K

й

РАСНАЯ ЗВЕЗДА

3 сентября 1944 г., суббота. № 215 (5895).

———«„«,ЗЗ————ыыыыы=ыы=———ы—=ы=ыы=ы=—ы—ы—ы—ы—ы—»—»»_<»_<____ иди ии

Заявление Хэлла
на пресс-нонференции

ВАШИНГТОН, 7 сентября. (ТАСС). На
очередной пресс-конференции государствен-
ного секретаря. США Хэлла спросили, зая-
вили ли Португалия и Швейцария о своем
отказе предоставить убежище преступни-
кам войны из держав оси. Хэлл ответил,
что, как американское правительство ‘на-
деется, эти страны примут меры к тому,
чтобы не допустить на свою территорию
военных преступников держав оси.

На вопрос относительно слухов, что
Бразилия намерена признать аргентинское
правительство и последовавшего затем бра-
зильского опровержения, Хэлл ответил, что
слухи о таком признании исходят от фа-
тистских элементов в Аргентине. Хэлл
добавил, что, повидимому, какой-то орга-
визованный источник интенсивно распро-
страняет лживые слухи, стремясь ввести в
заблуждение общественное мнение по та-
кому вопросу, по которому все американ-
ские республики, за исключением Аргенти-
ны, придерживаются единой линии. Нет
никаких оснований полагать, что Бразилия
имеет какое-либо намерение изменить свою
политику, о чем утверждали инспириро-
ванные слухи. На вопрос о том, откуда
исходят. подобные слухи, Хэлл ответил,
что они распространяются из отдаленного
района, из беслокойного района, из страны,
где люди. верные фашистскому движению
в Западном полушарии, создали-<вой глав-
ный штаб. Этот штаб находится в Арген-
тине. Далее государственного секретаря
спросили, имеется ли какая-нибудь связь
между фашистским движением в Аргентине
и рушащейся гитлеровской властью в Гер-
мании, Хэлл ответил, что в Данный мо-
мент он предпочитает не касаться этого
вопроса.

На вопрос о том, может ли он подтвер-
дить слухи о том, что Риббентроп и дру-
тие гитлеровские лидеры бегут в Арген-
тину, Хэлл ответил, что он не получал
подобной информации. Затем один из кор-
респондентов спросил, распространяется ли
фашистская зараза из Аргентины. Хэлл зая-
вил, что это и есть центральная проблема,
которая обсуждается уже в течение неко-
торого времени. В свою очередь этот во-

прос связан со всей проблемой единства,

солидарности ‘и сотрудничества во.имя об-
шего дела союзников, а также сотрудни-
чества, направленного к тому, чтобы не до-
пустить подрывной деятельности этого дви-
жения на американском континенте.

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 8 сентября. (ТАСС). Как пе-
редают из Югославии, верховный штаб
народно-освободительной армии Югосла-
вии сообщает, что в Сербии югославские
части после занятия Пожеги продолжают
успешное наступление. Занят город Арилье,
южнее Пожеги. Происходят ожесточенные
60H с немецкими войсками четниками и
недичевцами в секторе Ужице и Вардище.
Все попытки противника вернуть Пожегу
сорваны.

В Боснии, на дороге Сараево—Мостар,
разгромлена моторизованная колонна про-

ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

Войска союзников, продвигающиеся на
северо-восток от Лувэна, форсировали ка-
нал Альберта вблизи Беерингена. 7 сен-
тября вечером передовые части достигли
района Бур-Леопольда. Союзные войска
заняли Ипр и приблизились к Руле. Вой-
ска союзников продолжали вести операции
по окружению Булони и Кале, Части союз-
ников, продвинувшиеся от района Граве-
линского лесаа еще болыше сомкнули
кольцо вокруг этих портов.

Союзные войска, действующие в Южных

районах Бельгии, заняли Вавр, расположен-
ный юго-восточнее Брюсселя. Другие ча-
сти, продвигающиеся вдоль реки Маас от
Намюра, освободили Юи. Передовые ot-
ряды этих частей приблизились к Льежу
с запада. Союзные войска добились успе-
хов к востоку от Динана и, продвигаясь
от Арденнского леса, заняли Луетт-Сен-
Пьер. и Бьевр. Войска союзников прибли-
зились к реке Мозель и находятся в не-
скольких милях к северу от Меца. Южнее
этого района части союзников форбировали
Мозель севернее Понт-а-Муссона, встретив
сильное сопротивление противника.

