КРАСНАЯ

От трудящихся города Кишинева

МОСЕВА, КРЕМЛЬ

Председателю Совета Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского Союза

товарищу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Настал самый радостный для нас день.
Руководимые Вами доблестные войска
2-го и 3-го Украинских фронтов освобо-
дили нашу Молдавскую Советскую Социа-
листическую Республику. Ообравшиеь
связи с этим на митинг, мы, жители Ви-
шинева — столицы нашей республики,
овои первые слова тлубочайшей благодар-
ности, безграничной любви и преданно-
ети посылаем Вам, наш любимый  отёец,.
учитель и друг товарищ Сталин. Велика
наша радость и гордость за невиданный в
истории войн грандиозный размах и стре-
мительность наступления Врасной Армии,
сметающей на своем пути все преграды и
освобождающей всю нашу советскую зем-
лю.

Более трех лет мы переживали черные
дни немецко-фашистской оккупации, под
тяжелым гнетом бесправия, под угрозами
смерти ‘жили мы эти три года. Фашиет-
ские захватчики хотели отнять свободу
и независимость молдавского народа, прев-
ратить свободных советских людей в сво-
их рабов. Немецкие и румынские фашисты
истребили тысячи беззащитных <тариков,
женщин и детей, они согнали со своих
родных мест и разорили десятки тысяч
мирных жителей, разрушили наши города,
фабрики и заводы, школы и больницы,
научные и культурные учреждения. Мы
не забудем замученных и убитых в Кир-
пичнНой слободке в Тирасполе, мы помним
тысячи расстрелянных в Дубоссарском
концлагере, мы знали честных людей,
истерзанных под Киптиневом. Мы видим
руины Кишинева, Тирасполя, Оргеева,
Бендер. Гитлеровцы чувствуют ©вой близ-

От трудящихся, партизан и партизанок города Бреста

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза

товарищу СТАЛИНУ.

дорогой  зились вплотную к границам Восточной

Родной наш отеп и учитель,
Иосиф Виссарионович!

Мы, свободные граждане города Бреста,
партизаны и партизанки совместно © вои-
нами Красной Армии, собравигись сегодня
на общегородской митинг, посвященный
освобождению налцего города от фашиет-
ских захватчиков, шлем Вам, вождю И
учителю, наш пламенный привет и
искреннюю благодарность за освобождение
Hac of фашистоного рабства.

Доблестная Красная Армия под Вашим
гениальным руководством сумела не толь-
ко выдержать бешеный натиск гитлеров-
ской военной мапины, но, окрепнув в
ходе Отечественной войны, нанесла  не-
мецко-фашгистекой  грабительской армии
непоправимые удары. .

Планы Гитлера на завоевание мира и
покорение народов Союза CCP потерпели
полный крах.

0т Онежского озера до Карпатоких тор
протянулась линия фронта советского на-
ступления. Неудержимо движется Красная
Аруия вперед, преследуя и уничтожая
зрага, затоняя фапвистского зверя в ето
берлогу. :

За последние дни паши войска вилот-
ную подошли к Варшаве, форсировали
реку Неман, перерезали пути, ведущие из
Прибалтики в Восточную Пруссию, вы-
ти к берегам Рижекого залива, прибли-

Переправа на подручных средствах

Преследуя противника Ha anereine)
изобилующей водными преградами, нашим
войскам часто приходится форсировать их
с хода, используя подручные средства.
Табельные переправочные средетва нередко
отстают от передовых частей, а ждать их
нельзя, так как противник может укре-
питься и ортанизовать оборону на mpd-
тивоположном берегу. В силу этого’ вой-
ска должны уметь преодолевать водные
рубежи всеми доступными им средетвами:
вброд, вплавь, а также с помошью под-
ручных материалов — досок, бревен, б0-
чек, хвороста и т. п. Умение отыскать
эти средства и быстро подготовить их к
переправе ‘имеет решающее значение для
сохранения высоких темпов наступления.

