ние вопроса мы находим в реалистической трактовке. Смотря на ряд фотопортретов, мы видим действительно наших рабочих, красно
армейцев и крестьян. Но показ лишь внешнего облика человека без характеристики его взаимоотношений со средой нас мало удовлетворяет. Безыдейный, отвлеченный от жизни порт
рет является искусством не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Частичное опять-таки реше
ние вопроса мы можем найти в портрете на фоне реальной рабочей обстановки, но здесь мы стоим перед опасностью превращения портрета в жанровую сцену, перед опасностью интимизации.
Возможность синтетического портрета, дающего общественную характеристику человека, мы имеем в фотомонтажном портрете. Средствами фотомонтажа мы можем дать вме
сте с изображением человека и его среду, не превращая вместе с тем портрет в жанровую сцену. Если портрет рядового члена общества без показа его связи с общественным коллективом не может дать нам достаточного удовлетворения, то еще более остро чувствуется
потребность синтетического портрета при изображении наших вождей.
«Портретов Ленина не видно, Похожих не было и нет
- писал поэт Полетаев. Эта фраза имеет глубокий смысл: имя Ленина ассоциируется нами с величайшими победами рабочего клас
са и звучит недосягаемой многогранностью. Но показ его лишь внешнего облика и лишь одного момента жизни дает нам меньше, чем хотелось бы видеть. Только в связи с изображением борьбы рабочего класса за социализм можно создать не изображение, а портрет Ленина. Но очевидно также и то, что такую огромнейшую личность, как Ленин, не
возможно исчерпать одним портретом, - лишь серия синтетических портретов может дать нам его облик.
Работа над синтетическим портретом вождей, работа над синтетическим портретом ря
довых членов коллектива - рабочего-ударника, активиста-комсомольца, раскрепостившейся женщины - должна привлечь внимание советской фотографи.
В качестве примера советской трактовки портрета укажем на снимки А. Морозова „Портрет Маяковского“ в №10 „Советского фото , и, в особенности, - на снимок Иванова „Портрет“ в № 7 за текущий год. Редакция
В КОЛХОЗЕ Т. Бунимович (Пятигорск)