щении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре военных опе-
раний говорится:

Исключительно неблагоприятная погода
в Италии ограничила наступательные опе-

ВООРУЖЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПАТРИОТОВ

ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). . Штаб
генерала Кенига об’явил, что французские
внутренние вооруженные силы 6 сентября
вступили в Пуатье и заняли Монсо-ле
Мин. В боях в районе Вандеи убит не-
мецкий генерал. Вооруженная борьба пат-
риотов’ в основном сосредоточена теперь в
секторе между Безансоном и Бельфором.

НЬЮ-ЙОРК, 6 сентября. (ТАСС).
болышой статье редактор газеты «ИМ»
Лернер решительно осуждает антисовет-
скую статью Буллита, напечатанную не-
давно в журнале «Лайф», называя ее «гни-
лым трупом» и подчеркивая, что Буллит
пытается расколоть союзников.

Касаясь помещенной в «Правде» 4 сен-
тября статьи Демидова по поводу высту-
пления Буллита, Лернер пишет, что рус-
ские сами в состоянии дать компетентный
ответ, но он лично заботится об американ-
ском ответе Буллиту, ибо «существует на-
стоятельная необходимость сохранить вели-
кую военную коалицию союзников Для до-
стижения полной победы над фашистами»
и избежать возникновения новой кровопро-
литной мировой войны.

Подчеркивая «непривлекательную славу,
которую снискал себе Буллит своими ко-
лоссальными ошибками, совершенными В

бытность первым послом в Советском Сою-

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОЮЗНИКОВ
ВО ФРАНЦИИ, БЕЛЬГИИ, ИТАЛИИ

Редактор газеты „ПМ“ Лернер о статье Буллита

В Красной Армией, повторяет уже дискреди-

рации войск союзников. Продолжаются
ожесточенные бои в Адриатическом секто-
ре, где части 8-й армии отбили много вра-
жеских контратак, нанеся противнику Тя-
желые потери. Отмечены успехи в трудно-
проходимом горном районе Апеннин, Вой-
ска союзников продвинулись дальше в гор-
ной местности между долинами верхнего
течения Тибра и Арно. Противник, пытав-
шийся удержать свои лозиции, был выну-
жден перейти в контратаку, которая’ была
отбита с тяжелыми для него потерями.

К северу от Флоренции продолжаются
действия патрулей. К западу от. Флорен-
ции американские патрули 5-й армии про-
двинулись далыше в глубь гористой мест-
ности к северу от дороги Лукка—Прато.

Американские части 7-й армии, быстро
продвигаясь по Восточной Франции, до-
стигли Безансона, встретив упорное сопро-
тивление противника, пытающегося при-
крыть пути отхода. Интенсивные бои про-
исходили также вдоль реки Лу к юго-за-
паду от Безансона. Французские войска,
преодолев сопротивление врага, взяли Пон-
тарлье, близ швейцарской границы. Отме-
чено дальнейшее продвижение также к
северо-востоку от Шалон-сюр-Сон.

Войска союзников заняли Седан >
ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). Как ае-
редает корреспондент агентства Рейтер,
находящийся при штабе верховного коман-
дования экспедиционных сил союзников,
войска союзников заняли Седан,

АЛЖИР, 8 сентября. (ТАСС). Алжир-
ское радио передало сообщение штаба
командующего внутренними французскими
вооруженными ‘силами на юге Франции ге-
нерала Коше, в котором говорится, что}
французские вооруженные CHB «ведут
сейчас ожесточенные бои с германскими
войсками вблизи итальянской границы».

тированные антисоветские выдумки и
утверждает, что члены Польского Коми-
тета Национального Освобождения явля-
ются в своем большинстве коммунистами.
Лернер отмечает,” что «Правда» уже
опровергла все утверждения Буллита.
Буллит, пишет далее Лернер, поощряет
Финляндию продолжать войну, призывает!
Румынию отказаться от ее новой позиции,
утверждая, что Румыния под властью на-
цистов будет якобы независимой, побу-
ждает югославов продолжать внутреннюю.
борьбу вместо того, чтобы уничтожать
немцев, и игнорирует недавно установлен-
ное югославское единство. Лернер подчер-
кивает, что Буллит стремится вызвать
также раскол между англичанами и рус-
скими по вопросу’ об Австрии. Вместо
дружественного соревнования между союз-!
никами в деле скорейшего разгрома  Гер-
мании Буллит хочет, чтобы дружествен-