Поучительны в этом отношении дейет-
вия Н-ской части. Преследуя отходящего
противника. напги подразделения выпели к
глубокой и широкой реке. Река в этом ме-
сте имела каменистое неровное дно. На
том берегу немпы закрепились на заранее
подготовленных позициях © развитой ©и-
етемой траншей, дзотами, проволочными
заграждениями и минными полями. Пер-
вым подошел к реке ‘небольшой отряд в
составе роты автоматчиков и взвода стрел-
ков, усиленного станковыми пулеметами.
Под пулеметным и минометные огнем про-
тирника бойцы форсировали реку и за-
крепились на прибрежных высотах. В это
время к водному рубежу подтянулиеь глав-
ные силы. Командир части уточнил 90-
ставовку и решил фороировать реку, He
хожидаясь  табельных — переправочных
средств. Переправа была намечена на уча-
стке, где река имела излучину, обращен-
ную в нашу сторону. Это обстоятельство
позволило создать надежное прикоытие пе-
реправы флантовым и косоприпельным
огнем. Возвышенный берег обеспечивал хо-
ротее наблюдение за противникем. Рас-
положенные на нашем берегу постройки
населенного пункта давали возможность
екрытно подвести подразделения к пере-
праве.

кий конец, в последнее время они с 069-
бым ожесточением стали разрушать и гра-
бить всё созданное ^ трудом  молдавокогмо
народа. Уходя, они подожгли нашу краси-
вейшую столицу — город Вишинев, кото-
рый гордился своими великолепными зда-
ниями. Сейчас они разрушены. Предприя-
тия города, электростантия, водопровод,
школы гитлеровцы обокрали и даже Ки-
шиневений кафедральный собор, постро-
енный более ста лет тому назад.

Но захватчикам не удалось заставить
молдавский народ склонить головы, 6л9-
MHTB ero волю. Тысячи лучших сынов мол-
давского народа героически борются в
рядах Красной Армии, отважно сражались
в партизанских отрядах. Весь молдавокий
народ верил в свое освобождение и < не-
терпением ждал своих освободителей. С
волнением мы прислушивалиеь к вестям,
доносившимеся из-за линии фронта. Мы
знали, что час освобождения близок и час
пробил. Неудержимой лавиной двинулись
вперед части Красной Армии, На южном
участке фронта <окрушительный Удар
Красной Армии по неменко-румынским
войскам еразу снес прогнившую диктату-
ру Антонеску. Гитлеровекий режим в Ру-
мынии рухнул. Красная Армия добивает
фашистских  выродков Ha территории
Румынии.

Через тягчайшие испытания прошел
моллавский народ, много выстрадал и ис-
пытал он на своем историческом пути,
много пролил своей крови, добывая себе
право на существование и владение своей

землей. Сейчас это право завоевано на-

Принято’ на митинге трудящихся города Кишинева 30 августа 1944 г.

Пруссии.

Миллионами убитых и пленных рас-
плачиваются немцы за свое разбойничье
хозяйничание ма советекой земле. Совет-
ские воины приближают катастрофу гит-
леровской Германии и ее войск.

В этих замечательных победах Врасной
Армии сказывается сила и мощь  совет-
ского строя, народното хозяйства, великая
жизненная сила дружбы народов CCCP,

мудрое руководство Советокого Правитель-

ства, Коммунистической партии и лично
Вале, дорогой товарищ Сталин!

Три года и 35 дней томилиеь ME В
фашистекой неволе. Много мук и горя
пришлось нам перенести. Более трех лет
мы не видели солнца, не видели светлых
иней. Не выплакать, не высказать воето.
горя, причиненного нам гитлеровскими
бандитами.

Не одна мать, как чайка, убиваетея 0
детях своих, не один ребенок осиротел и
больше никогда не увилит своих любимых
родителей.

Томятея дети наши, братья и сестры
на каторге в тяжелой пемецкой неволе.

