могла бы состоять в испарении воды с тех поверхностей бетонной массы, которая выступает наружу. Это испарение, сопровождающееся высыханием, бетона, возобновляло бы в нем способность подсоса воды снизу и, таким образом, при постоянном испарении происходил бы непрерывный ток воды и процесс
разрушения вследствие выноса водою из бетона едкой извести. Поэтому нам. пришлось все фундаментные части, выступающие из грунтовых вод, покрыть пароизоляционным (он же и гидроизоляционный) колпаком. Таким образом,
мы отрезали все части, которые выходят из воды, от атмосферы и испарения, а, следовательно, и от тока воды. Изоляция эта имела и вторую цель: преградить приток грунтовой воды в подвальные помещения.
В качестве изоляционного материала нами применена асбестовая бумага, пропитанная битумом. Американцы к этой бумаге прибавляют обычно неко
торое количество древесного волокна. Мы научились делать бумагу только на азбесте, который является вечным материалом. Так как битум тоже вечный
материал, то мы полагаем, что и наша изоляция в целом является вечной. Принцип изоляции заключается в многослойности. У нас приняты (как это
применяют и американцы) четыре слоя изоляции с проклейкой их клебемассой (битум) с более низкой точкой плавки. Значение многослойности состоит
в том, что всякое нечаянное повреждение или трещина всегда произойдет только в одном слое и далее непременно перескочит налево, направо и пойдет через второй слой в другом месте. Таким образом, один слой перекрывает возможные дефекты в другом. При устройстве изоляции приняты меры к ее
механической защите, состоящие в том, что изоляционный слой всегда зажат между двумя каменными массивами.
Запроектированные объемы здания могли быть решены только на основе металлического каркаса. Помимо способности нести на себе исключительно большие нагрузки, металлический каркас имеет еще существенное преимуще
ство перед другими конструкциями, например железобетонными, заключающееся в исключительной точности разбивки и установки всех основных эле
ментов здания. Это является необходимейшей предпосылкой для изготовления
всех частей каркаса индустриальным порядком и для сведения строительного процесса почти исключительно к сборке. Вся металлическая конструкция, ввиду грандиозности масштабов здания, представляется исключительно массив
ной. Каркас высотной части не имеет прецедентов в мировой практике как по массивности отдельных частей, так и по сложности приемов расчета.
Для изготовления этой части каркаса представилось необходимым прибегнуть к новой марке стали повышенной прочности, легированной добавкой хрома и меди (сталь марки ДС). Прочность этой стали на 30 - 40% выше нор
мальной мостовой стали марки 3. Для каркаса стилобатной части применяется медистая сталь ЗМ, имеющая те же показатели прочности, что сталь 3, но отличающаяся от нее, как и сталь ДС, повышенной сопротивляемостью коррозии.
Все остальные части каркаса будут иметь дополнительную защиту от коррозии путем покрытия их жидким бетоном или покрытия специальной эмалью на жидком стекле.
Равным образом, все металлические части будут иметь противопожарную защиту в виде каменных и бетонных ограждений или в виде толстой бетонной штукатурки.
Все основные колонны здания, за исключением колонн высотной части, будут отделены от фундамента толстыми (15 - 20 мм) звукоизолирующими прокладками из нескольких слоев гидроизола. Под колонны высотной части предполагается положить сравнительно более тонкие прокладки гидроизола исключительно лишь в целях гидро- и электроизоляции, так как проникновения внешнего шума в фундаменты этой части, глубоко заложенные и огражденные со всех сторон другими фундаментами, ожидать не приходится.
Междуэтажные конструкции базируются на коренных балках, соединяющих основные колонны в каждом этаже. Нормальный пролет между балками - 7,20 × 7,20м. Все перекрытия будут сделаны железобетонными, по возможности