‘и перевести их на производство, имеющее

‘человека или одного наблюдателя <о CTO-

ВЫСТУПЛЕНИЕ КОЙСО
НА 85-й ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СЕССНИ
ЯПОНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

ТОКИО, 7 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Домей Цусин, японский
премьер-министр Койсо выступило на 85-й
чрезвычайной сессии парламента с речью,
в которой заявил, что Япония находится
сейчас в весьма серьезном положении. «На
данном этапе войны, — сказал Койсо, —
мы должны вполне считаться с возможно-
стью высадки на нашей родной земле»,
Отметив, что «положение сейчас действи-
тельно критическое и на карту поставлена
судьба империи», Койсо сказал, что для
того; чтобы саравиться © этим положением,
все государственные мероприятия. должны
быть: направлены к единой цели — успеш-
вому ведению войны. :

Касаясь этих мероприятий, Койсо ска-
зал, что правительство считает абсолютно
необходимым прекратить работу тех учре-
ждений и промышленных предприятий, ко-
торые не могут усиливать боевую мощь,

существенно важное значение в условиях
нынениего военного положения, посте-
пенно принимая для этого необходимые
меры. a ~£

Койсо заявил далее, что «в условиях
нынешнего серьезного положения нельзя
лерпеть наличия хотя бы одного праздного

роны, безотносительно к возрасту и полу».

В заключение Койсо заявил, что прави-
тельство вносит на обсуждение сессии за-
конопроект о дополнительных военных рас-
ходах «для усиления военных приготовле
ний, необходимых в условиях нынешней
напряженной обстановки».

ВОЙНА НА ТИХО
ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). Штаб
об’едикенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что тяжелые бом-
бардировщики в сопровождении истребите-
лей подвергли бомбардировке японский
аэродром к югу от Манадо (остров Целе-
бес). На земле уничтожено 15 самолетов.
Другое соединение авиации союзников
атаковало японские аэродромы ‘на’ острове
Гальмагера. Тяжелые бомбардировщики на-
несли удар по ялонской авиабазе на остро-
вах Палау. Базе нанесены тяжелые повре-
ждения.

НЬЮ-ЙОРК, 8 сентября. (ТАСС). Штаб
тихоокеанского флота США сообщает, что
7 сентября американская истребительная
авиация, базирующаяся на авианосцы, про-
извела массированный налет на острова
Палау.

ИЗБРАНИЕ КРОЧЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ
ПАРТИИ
ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство АФИ из Рима, решением
Национального Комитета итальянской ли-

`беральной партии Бенедетто Кроче избран

председателем партии.