Фалтистские бандиты замучили, pac-
стреляли и угнали в Германию более
31 тысячи граждан Бреста. Они разруши-

ли, сскверчили наш славный, цветущий! публик!
Принято на митинге трудящихся, партизан и партизанок в г; Бресте

13 августа 1944 года.

Передовые подразделения захватили 18 лями. Командир принял решение осущест-

вполне исправных лодок и приступили к
‘заготовке подручных средетв для перепра-
вы. Beé это обеспечивало переправу
стрелковой роты со средствами усиления
в один рейс. Переправа началась сразу
после того, как подразделения вышли к
реке, что обеспечило элемент внезапности.
Пехота на бревнах и досках, а отдельные
бойцы вилавь быстро преодолели водную
преграду. Пулеметы и минометы были по-
гружены в лодки. Огневое сопротивление
противника было подавлено пулеметами в
минометами, прикрывающими переправу,
а также отдельными орудиями, выделен-
ными для стрельбы прямой наводкой.

По мере высадки командиры рот пер-
вых эшелонов ставили отдельным мелким
группам задачи на атаку. Атакой с фрон-
та передовые подразделения при поддерж-
ке отряда быстро расширили плацдарм.
Выбитый с занимаемого рубежа противник
стал поспешно отходить в северном на-
правлении, прикрываясь артиллерийским
й минометным овнем. Наша часть в. пол-
ном составе, со средствами усиления пе-
реправилаеь на противоположный берег.
Сама переправа заняла около 4 часов.

Форсирование птирокой водной прегра-
ды © хода удалось благодаря хорошей вы-
учке бойцов, быстрым и решительным
действиям командиров, четкой организации
взаимодействия.  Внезанноеть явилась
также важным фактором успеха. Большую
роль сыграло то обстоятельство, что отряд
не только захватил и удержал плацдарм
на противеположном берегу реки, но своим
огнем обеспечил переправу остальных под-
разделений,

В ходе наступления нашим войскам
приходится преодолевать не только реки,
но и 93ера. Недавно одна наша часть по-
дошла к озеру, на противоположном бе-
регу которого закрепилея аръергард про-
тивника. Фланги по обеим сторонам озе-
ра прикрывались густыми проволочными
заграждениями, надолбами и минными по-

всетха. Это право на счастливую жизнь
мы получили при помощи народов Co-
ветекого Союза и в первую очередь ве-
ликого русского народа, который всегда
протягивал нам свою руку братекой по-
мощи. Й в этот радостный день мы вы-
ражаем народам нашей  многонациональ-
ной семьи свою искреннюю глубокую
благодарность.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Сегодня У нас свободно зазвучала мол-
давская, русская, украинская речь. На
своей освобожденной земле, влохновлен-
ные великими победами Красной Армии,
получая огромную помощь партни и пра-
вительства, ощущая Вашу личную, наш
родной товарищ Сталин, постоянную за-
боту, мы CO всем упорством боремся за
восстановление и развитие нашей респуб-
лики. Мы ничего не пожалеем для того,
чтобы ускорить окончательный разгром
немецко-фаптистеких разбойников. Mp
клянемся Вам, товарищ Сталин, всеми
силами крепить могущество и славу на-
шего многонационального ‚ Советского Co-
юза. Ва

Дорогой Иосиф Виссарионовия!

Примите нашу сердечную благодарность
и пожелание долгих лет здоровья и жиз-
НИ.
Да здравствует доблестная  воепобеж-
дающая Красная Армия!

Да здравствует великая дружба napo-
дов Советского Союза!

Да здравствует нат. великий освоболи-
тель, мудрый полковолец, Маршал Совет=
ского Союза товарищ Сталин! Е

город. Около 40 процентов жилых поме-
щений превратили в развалины и пепе-
лица. Они взорвали и сожгли вое пред-
приятия и культурные учреждения горо-
да, изрыли улицы и парки Траншеями и
окопами, опустошили блатоустроенный и
культурный областной центр.

