым;

6) Сохранение офицерам холодного
оружия, а солдатам — орденов.

Нам предложено:

Все вооружение и снаряжение <об-
рать и сдать в неповрежденном виде;

Покончить бессмысленное сопротив»
ление.

Я приказываю:

Немедленно прекратить борьбу. Ме-
стным группам от 100 ло 500 человек
собираться под руководством офицеров
или старших унтер-офицеров. Раненых
собрать и взять © <060й. Мы должны
показать дисциплину и выдержку и
как можно быстрее начать проводить
эти мероприятия.

Этот приказ’ письменно, YCTHO H

всеми. срелствами передавать дальше.

МЮЛЛЕР, генерал-лейтенант,
командир. 12 армейского корпуса».

Нриказ  генерал-лейтенанта Мюллера

был разослан всем группам окруженных

войск, Велед за этим немецкие солдаты и.
офицеры прекратили сопротивление, сло-
жили оружие и сдались в плен.

Севернее Мдрицы

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 14 июля.
(По телеграфу от наш: нерр.). Севернее
города Илрица наши войска вели наступа-
тельные бои, в ходе которых заняли 60-
лее 40 населенных пунктов. Наши части
ворвались в горол Опочка, где завязали
уличные бои. Этот город немцы преврати-
ли в прочный узел обороны, создав на
подступах к нему целую систему укрепле-
ний. Здесь было много бетонированных
точек, бронированных ‘колпаков и IB0TOB.
На многих участках противник звкопал в
землю танки, использовав их как брони-
рованные огневые точки. В самом гороле
немцы построили крутовую оборону с ло-
тами на окраинах, оборудованных в фун-
даменте зданий.

Прорвав укренленный рубеж на дальних
подступах к горолу, наши танки и пехота
вышли ® реке Великая и в нескольких
местах с хода форсировали ее. Захватив
плацдарм на противоположном берегу ре-
ки, наши части перерезали пюссейную
дорогу, ведущую из Опочки в Себеж.

Этим ударом немецкие войска в Опочке
изолировались с юга. Подтянув спешно
резервы, противник предпринял попытки
ебросить наши части в реку и возвратить
тем самым шоссе.
одна за другой. Но они ни к чему не при-

Контратаки следовали! ВоБВались в

роль в дальнейшем наступлении. В част-
ности. значительно облегчилась задача на-
ших войск северо-восточнее Опочки. Тан-
ковые подразделения и пехота звклини-
лись в оборону противника северо-восточ-
нее города. Метр за метром продвигались
pepe] нали части, уничтожая огневые.
точки врага: Отлично действовали артил-
леристы. Отнем. прямой наводки они гро-
мили бетонные сооружения.

Сильно укрепленный рубеж был прор-
ван в нескольких местах. Наши пехотные

подразделения с танкистами офицера
Кочергина , вплотную  олошли Kk oK-
раинам города. Вместе ¢ тем к п-

роду продвинулиеь и другие наши ча-
сти. Немцы, понесшие здесь отромные пэ-
тери, начали подбрасывать резервы. За
один участок ‘противник епешнно bpocna
более лвух батальонов пехоты на машинах.
Но было уже поздно. Бойцы офицера №-
лобутина перерезали шоссе, ведшее к го
роду, и встретили вражеские резервы ог-
нем пулеметов и автоматов. Артиллетия
накрыла разрывами спепгивитиеся немец-
кие роты, не дав им развернуться.
Вскоре танки и гоуриье ‘автоматчиков
город. Начались уюрные

уличные бои.
Майор Б. АЗБУКИН.

на околицах. Толпы народа выходят на- нашими частями. Это сыграло немалую  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

встречу нашим войскам. По старинному
обычаю люли выносят хлеб-соль на та-
релках с синими вензелями. Тарелки при-
крыты длинными полотенцами, расптитые
ми красными  крестиками  белорусекого
орнамента. Над селами гудит празлничный
перезвон колоколов. Пыль, зной. В этой
пыли, в этом зное движутся советекие
воины. Им машут платками из окон,
крылечек, с крыш.
ноттреты Сталина и гремят возгласы:
«Да здравствует Советская Белоруссия!»