сотни тысяч советских воинов. Почетна и

Рифмованная халтурс

«Песня и стих — это бомба и знамя»— вичного, разумеется, не печатаются и не
говорил Маяковский. Великий поэт пре-  могли бы печататься в наших журналах
красно чувствовал высокое назначение пес- и газетах (исключением является а
ни, кровную связь между крепким целе- хая, получившая аризнание песенка «Мишз
устремленным стихом и  вдохновляющей! ка»). Но его тексты вместе < нотами рас*
песней. С любимыми песнями на устах   пространяются на стеклографе и весьма
идут на великие додвиги, на смертный бой   часто исполняются с эстрады.
rH В. Дыховичный, так сказать, «военизиро-
над текстами вался» с головы до ног. Песни его пересы-
паны военными терминами. Они посвящены
танкистам, пулеметчикам, саперам, летчи-
рит народная мудрость. В хорошей песне—  кам, партизанам. Но это для него только
мало слов, но тем больший вес и значи-  повод, чтобы протащить тот или иной
мость приобретает каждое слово. Небреж-  двусмысленный, скабрезный сюжетец. И
ным отношением к слову отличается В когда внимательно знакомишься с текстами
последнее время работа такого талантли- В. Дыховичного, подчас ме находишь слов
вого песенника, как Сергей Алымов, авто-  для того. чтобы заклеймить ту кошунст-
ра заслуженно популярной песни «По до- венную спекуляпию на военной теме, ‘ка-
линам и по взгорьям». кую позволяет себе этот автор. Вот, к при-
Он написал песню 129 Орловской диви-  меру, песенка о пилоте под названием «Ни-
зии. В этой песне есть припев: чего»:
Рыбам — речка, бабам — печка, нам —  Шел пилот по переулку,
оо Шел как будто на прогулку,
До победы недалечко. Все вперед! Шел, не замечая никого.
Что, кроме раздражения, может вызвать! Смотрит — девушка и даже
этот залихватский текст? «Бабам — пП@ч-  В отношеньи фюзеляжа
ка!» — что, кроме недоумения, эта фраза  Ничего... ничего.. ничего...
может породить у наших бойцов, пре- Я дальше
красно знающих, как самоотверженно тру-
дятся в дни войны советские женшины на ie a
м - ’
a полях, на Sap0Aa% M UPCANPUA   Ha пределе штурмовое мастерство.
Недавно Политическое управление Се-  Пусть для первого свиданья
верного флота выпустиле бюллетень № 2,  Нет прямого попаданья,
специально посвященный новым аесням  Ничего. Ничего... Ничего...
Сергея Алымова. Редакция приводит тек-  Кто дал право В. Дыховичному так
сты двух песен С. Алымова «Знаменитый   изображать наших чудесных летчиков? Но
старшина»,  «Земляки-сибиряки» (музыка пошляк не устает в своем рвении и «да-
композитора Е. Жарковского), которые го-  рит» своим вниманием представителей всех
рячо рекомендует для исполнения коллек-  родов оружия. Он специально создал песню
тивами краснофлотской самодеятельности.  «Фронтовая парикмахерская» (музыка ком-
«Знаменитый старшина» сопровождается позитора Фомина), где сочинил, как в па-
веселым плясовым припевом: «Изумитель-   рикмахерский блиндаж заходят по очереди
ный, поразительный, исключительный тор-  пулеметчик, сапер, танкист, чтобы об’яс-
педист». ниться в любви парикмахерше Tone.
Чем же изумителен и поразителен зна-  «Для меня вы просто зажиганье, для
менитый старшина? За что все обожают  меня вы роковое магнето», — говорит в
и уважают его? Оказывается, всё это за  песне танкист, обращаясь к Тоне, и дальше
то, что — -  заявляет:
Старшина Андрей Орел Ваше сердце, как мотор, забронировано,
Изучил прекрасный пол, Выйти замуж за меня б я вас просил,
Ту, которая обманет, Ведь любовь моя имеет мощность ровно
На груди своей не грей, Двести восемьдесят лошадиных сил.

Не ходи за ней в тумане — Разумеется, такой лошадиной дозы 6ез-
С сердца списывай скорей. вкусия и пошлости не может выдержать и
Теряя всякое чувство меры, С. Алымов стеклограф. Многие написанные Дыхович-

ответственна работа поэта
песен и маршей.
«Из песни слова не выкинешь» — гово-

вкладывает далее в уста «знаменитого
‘старшины» следующие слова:

Есть, браточки, два обеда,

Раскрывайте шире рот.

Немцу в борт пойдет торпеда,

Вам в живот пирог пойдет.

И вот этой-то оскорбительно безвкусной
вермишелью из торпеды, которая «пойдет
немцу в борт», и пирога, который пойдет
«краснофлотцу. в живот», угошает С. Алы-
мов, а вместе с ним и редакция бюлле-
теня своих читателей и слушателей.

В результате кое-кто из квалифициро-
ванных поэтов постепенно начинает рас-
сматривать свою работу над песней, как
некий отхожий промысел, где иной раз

тивника. В долине реки Спреча продол- зе и последним послом в Свободной Фран-
жаются бои с немецкими и четническими  ции», Лернер указывает, что огромный. ти-

отрядами.

В Хорватии части югославской
действовали главным образом в районе
железнодорожной линии Загреб-—Белград,
на участке Банова Яруга—Динковцы. В
этом районе
разрушено в 308 местах. Взорвано и раз-
рушено также много мостов и дотов, слу-
живших для обороны этой линии. Истреб-

железнодорожное полотно лита, Лернер пишет:

раж, которым издается журнал «Лайф»,

армии   обеспечивает. распространение статьи Бул-

лита в широких массах.

Подчеркивая, что автор статьи в «Прав-
де» обнаружил 30 лживых заявлений Бул-
«Но в настоящее
время я не беспокоюсь о русской точке
зрения: русские сами могут позаботиться ©
себе в идеологической битве. Я гораздо

лено большое число вражеских солдат. На болыне обеспокоен судьбой Америки и ее

дороге Книн—Бихач югославские части
разгромили немецкую колонну.