Родной Иосиф Виссарионович! Клянем-
ся Вам и в Вашем лице большевистской:
партии и всему советекому народу, что
трулящиеся города Бреста под руковод-
ством партийной организации будут ра-
ботать не покладая рук, чтобы помочь

нашей героической Врасной Армии ‘окон:

чательно разгромить ненавистного врага,
чтобы быстрее ликвидитоваль последствия
немецко-фаптистской оккунации и восста-`
Новить наш любимый, цветущий Брест,

Искренне желаем Вам, дорогой товари
Сталин, долгих лет жизни на бла и
счастье великого coBeTCKOTO варола и
дальнейшего укрепления Советского госу-
дарства. $ .
‚ Олава Вам, Маршалу Советекого Сотоза,
тениальному вождю и полководцу!

Слава доблестной и могучей Юраеной
Армии!

Слава Отчизне нашей — нерутимому
Союзу Советских Социалистических Pee-

вить переправу на лодках. Чтобы обуа-
нуть бдительность противника, он приме-
нил военную хитрость. Вдоль берега было

послано несколько лодок. Бойцы, сидящие

в них, огня не вели, плыли не . спеша.
Так как отдельные группы врага ещё не
успели занять оборону и также плыли на
лодках к своему берегу, то немцы приня-
ли наших бойцов за своих и огня не от-
крывали. Накопивитись на фланге неприя-.
тельской обороны, наши бойцы внезапно
атаковали противника и вынудили ето -к
отходу. Основные наши силы тотовились
В 910 время к переправе на плотиках. По
сигналу © занятии противоположного бе-
рега быстро началась переправа
озеро. Стремительной ‘фланговой
аръергард противника был сбит © зани-
маемого им рубежа. —

Приведенные примеры показывают, что
успех форсирования водных преград во
время преследования противника обеспечи-
вается репгительными действиями войск,
ипициативой командного состава, направ-
ленной к овладению  переправами и за-
хвату плацдармов на противоположном
берегу. Практика ще раз подчеркнула,
что в передовом отряде нужно. иметь сред-
ства усиления: минометы, орудия баталь-
онной и полковой артиллерии, а иногда и
танки. Чтобы сохранить высокие темпы,
передовые отряды обычно обходят опорные
пункты. врага, стараясь как можно ско-
nee достигнуть переправы и овладеть ею.
Поскольку преодоление водной преграды,
как правило, производится с хода, весьма
важно, чтобы все подразделения заранее
подготовились к нему. Речь идет о том,
чтобы бойцы и офицеры еще в период

подготовки к наступлению прошли курс

специальной учебы и овладели приемами
использования” подручных средств во вре-
мя переправы.

Полновник А. БОРИСОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ПЛЕНУМ ЦК КП(б) ЛАТВИИ

ЛАТВИЙСКАЯ ССР, 2 сентября:
(ТАСС). . Закончил работу пленум ЦК
КП(б) Латвии. С докладом «О мерах ликви-
дации последствий немецкой оккупации в
сельском хозяйстве Латвийской ССР» вы-
ступил секретарь ЦК КП(б) Латвии
тов. Калнберзин. Сообщив о том, какой
тяжелый урон нанесли немецкие захват-
чики сельскому хозяйству республики,

докладчик подчеркнул, что сейчас необ-
ходимо немедленно возвратить трудовому
крестьянству отнятые у него немецкими
захватчиками земли, скот и постройки.
Государство отпускает трудовому кресть-
янству лесные материалы для строений
и кредиты на приобретение скота.

На пленуме был заслушан доклад се-
кретаря ЦК КП(б) Латвии тов. Пель-

ше об организации массово-политической
и культурно-просветительной работы и
доклад председателя Совнаркома  Лат-
вийской ССР тов. Лациса о Ходе выпол-
нения постановления ЦК КП(б) Латвии и
СНК Латвийской ССР о первоочередных ме-
ролриятиях на освобожденной территории.
По обсужденным вопросам пленум принял
соответствующие практические решения.