Е. ГАБРИЛОВИЧ.
‚1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. .

роко развернутой сети  каблюдательных
пунктов не удавалось проематривать вее
абсолютно участки финской обороны. Нам-
более скрытыми были цели в районе
третьей и четвертой линий траншей. 0д-
нако это не заставило артиллеристов нри-
бегнуть к обстрелу площадей обычной ника-
oH прицелов и угломеров. Били на одних
установках, так как никто не сомневался
в достоверности иточности имевигихея ко-
ординат. Эта уверенность основывалась на
весьма реальных, десятки раз проверенных
данных всех видов артиллерийской раз-
BOIKH и тщательно проведенной при-
стрелки.

Трудно сказать, ‘какой вид разведки
был здесь ведущим. Штабы добились пол-
ной увязки в работе всех разведыватель-
ных органов артиллерии и четкого взаимо-
действия с авиационной, пехотной, ‘танке:
вой и инженерной разведками, Сведения
© противнике постоянно сопоставлялиеь,
подвергалиеь всестороннему анализу, ATO
позволяло делать определенные выводы.
Например, работа взводов звуковой развед-
ки дополнялаеь аэрофотоснимками. В евою
очередь авиаторы, чтобы точно определить
активную отневую точку на пересеченной
местности, пользовались координатами зву-
ковой разведки. Характерно, что, применив
специальные приемы, развелчики по звуку
засекали даже минометы. Взвод звуковой
разведки определил координаты четырех-
минометной батареи. Ee наши артилле-
риеты поразили одинналнатью ‘прямыми
попаданиями. После охвата отневой пози-
ции топографы дали истинные. координа-
ты цели. Они отличались от прежних лишь
на 20 метров по «Х»и на 10 — по «У».

Исключительно точная работа разведчи-
ков всех специальностей обусловила мак-
симальное приближение средней траекто-
рии к цели) а это в свою очередь опре-
делило высокую эффективность стрельбы
lake по ненаблюдаемым ° об`ектаи. При
этом расход снарядов был в среднем не-
большой. Артиллеристам ne приходилось
«пащупывать» цели стрельбой на различ-
ных установках, как это иногда практи-
ковалось раньше.

Блатодаря точности огня и олина-
ковому режиму его в период артиллерий-
ской подготовки. и во время атаки перед-
него края противник был потрясен мо-
рально и физически. В течение многих ми-
HYT OH He оказывал почти никакого с9-

противления нашей пехоте, ворвавшейся г   лерийск

С Отечественной
Всюду вывешены  над правильны

Трудовое устройство и

бытовое обслуживание

инвалидов Отечественной войны

Секретариат ВЦСПС предложил проф-
союзным организациям организовать учет
работающих ‘на предприятиях инвалидов
войны, установить контроль
м использованием их труда
на производстве.

Фабрично-заводские комитеты должны
обеспечить инвалидам Отечественной вой-
ны преимущественное обслуживание их в!
столовых, магазинах и других бытовых

его расположение. Пленные финны потом
показывали, что они никак не могли уло-
вить конца артиллерийской подготовки.
Bee сидели, прижавшись к земле, и опом-
HHIHCh лишь тогда, когда наша пехота
уже овладела первой линией траншей.

Высокие результаты показали орудия,
стрелявлтие ‘прямой наводкой. Батарея
старшего лейтенанта Якимовича, напри-
мер, буквально дробила каменные налол-
бы. Огнем 203-м\. орудий был разгромлен
«лот миллионер», имевший 11 метров в
длину.

С началом атаки, как уже говорилось
выше, темп артиллерийского огня не осла-
бевал и не нарастал. Велась стрельба’ на
разрушение всех траншей в наиболее
важных участках их. Серьезные задачи
возникли в области контрбатарейной и
контрминометной борьбы. Финны етреми-
лись задержать нашу пехоту заградитель-
ным огнем. Специальные тактические
группы нашей артиллерии, a также ми-
нометов зорко следили за развитием со-
бытий и быстро воздейетвовали на вра-
жеские отневые позиции массировайными
отневыми ударами. И здесь сказалась точ-
ность работы разведки. Финекие батареи
переставали стрелять.