В Словении продолжается наступление
частей народно-освободительной армии на
территории Штайерской области.  Заняты
два горных опорных пункта в районе По-
хорье. Югославские части преследуют раз-
битого противника в направлении Мари-
бора. :

НАЛЕТЫ АМЕРИКАНСКОЙ АВИАЦИИ

НА ЗАВОДЫ В ГЕРМАНИИ

редает английское министерство информа-
ции, свыше 1.000 самолетов «Либерейтор»
и «Летающая крепость» в сопровождении
самолетов «Мустанг» атаковали сегодня
химические предприятия и заводы синтети-
ческой нефти в Людвигсхафене. Кроме то-
го, американские самолеты подвергли бом-
бардировке артиллерийский склад в Ка-
стеле, близ Майнца, а также танковый за-
an в Густавебурге, юго-западнее Франк-

урта.

коалиции, ставящей. перед собой цель одер-
жания полной победы над фашистской
Германией и Японией. Имеется острая не-
обходимость использовать эту коалицию
как базу для создания новой мирной
структуры во всем мире. Я беспокоюсь о
том, чтобы был создан мир, в котором аме-
риканцы смогут жить в мире со всеми дру-
гими народами, в том числе с русскими».

«Международные взгляды Буллита, ли-
шенные претензий и изложенные во всей
своей наготе и цинизме, — продолжает
автор, — направлены прежде всего к то-
му, чтобы разрушить то, чего удалось до-
биться армиям союзников в Европе». Бул-
лит прямо советует польским подпольным
кругам не устанавливать сотрудничества с

Потери американского
ВАШИНГТОН; 8 сентября. (ТАСС).
Морское министерство США сообщает,
что подводная лодка «Робало», не вернув-
шаяся из операций, повидимому, погибла.

нию компромиссного мира между Герма-
нией и англо-американскими странами яв-
ляется открытой германской пропагандой.

ное соревнование превратилось в борьбу
за политическую власть, хотя это удлинит
войну, будет
жизней и поставит под угрозу возмож-
ность установления мира. :

Подстрекательство Буллита к заключе-

Буллит «играет на всех возможных аред-
рассудках для Toro, чтобы разделить

союзников, пытается отточить любой нож,  ,

способный уничтожить их единство».

Лернер отмечает, что Буллит участвовал
в каждом антисоветском заговоре в Па:
риже. «Буллит выдвинул идею санитарного
кордона, < помошью которого антисовет-
ские элементы хотели окружить Советский
Союз. В болышей степени, чем любой дру*
гой американец, Буллит об’единился с’ мо-
гильщиками Франции, сотрудничал с Да-
ладье, Боннэ, Гамеленом и Рейно. Буллит
вернулся в Вашингтон, полностью дискре-
дитированным. Его подлая карьера окон-
чена, но он еще. не прекратил свои под-
лые попытки доказать, будто его деятель-
ность была правильной, а не права была
история».

военно-морского флота

Агентство Ассошиэйтед Пресс сообщает,
что до сих пор США потеряли 28 подвод-
ных лодок. По данным агентства, с начала
войны военно-морской флот США потерял
176 кораблей различных типов.

можно и подхалтурить. Поэт в этем слу-
чае превращается в.<воего: рода безответ-

ным тексты нашли отпор у исполнителей
эстрады. Но все же кое-что из сочинен-
ного В. Дыховичным просачивается для
исполнения. Так, например, со сцены Мо-
сковского Театра Миниатюр исполнялась
песенка В. Дыховичного о партизане под
названием «Старый Хрыч» с ее двусмыс-
ленно-скабрезной концовкой:

é .
Ведь любовь — это первое дело солдата,
Ничего, что старик, как-нибудь!

Песенки Дыховичного, конечно, являют-
ся исключением, Не ими характеризуется
наш эстрадный репертуар. Но тот факт,
что они до сих пор не получили гласного
сурового отпора, то обстоятельство, ‘что
они иной раз исполняются наряду < пре-
красными военными песнями наших поэтов,
показывает, как мало внимания уделяет

стоить союзникам многих   -

Набор добровольцев
во французскую авиацию

ЛОНДОН, 8 севтября. (ТАСС). Как со-
общает агентство Рейтер, парижское ра-
дио передало о том, что во Франции на-
чался набор добровольцев во французские
воздушные силы. :

Бельгийское ‘правительство
прибыло в Брюссель

БРЮССЕЛЬ, 8 сентября. (ТАСС). Брюс-
сельское радио сообщило сегодня,

был в Брюссель в сопровождении членов
своего кабинета, а также членов сената и
палаты депутатов.

ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). Атент-
ство АФИ передает сообщение брюссель-

ского радио о том, что главнокомандую-
щий бельгийской армией генерал Бюркель

7 сентября прибыл в Брюссель.

Прекращение эвакуации из Лондона

и Южной Англии
ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). Опубли-
ковано официальное заявление, в котором
говорится,

Лондона и Южной Англии. В заявлении
указывается на то, что угроза налетов на
Англию самолетов-снарядов миновала.

что английское правительство’
решило прекратить эвакуацию из Большого.

ственного текстовика. Как будто хорошая
музыка гарантирует поэту всяческую без-
наказанность, как будто под удачный му-
зыкальный мотив. всё сойдет—и вялый пу-
стопорожний стих и не отягощенная
мыслью и эмоцией строка!

Ведь с точки зрения самого примитив-
ного стихотворного мастерства последние
песенные тексты Алымова не выдержи-
вают никакой критики. Вот еще образец:
«Где Андрей — матросы знают. Будет
харч «с присыпкой» дан». Ведь стихотвор-
ная строка с пятью согласными подряд с

чепуху для работы.

Такое легкомысленное отношение к от-
ветственной работе` над песенным текстом
сближает опытного поэта с теми халтур-
щиками, которые опошляют великое дело
создания песен на военные темы.

Перед нами песенные тексты В. Ды-
ховичного, к сожалению, еше пользую-
гах наших

композиторов и

ТЕГЕРАН, 8 сентября. (ТАСС). В Ис-
фагане создана общественная комиссия по
сбору средств в фонд танковой колонны

шегося популярностью в некоторых кру-
исполните-
лей эстрадных песенок. Песни В. Дыхо-

наша критика положительному и отрица-
тельному, что встречается в нашем эстрад-
ном репертуаре.

Положительного есть немало. Много
чудесных песен на военную тему ‹оз-
дано такими поэтами, как Исаковский,
имонов, Сурков, Лебедев-Кумач, Гусев,
Рыльский, Тычина, С. Васильев, Про-
кофьев, Долматовский, Жаров, Сафро-
нов и другие, Ряд. молодых поэтов
ва фронте и в тылу раскрывают себя
с лучшей стороны в жанре — эстрад-
ной песни. Они добросовестно и вдох-

что трудом может быть прочитана, а не то новенно работают над текстами поход-
бельгийский премьер-министр Пьерло при-  что пропета! А вот композитор принял эту ных песен и маршей. Часто их тексты ста-

новятся широко популярными не только у
нас в стране, но и далеко за ее преде-
лами. И нельзя` позволить, чтобы отдель-
ные поставщики рифмованной халтуры и
пошлости снижали взыскательное отноше-
ние поэтов к высокому жанру военной
песни, чтобы отдельные неудачи в этой
области заслоняли тот огромный авторитет,
которым пользуется песня и песенники в
нашей армии и в нашей стране.

А. ЛЕЙТЕС.

Создание в Иране комиссии по сбору средств на танковую колонну
имени Баграмяна

имени генерала Баграмяна. Председателем
комиссии избран доктор Ваграм Кадисбе-
руни.

_ Словацкий народ поднялся на борьбу

29 августа берлинское и братиславекое
радио официально сообщило, что немец-
кие войска вступают на территорию Сло-
вакии. Вак с той, так и с другой сторо-
ны указывалось, что это делается по
просьбе братиславского  марионеточного
правительства Тисо—Тука— Мах, которое
заявило; что собственными силами не в
состоянии подавить партизанское движе-
ние. Братиславское правительство обрати-
лось с призывом к населению Словакии
встречать немецкие войска, как дружест-
венные и оказывать им всяческую по-
МОЩЬ. ‘

Но получилось иначе. Немецкие окку-
пационные войска натолкнулись на в0-
оруженное сопротивление словацкого на-
рода. Партизанские отряды вместе со зна-
чительной частью словацкой армии раз-
вернули против немцев героическую 0сво-
бодительную войну, в которой участвуют
все слои словацкого населения и кото-
рая продолжается уже почти две недели.

Территория маленькой Словакии стала
театром военных действий. Чехословацкое
правительство в Фондоне об’явило, что
словацкие воинские Части и словацкие
партизанские отряды, сражающиеся mpo-
тив немецких захватчиков, составляют
часть чехословацкой армии и начало пе-
редавать сводки о боевых операциях в
Словакии.