Альтрок, примерно через 3

через:
атакой

ЗВЕЗДА

Заявление немецкого генерала

Командо

*

3 сентября 1944 г., воснресенье. № 210 (5890),

>

ванию

Шозера

Перевод. с немецкого
НЕА а

Красной Армии

МОЗЕРА, зенерал-лейтенанта, 6. коменданта
372 злавной полевой комендатуры в юр. Люблин.

Заявление

Я, Гильмар Мозер, родился в 1880 году но, 30 кв. км. В лагерю вели несколь-

вм. Дангенорла (округ Рода). С 1902 года
я служил в германской армии. Чин гене-
рал-майора я получил в 1935 году, чин
тенерал-лейтенанта — в 1942 тоду. 3a
свою боевую, деятельноеть я награжден
всеми существующими в Германии знака-
ми отличия.

В течение 42 лет я всегда был чест-
вым солдатом, участвовал в двух мировых
войнах, получил тяжелое ранение.

У меня нет никаких причин умалчи-
вать о тяжких преступлениях Гитлера
или их покрывать, и я считаю своим дол-
гом рассказать всю правду о так назы-
ваемом «лагере уничтожения», сооружен-
ном гитлеровцами близ г. Люблин, вдоль
Хелмекого шоссе.

В конце ноября 1942 года я прибыл в

Люблин с главной полевой комендатурой

№ 312 в качестве ее коменданта.

Мой предшественник — генерая  фон-
недели, был
переведен со своей главной полевой ко-

менлатурой дальше на восток.

При передаче служебных дел он с00б-

мил мне, что в Люблине имеется концент-

рационный латерь, который подчиняется

СД. Он заявил, что, согласно армейскому

приказу, коменданту главной полевой

комендатуры, как представителю  воору-

женных сил, строго-настрого запрещено

посещать этот лагерь и расспрашивать ©

TOM, HTO в нем происходит.
` Вскоре после этого в Люблин прибыл
командующий военного округа в Генерал-

тубернаторетве — генерал. от инфантерии

Гейнине, которому и подчинялась главная

полевая комендатура.

On повторил переданный мне генералом

Альтроен приказ и указал еще раз на стро-

rH запрет интересоваться тем, что проис-

ходит в концентрационном лагере.

Между прочим, он ‘сказал: «Дела там

подобны раскаленному железу, к которому

петьзя прикасаться». :
В первое время своей деятельности я
MHOTO раз’езжал, чтобы ознакомиться с

территорией, находящейся в моем ведении.

затем я постарался разузнать подробнее о
концентрационном лагере и установил
следующее:

Латерь тянулея на несколько клм. вдоль
южной стороны  Хелмекого шоссе и на
несколько километров вглубь. Я полагаю,
что территория его составляла, пример-

Промышленность г. Москвы

Государственный план по выпуску про-
дукции за август и 8 месяцев 1944 года
промышленностью гор. Москвы перевыпол-
нен. + i ;

Впереди других — предприятия наркома-
тов: авиационной промышгленкости,; бсепри-
пасов, минометного вооружения, среднего
машиностроения, станкостроения, цветной
металлургии, химической, пищевой, тек-
стильной и легкой промышленности. `

В честь годовщины
освобождения Донбасса

ВОРОШИЛОВГРАД, 2 сентября. (ТАСС).

Крупными  производственными победами
встречают трудящиеся области годовихину
освобождения Донбасса. В Ворошиловске
восстановлен и выдал первую продукцию
‚коксо-химический завод.  Пущенная на-
днях обьгатительная фабрика дала отлич-
ную шихту для печей первой по счету
восстановленной коксовой батареи № 2.
Подготавливается к растопке  коксовая
батарея № 3.

На  Ворошиловградском- паровозострои-
тельном заводе имени Октябрьской рево-
люции вчера пущены восстановленные па-
ровая машина и первые два’ прокатных
стана кровельный и тонколистовой.
Кровельный стан дал 280 листов железа
высокого качества. ИПрокатчики обязались
к годовщине освобождения Донбасса ввести
з строй третий мощный толстолистовой
стан «Трио» и освоить на полную мощ-
ность кровельный и тонколистовой станы.