Продвижение пехоты в глубину оборо-
мы обеспечивалось’ <оползанием» разрывов
снарядов, производившимея, почти неза-
метными скачками в 650—100 метров.
Переносы огня производились по ивициа-
тиве командиров дивизионов, находивигих-
ся с команлирами батальонов. Чтобы избе-
жать разрывов в огневом вале (а это воз-
можно при таком децентрализованном уп-
равлении им), командующий артиллерией
применял огневые средства, которые нахо-
дились в его руках.

С развитием боя получалась интересная
картина.  Непрекращавшийся отонь по
зсем линиям траншей не давал против-
нику маневрировать живой силой, пара-
тизовал большинство его огневых «редетв.
Последовательный перенос в глубину огня
Фатарей, стрелявших по переднему краю,
всё больше и больше увеличивал плот-
ность разрывов. Пехота легко овладела
всеми линиями траншей и организовала
преследование отходящетго противника. В
первый. же день она продвинулась более
чем на 20 километров.

Характерной особенностью развития ус-
пеха было гибкое. маневрирование артил-

ими средетвами. Речь идет не толь-

учреждениях. Советы и комиссии социаль-
ного страхования на предприятиях, стра-
ховые делегаты обязаны добиваться ока-
зания первоочередной лечебной помощи
инвалидам, внеочередного приема их в
местных поликлиниках и здравпунктах.

Секретариат ВЦСПС выделяет для ин-
валидов Отечественной войны 500 путевок

в санатории.
(ТАСС).

Бо 06 орудиях сопровождения или артилле-
рии непосредетвенной поддержки пехоты,
но ио быстрых перебросках целых артил-
лерийских соединений. Даже тяжелые пол-
ки не отрывались от передовых частей. Они
быстро развертывались и массированных
огнем подавляли сопротивление финнов.

Командование не останавливалось даже
перед рокировкой крупных масе артилле:
рии © одного фланга на другой, для того,
чтобы решительно содействовать тактиче-
скому успеху какого-либо стрелкового со-
единения. № чести артиллеристов Ленин
прадекого фронта надо отметить, что они
совершают перебазирювание в рекордно ко-
роткие сроки и очень четко. Однажды по-
требовалось перебросить несколько соеди:
нений на расстояние в 30 километров. В
течение 5 часов переброска была завер-
шена. И это — на Карельском перешейке,
в условиях ограниченного количества до-
рог и- многочисленных водных преград!

№ артиллерийское соединение, при 0б-
щем продвижении войск на 100 километ
ров, совершило переходы на расстояние
евыше 300 километров. «Рокируясь» ©
одного участка на другой, оно своевремен-
HO появлялось там, где требовалось д9-
оиться немедленного перевеса в огневых
средствах над противником. Штаб соеди
нения умело руководил перебросками. Он
не ограничивалея передачей распоряже-
ний, а высылал своих представителей
в части, находившиеся в пути; Иногда
случалось так, что стрелковое  соедине-
ние еще производило  рекогносиировку,
а артиллерия уже стояла на позициях,
подготовив огни. Такая мобильность, в 4a
стности, об’яеняется тем, что артиллери-
CTH нопользовали лесные, незагруженные
дороги, хотя те и были неудобны, а связь
повсюду осуществлялась по радио.

В овеспечении прорыва на Карельской
перешейке артиллеристы Ленинградского
фронта проявили высокое мастерство.
Офицеры показали, что вполне Bila
деют высококачественной советской артил-
лерийской техникой и научно обослован-
ными методами стрельбы. Дерзание мысли,
решительность и четкость действий —
вот чо характеризует артиллеристов Ae-
нинградского фронта и неизменно прино-
сит им боевые успехи.

Подполковник В. СМИРНОВ,

Майор М. БОГАТОВ,
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ.

>