По последним сообщениям, ожесточен-
ные бои идут в районе Жилина-Врутки,
крупного железнодорожного узла на стра-
тегически важной магистрали Копице —
Вогумин, затем в районе Глоповпа, на
словацко-венгерском рубеже около Лучен-
ца и в Восточной Словакии.

`Неменкие войска наступают по четы-
рем главным направлениям. С.„Моравской
территории т. н. «протектората» в па-
правлении на юто-восток, из окрестностей
Братиславы в Центральную Словакию,
затем из Венгрии из района Romun в

Восточную Словакию 6 одной стороны, и

Г 542110.

ские части.

Основные бои ведутся за овладение
стратегически важными коммуникацион-
ными линиями в Словакии, в первую
очередь упомянутой Кошицко-Богуминской
доротой. Шо последним сведениям вчера
словацкие патриоты добились серьезного
успеха. Ими вновь занят оставленный
ранее важнейший железнодорожный узел
— Жилина. Теперь словацкие военные
части чехословацкой напионально-00в0бо-
дительной армии вместе © партизанскими
отрядами предпринимают атаки против
19-ой немецкой дивизии СС.

Силы немецких войск, оперирующих
на территории Словакии, составляют при-
мерно 5—6 дивизий, поддержанных тан-
ками и крупными силами авиации, кото-
рые в Западной Словакии имеют базы в
Малацках, Вайнорах и Бискупицах (в 6
клм. восточнее Братиславы).

В итоге двухнедельных  кровопролит-
ных боев большая часть словацкой тер-
ритории остается в руках патриотов. Это
тем более примечательно, если иметь в
виду сравнительно
словацкой армии (всё население Словажии
сейчас составляет несколько более двух
миллионов человек) и отсутствие у нес
достаточного вооружения. Словацкое вой-
ско не располагает авиацией, не имеет
противотанкового оружия, испытывает
серьезный недостаток в тяжелом воору-
жении и боеприпахах.

Й всё же словацкие части и парти-
занские отрялы при поддержке всего на-
рода ведут героическую борьбу, защищая
каждую деревню, каждый тород, каждую
пядь словапкой земли от немецких зах-

из Польши — © другой стороны. Нако- ритории немцы
нец, ведутся бой и в районе Лученца, ко-  боях за Вежмаров, который несколько раз
торый в 1938 году венским арбитражем   переходил из рук в руки, немцы потеря-
был присоединен к Венгрии и где в боях   ли 400 человек убитыми. В боях в рай-
участвуют на стороне немцев и венгер-  оне. Нитры было уничтожено 200 немцев.

небольшие размеры!

зватчиков. Каждый метр захваченной тер-

оплачивают кровью. В

Словацкие. бойцы освоили и способы борь-
бы с танками. Словаки уже уничтожили
29 немецких танков.

Таким образом недавнее заявление ше-
фа гитлеровекой печати Шмилта на пресс-

ЕРМ я
oe э
и

жи
Lf

MOPABCKA®

“5
о ее.
Ч ЗЕ х/

: (логове
} н
Hops SHUTPA

виа $ вю ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ГРАНИ i
trier KESESHBIE forormu =

конференции в Берлине, что сопротивле-
ние в Словакии будет сломлено в тече-
ние 24 часов, оказалось обычным  глу-
пым немецким хвастовством. Наконец, и
президент марионеточного словацкого «го-
сударетва» — Тисо был вынужден  че-
рез братиеславекое радио предупредить
торетку своих приверженцев, что необхо-
димо «терпение», так как немецкое на-
ступление в интересах успеха требует
«хорошо продуманного плана».

КРАКОВ
Fe oe TapHos, Senye

Lu

Каким образом произошел такой пово- венного аппарата и армии. По всей Слова-

рот событий в Словакии, которую гитле-
ровцы всегда выдавали за образец «ново-.
то порядка», доказывая, что она являет-
ся «оазисом» покоя и порядка?
Ретающую роль сыграло наступление
Красной Армии. Шо мере того, как мно-
жились успехи и побелы Красной Армии,
по мере того, как фронт приближался к
границам Словакии, в стране усиливалось
напряженное состояние и возрастали са-
мосознание и боевая решимость словац-
кого народа.
В глубоком подполье сплачивались ря-

9 looKm,

аа львов
Ш А

Л О

© сату-
© 7 e
Hp  иг Маре
Румыния

ни
ско

кии по
ЖА в (9358г.