Горняки комбината  «Ворошиловград-
уголь» добыли сверх 8-месячнсго плана
100 эшелонов топлива. 31 августа суточ-
ное задание по комбинату выполнено на
180,5 процента.

KO прямых железнодорожных веток. от
главного вокзала. Снаружи он был обне-
сен обычным забором из колючей прово-
локи, вдоль которого с внешней стороны
стояла многочисленная охрана. Е

С какого времени лагерь существовал,
мне неизвестно, я знаю, однако, что за
время моего пребывания в Люблине он
был значительно распвирен.

При выборе позиций для строительства
оборонительных полос «укрепрайона Люб-
лин», которые проходили вдоль восточной
части концентрационного лагеря (© внеш-
ней стороны ограды), я е другими офице-
рами, руководившими строительством, был
однажды внутри внешней ограды лагеря,
примерно в 30 метрах от Hee.

Осматривать латерь я не имел намере-
ния, что, как уже сказано; было’ стро-
жайше запрещено вышестоящими инстан-
ЦИЯМИ,

Тем не менее, многое, что происходило
в лагере, стало мне известно.

Этот лагерь мы все в Люблине назы-
зали конпентрациенным лагерем или ев-
рейским лагерем, потому что первона-
чально в нем содержались главным обра-
зом евреи; в дальнейшем там находились
представители самых различных нацио-
нальностей, так называемые политические
преступники, между ними и немцы.

Зимой 1943—1944 г.г. там было унич-
тожено большое количество заключенных,
в том числе, к моему большому зозмуще-
нию, женщины и дети.

Число убитых достигало сотен тысяч
человек.

Несчастные частично были расстреля-
ны, частично умерщвлены газами.

Мне неоднократно рассказывали далее,
что в лагере уничтожения обреченных
заставляли выполнять чрезвычайно тяже-
лые работы, превосходящие их силы, и
подгоняли их при этом жестокими по-
боями. :

С возмущением я узнал, что заключен-
ных в этом лагере перед тем, как уни-
зтожить, еще пытали и мучили.

Весной этого года было выкопано бес-
численное количество трупов и сожжено
в специально сооруженных печах, види-
MO — чтобы замести следы преступлений,
совершенных по приказу Гитлера.

Тигантекие печи были построены из кир-
mya и железа и представляли собой кре-

перевыполнила план августа

u 8 месяцев 1944 года

Рабочие, работницы, инженерно-техничё-
ские работники и служащие предприятий
столицы с честью выполняют взятые обя-
зательства о всемерном увеличении выпу-
ска вооружения, боеприпасов, снаряжения
и другой продукции для нужд фронта и
народного хозяйства страны для оконча-
тельной победы над врагом.

(ТАСС).

>

В хлопководческих совхозах
Узбекистана }

ТАШКЕНТ, 2 сентября. (ТАСС). В сов-
хозах республики началась уборка урожая.
Собрана первая тысяча тонн отборного
сырца. Точно по графику проходит <6op
хлопка в совхозе № 8 Избаскентского
района. Здесь на первом отделении сорев-
нуются за высокую выработку 200 сборщи-
ков. Работница Саваатхон Ирназарова еже-
дневно собирает до 215 килограммов хлоп-
ка при норме 30 килограммов. ;

Успешно развернулась уборка в cos-

хозах им. Пятилетия Узбекской ССР,
им. Сталинар «Гульбах».
=>

Главторф выполнил
годовой план

Крупнейший  заготовитель торфа в
стране —Главторф Наркомата электростан-
ций   сентября завершил годовой план.
В нынешнем году добыто топлива на
197 тысяч тонн больше, чем в 1943 году.

Лучших результатов добились ленин-
градский, горьковский, калининский, оре-
ховский и шатурский тресты;

(ТАСС).

маторий с большой пропускной способно-
‘стью. Запах трупов проникал часто в го-
род, по крайней мере в восточную часть
его, поэтому даже менее информированных
лицам было ясно, что творится. в этом
страшном месте. 2 ‹

Сведения 06 этом ужасном латере я по-
лучил из бесед со следующими лицами:
тенерал фон-Альтрок — мой предшествен-
ник, комендант главной полевой коменда-
туры; генерал Раннер, бывший командир
174 резервной дивизии в Люблине; майор
Глейзнер — командир 991 стрелкового ба-
тальона ландвера; доктор Нлаус и доктор
03002 — начальники отдела снабжения и
сельского хозяйства района и майор Гарт-
ман, который почти в течение 5 лет
являлся моим ад’ютантом и доверенным.

Майора Гартмана я сам просил разуз-
нать, что делается в лагере, и он пред-
ставил мне наиболее полную информацию.

Сведения, полученные мною от других
лип, красноречиво дополнялись невыноеи-
мым трупным запахом, который я сам не-
однократно ощущал.

Я не нахожу . слов, чтобы выразить
возмущение по поводу неслыханных за9-
деяний, и убежден, что каждый порядоч-
ный немец откажется от правительства,
которое отдавало распоряжения © такого
рода организованных маесовых убийствах,

Подтверждением тото, что деятельность
латеря уничтожения направлялась гитле-
ровским правительством, может служить
факт посещения лагеря самим Гиммлером,
который приезжал в Люблин летом 1943
года.

Я считаю своим прямым. долгом, как
тенерал и солдат, прослуживший 42 тода
в армии, участник двух мировых войн,
получивигий тяжелое ранение, и, наконеп,
как последний комендант главной полевой
комендатуры Люблинского района, солей-
ствовагь полному вокрытию всех неслы-
ханных преступлений, которые творились
в концентрационном лагере. Я призываю
всех солдат армии, которые, находилиеь
в городе Люблине под моим начальством,
дать показания о всех известных им зло-
деяниях, творившихся в Люблинекем ла-
тере уничтожения.

MO3EP,

генерал-лейтенант.
29 августа 1944 года.

Г Фотскопии   и 6 страниц заявления немецкого генерал-лейтенанта Мозера.

ПО СОВЕТСКОМУ ТЫЛУ

Хлеб—государству

АЛМА-АТА, 2 сентября. (ТАСС). Кол-
хозы Южно-Казахстанской и Джамбул-
ской областей завершают хлебопоставки,
Передовые артели, выполнившие план зер-
нопоставок, засыпают семенные фонды. В
Кегеньском районе, Алма-Атинской обла-
сти, уже засыпана в закрома половина TPe-
буемого количества семян. Более. 12 ты-
сяч центнеров зерна отложили на семена
колхозы Энбекши-Казахского района,

Основная масса хлеба поступает ‹сейчас
на заготовительные пункты из северо:во-
сточных областей республики. Системати-
чески превышают пятидневные задания по)\
вывозке зерна Карагандинская и Акмолин-
ская области. За последнюю пятидневку
карагандинцы выполнили 11 процентов
плана хлебосдачи. Осакаровский район за
эдин день красными обозами доставил на
заготовительные пункты сверх графика
118 тысяч пудов зерна.

; <>

Первый эшелон
сталинградских
тракторов

СТАЛИНГРАД, `9 сентября. (ТАСС).
Коллектив Сталинградского тракторного
завода выполнил августовский план и сверх
месячного задания. снял с конвейера
2 трактора. На заводе царит. необычайный
производственный под’ем.

Вчера вечером на погрузочной площадке
состоялся общезаводской митинг, посвя-
щенный отаравке первого эшелона сталин-
градских тракторов для сельского хозяй-
ства страны. На митинге выступили ди-
ректор завода тов. Просвиров, секретарь
обкома ВКП(б) тов. Бондарь, стахановцы и
инженеры. Участники митинга обязались
перевыполнить сентябрьское задание по за-
пасным частям, дизелями другим видам
продукции, дать стране и фронту ‹верх-
плановые тракторы.