ОАО Е

ды патриотов в крепкий хорошо закон-
опирированный и организационно-спло-
ченный боевой национальный фронт во
главе с подпольным словацким националь-
ным советом, об’единяющим все патри-
отические и антинемецкие силы в стране.
Были созданы сильные партизанские от-
рялы, которые всюду встречали веяческую
  поддержку словацкого. народа. Движение
сопротивления охватило все слои населе-
ния, включая большую часть государет-

ЕР
ТЛИ BER

вии создавались в городах и селах под-
польные национальные комитеты, как
органы борьбы и как будущие органы об-
шественного управления.

С другой стороны, тисовско-туковский

режим уже не был в состоянии противо-.

поставить этому  всенародному фронту
серьезную силу. Глинковская гвардия,
созданная по образцу СС, как террористи-
ческая фашистская организация, пережи-
вала глубокий кризис. Рядовые члены в
болыном количестве оставляли ее ряды и
боялись появляться в общественных ме-
стах в гардистской форме. В образе мыс-
лей большей части солдат и офицеров,
после опыта нз советско-германеком фрон-
те и после напрасных попыток привлечь
их К борьбе против словацких народных
борцов, не могло быть никаких сомнений.
В рядах. и. организациях немепкого мень-
шинетва, особенно после весенних и лет-
них поражений гитлеровской армии на
восточном фронте и после мобилизации в
отрялы СС, начали проявляться признаки
серьезного. недовольства.

Правительство при помощи немпев при-
бегло к жестоким террористическим меро-
приятиям, чтобы залушигь в корне народ-
но-освободительное движение. Но ‹ловап-
кий народ и его боевые органы не дали
застать себя врасплох. Со своих баз от-
правились в поход сильные партизанские
отряды, к которым присоелинилиеь гарни-
зоны словацких городов, часто вместе с

офицерами. В течение дней, лаже в тече-

ние часов всю Словакию охватило великое
вародное восстание.

30-го августа, выступая по. братислав-
скому рацио, «президент словажкого госу-
дарства» Тисо, вынужден был признать,
что «многие честные словаки из народа и
армии присоединились к партизанам» ий
что «вея Словакия заражена партизанской
чумой», Из его предостережения, что
«словацкие солдаты и офиперы должны.
подчиняться только приказам военного
командования в Братиславе», было ясно:
что вооруженная борьба против немпев

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6, ул. Чехова, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 76. Бюро жалоб подписной конторы K-4-00-70,   206. 31
  , — К-1-00-70,   цоб. 31.

Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СООР. «Врасная звезда», Москва, улица Чехова, 16.

руковохится пентральным военным органом
на территории Словакии. 0собым приказом
так называемого министерства националь-
ной обороны в Братиславе была отменена
недавно об’явленная мобилизация в сло-
вацкую армию. Вслед за этим была 0б’-
явлена демобилизапия  словапкой армии,
которая в городах, захваченных немцами,
проволится со зверской жестокостью.
Немцы вымещают свою злобу Ha 6¢30-
ружном населении. В Жилине истязали
детей, из Препова увозили пленных офи-
церов в  запломбированных вагонах, 43
Тренчина сообщают о страшных случаях
излевательства над елавапкими женщина-
ми и девушками. В Турчанеком Святох
Мартине мирное население было обетре-
ляно пулеметами с немецких самолетов.

Но немцы уже не найдут на словадкой
земле покоя. В районах, временно ими за-
хтаченных, разгорается беспощадная пар-
тизанская война не на жизнь, а на
смерть.

0 величии духа, которое сейчас овла-
дело всей Словакией, лучше всего евиде-
тельствуют действия слушателей брати-
славской военной академии, достойные
лучших тралиций революпионных борпов
всех народов, всех времен. В Братиславе,
захваченной немцами, горстка молодых
словацких офицеров забаррикадировалась в
помещении военной академии, отвергла
немецкий ультиматум, оказала героическое
сопротивление и после неравной борьбы
была сражена.

Немпы, битые на всех фронтах, хоте-
ли достигнуть последней легкой победы
над малым двухмиллионным наротом, ко-
торый выдавали за своего «верного с9-
юзника».

Просчитались! Малый словацкий нарол
поднялся на великую борьбу, и борьба этз
пря помощи Красной Армии будет доведе-
на до победного конца.

Ответственный редактор
Н. А. ТАЛЕНСКИЙ.
и

ey